«Оценивайте не ребенка, а поступок»: 8 вопросов детскому психотерапевту
Мы пригласили детского психотерапевта Елизавету Мешкову ответить на вопросы читателей, которых беспокоит поведение и развитие их детей.
Родителей больше всего интересовали темы детских истерик и агрессии, страхов и фобий, а также повседневные конфликты, обиды и чувствительность детей. Собрали в первую подборку ответы на вопросы о взаимоотношениях ребенка с окружающими — другими детьми, родителями, взрослыми, — которые будут полезны всем родителям.
Как помочь ребенку, если у него нет компании в школе?
Сыну 10 лет, большие проблемы в школе: не может найти общий язык с детьми своего возраста. Общительный, веселый, разносторонний мальчик, но почему-то сверстники к нему не тянутся, а наоборот, сторонятся, обзывают. Повышенное чувство справедливости — не может сдержаться, когда что-то нечестно или неправильно в его понимании. Имеет свое мнение и часто его высказывает. Друзей нет, очень хочется ему помочь обрести друга. Очень расстраивается, что он одинок.
Иногда действительно приходится искать для детей среду, где им будет комфортно. Если ребенка обижают и обзывают — это однозначно повод защитить его от обид и нападок и попробовать найти для него компанию ребят со схожими интересами. Это может быть кружок, спортивная секция или же группа общения под руководством психолога. На всякий случай почитайте материалы про травлю. Например, на портале «Травли-нет». Буллинг очень негативно сказывается на развитии детей.
Ребенок не уверен в себе и стесняется общаться с детьми, как быть?
Сыну шесть. Неуверенный в себе, на занятиях в саду и кружках боится отвечать. Стесняется новых людей и детей тоже. Часто с детьми играть как будто боится, но видно, что хочет. При этом не трусливый, и в детском саду есть трое друзей. Как развивать в ребенке уверенность в себе?
Пожалуй, только вашими усилиями. Ребенку важно понимать, что в него верят самые близкие — его родители. Хвалите чаще, рассказывайте о своем детстве, о том, как преодолевали трудности, сомневались, в какие ситуации попадали. Говорите, что он хороший независимо от того, много у него друзей или нет. Если действительно есть потребность в большем общении — начнет общаться.
У ребенка напряженные отношения с приятелем, надо ли помочь?
Сыну шесть с половиной лет. Ребенок общительный, разносторонний, к нему тянутся как большие дети, так и маленькие, конфликтные ситуации не провоцирует. В его окружении есть мальчик-ровесник — назовем его К. — из полной семьи, но видно, что внимания родителей ему очень не хватает. У родителей высокие, даже скорее завышенные требования и ожидания в отношении К. Во время встреч они часто хвалят моего сына на глазах у К., а потом при случае К. задирается и обзывается.
На днях мой сын перешел в группу, в которую всегда ходил К., где у К. друзья и в принципе все «свое». К. был удивлен появлению моего сына в его «родном» месте и стал тихонько подговаривать своих друзей против моего. Мне это было жутко неприятно, сын тоже это слышал и был расстроен. Попросила его обратиться к воспитателям, если начнутся проблемы. Я бы очень хотела помочь ребенку находить решения в подобных ситуациях. Воспитатели могут не увидеть что-то, родителям мальчика говорить о подобных ситуациях бессмысленно — плавали, знаем. Какие советы я могу дать ребенку и стоит ли вмешаться в случае необходимости?
Находить решения таких сложных проблем ребенку в шесть лет не под силу. В этом возрасте он должен опираться на родителей, которые четко дают понять, что с ним так нельзя. Вы имеете полное право защищать своего ребенка, говорить ему, что поведение приятеля не нормально, а если потребуется — провести беседу с воспитателями: именно они в ответе за ребенка, когда он в саду.
Ребенок обижается на критику, как правильно делать замечания?
Девочка, семь лет, осенью пойдет в первый класс. Очень остро реагирует, когда ее ругают. Сразу начинает рыдать от любой критики, говорит, что ее постоянно ругают, — это не так, ругаем только за дело. И она всегда сама понимает, что так нельзя было делать. Говорит, что ее постоянно наказывают и что она нас боится. Абсолютно непонятно, почему она так говорит, никогда серьезно не наказывали, максимум стояла в углу пару раз.
Не ругать детей невозможно, бывают ситуации, на которые нужно как-то реагировать, но она рыдает от любого повышения тона. Впереди школа, где тоже не будут только хвалить все 11 лет.
Настораживает, что в семь лет ребенок совсем не готов к конструктивному диалогу по поводу своих ошибок. Я бы все-таки сходила на прием к психологу, тем более что впереди школа. Вы можете оценивать не ребенка, а поступок и стараться по максимуму использовать я-сообщения: «Я вижу, что здесь разбросаны игрушки, мне очень горько, что я не могу пройти, не наступив на острые детальки „Лего“. Будет здорово, если мы будем все убирать за собой»; «На улице уже вечер, пора ложиться. Да, я понимаю, что ты не успела сделать уроки, я уверена, что в следующий раз ты послушаешь взрослых и сядешь за занятия чуть раньше, чтобы все успеть».
Как выстроить спокойные отношения с ребенком без ссор?
Дочке девять, иногда ведет себя как подросток: дерзит, повышает голос, игнорирует просьбы. Бывало, озвучивала, как ей тяжело, что ее никто не понимает. Хотя мы и пытаемся поддерживать рассказами про себя, это не всегда работает, тогда приходится давить по поводу учебы и уборки за собой. Понимаю, что нас ждет сложный период. Как выстроить спокойные отношения без ссор?
Приемы активного слушания, контейнирование эмоций, я-сообщения, выстраивание границ. Вот прекрасный учебник по коммуникации для родителей, рекомендую: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» — Фабер А., Мазлиш Э.
Ребенка критикуют другие дети, и он переживает, как помочь справиться?
Дочери четыре года, и она очень близко к сердцу принимает обидные слова от других детей. Например, на площадке мальчик сказал ей, что она плохая, потому что успела вперед него скатиться с горки, и она из-за этого одного слова заплакала. Или в садике ей скажут, что у нее некрасивая кукла, хотя кукла такая же, как и у других девочек, из одной серии, и она расстраивается, начинает переживать из-за этого. Как можно помочь ребенку в подобной ситуации — научить не обращать внимания на критику со стороны детей?
Непросто растить чувствительного ребенка. У вас не получится научить ее не обращать внимания на критику, увы. Но если вы будете каждый день говорить ей, какая она у вас хорошая, добрая, умная, как вы ее цените и любите независимо ни от чего, то постепенно она поймет, что ее ценность никак не зависит от ее вещей и игрушек, а обращаться с ней плохо нельзя никому.
Учить ребенка постоять за себя или пусть зовет родителей при конфликте?
Дочке пошел четвертый год. У нас с женой разные мнения по поводу ситуаций, когда ребенка обижают другие дети. Жена настаивает, что дочь должна в таких случаях искать кого-то из своих родителей или взрослого сопровождающего и ему жаловаться. И уже взрослый должен обратиться к родителям или сопровождающим обидчика, и те в свою очередь должны его нравоучать.
Я за то, чтобы в таких случаях она была готова дать сдачи, если ее обижают первыми. При этом, конечно же, делаю оговорку: никого не толкать и ничего не отбирать у других. Я далеко не всегда могу понять истинную причину конфликта даже из ее объяснений, а так она не привыкнет жаловаться на других детей по любому поводу.
Я скорее соглашусь с вашей женой. Ребенок в три года еще маленький и нуждается в помощи и защите взрослого. А защищать себя сами дети учатся именно тогда, когда рядом есть пример большого и сильного родителя, который дает понять, что с ребенком нельзя обращаться плохо.
Сын боится других детей на детской площадке и бежит к родителям, это норма?
Сыну полтора года, боится детей, которые на детской площадке громко кричат либо подходят к нему вплотную. Начинает паниковать, бежит к маме. Ранее его мальчик ударил по голове, когда тот просто сидел и играл, после этого случая стал бояться детей. Взрослых не боится, машет при встрече, коммуницирует. Через месяц есть возможность пойти в садик, беспокоимся, что будет бояться сверстников. Как бороться со страхом малыша, стоит ли сейчас идти в садик или нужно подождать?
Все делаете верно. Ребенок очень маленький — конечно, он бежит за утешением к самым близким. Утешайте, подходите вместе к детям играть, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми.
Насчет сада вопрос сложный. Но если вы не чувствуете уверенности в том, что ребенку туда нужно, то слушайте себя. Лучше родителей ребенка никто не знает.