Как быть, если преподаватель дает неадекватные задания?

47
Аватар автора

Егор Громов

спросил в Сообществе

Я учусь в педагогическом вузе, и преподаватель по анатомии дает странные и абсолютно бесполезные задания. Она просит переписывать целые параграфы от руки и ставит двойки за отсутствие конспектов, которые полностью дублируют учебник. Все рисунки тоже приходится перерисовывать. За неаккуратность — минус балл. Другой группе она вообще задала сделать своими руками макеты внутренних органов и устроить выставку в аудитории.

Такие домашки отнимают много времени и не приносят пользы. К тому же анатомия — проходной предмет на моей специальности.

Законно ли задавать такие задания и к кому можно обратиться, чтобы решить проблему?

Вузы разрабатывают учебные программы 

по дисциплинам. В них прописывают в том числе задания для семинаров и самостоятельных работ.

Если вы считаете какое-то задание преподавателя бесполезным, рекомендую сначала изучить регламент вуза и проверить, есть ли оно в рабочей программе. Если да, значит, его одобрило руководства вуза. Тогда доказать его неэффективность будет сложнее.

Если задания в учебной программе нет, возможно, это инициатива педагога. Тогда можно поговорить с ним или обратиться к заведующему кафедрой, в деканат, студсоюз или студсовет.

Какие задания вправе давать преподаватели

Вуз сам устанавливает режим занятий обучающихся, форму оценивания, периодичность и порядок контроля успеваемости. Все это регулируют локальные нормативные акты образовательной организации. При их составлении учитывают мнение совета студентов, если он есть 

.

По каждой специальности вуз составляет учебный план: устанавливает перечень обязательных и дополнительных дисциплин и указывает, сколько часов отводится на лекции, семинары, практические занятия и самостоятельную работу студентов. Планы разрабатывают на основе федеральных государственных стандартов. Некоторые вузы вправе создавать свои образовательные стандарты 

.

Для примера — учебный план по программе «Перевод и переводоведение» МГУ. Источник: msu.ru
Для примера — учебный план по программе «Перевод и переводоведение» МГУ. Источник: msu.ru
И учебный план первого курса по бакалаврской программе «Экономика» НИУ ВШЭ. Источник: hse.ru

На основе учебного плана по каждому предмету создают рабочую программу. В этом документе прописывают темы занятий, как их будут осваивать — на лекции, семинаре или самостоятельно — и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

В программе по предмету перечислено, какие задания преподаватель планирует давать студентам. Например, это может быть:

  • устный опрос с перечнем вопросов;
  • реферат, доклад, презентация или эссе с перечнем возможных тем;
  • тест;
  • практические задания и задачи.

Рабочую программу разрабатывает кафедра, согласовывает декан факультета, утверждает проректор по учебной работе. Кроме того, документ должны завизировать в методическом отделе. Получается, задания по предмету, темы докладов и презентаций и задачи одобряет руководство вуза.

Преподаватель должен давать задания, которые входят в рабочую программу по дисциплине. Формат отработки темы закреплен в документе, но в его рамках допустимы вариации. Например, если пункт сформулирован как «Деловая игра», педагог может подобрать разные игры для групп.

В рабочей программе «Этика бизнеса» РЭШ перечислены возможные интерактивные формы обучения и способы их проверки. Источник: rea.ru
В рабочей программе «Этика бизнеса» РЭШ перечислены возможные интерактивные формы обучения и способы их проверки. Источник: rea.ru
В программу по дисциплине «Когнитивные технологии» Астраханского госуниверситета им. В. Н. Татищева входят задания по свободному письму. Их структуру прописали в документе. Источник: asu.edu.ru
В программу по дисциплине «Когнитивные технологии» Астраханского госуниверситета им. В. Н. Татищева входят задания по свободному письму. Их структуру прописали в документе. Источник: asu.edu.ru
РАНХиГС прописал в программе по «Макроэкономике» вопросы для устного опроса и возможные темы дискуссии. Источник: zf.ranepa.ru
РАНХиГС прописал в программе по «Макроэкономике» вопросы для устного опроса и возможные темы дискуссии. Источник: zf.ranepa.ru

Что делать, если задания кажутся неадекватными

Рекомендую для начала изучить рабочую программу по дисциплине и проверить, есть ли там такие задания. Например, конспекты параграфов учебников могут относиться к темам, отведенным для самостоятельного изучения студентами. А если создание макетов внутренних органов не подпадает под варианты практических работ, возможно, это личная инициатива преподавателя.

Вот несколько вариантов, что можно сделать, если вы считаете задание некорректным:

  1. поговорить с преподавателем. Попробуйте вежливо и конструктивно объяснить свои соображения и привести аргументы. Возможно, преподаватель объяснит, какие навыки развивает это задание, или согласится его скорректировать;
  2. обратиться к заведующему кафедрой. Составьте список заданий, которые вы считаете некорректными, и аргументируйте вашу позицию;
  3. если предыдущие варианты не сработали, обратитесь в деканат. Это лучше сделать через старосту, который может выступить представителем академической группы в деканате. Если попытка не удастся, попробуйте поговорить с деканатом коллективно — всей группой;
  4. обратиться в студсоюз или студсовет. Они представляют интересы студентов в администрации вуза и могут помочь обратить внимание на проблему, если она стала системной.

Рабочие программы по дисциплинам регулярно обновляют. Возможно, кафедра решит заменить задание на другое.

Что в итоге

Вузы сами устанавливают рабочие программы по каждой дисциплине. В них прописаны список тем и способы контроля успеваемости, в том числе задания на семинарах и для самостоятельной работы. Найти документ можно на сайте вуза. Если задача, которая вам не нравится, указана в перечне, значит, кафедра и деканат ее одобрили.

Если задания в рабочем плане программы нет или вы уверены, что оно мешает учебному процессу, можно обсудить проблему с педагогом. Если договориться не получится, обратитесь к завкафедрой, в деканат или студсовет.

Тэги: учеба
Лада Кошман
А какие странные задания вы выполняли в вузе?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Учился на инженера электроэнергетика, препод для получения зачета по истории затребовала все лекции за семестр от руки. Переписал их за 4 дня. Получилась полная тетрадь 48стр.
Какой был в этом смысл? Я по сей день не помню в подробностях историю древнерусских княжеств. Конспект мне этот не помог. Только 4 дня проклинал препода и ее предмет.

33

Гошп, а почему вы не писали лекции в процессе обучения? Может и запомнили бы что-то.

2

Гошп, мелкая подробность, что лекции вы пропустили либо просто отсидели, не вникая, пропущена.

0

Sergey, правильно! Студент — это бессловесное забитое существо, которое должно быть по гроб благодарно, что ее/его, бестолочь такую, вообще согласились "бесплатно" учить да от армии отмазывать. Ишь еще чего выдумали — ставить под вопрос официальные (!) инструкции! Может им еще и выборы подавай? 😂

24
Герой

05.12.23, 12:44

Отредактировано

Sergey, нет, надо просиживать штаны на бесполезных предметах, рисовать рисуночки, читать стишки, наныть зачетец у сумасшедшего профессора, который придумает тыщу и одно тупое условие, при каком он его поставит, а при каком- нет, и все они будут даже близко не связаны с предметом, а потом ныть в тж, что никуда не берут и нигде не платят, блть, потому что, естественно, любому работодателю такое не всралось.

И что вышка обесценена, потому что на ней в "Рашке" ничему хорошему не учат. А вот в Ааааамеееееерикееееее. Или в Еврооооооооооопееееееее.

Именно так, да.

Но поколение "зацелованных в задницу" так жить не будет. И слава богу! Т вышка будет что-то значить и у нас тоже, и преподавать будут нормально и то, что надо, а не тру стори из жизни рассказывать и конспекты переписывать.
Просто чем больше таких, как автор, тем лучше.

13
Герой

05.12.23, 12:42

Отредактировано

Лиля, про мелкую моторику еще забыли. Свидетели рукописных конспектов упирают на развитие мелкой моторики. Странно, что не предлагают вышивать бисером на лекции 🤔

12

Карина, мелкую моторику вообще-то развивают в начальной школе, теми же прописями. И тут, на мой взгляд, возможны альтернативы - например, то же вышивание бисером.

0

Dmitry, для настоящих адептов развивать мелкую моторику никогда не поздно! 🙈

2

Anna, ну вот смотрите: выбор вуза, с учетом того, что не все живут в столицах, ограничен; программа, которая понравилась, все равно будет содержать такие полезные предметы как "Основы спецоперации" и "Иван Грозный — неплохой в общем-то человек". Как ни крути, а абитуриент любого вуза даже грода-миллионника с лихвой хлебнет и сумасшедших, и бесполезных предметов. Ваша же логика напоминает когда купили в булочной хлеб с крысиными хвостами, пришли в булочную жаловаться, а вам там говорят: "А зчем покупать хлеб, чтобы потом жаловаться на крысиные хвосты? Покупка хлеба — дело добровольное, никто покупать не заставлял". 🤷🏻‍♀️

12
0
Герой

05.12.23, 12:20

Отредактировано

А в 5 классе на уроке технологии в классе без компьютеров рассказывают как делать документы в Ворде и power point. А домашнее задание сдать готовый документ, прислать учителю по почте ))

11
0

Я бы хотела дополнить ответ по одному пункту: перечерчивание изображений.
Я не преподаю анатомию, но хотела бы высказать свое мнение.
Задания с изображениями как правило направлены на лучшее запоминание учебного материала за счёт его визуализации. Обычно они представляют собой что-то вроде: "рассмотрите изображение и подпишите указанные детали (соотнесите уже нанесённые на изображение номера и названия).
К сожалению, это задание, как и любое другое, имеет смысл только в том случае, если обучающийся выполняет его САМ. Бездумное переписывание из чужой тетради в свою не нужно ни преподавателю, ни студентам. Особенно с учётом того, что многие студенты либо не выполняют такие задания, требуя от преподавателя распечатать и выдать им нужное изображение, которое они затем забывают вклеить в тетрадь и теряют. Либо они просто с чужого ответа копируют подписи, ни о чём не задумываясь. Задание перенести изображение из учебника в тетрадь вручную и нанести поясняющие подписи снимает сразу два вопроса: его нельзя списать и оно заставляет студента сконцентрироваться на учебном материале.

8

Нина, подписываюсь под каждым словом. Добавлю также, что считать анатомию проходным предметом как минимум нерационально, тем более учителю.
Полагаю, этот преподаватель справедливо полагает, что вложить теперешним студентам в голову можно, только задавая переписывание и перерисовывание. Это справедливо, так как преподаватель других методов не знает в силу возраста и ему, скажем так, постоянное беглое гугление и фотографирование чужих заданий студентами надоело.

2

Anna, ну так хотят учиться у хороших учителей и полезному. Приходят в вуз — а там вот как вы описали. Некоторые уходят, как вон в соседней теме, чтобы охранниками стать. Некоторые ходят в деканат и пишут жалобы. Некоторые молча терпят. В принципе, все три модели поведения равноценны, как по мне.

5

Карина, а еще профессора могут, внезапно, меняться в течение года, о как. Почему все думают, что если в конце школьного обучения чел посмотрел список профессоров и прогу, то это на 5 лет вперед неизменно?
Люди умирают, увольняются, болеют и уходят!
И вместо них приходят иные совсем. Аспиранты, например. Или наоборот, слепоглухонемые дедули. Зато- ПРОФЭССОРА!!

3

Карина, не все. Часть ничему учиться не хочет, а хочет диплом и чтобы "сумасшедшие" не докучали нелепыми требованиями конспектов, отчетов и т.п.

0
0

Тут есть восточный подход - если Учитель дает задание, которое кажется невыполнимым, значит, он испытывает твердость духа ученика, и тут главное не результат, а точное выполнение приказа :) И есть западный - ставить принципиально решаемые задачи, желательно на ступень ниже способностей ученика, чтобы никого не обидеть. А еще бывает наш, отечественный. Я когда учился, на курсовой проект моим одногруппникам преподаватель дал какую-то железяку, и сказал: -Это насос от «мерседеса», спроектируйте такой же, но лучше. Они не смогли его разобрать :) Пришли к нему за разрешением использовать болгарку, а он им разочарованно говорит, ну раз вы даже это не можете, вот вам самый простой проект, и не дергайте меня больше :) ну, сделали, конечно..

4

Dmitry, по-разному. У меня в школе она начиналась аж с 3го класса.

4
Герой

06.12.23, 08:36

Отредактировано

Anna, ну какая есть рядом с домом и на какую денег заработанных хватает. 🤷🏻‍♀️ И испытывать фрустрацию и давать негативную обратную связь ("страдать и жаловаться" в вашем изложении) — это так-то основа любой экономики, что социалистической, что капиталистической, так рынок подает сигналы бизнесу, что надо меняться (ну или начальник треста решает, что завмага надо увольнять).

Для многих, образование — важнее хлеба.

4

Карина, основа экономики это когда все свалили в другую булочную, а эта разорилась, а не жалобы в спортлото.
Учиться у сумасшедших бесполезным вещам - не образование.

0

Anna, ну вы уж так прям черной краской все российское образование приложили. Там есть, конечно, недочеты и есть куда стремиться, но в среднем по больнице если судить — не все ж так плохо.

Что же до разорения — это конечная стадия. Сначала потребители начинают жаловаться. Потом падают продажи. А потом уже и разорение. Но если говорить именно об основе, то ею будет не итоговый результат, а все-таки обратная связь. В целом, именно из-за отсутствия оной (ну и плюс рыночного ценообразования) социалистические эксперименты везде и буксуют всегда. Помните такие "книги жалоб и предложений" были? Это вот социалистическая попытка заменить негативную обратную связь из рыночной экономики.

4
Герой

06.12.23, 08:44

Отредактировано

Нина, ооооокей, то есть спбгу и мгу у нас берутся безоговорочно и куда угодно по одному диплому, да? Ну, они же в хорошеньком вузике учились) И практики проходили только нужные, а не полы мыли на кафедре и не цветы пололи. Смешнооо...

Я ходила на курсы подготовительные в спбгу после школы)
Также я занималась с мгушниками вот недавно.
Кстати, это совершенно разные уровни уже между собой, но у них у обоих даже САЙТА нормального нет до сих пор в 2023 году. Не общего, нет, а по кафедрам.
У нас организация нормальная есть только у частных вузов в стране. У меня подруга училась в ГУП, вот у них нормальная организация была абсолютно во всем.

Но это один аспект.
А второй: Основы ГО и ЧС, экономика, например, есть везде. И не только они.
Философия. Яркий пример, кстати. У нас вот этот абсолютно проходной предмет подавали отлично, без всякой гадости типа переписывания учебников- да и вообще без них. Так увлекательно рассказывали. Спасибо только могу сказать преподавательнице.
И такой контраст с вышеперечисленными. Что означает лишь одно: при желании можно, очень даже можно подать и проходной предмет хорошо.

3

Сергей, ну так выбрали страну с самым неоправданно дорогим образованием для жителей из других штатов. Нашли с чем сравнивать. Чего б не с Нидерландами (2,5 тыс. евро за год) или со Швецией / Германией (бесплатно)? Ни в одной из указанных стран подобное отношение к студентам просто недопустимо. Ну то есть, возможно, какие-нибудь предпенсионные профессора так до сих пор и думают, но уж точно в действия это не претваряют.

Про полноценное высшее образование, пожалуй, соглашусь, но ведь и полноценным оно в РФ за редким исключением не является.

3

Нина, если бы было так. По факту — в другие булочные надо получать визу и общаться там на кошачьем. За смену ТУ и работу хлебозаводов по ТУ тут и выступают. А то в ТУ хвостов нет, в хлебе есть, а товаровед Анна говорит "не нравится — ешьте торт" 😂🤣

2

Sergey, сложно у вас с метафорами и сарказмом 🤔

2
0

Если в программе дисциплины этот формат заданий и контроля утвержден, значит, логика в подобном есть. Тем более, если речь идёт о педагогическом вузе, где люди априори знают о процессе обучения больше, чем в остальных учебных заведениях.
Вообще же "материальное" запоминается лучше, чем "нематериальное": посмотреть презентацию менее эффективно, чем конспектировать лекцию, электронная книга оставляет в памяти меньше, чем бумажная и пр. Так что, вероятно, таким подходом ваши преподаватели действительно делают процесс образования эффективней.

1
0

Забыли добавить пункт д) - сдать экзамен комиссионно, после того как наживете себе врага в виде преподавателя. Кстати, не такой уж страшный вариант, если уверены в знаниях.

1
0

Вот от таких - "преподаватель дурак, задания какие-то даёт" у нас и уровень деланья всего такой. Не хочу макеты органов делать, зачем мне анатомия, зачем писать, зачем учить. Правильно, зачем учить, диплом по факту выдать - и вперёд. А потом родители учеников над учителем ржут, что знаний - как у лошади в шорах, вправо-влево от программы и стандартного бубнежа не способны. И объяснить не способны. И в голове ничего нету. И врачи теперь такие же. Им тоже, видимо, половина предметов проходными кажутся. Почему-то для меня, обывателя, боль, отдающая в грудину, это повод направить человека к кардиологу. Но для невролога, которому эта кросс функциональность - дичь и лишняя трата времени, это исключительно остеохондроз, остальное вне её компетенции, даже предположить не может. И так везде. Бухгалтер не знает ТК. Юрист не знает психологию. Родившая двоих женщина не знает, что мочевыводящие пути и влагалище структурно в организме не пересекаются. У педагога 12 разделить на 3 получается 7. У врача не приходит в голову поинтересоваться сопутствующими заболеваниями при назначении лечения. Ничего никому не надо было в жизни, все лишнее. П. С. Переписывание - хоть какой-то шанс, что содержимое учебника пройдет через мозг, а не мимо. Нормальный метод в эпоху "скачал из интернета - сдал - убежал". Я бы еще дипломы от руки делать заставила. В библиотеке вечерами

1
0

прикольно, это вам не прогу за пару дней написать, лепить органы ручками

0

Сергей, на уровне сумасшедшего профессора)
Расскажу истории из жизни и поставлю зачет за то, что придете в миниюбке.

0

Велена, ну то есть получается, что из "увлекательно рассказанного предмета" вы не запомнили ничего. Может от переписывания учебников по итогам бы и больше толку оказалось.

1
Герой

06.12.23, 17:06

Отредактировано

Сергей, откуда такие выводы,интересно? Я где-то написала, что я не запомнила ничего? Когда найдете, свистите.
Переписываний учебников на моем веку было предостаточно.
И вот там я могу с чистой совестью сказать- я не запомнила ничего. Все-таки это были не проходные предметы и их у меня была возможность проверить в действии, поэтому тут точно могу сказать)
Нет, впрочем, запомнила.
Названия предметов!

3

Велена, и вообще, чтобы запомнить, переписывать nxj-то дааалекоо недостаточно.
Что значит: переписал- и запомнил? Смешно даже. Это что за инфа такая? Чисто справочная, что ли? Наполнять себя, как справочник, тоннами инфы?
Та же анатомия- это связи. Связи-связи-связи. Бесконечные, тридэшные связи. И даже макеты это тьфу. Это искусство- делать макеты. Лепить из пластилина сосуды?))) Серьезно?
Это очень, очень сложный предмет.

А уж если углубляться в молекулярную биологию, допустим... ПЕРЕПИСАТЬ это настолько мало что я даже не знаю.
Один только пусть мап киназы и цамф и пр... А это база базовейшая.

2

Sergey, смотрю, к вашему комментарию студенты зацелованные подтянулись ))

0
0

08.12.23, 03:13

Отредактировано

Со второго курса полностью перестал посещать занятие, выбрал свою программу свободного посещения. Можно вполне законными методами оставаться в академ отпуске и заниматься самообучением, при это оставаясь на бюджете. Сдать общий зачет и комиссию - зачатую легче чем сдавать тупые задания.
Ну и ожидать что вас в вузе будут чему-то учить - наивно, и это и есть первый урок
Хотите чтобы учили - поступайте в престижный вуз

0

Сообщество