Как я потратил 1,6 млн рублей на открытие контент-агентства

Обсудить

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Вячеслав Егоров

Страница автора

Идея и суть бизнеса

В начале 2023 я делал ребрендинг сайта своей IT-компании, которая занимается web/mobile разработкой. Тогда впервые столкнулся с нехваткой авторов в своей нише. Два месяца искал копирайтеров со знаниями в IT, сдался и нанял просто людей с опытом в коммерческих текстах.

О клиентах в то время не думал. Если им требовался контент, то передавал запрос на подряд. И только через год щелкнуло — а зачем я так? Мы ж сами все можем. Вот ведь у меня сидят специалисты, которые заточены под e-com.

Суть моего нового бизнеса — создание кейсов, экспертных статей и других форматов в секторе B2B. Основная целевая аудитория — digital-агентства, ведь я точно знаю, что нужно моему рынку. Но, так как изначально брал авторов из разных областей, четкого ограничения по клиентам нет.

Открытие

К запуску контент-агентства мы готовились три месяца и стартовали осенью 2024 года.

Чтобы пропиарить редакцию, создал ей отдельный сайт, купил строчку в рейтинге «Контент» и взял генеральное партнерство на digital-конференции. Даты мероприятия стали дедлайном для официального открытия — 24-26 октября.

Траты на запуск

Сайт — самая крупная статья расходов в запуске контент-агентства.

Прототип сайта
Прототип сайта

Моя главная ошибка — передача дизайна платформы на усмотрение ребятам и уход в это время в отпуск, чтобы не выгореть. В это же время на две недели отправился отдыхать и главный редактор.

Мы подготовили дизайнерам наброски, но четко бизнес-логику не объяснили. Когда я вернулся в строй, то столкнулся с массой вопросов, ведущей к многочасовым правкам. В итоге сборка UI-кита и отрисовка интерфейсов заняли около 200 часов.

В целом с каждым днем задач становилось все больше, при этом в приоритете оставались клиентские продукты. В команде не было понимания, сколько есть времени у разработчиков на внутренний проект и что уже сделано разными отделами. Канбан-доска не справлялась, проджекты — заняты.

Нам помог микроменеджмент. Это решение часто хейтят за детализацию и отчетность по мелким задачам. Но в данном случае оно было верным. Я назначил ответственного, который сделал таск-таблицу, внес исполнителей, проставил дедлайны и их контролировал. Увы, внедрили подход после того, как просрочили размещение в рейтингах.

Рыночные расходы на сайт — 950 000 рублей

  • Дизайн 400 000 рублей
  • Верстка, фронтенд 200 000 рублей
  • Бэкенд 200 000 рублей
  • Контент 150 000 рублей

Реклама в рейтингах. Мне удалось ухватить нулевую строчку в ТОПе «Лучшие контент-агентства 2024» в результате аукциона. Формат интересный: цена стартует с 10 000 рублей и поднимается ровно настолько, насколько это определят участники закрытых ставок.

Верхняя позиция досталась за 93 000 рублей — стоимость за 3 месяца. С 1 октября нас должны были разместить в рейтинге, но сайт SOLOMA мы выпустили в продакшн только 11-го. Чтобы не спускать деньги на ветер, сделали страницу контент-услуг на платформе IT-компании и вставили ссылку на нее. Получилось странно: аутстафф-разработчик возглавляет список лучших контентщиков. Но даже так прислали две заявки.

Когда закончили с площадкой soloma.agency, нам заменили переход с рекламного размещения на нее. Я выдохнул и полноценно занялся подготовкой другого направления пиара.

Реклама на конференции — вторая весомая трата денег.

Мое выступление со сцены на ивенте
Мое выступление со сцены на ивенте

Шесть лет я участвую в digital-мероприятиях: чаще в качестве гостя, реже — как партнер. Но еще никогда не брал генеральное спонсорство. В этот раз выступил им, чтобы обратить внимание на запуск бренда и познакомить с ним коллег.

Я знаю, что в текущее время среди IT не хватает креативщиков и авторов, и подчеркнул эту боль со сцены, предоставив готовое решение. Не нужно тратить время на поиск, выбор и оформление сотрудников — просто обратитесь в мое контент-агентство.

Выступление на публику — это не основное, что входило в ген. спонсорство. Главное — постоянные упоминания в постах соцсетей, на сайте конференции и ее трансляции. Также крутили ролики на телевизорах, которые развешаны по всему пространству выбранного места для мероприятия.

Однако наиболее бурную реакцию и интерес вызвала наша бренд-зона. Мы придумали целую механику для привлечения к стенду, удержания аудитории и получения контактов.

Сборка стенда за сутки до конференции, наклейки на колбах заменили на белые
Сборка стенда за сутки до конференции, наклейки на колбах заменили на белые

Как проходил интерактив на бренд-зоне

  1. Голосование шариками для пинг-понга «Что приведет больше клиентов?».
  2. Презент за ответ — 3D-стикеры.
  3. Переход в TG-бота для получения скидки на услуги агентства и участия в лотерее.
  4. Живой розыгрыш призов: фотоаппарата мгновенной печати, телефонного принтера и зарядной станции.

Это сработало — в первом этапе активности приняло участие 77 человек, что составило около 40% аудитории. Мы собрали 57 теплых лида и 4 предложения о партнерстве.

Расходы на конференцию — 529 730 рублей

  • Спонсорство 302 000 рублей
  • Конструкция пресс-волла 13 690 рублей
  • Баннер (испорченный) 8900 рублей
  • Баннер (новый) 11 200 рублей
  • Стол 6634 рубля
  • Два ролл-апа 15 560 рублей
  • Брендированные футболки 8300 рублей
  • 3D-стикеры 14 870 рублей
  • Лототрон 1 457 рублей
  • Четыре колбы из ПЭТ-листа 1 127 рублей
  • Шарики для пинг-понга, 210 шт. 2 500 рублей
  • Призы на лотерею 24 515 рублей
  • Подставки 777 рублей
  • Фотограф 17 500 рублей
  • Транспортировка конструкции 700 рублей
  • Рабочие часы сотрудников 100 000 рублей

В рабочие часы сотрудников я включаю не только фактическое время на подготовку к ивенту, но и нахождение на нем, а также премии после проведения. Конференция проходила в четверг и заняла весь оплачиваемый день, нас на мероприятии было четверо, не считая фотографа.

Ошибки на этапе открытия

Придумать название бренду в 2024 году — это больно и долго

На что я тратиться при запуске не собирался, так это нейминг. Сколько в итоге израсходовал — примерно 70 000 рублей. Четко и не уследишь, потому что название мы придумывали 2 месяца, обсуждая варианты и на работе, и дома.

Финальные варианты
Финальные варианты

Нейминг агентства — казалось бы, простая задача. Но когда ты осознаешь, что почти все адекватные имена заняты и нормальные домены выкуплены, то становится тяжко. Последние либо уже используются, либо продаются за 1 млн рублей и дороже. Естественно, такую покупку для молодого бренда делать опрометчиво.

Мы рассмотрели более 300 слов и сочетаний. Изучали риски и сразу отказывались от названия, если находили под схожим адресом сайта материалы 18+. Нехорошо получится, если клиент введет.com вместо.ru и увидит услуги совсем другого профиля.

Стартовали с того, что отдали задачу нейросети. Но вышло предсказуемо — она не справилась. Более-менее приемлемые варианты, которые выдала: TextStyle, КопиКрафт, ТекстКрафт, КреаТекст.

Вспомнили про тренды с использованием животных и насекомых. Банальных котиков, собачек и капибар уже нет смысла брать, поэтому взяли тяжелую артиллерию — динозавров. Фантазия разыгралась, но получилось жутко: Птеродакция, Птеравтор, Птеродактор, Сигмазавр, IMBAZAVR, Контазавр, Пчелодактиль.

Моего редактора зацепила «пчела». С пчелами существует множество прикольных отсылок — мед, соты, труд, жало. Они классно бы встали в брендбук агентства. Мы даже поигрались с вариациями: Пчелинник, Пчелозавр, Пчелодакция, Пчелоред, Пчелавтор. Удалось и домен найти — bzzz.ru, но его выкупили прямо из-под носа.

Да и в итоге пчелиную тематику все равно отбросили — побоялись путанницы с известным черно-желтым оператором мобильной связи.

Нам приглянулась прямая ассоциация — «Нажать-Сохранить». Но поскольку мы собирались брать электронный адрес на латинице, то пришли к именованию Press-Save. На этот раз не мешкал и успел купить для него два домена: presssave.ru и press-save.ru.

Но решили посмотреть на реакцию целевой аудитории и обратились к руководителям digital-агентств. Все сошлись на мнении, что тройной повтор S в середине — некрасиво, звучит плохо и не запомнится.

Организовали брейн-шторм. Нас стали поджимать сроки: до размещения в рейтингах оставалось три недели. Мы назначили встречу и за день до нее подготовили 10 вариантов на обсуждение. Среди них выбрали наиболее звучное — SOLOMA.

Звезды сошлись — адрес soloma.agency оказался свободен. Повезло и в том, что стоил он всего 350 рублей.

Команда

На данный момент костяк контент-агентства состоит из двух пишущих редакторов, у каждого из них своя команда копирайтеров. Для страховки есть база из проверенных авторов.

Доходы и расходы

Я бы хотел отметить затраты на оборудование и офис. У меня они не включены в финансирование редакции, поскольку она находится в IT-компании.

Основные расходы сейчас — зарплаты и налоги, что в среднем составляет 75 тысяч в месяц на одного человека.

На запуск контент-агентства ушло 1 643 030 рублей

  • Нейминг 70 000 рублей
  • Сайт 950 000 рублей
  • Строчка в рейтинге на квартал 93 000 рублей
  • Спонсорство и участие в конференции 529 730 рублей

О доходах говорить еще рано. Еще до конференции мы получили три лида, два находятся на этапе заключения договора с чеками по ~0,5 млн. После мероприятия сразу поступила заявка на пробный заказ в 30К рублей.

Продвижение

Я на старте выбрал конфигурации, которые подходили цели быстрого выхода на рынок. Лично для меня работает нетворкинг, рейтинги, посевы на медиа-площадках и SEO.

Продолжаю раскручивать агентство по выбранной стратегии. Сейчас таким способом берем в работу прямые запросы на контент от металлопроката, банков, сферы энергетики и крупных ритейлеров. Дополнительно предлагаем наполнение сайта клиентам IT-компании.

Хочу еще попробовать продвижение в соцсетях. Выбрал несколько каналов для закупа рекламы, формирую под это план и бюджет.

Сложности в сфере

Проблема в том, что суммы с пятью-шестью нулями заказчики доверяют исполнителям, которых знают. Отдать за разработку платформ 1-25 млн нам готовы, а вот еще сверху столько же за новую услугу — сомнительно.

Надо имя, надо выводить бренд и раскручивать его в сжатые сроки, чтобы у клиента не осталось даже доли сомнения в соотношении «цена-качество».

История о бизнесе

Из интересного, с чем я столкнулся при открытии контент-агентства — очередная загвоздка с исполнителями. Скорее, с недобросовестным подходом.

Мы все делали сами: от дизайна до сборки конструкции на digital-конференцию. Только баннеры печатали подрядчики. Получилось это не с первого раза — ролл-апы разошлись, а полотно для пресс-волла пришлось менять из-за склейки по центру и физических повреждений.

Испорченный баннер
Испорченный баннер

Не следовало мне заключать договор с первой типографией, которую посоветовали. Зато во вторую поехал лично смотреть как проходит процесс. Сам положил в аппарат, сам пробивал отверстия для люверсов, сам накрутил на тубус и довез.

Печать нового полотна
Печать нового полотна

В виде извинения получил от первого подрядчика сертификат на 2000 рублей и крепление баннеров ролл-апов с помощью степлера. Но ругаться уже не стал. Для понимания — полотно сворачивается в рулон, а неплотно прижатые скобы его протыкают.

Планы

Когда находишься 13 лет в разработке, то новое направление — это не только бизнес-юнит, но и свежий воздух, который дает толчок к дальнейшему движению. Я планирую расширить команду контенщиков и окупить вложения в течение трех месяцев.