Какую беззеркальную камеру выбрать в 2024
Техника
26K
Фотография — Rodion Kutsaiev / Unsplash

Какую беззеркальную камеру выбрать в 2024

Если хочется снимать хорошие фото и видео, но нет желания таскать в сумке громоздкую зеркалку
46
Аватар автора

Стас Зверянов

скучает по TLR

Страница автора
Аватар автора

Иван Крылов

вырвал зеркало

Беззеркальная камера — устройство для тех, кому телефона для реализации фотозадумок уже не хватает.

Например, если хочется большего разнообразия в объективах и возможности снимать в сложных условиях, получая стабильный и качественный результат.

Большинство современных камер для профессионалов и любителей именно беззеркальные. Известные бренды один за другим прекращают выпуск зеркалок. Это объяснимое решение: зеркало — рудимент, который был необходим в пленочную эпоху и достался цифровым камерам для совместимости со старыми системами.

Современные БЗК  компактнее, легче, имеют более продвинутый автофокус и лучше снимают видео, чем большинство старых флагманских зеркалок.

Как и в случае с телефоном, выбор камеры — это выбор экосистемы. Объективы, батарейки и другие аксессуары у разных производителей различаются качеством, ценой и разнообразием.

Я расскажу, к каким производителям фотоаппаратов в 2024 году стоит присмотреться, на что обращать внимание при выборе и что сейчас происходит на рынке камер.

Чем беззеркальные камеры отличаются от зеркальных

Разница — в механизме работы.

У зеркальной камеры, или DSLR  , внутри расположено зеркало, повернутое под углом 45°. Изображение из объектива попадает на него, отражается и направляется в видоискатель, в который фотограф и смотрит.

Когда спускается затвор, зеркало поднимается, чтобы не мешать свету, который попадает на матрицу и формирует на ней изображение. Отсюда, кстати, и берется характерный для DSLR звук съемки.

Есть целые сообщества, которые сравнивают «эстетичность» звуков, производимых разными камерами

Зеркало — не обязательный для цифровой камеры элемент, а решение, которое помогло сгладить фотографам переход с пленочных камер на цифровые. В SLR  без него увидеть картинку через объектив было невозможно.

Беззеркальные камеры устроены иначе. Несложно догадаться, что в них нет нужды вставлять отдельное зеркало для отражения происходящего в видоискатель. Свет, проходящий сквозь объектив, попадает напрямую на матрицу, обрабатывается и отображается на экране фотоаппарата. Или на цифровом видоискателе — таком же экране, но поменьше.

Одно лишь это изменение в конструкции камеры позволило беззеркалкам:

  • стать компактнее и легче — ведь теперь нет нужды размещать громоздкие механизмы внутри корпуса;
  • фотографировать быстрее — зеркало не нужно убирать и возвращать на место после каждого кадра, поэтому максимальная скорость съемки БЗК в среднем в 2—3 раза превышает скорость зеркалок;
  • не использовать видоискатель при съемке — полезно, если вы занимаетесь стрит-фотографией, а люди вокруг смущаются, когда для кадра приходится вскидывать камеру к лицу. Эта функция есть и у зеркалок, но фокусироваться с ней сложнее, чем при съемке через видоискатель.
В БЗК внутри нет зеркала, поэтому они гораздо компактнее зеркалок
В БЗК внутри нет зеркала, поэтому они гораздо компактнее зеркалок

На что влияет размер матрицы

Сердце любого цифрового фотоаппарата — его светочувствительная матрица, сенсор. Именно на него попадает свет, который формирует картинку. Чем больше матрица, тем больше света она захватывает и тем проще получить детализированный кадр. Соответственно, чем меньше матрица, тем компактнее фотоаппарат и объективы.

У пленочных фотоаппаратов матрицы не было — свет попадал на фотопленку, в которой каждый кадр был размером 36 × 24 мм  .

Производители цифровых камер решили позаботиться об обратной совместимости — и сделали сенсор у DSLR того же размера, 36 × 24 мм. Поэтому цифровые камеры выглядели почти так же, как пленочные, и могли использовать те же объективы.

Две мои камеры: пленочная F100 и цифровая D750. Размер сенсора и байонет — крепление для объектива — у них одинаковые. Поэтому оптику между ними я меняю без всяких переходников
Две мои камеры: пленочная F100 и цифровая D750. Размер сенсора и байонет — крепление для объектива — у них одинаковые. Поэтому оптику между ними я меняю без всяких переходников

Позднее выяснилось, что настолько большой сенсор нужен не всем: например, если камеру покупают для путешествий или любительских фотографий и ее габариты важнее высокой светочувствительности.

Так появились кропы — «обрезанные» матрицы, которые по размеру меньше «полного кадра», то есть камер со стандартной матрицей. Размер «обрезанной» матрицы для удобства обозначается одним числом с x на конце и называется кроп-фактором. Число означает, во сколько раз сенсор меньше «эталонного» полного кадра. Чем оно больше, тем меньше матрица.

Производителей камер на рынке тогда было очень много, а камер — еще больше. Поэтому популярных кропов несколько:

  1. «Дюймовки», кроп-фактор 2,7х. Встречаются в суперкомпактных фотоаппаратах, камерах для путешествий и дешевых «мыльницах». Камеры с дюймовками часто поставляются с несъемным объективом.
  2. Micro 4/3, кроп-фактор 2х. Уникальный формат камер OM Systems  и Panasoniс.
  3. APS-C, кроп-фактор 1,3—1,7x. Самый популярный кроп — камеры с ним выпускают Fujifilm, Canon, Nikon и Sony. Обычно это упрощенные и более компактные варианты полнокадровых камер, но есть и профессиональные модели с уменьшенным форматом матрицы для тех, кому вес и габариты важнее разрешения.
  4. Полный кадр, кроп-фактор 1х. Основной формат для зеркальных и беззеркальных камер. На него переходят с кропов, если становится понятно, что их для фотозадач уже недостаточно. Выпускается почти всеми производителями: Canon, Nikon, Sony, Panasonic, Leica, Hasselblad. Камер с полнокадровым сенсором нет только у Fujifilm и Olympus.
  5. Средний формат, кроп-фактор 0,8х и меньше. Профессиональная техника для продвинутых фотографов. Сенсор в таких камерах больше полного кадра — это нужно, например, если ваши фотографии будут вешать на билборды. Стоят такие камеры не меньше 300 тысяч рублей, если обращать внимание на актуальные модели. Массмаркет производит Fujifilm, элитные фотоаппараты — Hasselblad.

Нельзя однозначно сказать, что чем больше матрица, тем лучше камера. Даже профессионалы нередко используют в работе модели с кроп-сенсорами. Скажем, фотографы дикой природы пользуются техникой Olympus с маленькой матрицей из-за тихой работы, компактности и большего приближения, чем у других камер.

Технические нюансы: кроп-фактор объектива

Как выбрать производителя беззеркальной камеры

Покупая камеру, вы автоматически привязываете себя к конкретному производителю оптики и аксессуаров. Переезжать с Canon на Nikon непросто и очень дорого, ведь придется менять не только «тушку»  , но и весь парк оптики и аксессуаров.

Поэтому подходите к выбору ответственно. Популярных производителей с широким ассортиментом на рынке не так много: Canon, Nikon, Sony, Fujifilm, Olympus — ныне OM Systems — и Panasonic. Если вы морально готовы потратить на камеру несколько сотен тысяч рублей, добавляйте к списку Hasselblad и Leica.

Хорошо снимает любая камера

Если вы новичок в фотографии и дочитали до этой плашки, запомните главное: нет никакой разницы в том, с какой камерой учиться снимать. Ниже я привожу сравнение разных производителей, но среди них нет однозначных фаворитов или аутсайдеров.

Фотографировать для себя можно и на телефон, и на самую бюджетную «мыльницу». Главное в съемке — это вы и ваши креативные решения. И совершенно неважно, какой камерой вы пользуетесь в процессе.

Поэтому не переживайте из-за выбора производителя слишком сильно: по-настоящему ответственным он станет, когда вы решите превратить свое хобби в профессию и будете выбирать следующую камеру — исходя из того, чего вам не хватает в нынешней.

Производитель

Canon

Крупнейший производитель фотокамер еще с 1930-х годов. Десятки лет удерживает наибольшую долю рынка цифровых камер. Инженеры Canon сильнее всего фокусируются на качестве картинки: кроме камер компания занимается выпуском принтеров — тоже одних из лучших.

Слабые стороны — закрытость экосистемы для внешних производителей объективов, не лучшая оптика по соотношению цены и качества и медлительность с введением инноваций.

С переходом на беззеркальные камеры Canon запретила сторонним производителям выпускать совместимые объективы с автофокусом. Это значит, что собрать стартовый набор стало гораздо дороже: объективы Canon стоят намного больше аналогов от Sigma или Tamron.

Canon EOS R6 — одна из лучших камер на рынке. Но объективы с автофокусом для нее можно купить только того же производителя. Источник: canon.com.au
Canon EOS R6 — одна из лучших камер на рынке. Но объективы с автофокусом для нее можно купить только того же производителя. Источник: canon.com.au

Покупать Canon новичку имеет смысл, только если у него уже есть много хороших объективов от кэноновских зеркалок: на них автофокус будет доступен, достаточно лишь докупить переходник.

Плюсы:

  • одни из лучших камер по качеству картинки;
  • один из лучших алгоритмов автофокуса на рынке;
  • приличные кроп-беззеркалки.

Минусы:

  • закрытая система — нет сторонних объективов с автофокусом;
  • отсутствие приличной недорогой оптики — объективы или темные, или дорогие;
  • дорого собрать хороший стартовый набор.
Производитель

Sony

Универсальный боец на рынке цифровой электроники: у них отлично выходит производить и телевизоры, и игровые приставки, и беззеркальные камеры. Причем зеркалки компании не пользовались популярностью, а БЗК выстрелили и сейчас считаются лучшими для видео.

Сенсоры от Sony можно встретить в электронике от других производителей: кинокамерах, фотоаппаратах и даже некоторых телефонах. Компании принадлежит большая часть патентов и инноваций в сфере фототехники, поэтому каждая новая БЗК комплектуется набором свежих функций.

Еще Sony не ставит палки в колеса производителям совместимых аксессуаров: есть и переходники на чужие объективы с зеркальных систем, и автофокусные объективы для родного байонета.

Sony A7CR — самый компактный полнокадровый фотоаппарат на рынке. Источник: sony.com
Sony A7CR — самый компактный полнокадровый фотоаппарат на рынке. Источник: sony.com

Ругают Sony за плохой цветовой профиль у «сырых» кадров, до обработки, и неестественные оттенки. Это значит, что на обработку будет уходить больше времени, чем в случае с камерами других производителей.

Кроме того, у камер Sony специфическая эргономика: запутанное меню, неудобное расположение кнопок и колес на корпусе камеры. Пальцы ложатся на них менее естественно, чем в случае с остальными камерами, но это дело привычки, а не объективный недостаток.

Плюсы:

  • лучшие технологии в свежих камерах;
  • отлично подходят для видео;
  • огромное разнообразие оптики благодаря обилию переходников — на неродных объективах работает автофокус и стабилизация;
  • уникальные модели, аналогов которых нет у других производителей.

Минусы:

  • результат часто требует дополнительной обработки;
  • плохая эргономика, запутанные меню;
  • набор из камеры и родной оптики будет стоить дорого.
Производитель

Nikon

Японский бренд номер два, который со времен зеркалок составляет основную конкуренцию Canon. Причем если в эпоху DSLR побеждал Canon, то с БЗК все наоборот: у Nikon очень четкое позиционирование и сильная линейка профессиональных и полупрофессиональных камер.

В середине нулевых в фотосреде за «никонистами» закрепилась репутация скуфов из мира фотографии — неприятных и закрытых фотографов, которым характеристики важнее удобства использования камер. Во многом такое мнение сложилось из-за скудной маркетинговой кампании Nikon: они реже давали камеры на тест блогерам и инфлюенсерам и получали меньше медийного охвата. Сейчас с репутацией у компании все в порядке.

У камер Nikon продуманная эргономика, понятные меню и нет излишних усложнений. Объективы для беззеркальных камер сравнимы с моделями Canon, при этом линзы от Sigma, Tamron, Viltrox и других производителей работают без проблем — с поддержкой автофокуса и встроенного стабилизатора.

Nikon Z7 II — профессиональная полнокадровая камера с упором на качество картинки. Источник: nikonusa.com
Nikon Z7 II — профессиональная полнокадровая камера с упором на качество картинки. Источник: nikonusa.com

Минусы кроются в кроп-линейке: там нет стабилизации на сенсоре  и самоочистки матрицы. Кроме того, переходник с зеркальной оптики Nikon работает не со всеми объективами: если у линзы нет собственного мотора автофокуса и его функции выполняла «отвертка»  в корпусе зеркальной камеры, то в БЗК автофокуса не будет.

Плюсы:

  • отличное соотношение цены и качества;
  • много хорошей оптики от других производителей;
  • удачная эргономика, простое и понятное меню;
  • хороший набор недорогих и качественных объективов.

Минусы:

  • кроп-беззеркалки Nikon покупать не стоит — только как вторую камеру к уже имеющейся;
  • не самый быстрый и умный автофокус на рынке, хотя разницу в несколько миллисекунд заметить будет очень сложно;
  • переходник на зеркальную оптику работает не со всеми моделями объективов.
Производитель

Fujifilm

Fujifilm на фоне остальных производителей стоит особняком: у компании вообще нет полнокадровых камер — только с кроп-сенсорами, причем как с уменьшенными, так и с увеличенными.

Если Canon, Sony и Nikon — это универсальные рабочие лошадки, то Fujifilm позиционирует себя как стиль жизни и аутентичный инструмент для творцов. Внутри камер — уникальный сенсор X-trans, светочувствительность которого примерно на 25% выше, чем у полнокадровых конкурентов. Производит его, кстати, Sony. Кроме сенсора камеры отличаются собственными процессорами, которые заточены под работу с ним.

Сочетание необычного сенсора и процессора дает возможность прямо в камере выбирать необходимый пресет  — например, кадры можно изменить так, будто они сняты на пленку. Причем не просто на пленку: есть возможность выбрать, какую конкретно катушку нужно имитировать.

Конечно, схожего результата можно добиться с любой камерой на этапе редактирования, но процесс съемки и в целом пользовательский опыт Fujifilm — то, что заставляет людей выбирать эти камеры даже на фоне объективно выигрывающих конкурентов.

Еще Fujifilm привлекает оптикой: их объективы легкие и компактные. Даже бюджетные линзы выдают очень резкие и качественные фотографии.

Минусы беззеркалок компании — завышенная цена и запутанная продуктовая линейка. Следите за руками:

  1. Серия XH — для профи.
  2. Серия XT — для продвинутых любителей. Есть сменная оптика, которая, в свою очередь, делится на камеры с однозначными, двузначным и трехзначными индексами, от которых зависит «уровень» камеры.
  3. Серия XS — для любителей.
  4. Серия XE — простые и компактные камеры для путешествий.
  5. Серия X-Pro — для профи, пришла на замену XH-серии, есть сменная оптика.
  6. Серия X100 — компактные камеры профессионального уровня, нет сменной оптики.
Fujifilm — это «Старбакс» в мире фотоаппаратов. X100V — компактная и стильная камера с потрясающим качеством съемки, мечта стрит-фотографов и модников. Источник: fujifilm-x.com
Fujifilm — это «Старбакс» в мире фотоаппаратов. X100V — компактная и стильная камера с потрясающим качеством съемки, мечта стрит-фотографов и модников. Источник: fujifilm-x.com

Плюсы:

  • лучшие кроп-камеры на рынке;
  • превосходная работа автоматики;
  • красивые кадры «из коробки»;
  • доступная оптика;
  • понятное и удобное меню.

Минусы:

  • запутанная продуктовая линейка;
  • цены выше, чем на модели конкурентов со схожими характеристиками.
Производители

OM Systems и Panasonic

Этих двух производителей объединяет необычный стандарт матрицы — 4/3 — и взаимозаменяемые объективы. Его придумали во времена зеркалок, а в БЗК он перекочевал под названием Micro 4/3 или m43. Кроп-фактор матрицы — 2х.

Матрицы Olympus и Panasonic стабильно отстают по качеству от популярных производителей. Бизнес обеих компаний убыточен, а расходы покрываются за счет смежных подразделений. Поэтому в 2020 году Olympus и сменила имя на OM Systems — компанию выделили в отдельную бизнес-единицу, отделив от корпорации.

Целевая аудитория камер OM Systems и Panasonic не до конца понятна: маленькая матрица не самого высокого качества, камеры дороже и тяжелее, чем у конкурентов. Источник: John Ragai / Википедия
Целевая аудитория камер OM Systems и Panasonic не до конца понятна: маленькая матрица не самого высокого качества, камеры дороже и тяжелее, чем у конкурентов. Источник: John Ragai / Википедия

Для потребителя это означает, что за те же деньги он получит камеру классом ниже. Кроме того, несмотря на заявление о взаимозаменяемости объективов, при попытке использовать линзу от Panasonic на «тушке» Olympus придется отказаться от двойной оптической стабилизации изображения.

Сами объективы у обеих компаний неплохие — легкие и резкие. А вот автофокус на камерах также отстает от конкурентов.

Единственный сценарий, когда можно подумать о покупке камеры от Panasonic или OM Systems, — это купить ее с рук в качестве первого фотоаппарата, а позднее сменить на что-то более серьезное.

Плюсы:

  • неплохая оптика;
  • одна из лучших технологий оптической стабилизации изображения;
  • взаимозаменяемые линзы без необходимости использовать переходники;
  • понятное меню.

Минусы:

  • высокая цена для камер с такой начинкой;
  • устаревший «мозг»: процессор, автофокусировка;
  • на объективах от других производителей стабилизация работать не будет.
Производители

Hasselblad и Leica

Hasselblad и Leica — мастодонты фотографии, их камеры непонятны обычным людям и стоят космических денег. И это даже не фигура речи: первые снимки с Луны, полученные командой «Аполлона-11», были сделаны на Hasselblad. Камера так и осталась лежать там, астронавты забрали с собой только блок с пленкой.

Вокруг Leica схожий миф: этими камерами пользовались звезды Голливуда, на Leica M2 сделана самая известная фотография Че Гевары, а Leica M6 была любимой камерой королевы Елизаветы II.

Одним словом, оба бренда — это Bentley и Rolls-Royce из мира камер. Они абсурдно дорогие, очень надежные, комфортные и стильные. Их производители могут позволить себе эксперименты: например, выпустить исключительно черно-белую камеру, которая будет вдвое дороже цветной.

За черно-белую «мыльницу» просят 7000 $. Без объектива. Источник: leica-camera.com
За черно-белую «мыльницу» просят 7000 $. Без объектива. Источник: leica-camera.com

Покупать эти камеры начинающим, продолжающим или профессионалам в фотографии нет никакого смысла. Несмотря на невероятное качество сборки и одни из лучших объективов, цена нивелирует все преимущества.

Если вам важно фотографировать, а не быть частью фотографической культуры — обходите обоих производителей стороной.

Плюсы:

  • лучшие сенсоры и оптика, что можно найти на рынке;
  • культовый статус;
  • ощущение себя частью сообщества.

Минус: цена — базовая Leica в комплекте с объективом обойдется минимум в 800 тысяч рублей.

Коротко: какого производителя беззеркальных камер выбрать

Общий совет — выбирайте производителя, чьи камеры уже есть у ваших друзей или в тусовке фотографов вашего города. Так будет у кого попросить помощи или взять в аренду объектив.

Выбирайте Fujifilm, если к этому моменту вы еще не определились. Это отличные камеры, дружелюбные к новичкам, которые выдают лучшие кадры «из коробки». В начале увлечения фотографией важно, чтобы между вами и результатом стояло как можно меньше препятствий.

Порой кадры из отличной, но объемной фотосъемки так и остаются в архиве, потому что обрабатывать и сортировать их лень. Fujifilm отлично решает эту проблему.

Fujifilm X⁠-⁠S10 — уменьшенный и чуть упрощенный вариант X⁠-⁠T4 с той же матрицей и таким же процессором. Идеальный выбор для новичка. Источник: fujifilm-x.com
Fujifilm X⁠-⁠S10 — уменьшенный и чуть упрощенный вариант X⁠-⁠T4 с той же матрицей и таким же процессором. Идеальный выбор для новичка. Источник: fujifilm-x.com

Nikon разумнее всего поставить на второе место, если речь о фото, а не о видео. Приличный результат на их БЗК получить тоже несложно. Камеры Z-серии  просты в управлении, имеют сбалансированные характеристики, а минимальный набор оптики не проделает дыру в кошельке.

На третьем месте — Sony. Их камеры самые универсальные, годятся для съемки фото и видео и идеально подойдут, если вы хотите заниматься обработкой и ретушью. Встроенные цветовые профили и качественная матрица помогут добиваться лучших результатов.

Плюс к этому — огромная коллекция переходников, адаптеров и конвертеров. Решать самые разные креативные задачи с БЗК от Sony будет проще всего.

Canon можно посоветовать новичку, только если у вас откуда-то взялись объективы от их старых зеркальных камер. Или если бюджет не ограничен и хочется купить одну из лучших камер на рынке.

Olympus (OM Systems) или Panasonic имеет смысл покупать только с рук, в комплекте с объективами и недорого. Система Micro 4/3 откровенно не удалась: единый стандарт двух производителей оказался не таким уж и единым, что вкупе с отстающим железом нельзя назвать хорошим выбором.

Hasselblad и Leica стоит покупать, только когда вы не можете их не купить. Или если настолько преисполнились в фотографии, что не видите смысла снимать на простые камеры.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult

Стас ЗверяновНа какую камеру снимаете? Покажите свои кадры:
  • Гусь лапчатый> Ругают Sony за плохой цветовой профиль у «сырых» кадров, до обработки, и неестественные оттенки. Это значит, что на обработку будет уходить больше времени Раз в жизни настроил профиль в Lightroom и забыл. > Фотографировать для себя можно и на телефон, и на самую бюджетную «мыльницу». И совершенно неважно, какой камерой вы пользуетесь в процессе. Спорт, птички, дикая природа в движении, насекомые и макро - все это лучше с нормальными объективами и камерой, телефон еще не дорос. Макро на телефон можно наверное снимать в юго-восточной Азии, там размеры живности позволяют. Sony a6500 & sony 90-mm macro:14
  • polna panamaЖдала статью про фотоаппараты, как жду дневники трат фотографов — в тайне и без особых надежд, но жду :)) Снимаю несложные репортажи на фуджи xs10, недавно стала даже чуть-чуть зарабатывать на этом. Это моя первая камера. Согласна с тем, что система Fujifilm отличная для новичков — камеры без исключения красивые, ui постижимый, китовые объективы не стыдные даже для первых коммерческих съёмок. Родная оптика показалась мне доступной даже при текущих ценах в России и диапазоны расстояний норм. Сейчас снимаю на фуджинон 35/1,4, но подумываю в будущем о покупке 55-200/3,5-4,8 или 18-120/4, чтобы закрыть потребность в дополнительных линзах вообще. Не нравится в текущей камере только её громоздкость, она всё-таки не такая маленькая, как мне хотелось бы, и отсутствие погодозащиты.4
  • GennPentax K-5 + SMC Pentax-F 85mm F2.8 Soft9
  • Стас ЗверяновГусь, очень красиво! У самого была а6000, продал когда переходил на никоны и купил д750 вместо неё1
  • Стас ЗверяновGenn, карточку хочется на обложку какого-нибудь журнала про природу! <33
  • Стас ЗверяновПоделюсь одним из любимых. D750 + 50mm 1.816
  • Абдулмаксим5d mark 47
  • СтаниславОчень нравилась система Olympus, хорошие объективы. Пример фото с моего OM D 1010
  • А мне нравится Кэнон. 20 лет снимаю на него, оптика старая вся подходит. И сама линейка оптики намного шире, чем у любых других производителей.1
  • EvgeniiНу у лейки есть линейка Q и если человек например почему-то решил взять Fuji X100V, то за ее цену вполне можно взять первую Q, которая и выглядит и снимает гораздо круче. Разве что АФ там потормознее, но кого это волнует в стрит фотографии :)1
  • Стас ЗверяновАрсений, если вы в экосистеме Кэнона со времен зеркалок — согласен. Но вкатываться в их БЗК, конечно, недешево1
  • Danila ZhuravskiyLeica L напрочь забыли. На байонете есть, кроме ляйки, сигма и Панасоник. DJI к альянсу также недавно примкнул. В общем, статья лонгрид, но при этом полна спорных утверждений и отсутствует ряд базовых пунктов (упомянутые полнокадровые l-mount, например, и по.)1
  • Maxim RyuminДля кого написана статья? Если для проф любителей или людей которые зарабатывают фотографией: те и так знают азы и базу из статьи, будут копать глубже при выборе. А если для новичков, которые хотят себя попробовать в фото, то статья из разряда вредных советов. Совет новичкам: если вы хотите попробовать себя в фотографии, купите хороший телефон с разными камерами: ширик+основная+портретник. Если уже в наличии и хотите больше: купите рассеиватели, свет, штатив, стедик и т.п. для телефона. На такой сетап можно снимать очень крутые вещи. А если думаете о покупке фотоаппарата, попробую рассказать, почему стоит задуматься. В статье указывается, что БЗК компактные и легкие. Сам фотик - да. А объектив? А может, у вас будет не один объектив, а много? В итоге, вы никогда не придете к компактности. Стандартный объектив (китовый), маленький, но не даст вам качества. Хороший универсальный объектив дорого стоит, он большой и громоздкий. А несколько фиксов будут занимать сумку. Давайте на примере моего Fujifilm x-t20, который я продал буквально в этом году. У меня было следующее: Китовый объектив фудж XC15-45: легкий, удивительно резкий для кита, но не слишком универсальный, темный, картинка обычная Фудж 35mm 2.0 - хорош, но про универсальность можно забыть Пара китайских мануальных объективов 7artisans, достойные стекляшки Еще пара советских объективов через переходник. Портретник зенитара в сердечке. Мои хотелки этот комплект закрывал. Вот только сумка весила несколько килограмм. В итоге, я не брал фотик в отпуск, на прогулку в лес, парк и т.д. Весь этот комплект был красиво расставлен по полке и ждал, пока раз в год я соберусь и воспользуюсь. А красивые фотографии делались на телефон, который всегда был в кармане в нужный момент. Сразу отвечу на вопросы: "Возьми что-то одно, остальное оставь дома" - не могу, я хочу универсальности. Сейчас я хочу сделать портрет, а через 5 минут - природу. А потом опять портрет. Помимо тяжеленной сумки, каждые 10 минут я еще буду линзами жонглировать. А телефон, который всегда в кармане, дает мне эту возможность прямо сейчас, весит 100 грамм. "Раз ты хочешь универсальности, возьми один хороший зум объектив" - гонял почти месяц с фуджом 16-55mm F2.8. Правда он весит 700 грамм и перевешивает "легкую" БЗК настолько, что приходится держать сетап за объектив, а не за фотик. В итоге я все продал. Купил довольно старого, редкого, компактного и довольно дорогого зверя panasonic lx100 ii, которого не могу рекомендовать никому, если вы не понимаете, нафик он вам вообще нужен. Как я и говорил выше, мой совет новичкам - возьмите хороший телефон и оборудование к нему. Но если ооочень хочется попробовать фотик, мой совет будет отличным от статьи - возьмите именно зеркалку. БУ, кэнон или никон. Тот же кэнон 5д марк 2/3 (здоровый кирпич) стоит дешево, фоткает шикарно, тонны недорогих и качественных стекол к нему в любом городе. Не хотите кирпич - возьмите зеркалку с APC-S матрицей. Не бойтесь веса: как я описал выше, к БЗК вам так же нужна будет сумка или рюкзак. Тут за небольшие деньги вы получите отличного качества фото и вообще поймете, нужно вам оно или нет. Ну а если я вас не убедил, и вы хотите первым фотиком брать БЗК - тут я не могу ничего посоветовать, кроме как взять что подешевле. 

В любом случае я бы тысячу раз подумал, прежде чем покупать фотоаппарат любителю в 2024 году.3
  • ВалентинMaxim, Все верно написал. Еще добавлю на вторичном рынке очень много БЗК от сони. Можно к ним присмотреться. Но кажется реально телефон хороший закроет 90% любительских фотохотелок. Свою тушку с обьективами тоже продал =) Снимаю на 13 миник1
  • Владимир НапримерВообще не согласен с тем, что Micro 4/3 поставили на последнее место. По мне так недостатков у нее два: 1) Шумы на высоких ИСО при съемке при плохом освещении 2) Большая ГРИП (хуже размытие фона, чем на матрицах большего размера). Существенных плюсов три: 1) Компактность. Это реально компактная система (и тушка, и стекла), чего не скажешь про другие БЗК 2) Стабилизатор - не знаю как сейчас у других, но, по крайней мере у моего нынешнего Fuji X-s10 (камера 2021 года) стаб хуже, чем у моих бывших Олимпусов E-M1 (2013, заметьте) и E-M10-2. За счет стаба олимпус отчасти компенсирует первый минус - если снимать статику, то вместо задирания ИСО можно увеличить выдержку и снять с рук без потери качества картинки 3) Цена, особенно на вторичке. Еще важный момент - любителю сейчас покупать БЗК/ЗК имеет смысл, если он готов покупать парк оптики под разные задачи + изучать базовые основы фотографии. В режиме «включил камеру - не задумываясь навел - нажал кнопку» современный телефон снимет лучше.4
  • Стас ЗверяновMaxim, материал для новичков, которые хотят беззеркалку. Собственно, так текст и называется -- как выбрать БЗК в 2024. Статья про мобильную фотографию на сайте уже есть, эта отвечает на другой запрос.3
  • СнусмумрикСтас, не знаю, стартовые БЗК у Canon дешевле той же Fujifilm X⁠-⁠S101
  • Стас ЗверяновDanila, а про фотографию получится написать без спорных утверждений?0
  • ДмитрийДля фотографирования чего -то близкого, имхо, большой разницы между топовыми телефонами и камерами не замечаю. Поэтому смотрел камеру для фотографирования чего то далекого ( орел на дереве) правда пока так ничего и не приобрел...1
  • Дмитрий, попробуйте снимать при плохом освещении на телефон и хорошую камеру — разница будет колоссальной. При хорошем свете во многих случаях разницы можно не заметить. Однако еще есть удобство съемки и контроль — на телефонах неудобно0
  • Виктория Плотаненкокак же я люблю мой фудж x100v5
  • ДмитрийАрсений, с вами согласен. просто я понял что мне от камеры интересно другое - огромные фокусные расстояния за разумную цену. С этим - сложно. Когда ездил смотреть на зверей - у профи была очень дорогая техника. Можно ли получить результат незначительно хуже, но дешевле - не знаю2
  • Danila ZhuravskiyGenn, отличное стекло, и камера рабочая лошадка ) а карточка - загляденье, спасибо за настроение3
  • Danila ZhuravskiyСтас, вы писали про камеры.0
  • Стас ЗверяновDanila, приходите к нам в авторы! Будем рады усилить редакцию экспертами по камерам.0
  • user1340325Danila, Рад, что понравилась ))) есть ещё пара из этой серии и в цвете. Найду, поделюсь для настроения ))3
  • Danila Zhuravskiyuser1340325, у меня есть пока не проявленные ECN-2 и(ли) E-6 как раз с софт 85-кой, пока поделиться не могу.0
  • EvgeniiВладимир, Да не, любая камера снимает лучше телефона даже в режиме навел-снял. По крайней мере в портрете/репортаже и при плохом освещении0
  • EvgeniiMaxim, Можно взять 35 или 28 - пойдет под все. Как вариант просто X100V или Ricoh GRIII. Картинка небо и земля даже по сравнению с топ телефонами, а места в сумке не особо занимает. GRIII так вообще в кармане норм лежит0
  • Дмитрий, за разумные деньги наверное можно купить 200мм плюс экстендер x2 плюс кроп матрица 1,6 - получится 640 примерно - это довольно много. Наверняка должны быть недорогие решения для маленьких матриц. Я 20 лет назад видел увеличение в любительских видео камерах невероятное.0
  • GlamychEvgenii, Согласен, дорогие, но лучшие решения для стрита. Хотя туда же можно добавить мобилы с дюймовым сенсором и ручкой типа 13 Сяоми.0
  • GlamychДмитрий, Разница - небо и земля, особенно если сравнивать сетапы со светосилильной оптикой. Тут тебе и жирная бокеха и резкость в дорогих объективах (тех же сигмах арт или джимастерах). Не было бы разницы - все бы бегали с мобилами.3
  • Glamych, не знаю про r8, снимаю на r5 и это огромный прорыв. Невероятная камера. И цвет на Кэнон мне нравится намного больше, чем у других. Зачем менять-то? Оптика у всех дорогая - я краем глаза видел у Сони2
  • Maxim RyuminEvgenii, в итоге я взял Panasonic lx100 m2. Очень компактный, матрица не apc-s, но 4/3 тоже норм выдает результат, и зум встроенный кайфовый светлый. Но все равно фотик с нюансами, например пылевлагозащита слабая.1
  • Станислав4
  • СтаниславСтанислав,4
  • Алексей КовалевЗа 20 лет работы фотографом прошёл многие системы. На основании опыта вот вам список (не обсуждаемый) камер для всех: 1. Для новичков и вообще для всех - huawei p 30 pro (ценник на Авито от 19т.р.) это лучшая беззеркалка в вашем кармане. 2. Для тех кому мало телефона и хотят чувствовать себя настоящим фотографом - canon 5d mark 2 или 3, но лучше 3 (цена на Авито от 60т.р. можно брать и от 100т.кадров пробег, но внимательно выбирать.) Взять к нему для начала какой нибудь 35/2 или 50/1.8 и будет вам счастье. 3. Для всех кто занимается контентом вышел лучший фотоаппарат всех времён - canon r8 (цена тушки от 110т.р) вангую, что этот зверь станет самым народным аппаратом. Да и прошла новость от кенона, что они открыли байонет RF для сторонних производителей. Так что с этого 24 года начнут появляться сигмы, тамроны и прочие объективы rf. 4. Если вы профи то и говорить вам нечего - это топовые тушки Кенон и Никон, фуджи и пентакс (средний формат). Здесь и так всё понятно. 5. Фуджи, сони и прочие олимпусы не рассматриваю по причине: Сони - никогда не нравился и не понравиться. Фудж - хороший джипег хорош для стрита и есть пара достойных аппаратов. Олипус - что?) И вообще по владению парком оптики (цена и качество) кенон лучше из всех. А с этого года rf открыли байонет для сторонних производителей - это вообще бомба.4
  • Басамба ПьердикОчень странная статья от человека, застрявшего примерно в 2016... Я редко оставляю комментарии где-либо, но тут другой случай... Почти во всем я согласен с мнением автора по поводу компаний не из основной тройки: canon, nikon и sony, но споры именно по поводу этих трёх гигантов... очень все неоднозначно. Поясняю: сони давно уже не лидеры в технологиях и видео, разве что первая камера с глобальным затвором новая a9, вроде 3 поколения, там да, технологии на уровне, но и цена на нее заставит людей в погоне за технологиями продать квартиру, плюс камера создана для очень ограниченного количества людей, т.к. большинство хоть и инновационных фишек, тупо будут никому не нужны. А их популярные линейки, типа a7m4, позорно проигрывает canon r6m2 во всем, и даже в видео, которое у сони в этой статье очень хвалили, хотя цена примерно одинаковая на обе камеры. Стабилизация у них ужасная, по сравнению с кэноном, если только прогонять через родную программу сони, на что ещё и комп мощный нужен, куча видео тестов на yt, подтверждающие мои слова, автофокус тоже чуть хуже у Сони, чем у кэнона(второй более цепкий, точнее определяет нужный объект и умеет их отличать), цвета непонятные, видоискатель слабее, чем у кэнона, экран темнее и на солнце ничего не видно, с чем у кэнона нет проблем, экран не полностью сенсорный, кроп в видео, чего нет у canon r6m2, брекетинга по фокусу у сони нет, что есть у кэнона даже в зеркалах 7 летней давности, у сони крайне непонятное меню и плохая эргономика, неудобно сидит в руке, средний палец упирается в объектив, качество сборки хуже, чем у кэнона, плюс корпуса у сони от старых кроп камер, из-за чего даже в той самой а9 3 (стоимостью 7к зелёных) края байонета заходят на матрицу, из-за чего при некоторых ситуациях могут быть по краям фото засветы и такое у всех камер сони... И все это я сравнил можно сказать только 2 камеры за одну цену и за такую одну цену хотелось бы иметь более продвинутую и удобную камеру, то есть canon. А про Никон в последнее время много, кто стал забывать, а они действительно хорошие, по крайней мере в фото никому не уступают, почти у всех модель бзк есть мой любимый верхний экранчик, но все же они слегка устаревшие, хоть и хорошие. И опять же тут опережает Кэнон, так что в данный момент они лидеры рынка из тройки, а остальные компании типа fuji, panasonic и тд, это все для людей, которые уже попробовали себя и поняли, что им нужно, это не совсем универсальные варианты, а скорее для тех, кто реально делает творчество или хочет побаловаться, так что canon топ. А вопрос про объективы на бзк canon... Купить переходник и у тебя будут доступны ещё сотни моделей объективов, а из косяков есть только со стабилизацией и то незначительный, там чисто в видео будет видно. Да и rf оптика расширилась, стала дешевле и даже из 40 с лишним моделей на rf можно взять, что угодно, под любую задачу, даже бюджетные являются очень качественными и фиксы светосильные бюджетные стоят от 15 до 60, дальше уже l серия. Так что бред это все, берите canon для фото и видео или nikon (только для фото), если вы новичок или в коммерции, и все будет у вас хорошо, а если хочет что-нибудь экстраординарного, то пожалуйста другие компании, но не сони в 2024 году это развод на технологии и деньги.3
  • 𝕸𝖎𝖘𝖍𝖆🔪Серия X-Pro у Fujifilm не только не пришла на замену XH, но и появилась раньше. Две эти линейки существуют параллельно и совершенно друг на друга не похожи. А у Панасоника и полнокадровые камеры есть.0
  • ДжамшедНемного странная статья может показаться. Как выбрать. Но человек, который знает камеры из списка уже профи. Ибо такую дорогую технику берут уже профи. Новичкам или средним ценовой диапазон ниже. И камеры по функционалу чуть скромнее. Я не профи, любиикль. Снимаю на Canon 7D. Но заглядываю на Canon EOS R8. Знаю её плюсы и минусы. И знаю, что хочу. Поэтому не беру аппарата за 200₽+)) лучше докупить хорошее стекло)) Фото пример на мой старый Canon 7D0
  • Стас ЗверяновДжамшед, хорошо, в следующем тексте "Как выбрать беззеркальную камеру" обязательно порекомендую зеркалку1
  • Александр ЧудаковАлексей, Как раз планирую переход с Canon 550d на что-то "поновее" для себя. Рассматриваю 5d m3, на Авито, не дадите пару советов, на что ещё обращать внимание при покупке камеры с рук? Думаю многим заглянувшим в комментарии это будет полезно :)1
  • Анна ДюковаАлександр, у меня тоже canon 550d, и тоже думаю на что менять. С одной стороны хочу беззеркальную, с другой - манит 5d m3. Самое главное, что мне не хватает в моей камере - беспроводного подключения к смартфоне или буку0