Где можно летать беспилотнику и что нельзя снимать

И как потом использовать результаты видеосъемки по закону

40
Где можно летать беспилотнику и что нельзя снимать
Аватар автора

Дмитрий Сергеев

майор полиции в отставке

Страница автора

По данным на 2020 год, в России поставили на учет почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов.

Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют в Росавиации, даже если беспилотник подходит под требования. Например, если дрон весит больше 250 граммов.

Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.

Расскажу, как это работает и как правильно снимать, чтобы не привлекли к ответственности.

Что такое БПЛА

Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».

В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.

Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.

Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников

Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:

  1. Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
  2. Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
  3. Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
  4. Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
  5. Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.

Как происходит регистрация БПЛА

Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника. О том, как это сделать, мы подробно рассказывали в статье «Регистрация беспилотников: закон, правила постановки на учет».

С 27 сентября 2019 года по 29 марта 2022 года государственному учету подлежали только БПЛА, масса которых превышала 250 граммов. 19 марта правила изменились — минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.

Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление с приложением фотографии этого БПЛА.

Владельцы беспилотников, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру регистрации в течение 60 дней с 29 марта 2022 года. Если БПЛА приобрели после 19 марта, то у владельца есть 10 дней для его регистрации.

Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.

При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.

Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.

Если у владельца сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — за два дня.

За управление беспилотником, не поставленным на учет, предусмотрен штраф от 2000 до 2500 ₽.

По данным судебной статистики, в 2021 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 100 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и даже воздушные хулиганы.

Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов

Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека.

Как это работает — проще всего объяснить на примере.

Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.

Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.

Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.

В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.

То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.

Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения.

После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.

Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.

Объясню на примере. Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».

Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.

Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.

Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.

Где можно летать без разрешения

Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет в определенных зонах. Впрочем, оно не требуется при соблюдении следующих условий:

  1. Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
  2. Полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
  3. Высота полета должна быть не более 150 метров от земли или воды.
  4. Полет должен проходить вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов, вертодромов государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
  5. Полет должен проходить за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
  6. Полет должен проходить за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — так что над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
  7. Полет должен проходить на удалении более 5 километров от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.

Но в некоторых местах разрешение на полет все же потребуется.

Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней
Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней

Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно

В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом:

Разрешение понадобится в случае, если оператор не будет видеть беспилотник либо полет будет проходить в диспетчерских зонах аэродромов, вертодромов, запретных зонах, зонах ограничения полетов, специальных зонах воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий и официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых ФСО.

Еще разрешение понадобится в случае, если полет проходит на удалении менее 5 километров от контрольных точек аэродромов и посадочных площадок.

Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.

Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.

В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения.

Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.

Как летать в городе

У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.

Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Например, в Москве разрешение выдает Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, а в Севастополе — Департамент общественной безопасности города Севастополя. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.

Как летать возле границы РФ

Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования.

Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ.

В каких местах летать нельзя

Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты.

Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.

Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте
Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте

С началом военных действий власти некоторых регионов установили запреты на полет беспилотников. Например, в Волгоградской области запрет действует с 28 декабря 2022 и до особого распоряжения, а в Калужской области запрет установлен с 23 декабря 2022 — тоже до особого распоряжения.

Как снимать различные объекты

Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.

Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.

В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец должен получить сертификат эксплуатанта — документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса. Действует этот документ три года, потом его нужно продлевать.

Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут.

Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.

Что нужно знать владельцу беспилотника о правилах съемки

Видеокамера беспилотника — это не то же самое, что камера в смартфоне или камера системы видеонаблюдения на подъезде. У аэрофотосъемки есть свои особенности и правила.

Двор, где висит видеокамера, — это общественное место. Достаточно повесить табличку о том, что ведется видеозапись, и у прохожих появляется право выбора — идти через двор или искать обходной путь.

С беспилотниками все немного сложнее — не каждый прохожий может его увидеть или понять, что снимают именно его. Как это работает в случае с беспилотниками — проще всего объяснить на примере.

Допустим, владелец беспилотника снимает городские улицы. Улица — общественное место, а значит, у каждого прохожего разрешение на съемку получать не требуется. Если лица на видео невозможно разобрать — то и разрешение на использование такой видеозаписи ни у кого получать не нужно. Владелец беспилотника может использовать такую видеозапись по своему усмотрению, монтировать как угодно, выкладывать в соцсетях — отвечать ему не придется.

Другой вариант — на видеозаписи видно лица, но конкретно выделить главного героя на ней нельзя — камера снимала толпу или зрителей на общественном мероприятии, концерте, причем ни один из них не был главным объектом съемки. В этом случае разрешения у тех, кто попал на видео, не потребуется.

А вот отслеживать в толпе или на улице конкретного человека с помощью беспилотника нельзя. Технически дрон может следовать за конкретным человеком или автомобилем. Но такая ситуация регулируется Федеральным законом о персональных данных. Перемещения человека — это его частная жизнь. И следить за этой жизнью по собственному желанию нельзя, нужно его согласие.

То же самое — и с наблюдением за окнами квартир. Снимать их издалека, с расстояния, на котором не видно, что за окнами происходит — можно. А вот заглянуть в окно без разрешения хозяина квартиры уже нельзя. В данном случае не важно, затянуто окно шторами или нет. Даже распахнутая дверь балкона и полное отсутствие штор — это еще не приглашение для любителей подглядывать.

Если человек нарушает закон — его можно фотографировать, делать видеозаписи и выкладывать их в общем доступе без разрешения нарушителя. Раз нарушены публичные интересы или изображение необходимо для защиты правопорядка и безопасности — ФЗ «О персональных данных» на такую ситуацию не распространяется.

А понятие публичных интересов в законе трактуется широко — это, например, потребность обнаруживать и раскрывать различные угрозы: демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде.

Но и здесь не все просто.

Например, владелец квадрокоптера снимает на видео, как условный гражданин Петров берет взятку или разбивает чужое окно. В этом случае владелец квадрокоптера имеет полное право выложить эту запись на всеобщее обозрение, и отвечать ему за это не придется. В данном случае не важно, совершает ли Петров уголовное преступление или административное правонарушение. Раз нарушены публичные интересы — и съемка, и размещение видеозаписей закон не нарушают.

Но вот другая ситуация — владелец БПЛА ведет видеосъемку шикарной дачи Иванова, а потом размещает ее в соцсетях — мол, смотрите, честные люди так жить не могут. Но построить дачу и жить в ней — не преступление. Брать взятки и тратить полученные деньги — преступление. Ответственность за взятку предусмотрена в уголовном кодексе, за такое можно лишиться свободы на срок до трех лет.

А вот проживание на шикарных дачах — ненаказуемо, пока не доказано, что имущество приобретено на деньги, нажитые преступным путем. Так что для съемки такой дачи нужно будет либо беспилотник повыше поднимать, либо разрешение у владельца получать на общих основаниях.

За нарушение неприкосновенности частной жизни можно самому стать фигурантом уголовного дела. Суд за нарушение неприкосновенности частной жизни может оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ либо лишить свободы на срок до двух лет по статье 137 УК РФ.

А что с секретными объектами и государственной тайной?

Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.

Государство имеет полное право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.

Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.

Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.

Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.

В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.

А вот если с помощью беспилотника умышленно собирать информацию для передачи иностранному государству либо его представителям в целях использовать против безопасности РФ — это считается государственной изменой. При этом информация не обязательно должна быть секретной. За такое могут привлечь к уголовной ответственности по статье 275 УК РФ. За такое можно лишиться свободы на срок от 12 до 20 лет. Подробно об этом мы рассказывали в статье «Какие действия могут счесть государственной изменой»

Ответственность для владельцев беспилотников

Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности.

Размер штрафа для физических лиц составит от 20 000 до 50 000 ₽, для должностных лиц — от 50 000 до 150 000 ₽, для организаций — от 250 000 до 500 000 ₽.

За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная. Санкция — от штрафа в размере до 200 000 ₽ до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео.

Если при полете не было оформлено разрешение, но оно требовалось, и в результате беспилотник причинил человеку тяжкий вред или человек погиб — по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека — ответственность будет уголовной. Санкция — до пяти лет лишения свободы, если пострадал один человек. Если погибли два или более лиц — свободы можно лишиться на срок до семи лет.

Запомнить

  1. Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
  2. Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 250 граммов.
  3. БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
  4. На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
  5. При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
  6. Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
  7. За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы. А за нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.

Дмитрий СергеевВозникали ли у вас сложности с использованием дронов?
  • Crazy ElkaНе в тему, но OpenStreetMaps улыбнули)))7
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Есть один человек, который сейчас сидит, который отлично может рассказать - где можно летать и что снимать нельзя...6
  • Елисей КостомаровИнтересный рассказ, спасибо. Вот про сертификат эксплуатанта интересно, впервые слышу. А что будет, если пользоваться дроном до 250 г, но при этом снимать без такого сертификата? Тех же коров, например, которых вы упоминаете. Какие санкции за съемку? Имеет ли значение, какое разрешение, фото это или видео, хранится ли снятое у себя на компе или выкладывается в интернет? Но вообще мне кажется, все эти ограничения трудно контролировать. Ведь если, допустим, сбили незарегистрированный беспилотник, как доказать, кто его хозяин и кто им реально управлял? Да и, может, хозяин вообще за километр где-нибудь прячется.3
  • Curly GirlПолучить полное разрешение на полет и съёмку просто нереально. Нужно позвонить/написать/сходить в несколько разных отделов ФСБ, потом в Росавиацию, потом ещё куда-то с планом полёта, потом перед самым полетом еще раз звонить и говорить, что летаете, потом после позвонить, чтобы оповестить, что закончили…8
  • Sol InvictusМестами очень громко орал. Например тут: «Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.» В реальности, если запретная зона установлена в интересах ФСО, то вас скорее на бутылку посадят, чем дадут разрешение там снимать.0
  • Дмитрий СергеевSol, вот прямо так за попытку согласования - и на бутылку? Я вас уверяю - самое худшее что ждет того, кто подал заявку - это отказ.8
  • Олег Тихомировhttps://map.avtm.center/ Карта с зонами для полёта. Есть у них так же телеграм бот2
  • I am in space!Совершенно не раскрыта тема «глушилок», и очень зря. Многие начинающие владельцы теряют свои новые игрушки из-за них. По мне так использование подобных средств должно сопровождаться не меньшей бумажной волокитой, чем разрешения для владельцев дронов, но выглядит всё так, будто достаточно лишь обладать достаточным количеством денег и найти поставщика подобных устройств.2
  • I am in space!Алсо, получение разрешений не гарантирует отсутствие вмешательства со стороны этой пародии на ПВО :D1
  • Дмитрий СергеевDmitry, тут все просто - в статье есть ссылки на карты, и вы можете посмотреть, можно там летать или нет.2
  • Игорь ОлейникI, я вас удивлю, но их можно на алишке купить... Уж не знаю, пропустит ли таможня, но предлагают.0
  • Руслан АсадовСтатью можно нормально так под сократить до лаконичного "нигде и ничего". На иллюстрации - диспетчерская зона международного аэропорта Гумрак. Отчётливо видим, в неё попадает вообще весь Волгоград. То есть, чтобы 5 минут полетать у себя во дворе, я должен подать заявку в местный диспетчерский центр, согласовать его с московским начальством ДЦ (не помню точно названия ведомства), составить план полета, согласовать его с диспетчером за N суток, а потом непосредственно перед вылетом уведомить диспетчера. Спасибо, дядь Вов, полетал.3
  • Alexander RusРуслан, а вы открывали Подробнее? Если вы смотрели карту в то же время, когда делали пост, то в темное время суток все полеты требуют согласования неважно где.3
  • Дмитрий СергеевVladimir, нет. В том случае который вы описываете, человека обвиняли в шпионаже. Это другая статья УК - там не обязательно иметь допуск к гостайне. Но затем уголовное дело прекратили, а задержанная получила право на реабилитацию. Кстати, 1 день проведенный в СИЗО в случае реабилитации российские суды считают, если не ошибаюсь, от 3000 рублей и выше.1
  • Дмитрий ПлевковЕлисей, Можно найти хозяина квадрика, а дальше пусть рассказывает - кто конкретно им управлял. Зависит от желания найти и доступных ресурсов, как обычно. Если дрон от DJI (а они практически монополисты на качественные дроны сейчас), то запрос по серийнику производителю и вот ваши данные для начала поисков уже есть (почта с которой активировали/ip адреса/) - ведь после покупки дрон нужно активировать через интернет, да и софт их (dji go) шлёт много статистики на свои сервера, кто знает, что там сливается, несколько скандалов уже было, когда спецы находили всякие очень подозрительные вещи в софте dji. Для богатых и серьёзных они даже продают систему DJI AeroScope - можно на ютубе глянуть - показывает все активные дроны dji в округе, их параметры и прочее (и местоположение оператора с пультом тоже). В Москве в основном всё решается или подменой GPS или глушилками сигнала между пультом и дроном (а иногда совместно). Их реально много. Часто координаты подменяют на Внуково и дрон идет на срочную посадку, так как понимает, что зоне аэропорта. А иногда пытается вернуться домой и улетает в неизвестном направлении. Можно купить дрон, запустить его на радостях, и сразу же потерять. И с каждым годом глушилок становится всё больше. В плане получения штрафов тоже всё просто - полиция задерживает человека с дроном, составляет протокол, что гражданин Пупкин летал в городе, передаёт протокол в транспортную прокуратуру, те узнают у Росавиации, что разрешения на полет не было, и выписывают 50к штрафа. На форумах коптероводов можно отыскать такие рассказы из разных городов. По сути получается как обычно - в подавляющем большинстве случаев нормально полетаешь, но оштрафовать могут в любой момент, потому что в 99% процентов случаев то место, где есть что-то красивое/интересное и хочется полетать находится в зоне, требующей согласований. Ну и "Полет должен выполняться в пределах прямой видимости" - уже метрах в 100 коптер и не разглядеть. Особенно если это мелкий до 250 грамм.3
  • Дмитрий СергеевVladimir, я просто знаю о чем говорю. Случайно разгласить гостайну невозможно. Если у человека нет официально оформленного допуска - разглашение вменить невозможно. У нас есть про это отдельная статья - https://journal.tinkoff.ru/guide/gosudarevy-sekrety/ А вот с выкладыванием фотографий эшелонов мирных тракторов в фейсбуке все не так просто. Разглашение точно не вменят, но вот госизмену - могут. Но все зависит, по большому счету, от тех целей, которые человек преследовал, и какие показания он даст на следствии. Про госизмену мы тоже в отдельной статье рассказывали - https://journal.tinkoff.ru/guide/izmena/2
  • Ив МонтанПро гостайну вообще чушь. Не знаете - не советуйте.1
  • Дмитрий СергеевИв, а в чем именно чушь?0
  • Руслан АсадовAlexander, открывал. Тут дело не в том, светло или темно на улице. А в правиле "необходимо согласовывать всё полёты в диспетчерской зоне аэропорта". У международных аэропортов (в Волгограде именно такой) дз покрывает радиус в 50 км от аэропорта. И в неё попадает весь город.1
  • Елисей КостомаровДмитрий, да, быстро прошли те времена, когда дрон был прикольной игрушкой... теперь от него больше проблем, чем пользы.1
  • Елисей КостомаровРуслан, хотите, чтобы из-за какого-нибудь раздолбая-пилота дрона самолет на город упал? Думаю, эти зоны не просто так создавали.0
  • Ив МонтанДмитрий, так как видеопоток современных дронов содержит координатную привязку, то это МО РФ и ФСБ трактуется как дистанционное зондирование земли, соответсвенно, все ограничения касающиеся ДЗЗ указанные в ПАРО-90 к СТГМ-90 переносятся на практически любой записанный фото-видеоматериал. У материалов ДЗЗ есть необходимость проведения контрольного просмотра, до этого момента они считаются под грифом секретно. И вот тут получается практически любой владелец дрона становится секретоносителем.0
  • Дмитрий СергеевИв, вы ошибаетесь. Носителем гостайны человек после просмотра какого либо видео стать не может. В ФЗ "О гостайне" подробно описана процедура допуска к ней. Нет официального допуска - нет и ответственности за разглашение гостайны. Мы про это писали в отдельной статье - https://journal.tinkoff.ru/guide/gosudarevy-sekrety/1
  • Дмитрий СергеевИв, ПАРО-90 и СТГМ-90, насколько мне известно, в открытом доступе вообще нет. Это не закон - незнание этих нормативных актов освобождает от обязанности исполнять их требования.0
  • Арн РумиНигде нельзя найти образец обращения в региональныое управление ФСБ для получения разрешения полётов и съёмки в погранзоне.0
  • vobrovА что если произошли сбои в программе и дрон стал не упповляемым и он в таком состоянии причинил кому-то вред, кто будет нести ответственость владелец или производитель?0
  • Сергей ЛексинНикогда не возникало. Летаю там, где это никому не мешает. Никогда никого не спрашивал2
  • Игорь КасаткинЧушь какая то... Дроны используем исключительно для геодезии на карьерах и площадках своих заводов, т.е. над своим горным и земельным отводом и только в производственных целях на высоте как правило не более 150 метров. Заводы и карьеры десятилетиями на одном и том же месте, они не бегают) Так причём здесь третий дядька с каким то разрешением непонятным??0
  • Дмитрий СергеевИгорь, это вы дроны используете исключительно для геодезии на карьерах и площадках своих заводов. А кроме вас их используют и другие люди, и не все - добросовестные. Это из серии - "я хороший водитель, не нарушаю ПДД, зачем на дороге нужны сотрудники ГИБДД?" :)1
  • Игорь КасаткинДмитрий, Так при нормальном формировании законодательной базы нужно учитывать всё, и хороших и плохих, как Вы говорите, а не заниматься профанацией! Вот из за этого и бардак у нас везде где не ткни.0
  • Дмитрий СергеевИгорь, то есть вы так и предлагаете сформулировать статьи в КоАП - "на тех, у кого положительные характеристики по месту жительства, эта статья не распространяется"? Или может как то по другому сформулировать? Все же в конкретные формулировки упирается - придется как то отделять хороших людей от нехороших. Но проблема в том, что оператор вашего же служебного БПЛА может завтра с вами поссориться, и начать этот беспилотник использовать для того, чтобы в окна вашей же квартиры заглядывать. А наказать его будет нельзя - потому что характеристики положительные.0
  • Андрей ВласовПодскажите мини дрон BETAFPV Cetus X Kit, который весит 55 гр, тоже что бы полетать в запретной зоне ( весь Крым и Севастополь сейчас под запретом), нужно брать разрешение или вообще нельзя летать без штрафа?0
  • Валерий СередовСпасибо за подробную статью. Вопрос, если я получил разрешение на авиационные работы в нижегородской области, могу ли я использовать фото и видео материалы или мне нужно получать отдельное разрешение на фото и видео съемку?0
  • Jack RaffertyА если лицо конкретной коровы снимать, то у неё надо разрешение брать на съёмку.0
  • Roman BykovС 01.03.24 изменились/отменились положения/ограничения на использование БПЛА. Можете разобрать, пож-та? Вроде как стало попроще по сравнению с 2022 и 2023 гг., но все эти ссылки на разные законы-постановления -- это взрыв мозга.0

Сообщество