Как не купить билет на несуществующий рейс?
Авиакомпании продают прямые билеты в страны, с которыми закрыто авиасообщение и куда не летают грузопассажирские рейсы. Что будет, если купить билет на такой рейс? Вернут ли деньги в случае отмены?
Скорее всего, это билеты на рейсы, которые не состоятся. Авиакомпании продают их, чтобы бесплатно кредитоваться за счет пассажиров, но разрешения на такой полет нет, и, скорее всего, он не состоится. Если рейс отменят, деньги вернут не сразу или вообще предложат ваучер на будущие полеты. Расскажу, что проверить перед покупкой и какие права есть у пассажиров.
Что за несуществующие рейсы
Несуществующие рейсы — это полеты в страны, авиасообщение с которыми официально еще не возобновили. Перевозчики продают их, чтобы поправить свое финансовое положение, в надежде, что вылет все-таки состоится. Пресечь такую практику Росавиацию просило Общероссийское объединение пассажиров, а Федеральная антимонопольная служба считает это нарушением прав потребителей.
Теоретически на таких билетах можно неплохо сэкономить, если купить их до открытия авиасообщения, пока не начался ажиотаж. Например, лоукостер Wizzair продает билеты из Санкт-Петербурга в Бухарест на сентябрь всего за 22,99 € (1982 ₽) в одну сторону на одного. Некоторые мои знакомые начали покупать такие билеты еще в 2020 году в разгар пандемии, и теперь у них коллекция ваучеров, которые они никак не могут потратить.
Когда я писал статью об изменениях правил въезда в Черногорию, в расписании аэропорта Домодедово появился прямой рейс «Уральских авиалиний» в Тиват. Мне это показалось странным, потому что Росавиация разрешения на такие полеты не давала. В итоге вылет отменили, когда пассажиры уже прошли регистрацию, сдали багаж и сидели в самолете.
Авиакомпания пообещала вернуть деньги, а ситуацией заинтересовалась транспортная прокуратура. По словам туристов, некоторым из них пришлось за свой счет сдать ПЦР-тесты на коронавирус в аэропорту, хотя для въезда в Черногорию они не требовались. Представители авиакомпании заявили, что ничего не знают об отмене ограничений.
Как путешественникам попасть в страны, с которыми не возобновили авиасообщение
Если регулярное авиасообщение с нужной вам страной не возобновили, иногда можно улететь грузопассажирским рейсом или с пересадкой в третьих странах.
Грузопассажирские рейсы авиакомпании выполняют по специальным разрешениям Росавиации. Например, до официального открытия полетов в США «Аэрофлот» летал в Нью-Йорк ежедневно. Но даже если билеты на грузопассажирские рейсы есть в продаже, покупать их рискованно: вылет могут отменить в любой момент.
Некоторые туроператоры в отсутствие регулярного авиасообщения наладили перевозку организованных групп туристов грузопассажирскими рейсами на Кипр и в Тунис. Это было до возобновления авиасообщения с Кипром. 3 июня Росавиация заявила, что туроператоры не имеют права продавать туры на грузопассажирские рейсы. После этого авиакомпаниям аннулировали часть перелетов, и россияне, которые купили эти туры, не смогли улететь.
С пересадками путешественники могут попасть обычными рейсами во многие открытые страны и города. Например, сейчас прямые перелеты из России в Египет есть только в Каир. В Хургаду или Шарм-эш-Шейх туристы попадают через Стамбул или Минск — так делать не запрещено.
Что проверить перед покупкой билета
Полностью обезопасить себя от покупки билета на несуществующий рейс невозможно, но вот что я рекомендую проверить.
Открыто ли авиасообщение. Список государств, с которыми возобновлено регулярное авиасообщение и куда летают регулярные грузопассажирские рейсы, опубликован на сайте Росавиации.
Могут ли туристы въехать в страну. Возобновление авиасообщения не означает, что страна открыта для туристов. Например, 28 июня Россия возобновила полеты еще в восемь государств, но туристов принимают только пять. Чтобы въехать в остальные, нужны особые основания и дополнительные документы. Без них на рейс могут не пустить.
Узнать, куда пускают туристов из России, можно в интерактивном навигаторе Т—Ж, который подскажет, какие там действуют ограничения и как организовать поездку. В сервисе есть удобные фильтры: нужен ли загранпаспорт и виза, открыто ли прямое сообщение, требуют ли справки и необходим ли карантин, где можно отдохнуть на море или в горах. Информация в сервисе — с сайтов правительств или посольств и постоянно обновляется.
Выполняют ли рейс сейчас. Информацию о рейсе можно найти в приложении Flightradar, о нем я подробно рассказывал в другой статье. В поисковую строку надо ввести номер рейса или пункт отправления и назначения. Приложение покажет планируемые и уже отправленные рейсы.
Социальные сети и форумы. Там пассажиры часто делятся новостями или просят совета. Например, в группе Utair во «Вконтакте» под последними постами более 200 комментариев. Большинство из них связаны с массовой отменой и переносом рейсов по России. На Форуме Винского есть темы, посвященные отмене и переносу рейсов российскими и зарубежными авиакомпаниями.
Не стоит полагаться на порядочность авиакомпаний
Я купила билеты в Грецию на август с пересадкой в Стамбуле, когда регулярное авиасообщение с Турцией еще было ограничено. Они свободно продавались на сайтах агрегаторов и у Turkish Airlines. Я очень обрадовалась, так как это было дешевле, чем напрямую, и стала рассказывать об этом друзьям. Они задали логичный вопрос: а получится сделать пересадку?
Я стала звонить в авиакомпанию, но там посоветовали ждать и сказали, что если рейсы не возобновят, то мне вернут деньги или ваучер. Было обидно, что перевозчики продают такие билеты, надеясь на авось. Хорошо, что авиасообщение с Турцией в итоге возобновили и мой рейс оставался в расписании. Я еще раз позвонила в авиакомпанию, и там подтвердили, что вылет состоится, надеюсь, что так и будет.
Для меня история пока не закончилась, но я сделала вывод, что перед покупкой билета надо досконально все проверять, а не полагаться на порядочность авиакомпаний. На сомнительных билетах я экономить не готова, уж лучше переплатить, но чтобы все было наверняка.
Какие права есть у пассажира, если рейс отменят
Если авиасообщение не открылось и рейс отменили, перевозчик может предложить пассажиру несколько вариантов.
Перенести даты полета. Обычно авиакомпании предлагают перенести рейс в пределах года по этому же или другому маршруту. Чтобы получить новые билеты, клиент должен обратиться в службу поддержки перевозчика по телефону, электронной почте или в социальных сетях. На сайте «Аэрофлота» все координаты есть на одной странице.
Вернуть деньги. Пассажир может сделать это, даже если купил билет по невозвратному тарифу. Автоматически деньги, скорее всего, не зачислят. Для этого надо обратиться в авиакомпанию или агентство, где оформили билет.
Получить ваучер. Во время пандемии авиакомпании стараются сократить издержки и предлагают пассажирам ваучеры вместо денег. Но пассажир вправе потребовать, чтобы ему вернули деньги. Правда, это правило работает только для российских перевозчиков. С зарубежной компании получить деньги намного сложнее.
Сделать чарджбэк. Если договориться с авиакомпанией не получается, а билет оплачен по банковской карте, попробуйте вернуть платеж через банк. Эта процедура называется чарджбэком. К заявлению надо приложить документы, подтверждающие отмену или перенос рейса и нежелание перевозчика возвращать деньги. Подойдет переписка по электронной почте или в социальных сетях.
Даже если авиакомпания сама устанавливает какие-то сроки возврата, например 30 или 60 дней, подать заявление на чарджбэк можно уже через две недели. Об этом я узнал в прошлом году, когда возвращал деньги за билет по маршруту Сыктывкар — Москва. Авиакомпания Utair отменила рейс и постоянно увеличивала сроки возврата. Сначала это были 30 дней, потом 60, затем 120. Я, как добропорядочный пассажир, ждал их окончания, а зря: перевозчик просто тянул время, чтобы договориться с платежными системами и выдать ваучеры. Об этом в интервью для корпоративного блога рассказал один из руководителей компании. В чарджбэке по этим билетам мне в итоге отказали.
Что в итоге
Несуществующие рейсы — это полеты в страны, авиасообщение с которыми еще не открыто, а особого разрешения Росавиации на такие полеты нет. Авиакомпании продают на них билеты, чтобы поправить свое финансовое положение.
На этих билетах можно неплохо сэкономить, но если авиасообщение не возобновят, то деньги, скорее всего, надолго застрянут в авиакомпании.
Попасть в открытые страны, с которыми еще не возобновлено авиасообщение, туристы могут на грузопассажирских рейсах или с пересадками в других государствах.
Покупать билеты на грузопассажирские рейсы рискованно: вылет могут отменить в любой момент. Организованных туристов на таких рейсах не возят.
Чтобы не купить билет на несуществующий рейс, проверьте, открыты ли полеты в эту страну. Для надежности можно посмотреть, выполняют ли такие рейсы, на сайте Flightradar.
Если перелет отменили, пассажир вправе перенести вылет на другую дату или направление, а также вернуть деньги, но это не всегда просто сделать.