В 2015 году я купил Ситроен Ц-4 за 1 млн рублей.
За это время проехал 60 тысяч километров без серьезных поломок. По моим подсчетам, за три года я потратил на машину около 800 тысяч рублей.
Расскажу, откуда взялась такая сумма, и спрошу у эксперта, где я переплатил за обслуживание автомобиля.

Что за автомобиль и кто на нем ездит
Мы с женой живем в Москве. Новый Ситроен Ц-4 купили в апреле 2015 года. Это седан с автоматической коробкой, объемом двигателя 1,6 литра и мощностью 150 лошадиных сил. Расход топлива — 7,6 л на 100 км.
Перед покупкой у нас было 350 000 Р, еще 650 000 Р взяли в автокредит на два года. Машину водим оба: мой водительский стаж — 14 лет, у жены — 9. Примерно половина пробега — это поездки в Курск к родителям и выезды в выходные по области. Один раз мы путешествовали на машине по Европе.
Пока автомобиль был на гарантии, весь ремонт мы делали в официальном сервисе. Максимум, на что хватает моих способностей, — заменить лампочку в фаре. В целом ездим аккуратно, к машине относимся бережно, но мелкие ДТП вроде поцарапанного бампера бывали.
Для удобства все расходы на автомобиль я разделил на четыре больших блока.
Что вы узнаете
Страховки и налог
Каско. Я покупал машину в кредит, и банк требовал обязательно оформить каско. Если с машиной что-то случится, банк в любом случае получит свои деньги. Застраховать автомобиль можно, например, от угона, поджога, падения под лед или столкновения со стеной.
Стоимость полиса каско зависит не только от числа вероятных страховых случаев, но и от других факторов: возраста и стажа водителя, марки машины, года выпуска. Банк, в котором я брал кредит, просил застраховать машину от угона и от ущерба, нанесенного третьими лицами.
Я погасил кредит досрочно, поэтому на каско тратился только в первый год. Полис обошелся мне в 87 045 Р.
ОСАГО. Кроме каско есть еще страхование автогражданской ответственности — ОСАГО. Этот полис надо покупать обязательно и каждый год.
Цена зависит от региона, мощности машины, возраста и стажа водителей, а еще от того, были ли в предыдущем году страховые выплаты по ОСАГО. Всего за три года я заплатил 44 762 Р.
Транспортный налог. Это еще один ежегодный обязательный платеж. Он рассчитывается индивидуально для каждой машины и зависит от региона.
Рассчитать налог для машины можно на сайте налоговой. За свой Ситроен я плачу 5250 Р в год. За три года набежало 15 750 Р.
Налоги и страховки за три года — 147 557 Р
Каско | 87 045 Р |
ОСАГО | 44 762 Р |
Налог | 15 750 Р |
Обслуживание и оборудование
Плановое обслуживание. «Ситроен» дает гарантию на машину на три года либо до 100 тысяч километров пробега. Чтобы страховка действовала, владелец должен периодически обслуживать машину у официальных дилеров. В сервисной книжке указано, что машину нужно пригонять на ТО каждые 20 000 км пробега либо после каждого года эксплуатации — смотря что наступит раньше. Еще в сервисной книжке есть рекомендация менять масло после каждых 10 тысяч километров либо каждые полгода. В итоге я отгонял машину на сервис раз в полгода либо после 10 тысяч километров пробега.
Все расходы по техобслуживанию ложатся на автовладельца. Я обслуживался у официального дилера, материалы покупал там же. Замена масла обходится минимум в 5000 Р. Мастера могут порекомендовать и другую профилактику. При замене масла после 30 тысяч километров в сервисном центре посоветовали поменять в следующий раз передние тормозные диски и колодки. Решил не тратиться на оригинал и заказал аналоги в интернет-магазине. Комплект дисков с колодками стоил 8302 Р, а их установка у официалов — 1960 Р.
Всего за три года я заплатил 61 419 Р за материалы и работу.
Плановое обслуживание за три года — 61 419 Р
Дата ТО | Пробег | Материалы у официалов | Другие материалы | Стоимость работ | Всего |
---|---|---|---|---|---|
Октябрь 2015 | 9615 км | 4706 Р | — | 1522 Р | 6228 Р |
Апрель 2016 | 15 345 км | 8112 Р | — | 5244 Р | 13 356 Р |
Октябрь 2016 | 25 877 км | 4549 Р | — | 1361 Р | 5910 Р |
Апрель 2017 | 35 269 км | 11 425 Р | — | 6720 Р | 18 145 Р |
Август 2017 | 46 805 км | 4129 Р | — | 1045 Р | 5174 Р |
Январь 2018 | 55 302 км | 434 Р | 5360 Р | 6812 Р | 12 606 Р |
Итого | — | 33 355 Р | 5360 Р | 22 704 Р | 61 419 Р |
Разное — оборудование и шиномонтаж. В феврале 2017 года поменял щетки стеклоочистителя — купил их за 1473 Р и поставил сам. А еще покупал зарядное устройство и автомобильное крепление для телефона — 1200 Р, видеорегистратор — 4400 Р.
Каждую зиму приходится тратиться на незамерзайку — 3250 Р. Но главные сезонные расходы — зимняя резина и шиномонтаж. Комплект шипованных шин обошелся в 22 740 Р — его я купил еще в 2015 году. Менять шины приходится дважды в год — осенью и весной. За три года на это потратил около 9 тысяч. Правда, последний раз удалось сэкономить: на «Биглионе» за 600—800 Р можно приобрести скидочный купон и заплатить за шиномонтаж полцены.

На обслуживание и оборудование за три года — 105 002 Р
Плановое ТО | 61 419 Р |
Новая резина и шиномонтаж | 31 760 Р |
Видеорегистратор | 4400 Р |
Незамерзайка | 3250 Р |
Дворники | 1473 Р |
Зарядка и крепление для телефона | 1200 Р |
Диагностика подвески | 1000 Р |
Щетки для снега | 500 Р |
Текущие расходы
Бензин. Траты можно прикинуть и задним числом — в центральной базе статистических данных Росстата есть информация о ценах на бензин в разных регионах России по месяцам с 1995 года.
Я считал так: расход топлива у моего Ситроена — 7,6 л на 100 км, в 2016 году машина проехала 18 тысяч километров, средняя цена бензина в то время, если ориентироваться на Росстат, — 37,71 Р за литр. В итоге получается, что за 2016 год я потратил на топливо 51 587 Р. За три года — 176 068 Р.

Мойка. Я мою машину примерно раз в месяц — с пылесосом и протиркой всех поверхностей кроме стекол. Причем цены постоянно растут: в 2015 году я платил 640 Р, а в 2017 уже 770 Р. За три года — 21 000 Р.
Штрафы. Может быть, такая статья расходов есть не у каждого водителя, но я периодически превышаю скорость. За три года нарушения обошлись мне в 25 750 Р.
Парковка. Машину я ставлю возле дома бесплатно. Иногда приходится платить за стоянку в центре города или около магазинов. С 2015 года на парковку я потратил всего 1330 Р.
Текущие расходы за три года — 224 148 Р
Бензин | 176 068 Р |
Штрафы | 25 750 Р |
Мойка | 21 000 Р |
Парковка | 1330 Р |
Амортизация
Я купил автомобиль в апреле 2015 года. Машина обошлась в 982 973 Р. Еще 12 174 Р потратил на брызговики и их установку, а также на коврики в салон. После покупки автомобиль надо было поставить на учет, госпошлина — 2850 Р. Так как машину я брал в кредит, то в расходы включаю и проценты — 26 177 Р. В итоге новая машина обошлась мне в 1 024 548 Р.
Понятное дело, что за эту сумму трехлетний Ситроен не продать. На «Авто-ру» за подобные автомобили просят от 650 000 Р до 850 000 Р. У машины я единственный владелец, обслуживал ее вовремя, в серьезных ДТП она не бывала, поэтому я бы просил минимум 700 000 Р.
Получается, что за три года мой автомобиль потерял в стоимости 324 548 Р. Я не потратил эти деньги напрямую, но фактически «прокатал» их за это время.

Траты на машину за три года — 801 255 Р
Амортизация | 324 548 Р |
Текущие расходы | 224 148 Р |
Налог и страховки | 147 557 Р |
Ремонт и техобслуживание | 105 002 Р |
В итоге
За три года я потратил на свой Ситроен 801 255 Р. Это примерно 22 500 Р в месяц, или 750 Р в день. Примерно столько же мы тратили бы с женой, если бы ежедневно ездили на работу и обратно на такси. А вот поездки за город и путешествия машину окупили.
Все расчеты я свел в одну большую таблицу. Заполните ее, чтобы узнать, сколько на самом деле стоит ваша машина. Расскажите в комментариях, что получилось.

Я бы еще учитывал упущенную выгоду от замороженных денег. Миллион под 8% годовых за 3 года принес бы 240000р.
Roman, если есть возможность купить смартфон за 80 тысяч, который нравится и полностью устраивает — зачем ходить с более дешевым который бесит, ради 7,5 тысяч «прибыли» за два года? Если такой подход применить ко всему в жизни — она превратиться в безрадостное существование: зачем покупать стейк, если могу сэкономить и купить куриное филе? Зачем снимать (покупать) комфортную квартиру, если я могу ютиться в комнате? Так можно до бесконечности продолжать.
Я не говорю о том, что нужно разбрасываться деньгами и тратить их бесконтрольно, однако я не вижу смысла отказывать себе в комфортной жизни в погоне за копеечной экономией и прибылью, которая едва ли покрывает инфляцию.
Серое, ну если уж закладывать упущенную выгоду, тогда и риски разбить в хлам ваш авто из Росстата или откуда там эти данные можно вытащить по вашему городу заложить не помешает. а там и вероятность девольвации ваших вложенных средств. короче работа для актуариев. пусть возьмут и сосчитают.
Серое, думал над этим, но уж очень это сложная задача для эксель таблицы, это же не просто лишний миллион. Во-первых, своих было 350К, остальные кредитные, во-вторых, отсутствие машины всё равно подразумевает передвижение, а на это тогда деньги откуда? Поэтому учитывать не стал.
Серое, машина — такой же большой и дорогой девайс как смартфон и ноутбук, поэтому считать упущенную выгоду для машины — тоже самое, что считать её при покупке дорого смартфона, ноутбука, духовки и всего остального, то есть не имеет смысла.
Gleb, почему же не имеет смысла? можно купить телефон за 80тыс, а можно за 20, 60 положить в банк или купить валюту, мелочь, но тем не менее. В Афлье таким образом бесплатное обслуживание с удобным пакетом. А где-то 6% на остаток. Если считать съем квартиры и ипотеку, то так же разницей можно пополнять депозит и получать прибыль.
Roman, роман 6% на остаток ГОДОВЫХ, в месяц это 0,5%. Не ведитесь на это
Серое, ага. 8% посчитать - посчитали, а инфляцию не посчитали. Чудеса! Да и правильно заметили выше, что расходы на общетсвенный транспорт тоже нужно считать. Миллион под восемь процентов, математики, блин.
не 240, а 270 тыс.руб. получается
Серое, Это при условии, что миллион есть целиком с самого начала, но он зарабатывается и тратится постепенно в течение трёх лет.
Серое, а что дальше? Ну накопили вы на своих процентах 2-5 Лямов дальше что?? Куда вы их тратит будете? Или как Кощей смотреть будет на счёт в банке и радоваться? Какова конечная цель, все равно потратите на херню какую-то
Gleb, согласен!
Roman, типичный ответ человека, который только в теории может купить смартфон за 100 тысяч. Да и рассуждения об упущенной выгоде при покупке машины - от тех же людей.
Серое, неправильное утверждение. Про инфляцию не забыли? По данным росстата, это 4%, на деле 5-6%, получится на банковском вкладе вы в лучшем случае будете в плюсе на 2-3%. от таких денег при вложении с умом можно получить гораздо большие выплаты
Ольга, например??
Грамотный подход:)
Серое, покажите хоть один банк дающий под 8% при таких мизерных вкладах ... да ещё и неизменные на протяжении 3 лет
Для экономии на автомобиле я пользовался следующими принципами. Во-первых, никогда не покупал авто в кредит. Не покупал новый автомобиль. Марку и модель автомобиля выбирал из самых надежных и с дешевыми запчастями. У меня Хендай Матрикс 2008 года, по этим критериям я им полностью доволен. Цена на нее уже не упадет существенно ниже, чем была во время покупки (300000 рублей). Налог на эту машину копеечный. Каско вообще не нужно. По осаго у автора какие-то странные цены, у меня выходило раньше 7-8 тысяч в год, сейчас 4500. Масло раньше менял сам, теперь пользуюсь бесплатной заменой в магазинах Лики моли. Все расходники и запчасти заказываю онлайн на экзисте, там можно хорошо сэкономить на заменителях, меняю половину сам, половину в недорогих сервисах. Насчет экономии на бензине стоит заметить отдельно. Автомобиль покупался для подработки, поэтому пользуюсь им тогда, когда это необходимо. Для поездок по городу и на работу есть общественный транспорт и электросамокат) В итоге пробег за год около 15000, на бензин уходит 40-50 тысяч в год.
Александр, хороший пример, но есть много «но». Это конкретно ваша история с утилитарным и сугубо прагматичным подходом к авто, не все к этому готовы. Вашей машине 10 лет, то, что вы меняете в нём только масло скорее исключение, чем правило. Половину делаете сами, а если владелец женщина? ОСАГО это опять же лично ваша история, у меня она другая, а ещё легко можно представить третью, где на такую же машину страховка будет стоить больше 20К.
Александр, поддержу. Не покупаю новые машины, именно потому, что выгоднее не покупать.
Но и нет у меня задачи покупать дешевые в обслуживании. У меня уже 3-я машина: покупаю 3-х летку, езжу лет 5-6. Ремонт в основном подвески и у знакомого неофициала в гараже. Конечно, есть риск купить что-то ломучее, но и новые от этого не застрахованы. Я брал последнюю в салоне в Москве по договору, чем, вроде как, себя обезопасил от лохотрона. Потому как в осмотрах машин я не силён.
Полис ОСАГО и правда какой-то дорогой, у меня 10 класс и стоимость около 5000 для моего региона (Псков). Видимо из-за Москвы, как раз, дорогая, потому что стаж у автора и его супруги большие для приличной скидки. Может были аварии, может там без ограничения страховка.
Транспортный налог как у меня, в среднем по 5000, что странно, мощность такая же, а регион ведь влияет на величину налога.
За год не наезжал больше 15000 км, потому что живу в небольшом городе, тут все рядом. В основном ездишь по магазинам и на работу. Иногда в Петербург и раньше в Прибалтику (теперь реже :).
От штрафов я вообще в шоке. У меня последний штраф был года 2 назад. В городе-то я все свои камеры знаю, а для трассы я купил регистратор с антирадаром, в который загружаются расположения радаров + использую Яндекс.Навигатор. По городу превышаешь, если только случайно, а за 2 поездки Псков-Москва-Псков ни одного штрафа за скорость к моему глубочайшему удивлению. А ехал я, скажу честно, сильно превышая. Поэтому рекомендую автору пользовать Яндекс.Навигатор, пока не запретили )
Evgeniy, то же самое. Первые три года владения новым автомобилем (То плюс амортизация) намного дороже чем владение таким же автомобилем с 3 по 6 год его жизни. Форд мондео за три года удешевеет на 500, плюс ТО ещё 100=600. Купив 3летний мондео за три года я потратил тысяч 100 ремонта, ну и подешевел он ещё на 100. Всё остальное было бы одинаково (бензин, резина, осаго)
Evgeniy, "Я брал последнюю в салоне в Москве по договору, чем, вроде как, себя обезопасил от лохотрона"
Вот бы Максим Шелков щас посмеялся
Aleksey, КБМ первый год владения это 1, автор ездит с авариями, +доргогое каско, значит в базе страховой по каско и были выплаты,+ конячный ценик штрафов за 3 года
Alexander, КБМ 1,55 в первый год владения
Aleksey, с таким стажем как у вас и такой КБМ. Это из-за предыдущих аварий?
Потому что никаких "КБМ за первый год владения машины" я не знаю.
Evgeniy, это не первый наш автомобиль, в первый год владения конкретно этим авто КБМ был 1,55. Так же напоминаю, что водителя два.
Aleksey, при чем здесь количество водителей и год владения? При стаже более 5 лет второй и далее водители вписываются полис бесплатно, разве нет? Тула, Хэнде Крета 2018 г. в., два водителя, ОСАГО (оформили в феврале 2019) - 4150 руб. В прошлом голду на это же авто и этих же водителей было на 100 р. дороже.
Екатерина, нет, вписывают всегда платно
Mikhail, нет, полис делают по худшему КБМ. Поэтому, если вы вписываете того, у кого коэф-т лучше (меньше), то его впишут бесплатно. Если КБМ выше (хуже), то его конечно впишут "платно", т. к. стоимость ОСАГО повысится.
Evgeniy, об этом я и говорил
Больше 25000 р. на штрафы? Вам не нужен автомобиль.
Все современные автомобили - это пылесос по выкачиванию денег. А взятые в кредит - тем более.
Насмешила строка в таблице о планируемом сроке владения - 3 года.
Моей Ауди А6 22 года будет скоро - так чего то шум в коробке появился небольшой при движении накатом (механика) - видимо масло при замене поддельное купил неосмотрительно. :)
465 тыс пробега.
Привезли ее с Германии в возрасте 5-ти лет, в России я второй хозяин, и вряд ли буду продавать. Если поискать, то где то даже немецкую сервисную книжку найти можно, и предыдущий хозяин за 6 лет эксплуатации вел все записи когда и что менял, жидкости там, колодки, щетки...
Мне лень - я не веду учет, кроме даты замены масла и фильтров, так как и продавать не собираюсь.
Были мысли поменять на что то более свежее, но ребята на сервисе, где я обслуживаюсь уже десять лет, сказали, что ничего лучше не придумали. Можно конечно купить новую с салона года на три, и потом недоумевать так же точно, что за три года расходов еще на одну машину накопилось :)
Я в Excel таблички не делал, но когда примерно прикинул стоимость владения авто получилось больше 30 000 руб. в месяц. После этого автомобиль я оперативно продал :)
Некоторые комментаторы пишут, что не стоит учитывать амортизацию. С этим не соглашусь. Вы же покупаете не вещь, а возможность передвигаться из точки А в точку В. Можно представить это как услугу и сравнить с такси, каршерингом, арендой авто (общественный транспорт не рассматриваем, так как другой уровень комфорта). В моём случае цифры оказались не в пользу личного автомобиля.
Так же многое зависит от региона проживания. В Москве хорошая инфраструктура, удобно пользоваться общественным транспортом, есть огромное количество каршеринговых машин. В Питере намного тяжелее без личного авто, но спасает ранее упомянутый каршеринг.
На 30 000 руб. в месяц я могу ездить примерно 50 часов на обычном каршеринге (тариф 10 руб./мин.) и 33 часа на премиальном (тариф 15 руб./мин.). Столько я конечно же не проезжаю, в итоге каждый месяц экономится приличная сумма, а ездить я стал на машинах классом выше, чем мой бывший авто.
Накормил всех - банкиров, страховщиков, французов, автосервис, автослесарей, мойщиков, шиномонтажников, дпс - так чего тут удивляться?
Купил Поло 1,6 на механике для работы, езжу по клиентам, в день в среднем 77 км наматываю. Веду таблицу расходов с момента покупки, куда вношу все траты на автомобиль, вообще все. Владею 2 года и 7 месяцев, пробег 72400 км. В данный момент сумма расходов 835 тысяч, включающая амортизацию, все налоги, страховки (включая полное каско) за все время, установку довольно крутой сигналки, 2 комплекта дисков. Один раз попал в неприятное ДТП, ремонта на 52 тысячи, т.к. за рулем был не вписанный в каско водитель. Если из суммы вычесть все необязательные расходы (каско, сигналка, 2й комплект дисков и вынужденный ремонт), то получится 586 тысяч только на обслуживание, топливо, налог и ОСАГО.
У меня бу Лада Калина автомат 2013 года. За 1.10 года использования пробег составил 18000 (всего 48000), расходы 149000. Судя по авито, машина в стоимости почти не потеряла (особенно учитывая маленький пробег), ну будем считать уценка 30000. Итого стоимость эксплуатации 9.9 руб/км или 8136 руб/месяц
Артем, если говорить о ведрах, то у вас на фото такое же ведро, просто чуть больше)
Автору - только одно пожелание: машину продать и новую не покупать.
Больше 100 штрафов (это если +23 км/ч и оплата со скидкой) или 5 очень серьезных нарушений за три года - это мрак, по-моему. Ну и результат, судя по всему, соответствующий - цена ОСАГО должна быть раза в полтора меньше, если без повышающего КБМ.
Aleksey, тут скорее не про близость к сердцу, а про общее отношение к правилам и штрафам.
Все остальные цифры примеряю на себя и особых эмоций они не вызывают - тут можно подэкономить, обслуживается "Ситроен" часто - но в целом все понятно.
А вот когда пишете про штрафы, то можете воспринимать это как занудство, нравоучения и что-нибудь еще в таком духе, но не очень хорошо представляю как можно собрать их на десятки тысяч рублей. Если бы штрафов было 2-3 в год, то это за все время будет в 10 раз меньше - на порядок. Ставить при таком скрупулезном подсчете остальных трат сильно отличающуюся цифру странно.
Теперь про "задуматься". Пробег 60 тыс. км за три года - это немного, а если убрать условные 5 000 км по Европе, то получается стандартный маршрут "дом-работа-Курск два раза в год". То есть все знакомо, привычно, камеры известно где стоят. Получается, вы или не делаете выводов из полученных "писем счастья", или сознательно их игнорируете. Что хуже в таком случае - даже не знаю.
Сейчас ваша модель поведения за рулем: "гоняю, ну и нормально". Очень хочется верить, что это не перейдет в "иногда попадаю в аварии, ну и ок" или "разбил машину в хлам - бывает".
самый минимум на мой взгляд: езжу на ржавой daewo nexia, пробег 10000 в год, расходы только на бензин, запчасти, ОСАГО и налог, ремонт и обслуживание своими руками в гараже. С учетом амортизации получается около 80 000 руб в год или прибл. 7000 в мес
Для тех кто считает деньги - сдавать в аренду и арендовать авто можно на carenty.ru
Езжу на Нексии. Прошлую купил за 80 тыр, отездил 5 лет, продал за 30 тыр. На ремонт и обслуживание за 5 лет ушло тыр 50. Плюс налоги, ОСАГО, бензин.
Прошлой весной купил еще одну Нексию, за 150 тыр. Машина работала лето в очень жестких условиях, в степи, с постоянной загрузкой в 300 кг. Ни разу не подвела, на ремонт осенью потратил 30 тыр. Плюс бензин, ОСАГО. Штрафов у меня практически нет, за последние десять лет заплатили на двоих с женой не более 1000 руб.
Владимир, да, ксюха реальная рабочая лошадка. морально устарела конечно лет 20 назад а так тоже одной рукой рулю другой вытираю слезы радости
Народ вы тут какие то копейки считаете ,ведёте учёт,возможно в кредит обслуживаете машины ,а если посчитать сколько с середины 90х потрачено на кабаки казино проституток ,гульба в выходные , пот пробивает ,а ведь можно было картошечки со сковородочки доминишко во дворе помастурбировать на картиночку, так что если доходы позволяют тратим , а если нет ведём таблицу и плачем считая упущенную выгоду ,считайте лучше скок пропито и потеряно здоровья ,потрачено нервов в скандалах с женой на воспитание детей и т. д. и кто то напишет нах жениться и рожать тогда и расходов меньше, у каждого свои резоны по жизни.