Бесит!
5K

Бесят односто­ронние договоры компаний

43

Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции

Аватар автора

Человек Борща

хочет справедливых условий

Страница автора

Пытались купить кухонный гарнитур. Казалось бы, несложная задача: есть деньги и понимание, какой именно хотим приобрести, но каждый раз спотыкаемся на этапе «дайте договор посмотреть».

Продавцы предлагают строго односторонние филькины грамоты, которые практически никак не защищают интересы покупателя, но ограничивают его миллионом нужных и ненужных требований. Попытки договориться и привести документ к компромиссному варианту ни к чему не приводят. Проявляешь настойчивость — просто сливаются.

Встречный аргумент один: форма типовая, менять не можем, то есть не хотим. Вишенка на торте — большинство договоров даже не купли-продажи гарнитура, а агентские, на консультационные услуги по подбору кухни и так далее — что угодно, только не обычный ДКП.

Продавцу это удобно и выгодно, но для покупателя — наоборот, непрозрачно.

Еще фишка: многие фирмы добавляют в договоры пункт, что могут менять фурнитуру на свое усмотрение без снижения стоимости заказа. Отлично, да, сунуть вместо «Блума»  что-то в десять раз дешевле и говорить: «Потребительские свойства не изменились, ящики же открываются».

Что с этим рынком не так? Если производитель и поставщик декларирует свою крутизну и преимущества перед другими, несет ответственность за обязательства — внес бы их в договор, и будет ему счастье и спокойствие заказчика, и плюс один клиент в копилку. Люди не батон покупают, бюджеты по 500 000—1 500 000 ₽, а то и больше. Неужели нет желания побороться за клиента и подписать равноправный договор?


РедакцияА как вы относитесь к подобным договорам?
  • Дмитрий"агентские договора" - это норма. Просто он позволяет красиво развести финансовые потоки и оптимизировать налоги. Вообще уже давно частникам масса компаний продает через подобных ИП-агентов. Выгодно это. Плюс работа - это не только изготовление , но и проектирование и монтаж. Собственно норма рынка - это когда за ошибки в проекте отвечает подрядчик. ( И да - суды это поддерживают ибо "покупатель не осознавал" )4
  • Человек БорщаДмитрий, понятное дело, что он продавцу это и удобно и выгодно. Для покупателя только и не удобно, и не прозрачно. А ещё из фишек - сейчас почти все добавляют в договоры пункт, что могут менять фурнитуру на своё усмотрение без понижения стоимости. Отлично, да - сунуть вместо блума что-то в 10 раз дешевле, и говорить - потребительские свойства не поменялись - ящики же открываются...7
  • Елена ЕфремоваВсё очень просто: вы же хотите купить на заказ и по проекту, чтобы спроектировали, сконструировали, изготовили, доставили и установили. Соответственно это не купля-продажа, а оказание услуг. Когда вы в ателье за костюмом придёте, это же не то же самое, что в магазин за ним зайти, померить десяток и выбрать который сел. Как правило производители могут предложить сотни вариантов цветов материалов, несколько их разновидностей, довольно широкий выбор фурнитуры и т.д. Но непосредственно закуп нужного и комплектование заказа происходит после подписания договора, при этом у поставщика может измениться складская программа, некоторые комплектующие (их несколько десятков на один гарнитур) быть не в наличии и с неопределенными сроками поставки. Соответственно производителю надо иметь легальную возможность заменить при необходимости на аналог, без срыва сроков и выплат неустоек. Я уже молчу о том, что многие салоны с красивой вывеской и выставкой - это не производители, а агенты, которые работают с несколькими "гаражами" и под маркой известного бренда распределяют заявки таким вот частникам. Тем временем многие адекватные производители вообще не выставляются в салонах, не заморачиваются на юристов и договоры (берут типовой и с ним работают), и имеют стабильный поток клиентов. При этом цена конкретного заказа не так принципиальна, чтобы бороться за сложный и крупный. Условно говоря, гораздо выгоднее поставить 10 кухонь за 200 тыс, чем 1 за 2 млн. Геморроя с клиентами будет в разы меньше, деньги упадут на счёт равномерно, производство тоже будет загружено равномерно, рисков на порядок меньше. Казалось бы, производителей тьма, рынок конкурентный, но по факту любая нормальная фирма либо "сидит" на своём "сарафане" и занята заказами постоянщиков, либо работает на тендеры и большие пакеты однотипных заказов, либо сотрудничает с агрегатором, который содержит красивый магазин.7
  • ДмитрийЧеловек, ну про фурнитуру - тут явный непорядок, имхо.1
  • user2692076Человек, Договор составляют на основании опыта и сложившейся практики и как правило, с юристами. Исполнитель должен обезопасить себя от потребительского терроризма. Людей делающих себе бесплатно ремонт, благодаря судам, не мало! Потребителя защищает закон РФ, там все пункты прописаны, а некорректно составленный договор можно оспорить в суде. Производство это несколько звеньев и логистических цепочек. К примеру с Блум - поставщик не доставил нужного количества фурнитуры, когда будет следующая поставка - информации нет. Остальные комплектующие уже оплачены и кухня готовы. А у вас пункт, исключительно Блум - Замене не подлежит, не принимаю. Кто в убытке - исполнитель, хотя он всё заказал своевременно. Никакие штрафы к поставщику никто не применит. (Если бы вы озвучили точную формулировку было бы яснее о чем речь, так как вы написали она вряд ли прописана) Да и в условиях санкций, думаю есть проблемы определённые с материалами. Они предлагают условия работы, цену услуг - не нравится, сделайте сами)1
  • Дмитрийuser2692076, общался в среде предпринимателей ( не кухни) - действительно защита от неправомерных претензий была одной из главных тем. "думаю есть проблемы определённые с материалами" - тут есть нюанс, что есть производители разного уровня качества. Потому допустимой является, например, указание в договоре марок , на которые могут быть заменены отсутствующие изделия. Грубо "заказа айфон - привезли Itei" это не проблемы логистики, а обман.8
  • user2692076Дмитрий, Верно. Поэтому предполагаю, что формулировка автором подана не совсем точно и он её не совсем понял. Замена предполагает на аналог, а не сегмент ниже. К тому же, это же индивидуальный заказ и значит, как минимум к договору прилагается спецификация с описью и 3Д картинка. Не один договор не будет противоречит основным законам РФ.0
  • Дмитрийuser2692076, объективно придумать аналог Blum сложно. Это известный и качественный бренд. Возможно, есть фурнитура такого же качества, но она точно менее известна1
  • Человек Борщаuser2692076, Формулировка в основном следующая: допускается замена фурнитуры на аналогичную без потери потребительских свойств. Что такое потребительские свойства для фурнитуры? Дверь открывается, значит свойства не потеряны. Ни где не прописано, что на аналогичную того же ценового сегмента.4
  • Человек Борщаuser2692076, Насчёт сделайте сами, уже откровенно к этому склоняюсь. Распил в три раза дешевле стоит.3
  • Человек БорщаMartin, о, там как раз такой договор с возможностью замены фурнитуры на более дешёвую5
  • Человек БорщаИ расценки на установку сторонней техники тоже интересные. 4000 за установку встроенного духовного шкафа. Для интересующих я просто погуглите Установка встроенного духовного шкафа. Воткнуть в розетку, вставить в нишу, закрутить четыре саморез...2
  • Человек Борщаuser2692076, вот вам формулировка от компании Стильные кухни в договоре2
  • ДмитрийЧеловек, ну "отличаться от образцов это нормально". Если дописать что при этом производитель должен сохраниться или получено письменное разрешение на замену от покупателя. А смена именно артикулов и небольшие визуальные отличия - можно объяснить логистикой. К примеру мы везли тут целую партию европейской техники из Бразилии. (То если выпуск для Бразилии, оно похоже но есть отличия)1
  • user2692076Человек, нормально там всё с формулировками. Нет речи вообще о замене производителя. Эскиз с комплектацией прилагается, вот его и проверяйте - артикулы, производителя за подписью.1
  • user2692076Человек, Потреб. свойства ящика- он плавно выдвигается и задвигается, нагрузка на него такая то- такая. Коробка его металл или деревяшка. Вот это свойства фурнитуры Формулировка аналог и является целевым сегментом0
  • Человек БорщаЯБеда, к сожалению, с детства паталогически безграмотен. А за совет спасибо.4
  • РоманПосле "вспотыкаемся" и "ни как не защищают" кровь из глазок мешала читать... А ситуация бесит, да.0
  • ЭленНашла частника, по совету сестры, заказываю только у него и качество и договор устраивает.Очень актуально это было, когда в марте 2022 все меняли условия договора чтоб попу свою прикрыть, в зависимости от курса доллара. Тоже много вариантов рассматривала, когда кухню выбирала. Договор-очень важный аспект сделки, не стоит им пренебрегать, слишком часто стали обманывать потребителя.2
  • Елена ЕфремоваЧеловек, кроме того, чтобы распилить, нужно ещё собрать (в том числе правильно прикрутить фурнитуру) и установить, а ещё знать, что делать можно, а что категорически нельзя и почему нельзя. Красивая, а главное, удобная и качественная кухня - это на 40% грамотная работа проектировщика, который досконально знает и понимает какие есть материалы, как они сочетаются между собой, что и куда можно применить с учётом последующего монтажа, допуски фурнитуры, с учётом всех особенностей вашего помещения, вашего видения пространства и образа жизни. На 50% - грамотная работа мастера сборщика - установщика и только на 10% - это качественные материалы и фурнитура. Из самых обычных материалов (если не использовать суперэконом совсем одноразовый) при правильном проектировании и умелых руках можно сделать очень удобную, красивую и качественную кухню.0
  • Елена ЕфремоваЧеловек, у обычного не очень крупного ИП нет ни штатного юриста (который вносил бы правки в договор индивидуальный с клиентами, а так же ходил бы в суд), ни времени и желания туда ходить. Соответственно договор составляется один раз, на аутсорсе, с максимальной защитой интересов ИП. По сути, в этом нет и не будет конкуренции в среде (а значит улучшения для клиентов так же не будет в этом вопросе), так как все работают примерно с одинаковыми договорами. Штатный юрист для некрупного мебельного бизнеса - это очень затратно, цены на изделия будут тогда вне рынка ( в них и так не очень высокая маржинальность по меркам производителя), а привлекать клиентов стратегиями "у нас индивидуальный договор" - выводить клиентскую базу на уровень тех, кто хочет ремонт за счёт ремонтника. Крупный мебельный бизнес - это либо агенты (продают разных производителей и не хотят проблем за их косяки), либо серийное производство (условно можно выбрать комбинацию из двадцати видов модулей в нескольких стандартных цветах и с двадцатью вариантами фасадов и столешниц).1
  • МилаЯБеда, лично у меня кровь из глаз льется, когда не вижу пробелов там, где они должны быть, и вижу там, где они должны отсутствовать.9
  • Михаил ЕдошинЕлена, для таких «услуг» есть специальная юридическая форма: «договор подряда». Все прочие варианты — это хитрости.9
  • Товарищ УправляющийЧеловек, да вполне себе рыночные цены рассчитанные на то что если вы хотите заморочиться - наймете на эти работы тех кто вам делал ремонт, мастера на час, или сами сделаете, а если не захотите заморачиваться - заплатите здесь в комплексе чуть дороже.1
  • Михаил ЕдошинЯ, конечно, не специалист, но насколько я понимаю фирма не может слиться и отказать в заключении договора. Изготовление вещи на заказ — это подряд, а раз заказчик гражданин и заказывает вещь для личных целей — это бытовой подряд. А это публичный договор, соответственно по ст. 426, п. 3: «Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Направляете письменную претензию, ждёте ответа, затем жалоба в надзорный орган и в суд.0
  • Забаненый за правдуСогласен. "Вы:должны оплатить в полном обьеме. Мы: вроде бы должны поставить-но вот 100 нюансов запутанным языком почему мы можем задержать, сделать не так и почему вы будете сами виноваты чтобы не случилось"0
  • Системный инженерПро фурнитуру - дичь какая-то.0
  • Ник ЗавадскиЧеловек, здесь прекрасно вообще все, особенно подключение пароварки за 4000р. Я в восторге.1
  • Никита Лапинну обе же стороны должны участвовать!0
  • Магомед МагомедовМихаил, неправильно понимаете. А то по вашей логике я могу предложить автосалону продать мне автомобиль за рубль, а он не может слиться. В данном случае компания предлагает договор от которого отказывается клиент.0
  • Михаил ЕдошинМагомед, Закон не даёт заказчику право единолично установить цену. Тут придётся договориться. Но закон устанавливает, например, что по публичному договору цена должна быть одна для всех; исполнитель не может завысить цену неудобному заказчику. Или, например, что исполнитель по договору бытового подряда заранее должен указать материал и цену. Или что исполнитель не может требовать аванс, только предложить. Соответственно если в договоре не прописан материал или цена или есть пункт об обязательном авансе, заказчик вправе его оспорить и требовать заключения такого же договора, но без этих пунктов. И исполнитель не вправе ему отказать. Почему собственно фирмы и хитрят с договорами — чтобы заказчик не глядя подписал и получилось, что это не договор бытового подряда, который защищается на уровне прав потребителей, а куда более свободный договор о каких-нибудь информационных услугах или консультациях. Но если фирма делает мебель на заказ и оформляет это не договорами подряда, то это сама по себе сомнительная ситуация — до первого разбирательства.1
  • Михаил ЕдошинЕлена, исполнитель это не вид деятельности, а сторона договора. Как он его исполняет, это его дело. У него всех активов может быть бумага да карандаши, но если суть дела в изготовлении вещи на заказ, это должен быть подряд, а не информационные услуги или купля-продажа. Большинство таких контор всеми правдами и неправдами пытаются отбояриться от заключения договора подряда, потому что такой договор, да ещё с гражданином, существенно их ограничивает. Но это, скорее всего, до первого неленивого заказчика.3
  • Очень_интересноТак и есть, но всегда есть закон о защите прав потребителей. Если пункт договора противоречит законодательству, его можно игнорировать0
  • RenaПричем ведь ты не можешь ничего в этих предлагаемых договорах поменять. Не нравится - ищи другого исполнителя. Тут все спорят о формулировках, но когда речь заходит о реальности, формулировки будут трактоваться так как выгодно бизнесмену с одной стороны и как потребителю с другой. Спорьте сколько хотите, но с такими договорами очень удобно бизнесу. Только юриста грамотного найти и вуаля: клиент сам дурак, подписал же. Потребителя не так уж рьяно защищают как вам предприниматели жалуются. Одни ипшники чего стоят. А в юридических документах каждая мысль должна иметь только одно значение, четкое и понятное обоим сторонам. А не вот это вот "автор не понял". А судья значит все правильно понял? Ему вообще до одного места что там у вас, ему что в доках написано то и истина, человеческий фактор никто не отменял. И спецификация может не помочь с таким пунктом в договоре. Будешь сидеть с китайским ноунеймом с доводчиком а не с блюмом. Судье это может быть вполне аналог по потребительским свойствам.0
  • ДмитрийRena, а вы почитайте другую сторону, что пишут на форумах производители. Клиент хочет "шлак", подписал все информационные письма, что так нельзя..... но суд в итоге решает, что он "не понимал" Судебная практика по законам о защите потребителя - своеобразная0
  • RenaК сожалению, читаю. Учитывая, что кричат об этом из каждого утюга. Давайте не будем тянуть одеяло. Все что я пытаюсь сказать, это то что "нехорошие люди" - повсюду, и в бизнесе их не меньше. И бизнесмены знают как "выехать" за счёт клиента. И будем честны, реальная судебная практика далека от того что в написано, в том числе не в пользу потребителя. Человеческий фактор играет большую роль. Сейчас много примеров я слышу от юристов, когда решение принимается в противовес статьи в пользу бизнесу. Конкретно Ваш пример, скорее всего, не имел шанса, потому что вы, выступая как эксперт, взялись делать "шлак", заведомо зная что это "шлак". Даже есть бумага в который вы признаетесь что знаете, что делаете. Видимо юридически можно делать обоснованный отказ в таких случаях, раз судья посчитал вас неправым. Либо исковое заявление неправильно составили. Так что давайте как взрослые люди будем держать в голове, что каждому здесь нужна страховка в равной степени. Хотя бы как превентивная мера, чтобы не было лишний раз искушения ни у кого.0