Сгорит ли ваучер авиакомпании, если рейс снова отменят?

21
Аватар автора

Viktoria Kogan

спросила в Сообществе Т⁠—⁠Ж

Летом 2020 года мой рейс Дюссельдорф — Симферополь — Дюссельдорф отменили из-за пандемии и предложили выдать ваучер. Я согласилась. Летом 2021 года моя поездка по этому же маршруту, скорее всего, тоже не состоится.

Что будет с моими деньгами, если путешествие отложится во второй раз? Что предусмотрел «Аэрофлот» в этом случае?

Виктория, если вы еще не оплатили ваучером новые билеты, а поездка в период его действия не состоится, «Аэрофлот» вернет вам деньги. Правда, у авиакомпании есть на это три года. Если же вы уже потратили ваучер на новые билеты, то будут действовать общие правила возврата денег за отмененный рейс. Расскажу обо всем по порядку.

Какие правила возврата действуют, если вы купили билет до 1 мая 2020 года

До коронавируса пассажир мог вернуть полную стоимость билета, если отказ от полета был вынужденным. Например, если рейс отменили, задержали или человек не смог улететь из-за болезни.

Когда началась пандемия, перевозчики стали массово отменять вылеты. Чтобы авиакомпании не разорились, Правительство РФ разрешило им возвращать деньги не сразу, а через три года. Или вовсе засчитывать стоимость билета в счет других перелетов — выдавать ваучеры.

Ваучер — это электронный документ. Он подтверждает обязательство авиакомпании оказать пассажиру услуги на сумму, которая указана в сертификате, либо вернуть деньги. Это значит, что вы можете купить билет на новый рейс не только на лето 2021 года, а вообще на любые даты в течение трех лет. Еще вы вправе изменить маршрут и оплатить ваучером билет в другой город или страну. Если вы не используете сертификат за три года, компания обязана вернуть вам деньги.

По новым правилам авиакомпании возвращали деньги даже по невозвратным тарифам и тем пассажирам, которые заранее не уведомили перевозчика о неявке на рейс. Но эти правила ввели только для билетов, которые пассажиры купили до 1 мая 2020 года. Вылет должен был состояться:

  1. В Китай и обратно — с 1 февраля 2020 года.
  2. В другие страны и по России — с 18 марта 2020 года.

Если вы подпадаете под новые правила и хотите получить ваучер, нужно направить авиакомпании уведомление одним из трех способов: через сайт, по почте или лично. Например, на официальном портале «Аэрофлота» есть специальная форма для оформления сертификата. Заявку на ваучер можно отправить в течение трех лет с даты, когда самолет должен был вылететь.

Авиакомпания рассматривает уведомление в течение 20 дней и выдает электронный сертификат. У ваучера есть срок действия — период, когда можно обменять его на билет. У всех авиакомпаний он составляет три года с даты рейса, который не состоялся.

Что будет, если вы не воспользуетесь ваучером

Если вы не воспользуетесь ваучером в течение трех лет с даты отмененного рейса, напишите заявление на возврат денег. Тогда авиакомпания вернет стоимость билета с процентами за пользование вашими деньгами.

  • Например, билет в Рим стоил 10 000 ₽. Вы должны были полететь в Италию 10 мая 2020 года. В мае того года ключевая ставка ЦБ РФ была 5,5%, в июне — 4,5%, а в июле понизилась до 4,25%. Поскольку пока неизвестно, что будет с ключевой ставкой дальше, посчитаем проценты за период с 27 июля 2020 года по 10 мая 2023 года по ставке 4,25%.
  • Через три года после несостоявшегося вылета авиакомпания вернет вам стоимость билета и дополнительно 1293,28 ₽:
  • 10 000 ₽ × 43 дня (с 10.05.2020 по 21.06.2020) × 5,5% / 365 = 64,79 ₽
  • 10 000 ₽ × 35 дней (с 22.06.2020 по 26.07.2020) × 4,5% / 365 = 43,15 ₽
  • 10 000 ₽ × 1018 дней (с 27.07.2020 по 10.05.2023) × 4,25% / 365 = 1185,34 ₽
  • 64,79 ₽ + 43,15 ₽ + 1185,34 ₽ = 1293,28 ₽

Из-за коронавируса многие страны до сих пор закрыты для туристов. Авиасообщение с другими государствами возобновляется медленно. Мы не советуем оформлять новые билеты в счет ваучера, если не уверены, что сможете ими воспользоваться. В этом случае лучше дождаться 2023 года и получить обратно деньги с процентами.

Если вы уже оформили новые билеты

Допустим, вы потратили свой ваучер на покупку нового билета. Теперь, чтобы вернуть билет, придется ориентироваться на общие нормы. Вы сможете получить назад деньги, только если у вас возвратный тариф или вынужденная причина отказа от перелета.

Если вы купили билет по возвратному тарифу, нужно заранее сообщить авиакомпании, что не полетите этим рейсом. Тем, кто уведомил авиакомпанию за 24 часа до окончания регистрации на рейс, вернут полную стоимость билета за вычетом расходов перевозчика. К ним относятся, например, сборы за оформление билета и бронирование.

Если вы сообщили, что не полетите, меньше чем за сутки и успели до окончания регистрации, вам вернут стоимость билета за вычетом неустойки. Она составляет 25% от стоимости билета. Еще могут вычесть фактически понесенные перевозчиком расходы.

Если уведомление придет авиакомпании после окончания регистрации на рейс, деньги за билет не вернут. Можно потребовать неиспользованные суммы, которые перевозчик взимает в пользу других организаций, например аэропортовые сборы. Но по факту авиакомпания вряд ли вернет эти сборы добровольно, а деньги небольшие, чтобы ради них судиться.

Если ваш тариф невозвратный и вы добровольно откажетесь от перелета, стоимость билета тоже не вернут. Полную стоимость билета должны выплатить, когда отказ от билета был вынужденным, то есть если перевозчик отменил или задержал рейс, изменил маршрут. Еще деньги возвращают, если заболел сам пассажир или близкий родственник, с которым он хотел лететь. Это не исчерпывающий список: в нем есть оговорка, что перевозчик может признать отказ пассажира от полета вынужденным и в других ситуациях. Например, с наступлением пандемии суды часто считают отказ вынужденным, если страна или регион закрылись для туристов, и пассажиру по этой причине пришлось отказаться от полета.

Авиакомпании не всегда добровольно соглашаются вернуть деньги за билеты, даже если отказ вынужденный. Иногда пассажирам приходится доказывать свою правоту в суде. Приведу несколько примеров.

  • Семья из Красноярска купила билеты в Якутск на рейс авиакомпании «Якутия». Уже в аэропорту Емельяново супругу, у которого первая группа инвалидности, стало плохо. Ему помогли врачи из медпункта аэропорта, но запретили вылет и вызвали скорую помощь. Пассажира увезли в больницу. После этого его жена попросила перевозчика вернуть деньги за билеты.
  • Авиакомпания отказалась. Перевозчик сказал, что супруги не уведомили его об отказе от полета до окончания регистрации на рейс. Пассажирка пояснила, что она была с мужем в больнице, когда шла регистрация, и поэтому не могла вовремя связаться с авиакомпанией. Но перевозчик настаивал, что пассажиры опоздали с уведомлением, поэтому отказ от полета добровольный и по правилам тарифа деньги не возвращаются.
  • Суд сказал, что этот довод несостоятелен: в деле есть справка, которую выдал аэропорт Емельяново. В ней сказано, что пассажира сняли с рейса сотрудники аэропорта в 10:30. То есть персонал, который занимался предполетным обслуживанием пассажиров, знал, что отказ от перевозки был вынужденным.
  • Суд взыскал с авиакомпании провозную плату — 13 394 ₽, неустойку за нарушение срока возврата денег — 8438 ₽, проценты за пользование чужими денежными средствами — 57 ₽. А еще 1000 ₽ в качестве компенсации морального вреда и 11 444 ₽ штрафа за то, что авиакомпания не удовлетворила требования потребителя в добровольном порядке. В итоге в пользу каждого супруга взыскали по 34 334 ₽. Суд отказал только в возврате платы за оформление билета в размере 900 ₽ и страхового полиса в размере 200 ₽.

Судебная практика по возврату денег из-за коронавирусных ограничений неоднозначна.

  • Так, житель Комсомольска-на-Амуре в 2020 году собирался лететь в Геленджик. Но в марте губернатор Краснодарского края ввел в регионе карантин. Въезды в населенные пункты закрыли, а дома отдыха и гостиницы перестали принимать туристов. Еще в крае отменили культурно-массовые мероприятия и закрылись развлекательные центры. Из-за всех этих ограничений пассажир отказался от поездки. Он написал претензию и просил вернуть деньги за билеты. Тариф был возвратным, однако агентство и перевозчик деньги не вернули и предложили мужчине ваучер.
  • Тогда пассажир обратился в суд. Для билетов, которые он купил, действовали новые правила возврата — те, что правительство приняло из-за пандемии. Суд напомнил, что по этим правилам авиакомпания вправе выписать пассажиру ваучер или вернуть деньги, но не сразу, а в течение трех лет. Выяснилось, что «Аэрофлот» известил туриста о том, что правила поменялись, поэтому в иске гражданину отказали.
  • А вот жительнице Астрахани повезло больше. Женщина собиралась везти группу из 39 человек на соревнования в Москву с 26 по 29 марта 2020 года. Но мэр города запретил массовые мероприятия, и поездку пришлось отменить.
  • Астраханка отказалась от перелета, но авиакомпания не вернула деньги за билеты. Суд изучил материалы дела и пришел к выводу, что эпидемиологическая ситуация и принятые из-за нее меры могут расцениваться как форс-мажор. Поэтому с перевозчика в пользу истицы взыскали полную стоимость оплаченных авиабилетов — 214 230 ₽. Но добиться компенсации морального вреда и выплаты штрафа заявительница не смогла.

Авиакомпания вернула вам деньги ваучером? Вы смогли им воспользоваться?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Герой

05.03.21, 16:20

Отредактировано

"Азимут". Вернули ваучером билеты на 4 человек туда-обратно, общей суммой чуть более 35000 рублей. Но на момент "возврата" у них не было ни механизмов, ни правил на предмет ваучера. В письме по возврату было условие (прямо из письма скопировал): "Вы можете оформить новый авиабилет на любого другого человека, предоставив скан или фото-копию документа, удостоверяющего его/ее личность"
Когда захотел использовать ваучер, оказалось, что:
- я не могу изменить список пассажиров, т.е. я не могу их потратить на проезд для родственников и знакомых. Только на тех же пассажиров, которые были в изначальном билете. Опять же прямо из письма в этой же цепочке: "вы можете оформить новую услугу перевозки на сумму стоимости авиабилета в рамках бронирования на тех же пассажиров"
- я не могу использовать часть из этих средств. Только все сразу. Если захочу использовать на один, два или три билета - денежки прощай
- я не могу купить билеты за ваучер по факту. На момент, когда я хотел использовать ваучер, "Азимут" не отвечал на телефоны, а на электронную почту от 10 июня ответил только 21 июля, что билеты за ваучер необходимо оформлять аж за 20 дней.

В общем, ждем окончания трех лет и требуем рубли обратно. Сомнительная инвестиция :)
А пока я предпочту другие АК или другой транспорт.

3
0

А я правильно понимаю что можно поступить так: купить возвратный билет за ваучер и оформить возврат денег? Часть конечно будет утеряна, но как вариант...

2
0

Покупал билеты s7 на июль в начале года. В июне билеты сильно подешевели. Сдал билеты, выдали ваучер. Сразу же использовал часть ваучера на новые билеты. Часть ваучера осталась. Потрачу на следующий перелёт, не обязательно свой.

1
0

Red Wings. Ваучер до конца апреля 2021 года, небось продлят срок. Сейчас у них нет направлений, которые меня интересуют, так что, видимо, буду ждать вместе с остальными 2023 года. Хорошо хоть билет был дешевый.

1

Pavla, да, спустя год - за средства этого ваучера аналогичные билеты и не купишь. По тому же направлению в примерно те же даты - раза в два нынче купить их дороже, то есть, невыгодно вовсе, что не в натуральном выражении просто замена прежних дать перелётов на другие

1
0

Сам попал под отмену рейса. Предлагают ваучер - не беру. Пытался два раза получить чэрджбек через банк - а/к отказывает, ссылаясь на то же постановление 991. Судился - решение тоже не в мою пользу. Вообще, это свинство со стороны правительства. Авиакомпании - это коммерческие организации. Привлекать ликвидность на свою операционную деятельность они должны либо у банков в виде кредитов, либо у инвесторов. А у нас получается "бедный, несчастный крупный бизнес просит закрыть свои дыры за счёт простых людей", у которых после наступления пандемии, возможно, упал или совсем пропал доход, и им вообще не до полётов, а деньги бы пригодились на что-то более важное. Не пофиг всем на авиакомпании эти? Пускай бы банкротились как Трансаэро, другими бы летали.

0
0

Покупали билеты у авиакомпании Fly Dubai в январе 2020, с вылетом 2 мая 2020. В марте стало ясно, что рейс не состоится. Перевозчик выдал ваучер с действием до 22.03.2021. Вернуть деньги в компании отказались, сославшись на то, что все затраты компенсированы ваучером на сумму билетов. Fly Dubai - иностранная компания. Верно ли я понимаю, что на неё не распространяется действие ПП РФ 991 и даже через 3 года деньги не вернут? И единственный вариант не потерять всю сумму - это использовать ваучер до 22.03.21?

0

Александр, не распространяется. Обратитесь в банк, выпускавший вашу карту, попросите оспорить операцию - вы оплатили услугу авиаперевозки, контрагент её не осуществил, деньги возвращать добровольно не хочет. Приложите маршрут-квитанцию, чек об оплате, который они прислать должны были (но если нету, ваш банк итак всё сам знает об этой транзакции), информацию от а/к - письма, смс, что рейс отменён по их инициативе, переписку с ними с просьбой вернуть средства и т.п.

0
0

нет

0
0

Вопрос: билет н самолет был куплен 10 марта 2020 года. Дата вылета - 30 марта 2020 года. Полет по России. Подпадаю ли я под действие постановления?

0
0

У меня немного другая ситуация. Тоже с аэрофлотом. В декабре 2020 купили билеты из Екатеринбурга через Москву в Волгоград. По первоначальному расписанию должны были прилететь в Волгоград до нового года и даже успеть к столу. В середине декабря Аэрофлот отменил рейс из Москвы в Волгоград. И предложил оформить возврат всех билетов и вернуть деньги. Деньги они могут возвращать до 60 рабочих дней. 60ый день это 4 марта 2021. Срок прошел, но Аэрофлот деньги еще не вернул.
На какие компенсации можно рассчитывать в такой ситуации? Как думаете? Спасибо за любую информацию и мысли.

0
0

Подскажите пожалуйста.
У меня билет возвратный,который я приобрела в ноябре 2020, но мне пришлось купить его за ваучер, так как Авиакомпания не возвращала деньги. Сейчас вылет отменили, смогу я получить деньги за билет?

0
0

У меня есть ваучеры аж на три перелёта. Но проблема в том, что оформлены они с карты, которой уже нет (банк закрылся). Букинг, например, сказал, что возврат автоматический и возможен только на ту карту. С авиакомпаниями так же? Или куда в 2023 году вернутся деньги? Нужно ли для этого заявление писать?

0
0

А никто случайно не знает что в таком случае с пакетным туром происходит? Туроператор ваучер выдаст, если на дату поездки снова ограничат вылеты?

0
0

Огромная статья, которая таки и не ответила на основной вопрос!

0
0

Нет не смогла,причем я купила по своей карте банковской билет другу но ваучер на него мне не выдали,сказали что я не могу за него получить,это уже его собственность,другу 67 лет мне 57,быстрее помрешь чем деньги вернешь

0
0

Не понятно, а что делать, если я покупала билет в июне 2020 года и не попадаю под вышеописанный закон, но ваучер оформила?
При оформлении ваучера мне говорили, что в течение года я могу им воспользоваться, а если не воспользуюсь, мне вернут деньги. Год прошёл, ваучер остался неиспользованным, и теперь я пытаюсь вернуть свои деньги, но авиакомпания просто "тянет" резину: сначала одно обращение рассматривали больше месяца, потом я направила следующее обращение, мол, где деньги, ведь больше положенного срока жду ответа, и теперь следующее моё обращение направляют на рассмотрение опять на месяц...
В какие сроки в моём случае авиакомпания обязана вернуть мне деньги за ваучер? Что говорит закон по этому поводу? Как привлечь авиакомпанию к ответственности?

Если это читают несостоявшиеся пассажиры компании Nordwind Airlines, которые купили билет летом 2020, не смогли улететь из-за отмены рейса, обменяли билет на сертификат, не использовали его в течение года, а теперь не могут вернуть свои деньги, пишите - будем объединяться и бороться вместе!

0
0

Нет

0
0

Нет не смогли ,из-за военных действий на Украине Аэрофлот оказался под санкциями и мы не можем лететь в Россию из Германии.

0
0

Добрый день,помогите пожалуйста, из-за пандемии не смогли улететь оформили ваучеры.В связи с СВО не можем воспользоваться ваучерами,живём в Германии. У нас их 2 ,оба на детей,свои мы обналичили.Хотим своим ходом добраться до Калининграда и там оплатить билеты ваучерами.Пробовала дозвониться до аэрофлот,от одного оператора к другому посылают ,толка нет.Звонки стоят дорого,а у них вечно ждать нужно соединения. Срок действия ваучера истекает в конце июня.Что можно сделать?

0

Юлия, попробуйте им написать, на сайте есть форма для обращения https://www.aeroflot.ru/ru-ru/help

1

Сообщество