Летом 2022 года руководство Google признало: по данным компании, 40% молодых американцев не пользуются поисковиком, когда ищут, где бы пообедать.

Да и в других случаях поколение зумеров гораздо реже обращается к классическому гуглению. Это подтверждает тезис западных СМИ, что поиск в Google постепенно умирает. Классические поисковики будто бы устарели и уже не подстраиваются под современные запросы. Особенно учитывая, насколько захламлен сам Google: первые ссылки часто занимают рекламные объявления, виджеты для шопинга или сервисы-партнеры, а о качестве второй страницы выдачи шутят уже годами.

За последние десять лет доля Google среди поисковиков упала на 7%, хотя он продолжает быть монополистом. Но дело не в конкуренции поисковиков. Вместо Google пользователи обращаются с запросами сразу в соцсети: TikTok, Instagram*, Pinterest, Reddit и другие. Там можно найти реальные отзывы на товары, рекомендации фильмов, советы, куда сходить, или решения бытовых проблем.

*соцсеть Instagram принадлежат Meta — организации, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории РФ

Разбираемся, что не так с выдачей в Google, чем ее заменяют и можно ли отказаться от поисковика окончательно.

Что не так с поиском в Google

Вопросов к Google накопилось много. Пользователи жалуются, что качество выдачи с годами снижается, потому что Google все больше ориентируется на прибыль с рекламы, чем на результаты поиска. В соцсетях встречалась даже такая метафора: поисковик все больше напоминает умирающий торговый центр, в котором раньше можно было найти что-то полезное, но теперь все магазины закрылись.

Вот что раздражает людей в выдаче Google.

Реклама. Первые места в выдаче часто занимают магазины, спонсорские объявления, карусели с товарами, окна «Люди также ищут» и виджет карт. Все это приходится пролистывать, чтобы добраться до нужного контента или ответа на вопрос.

Выдача по запросу «iPhone». Источник: google.com
Выдача по запросу «iPhone». Источник: google.com
Выдача по запросу «iPhone». Источник: google.com
Выдача по запросу «iPhone». Источник: google.com

SEO-тексты. Сайты специально оптимизируют для того, чтобы они попадали на первую страницу выдачи Google. Для этого копирайтеры добавляют ключевые слова и лишнюю информацию. Например, перед рецептом борща пишут целую историю происхождения супа и его полезные свойства. При пролистывании огромной статьи, оптимизированной для SEO, ответа на вопрос можно так и не найти. А качество SEO-статей зачастую оставляет желать лучшего.

Недостоверные отзывы. Согласно исследованию аналитиков Local Bright, в 2021 году возросло количество пользователей, которые больше доверяют личным рекомендациям, чем сайтам с отзывами. Часто там можно встретить обзоры, в которых слишком позитивно высказываются о товаре. Сложно понять сразу, реальные это отзывы, проплаченные или написанные ботами.

Неактуальные результаты. Рекомендации ресторанов, отелей или магазинов на сайтах с отзывами быстро устаревают. Бывает, что кафе, которое рекомендуют даже в Google Maps, на деле оказывается давно закрытым.

Рекомендации ведут на сервисы Google. Поисковик в первую очередь отдает предпочтение контенту из собственных сервисов. Если искать города или страны, то в выдаче будут данные из Google Maps. Если задать вопрос об авиаперелетах, то получите информацию из Google Flights. Иногда это удобно, потому что функции сразу встроены в выдачу, но получается, что Google не дает пользователю право выбора.

Вторая и последующие страницы бесполезны. C каждой страницей результаты становятся все менее релевантными запросу. Информация начинает повторяться, а уже на второй странице попадаются результаты, которые не соответствуют введенной в поисковик фразе.

Это даже породило мем про «вторую страницу в Google». Источник: knowyourmeme.com
Это даже породило мем про «вторую страницу в Google». Источник: knowyourmeme.com

Чем пользуются вместо Google

В основном соцсетями — особенно теми, где хорошо работают встроенные механизмы поиска. В них проще найти реальный отзыв о товаре или заведении, узнать совет или посмотреть доступную инструкцию.

Молодое поколение предпочитает TikTok и Instagram*. Внутренние исследования Google подтверждают это: по их данным, молодые американцы отказываются от поисковика как раз в пользу этих соцсетей. «Мы снова и снова убеждаемся, что новые пользователи интернета мыслят не так, как мы привыкли», — отметил вице-президент Google Прабхакар Рагхаван.

Рагхаван добавил, что запросы зумеров «совершенно другие». По его мнению, молодые пользователи не набирают ключевые слова в строке поиска, а ищут визуальный контент. Даже по короткому видео гораздо проще и прочувствовать атмосферу заведения или места, и убедиться, что советует его реальный человек. Длинный письменный отзыв не может передать атмосферу ресторана или отеля так же, как ролик.

Поиск TikTok еще и хорошо понимает вопросы. Новые видео в России опубликовать нельзя, но контента хватит для полезных рекомендаций. Источник: tiktok.com
Поиск TikTok еще и хорошо понимает вопросы. Новые видео в России опубликовать нельзя, но контента хватит для полезных рекомендаций. Источник: tiktok.com

При этом молодежь использует TikTok не только чтобы искать рекомендации по товарам или заведениям. Там ищут объяснения понятий и другие факты: ролики длятся около 60 секунд, и в них более релевантные ответы, чем в Google, где надо пробираться сквозь тонны текста.

К тому же в TikTok, Instagram* и Pinterest есть удобная функция сохранения контента по папкам. Там можно рассортировать видео с рецептами, программы тренировок или рекомендации с покупками. Не обязательно сразу идти в первый попавшийся ресторан — можно сохранить его в папку и вернуться к ней в следующий раз, когда будете выбирать, куда отправиться.

Взрослое поколение предпочитает Reddit — огромную площадку с десятками тысяч сообществ по интересам. Пользователи обращаются к Reddit, когда хотят найти ответ от экспертов или энтузиастов — тех, кто точно разбирается в теме. На Reddit ищут рекомендации, отзывы о товарах, решения проблем или просто ответы на интересующие вопросы, поскольку больше доверяют реальным людям, чем сайтам из выдачи в Google.

Разбирающиеся люди сидят в тематических разделах и готовы давать советы бесплатно и искренне. Например, за рекомендацией о том, какой Макбук выбрать, пользователи идут в раздел «Какой продукт Apple мне стоит купить», а в какой ресторан сходить в Нью-Йорке — в раздел «Спроси жителей Нью-Йорка». Существуют даже сайты-агрегаторы рекомендаций с Reddit.

Reddit даже немного спасает поиск в Google. Достаточно воспользоваться поисковым фильтром «site:reddit.com» и добавить интересующий запрос.

Пользователи шутят, как улучшить поиск в Google: просто добавлять слово «Reddit». Источник: weirdmarketingtales.com
Пользователи шутят, как улучшить поиск в Google: просто добавлять слово «Reddit». Источник: weirdmarketingtales.com

Что удобнее гуглить в соцсетях

Редактор The Verge в течение нескольких дней пользовался TikTok вместо Google: каждый запрос он сначала пытался найти в соцсети, а потом уже стандартными методами. Он пришел к выводу, что для некоторых вещей TikTok действительно полезен.

Отзывы о заведениях. Удобно смотреть, в какой ресторан сходить или какой отель выбрать для отпуска. На коротком видео можно увидеть, как выглядит место, и понять атмосферу, а также посмотреть на человека, который его рекомендует.

Рекомендации о контенте. Просто искать, что посмотреть, почитать или во что поиграть. Пользователи рекомендуют подборки фильмов и сериалов на разные темы и под разное настроение. А смотреть, как что-то рекомендует живой человек, интереснее, чем пролистывать ряды постеров в стриминговых сервисах.

Фильм на вечер поможет найти случайное 15-секундное видео. Источник: tiktok.com
Фильм на вечер поможет найти случайное 15-секундное видео. Источник: tiktok.com

Советы о потребительских товарах. Вряд ли выбирать компьютер или смартфон пойдут в TikTok — для детальных разборов больше подходит YouTube. Но короткие отзывы о том, какой шампунь выбрать или какая шлейка для собаки удобнее, интереснее смотреть у пользователей.

Инструкции. Короткие ролики и тут составляют конкуренцию YouTube. В TikTok ролики на тему «как очистить раковину» или «растяжка для спины» не сопровождаются длинными преамбулами и не растягиваются на полчаса.

Рецепты. В чем TikTok и Instagram* точно превосходят поиск в Google, так это в рецептах. Стоит написать «рецепт печенья», как соцсеть выдаст тысячи вариаций разной степени сложности. Пролистав несколько роликов, можно ознакомиться с готовыми блюдами и выбрать подходящий рецепт.

Главный минус: видео могут быть слишком короткими для того, чтобы сразу следовать инструкции, поэтому приходится либо делать заметки, либо пересматривать видео по несколько раз. Но в описаниях обычно указывают список ингредиентов и сам пошаговый рецепт.

Что не получится гуглить без Google

Полностью отказаться от Google у редактора The Verge не получилось. Вот что поисковая система делает лучше всего.

Помогает перейти на конкретные сайты. Пока никому не удалось заменить основную функцию Google — быстрый доступ к переходу на другие сайты. Немногие набирают полный URL в строке браузера. Пользователи пишут «ВКонтакте» или «Озон» в поисковике и переходят на нужный сайт оттуда.

Ответы на простые вопросы. В верхней части выдачи Google сразу отвечает на вопросы вроде «Сколько граммов в стакане» или «Кто был предпоследним президентом США». С такими запросами в соцсетях делать нечего.

Выдача с ответом на простой вопрос. Источник: google.com
Выдача с ответом на простой вопрос. Источник: google.com

Исследования и другие сложные темы. Глубоко погрузиться в тему и изучить разные источники через короткие посты или видео довольно сложно.

К тому же на противоречивые темы вроде коронавируса в соцсетях много дезинформации и конспирологических теорий. В этом случае лучше обращаться к проверенным источникам, а не к блогерам.

Что делает Google, чтобы поиск оставался актуальным

Спрос молодежи на визуальный контент уже влияет на поиск в Google. Вот каким образом.

Короткие видео в поисковой выдаче. С 2019 года компания добавила туда результаты из TikTok. Если написать любое слово вместе с «TikTok», поисковик сразу же покажет тематические ролики.

В 2020 компания Google запустила свою соцсеть с короткими видео — YouTube Shorts. Результаты оттуда тоже попадают в выдачу.

Выдача по запросу «cat» и «TikTok» — сразу появляются видео из соцсети. Источник: google.com
Выдача по запросу «cat» и «TikTok» — сразу появляются видео из соцсети. Источник: google.com

Функция «Исследование» в поисковом приложении. В конце 2022 года в мобильном приложении Google появится функция Exploration. Вместо списка с гиперссылками приложение будет показывать ленту с видео и фото, как в Instagram*.

Пока функция ограничена поисковыми запросами, связанными с путешествиями и туризмом.

Функция Exploration в поиске. Источник: wired.com
Функция Exploration в поиске. Источник: wired.com

Адаптация Google Maps. В сентябре 2022 года компания добавила функцию Neighborhood Vibe, которая определяет «настроение района». В незнакомом городе карта покажет, чем выделяется район, например вкусной едой или архитектурой, чтобы пользователь мог выбрать досуг.

Функция использует сочетание нейросетей и реальных отзывов, чтобы определять, какой контент показывать в том или ином районе в определенное время.

Функция Neighborhood Vibe. Источник: blog.google
Функция Neighborhood Vibe. Источник: blog.google

Новые функции в Live View. Это сервис Google, который выглядит как трехмерная карта с отмеченными «точками интереса». Можно навести телефон на свое окружение и увидеть отмеченные на карте банкоматы, кофейни, продуктовые магазины или вокзалы. Там же можно узнать часы работы и степень загруженности заведения.

Поиск по Live View запустили в Лондоне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Париже и Токио. Но в компании считают, что будущее карт во всем мире — именно за такой 3D-навигацией.

Функция поиска по Live View. Источник: blog.google
Функция поиска по Live View. Источник: blog.google

Как можно самостоятельно улучшить поиск в Google

Часто набрать в поиске запрос и нажать Enter недостаточно. Продвинутые пользователи Google, которые ищут нишевую информацию, настоящие отзывы или интересные дискуссии, пользуются сторонними расширениями для Chrome:


Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.