Что делать, если отель отказал в заселении при наличии брони?

11
Аватар автора

Аноним

спросила в Сообществе

Я забронировала гостиницу за три месяца до путешествия. За две недели до заезда мне позвонили из отеля и сказали, что не смогут меня принять. Причину четко объяснить не смогли.

Я ничего не теряю, потому что предоплату не вносила, но гостиницу по приемлемой цене найти уже не смогу: приличные и недорогие номера на мои даты разобрали.

Вправе ли я требовать компенсацию от гостиницы?

Аватар автора

Юлия Скопич

получила от гостиницы отказ в размещении

Страница автора

Даже если вы не вносили залог, все равно бронь действительна. Я столкнулась с похожей ситуацией и добилась, чтобы отель предоставил мне другой номер. Он оказался дороже забронированного изначально, но разницу в цене мне вернули.

Почему могут отказать в заселении

Есть три основные причины отказа в заселении: у клиента нет нужных документов, он нарушил правила гостиницы или столкнулся с овербукингом. Расскажу подробнее про каждый случай.

У гостя нет документов или они недействительны. Постоялец должен предъявить паспорт гражданина РФ или временное удостоверение личности, которое МВД выдает при замене паспорта или приеме в гражданство. Но могут быть и другие варианты. Они прописаны в правилах оказания гостиничных услуг в РФ:

  1. Загранпаспорт. По нему в гостинице могут зарегистрироваться только граждане России, которые постоянно проживают за рубежом.
  2. Национальный паспорт и миграционная карта, если клиент — иностранец. Вместо паспорта можно показать другой документ, который признан международным договором РФ в качестве удостоверяющего личность. Перечень таких документов зависит от страны. Чаще всего в него входят служебный и дипломатический паспорта, а также паспорт моряка. Миграционная карта нужна для постановки на учет по месту пребывания в гостинице. Почти все иностранцы заполняют ее при въезде в Россию. Но есть исключения, о которых мы рассказывали в отдельной статье. Например, карту могут не заполнять граждане Беларуси. А еще — Армении, Казахстана и Киргизии, если приезжают с загранпаспортом на срок до 30 дней.
  3. Лица без гражданства должны предъявить разрешение на временное проживание или вид на жительство.
  4. Свидетельство о рождении, если гостю нет 14 лет, и паспорта его родителей. Если ребенок путешествует без родителей, потребуется их письменное согласие и паспорт сопровождающего.

Нарушение правил отеля. У гостиницы могут быть свои внутренние документы, в которых прописаны правила заселения и проживания  . Они не должны противоречить законодательству РФ. Обычно правила указывают в условиях бронирования. Если клиент их нарушит, ему могут отказать в заселении. Например, если в отель запрещено заезжать с домашними животными, а гость привез собаку. Повлиять на отказ уже не получится.

Поздний заезд в отель. Срок заезда зависит от вида бронирования. Оно бывает гарантированным и негарантированным  — это оговаривают, когда клиент резервирует номер, и указывают в подтверждении брони.

Негарантированное бронирование означает, что клиент должен заехать в первый день действия брони до определенного часа. Если он этого не сделает и не предоставит данные банковской карты в качестве гарантии, отель аннулирует бронь.

Гарантированное бронирование значит, что турист может заехать не позднее расчетного часа второго дня брони. Например, расчетный час в 12:00. Если номер забронирован на 8 сентября, заехать можно до 12:00 9 сентября. Если гость не заехал, с него возьмут плату за простой, но максимум за сутки. При опоздании свыше суток бронь аннулируют.

Овербукинг — когда гостиница позволяет забронировать больше номеров, чем у нее есть. Знакомая менеджер рассказала мне, что это происходит, потому что отель перестраховывается на случай незаезда гостей. Так ли это на самом деле, я не знаю.

Адвокат Анна Шинке говорит, что в случае с овербукингом гость вправе потребовать от отеля альтернативный вариант проживания, а если номер будет стоить дороже, то добиться возврата переплаты  .

Чаще всего альтернативное жилье ищет отель, который отказал в заселении, или туроператор либо агрегатор. Но клиент может и сам забронировать новый номер, а если он окажется дороже, то через суд потребовать, чтобы гостиница возместила разницу в стоимости  . Суд может отказать в удовлетворении иска, если установит, что клиент выбрал более дорогой вариант, когда в наличии были такие же по соотношению уровня и цены номера, как и первоначальный.

Чтобы вернуть деньги, адвокат советует написать претензию в гостиницу или туроператору, если он бронировал отель. В претензии надо указать:

  1. Обстоятельства сложившейся ситуации.
  2. Размер переплаты.
  3. Реквизиты счета, на который переводить деньги.
  4. Ссылку на пункты 1 и 5 статьи 4 закона «О защите прав потребителей».

У клиента на руках должно остаться подтверждение отправки претензии. Для этого он может переслать документ Почтой России с описью вложения. Тогда у заявителя останется квитанция и опись вложения с печатью почты. Чтобы у суда не было сомнений, важно максимально подробно указать содержание почтового отправления.

Еще можно воспользоваться сервисом отправки электронных заказных писем. Для этого надо авторизоваться через госуслуги, загрузить письмо и оплатить доставку. Получение отслеживают по трек-номеру. Удобно, что электронные письма юридически значимы и к ним остается бессрочный доступ.

Еще можно передать претензию лично: принести администратору гостиницы два экземпляра и попросить поставить на одном из них подпись и, если есть — печать. Подписанную копию — оставить себе. Если в течение 10 дней после получения претензии отель не пришлет деньги, турист может обращаться в суд  .

Как действовала я, когда гостиница отказала мне в заселении

Я тоже столкнулась с ситуацией, когда гостиница отказала мне в заселении. Полагаю, что причиной был как раз овербукинг. Претензию я не отправляла — решила вопрос без нее. Вот как все было.

В 2016 году мы с мужем решили провести новогодние каникулы в семейном мини-отеле «Гостевой дом на Муезерской» в Петрозаводске. Чтобы сэкономить, я за девять месяцев, в марте, забронировала номер через «Букинг» на имя супруга  . На почту пришло подтверждение брони. Пять ночей стоили 6400 ₽. Заехать мы должны были 4 января, а выехать — 9 января. В ноябре мне позвонила администратор гостиницы, извинилась и сказала, что нас смогут разместить только 6 января. Внятной причины она не назвала.

Я не вносила предоплату, следовательно, вопрос о возврате денег не стоял. Но я не нашла на 4 января номер в другом отеле, который устроил бы меня по цене и условиям проживания. Свободные комнаты были только на другие дни, причем пять ночей стоили почти в два раза дороже, чем в первоначальном варианте, — 12 000 ₽.

Я позвонила на горячую линию «Букинга». Там подтвердили, что действия отеля неправомерны, и пообещали сделать запрос администратору гостиницы. Сотрудник агрегатора сказал, что нам либо предоставят номер, который будет не хуже выбранного изначально, либо разместят в другом отеле. Если гостиница будет дороже, пообещал вернуть разницу.

Это был первый случай, когда мне отказали в заселении при наличии брони
Это был первый случай, когда мне отказали в заселении при наличии брони

На следующий день «Букинг» сообщил, что для нас удалось найти альтернативный вариант. Он дороже, и оплатить придется заранее всю сумму, а по возвращении нам возместят издержки.

Вечером того же дня пришло смс от администратора «Гостевого дома на Муезерской» о том, что нам забронирован двухместный номер экономкласса с 4 по 9 января в гостинице «Березовая роща».

Ради интереса я проверила на «Букинге», есть ли в «Березовой роще» свободные номера на мои даты. Оказалось, все забронировано. Как агрегатору и отелю удалось договориться, я не знаю.

Так выглядела страница отеля, где нам предложили альтернативное проживание. Теперь она недоступна
Так выглядела страница отеля, где нам предложили альтернативное проживание. Теперь она недоступна
Переписка с «Букингом» и разговоры по телефону заняли немало времени, но ситуацию все же удалось решить
Переписка с «Букингом» и разговоры по телефону заняли немало времени, но ситуацию все же удалось решить

Сервис не прислал официальное подтверждение новой брони. Ехать на деревню к дедушке и показывать на стойке ресепшен смс казалось глупым. Поэтому я снова позвонила на горячую линию «Букинга» и объяснила ситуацию. Сотрудник агрегатора связался с администратором отеля, но тот не смог дать внятного ответа о наличии брони, а в базе данных перебронирования не было. «Букинг» снова сделал официальный запрос в отель, а мне предложили подождать 24 часа. Бронь в «Березовой роще» все же нашлась.

Возможно, в разговоре с сотрудником «Букинга» помогло упоминание постановления правительства «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в РФ». Пункт 15 правил подтверждает, что мое бронирование было действительным, ведь я получила уведомление от гостиницы со сведениями о ней, условиями бронирования, указанием категории номера и цены. И там были указаны сведения о супруге как заказчике услуги. Еще можно было сослаться на статью 4 закона «О защите прав потребителей», но мне это не понадобилось. Через день на электронную почту пришло подтверждение нового бронирования.

Сумма переплаты была незначительной, а условия проживания нам с мужем понравились, но вернуть излишек было делом принципа. Я отсканировала чек и выслала его сервисной службе «Букинга». 5 февраля на электронную почту пришел ответ: меня попросили перейти по ссылке и ввести данные банковской карты. Я так и сделала. Деньги поступили на счет 9 февраля.

Новый отель оказался дороже заказанного первоначально на 1600 ₽. Я сохранила квитанцию об оплате
Новый отель оказался дороже заказанного первоначально на 1600 ₽. Я сохранила квитанцию об оплате

Что делать, если отель не готов возвращать деньги

Если мирно решить вопрос не получается, турист может обратиться в суд.

Клиенты подали иск к туроператору «НТК Интурист». Их должны были разместить в отеле Thai Pura Resort 3* в Таиланде, но вместо этого доставили в отель Jomtien Holiday. В номер туристов не заселили. В итоге путешественники сутки прождали в холле гостиницы, а затем нашли другой отель и заехали туда.

Суд взыскал с туроператора расходы, которые понесли туристы, и обязал выплатить им компенсацию морального вреда. В судебном решении сумма не указана  .

В другом примере турист через суд вернул разницу в стоимости проживания, потому что ему предоставили отель хуже обещанного.

Путешественник купил тур в Турцию за 151 000 ₽. По условиям договора, в него входил перелет, трансфер и проживание в отеле Crystal Tat Beach Golf Resort and Spa. Но вместо обещанной гостиницы представитель туроператора предложила переехать в отель Belconti, условия в котором были хуже. В новой гостинице истец узнал, что номер зарезервировали на его имя еще до прилета в Турцию, то есть туроператор в одностороннем порядке изменил условия проживания в худшую сторону. По приезде клиент подал иск к туроператору и турагенту.

Суд взыскал с туроператора разницу в стоимости проживания — 19 179 ₽, компенсацию морального вреда — 5000 ₽. А еще обязал выплатить клиенту штраф за нарушение прав потребителей — 12 089 ₽  .

Адвокат Анна Шинке отмечает, что овербукинг не регулируется российскими законами, а значит, привлечь гостиницу к ответственности за это почти невозможно. Но клиент вправе подать в суд по закону «О защите прав потребителей», так как услуга оказана ненадлежащим образом.

Турист вправе потребовать возместить убытки и выплатить компенсацию морального вреда, и неважно, бронировал клиент номер напрямую в гостинице или через посредника. Также не играет роли, как он это сделал: по почте, по телефону или иным способом. Размер компенсации определяет судья, чаще всего это от 1000 до 10 000 ₽.

Сумма во многом зависит от доказательств. Если из-за сложившейся ситуации вы, например, перенервничали, из-за чего поднялось давление, то справка от врача позволит претендовать на компенсацию в большем размере. Если доказательств нет, выплата будет ниже.

Как вернуть деньги за отмененную бронь в другой стране

Аватар автора

Анна Шинке

адвокат

Если турист забронировал отель в другой стране, решить проблему будет сложнее, так как там действуют свои законы. Путешественник может попросить у отеля альтернативный вариант размещения, а если он хуже уже оплаченного, то написать заявление в отель и потребовать возместить разницу в стоимости.

Если альтернативный вариант не подходит, стоит попробовать вот что:

  1. Выяснить у представителя отеля причину отказа.
  2. Составить жалобу в свободной форме.
  3. Пригрозить обращением в туристическую полицию.

Чтобы обезопасить себя от таких ситуаций, я советую перед бронированием изучать отзывы других туристов о гостинице. Обязательно получите уведомление о брони, даже если ее сделал посредник. А также предварительно позвоните в гостиницу, чтобы вам подтвердили, что вас ждут.

Юлия СкопичА вы сталкивались с подобной ситуацией? Если да, чем все закончилось?
  • Pavla TolokoninaБыла аналогичная тема с airbnb. За три месяца была бронь, причем оплаченная. Чувак молча ее отменил недели за три, деньги вернулись (с пересчетом по курсу, который всегда не в мою пользу). Все найденное за этот срок было, разумеется, уже ощутимо дороже. В этом случае даже отзыв ему нельзя было оставить. Мне в голову не пришло, что в этом случае можно нажаловаться в airbnb.4
  • Екатерина ЮзефовичВот это все в другой стране вообще не работает. Выяснить у представителя отеля причину отказа. Составить жалобу в свободной форме. Пригрозить обращением в туристическую полицию и российское консульство.0
  • Сергей СоболевВ ноябре 2018 бронировал на Букинге отель в Сочи на июнь 2019. Была какая-то скидка, типа чёрной пятницы, и отменяемая бронь. В конце апреля пришло сообщения с Букинга, что отель не может нас принять, тк здание отеля и имущество арестовано по решению суда. Ни отель, ни букинг ничем не помогли, тк это якобы форс-мажор. Цены между тем выросли втрое, тк подошёл сезон. Аналогичная ситуация была (динамо со стороны Букинга), когда пару лет назад на Букинге по ошибке появились проживания в Интерконтинентале по 200-500 рублей за ночь. Конечно понятно, что это сотрудники при выгрузке цен ошибочно указали валюту, но все же отвечать за свои ошибки отказались - все брони поаннулировали, заселили только тех, кто бронировал день-в-день. Как-то так3
  • ilia_aУ меня была ситуация с отмененной бронью в Париже. Бронировал сетевой отель Meinenger, который должен был открыться за день до нашего приезда, нас было 6 человек, и я забронировал 3 номера. Приезжаем в отель а там во всю идет ремонт, открыться в срок они не успели. Наши номера на момент брони, где то за 5 месяцев до поездки, стоили около 60 000 р. за 3-е суток. Позвонил в букинг, объяснил ситуацию, минут через 20 букинг скинул мне на почту несколько альтернативных вариантов. Заселились в один из предложенных отелей оплатили порядка 140 000 р. за 3 номера. После этого написал в букинг с просьбой компенсировать понесенные потери, приложил чек оплаты бронирования, и реквизиты карты. Примерно через неделю разницу в цене вернули.2
  • БалконPavla, airbnb это вообще что-то типа Uber, они ни за что не отвечают. А собственник квартиры может отменить бронь когда захочет, пользоваться Airbnb это что-то типа лотереи, повезёт не повезёт.1
  • EKЭх, я как то на автомате в Сочи приехал с заграником и меня не хотели заселять... Честно говоря, тупая ситуация, и вообще не понимаю из-за чего сделали такую проблему? В самолет же посадили по загран паспорту. Документ вроде удостоверяет личность, но не всем, а только тем кто не живет в РФ...3
  • ilia_aPavla, у нас с аирбнб, однажды вообще прикол случился. Забронировали квартиру в Риге, на новогодние праздники, по фото все было отлично, квартира просторная и находится в центре. В день заселения хозяин просил нас заехать попозже, в итоге это попозже продлилось до самого вечера. Около 19 часов вечера он позвонил и дал инструкции где оставил ключи. Мы зашли в квартиру, а там творился какой то беспредел, полы липкие, все постельное белье грязное и в пятнах, полотенца мокрые и в волосах, раковина в остатках макарон. Но самый прикол случился когда я зашел в ванную, она в какой то момент начала набираться из слива, и набралась до самого верха какой то грязью. В итоге мы оставили ключи в почтовом ящике и уехали оттуда. По итогу я написал в аирбнб приложил фото объекта размещения и запросил возврата средств, через пару дней все вернули. Но по опыту бронирования на этом сервисе похожие ситуации возникали у меня регулярно.0
  • Olesya SafronovaБыл один случай в начале работы таких агрегаторов как букинг, я через его зарегистрировала хостел на несколько дней, получила подтверждение. Когда приехала, мне сказали, что у них ничего нет и надо было звонить напрямую, заселить меня отказались. В то время интернет по России стоил дорого, я нашла Макдак с интернетом и в срочном порядке начала обзванивать хостелы, выбирая их прямо на карте. В итоге нашла хуже, но хотя бы заселилась. После уже таких проблем не было ни в России, ни за границей.0
  • Иван КузнецовЭх, добрые времена: "На следующий день «Букинг» сообщил, что для нас удалось найти альтернативный вариант. Он дороже, и оплатить придется заранее всю сумму, а по возвращении нам возместят издержки..." 2023 год, бронь через Тинькофф Путешествия: отменена бронь, 3 дня возвращали предоплату, сам перебронировал отель, до сих пор никакой информации по компенсации разницы #Тинькофф0
  • Елена ГрязноваПри 100% оплате номера отказали в заселении в московском отеле Арбат Инн на смоленской площади, у супруга потребовали прописку с предыдущего места проживания, он не смог предоставить, его не заселили, хотя другие необходимые документы все были (паспорт, миграционная карта и виза). Деньги не вернули. Написали заявление в полицию.0
  • Александр ЛегкунБуквально вчера столкнулся с такой проблемой. Бронировал отель в феврале на октябрь Звонит оператор и говорит отель аннулировал бронь и как альтернативу предлагают другой отель в течение суток или подтвердить или вернуть деньги Другой отель дороже. Но я хотел именно этот В этом лучше пляж и лучше расположение Даже не знаю как от таких ситуаций застраховаться В интернете даже не нашел похожих ситуаций В сводиться к тому что тебе предлагают другой отель не хуже! Но я хочу именно в этот! Мне нужно лучше или другой! Мне нужно в этот! Может кто то что нибудь посоветовать ! Вообще за такие фокусы должны 200 процентов деньгами возвращать!0