Я построил дома железную дорогу за 200 000 ₽

Что можно купить и какие детали придется делать своими руками

75
Я построил дома железную дорогу за 200 000 ₽
Аватар автора

Александр Месс

построил дома железную дорогу

Страница автора

Я с детства люблю железные дороги.

В 10 лет у меня была игрушечная электрическая железная дорога с поездом на батарейках — возила моих солдатиков и грузы. Это была одна из любимых игрушек, потому что в отличие от обычных машинок поезд мог ездить сам.

Позже я начал заниматься на детской железной дороге в Екатеринбурге — это узкоколейная железная дорога в парке Маяковского. На уроках мы изучали функционирование железных дорог, принципы работы техники и основы железнодорожных профессий. А в остальное время ездили на пассажирском составе и исполняли обязанности машиниста, начальника станции и других должностей.

Уже взрослым я начал собирать старые игрушки и в какой-то момент решил купить себе раритетную игрушечную железную дорогу. Мне было неинтересно, когда поезд просто ездит по кругу, поэтому я решил построить целый макет с домами, вышками и прочими атрибутами. Такой макет становится уже не игрушкой, а частью квартиры, потому что его невозможно разбирать после каждой игры. А еще его постоянно хочется увеличивать и совершенствовать.

В 2014 году я начал конструировать свой макет и заказывать все необходимое. Отмечу, что я строил не масштабный макет в общепринятом понимании, а макет игровой. В нем нет рельефа, он не претендует на сходство с реальной станцией — скорее он представляет собой пространство для движения игрушечного поезда между строениями, башнями и другими объектами.

За два года я построил в своей однокомнатной квартире железную дорогу общей протяженностью около 10 м с более чем 20 объектами инфраструктуры, локомотивом и 15 вагонами, а также сам электрифицировал многие детали. В статье расскажу о технических особенностях строительства игрушечной железной дороги и как я выбирал аутентичные игрушки к ней.

На строительство и оснащение железной дороги я потратил 196 172 ₽

Вагоны855 € (72 675 ₽)
Доставка всех предметов770 $ (57 250 ₽)
Локомотивы210 € (17 850 ₽)
Здания185 $ (12 950 ₽)
Башни150 $ (10 500 ₽)
Рельсы100 $ (7070 ₽)
Трансформатор Lionel90 $ (6363 ₽)
Краны80 $ (5646 ₽)
Локоны, 8 шт.40 $ (2828 ₽)
Резина860 ₽
Пластик800 ₽
Присыпка780 ₽
Фанера700 ₽

На строительство и оснащение железной дороги я потратил 196 172 ₽

Вагоны855 € (72 675 ₽)
Доставка всех предметов770 $ (57 250 ₽)
Локомотивы210 € (17 850 ₽)
Здания185 $ (12 950 ₽)
Башни150 $ (10 500 ₽)
Рельсы100 $ (7070 ₽)
Трансформатор Lionel90 $ (6363 ₽)
Краны80 $ (5646 ₽)
Локоны, 8 шт.40 $ (2828 ₽)
Резина860 ₽
Пластик800 ₽
Присыпка780 ₽
Фанера700 ₽
Фрагмент моей железной дороги
Фрагмент моей железной дороги

Какие бывают игрушечные железные дороги

Конструирование железной дороги дома — это увлечение с большой историей. В нем давно есть свое международное сообщество, особенности и стандарты.

За исключением детских игрушек, все электрические железные дороги выпускаются в одном из общепринятых масштабов. Основная разница не только в величине поезда, но и в ширине колеи: для поезда каждого масштаба нужны свои рельсы.

1:87 с шириной колеи 16,5 мм — наиболее распространенный масштаб железнодорожного моделирования в мире. В нем сохраняется хорошая детализация, но при этом макет можно построить в небольшой комнате или даже на столе. В США очень распространен масштаб O, или 1:43, с шириной колеи 32 мм.

Масштабы обозначают буквами или цифрами. Для понимания масштаба рядом нарисована человеческая фигура среднего роста
Масштабы обозначают буквами или цифрами. Для понимания масштаба рядом нарисована человеческая фигура среднего роста
В музее «Гранд Макет Россия» в Петербурге — огромный железнодорожный макет масштаба HO, или 1:87, на котором условно показана вся Россия. Здесь двигаются не только поезда, но и автомобили, а освещение той или иной территории меняется в соответствии со сменой часового пояса
В музее «Гранд Макет Россия» в Петербурге — огромный железнодорожный макет масштаба HO, или 1:87, на котором условно показана вся Россия. Здесь двигаются не только поезда, но и автомобили, а освещение той или иной территории меняется в соответствии со сменой часового пояса
Макет масштаба O. Источник: trains.com
Макет масштаба O. Источник: trains.com

Все модели железных дорог различаются по принципу тяги. Они бывают:

  1. Паровые.
  2. Механические.
  3. С питанием от батареек.
  4. Работающие на переменном токе — Alternating Current, AC.
  5. Работающие на постоянном токе — Direct Current, DC.
  6. С цифровым управлением — Digital Command Control, DCC.

Для них нужны соответствующие локомотивы.

Паровые локомотивы достаточно редкие и дорогие. Это действующие модели настоящих паровозов. Они движутся за счет давления пара: вода в котле разогревается спиртовой горелкой, кипит, пар поступает в цилиндры и колеса крутятся.

Бывают старинные паровые модели, но есть и новые — например, от английского производителя Mamod. Паровые локомотивы стоят в среднем от 400 GBP⁣ (31 859 ₽), другие типы дешевле в два-три раза.

Паровоз Mamod. Источник: flickr.com
Паровоз Mamod. Источник: flickr.com

На механических железных дорогах локомотив имеет внутри пружину и заводится ключом, как часы. После этого он будет двигаться и тянуть вагоны, пока не кончится завод пружины.

Игрушечные железные дороги с заводными локомотивами были распространены в Европе и США в первой половине 20 века. Сами локомотивы делали обычно из жести, они двигались по металлическим рельсам.

Английский заводной локомотив фирмы Hornby 1920⁠-⁠х годов. Источник: ogrforum.ogaugerr.com
Английский заводной локомотив фирмы Hornby 1920⁠-⁠х годов. Источник: ogrforum.ogaugerr.com

При питании локомотива от батареек рельсы могут быть металлическими либо пластмассовыми, так как нет необходимости пропускать по ним ток. Чтобы запустить поезд, нужно нажать переключатель на локомотиве.

При такой схеме питания все управление движением производится вручную. Так можно, например, запустить-остановить поезд или перевести стрелку. В остальных схемах электропитания рельсы должны быть только металлические, поскольку по ним поступает ток на двигатель локомотива.

Немецкий локомотив Biller 1956 года масштаба HO с питанием от батареек. Три батарейки типа AA располагаются сзади на тележке. Источник: sendel.se
Немецкий локомотив Biller 1956 года масштаба HO с питанием от батареек. Три батарейки типа AA располагаются сзади на тележке. Источник: sendel.se

Модели, работающие на переменном токе, чаще делают трехрельсовыми. Кроме основных двух рельсов, как на настоящей железной дороге, есть еще третий рельс посредине, изолированный от боковых.

Два ролика посредине служат для электрического контакта с центральным рельсом
Два ролика посредине служат для электрического контакта с центральным рельсом

Переменный ток напряжением 8—18 В подается от трансформатора на все три рельса. Это питание локомотива. Скоростью поезда можно управлять за счет изменения напряжения ручкой на трансформаторе. А направление движения меняется кратковременным отключением питающего напряжения. Также можно дистанционно управлять переводом стрелок.

Питание постоянным током также осуществляется через рельсы от трансформатора. Для смены направления движения поезда меняется полярность напряжения на рельсах.

Модели с цифровым управлением питаются от специального контроллера, который может быть соединен с компьютером. Управлять поездами, стрелками и аксессуарами на макете можно программно.

Свой макет я начал строить в масштабе 1:43 с питанием переменным током. Этот масштаб лучше всего соответствовал размеру старых игрушек, которые я коллекционирую. Игрушки я заказывал из США, а там наиболее широкий ассортимент железнодорожных моделей именно на переменном токе. Все перечисленные в тексте детали — рельсы, стрелки, трансформатор, строения, подвижной состав и литературу — я купил в США и Европе на аукционе «Ибэй». Подробно о том, как покупать раритетные игрушки, я рассказал в другой статье Т⁠—⁠Ж.

Стол для макета

В США многие устанавливают макеты на чердаках домов или в гаражах. В интернете я видел ролики, в которых такие железные дороги сооружают даже на улице, но для меня до сих пор остается загадкой, как они борются с коррозией от влаги.

Я строил железную дорогу у себя в квартире. Макет предполагался стационарный, неразборный, поэтому нужен был какой-то стол, причем массивный, чтобы выдерживать нагрузку и все манипуляции с макетом. С такой поверхностью, чтобы можно было крепить к ней детали. Со свободным доступом к пространству под столом, потому что почти все провода будут расположены именно там.

Я использовал свой старый советский письменный стол с тумбами, увеличив площадь столешницы листовой фанерой 8 мм. Потребовался один лист фанеры, который я купил в «Леруа Мерлене» за 700 ₽, там же мне ее и распилили. Под фанерой по периметру стола я проложил металлический уголок для жесткости, сделал дополнительные опоры из металлического профиля. Уголок и опоры нашел в гараже.

Вначале нужно было придумать примерную схему путей, чтобы понимать, сколько места для этого потребуется. Сделать это можно было самостоятельно или по книгам. Есть специальные издания, например, Realistic Track Plans for O Gauge Trains by Martin J. McGuirk 1997. Там предложено 16 вариантов реалистичных схем путей на разную тематику: от Дикого Запада до военных и индустриальных. К каждой схеме есть описание, план и список необходимых рельсов и аксессуаров.

Я начал проектировать схему путей сам, потому что не нашел той, которая бы меня полностью удовлетворяла. Предложенные схемы не подходили по размеру и смысловой нагрузке.

Почти все американские книги по ж/д-моделированию в масштабе O используют в своих проектах рельсовый материал и аксессуары фирмы Lionel, так как это крупнейший в США производитель электрических железных дорог этого масштаба
Первоначальный прототип макета. Схема слишком сложная, нет места для строений и прочего. Правый стол под макетом пришлось убрать, потому что не было доступа для монтажа соединительных проводов
Размер моего подмакетника — 230 × 130 см. Внутри сделан отсек для двух блоков питания и сбоку полка для пульта управления

Устройство рельсового пути

Рельсы и стрелки фирмы Lionel я покупал на аукционе не новые и сразу наборами — в лот входили стрелки, рельсы и другие детали. На покупку рельсов и стрелок ушло около 100 $⁣ (6375 ₽), примерно столько же стоила доставка.

При покупке важно смотреть на состояние металла. Если поверхности слегка окислились, их можно будет почистить, но электрический контакт будет хуже. Если металл покрыт ржавчиной, такие рельсы лучше не покупать.

Поскольку рельсы даже одного масштаба, но разных производителей могут различаться, нужно использовать одинаковые.

На «Ибэе» можно купить как отдельно рельсы и стрелки, так и смешанные лоты
На «Ибэе» можно купить как отдельно рельсы и стрелки, так и смешанные лоты

Рельсы можно крепить к столу шурупами, но при движении поезда возникает такой шум и вибрация, что требуется виброизоляция.

Вначале я крепил рельсы к листовому пластику толщиной 5 мм, который затем шурупами крепил к столу. Пластик я нашел в компании, которая занимается изготовлением наружных световых конструкций и вывесок, — у них остаются обрезки листов, которые им не нужны. Для прямых участков я резал пластик обычным монтажным резаком, но изгибы ровно вырезать не получилось. В той же компании мне на станке нарезали необходимые куски по шаблону, который я сделал в программе Corel. Необходимый пластик вместе с работами мне обошелся в 800 ₽.

Через пластик вибрация уменьшилась, но не исчезла, поэтому под пластик я проложил пористую резину толщиной 3 мм. Ее я покупал в магазине резиновых изделий за 860 ₽: два куска 500 × 700 мм по 430 ₽.

Пластиковые секции с рельсами я приклеил к резине, а ее приклеил к столу клеем ПВА. Такое крепление обеспечивает необходимую шумо- и виброизоляцию.

Это магнитный расцепитель вагонов — секция рельсов с электромагнитом, который при включении может открывать магнитные сцепки вагонов, проезжающих над ним. Под рельсами видно белый пластик и резину
Стрелочные переводы у меня электрические, управляются с общего пульта, но при этом есть возможность ручного управления каждой стрелкой. Преимущество этих стрелок в том, что они автоматически переключаются на то направление, с которого едет поезд
Разобраться с подключением несложно. Но можно найти подробное описание в старых фирменных брошюрах производителей электрических железных дорог

Электропитание макета

Все электропитание состоит из двух частей. Первая — это понижающий трансформатор, или ЛАТР. Он нужен для понижения напряжения из розетки с 220 до 110 В, чтобы питать управляющий трансформатор макета. Такой можно купить на «Авито» за 2000—3000 ₽.

Все освещение на макете питается напряжением 5 или 12 В, для этого я поставил еще один блок питания, болгарский ТЕС 12-3-НТ — такой на «Авито» стоит около 1000 ₽.

Блоки питания можно взять какие угодно. Например, сейчас для будущего расширения макета у меня приготовлены два блока питания от сервера — они заменят болгарский, у которого не хватит мощности, когда макет станет больше.

Понижающий трансформатор и блок питания освещения макета
Понижающий трансформатор и блок питания освещения макета

Вторая часть электропитания — сам управляющий трансформатор. Он регулирует скорость и направление движения поезда. Трансформатор этой модели может одновременно управлять двумя поездами, которые двигаются по изолированным друг от друга участкам пути. Если оба поезда проходят по одному участку, их скорость будет одинаковой, так как на них будет подаваться одно и то же напряжение.

У меня трансформатор мощностью 190 Вт фирмы Lionel. Он, как и некоторые другие, может отдельно питать освещение на макете. Но лучше подключать освещение к отдельному блоку питания, чтобы снизить нагрузку на трансформатор.

Трансформатор Lionel сделан в 1950⁠-⁠е годы. Верхние ручки служат для регулировки скорости двух локомотивов. При повороте нижней ручки локомотив может гудеть. Справа кнопка для изменения направления движения. Купил его за 90 $
Трансформатор Lionel сделан в 1950⁠-⁠е годы. Верхние ручки служат для регулировки скорости двух локомотивов. При повороте нижней ручки локомотив может гудеть. Справа кнопка для изменения направления движения. Купил его за 90 $

Пульт переключения стрелок я собирал сам. Он служит для дистанционного переключения стрелок на макете, а также для управления магнитным расцепителем вагонов. Кроме того, с пульта можно изолировать участок пути. Это нужно, например, чтобы один локомотив мог объехать другой, стоящий на станции, по второму пути. Пульт я собрал в основном из старых советских деталей.

Полностью готовых решений не купить. Поэтому, если хочется качественную железную дорогу, придется учиться разбираться в электрике и собирать детали. Я разбираюсь в электрике с детства, поэтому у меня не возникло сложностей.

Буквы на переключателях обозначают номера стрелок. Слева от пульта — набор переключателей для управления освещением макета и вращением антенны радарной башни. Это блок переключателей от старинной японской ЭВМ 1984 года, которую я нашел на заброшенном заводе
Буквы на переключателях обозначают номера стрелок. Слева от пульта — набор переключателей для управления освещением макета и вращением антенны радарной башни. Это блок переключателей от старинной японской ЭВМ 1984 года, которую я нашел на заброшенном заводе
Провода к рельсам подключаются с помощью локонов. Это специальные пружинные зацепы, которые надеваются на рельсы и имеют клеммы для проводов. Их можно купить, так же как и рельсы. Цена за штуку — около 5 $
Провода к рельсам подключаются с помощью локонов. Это специальные пружинные зацепы, которые надеваются на рельсы и имеют клеммы для проводов. Их можно купить, так же как и рельсы. Цена за штуку — около 5 $
Для контроля тока и напряжения на макете сделана контрольная панель приборов. Это нужно для оценки нагрузки на блоки питания
Для контроля тока и напряжения на макете сделана контрольная панель приборов. Это нужно для оценки нагрузки на блоки питания

Здания и строения

По моей задумке, на макете должна быть маленькая товарная станция с электроподстанцией, один тупик и объездной путь, а остальная часть будет на другом модуле макета, который я пока не спроектировал.

Здания для макета можно купить: они продаются как в виде набора деталей для сборки, так и готовыми. Я хотел, чтобы все выглядело более-менее реалистично, поэтому добавил в дома дополнительное освещение — об этом расскажу дальше в статье.

Площадка около станции сделана из плотного картона, окрашенного акриловой краской, а остальная часть макета покрыта специальной присыпкой — это окрашенные деревянные опилки, которые приклеиваются к поверхности макета клеем ПВА.

Здание склеено из набора, купленного за 30 $. Добавил внутреннее оборудование и подсветку
Всего на макете шесть зданий. На фото — здание производителя MTH за 35 $. А позади — водонапорная башня Lionel за 60 $
Козловой кран Lionel за 40 $. Кран некомплектный — в нем отсутствуют некоторые детали. Но кто не знает, этого не заметит
Присыпки различных цветов можно купить в магазинах для моделирования. Мне понадобились две упаковки разных оттенков

Подсветка макета

Макет должен красиво смотреться не только днем, но и ночью. Поэтому я сделал на нем искусственное освещение. Светятся окна домов, освещена товарная площадка и установлено еще несколько осветительных столбов. Водонапорная башня и антенная мачта сразу выпускались с подсветкой верхушки, а огни на радарной башне я сделал сам.

Для освещения использовал советские лампочки накаливания на 2,5, 6,3 и 12 В, а также светодиоды. Внимания на тон и мягкость я не обращал, использовал те, что у меня были. Но в целом все лампочки накаливания имеют теплую температуру свечения. Светодиоды на макете только сигнальные — красные.

Все продается в магазине радиотоваров или на «Авито»: светодиоды — около 10 ₽ за штуку, а лампочки — 15—30 ₽ каждая.

Внутри зданий — обычные лампочки
Ночью макет выглядит еще интереснее, чем днем
Ночью макет выглядит еще интереснее, чем днем
Ночью макет выглядит еще интереснее, чем днем

Подвижной состав

Локомотивы. Все локомотивы на макете должны быть одинаковыми по принципу электропитания. Сейчас у меня есть американский локомотив Boxcab фирмы K-Line — он сделан в Китае для американского рынка. А еще два новых лежат у знакомой в Германии и ждут, когда я смогу их забрать.

У локомотива есть гудок, ходовые огни, а также фигуры машинистов в кабине и подсветка. Купил его за 90 $
У локомотива есть гудок, ходовые огни, а также фигуры машинистов в кабине и подсветка. Купил его за 90 $

Корпус пластмассовый, но шасси металлическое.

Одна из двух сцепок магнитная, можно дистанционно отцеплять вагоны. На макете около станции установлен магнитный расцепитель, поэтому локомотив может привезти вагоны к платформе, отцепить их и уехать.

Вид снизу на локомотив
Вид снизу на локомотив
Почти все игрушечные локомотивы и вагоны имеют реальные прототипы. В прошлом такой локомотив возил лес в Калифорнии. Источник: lionel.com
Почти все игрушечные локомотивы и вагоны имеют реальные прототипы. В прошлом такой локомотив возил лес в Калифорнии. Источник: lionel.com
Один из купленных, но пока не доставленных мне локомотивов. Произведен несколько лет назад фирмой ETS в Праге. Он полностью металлический. Купил его за 120 €
Один из купленных, но пока не доставленных мне локомотивов. Произведен несколько лет назад фирмой ETS в Праге. Он полностью металлический. Купил его за 120 €

Вагоны. Каждый производитель моделей железных дорог, как правило, использует собственный стандарт сцепных устройств. На фотографиях вагонов ниже видно четыре различных вида сцепок.

Соответственно, невозможно сцепить, например, локомотив фирмы Lionel с вагоном фирмы Bing. Примерно треть моих вагонов — одного производителя, а для запуска остальных нужно купить еще несколько локомотивов.

Всего у меня 15 вагонов, на которые я потратил около 855 €⁣ (58 410 ₽).

В США большая часть вагонов производится из пластмассы, металлические только колесные пары. Вагон⁠-⁠кабуз фирмы Lionel стоил 20 $
Европейские вагоны чаще сделаны из жести и окрашены. Этот французский кран фирмы Jep я купил за 10 €
Один из моих любимых вагонов — думпкар, вагон для сыпучих материалов. Сделан в 1930⁠-⁠е годы в Германии фирмой Märklin, приобретен за 160 €. Рычаг сбоку служит для откидывания боковых крышек, через которые высыпается содержимое
Этот вагон⁠-⁠рефрижератор я купил в антикварном магазине в чешском Крумлове за 75 €. Он сделан чехословацкой фирмой Merkur в 1970⁠-⁠х годах. В отличие от остальных вагонов у него пластмассовые колесные пары
Кран фирмы Rail King сделан в Китае для американского рынка. Кабина может вращаться, стрела и крюк двигаются. У крана литая металлическая платформа и подпружиненная подвеска. Стоил такой около 30 $

Самоделки на макете

Некоторые аксессуары для макета можно сделать самому. Мне нужны были столбы с прожекторами для освещения товарной площадки — я сделал их из старых телеграфных столбов фирмы Lionel. После окраски установил крепления для ламп и проводку. Лампочки взял на 2,5 В от советской медицинской аппаратуры.

Радарную башню фирмы Lionel я купил новую за 60 $⁣ (3825 ₽), но механизм вращения антенны был далек от совершенства: антенна вращалась шумно и плохо, это такая особенность модели. Я заменил его на моторчик от СВЧ-печки и сделал светодиодную подсветку на саму башню. Не самое хорошее решение использовать на макете 220 В, но нужен был мотор с предельно малой скоростью вращения и подходящий по габаритам. Для безопасности он подключен через автоматический выключатель, который сработает в случае короткого замыкания.

Самодельный столб
Самодельный столб
Радарная башня, дополненная мотором от микроволновки
Радарная башня, дополненная мотором от микроволновки
1/2
Самодельный столб

Я хотел снять видеоролик про свой макет, в нем должны были быть кадры, снятые с поезда в движении.

Для этого я собрал путевую киносъемочную машину: две направленные лампы, питающиеся от аккумулятора, перед ними крепится камера «Гоупро», и вся эта конструкция устанавливается на грузовую платформу. В результате можно сделать съемку на ходу, будто камера закреплена впереди локомотива.

Так выглядит моя путевая киносъемочная машина с закрепленной на ней камерой «Гоупро»
Так выглядит моя путевая киносъемочная машина с закрепленной на ней камерой «Гоупро»

Уход за макетом

Как и любая техника, макет требует регулярного ухода. Основная проблема — это пыль и естественная окись на рельсах и колесах локомотива, которая нарушает электрический контакт, и ничего никуда не едет.

Рельсы и колеса я чищу ватными дисками, пропитанными изопропиловым спиртом, который растворяет окись. Сам макет можно аккуратно пылесосить либо сдувать с него пыль обычным феном. Со зданий и вагонов пыль можно удалять мягкой кистью — я использую кисть, предназначавшуюся для чистки фотообъективов.

Колеса вагонов периодически нужно смазывать машинным маслом. На некоторых вагонах есть специальная наклейка, показывающая, как именно это надо делать
Колеса вагонов периодически нужно смазывать машинным маслом. На некоторых вагонах есть специальная наклейка, показывающая, как именно это надо делать

В итоге

Чтобы изготовить подобный макет, достаточно минимальных знаний электротехники в пределах школьного курса и умения пользоваться бытовыми инструментами, включая паяльник и мультиметр. Процесс крайне увлекательный, ведь ты строишь собственный маленький мир таким, каким хочешь его видеть.

На постройку домашней железной дороги я потратил около 200 000 ₽. Макет я буду развивать и дальше — в планах удлинить его как минимум вдвое. Пока есть сложности с оплатой и доставкой покупок из-за границы, но буду искать варианты.


Хотите написать такую статью для Т⁠—⁠Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.

А какие у вас хобби? Сколько на них тратите?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество