22.01.20
37K
45

Познакомьтесь с человеком, который построил карьеру в «Макдональдсе»

И считает это хорошей строчкой в резюме

Познакомьтесь с человеком, который построил карьеру в «Макдональдсе»

Не так давно мы опубликовали пост читательницы о тяготах работы в «Макдональдсе».

В этот раз решили поговорить с человеком, который начал работать в ресторане, когда в его городе это было престижно, и за пять лет дорос до должности заместителя директора. Он рассказал, сколько зарабатывал, как была устроена работа и почему мыть полы и унитазы — неплохое начало карьеры.

Подработка

В 2006 году я был студентом, мне было 17 лет. Я жил в Воронеже, где в то время произошел бум «Макдональдсов»: их открылось сразу два и вскоре должен был появиться третий, прямо рядом с моим домом. Финансовое состояние многих в городе было нелегким, из-за чего «Макдональдс» не был чем-то обыденным, как сейчас, а считался особенным местом. Тогда работать там было действительно престижно.

Мне было интересно, как устроена вся система, к тому же в «Макдональдсе» уже работали некоторые мои друзья. Я с самого начала воспринимал это как хорошую подработку и собирался остаться там надолго.

Попасть в «Макдональдс» было совсем не сложно: особых требований практически не было. Единственное, в первую очередь рассматривали людей с максимальными возможностями по времени.

Я пришел на самую рядовую должность, которая тогда называлась «член бригады ресторана». Даже для 2006 года мне платили очень мало — примерно 25 рублей в час. Поскольку я был студентом и мне не было 18 лет, я мог брать только четырехчасовые смены и работать всего три-четыре дня в неделю. В первый месяц я заработал 1800 рублей, что и тогда звучало смешно.

Обучение

После того как тебя приняли на работу, начинается обучение, во время которого тебе уже платят почасовую ставку. Учат сразу на две позиции: работа на кухне и на кассе. Кроме этого, независимо от того, собирает работник еду или принимает заказы, он все равно в определенные смены убирает зал — этому тоже отдельно обучают.

Есть очень много деталей, которые должен знать любой сотрудник. Например, в работе на кухне важно точное количество граммов салата, который кладется в бигмак, сколько нужно соуса, какое используется мясо и сколько минут его жарят. Важна последовательность действий при сборке каждого бургера. Для уборки в зале нужно, например, четко знать, чем мыть полы: нельзя одними и теми же тряпками убираться и в туалете, и в месте, где люди едят.

Каждый новый сотрудник «Макдональдса» проходит санминимум. Нужно ходить в специальную организацию, ответственную за здравоохранение, и слушать лекции. Там нам рассказывали про нормы санитарии на пищевых предприятиях и про правила самого «Макдональдса». Например, по нормам сэндвич не может храниться больше полутора часов после приготовления.

Но в «Макдональдсе» в то время бургер нельзя было отдавать, если он успел пролежать всего 10 минут.

«Просроченный» бургер списывали и выкидывали прямо в упаковке. Если таких списаний готовой продукции было много, менеджеры ресторана могли потерять часть премии. Сейчас система с хранением бургеров в шкафу с подогревом ушла в прошлое. Все сэндвичи в «Макдональдсе» собирают после того, как они заказаны, а в шкафах хранится только готовое мясо.

Под присмотром куратора новый сотрудник должен отработать несколько смен, после чего сдает аттестацию своему менеджеру.

Будни

В «Макдональдсе» есть подразделение, которое отвечает за доставку — обеспечивает весь этаж ресторана всем необходимым. Например, картошка фри, картошка по-деревенски и мясо хранятся в замороженном виде в небольшом помещении. Работник этого отдела должен следить, чтобы на кухне ничего не заканчивалось, и постоянно выносить туда новые продукты.

Эта работа предполагает больше ответственности, чем у человека за кассой или на кухне, ведь ты отвечаешь за ротацию продуктов. В холодильнике они должны быть отсортированы по дате: чем ближе просрочка, тем скорее должен быть приготовлен продукт.

В обычном зале ресторана я проработал недели три-четыре: меня почти сразу забрали на доставку и всему обучили.

У меня был довольно гибкий график. Можно было выбрать сколько угодно смен, согласовав это с планами других сотрудников. Я выбирал те, которые мне было удобно совмещать с учебой. Правда, я был привязан к тому, когда приходит машина с продуктами: в мои обязанности доставщика входило разгружать ее.

Объем работы всегда зависел от дня недели. В обычные дни было примерно по 500—600 заказов. Если я стоял за кассой в такое спокойное время, то сам обрабатывал примерно 80—100 заказов за смену. В выходные или праздники количество заказов в нашем ресторане могло достигать тысячи.

Ведь главная часть аудитории «Макдональдса» — это дети.

В такие праздники, как 9 Мая, на смену выходят все работники ресторана — от рядового служащего до директора — и каждый собирает бургеры, фасует картошку, стоит на кассе. В такие дни на кассе я обрабатывал и по 150, и по 200 заказов.

Количество работы на кухне можно подсчитать количеством сделанных сэндвичей или собранных подносов. Например, в «Макдональдсе» есть понятие «поднос чизбургеров». На одном помещается восемь чизбургеров, четыре бигмака и четыре бигтейсти. В обычные дни я собирал примерно 60—70 сэндвичей за час.

Самым сложным для меня в этой работе были ночные смены — брал их примерно пять в месяц. Я оказывался единственным человеком, который занимался обслуживанием посетителей. Тогда по ночам работал только «Мак-авто» и за ночь проезжало примерно 20—30 машин. Это немного, поэтому и работал в ночную смену только один человек.

Помимо заказов ночной работник проводит инвентаризацию: пересчитывает все основные позиции. Но самой жесткой ночью оказывалось последнее число каждого месяца. Тогда приходилось пересчитывать не просто ключевые позиции, а вообще всё. Например, в ресторане числится 10 тысяч мешалок для масла — все их нужно пересчитать.

Еда

Всем сотрудникам выдают бесплатные обеды. Но государство считает их личным доходом работника, поэтому за них из зарплаты вычитают НДФЛ. Получается, что за каждый обед я платил по 25—30 рублей. В обед всегда входил сэндвич — чизбургер, гамбургер, бигмак или двойной чиз, — маленькая картошка фри, по-деревенски или хашбраун и два напитка.

Такая еда надоедает довольно быстро. Но, поскольку я был студентом и приходил на работу всегда голодным, меня это не смущало. Конечно, это вредно: в одном бигтейсти содержится существенная часть дневной нормы калорий взрослого человека — 800. Но можно было брать что-то более легкое, например салат или наггетсы — на позиции менеджера они шли бесплатно. Работа очень подвижная, ты все время бегаешь, спускаешься вниз на склад, передвигаешься по кухне.

Пока я работал в «Макдональдсе», я ел эту еду постоянно, но не поправлялся.

Как ни странно, я не перестал любить «Макдональдс» и ем там несколько раз в месяц до сих пор. Мне нравится знать, что в этом общепите четко следят за продуктами и соблюдают санитарные нормы.

Премии и штрафы

Каждому рядовому сотруднику «Макдональдса» выплачивают премию раз в три месяца. Ее полная сумма рассчитывается как процент от трехмесячного оклада. Но реальный объем премии зависит от того, как много или мало ошибок ты совершил за это время. Эти ошибки отмечает менеджер в контрольном листе наблюдения (КЛН). Он наблюдает, как работник выполняет правила. Например, вытирает ли руки после соприкосновения с деньгами специальной дезинфицирующей тряпкой.

У нас работники обычно не знали, в какой момент их менеджер начинал вести КЛН, поэтому и не могли никак на него повлиять. Премию в полном размере можно было получить, если удалось сохранить все 100% в КЛН.

Обычно это удавалось примерно одному из двадцати человек.

На премию также могли повлиять записи в личном деле, например об опоздании на смену или недостаче в кассе. Все недочеты в работе сотрудников отражались именно на премии — в «Макдональдсе» нет понятия штрафов. Но есть взыскание, о котором пишут в личном деле. Даже если на кассе была недостача, ее не вычитали из зарплаты. Если сумма большая, работника могли уволить либо вынести ему предупреждение.

Повышение

Обычным сотрудником я работал всего года полтора, а затем меня повысили. Произошло это, когда в городе открылся новый ресторан и туда нужны были менеджеры. Мне кажется, что повышение происходит довольно субъективно. Повышают ответственных и мотивированных сотрудников. Конечно, таких обычно не очень много — больше было тех, кто уходил, не дождавшись повышения.

После обычного работника идет должность инструктора. Он обучает новых сотрудников и зачастую работает так же, как и рядовой работник. Единственная разница — ему могут доверить руководить каким-то участком, например кухней. Его зарплата тоже рассчитывается по отработанным часам, но обычно процентов на 20 выше, чем у рядового сотрудника. Когда я в 2007—2008 годах занимал эту должность, зарабатывал примерно 12—15 тысяч в месяц.

Следующая, переходная должность — свинг-менеджер. Тебя обучают управлять командой: например, ты можешь отвечать за кухню, прилавок или зал. Ты должен следить, чтобы все работники выполняли правила, а также распределять их нагрузку. На этой должности к зарплате прибавляют еще процентов 30.

Новый этап — менеджер. По сути, это заместитель директора ресторана. Работник на этой должности полностью управляет всей сменой. Кроме этого, он заказывает нужное количество булочек, мяса и других продуктов, а также отвечает за расписание работы всех сотрудников. Я уходил именно с должности заместителя директора в 2011 году, и моя зарплата без премий тогда была примерно 30 тысяч. Но премии на этой должности зачастую достигали 40% от зарплаты. А максимальная премия, которую можно было получить, — 40% от трехмесячного оклада. Ее выдавали, если цели, поставленные перед менеджером и всем рестораном, были выполнены на 100%.


Цели, которых должен достичь ресторан, ставит директор. В основе эффективности ресторана всегда лежит производительность. Это соотношение количества выполненных заказов к часам, которые отработали все сотрудники. Получается, что менеджер должен грамотно распределить смены всех работников, а также следить за тем, чтобы все они качественно и быстро выполняли свои задачи.

Однажды со мной случился провал на позиции менеджера: я заказал недостаточное количество булок.

Не учел, что будет день города. Потребовалось раз в пять больше булок, чем у нас было. Пришлось обзванивать другие рестораны и запрашивать у каждого понемногу. Так я все исправил, и на премию это не повлияло.

Самая большая сумма, которую я заработал за все время работы в «Макдональдсе», была именно на этой должности. Тогда одновременно мне пришла зарплата, премия и полугодовой бонус. Я заработал примерно 60 тысяч. Бонусы в «Макдональдсе» получают все. Ассистенты директора и директора — раз в полгода, а все остальные сотрудники — раз в квартал.

Коллеги и клиенты

Больше всего в работе мне нравился коллектив. Я работал с ребятами своего возраста и круга, что было очень весело. И с руководством мне повезло. Нам постоянно устраивали соревнования между ресторанами: например, по продаже сэндвичей определенного вида. Ресторану-победителю выдавали денежный приз на проведение мероприятий для сотрудников. Я за всю жизнь не играл в боулинг столько, сколько с командой «Макдональдса». А летом нам устраивали коллективные выезды на пикник. Все сотрудники ресторана отдыхают, им на замену вызывают работников другого ресторана. Раз в полгода у нас всегда была вечеринка, корпоратив.

Как ни странно, самыми скандальными гостями всегда оказывались бывшие сотрудники, которые прекрасно знают все тонкости и не готовы простить бывшим коллегам даже малейшую оплошность. Например, в то время существовало правило, что от момента, когда человек встал в очередь, до времени, когда он заберет заказ, должно пройти не больше трех с половиной минут.

Бывшие сотрудники становились в очередь с секундомером, а затем устраивали скандал.

Такие проблемы должен регулировать менеджер: он может составить плохой КЛН работнику, если тот не соблюдает правила работы. Но в большинстве случаев задержки случаются из-за нехватки людей на смене. Если подъехал автобус с детьми, скорее всего, они будут ждать свои заказы дольше. В этой ситуации в случае скандала фидбек получит уже директор ресторана.

Карьера после «Макдональдса»

Я проработал в «Макдональдсе» примерно пять с половиной лет. Это было не то дело, которым я хотел заниматься всю жизнь, к тому же я уже год как окончил университет и у меня появилось больше свободного времени. Я всегда хотел заниматься продажами, поэтому ушел в региональную компанию, а после — в международный концерн, который производит технологическое оборудование. Когда устраивался, оставил в резюме строчку о работе в «Макдональдсе». Думаю, мне это действительно помогло.

После института у многих совсем нет опыта работы с клиентами и понимания того, как нужно продавать. «Макдональдс» учит клиентоориентированности. Здесь я научился управлять командой и нести ответственность за нее. Этот опыт точно помогает мне строить карьеру и сейчас.

Все директора в «Макдональдсе» пришли туда такими же рядовыми сотрудниками, каким пришел я. Это большая школа жизни. Чтобы зарабатывать там нормальные деньги, нужно начать с мытья полов и унитазов.

Саша Дорфман
Работали в общепите? Расскажите о своем опыте:

Я работаю в Макдоналдс 6 лет и не потерплю мягкого знака в названии.

20

Варвара, все люди, которые меня окружают называют эту кафешку именно Макдональдсом. Может те кто помоложе называют и пишут без мягкого, но мне лично как-то пофиг. Всю жизнь использовали в названии мягкий знак.

7

Варвара, всё верно! Зря что ли получала диплом гуманитария)

2

Варвара, ни дня там не работал, но тоже против мягкого

0

Варвара, в речи говорят с мягким, в официальном написании без.

Мне кажется что в 2006-2011 годах Мак был ещё не «Макдоналдс», а все ещё «McDonalds» и поэтому автор не закрепил в голове то официальное название, которое есть сейчас

0

Я категорически не согласен с позицией "мало платят, зато школа жизни". Хотите работать по какой-то профессии - идите и работайте там, не теряйте время на случайные заработки. Специалист за то же время вырастет в зп и опыте пока вы зачем-то стоите на кассе в макдаке

41

Alexey, ну вы уж придираетесь. Человек работал параллельно с учебой, ему важен был график. Редко в какой компании по специальности пойдут настолько навстречу, особенно, если это офис и после 6 вечера ты там нафиг никому не нужен.

3

Наталья, мне "повезло" с такой компанией, где я подходила практику от универа на 3 курсе (бюро переводов). Практика длилась месяц, но я проработала в компании 5,5 лет, за это время закончила бакалавриат и магистратуру (обе очные), три раза получила повышение и ещё до окончания магистратуры стала зам директора. Мне разрешили совмещать с учебой, приходила в офис до, после и между пар. Работала 30-36ч в неделю с учётом дежурств по субботам, но успевала выполнять все рабочие задачи, поэтому на работе не отражалось, наоборот, успевала больше, чем сотрудники на этой должности до меня. Так что, мне кажется, зависит от человека - если компания нормальная и видит адекватного сотрудника, пусть и студента, она пойдет на уступки и будет бороться за него, чтобы он остался. Последние три года в этой компании я сама занималась наймом и обучением сотрудников - хорошие кандидаты были на вес золота, в лучшем случае, 1 из 20. Мы сильно ощущали кризис кадров. Помогал как раз мой личный опыт - наладила конвейер студентов на практику из своего универа и выцепляла из них алмазы, которым потом придавала нужную огранку на обучении. Руководство полностью поддерживало и шло навстречу в периоды сессий (студенты были тоже очники). Ради непонятных кадров, конечно, никто не будет так делать.

3

Ну вот такой я категоричный :-) Прост многие зачастую идут на компромис (я например хаха) и говорят - ну сегодня то пусть я делаю "А", но завтра точно начну делать "Б" - и застревают. Надо не засиживаться просто :)

1

Alexey, вы сами себе противоречите. В любой сфере нужен опыт, и, как ни странно, в том же Маке можно вырасти. Хочешь открыть бизнес - ты должен знать его до запятой, вплоть до количества потребляемой бумаги в туалете. И условно, Мак в этом может помочь, потому что там все уже давно проверено и посчитано. В каждой сфере свой Мак. Хочешь в недвижимость - начни с аренды и побегай на дешевых квартирах, юрист - сначала делай копии паспорта и вычитывай до запятой текст доверенности на управление авто. Так что... Автор статьи прав - начни с унитаза, если хочешь подняться вверх

2

Моя первая в жизни работа была как раз такая. Пообещали работу сисадмином на 6тр в компании где автоматизировали уличное освещение Волгограда - согласился недолго думая, тк по профилю и получу опыт до выпуска из универа. В реальности когда пришел мне выдали ящик с инструментами и сказали "сначала дорасти до сисадмина дружок, а пока езжай чинить электроящик где-то в городе" с бухариками электриками как раз с бодуна. Уже в обед я уволился, а через пару недель сидел на рабочем месте где я проработал след 7 лет и увеличил зп в боюсь сказать сколько раз. Так что никаких компромисов - двигаться надо прямо к цели, а не по "альтернативным траекториям". Ну а кто-то должен и унитазы мыть, что ж теперь :-)

5

Работала в Маке в 11 классе в школе. Чуть ли не единственное место где 16-летнему подростку можно заработать карманные деньги после уроков. Нормальная работа, убивало, что нужно постоянно что-то делать, вроде как работа ради работы (ты только что протер стол, встал на минутку и уже рядом менеджер: нет работы? снова стол протирай.) Особенно в выходные утром, ну нет же никого - стой три пол или протирай стойку на кассе

25

Не работал в маке и в общепите в частности, но, вернись я сейчас в студенческие годы - пошёл бы. В маке работали двое моих друзей, плохих отзывов от них не слышал. Наоборот, даже стал лучше к маку относиться, когда послушал про внутренние правила чистоты и пр. Статья хороша, очень интересно узнать немного про внутреннюю кухню. Странный момент в статье про скандалы от бывших сотрудников - да, ты можешь сказать менеджеру о времени ожидания, и сотрудника могут поругать, но это же внутренние правила компании, а не правила для клиента. Другое дело если бы тебе на входе говорили, что тебя за 3 минуты обслужат - тогда при задержке можно возникать. А так, похоже, просто обиженные вредные людишки вымещают злобу на бывших коллегах.

10

Хорошая статья.
Инетресный фильм про становление компании "Основатель". Всем советую. Как и "Двойная порция" :)
п.с. до сих пор не понимаю, как Макдональдс удается держать цены на чизбургер в 50 рублей при наличии полноценной мясной котелты и почему двойной чизбергер стоит 125 рублей - два обычных дешевле и больше выходит?!?!?!

9

тьфунатебя, посмотри в магазинах, там часто бывает, что два товара в меньшей таре стоят дешевле одного в двойной. Обращал внимание что сахар 5 кг в пересчете стоил дороже 1 кг, оливковое масло беру по пол литра, потому что 0,75 и литр выходит дороже в пересчете на литры. Пару дней назад в Ленте брал арахис по 200 грамм, потому что он выходил дешевле арахиса по 500.
Короче, чисто расчет на психологию и невнимательность, я думаю.

12

Василий, согласен! Всегда так делаю и всем рассказываю. Удивляюсь, что многие не догадываются так просто взять и посчитать. С учётом того, что цены сейчас растут, это актуально, чтобы не переплачивать «выдуманную» наценку.

3

Mikhail, если нужно сравнить несколько товаров, есть вот такой калькулятор: https://journal.tinkoff.ru/supermarket-calc/

1

тьфунатебя, есть такой подход в бизнесе. Даже где-то в ТЖ писали – заработок на доп услугах. Наверняка у мака есть позиции с 20-30 кратной наценкой. Не зря же шутят что супермаркеты богатеют на продаже пакетов)

4

Павел, это не шутка про пакеты в магазинах. В 2018 году сетевики заработали 800 млн. Рублей только на пакетах. Омг.

1

тьфунатебя, есть мнение, что это элемент маркетинга. Человек заметил это и подумал - ха, сейчас я сломаю систему - окупает два чизбургера вместо двойного и доволен - он сэкономил. А по факту он изначально собирался купить один чизбургер. Как в анекдоте про Рабиновича и арбузы.

2

Константин, покупает.

0

Школа жизни действительно хорошая. Всё так, как написал автор, работал в Макдоналдсе в 2005-2007гг. Многие навыки полученные в Макдоналдс - таймменеджмент, самоорганизация, коммуникации, развитие смекалки и интеллекта, стандарты продуктовой безопасности, правила гигиены, управленческие стандарты, повышение эффективности, много всего за раз не перечислить, но это всё для того, у кого есть мозг, если ты "тупой", увы будешь мыть полы до конца своих дней. Сейчас тружусь руководителем в иностранной финансовой корпорации, до сих пор отдельные моменты помогают в работе.

8

У меня есть знакомый, который работает в Маке всю жизнь (ему скоро 34, а начал в 17). Директором ресторана он стал лет через 7 работы, потом уходил даже в центральный офис (обычная работа с 9 до 18), сейчас снова вернулся директором в ресторан. Зп хорошая (гораздо больше тех 60, о которой пишет герой статьи), плюс много "плюшек" - дмс, поездки за границу, розыгрыши планшетов-айфонов. Есть люди, которые и дальше растут - управляющие, региональные директора и т.п.

7

Elena, согласен. Человек оказался на своём месте. Вообще ничего постыдного в маке не вижу. Отличное построение бизнеса я считаю.

4

Какая позитивная статья!

4

Ну отличная работа для старшеклассников и студентов младших курсов. Учит базовым вещам реальной жизни, потом они имеют преимущество перед выпускниками, которые только на пары ходили

3

Нене, Мак учит только терпеть и смиряться.

2

С Чизбургера меньше маржа, но это максимально массовый продукт. Соответственно профит идет
Дабл чиз идет как "премиум"сегмент - при теоретически меньшей себестоимости ставим большую цену и получаем больше маржу (а люди готовы переплачивать за дабл чизы, так как хотя больше мяса, а не мучных булок).

1

Иван, я редко хожу в мак, но иногда могу купить условных два чикенбургера/чизбургера и выкинуть с обоих верхнюю булку и соединить их. Или из БигМака выкинуть среднюю булку. Вкуснее выходит

0

!!!

0

Когда учился в университете, курьер - это было самое последнее место подработки, куда я пошел бы работать, Макдоналдс - даже не рассматривался. Это было в 2005-2011 года... сейчас технологии, условия, обязанности, конкуренция с ребятами из ближней Азии свели бы для меня на НЕТ одни только мысли работы в этих сферах 🤷‍♂️

0

я думал речь о dk fobos

0

Биг Мак захотелось

0
УЧЕБНИК

Как улучшить жизнь с помощью «Экселя»

Узнайте из нашего курса, как таблицы помогут планировать бюджет, считать расходы и структурировать бытовые дела. Даже если с «Экселем» на вы.
  Начать учиться  
Сообщество Т—Ж
Лучшее за неделю

Эта статья могла быть у вас в почте

Избранные материалы Т⁠—⁠Ж, которые не стоит пропускать — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.
Подписаться
Вакансии Т—Ж