«Мы тратили больше, чем зарабатывали»: как мы с сестрой пытались продавать чай

14

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Надежда Осипова

Страница автора

Смелые мечты

Всем привет, меня зовут Надя, я классный дизайнер, но пол года назад, мне в голову пришла совершенно другая идея…

Как то поздней осенью, ко мне прилетела сестренка из Питера, мы сидели на кухне, пили чай с печеньками, и думали: как увеличить доход. Не типичная мысль для двух девушек, и тем более для чаепития) Но пару лет до пенсии родителей и желание улучшить уровень жизни, не давали погрязнуть в чисто женских разговорах, о ресницах, ногтях и эпиляции. Мы обе понимали что хотим обеспечить им отдых, жизни не на МРОТ, санаторий пару раз в год и желательно море. К этому времени мы обе состоялись в профессиях, и являлись хорошими middle+ дизайнерами, со средне региональным доходом. Мы сидели и понимали, что у нас есть два пути: пойти продать себя дороже в более крупную компанию, или искать доп. доход. Мы очень любим организации, где каждая из нас работает, так, выбор стал очевиден.

Из каждого утюга твердили про фиолетовый маркетплейс, и даже мой пёс знал как стать успешным селлером, и продавать на миллионы. Мы купили небольшой курс, открыли ИП, и стали Бизнесменшами.

Надежда не теряет Надежду

Мы долго анализировали в какую нишу мы можем зайти, на все ушло около 3 месяцев. И наконец, как вы поняли уже из заголовка, выбрали чай.

В нем было хорошо все: емкость ниши, процент упущенной выручки, количество товаров с продажами, и низкий процент отказа. Было только одно но. Мы сидели в Уфе, а не где то на чайной плантации в Индии, или Краснодарском крае😉

Две недели мы искали и обзванивали поставщиков, сравнивали условия, сорта чаев, минимальные кг для закупа, стоимость фасовки, лицензии, декоарации, возможность упаковать в необходимые нам дой паки, и конечно логистику. С Москвой, Питером и Краснодаром, не билось по юнит экономике примерно все. Это было слишком дорого для нас.

И вот, с чугунной головой от разговоров, чувствуя себя ооо Рога и Копыта, я случайно увидела контакты ребят из региона. Честно, я была настолько вымотана переговорами, что сказала все как есть. Нужно 30 кг чая с фасовкой и упаковкой, денег не много, но мы держимся✌️И о чудо, поставщик снизил нам цену на фасовку на 50%. Это очень помогло нам. Наша экономика билась в ободрительный плюс и мы совершили поставку.

Вера в успех

Мы дождались заветного дня отгрузки, скрестили пальчики и в тайне думали, что где-то там, активировалась кнопка Деньги. Совсем скоро мы сможем сделать 100к чистыми, а там и миллион не за горой. Но, прошел день, два. Наш чай, замечательный и к слову очень вкусный, был никому не нужен. Люди добавляли в корзину но боялись покупать, не было отзывов. Пришлось понизить цену и запустить внутреннюю рекламу. Так, наша маржа заметно упала, но пошли продажи. Это не могло не радовать. Но шли они, для двух будущих миллионерш как то слишком тухло. По три наборчика в неделю. Даже на велосипед Печкину не хватит. 🤣 Чтобы уталить наши печали,было принято решение, запускать внешнюю рекламу. Изучив закон о маркировке рекламы и все нюансы мы закупили посты в тг. Продажи пошли, но снова не так успешно, как ожидали мы. Реклама только самоокупала себя. К тому времени, мы полностью осознали, что внутренняя реклама для нас совершенно не выгодна, и мысль что нам нужен срочно внешний канал сбыта нагоняла тревогу.

Терпение и труд

Каждое утро начиналось с проверки статистики и анализа продаж. Мы нервно открывали наши таблицы и видели, как скромно пополняется список заказов. Мы вложили в это дело все свои силы и немного денег, но результат был всё ещё далёк от желаемого. Вечерами мы собирались на кухне, где когда-то начиналась наша чайная авантюра, и размышляли, что делать дальше.

"Надо попробовать коллаборации," — сказала однажды моя сестра, отпивая чай из нашей собственной линейки. "Может, найти инфлюенсеров, которые смогут рассказать о нашем чае более широкой аудитории?" Идея показалась здравой. Мы составили список возможных кандидатов — блогеров, известных своим интересом к здоровому образу жизни и натуральным продуктам. Составили письма, описывая наш продукт, и отправили предложения о сотрудничестве. Честно, ожидали, что все откажутся или попросят огромные гонорары. Но, к нашему удивлению, несколько человек откликнулись и были готовы попробовать наш чай.

Маркетинговая лихорадка

Вдохновлённые первыми успехами коллабораций, мы решили расширить наши маркетинговые усилия. Запустили рекламу во ВКонтакте, использовали ВК Маркетплатформу, запустили таргетинг в Instagram* и даже рискнули на посты в Telegram. Мы носились как угорелые, пытаясь охватить все возможные каналы, чтобы наш чай стал известен каждому.

Первый месяц прошёл в ожидании чудо-продаж. Но чудо не случилось. Прогнозируемый поток заказов оказался скромнее, чем мы рассчитывали. Люди добавляли наш чай в корзины, но не спешили покупать. Наша маржа стремительно падала, и мы вынуждены были снизить цены и увеличить рекламные бюджеты. Продажи шли, но не так, как мы мечтали — три набора в неделю. Даже на велосипед Печкину не хватило бы. 🤣

Борьба за выживание

Решение было принято: нам нужны внешние каналы сбыта. Мы закупили рекламу в популярных Telegram-каналах, пытались привлечь внимание через тематические группы во ВКонтакте и сотрудничали с ещё большим числом блогеров.

Каждая новая реклама приносила заказы, но это едва покрывало расходы. Мы стали экспертами по маркетинговым стратегиям и могли бы прочитать курс "Как не прогореть в бизнесе за три месяца", но прибыль по-прежнему оставалась где-то в фантазиях.

Ко всему прочему, стало ясно, что наши первоначальные расчёты оказались слишком оптимистичными. Чай, хоть и вкусный, не успевал завоевать рынок. Мы тратили больше, чем зарабатывали. Даже любимая фраза "нужно 30 кг чая с фасовкой и упаковкой, денег не много, но мы держимся" уже не вызывала улыбок, а лишь горькое осознание реальности.

Решение о конце

После долгих размышлений и обсуждений, сидя на той самой кухне, где всё начиналось, мы поняли, что дальше так продолжаться не может. Мы приняли решение закрыть наш чайный бизнес. С грустью, но и с чувством гордости за проделанный путь, мы начали распродажу нашего чая по себестоимости.

Эпилог: Последняя чашка чая

Спасибо за то, что были с нами в этом путешествии. Ваши Надя и её сестра — две дизайнерши, которые пытались стать чайными королевами. И помните, жизнь продолжается, а чай — он всегда кстати.

  • Linamalina_raНа самом деле, очень круто, когда ты реально попробовал, этот опыт ни на каком курсе не купить.2
  • M SПосле заголовка сразу понятно, что бизнес прогорел.6
  • kuskus kuskusКогда опоздал лет на 20 это называется, кроме того продавать ароматику химозную, изначально очень плохая идея5
  • ВасяЧай всё таки экзотический продукт. К нему относятся трепетно: сорта и состав важен для покупателя. Более удачный вариант - это травяные сборы. Мы часто травы сами собираем и они пользуются спросом. А травы растут везде в РФ.6
  • Надежда ОсиповаM, Заголовок был изменен редактором)1
  • Надежда Осиповаkuskus, в составе только натуральные ингредиенты и натуральные ароматизаторы.0
  • Андрейну да, купи на маркетплэйсе по дешёвке то, что какой-то вася на обочине дороги нарвал.1
  • kuskus kuskusНадежда, не смешите, в чае который в закупке 500р стоит😂1
  • Andrewkuskus, если бы 500...0
  • Надежда Осиповаkuskus, Посчитайте 6 видов чая+упаковка. Чай дорогой0
  • Михаил ЕдошинС другой стороны я вот регулярно беру чай и травы или травяные сборы на Озоне. Как я выбрал то, что беру. Чай. Я его попробовал в санатории на юге и мне он понравился. Это, конечно, был фабрично расфасованный чай, в пакетиках. После этого я нашёл производителя на Озоне и регулярно покупаю. У них есть упаковка на двести пакетиков, получается по три рубля за пакетик. Травы. Опять же на юге в магазине искали сувенир, нашли чай. Там была красивая упаковка, восемь кубиков с разными сортами. Попробовали дома, понравились отдельные ингредиенты (мята, например, была очень душистая), стали опять же искать целенаправленно его и теперь периодически покупаем их травы в баночках. Пару раз брали подарочные упаковки для подарков. Сборы. Искал определённую траву, нашел, взял на пробу, понравилось качество и объём, посмотрел, что ещё делают, там были сборы, взял на пробу, теперь беру у них один сбор, очень вкусный. То есть, если суммировать — либо я попробовал, либо я искал подарок и мне важна была «подарочность», либо я искал определённую траву, взял случайную, и понравилось качество, стал смотреть ещё. Получается, вот эти сборы на картинке я бы пропустил. Попробовать их у меня шанса нет. Упаковка не выделяется, на подарок не тянет. Нет пробного набора из маленького количества нескольких сортов. Без пробы я могу купить отдельный ингредиент, скажем, смородину или рябину. И вот потом, если мне понравилось качество ингредиента, могу попробовать и сбор. Ну и меня, как мужчину, смущают названия вроде «Поцелуй гейши». Как минимум я понимаю, что я не целевая аудитория. А вот, условно, «Алтайский сбор № 2» с перечислением ингредиентов отторжения не вызывает.0
  • Михаил ЕдошинМихаил, Сбор, который беру, кстати как раз из Башкирии.0
  • kuskus kuskusAndrew, дахунпао двух летней давности отлично пьёт. я и свежее в России не бывает в продаже, для масс маркета никогда не было выгодно везти. Я был в этой теме 20 лет назад. Пол дела по ушам ездить клиенту. Золотые были времена, 2001гтд, молочный улун в рознице по 26т кг улетал только так🤣. А условный "чай со слоном" свежий, дарджилинг, золотые типсы, если память не изменяет в закупке 500 баксов были, в рознице такое не нужно0
  • kuskus kuskusНадежда, я этим зарабатывал, поэтому и говорю, что 20 лет назад это было интересно0