У каждого автомобиля есть своя история.
Хорошая — это если его обслуживали качественными запчастями, ухаживали за салоном и если били в ДТП, то доверяли ремонт хорошим специалистам.
Все это время хозяин может собирать в одну папку чеки, заказ-наряды и даже фотографии, а также соблюдать регламент техобслуживания (ТО) и вовремя менять расходники. У машины с плохой историей в лучшем случае хорошим будет только отчет по подставному VIN и текст объявления, в котором все по заводу и в состоянии «сел и поехал».
И в том и в другом случае может пригодиться сервисная книжка. Хорошему хозяину она поможет содержать автомобиль в достойном состоянии и, вполне возможно, продать подороже, когда придет время. Но еще сервисная книжка — уже, скорее всего, поддельная — может помочь перекупщику создать видимость, что за машиной следили.
Я расскажу, как вести сервисную книжку, что в нее записывать и в каком случае она может повысить рыночную стоимость автомобиля при его продаже. А еще расскажу, как читать сервисные книжки других автомобилей.
Что такое сервисная книжка автомобиля
Сервисная книжка — это летопись истории машины. В нее записывают сведения о том, когда и как обслужили или отремонтировали автомобиль, где это делали и какой при этом был пробег.
Ни один закон не обязывает владельца автомобиля вести сервисную книжку, но лучше, когда она есть. Внутри две категории информации об обслуживании автомобиля:
- Текущее техническое обслуживание (ТО). В автомобиле пока что ничего не сломалось, но его обслуживают: меняют масло в двигателе, масляный и воздушный фильтры, некоторые ремни и многое другое. В руководстве по эксплуатации автомобиля пишут, когда это менять, но иногда это следует делать чаще.
- Устранение неисправностей — ремонт того, что уже сломалось.
В автомобиле все взаимосвязано. Если не делать ТО или делать с опозданием, придется ремонтировать машину чаще и ремонт будет стоить дороже. Почему так происходит, проще всего объяснить на примере.
Производитель условной Лады Калины с 16-клапанным двигателем рекомендует менять ремень привода газораспределительного механизма (ГРМ) каждые 90 000 км пробега. Маловероятно, что он оборвется на 91-й тысяче, но если его не поменять вовремя, это рано или поздно произойдет. Клапаны загнет, двигателю потребуется серьезный и дорогостоящий ремонт. Проще купить за 700 ₽ хороший неоригинальный ремень и поменять его вовремя примерно за 3000 ₽.
Но удержать историю техобслуживания в голове сложно. Все происходило в разные сроки, на разных пробегах. Не всегда помнишь, какой марки масло залили и на какой СТО это сделали. Сервисная книжка помогает справиться со всем этим: специалисты мастерской вносят в нее всю информацию о запчастях, технологических жидкостях и работах.
Кто заполняет сервисную книжку
В первом случае сервисную книжку заполняют сотрудники СТО, на которой обслуживают машину. На фирменных станциях техобслуживания по просьбе владельца автомобиля могут завести новую, сразу же внести в нее записи и заверить их печатью.
Второй вариант — заполнять самостоятельно. Это подходит тем, кто заезжает на СТО в крайних случаях, а несложные работы вроде замены масла и фильтров делает самостоятельно. Это не поднимет цену автомобиля при продаже, зато владелец будет наверняка знать, что и когда менял.
Зачем вести сервисную книжку
Сервисная книжка — это доказательство того, что автомобиль действительно обслуживали, что пробег не скручен и с машиной делали все, что было нужно. Но это в теории.
Удивительно, но в 2022 году по-прежнему покупают сервисные книжки. Можно прийти к недобросовестному сотруднику официального дилера, заплатить и получить ее. Поэтому в России к книжке должна прилагаться стопка заказ-нарядов с чеками на все работы. Всем, кто хочет использовать сервисную книжку как доказательство, что за машиной следили, стоит хранить все чеки и заказ-наряды. Покупателю машины с пробегом важно смотреть на эти документы в первую очередь — и уже потом на сервисную книжку.
Но все это может работать в двух случаях:
- когда работы выполняют в сервисе официального дилера — они обязаны давать чеки и заказ-наряды;
- когда работы выполняют в обычном сервисе с кассой и сотрудниками, которые официально оформлены в соответствии с трудовым кодексом.
Мой город — Черногорск, и я не уверен, что во всех местных автосервисах белая бухгалтерия. Здесь, да и во многих других городах, автослесари предпочитают брать деньги за работу наличными. Чек можно получить у официального дилера — но цена будет выше, а качество при этом лучше не станет. Поэтому я не буду показывать сервисную книжку как преимущество при продаже и не стал бы учитывать ее при покупке.
Сервисная книжка — способ точно знать, что вы делали со своим автомобилем, а еще она помогает соблюдать интервалы ТО и морально готовиться к серьезным работам вроде обслуживания автоматической коробки передач или замены цепи ГРМ. С сервисной книжкой гораздо легче все делать вовремя:
- менять масло и масляный фильтр раз в 7500—10 000 км, чтобы двигатель проходил без серьезных вмешательств не 100 000 км, а 250 000 км;
- вовремя менять ремень генератора и ролик, который держит его в натянутом состоянии. Чтобы ремень не лопнул, не снес какие-нибудь датчики, не попал в механизм ГРМ. Так бывает не всегда, но тем не менее;
- менять воздушный фильтр в салоне раз в 20 000 км или раз в год, чтобы кондиционер не сломался и из дефлекторов не пахло плесенью. И так далее.
Виды сервисных книжек и как правильно их вести
Сервисные книжки бывают бумажные и электронные.
Бумажная сервисная книжка. Такую я приобрел на станции техобслуживания, когда первый раз менял масло в двигателе. Машина была куплена с рук, дилерской книжки в ней не было, как и любой другой. Продавец сказал, что потерял ее. Поскольку машина уже была не на гарантии, я решил не обслуживать ее у дилера. Гарантию это не вернет, качество ремонта от этого не вырастет, а денег я потрачу больше. Книжку я веду для себя — поэтому не особенно важно, как я буду ее оформлять.
Я стараюсь обслуживать автомобиль в сетевом автосервисе. У него есть филиалы сразу в двух регионах — это меня устраивает. Информация об адресах и телефонах есть на первой странице сервисной книжки.
Следующая страница — информация о замене жидкости системы охлаждения, тормозных колодок и тормозной жидкости.
Выглядит такая книжка просто, стоит недорого — обычно не больше 200 ₽. Это не единственный вариант сервисной книжки — они могут различаться по размеру, внешнему и внутреннему оформлению. Но здесь содержание важнее формы: главное, чтобы были все записи.
Дилерская книжка для машины, которая на гарантии, — документ. В ней ответственные за работы подписываются и ставят печати.
Электронная сервисная книжка. Бумажный вариант можно потерять — восстановить его будет сложно. Поэтому некоторые производители автомобилей ведут электронные сервисные книжки: все в приложениях на телефоне, в облаке или на сервере автосервиса. Но иногда предлагают продублировать книжку на бумаге.
Так далеко не у всех, но у владельцев современных автомобилей Хендай именно электронные сервисные книжки.
Водитель может самостоятельно посмотреть информацию о техобслуживании — для этого нужно ввести VIN автомобиля. А вот сделать запись в такой книжке уже не получится: это возможно только на СТО. В такой книжке не появляются записи об обслуживании на неофициальных станциях. Если водитель откажется от обслуживания — сервисную книжку для него распечатают. В распечатанном варианте сохранится вся информация о пройденных ранее ТО.
Сторонняя сервисная книжка-приложение для iOS и Android, просто вбейте в поиск «сервисная книжка». Есть платные и бесплатные варианты, которые различаются набором возможностей. В первую очередь их используют, чтобы контролировать расходы на топливо, ремонт и ТО.
Большинством таких приложений пользоваться очень сложно: постоянно нужно что-то прокручивать, свайпать, вбивать, и от этого далеко не всегда есть какая-то польза. Я не исключаю, что где-то есть приложение, в котором я могу просто проставить галочки в нескольких местах, записать цену ТО, марку фильтра и масла, но я не нашел.
В виде гугл-документа. Всегда можно завести электронную таблицу, все в нее записывать с компьютера или со смартфона. Главное, чтобы был доступ в интернет и ссылка на документ.
А еще эту ссылку можно отправить мастеру на СТО или передать новому владельцу при продаже автомобиля. Менять данные нет смысла: по истории версий видно, когда документ создали и когда в нем что-то меняли. Новый владелец всегда сможет посмотреть абсолютно все, что когда-либо происходило с документом.
Для примера приведу гугл-таблицу пользователя Драйв2 vlad0rpk. Она помогает рассчитать пробег до техобслуживания и ремонта и даже ресурс детали. Можно сохранить себе копию, убрать записи для Рено и вписать свои.
Какие ошибки бывают при заполнении
Основная ошибка — это вообще отказаться от заполнения сервисной книжки и пытаться удержать всю информацию в голове. Хотя многие так и поступают.
А еще многие владельцы машин часто пропускают записи, не делают их своевременно, а потом лихорадочно пытаются вспомнить, какого числа они меняли масло и какой при этом был пробег. Память часто подводит, есть риск забыть поменять что-нибудь важное, а потом уже не обслуживать, а ремонтировать машину.
Еще книжку можно заполнить неразборчивым почерком. Потом сам водитель сам не может прочитать, что там написано.
Как читать чужую сервисную книжку
Чтобы правильно прочитать сервисную книжку, нужно ее сравнить с другим документом — руководством по эксплуатации. В нем пробег или периодичность, с которой необходимо обслуживать узлы и агрегаты.
Проще всего объяснить это на примере. Допустим, производитель рекомендует менять моторное масло в автомобиле через каждые 10 тысяч километров пробега или раз в год — в зависимости от того, что раньше наступит.
В этом случае мы можем открыть сервисную книжку и сравнить, как часто меняли масло. Если в книжке указали, что ТО делали каждые 10 тысяч километров — это нормально. Если машина за год проехала меньше 10 тысяч километров, но новое масло заливали раз в год — тоже неплохо. Если между заменами масла промежуток был меньше 10 тысяч километров и заливали чаще раза в год — это просто отлично. Вероятно, такой двигатель прослужит дольше.
Если при ТО не соблюдали требования руководства по эксплуатации или не делали его вовсе — велика вероятность, что машину в ближайшем будущем ждет серьезный ремонт.
Что делать в случае утери
При утере сервисной книжки все зависит от конкретной ситуации. Если книжку заполнял дилерский центр, восстановить ее не составит труда. Даже если ее вели в бумажном виде, информация есть во внутренней базе. Электронную книжку вообще невозможно утратить.
Но если водитель заполнял книжку самостоятельно, а машину обслуживал на разных СТО или вообще в гараже, при утере останется надеяться только на свою память. Не исключено, что проще купить новую книжку и вести ее с нуля.
Как понять, что сервисная книжка поддельная
Сервисную книжку легко подделать. Это не документ строгой отчетности, у нее нет никаких степеней защиты. Ее могут просто распечатать на цветном принтере. Но и понять, что перед вами подделка, несложно. Вот что можно сделать:
- Обратиться на станцию техобслуживания, которая проводила ТО. Если ее адреса нет в самой книжке — спросите у продавца, он должен помнить, где обслуживал машину. Можно обратиться по месту обслуживания — там, как правило, легко узнают собственные подписи и печати.
- Попросить у продавца дополнительные документы, подтверждающие ТО. Это могут быть чеки на приобретение масла, фильтров, различных жидкостей. Если они совпадают по датам с записями — значит, велика вероятность, что книжка подлинная.
- Задавать вопросы продавцу. Например, взять у него сервисную книжку и спросить: а когда примерно тормозную жидкость меняли и колодки? Дату он может не вспомнить, но скажет: примерно в прошлом году, весной. Если записи совпадают — это хорошо. Если продавец затрудняется с ответом — есть повод задуматься.
Запомнить
- Сервисная книжка полезна в первую очередь самому владельцу: она помогает запомнить, когда и что делали с автомобилем, и не пропустить очередное ТО.
- Это не документ строгой отчетности — каждый сам решает, нужно ли вести сервисную книжку.
- Иногда сервисная книжка помогает продать автомобиль быстрее, а может быть, даже дороже: покупатель видит, что бывший владелец делал все регламентные работы вовремя, может посмотреть, какие работы выполнялись. Чтобы подтвердить, что книжка настоящая, у водителя должна быть папка с чеками и заказ-нарядами на работы.
- Подделать бумажную сервисную книжку несложно, но делают это все реже. Мошеннику проще опубликовать объявление на автомобиль с подставным VIN.
- Электронные сервисные книжки подделать сложнее, особенно если их ведет дилерский центр.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil