Как я открыл IT-студию в разгар санкций и привлек полмиллиона рублей

7

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Аватар автора

Иван Юхарин

Страница автора

Суть бизнеса

Наша студия Level App занимается разработкой мобильных приложений, сайтов и других продуктов для развития малого и среднего бизнеса.

Мы помогаем нашим клиентам выйти на новый уровень взаимодействия с их аудиторией, продавать эффективнее и идти в ногу со временем. Также мы помогаем стартапам в создании MVP, упаковке продукта и поиске инвестиций для проектов.

Предыдущий опыт и открытие

Я всегда мечтал создавать классные продукты и меня очень увлекали новые технологии. Отучившись на менеджера проектов я развивал свои навыки в таких компаниях, как Leroy Merlin, Яндекс, Electronic Mushroom. Параллельно несколько лет на фрилансе создавал сайты, интернет-магазины, таплинки и чат-ботов.

Позже я стал осваивать возможности в разработке мобильных приложений. Проработав какое-то время на фрилансе я понял, что хочу нечто большее, чем жизни от проекта до проекта и решил создать свою студию.

Так, после увольнения во время долгожданного отпуска, в ноябре 2021 года я создал свою первую студию Kodify Lab. Старт был неплохой: быстро собрал команду, сделали сайт, пошёл рассылать предложения потенциальным клиентам. С конца января пошли первые проекты студии. Да, их было не много, но работать было над чем.

Затем наступили события февраля и рынок вообще замер, заказы отлетали один за другим. Тогда было понятно, что нужно что-то менять и открывать новые возможности.

В мае 2022 я познакомился с нынешними партнёрами и мы вместе реорганизовали студию, став Level App и в таком тандеме работаем по сей день.

Траты на запуск

Классно, что для digital проектов сегодня не нужны большие инвестиции. Мои первичные вложения были в районе 25 000 руб. Деньги пошли в создание сайта, подготовку промо-материалов и презентаций и первые пробы на рекламные кампании.

После реорганизации компании мы привлекли пол миллиона рублей для привлечения недостающих специалистов и более ощутимых вложений в рекламу.

Ошибки на этапе открытия и советы предпринимателям

После старта я открыл для себя несколько ошибок:

1) На одной вере в то, что твои услуги по-любому всем нужны, далеко не уедешь. Нужно качественнее анализировать рынок, тестировать гипотезы, проверять спрос.

2) Если сотрудник профи в своём деле это ещё не значит, что он отличный командный игрок. Навыки работы в команде, соблюдения дедлайнов и ответственность за общий результат — не менее важны, чем умение работать с инструментами и кодом.

3) В первую очередь учитесь продавать, общаться с клиентом. Сегодня десятки тысяч предложений на рынке, только вот покупателя найти удаётся не всем.

4) Ты не можешь быть хорош во всем. Где твоих компетенций не хватает — находи партнёров или нанимай сотрудников. Никому не позволительно, а особенно основателю, тормозить развитие компании из-за нехватки навыков или ресурсов.

Команда

Сейчас у нас есть небольшая команда и много партнёров и исполнителей, которых мы привлекаем при необходимости. Особенно сложной ситуация была после введения частичной мобилизации, когда множество специалистов покинули страну.

Тогда мы ощутили нехватку действительно опытных коллег по цеху, без которых реализовывать проекты стало немного сложнее. Адаптироваться к ситуации мы смогли через две недели, когда первые волны основались в новых местах.

Теперь у нас по-настоящему интернациональная команда в разных городах и странах мира.

Доходы и расходы

Часто мы слышим от друзей и клиентов вопрос: "почему всё в IT так дорого? Откуда такие цены?".

Действительно, рынок IT в России был несколько перегрет последние годы. Зарплаты высокие, множество дополнительных условий, лишь бы таланты приносили пользу компаниям. Но в сегодняшних реалиях получается ситуация обратная: специалистов много, а предложений о работе всё меньше.

Однако зарплаты всё ещё высокие, труд интеллектуальный и действительно далеко не лёгкий, ведь для создания продуктов нужна сильная логика, знание высшей математики и большой опыт.

Если вы думаете, что статус IT компании легко получить и с ним "айтишники" живут в шоколаде — спешу вас расстроить. Статус действительно легко получить, но и очень легко потерять. Мало того, за вами будут пристально наблюдать, кто бы что не говорил.

Множество крупных компаний заморозили найм или снизили его интенсивность, маленькие студии либо полностью релоцировали бизнес, либо полностью заморозили найм. Возможно даже сократили штат.

Нам тоже пришлось по-своему реагировать на рыночные изменения. Мы сократили штатных сотрудников, перевели команду на проектную оплату. Снизили расходы на рекламу, заморозили часть внутренних проектов.

Продвижение

Наша компания старается всё больше переходить на более доступные методы привлечения клиентов: статьи на новостных ресурсах, познавательный контент в соцсетях, партнёрства с другими студиями и смежными направлениями бизнеса и главное — рекомендации наших клиентов.

По нашему опыту могу пока сказать так: контекстная реклама для IT-студий — дело крайне расходное и неэффективное. Большинство приходит просто спросить цены, посмотреть рынок. При этом мы с каждым клиентом работаем детально и прорабатываем его запрос и идею в будущий продукт.

Сложности в сфере

В свете нынешних событий быть разработчиком из РФ — не самая лёгкая задача. Мировые IT компании покидают рынок РФ, жёстче проверяют каждое приложение стандартам, блокируют платежи и усложняют работу.

Банальный пример: чтобы создать аккаунт разработчика Apple или Google, нужно внести платёж — 100 $ или 25 $ соответственно. Угадайте, пройдёт ли ваш платёж с карты банка РФ или РБ? Ответ: из РФ точно нет, из РБ — зависит от банка. Я ездил в банковский туризм в мае 2022 в Минск, чтобы решить эту проблему.

Также наличие иностранной юрисдикции сильно облегчит вам жизнь, но на это нужно закладывать бюджет.

Пару недель назад Google без объяснения причин просто отключила один из рабочих аккаунтов, на котором была база данных проекта. Было досадно перестраивать и восстанавливать данные. Теперь мы работаем только с серверами и компаниями из РФ.

Интересная история о бизнесе

Не так давно мы разрабатывали приложение для сети алкомаркетов. Ещё перед началом работы мы понимали риски и сложности, которые у нас возникнут при публикации в App Store и Google Play. Но кто бы из нас мог подумать, что перед релизом мы получим 9 отказов, будем писать требование в комитет Apple для пересмотра своего решения и будем две недели по ночам общаться с представителями компании из Купертино, чтобы выпустить приложение. Для нас это стало очень важным опытом.

Для образовательного проекта мы внедряли оплату продуктов внутри приложения. Соблюдая политику Apple, мы предусмотрели покупку через Apple Pay и добавили сторонний метод оплаты через Яндекс Pay. И забавно, что спустя три недели после релиза, когда мы выпускали небольшое техническое обновление, Apple потребовала удалить сторонние методы, основываясь на своём положении о методах оплаты.

Планы

В планах развивать компетенции компании и расширять список решений, которые мы можем предложить. В частности, сейчас мы дополнительно интегрируем и настраиваем системы лояльности для бизнеса, создаём навыки для Алисы и других голосовых помощников, делаем сложных чат-ботов в телеграм. В планах начать работать с проектами в криптоиндустрии и выйти на рынок стран СНГ и Mena.

  • ЖабистОптимизация - перевести сотрудником на проектную оплату труда, иначе говоря снять риски с себя и перевести на сотрудников. Превосходный подход, поздравляю вас с созданием очередной галеры, не забывайте почаще напоминать сотрудникам о ценностях компании.7
  • Иван ЮхаринЖабист, риски есть всегда, и так или иначе они будут и на компании и на сотрудниках. В нашем случае мы по договору отвечаем за гарантированную оплату труда нашей команды, вне зависимости от того, что происходит с проектом. Но при этом мы разгрузили с компании налоговую нагрузку по ФОТ. Если выстроить систему, в которой каждый участник команды, вне зависимости от роли, финансово мотивирован выполнить все задачи качественно, в срок и довести проект от начала до конца – то процессы работают уверенно и стабильно. Сейлзы заинтересованы привести проект в компанию, проджект заинтересован провести проект в заданный срок и бюджет, разработчики мотивированны выполнить поставленные задачи качественно и без ошибок, дизайнеры мотивированны сделать такой визуал, чтобы клиент и будущие пользователи были в восторге. И этот механизм работает. Возможно вы сталкивались с опытом, где риски на вас переложила компания? Если так, поделитесь опытом того, как "не надо делать", было бы интересно узнать по подробнее0
  • Jolly Roger"..знание высшей математики" - поржал, это же мягко говоря неправда для 99,9% всех IT проектов.4
  • Олег ВалентиновичНоль полезной информации3
  • Rodion MaZИван, если сотрудники работают по штатному расписанию и по штатному графику, то вы нарушаете закон. И продержится такая "оптимизация" до первой проверки налоговой.1
  • Rodion MaZЖабист, на галерах, как раз, всё по белому давно. А это - потогонка (:0