Как я открыл парикмахерскую по франшизе за 1 600 000 ₽: мои ошибки и советы новичкам
Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография
Идея и суть бизнеса
Я открыл свою первую парикмахерскую по франшизе Чио Чио в Уфе. И потратил на старте порядка 1,6 млн рублей — а это, ну, вы понимаете, относительно немного.
Начну с предыстории. К решению открыть парикмахерскую я не пришел ни с того ни ссего. У меня уже есть один бизнес — авторемонтная мастерская, она работает с 2016 года. Автосервис как вы знаете непростой бизнес, и развивая его переживал и взлеты, и подъемы. Но при этом получил реальный опыт работы в сфере услуг, а также опыт операционной работы и главное — опыт формирования команды и управление штатом. И решил применить свои навыки в новой области, открыть салон-парикмахерскую.
Открытие
Когда я сам перед собой поставил вопрос “куда развиваться дальше”, вариант открытия нового сервиса не рассматривался. Тогда я решил пойти в другом направлении в сфере услуг и открыть салон красоты или парикмахерскую. Вот такой выбрал для я себя челлендж, и в начале 2023 года с головой окунулся в новую для себя сферу. Сейчас у меня пока одна парикмахерская, где можно быстро и главное недорого подстричься.
Траты на запуск
У автосервиса и у парикмахерской больше общего, чем вы могли бы предположить. Окей, все это сфера услуг, и там приходится много взаимодействовать с «конечным» клиентом. Но все это достаточно стабильные сферы: ведь и в самые сложные времена людям надо ремонтировать машину и стричься.
Но оба эти бизнеса с жесткой конкуренцией. И в борьбе за клиента, и за их лояльность делать ставку на цены и демпинг — бессмысленно. Конкурировать надо за счет уровня сервиса и при этом не жалеть денег и ресурсов для команду, вкладывать в качество ее работы и разумно сокращать издержки там, где это можно, но не экономить на спичках.
Именно поэтому я принял решение купить бизнес по франшизе. И это решение позволило мне в итоге сэкономить средства и усилия уже на этапе запуска. Инвестиции на старте были минимальные, включая и затраты на вход во франшизу. Конечно, мне было понятно, что одной только покупкой франшизы мои расходы не ограничатся, инвестировать в стабильный рост приходится и сейчас, но на старте бизнеса сэкономить удалось.
Если суммировать все затраты на старте, то запуск парикмахерской по франшизе стоил мне примерно 1,6 млн рублей. Паушальный взнос, который необходимо заплатить единоразово, составил 350 тыс. рублей. Еще около 90 тыс. мне стоил месяц аренды помещения (два месяца оплаты ушло на депозит). Пришлось также вложиться в ремонт. И это было одной из самых затратных статей моего запуска: на относительно неглубокий ремонт потратил почти 250 000 рублей.
Оборудование мест для работы, включая одно место для стрижки детей, стоило примерно 250 тыс. рублей. И еще около 350 тыс. пришлось потратить на покупку оборудования и расходников. Также на старте пришлось заплатить за терминал для записи клиентов и оплаты услуг — примерно 6500 рублей — что также является одним из требований к франчайзи.
Конечно, здорово работать под вывеской активного развивающего и известно проекта. Но ключевое слово тут: «работать». Несмотря на то, что франшиза многое дает, все равно работать надо и работать придется много. Сам по себе бренд ЧиоЧио имеет сильное и интересное позиционирование — это плюс для франчайзи. А концепция сети — простые, быстрые и дешевые стрижки — позволяет сделать прибыль на больших объемах работы. Важно только их обеспечить.
Франчайзи, покупая франшизу, получает не просто готовые рекламные макеты, возможность использовать товарный знак и встать со своим адресом на сайт компании. Есть еще и колл-центр, а также возможность использовать фирменное мобильное приложение, подключиться к CRM, проходить курсы обучения, получать консалтинговые услуги и обратную связь от экспертов франшизы. В целом, если этими возможностями грамотно распорядиться, можно неплохо оптимизировать работу.
Ошибки на этапе открытия
Мы стартовали не в самое простое время и на себе испытали спад покупательской способности — и это было то, что предусмотреть никто не мог. Но несмотря на этого «черного лебедя», я решил продолжить развивать свой бизнес.
Да, люди стали экономить на услугах и, например, те же ремонтные работы стали по возможности откладывать. Но очень быстро стало понятно,что спад отчасти был нам на руку. Франшиза “Чио Чио” — это же сеть японских парикмахерских эконом-класса, а потому из-за относительно невысоких цен на услуги было достаточно клиентов.
И еще я внимательно выбирал место для своей парикмахерской, и сразу не предусмотрел, в таких изысканиях был не одинок. Найти помещение под аренду в людном месте даже в нашем городе задача непростая. Но место такое нашлось — недалеко от торгового центра.
И все же на старте я никак не мог предусмотреть, что уже через полгода рядом с этим же ТЦ откроется еще одна парикмахерская эконом-формата, которая оттянула часть наших клиентов. Но про ошибки и неудачи напишу отдельно. Вернусь к тому, что было хорошо в том месте, где мы открыли свою парикмахерскую.
Место рядом с ТЦ — беспроигрышное по объему трафика. А потому у нас сразу было много клиентов с улицы. Но дело не только в выгодном местоположении. Оформление нашей точки, предусмотренное стандартами франшизы, оригинальное, выполненное в японском стиле — это экзотично. Это хорошо срабатывало на привлечение посетителей.
В регионах клиенты не избалованы высоким уровнем сервиса. Мне есть с чем сравнить, так как по делам бизнеса я часто жил в Москве. В целом то, что клиент не предъявляет высоких ожиданий в отношении сервиса, даже хорошо. Поэтому мы в нашей парикмахерской, используя не самые затратные способы (например, леденцы для посетителей в зоне ожидания, или бесплатный вай-фай для клиентов), можем влиять на клиентскую лояльность.
Команда
Самой сложной задачей на пути становления бизнеса было и остается — собрать команду. Найти специалистов, провести собеседование — это с моим опытом формирования штата не является сложностью. Сложнее всего сдержать текучку.
Но и здесь важно честно признаться себе, что текучка будет всегда. У меня часто есть открытая вакансия, я много собеседую претендентов. Но, условно говоря, из пяти человек, которые будут пробоваться на место, работать у вас останется один. И есть неслабые шансы, что проработает он у вас недолго.
Как свести к минимуму текучку? Сразу нанимать правильных людей, заинтересованных в работе в хорошем коллективе, любящих свое дело и, главное, любящих работать с людьми. Да, это сложно, но возможно. С подбором персонала — от выбора претендентов до проведения интервью — могут помочь специалисты из франшизы. Это полезно, но я всем рекомендую не устраняться таким образом от поиска сотрудников, а наоборот, принимать в этом процессе самое активное участие.
Сейчас половину из стоимости одной стрижки — идет в оплату мастера. При достаточно интенсивном трафике даже начинающему специалисту, который умеет быстро и качественно делать незамысловатые стрижки, удается неплохо зарабатывать. В среднем в месяц на зарплаты трем своим парикмахерам я отчисляю около 170 тыс. рублей.
Доходы и расходы
Как я писал выше, у меня уже есть солидный опыт запуска сложного бизнеса и его развития в разные экономические периоды.
Сейчас стрижка в нашей парикмахерской стоит в среднем около 500 рублей, раньше было еще дешевле — примерно 400 рублей. Работают три мастера, администратора нет, часто и мне самому приходится быть на подхвате в организационных вопросах.
К концу 2023 года мы выросли и это несмотря на то, что у нас по соседству открылся конкурент.
Продвижение
Примерно через полгода после открытия мне удалось начать формировать бюджет на маркетинг и продвижения из доходной части. Да, поначалу это были небольшие средства. И тогда и сейчас приходится точнее разбираться самому, в какие каналы продвижения нужно вкладываться. Но для меня никогда не стоял вопрос тратиться на рекламу или нет. Конечно — да!
Как показывает практика моей парикмахерской, работает не только сарафанное радио. Привлекать клиентов нам помогают вполне классические способы: листовки в почтовые ящики людей, которые живут в округе, раздача флаеров на улице, реклама на местном радио, общие активности с соседними бизнесами. И я даже пару раз купил рекламу у местного микроблогера — затраты побольше, чем в случае с листовками, но эффект был, так что это вполне рабочий способ.
Я уверен, не стоит изобретать колесо, надо добросовестно работать с уже испытанными способами рекламы и продвижения. Если, например, вы будете просить каждого клиента о том, чтобы он оставил отзыв о работе вашей парикмахерской на 2ГИС, пообещав ему взамен или скидку, или бонус, то быстро убедитесь, как это помогает вашей репутации расти и увеличивать поток клиентов.
Сложности в сфере
Отдельно скажу про сложности, которые встречаются на пути развития франшизной парикмахерской.
Выбор места и помещения. Об этом я выше уже писал. Каждый, кто хочет открывать сетевую точку обслуживания, должен внимательно подойти к их выбору.
Важно выбрать многолюдное место, рядом с которым уже есть другая точка притяжения: например, большой ТЦ, как в моем случае, или даже остановка общественного транспорта, где всегда много людей.
Потому как, по сути, все что вам надо — это стабильно большой людской трафик в ваше заведение. Важно, чтобы в течение дня не было «провалов» с посетителями. Этого непросто достичь, но возможно, приложив больше усилий для привлечения людей.
Важен также и выбор помещения. Очевидно, что лучше арендовать помещение, которое не требует масштабного ремонта, где можно сделать «косметику» и уже получить эффект обновленных стен. В противном случае, можно и денег на ремонт много потратить, и затянуть со стартом. И вообще большой ремонт своими силами не сделать, придется искать бригаду ремонтников, а это, как могут подтвердить многие, лотерея! И частно затратная! Ведь есть риск, что даже и по рекомендациям наткнетесь на людей, которые не умеют и не хотят качественно и быстро работать.
Кстати, по поводу стен и оформления. Сама франшиза может снабдить на платной основе мебелью для оформления точки, а также предоставить готовый план ремонта и оформления помещения. И этим не стоит пренебрегать, так как можно сэкономить и на покупке мебели, и на гонораре дизайнеру, который сделает проект с учетом особенностей планировки вашего помещения и используемого там оборудования.
Интересная история о бизнесе
А закончить хочется тем, что усилия, которые я направил на то, чтобы сформировать коллектив, создать правильную атмосферу в нем, а также украсить место работы и сделать его максимально привлекательным оценили не только мои сотрудники и клиенты. Но и бездомный кот Василий, который однажды заночевал в нас на крыльце и не хотел его покидать даже несмотря на угрозу веником. Мы его отмыли, обслужили по высшему классу, и сделали Ваську свои маскоттом.
Планы
Покупка франшизы — сюрприз! — не равно покупке готового бизнеса. А ведь и готовый бизнес не будет работать, если ты не будешь над ним работать. Что уж говорить о франшизной точке обслуживания. Придется вкладывать много сил и энергии: собрать команду, выбрать правильное место, привлекать клиентов, быть готовым стать и приветствовать каждого посетителя на входе или раздавать самому листовки на улице — не стоит никогда такого избегать.
Тем более если вы хотите быстро окупить вложения и выйти на уровень прибыльности. Я потратил почти год, но сделал это, приложив максимум усилий. Конечно есть куда расти и этим я и планирую заняться — ищу место для открытия второй точки и в нашем городе.