Разводы
4K

Я пыталась найти водителя для сов­местной поездки и чуть не потеряла все деньги

27
Я пыталась найти водителя для сов­местной поездки и чуть не потеряла все деньги

Распространенность: сайты совместных поездок
Риск: 💰💰💰💰💰

В последний день новогодних каникул я пыталась доехать из Орска в Оренбург и чуть не стала жертвой мошенников.

Я опытный пользователь «Блаблакара» и совершила около 110 поездок. До этого все было нормально, а тут у меня попытались выманить данные для входа в приложение банка. Если бы мошенники получили доступ к этой информации, то украли бы все деньги.

Расскажу, как выглядит схема, почему она чуть не сработала и что выдает обман.

Как плохая погода помогла мошенникам

Вечером 7 января МЧС прислало сообщение, что на следующий день температура понизится до −30 °C, возможна метель и трассу могут перекрыть. Наша трасса знаменита: в 2016 на новогодних каникулах там погибли люди.

Буквально в течение часа после сообщения МЧС многие водители удалили с «Блаблакара» предложения поездок. Было больше 20 машин, а осталось всего семь, из которых четыре уже были заняты.

На следующий день было −28 °C. Метель еще не началась, трассу не перекрыли, но ситуация с количеством автомобилей не улучшилась. А уехать домой очень хотелось.

Пришлось рискнуть. Я написала сомнительному водителю — 55-летней Маргарите без отзывов и поездок. Сейчас профиль уже удален.

С аккаунта Маргариты мне ответил якобы ее муж Евгений: предложил не бронировать поездку через «Блаблакар», а написать ему напрямую в «Телеграме». У меня уже бывало такое, что водители просили обойтись без брони на сайте, а комиссию отдать им — за поездку к подъезду, а не к остановке. Я соглашалась, хотя предпочитаю все-таки платить сервису, чтобы была возможность оставить отзыв, если что-то пойдет не так.

Меня не смутило, что со мной связалась не Маргарита, а другой человек: на «Блаблакаре» такое случается часто. Например, я не меньше пяти раз ездила с военнослужащими-мужчинами, которые писали с женских аккаунтов. Водители объясняли, что им запрещено регистрироваться где бы то ни было. Все эти поездки прошли отлично.

С моего аккаунта тоже уже ездили другие люди: мама, папа, бабушка, тетя. То есть на «Блаблакаре», в отличие от каршеринга, профили часто семейные. Водители почти всегда мужчины, но треть предлагаемых поездок — с женских аккаунтов.

Водитель просит написать ему в «Телеграме». Странные символы тоже не вызвали у меня подозрений: «Блаблакар» не пропускает в сообщениях номера телефонов и упоминания мессенджеров
Водитель просит написать ему в «Телеграме». Странные символы тоже не вызвали у меня подозрений: «Блаблакар» не пропускает в сообщениях номера телефонов и упоминания мессенджеров

Как водитель прошел мою проверку

Я всегда бронирую места только после переговоров с водителем. Для меня главный плюс «Блаблакара» в том, что меня довезут от подъезда до подъезда и возьмут в машину кошку. Но в Оренбурге я живу довольно далеко от въезда в город, поэтому не все готовы ехать к моему дому. Обычно я пишу пятерым водителям и двое из них соглашаются меня забрать — потому что живут рядом или, например, любят кошек.

До этого у меня было не меньше десяти поездок с водителями, которые только зарегистрировали аккаунт. В этом есть риск, но я пробую его снизить: стараюсь общаться на сайте «Блаблакара», обязательно созваниваюсь и проговариваю условия. Несколько раз отменяла бронирование, потому что разговор становился некомфортным.

Главную часть моей проверки перед поездкой мошенник прошел. Я сразу позвонила ему через «Телеграм», ответил нормальный мужской голос. Мы обсудили все условия. Мужчина сказал, что едет на микроавтобусе и оставит мне широкое место спереди, где будет удобно поставить переноску с кошкой. Выезд с автовокзала он планировал в полдень, а за мной должен был заехать в 12:30.

Возможно, стоило задать наводящие вопросы о том, знает ли предполагаемый водитель район, куда меня везти. Но сейчас у всех навигаторы, так что я не стала спрашивать. Разговор продлился две минуты, то есть не слишком мало.

Как меня пытались обмануть

В переписке я спросила у Евгения, можно ли будет перевести деньги за проезд: я редко беру с собой наличку. Почти всегда в таких поездках я плачу через банковское приложение, когда мы приближаемся к конечному пункту.

Водитель подтвердил, что я могу заплатить переводом. Мы договорились о поездке за два с половиной часа до ее начала, и я ушла собираться.

За час до выезда я еще раз зашла в «Телеграм» — и оказалось, что там меня дожидаются новые сообщения. Водитель отправил мне ссылку якобы для бронирования билета на сайте известного сервиса автобусных поездок Busfor, который принадлежит «Блаблакару».

Водитель подтвердил, что я могу оплатить поездку переводом. Но потом прислал ссылку якобы для бронирования билета на сайте компании Busfor
Водитель подтвердил, что я могу оплатить поездку переводом. Но потом прислал ссылку якобы для бронирования билета на сайте компании Busfor

Следующий час оказался для меня морально непростым. Само предложение перейти на сайт Busfor меня не смутило: летом я оформляла два автобусных билета через «Блаблакар», хотя и у другого перевозчика.

Начало названия сайта из ссылки Евгения совпадало с реальным busfor.ru, которым я уже тоже пользовалась. У меня были международные поездки с этим сервисом, и для покупки билетов я указывала данные загранпаспорта.

Меня немного насторожило, что при попытке перейти по ссылке из сообщения водителя телефон показал предупреждение об опасном сайте. Но я отмела подозрения, потому что привыкла видеть подобные оповещения. Например, я часто ищу судебную практику по другим регионам — и полная версия «Яндекс-браузера» регулярно не пускает меня на сайты судов общей юрисдикции.

Я еще раз позвонила предполагаемому водителю, чтобы рассказать о проблемах с сайтом и уточнить, обязательно ли бронировать билет. Евгений объяснил, что для диспетчерской нужно зарезервировать место в микроавтобусе, и пообещал прислать мне новую ссылку на бронирование, более безопасную. Везти меня без брони он якобы не имел права.

«Более безопасная» ссылка водителя вела на резервирование места за 49 ₽. Я даже переспросила, включаются ли эти 49 ₽ в финальные 650 ₽. В открывшемся окошке не было информации о направлении движения и вообще хоть каких-то данных о поездке.

Оставалось меньше часа до выезда. Я перепроверила, что 8 января нет ни одной другой машины в светлое время. Хотелось домой, а на электричке с кошкой ехать было бы неудобно.

Мошенник прислал мне вторую, «более безопасную» ссылку на поддельный сайт, которая без проблем открылась с телефона. А после убеждал, что не сможет отвезти меня, если я не забронирую место
Мошенник прислал мне вторую, «более безопасную» ссылку на поддельный сайт, которая без проблем открылась с телефона. А после убеждал, что не сможет отвезти меня, если я не забронирую место

Как я поняла, что меня разводят

Я ввела имя, фамилию, номер карты Тинькофф, срок действия и код с обратной стороны. Я постоянно ввожу эти данные, когда покупаю билеты в театр. Правда, там более яркие окошки с названием платежной системы, а не серая табличка, как здесь.

Покупая подарки через интернет в декабре, я много раз ловила себя на том, что ленюсь разворачивать сообщения с кодами. Коды видно и так, и я обычно не проверяю, на что именно они пришли.

К счастью, в этот раз я развернула смс — и поняла, что столкнулась с мошенниками. Вместо «Никому не говорите код 1234. Busfor. Сумма 49 ₽» я увидела сообщение «Никому не говорите код 1234. Вход в Тинькофф».

Я сразу открыла в мобильном приложении банка чат с оператором. Порадовалась, что после слова «мошенничество» робот тут же переключил меня на человека.

Когда я начала общаться с оператором в чате мобильного банка, мошенники пытались мне позвонить. Звонок шел через «Вотсап», отображался обычный номер мобильного телефона и желтый логотип Тинькофф Банка. Я взяла трубку и услышала: «Мы получили сообщение, что вы перешли по фишинговой ссылке. С вашей карты была оформлена заявка на списание средств». Я не стала слушать дальше и сбросила. Мне пытались перезвонить.

Когда мне на самом деле звонили из банка, я уже нервничала и сначала не брала трубку. Но в итоге со мной договорились, когда привезут новую карту. Скомпрометированную, конечно, сразу заблокировали. У второго, настоящего сотрудника банка был такой успокаивающий голос, что мне стало легче.

Вероятно, мошенники увидели, что я не тороплюсь вводить код из смс, и попытались позвонить мне в «Вотсапе» от имени Тинькофф Банка
Вероятно, мошенники увидели, что я не тороплюсь вводить код из смс, и попытались позвонить мне в «Вотсапе» от имени Тинькофф Банка

Чем все закончилось

Я предположила, что пока не стоит прерывать общение с мошенниками: мало ли что. «Водитель» продолжал писать мне и давил на то, что его оштрафуют, если я не зарезервирую место с указанием своих данных. Говорил, что надо быстрее бронировать билет, пока его не купил кто-то еще: мол, диспетчер сообщил, что есть желающие.

Когда я уже пообщалась со службой поддержки и мне заблокировали карту и личный кабинет в банковском приложении, мошенник написал еще раз — спросил, ждать ли меня. Я ответила, что не смогла забронировать место и банк заблокировал мою карту, но готова заплатить наличкой. Тогда Евгений предложил зарезервировать билет с карты другого человека. Я написала, что других карт нет.

За мной должны были заехать в 12:30. В 12:35 собеседник снова спросил, нет ли кого-то рядом, чтобы помочь мне купить билет. Я уточнила: «Разве вы еще не уехали?» На это Евгений ответил, что пока ждет других пассажиров. Позже мошенник удалил нашу переписку.

На следующий день я увидела, что фальшивая 55-летняя Маргарита снова предлагает поездку, и пожаловалась в поддержку «Блаблакара». По крайней мере полдня поездка еще висела, потом исчезла. Не знаю, сработала жалоба или жертвы перестали откликаться.

Что выдает мошенников на сайте совместных поездок

Не всегда подозрительные моменты указывают на то, что вас хотят обмануть. Но чем больше красных флагов, тем выше такая вероятность. Вот что настораживало в общении с «водителем».

🚩 Аккаунт без отзывов и поездок. Пустой профиль не обязательно принадлежит мошеннику: я не раз ездила с такими водителями, когда других предложений не было, и все проходило успешно. Но все же это более рискованно — и нужно внимательнее смотреть, нет ли других красных флагов.

🚩 Предложение перейти в мессенджер. Это тоже не всегда проблема, но лучше насторожиться. Сервисы вроде «Блаблакара» и «Авито» просят пользователей не переходить в мессенджеры: там они не смогут защитить клиентов от мошенников и заблокировать подозрительные ссылки.

🚩 Необычный способ оплаты. Водитель сначала подтвердил, что я могу перевести ему деньги после поездки, но тут же отправил ссылку для бронирования билетов. Эта ссылка, ведущая якобы на сайт Busfor, напоминает официальную. Но между названием компании и доменом верхнего уровня, ru, расположены другие символы, а значит, это подделка. Сайт busfor.ru — официальный, а busfor.secure-176.ru — фальшивый. Подробнее о том, как вычислить сайты мошенников, мы рассказывали в статье о фишинге.

Если проверить домен сайта, скажем, в сервисе Whois, можно увидеть, что мошенники зарегистрировали его совсем недавно — за несколько дней до развода. Сам Busfor предупреждает, что его сотрудники никогда не отправляют ссылки для оплаты билетов.

Мошенники зарегистрировали сайт за несколько дней до того, как пытались меня обмануть. Конечно, в спешке сложно вспомнить о такой проверке — на то и расчет
Мошенники зарегистрировали сайт за несколько дней до того, как пытались меня обмануть. Конечно, в спешке сложно вспомнить о такой проверке — на то и расчет

🚩 Спешка. Водитель торопил меня, писал, что надо скорее бронировать билет, иначе места закончатся. Спешка всегда на руку мошенникам. Когда торопишься, можно не заметить лишние символы в названии сайта, не посмотреть, что за код пришел, — и потерять деньги.

🚩 Странные звонки в мессенджере. Мошенники часто звонят в «Вотсапе» от имени банка, госуслуг или полиции — так было и в моем случае. Мне позвонили в мессенджере с обычного номера, но для достоверности добавили логотип Тинькофф Банка. Только вот настоящий банк не звонит через «Вотсап».

Подробнее о том, как безопасно покупать и продавать что-то в интернете, читайте в пятом уроке нашего курса «Как защититься от мошенников».

Если сталкивались с мошенниками, поделитесь своей историей с другими читателями

А вы сталкивались с обманом на «Блаблакаре»?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я стараюсь читать все сообщения о разводах.

Пока что нашёл единственную зацепку, которая применяется ВО ВСЕХ попытках.

В общем, если условия меняются по ходу действия, то нужно насторожиться.

Например,

Водитель подтвердил, что я могу заплатить переводом.
И
Водитель отправил мне ссылку якобы для бронирования билета

24

Максим, согласна. Но сложная ситуация плюс недостаток времени притупили мою бдительность.

2
0

На электричке неудобно, но все-таки безопаснее.
Вообще не понимаю, как зная историю 2016 года вы решились на блаблакар с учетом того, что:
1. уже было предупреждение МЧС и температура понизилась
2. последний день каникул — потенциально много машин на трассе
3. блаблакар — это незнакомый вам водитель и неизвестно в каком состоянии машина.

В общем, безумие и отвага, больше ничего и не скажешь.

19
0

Столкнулась с обманом на "Блаблакаре" в декабре 2023... Забронировала поездку с водителем без отзывов (уже не понравилось, но срочно нужно было уехать, и остались только такие предложения), ждала его ответа в течение дня, он через сутки только написал мне, что не поедет, пришлось перенести свои планы и выезд. Второй аналогичный тип с таким же нулевым набором отзывов по телефону ценник поднял в полтора раза. Признался, что это служба такси и они всегда так делают. Неприятненько.

11

Гульназ, стараюсь ездить с водителями, у которых есть отзывы. И читать отзывы.

0
0

Была очень похожая ситуация, но схема другая: есть чаты попутчиков в Телеграм, где обычные люди берут с собой попутчиков, когда сами куда-то едут.
Один раз мне очень хотелось поехать на машине, а не на автобусе. Я закинула объявление в чат - мне подозрительно быстро написал некий Михаил с предложением поездки. Якобы, тоже микроавтобус.
Как выглядит схема: вам говорят, что надо оплатить «бронь» места и дают ссылку на busfor или blablacar. Бронь обычно очень символическая - 50 рублей. Сайты фишинговые, сделана только «страница» оплаты. Все остальные кнопки и ссылки не работают.
Когда вы вводите данные карты и собираетесь оплатить бронь то вы на самом деле совершаете межбанковский перевод другому физ лицу. Расчет на то, что человек не посмотрит на пуш, а введет код из пуша.
То есть на поддельном сайте все выглядит так, что вы производите оплату 50 рублей за бронирование, но в пуше видно, что вы подтверждаете перевод физ лицу в размере 5000 рублей.
Мораль: всегда внимательно смотрите на пуши и смс с подтверждением операций.

7
0

Тоже много лет пользуюсь Блаблакаром.Но он становится не лучше,а хуже.Сегодня вот им письмо писала с претензией.Реакции ноль.Почему то региструют водителей у которых нет данных о машине,нет фото,и каких то важных деталей о поездке типа сколько пассажиров сзади.Не реагируют на жалобы на подозрительных водителей.Сейча с трудом добиваюсь возврата комиссии за неосуществленную поездку.Полагаю,что тоже имело место мошенничество.Забронировала поездку,оплатила комиссию.Жду когда водитель подтвердит бронь,а от него ни слуху ни духу.Пишу ,звоню водителю на два телефона и в чате блаблакара,но он не отвечает.Потом в чате блаблакара написал,чтобы я писала в вацап на конкретный номер,а на нем и вацапа нет.Через время приходит смс от блаблакара,что водитель снял мою бронь.Ну,думаю,может ошибка.Опять забронировала.И снова отмена моей брони.Написала жалобу.Два письма с требованием вернуть комиссию.Через несколько дней смотрю,а этот водитель новую поездку выставил.Желание пользоваться этой компанией пропадает так как это не единичный случай.Пытались разводить направляя стороннюю ссылку,ездила с одноруким водителем...В общем чем дальше,тем страшнее.

4
0

В последние годы полностью разочаровалась в блаблакаре. Из 100% - 90% мутные объявления.
Больше половины - рейсовые автобусы под видом легковых автомобилей (это еще можно отследить по количеству отзывов и в них фигурируют благодарности разным людям)
Еще половина - бомбилы, которые устанавливают рандомные цены а по факту называют сумму раза в 2 выше той, что в объявлении
Ну и половина - подобные мошенники. Я ни за что не поеду с аккаунтом только что зарегистрировавшимся, без фото, без указания авто и не верифицированным. Даже если это и не мошенник - мало ли, маньяк, наркоман или человек без прав.
Стоит ли доверять свою жизнь и экономить на ней?

Лучше я переплачу и полечу на самолете, на поезде, даже на рейсовом автобусе в 2 раза дольше. Но хотя бы доеду целой, а не раскинутой по лесополосе.

4

Алиса, да я не спорю. Но вы доверяете свою жизнь (как ни пафосно звучит) абсолютно постороннему человеку. С учетом погодных условий это просто самоубийство. Это я вам говорю как водитель и житель соседней с вами области :)
Однажды ехала на работу после ледяного дождя, было ОЧЕНЬ скользко. На повороте чуть не улетела в КАМАЗ, спасибо водителю — увидел и притормозил. Еду дальше, а на остановке люди стоят — автобус из соседнего поселка не пришел, голосуют. Посмотрела на них и думаю «если я сегодня убьюсь, то хотя бы одна» и не взяла никого. До сих пор стыдно.

3

Наталья, машинист электрички тоже совершенно посторонний мне человек. Плюс в моём случае до вокзала и от вокзала очень долго добираться и тоже на такси с неизвестными людьми.
А ещё я доверяю жизнь много кому, когда перехожу через дорогу, покупаю еду и захожу в автобус.

0

Алиса, хоть и машинист посторонний Вам человек, но ответственность у него очень высокая, тем более его действия контролируются. Так что сравнивать какой-то сервис с железной дорогой не объективно.

11
0

Алиса, а в чем смысл? Такси Орск-Оренбург стоит 1000₽. Вас заберут и привезут куда надо. Вы ради чего рискуете? Ради экономии в 350₽? Тратите кучу времени на какие-то переписки…

3
0
Герой Т—Ж

31.01, 13:13

"Сайт busfor.ru — официальный, а busfor.secure-176.ru — фальшивый"

Если вы это знали, то зачем там ввели данные своей карты?

2
0

Господи, почему нельзя заблокировать звонки в WhatsApp? Кажется, что 90% звонков из мессенджеров - мошенники (чтобы не палить настоящие номера и не тратить деньги).

2

Евгений, нет такой функции 😞

2
0

Поражает, что за 110 поездок в блаблакаре, вы впервые столкнулись с таким вариантом развода. Я сам наездил порядка 60-70 поездок, за это время меня пытались развести раз 20, но я честно не понимаю, как на такой примитивный развод можно повестись.

1

Darth, так ведь почти всегда есть нормальные водители с множеством отзывов. Машин не хватает только в конце каникул и иногда после других длинных выходных.
В статье я объяснила, почему повелась.

0
0

Очень много плохого слышала о поездках через блаблакар, и когда в истории появился "минивэн", уже напряглась. Обычно если есть микроавтобус, водитель как минимум окажется жадным хамовитым бомбилой

1
0

К сожалению, да

0

Комментарий удален пользователем

ASD, я о ней узнала не из новостей, а от приятельницы из Нью-Йорка. И потом от других зарубежных знакомых. Прогремели на весь мир.

1

Сообщество