Как я без суда вернул деньги за некачественный ремонт ноутбука
И почему не вернул деньги за новый блок питания

В марте 2022 года у моего ноутбука сломался блок питания, и я отдал его на ремонт в мастерскую.
Ремонт стоил всего 500 ₽, но мастер выполнил работу некачественно. Из-за этого через три месяца блок снова сломался, и мне пришлось купить новый.
Я попытался вернуть деньги за ремонт, но в мастерской мне отказали. Поэтому я обратился в Роспотребнадзор. В статье расскажу, чем он мне помог, как проходили переговоры с мастерской и почему я не стал требовать деньги за новый блок питания.
Что случилось с моим ноутбуком
В 2009 году я купил ноутбук Acer Aspire 5741G за 20 000—25 000 ₽. До марта 2022 года он исправно работал, а потом в нем начал барахлить блок питания. Иногда он переставал заряжать ноутбук, но если я двигал кабель в месте его присоединения к блоку, то зарядка возобновлялась.
Чтобы понять, в чем дело, я снял крышку блока питания — подумал, что решу проблему сам, без паяльника. Но увидел, что внутри отходит кабель, второй конец которого подключается к разъему питания ноутбука, и что его нужно припаять. Скорее всего, проблема возникла из-за того, что 13 лет кабель постоянно сгибался-разгибался и отошел от контактов.
Сам я не мог с этим разобраться, потому что не очень хорошо умею пользоваться паяльником. Поэтому я стал искать мастерскую.

Как я нашел мастерскую
Никаких требований к мастерской у меня не было: я считал, что припаять кабель сможет любой мастер. Поэтому я просто набрал в поиске 2ГИС «ремонт ноутбука», нашел несколько мастерских недалеко от моего дома и написал им в «Вотсапе».
Один из мастеров сразу же ответил. Сначала он написал, что блоки питания ноутбуков нельзя разбирать: от этого может повредиться корпус. Но я ответил, что уже сделал это. Тогда специалист сказал, что простая перепайка проводов обойдется в 300 ₽ и займет 10 минут. Меня это устроило: я подумал, что мастер уже выполнял подобную работу и справится с ремонтом. Поэтому решил обратиться именно в этот сервис.
- 300 ₽
- такую цену назвал мастер за перепайку проводов
Чуть позже мне ответил мастер из другого сервиса. Он написал, что разобрать, перепаять и собрать блок у них стоит 500 ₽. Но я уже определился с мастерской.


Как мне отремонтировали блок питания
13 марта 2022 года я пришел в первый сервис и сказал сотруднику, что уже переписывался с ним в «Вотсапе». Но выяснилось, что я общался с другим специалистом — из филиала по другому адресу. Однако этот мастер осмотрел блок и сказал, что починит его за час, а возьмет всего 500 ₽. Дороже, потому что нужно зачистить кабель и выполнить еще какие-то дополнительные работы.
Ехать в другой филиал мне было не по пути, поэтому я оставил блок здесь. Взамен мне не дали никакого документа, который бы подтверждал приемку. Но я не придал этому значения.
В тот же день я вернулся в мастерскую, чтобы забрать блок, и увидел, что ремонт сделали ужасно: кабель припаяли кое-как, а место, где он присоединяется к блоку питания, просто обмотали белой изолентой. Это выглядело хлипко, и было ощущение, что кабель держится только благодаря изоленте.

Я попросил девушку-менеджера позвать мастера, который так некачественно отремонтировал блок. Хотел, чтобы с кабеля убрали изоленту и надежнее присоединили его к блоку питания. Но менеджер ответила, что мастера уже ушли, отказалась принимать претензию по качеству ремонта и настаивала на том, что я должен его оплатить.
В итоге я сдался и перевел 500 ₽ по номеру телефона на карту Сбера — оплату принимали только так. Взамен мне снова не выдали никаких документов — ни квитанции, ни договора, ни акта о выполненных работах. Но тогда я о них даже не подумал.
- 500 ₽
- я в итоге заплатил за некачественный ремонт
Что делать, если ремонт оказался некачественным
По закону, когда вы отдаете вещь в ремонт, нужно подписать в мастерской договор на оказание услуг. В нем должна быть указаны цена ремонта, в какой срок его выполнят и какую гарантию дает мастер на свою работу. Подробнее о договоре — в другом материале Тинькофф Журнала.
Одновременно с договором нужно подписать акт приема-передачи вещи, в котором должны быть все характеристики предмета. Например, для ноутбука в акте нужно указать название модели и его техническое состояние — допустим, «потертость левого нижнего угла крышки и царапина возле разъема». Благодаря акту после ремонта можно убедиться, что в мастерской ее не повредили — по крайней мере, внешне.
После ремонта выдают акт выполненных работ. В нем указывают, сколько заплатил заказчик и какой гарантийный срок у работы. Если выяснится, что ремонт некачественный, с этим актом можно обратиться в мастерскую с претензией.
На практике мастерские редко заключают договоры с клиентами и оформляют акты. Чаще они ограничиваются квитанцией о приемке вещи в ремонт, в которой сразу указывают цену, срок ремонта и состояние вещи. Но даже такая квитанция — лучше, чем отдавать вещь вообще без документов.
Соглашаясь на это, вы рискуете, что ремонт продлится дольше обещанного или окажется дороже. Плюс есть вероятность, что в процессе мастера что-то сломают, вернут не ту вещь, которую вы сдавали, или вообще скажут, что вы ничего им не приносили.
Кроме того, опасно перечислять деньги за оказанную услугу на карту физлица. В этом случае клиенту не дают чек — доказать, что деньги перечислены именно за ремонт, практически невозможно. Так же, как и вернуть их.
Единственный вариант — попытаться вернуть деньги через банк как ошибочный платеж. Но это сложно и долго. Плюс у каждого банка свои правила, регулирующие такие возвраты. Так что есть риск, что к моменту, когда вы решите вернуть деньги, срок, установленный банком для подачи заявления, уже пройдет.
Что я сделал, когда блок питания снова сломался
После ремонта блок питания действительно работал. Но изолента в месте, где кабель входил в корпус блока, понемногу начала смещаться. Через пару месяцев совсем слезла и обнажила кабель. А еще через месяц он и вовсе оторвался от блока питания — это случилось 23 июня 2022 года.

Было очевидно, что блок сломался из-за того, что его плохо отремонтировали. Поэтому я решил повторно обратиться в ту же мастерскую — надеялся, что его починят по гарантии. Но я не знал, какой гарантийный срок у работы, потому что никаких документов о ремонте у меня не было.
Чтобы все это выяснить, я написал в «Вотсапе» тому же мастеру, с которым общался в первый раз. Но он не отвечал вопросы. Поэтому я попросил у него хотя бы телефон специалиста, к которому я относил блок в марте, и получил в ответ общий номер мастерской.
На следующий день, 24 июня, я написал мастерской в «Вотсапе» — спросил про гарантийный срок и попросил номер мастера, который чинил мой блок 13 марта. Мне ответили, что срок гарантии на ремонт — один месяц, а тот мастер, скорее всего, у них уже не работает. Но я могу просто принести блок питания в мастерскую, и другой специалист его посмотрит. Так я и поступил.
Новый мастер все осмотрел, подтвердил, что предыдущий ремонт сделан некачественно, и добавил, что теперь починить блок вообще невозможно. Тогда я подумал, что мне хотя бы вернут деньги за прошлый ремонт. Но менеджер сказала, что раз срок гарантии истек, то и этого никто не сделает.
В итоге мне пришлось просто купить новый блок питания за 850 ₽.


Как я пытался вернуть деньги
Ситуация показалась мне несправедливой: я заплатил за некачественный ремонт, спустя три месяца блок сломался, а деньги мне не вернули. Но у меня не было никаких документов, кроме квитанции из Сбера о том, что я перевел 500 ₽ какой-то женщине.
Тогда я просто написал отзыв на мастерскую в 2ГИС — надеялся, что после этого со мной свяжутся представители компании. Судя по предыдущим отзывам, они всегда реагировали не негативные сообщения. Я хотел, чтобы мне вернули деньги или качественно отремонтировали старый блок.
Целую неделю я ждал, что кто-то отреагирует на отзыв, но ничего не произошло. Поэтому 5 июля 2022 года я обратился в Роспотребнадзор — написал жалобу через Единый портал для обращений граждан и подробно рассказал в ней все, что случилось. В подтверждение приложил квитанцию о переводе.

Когда мне вернули деньги
Из Роспотребнадзора мне ответили почти через две недели — 20 июля 2022 года. Сотрудница отдела защиты прав потребителей написала мне письмо, в котором попросила позвонить ей по телефону.
Я позвонил. Она сообщила, что уже связалась с собственницей мастерской — ею оказалась та женщина, которой я перевел деньги за ремонт. И что собственница готова вернуть мне 500 ₽. Для этого с ней нужно было созвониться, и сотрудница Роспотребнадзора спросила, можно ли передать ей мой номер.
Я не возражал. Но уточнил, возместят ли мне расходы на новый блок питания, потому что я купил его только из-за того, что старый отремонтировали некачественно. Сотрудница ответила, что это возможно только через суд и шансов выиграть это дело мало, ведь документов о ремонте у меня нет. Поэтому, по мнению сотрудницы Роспотребнадзора, вариант, который предложила хозяйка мастерской, был оптимальным.

Через час мне позвонила владелица мастерской. Она извинилась и сказала, что пообщалась с сотрудниками — видимо, с теми, к которым я приходил во второй раз. Они подтвердили ей, что ремонт был некачественный. Поэтому она согласна вернуть мне 500 ₽.
Через пару минут деньги поступили мне на счет. Я перезвонил в Роспотребнадзор и сообщил, что у меня больше нет претензий к мастерской.
Идти в суд ради гипотетических 850 ₽ я не хотел. Но раз хозяйка мастерской сама признала ремонт некачественным, я понадеялся, что теперь она будет лучше контролировать своих сотрудников.
На следующий день я получил официальное письмо от Роспотребнадзора о том, что возникший спор урегулирован и исполнитель вернул мне 500 ₽.

Что делать, если ремонт оказался некачественным
По закону, если услуга оказана некачественно, клиент может по своему выбору потребовать у исполнителя:
- бесплатно устранить недостатки;
- уменьшить цену оказанной услуги;
- если клиент сам устранил недостатки — возместить расходы на это.
Еще можно потребовать выплатить неустойку, если ремонт длился дольше оговоренного срока, и возместить убытки, которые понес клиент из-за некачественного ремонта. Для автора статьи это расходы на новый блок питания.
Чтобы обнаружить проблему и предъявить исполнителю претензию, у заказчика есть два года. И даже если в договоре указан меньший срок, заказчик все равно может потребовать устранить недостатки. Но тогда придется доказать, что они возникли из-за того, что услуга была оказана некачественно.
Свои требования заказчик должен направить исполнителю в письменной претензии. Написать ее можно в свободной форме. Главное — указать там данные исполнителя: название компании, адрес, контактную информацию. А еще — свою фамилию, паспортные данные, адрес и телефон. Также нужно обязательно описать недостатки оказанной услуги, время и обстоятельства, когда они проявились, и сформулировать требование к исполнителю — например, устранить недостатки в течение двух недель или возместить деньги, которые потратил заказчик, чтобы все исправить.
Претензию можно отнести в офис исполнителя, но стоит заранее подготовить два экземпляра. На втором получатель должен расписаться и поставить дату, чтобы у вас осталось подтверждение, что вы действительно передали претензию.
Если исполнитель отказывается принять претензию или поставить на втором экземпляре отметку о приеме, документ можно отправить почтой — с уведомлением о вручении и описью вложения. В будущем это тоже поможет подтвердить, что вы действительно передали претензию. И если исполнитель откажется принимать письмо у почтальона, тот сделает об этом отметку. Ее хватит, чтобы обратиться в суд и подтвердить там, что вы исполнили требование об обязательном претензионном порядке.
Даже если договора с исполнителем не было, претензию все равно стоит направить. Но если дело дойдет до суда, придется доказать, что договор существовал — только все условия обговорили устно.
Кроме претензии можно подать жалобу в Роспотребнадзор, как и поступил автор статьи. Вот подробная статья о том, как обратиться в любое ведомство.
Если исполнитель откажется добровольно возместить убытки, то взыскать деньги можно будет только через суд. Там придется доказать, что убытки возникли только из-за того, что заказчик выполнил работу некачественно. Вот две статьи Тинькофф Журнала на эту тему — как выбрать суд для подачи иска и как подать иск.
Что в итоге
- Когда отдаете технику в мастерскую, не забывайте попросить подтверждающие передачу техники документы. А после ремонта — документы о нем, например акт, чек или квитанцию.
- Отремонтированную технику лучше тщательно проверять на месте: так проще доказать, что ремонт выполнен некачественно.
- Если условия гарантии на ремонт не указаны в документах, лучше сразу уточнить их у мастера или менеджера мастерской.
- Если вы недовольны оказанной услугой, не бойтесь обращаться к руководству сервиса, в Роспотребнадзор или суд.
Хотите написать такую статью для Т—Ж? Любой процесс, в котором в каком-то виде участвуют деньги, можно превратить в тему для Тинькофф Журнала. Прочитайте наш мануал для авторов и приносите заявку на статью.
18.11.22, 12:18
Больше всего меня удивило упорство человека, с которым он пытается чинить и менять комплектуху, от совершенно ничем не примечательной мультимедийной допотопной модели.
23.11.22, 04:17
Zod, а в чем проблема? Не всем нужна игровая модель, и не все готовы вкладывать в ноутбук 70-100k только для того, чтобы печатать на нем документы, оплачивать ЖКХ, записывать файлы на флешку.
23.11.22, 13:27
Артем, Я понимаю, что типа и хватает, но эта не та вещь, которая стоит таких вложений в восстановление и амортизацию. Аналог дешевый китайский магнитофон пытаться чинить и переделывать из года в год. Для примера, некоторые староверы еще лет 5-7 могли позволить себе ходить с настоящими IBM Thinkpad, там в основном именно начинка устаревала, остальное было понятно зачем чинить. Зачем чинить Aspire 5741G остается загадкой.
Общие вложения за всё время какие были?
24.11.22, 05:10
Zod, прям точные цифры не назову, но порядок верный:
- две плашки памяти по 800 рублей каждая;
- SSD - 3,5 тысячи рублей (черная пятница на Amazon);
- корпус с клавой - 2 тысячи рублей.
Эти покупки были сделаны в 2017-2019 годах.
Ну и в 22-ом 850 рублей на блок питания.
Не такие уж капитальные вложения, на мой взгляд.
25.11.22, 07:25
Артем, да, такие небольшие вложения можно сказать что были оправданы.
21.11.22, 02:18
У меня кот насикал на ноутбук. Все внутренности компа выжгло так, будто это не кот, а кислотная кровь Чужого. Мастера были в шоке, понадевали резиновые перчатки и вонь стояла страшная. Смогли только вытащить память и перенести файлы, остальное "выбросили в космос".
Знакомый ветеринар потом сказал, "ну ты знаешь, коту 18 лет, за это время в организме может всё, что угодно произойти".
В Роспотребнадзор не жаловался, в Минприроды тоже.
22.11.22, 13:19
Вся проблема в том, что мастер почему-то, видимо из неопытности, выбрал белую изоленту вместо синей.
06.01, 14:46
Гломгольд, Увы. У моих знакомых был печальный опыт покупки нового блока питания к телевизору. При заявленных 3 амперах и 12 вольтах новый блок питания, купленный в ДНС, перегревался и отключался через полчаса.
Внешне такой же, вес - легче процентов на тридцать, чем у оригинала. Вывод - производитель сэкономил, и годится такой блок только для маломощной нагрузки (максимум 1 ампер при продолжительной работе), либо светодиодные ленты запитывать. Иногда выгодней и целесообразней отремонтировать оригинал. Если ремонтировать нормально, конечно.
18.11.22, 10:03
у компа отвалилось крепление под петли, отнесли в гарантийку. ремонтировали на протяжении более чем 1.5 месяцев, по зпп написали отказ от ремонта, ибо леново ушла из рф и деталь долго не приходила. сказали, что можно подождать, но был переезд буквально через пару дней и поэтому забрала ноут. поехала в магазин, сказали большп таких не продается и предложили вернуть деньги. я почти написала заявление на возврат, но потом посмотрела на их сайт и нашла почти такой же ноут(не помню, чем отличались, но какой-то мелочью типа подсветкой клавиатуры) и различия в цене были 30к руб(поскольку покупала до "спецоперации") и решила оставить ноут себе и починить, хотя бы платно, в другой стране(все равно выйдет явно дешевле 30к). в итоге забила и просто ноут стоит на столе перманентно открытый. минусы: если складываешь, то играешь в рулетку - может разогнется в следующий раз, а может и нет. +сломаться может в любой момент
18.11.22, 10:04
noname, деньги не возвращала, но сервис центр пришлось поторопить
18.11.22, 13:21
noname, есть такая штука как обмен на аналогичный товар. Если продавец/импортер/уполномоченное юр. лицо не идет на него, есть суд, где эксперт будет устанавливать аналогичность.
18.11.22, 16:39
УасяПупкин, у них не было аналогичного товара + я уже не в рф :(
21.11.22, 06:38
noname, тогда ясно. А так были даже забавные случаи. Видел судебное решение где старую колымагу 2008 года выпуска из-за производственного дефекта обменяли на новую. Эксперт признал аналогичность. Дело дошло до ВС.
18.11.22, 10:32
Мы возвращали деньги не за ремонт, а смогли убедить Леново, что их гарантийный "ремонт" не помог, в итоге вернули деньги за телефон.
18.11.22, 12:04
"Здрасте" 😂
18.11.22, 12:41
Кликбейт
В заголовке ноутбук, в тексте чинил блок питания
18.11.22, 16:16
Лет десять назад я пошел в суд, когда сломавшийся троллейбус не довез меня до места назначения, а кондуктор отказалась вернуть деньги за талон, дающий право на проезд.
Не из-за 10 рублей - сумма и сейчас, и тогда смехотворная. Хотелось пройти квест "Как судиться с нарушителями прав потребителей". Получил ценный опыт, который впоследствии пригодился.
20.11.22, 18:34
user1203992, обычно, они говорят скоро включат ток и поедем.
23.11, 22:55
Вот душный , с БП.