Как я стал строить отделы продаж без опыта в продажах

17

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Идея и суть бизнеса

Консалтинг сейчас уже звучит как инфобиз, а это уже что-то инфоцыганское.

Однако, в корпоративной среде услугами консультантов пользуются и топы рынка. Например, не секрет, что Северсталь постоянно сотрудничает с Маккензи — они платят им невероятно большие чеки за тот самый консалтинг (и в коридорах называют их Маккензоидами).

Консалтинг — это консультирование предприятий, руководителей и управленческих кадров по юридическим, финансовым, инвестиционным и другим вопросам.

То есть это передача своего опыта и/или экспертизы тем, кто в нем нуждается и готов заплатить.

Конкретно моя цель — помогать малому и среднему бизнесу строить отделы продаж и повышать эффективность процесса продаж в компаниях.

Открытие

Плотно соприкоснулся с продажами в сентябре 2023. Хотя до этого я так или иначе продавал:

  • когда у меня была своя мастерская по изготовлению кожаных аксессуаров и сумок — была масса клиентов;
  • когда доказывал эффективность того или иного отчета на работе;
  • когда проходил собеседования — это тоже продажа, только уже себя;
  • любое обсуждение в любом кругу людей — это тоже продажа.

Например выбираете вы с друзьями, чем заняться в выходные — один за кино, второй за поездку за город, третий за пьянку. У кого весомее аргументы и кто лучше докажет привлекательность его идеи — тот и продал.

В момент отчаяния и нехватки финансов я устроился в одну широкоизвестную в узких кругах компанию и меня научили строить отделы продаж в любой нише в любой компании.

А через 2 месяца уволили (читай другую мою статью, если она выдет в Т⁠—⁠Ж, о том, как меня увольняли с каждой работы). И я подумал, что сам смогу применить свои еще свежие навыки и знания на практике.

Написал парочке друзей, у которых есть бизнес или которые знакомы с главным героем из этой самой компании и предложил им поработать над их продажами, так как продукт пушка и разорвет все представления о процессе обработки клиентов.

Один приятель согласился — встретились, провели разбор, выявили слабые места и места, где вообще даже гусь не валялся, обсудили цену и я выставил ему счет. Работы предстояло много — программа расчитана на 4-6 месяцев.

Платеж разбили на 3 части и начали работу.

Через неделю я случайно нашел второго клиента — в компании друзей оффлайн сказал, что занимаюсь продажами и меня попросили разобрать их ситуацию после какого-то наставничества. 3 часа разбирали и в конце они попросили их прокачать. Цену, правда сбавили, но мне нужны были кейсы и опыт и я взялся. Через неделю мы так же начали.

Траты на запуск

В запуск я вложил нисколько — первые два клиента, чисто сарафан. А вот дальше потребовался сайт и реклама.

Сайт мне нарисовала жена, а сверстал его паренек за 15 тыс. руб.

А вот в рекламу я вложил 50 тыс на первый тест, который принес мне порядка 30 лидов, но только с двумя мне удалось пообщаться (один оказался квалом, сейчас обсуждаем оплату). Второй тест только в процессе, бюджет такой же — 50 тыс, но результата пока нет — гипотезы не особо верные, как мы видим.

Ошибки на этапе открытия

В теории все выглядело просто — запустил сайт, стартовал рекламу и клиенты идут как не в себя. Но, чтобы она (реклама) правильно работала — нужно потратить пару месяцев и пару-тройку сотен тысяч денег на тест и понимание, какие креативы/площадки/картинки/тексты/фразы/цвета сработают…

Так как у меня в рекламе опыта нет, но есть желание привлекать лидов, то я при любой возможности откладываю деньги на рекламу.

Команда

В моей команде–команде только я один. Но в качестве подрядчиков есть таргетолог, специалист по СРМ системе, веб-дизайнер и верстальщик. Мне требуется маркетолог, чтобы классно упаковать продукт и конвертировать крутые офферы в рекламные обьявления.

Доходы и расходы

Мой средний чек — 315 тыс руб.

А стоимость флагманской услуги — 500 тыс руб.

– ОФИГЕЛ ЧТО ЛИ? спросите вы и будете неправы.

  • Сколько стоит продукт, который решит вашу главную боль и позволит компании вырасти в несколько раз? Ответ: какая разница, если вопрос будет решен!
  • Сколько вы сэкономите, если доверите дело специалисту, который знает как/где/сколько нужно сделать шагов, чтобы прийти из хаотичного состояния в эффективную систему?
  • Ответ: дофига денег и еще больше времени.

Сейчас я веду двух клиентов, у одного полная программа построения ОП, у второго только блок найма РОПа (руководитель отдела продаж), создание ОКК (отдел контроля качества) и еще минорные настройки мотивации и прочего.

По расходам — только налог 6%, у меня ИП на УСН.

Продвижение

Как я писал ранее — это реклама, сарафан, личные встречи (случаются нечасто, но я всегда пытаюсь нащупать есть ли потребность в систематизации бизнеса).

Сейчас планирую развивать личный бренд и продвигатсья в ИГ. Тема вроде бы очевидная, но до нее руки недоходили.

Сложности в сфере

Ниша довольно узкая, но ключевых игроков знают все (и конкуренты тоже друг друга знают чуть ли не в лицо).

Когда работает с высокими чеками — очень важно доверие и репутация. Новичкам как я — крайне сложно выйти на стабильность, так как тебя не то что не знают, так еще и успешных кейсов пока нет — цикл сделки огромный — до полугода. А где взять клиентов, если нет отзывов, которые так же неоткуда получить? Задачка со звездочкой*

Нужно быть проактивным, супер быстрым и не сдаваться, если не получается месяц-два-полгода…

Интересная история о бизнесе

Первый клиент с рекламы пришел весьма неожиданно — через неделю после окончания HR (рекламной кампании) мне в чат-бота падает сообщение и бот его отработал.

Затем я пишу человек, мы быстро договариваемся на аудит его отдела продаж и встреча проходит максимально позитивно: он сам попросил КП и обещал вернуться утром.

Утром его нет. Я пишу.

Завтра его нет. Я отправляю кружочек в телеграм.

Послезавтра его нет. Я звоню.

Через 2 дня его нет. Я делаю 3 касания.

Через 4 дня его нет. Я пишу настойчиво.

Через 6 дней его нет. Я снова звоню.

Через 9 дней его нет. Применяю мемный прием, пишу: "Стас, ответь РАДИ БОГА!" и вуаля — он отвечает хах

Правда, дальше он пропал снова и я удаляю сделку из СРМ системы (закидываю в отказ).

Через неделю в плохом настроении я решил написать пост в своем канале и написал кусочек про этот случай. Через 2 минуты он мне пишет 😅 со словами "я не слился, подлый ты продажник, просто за собакой ездил в другую страну".

В общем, сейчас мы с ним дружим — классный товарищ очень.

Планы

Дальше больше — буду нанимать маркетолога, упаковывать продукт еще лучше, увеливать бюджет рекламы и привлекать еще больше клиентов — это реально кайфовая работа, ты не только себе помогаешь, так еще и людям и их компаниям и клиентам этих компаний. А еще, когда клиентов будет чуть побольше мне потребуются бизнес-инженеры, менеджеры по продажам, архитекторы продукта, отдел контроля качества, мидл руководители, топ руководители и так далее.

  • kuskus kuskus30
  • Олег Погодинкогда я же что-то построю0
  • Martin EdenПрогрев – это плавная подготовка целевой аудитории к покупке продукта.0
  • Андрей"я делал кожаные сумки и имел массу клиентов, но момент отчаяния и нехватки финансов решил начать учить других делать бизнес. сейчас ввалю денег в рекламу, найму маркетолога и как попрёт !"12
  • Алексей КлимовскийА с чего вы взяли, что кто-то будет платить пол ляма человеку, который не имеет опыта и не разбирается в теме, на которую взялся консультировать? Думаете предприниматели у нас в стране настолько дураки и денег не считают? Странная гипотеза.13
  • Андрей СергеевАлексей, есть такие. Сейчас не считают нужным в чем-то разбираться, а обращаются к человеку который называет себя специалистом. Вот тут и решает маркетинг и т.п. Реально дураков не сеют и не пашут, а они каждый год родятся.3
  • Алексей КлимовскийНаталья, по всем признакам оно и есть.10
  • juarhala"В теории все выглядело просто — запустил сайт, стартовал рекламу и клиенты идут как не в себя. Но, чтобы она (реклама) правильно работала — нужно потратить пару месяцев и пару-тройку сотен тысяч денег на тест и понимание, какие креативы/площадки/картинки/тексты/фразы/цвета сработают…" - и вы снова мимо кассы. Чтобы клиенты шли как не в себя, нужен настоящий эксперт - а не человек, который не построил ни одного отдела продаж, не имеет никакого успешного опыта и квалификации, кроме " я тут с друзьями на выходных про шашлыки договариваюсь" (просто смешно, что вы выдаете это за успешный кейс). Ваш опыт - слитые на рекламу деньги и люди, которые узнавая что реально им пытаются втюхать за полляма, просто сбегают - это на 100% подтверждают. Вложите в себя хоть копейку - работайте на портфолио, качайте экспертизу (обучения у реальных профи, посещение профильных конференции, написание экспертных статей и выступления спикером), а уж потом пытайтесь "упаковывать продукт", которого, по сути, нет. Ваше желание опять получать деньги, не делая ничего, продолжает портить вам карьеру.10
  • Суслик,просто СусликОчередной пост самолюбование, самопиара и спагетти8
  • ДенисАвтора уволили из компании Михаила Гребенюка?2
  • Андрей СуСмешно))0
  • Владимир ВоропаевХороший кейс. Но есть один ньанс. Строить отделы продаж надо совместно с оценкой, аудитом и построением digital стратегии по воронке продаж. Построить отдел продаж можно. Но если не умеете работать с низом воронки, то и вверху делать нечего2
  • Безбедный тюленьШто ш. Прочитала пост. Сама работаю в ОП и чем только не занималась: гоняла в хвост и в гриву маркетологов, плакала над цифрами и метриками, строила ОП с нуля, удовольняла и нанимала сотрудников, проводила собрания и обучения по продажам, чудом не сдохла на своей работе и имею сказать следующее. Сейчас действительно очень много бизнесов у которых нет клиентов, нет отдела продаж и нет маркетинга как такого-го. Правда в том, что хороший продавец стоит дорого, очень дорого, его хотят украсть все, а он как правило привязан к РОПу и пойдет за ним хоть на край света. Те кому действительно нужна помощь с построением отдела продаж как правило не имеют денег даже на хорошую зарплату продажнику, не говоря уже о 500к такому вот ОП построителю. Дальше. Даже если деньги чудом находятся на такого построителя ОП, как правило финансовая мотивация менеджеров прописана так, что туда никто не идёт работать. Как правильно есть огромные проблемы с продуктом: завышенная цена, косяки со сроками и качеством предоставляемых услуг. Соответственно, продажник приходит туда и уходит увидев весь этот звездец. И никакой ОП построитель не может эту проблему решить. А денег нет. Потому что те деньги, которые нужно было пустить на зарплаты вот такому Антону. На 99% уверена, что история звездеж, но возможно я и не права.3
  • Максимилиан ГельманЕсть опыт маркетинга в B2B результативный, обращайтесь! Лидов можем сделать достаточно живых, заинтересованных и не по 50к. Дальше задача продать им продукт. Вы как эксперт по продажам должны справиться.0
  • Юрий МихайличенкоЭ-э-... А, собственно, про стройку отделов продаж где?1
  • Евгений РазумовЗвучит интересно, классный опыт по открытию бизнеса, интересно сработает ли, что-то похожее сейчас?0