Как повысить успеваемость студента в вузе
Образование
8K
Фотография — Nikola Stojadinovic / iStock

Как повысить успеваемость студента в вузе

И какие факторы влияют на ее уровень
5
Аватар автора

Юлия Скопич

получала повышенную академическую стипендию

Страница автора

По статистике Минобрнауки, неуспеваемость — самая распространенная причина отчисления из вуза.

Выяснили, как оценивают знания и навыки студентов, почему за успеваемостью важно следить и как ее повысить.

Что такое академическая успеваемость студента

Академическая успеваемость в вузе показывает, как студент освоил образовательную программу. Форму оценивания, периодичность и порядок контроля устанавливает учебное заведение: это могут быть пятибалльные оценки, зачет или незачет, а также балльно-рейтинговая система  .

Есть несколько видов контроля успеваемости.

Текущий контроль проводят для того, чтобы регулярно отслеживать успехи студента в освоении дисциплины. Его могут измерять в оценках или баллах за разные элементы контроля — например, работы или выступления на семинарах.

Промежуточная аттестация. Чаще всего в России сдают две сессии, зимнюю и летнюю, но вуз может проводить их и чаще. Даты определяет приказ ректора, его публикуют на сайте учебного заведения.

Если студент не прошел промежуточную аттестацию без уважительной причины или получил неудовлетворительный результат, возникает академическая задолженность  . Правила ее ликвидации устанавливает вуз.

Государственная итоговая аттестация, ГИА. Ее проходят учащиеся последнего курса, но к ней допускают только тех, у кого нет академических задолженностей. ГИА проходит в виде государственного экзамена по одному или нескольким предметам и защиты выпускной квалификационной работы.

Студенту, который не прошел аттестацию по уважительной причине, например из-за болезни, дадут еще одну попытку, иначе вместо диплома выдадут справку об обучении. Пересдать ГИА можно, если восстановиться в учебном заведении, но сделать это можно только спустя год — и не позже пяти лет с последней попытки  .

Как оценивают знания и навыки в вузе

Говорить о том, что оценки отражают уровень знаний, можно весьма условно. Например, порой студент владеет практикой, но не может пересказать теорию или разбирается в исторических процессах, но не запоминает даты.

Какую успеваемость считать высокой или низкой, зависит от вуза. Учебное заведение может использовать несколько подходов одновременно или придумать свою систему.

Пятибалльная шкала — одна из самых распространенных. Часто ее еще называют традиционной, где пятерка — отлично, четыре — хорошо, три — удовлетворительно, два — неудовлетворительно. Единицу ставят редко, так что на деле шкала ограничена четырьмя баллами.

Минус подхода в том, что градация небольшая и сильно обобщает уровень знаний. Еще студенты часто уделяют больше внимания оценкам за экзамены и зачеты, где спрашивают в основном теорию — значит, у них меньше мотивации улучшать практические навыки. Плюс подхода в том, что первокурсникам проще ориентироваться, ведь подобная система оценки принята в школе.

Зачет и незачет. Бинарная система оценки. Часто для преодоления порога надо набрать определенное число баллов, посетить лекции и семинары или сдать контрольную работу минимум на удовлетворительно.

Балльно-рейтинговая система — наследство Болонской системы образования, которая распространилась во многих вузах. Она отличается гибкостью, потому что студент получает баллы в течение всего семестра: за ответы на семинарах, контрольные, домашние задания и другие работы.

Если не преодолеть минимальный порог баллов по предмету, могут не допустить до сессии. И наоборот, если активно работать в течение семестра и получить достаточно баллов, можно претендовать на оценку автоматом или другую поблажку.

У разных вузов свои нормативы расчета баллов. Например, на историческом факультете МГУ максимальная итоговая сумма баллов за год — 200. Чтобы получить зачет по предмету, надо набрать не меньше 120.

Норматив расчета баллов на историческом факультете МГУ. Источник: hist.msu.ru
Норматив расчета баллов на историческом факультете МГУ. Источник: hist.msu.ru

Рейтинговая система сравнивает успеваемость учащихся одного курса и направления. Рейтинги могут рассчитывать по сумме баллов, минимальному баллу за работу, числу посещенных лекций и сданных работ.

Как правило, студенты, занимающие первые позиции, вправе претендовать на льготы и бонусы: например, скидки на обучение или стажировки.

Рейтинг первокурсников НИУ ВШЭ в третьем и четвертом модулях за 2022/23 учебный год. Источник: hse.ru
Рейтинг первокурсников НИУ ВШЭ в третьем и четвертом модулях за 2022/23 учебный год. Источник: hse.ru

Европейская система оценки, ECTS. Некоторые вузы применяют четырехбалльную систему оценки ECTS от A до F, где A — пятерка, B, C — четверка, D, E — тройка, FX, F — двойка. Оценки неудовлетворительно — FX, F — в зачетную книжку не проставляют.

Например, в РУДН по предмету можно набрать 100 баллов, которые после переводят в оценку по ECTS.

Распределение баллов в течение семестра в РУДН зависит от каждой дисциплины. Источник: handbook.rudn.ru
Распределение баллов в течение семестра в РУДН зависит от каждой дисциплины. Источник: handbook.rudn.ru

Собственная шкала. Вуз может применять несколько подходов одновременно. Например, НИУ ВШЭ выставляет оценки по десятибалльной шкале. Для каждого балла даже указано соответствие пятибалльной шкале и шкале ECTS. Иногда ставят даже 0: например, если учащийся списал проверочную работу, пользовался шпорами или преподаватель обнаружил плагиат.

Шкала соответствия оценок в НИУ ВШЭ. Источник: hse.ru
Шкала соответствия оценок в НИУ ВШЭ. Источник: hse.ru

Что влияет на успеваемость студентов в вузе

Образ мышления. Исследовательская компания McKinsey & Company проанализировала, что важно для повышения успеваемости. Источником данных стала Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA, охватившая более 500 000 студентов в 72 странах.

Исследователи опросили учащихся, родителей, учителей, профессоров и ректоров, чтобы выделить ключевые факторы, влияющие на успеваемость. Это домашняя обстановка, возможности вузов, процесс обучения и преподаватели, лидерские качества и поведение: например, разрешено ли ученикам выдвигать свои гипотезы и изучают ли они что-то за пределами учебной программы.

Затем аналитики опросили учащихся о разных факторах и соотнесли с их оценками. Оказалось, что больше всего на успеваемость влияет образ мышления — мотивация и ожидания от учебного процесса. Студенты, набиравшие высокие баллы, чаще соглашались с такими высказываниями: «Я считаю себя амбициозным человеком» и «Если я приложу достаточно усилий, то смогу добиться успеха». Например, в Европе доля влияния этих установок на оценки составила 21%. Это даже больше, чем роль домашней среды и социально-экономических условий (18%).

Меньше всего на академических успехах сказалось отношение к предмету. Учащихся просили оценить высказывания вроде «Мне нравится изучать эту науку» и «Меня интересует Вселенная и ее история». В Европе влияние этого фактора на успеваемость — всего 8%, в других регионах оно тоже невелико.

Источник: McKinsey & Company
Источник: McKinsey & Company

Родительская вовлеченность помогает формировать у подростков уверенность в себе и целеустремленность. Если родители поддерживают ребенка и заинтересованы в его достижениях, его успеваемость растет.

Это справедливо и для совершеннолетних обучающихся, что подтвердили сотрудники НИУ ВШЭ Ольга Котомина и Александра Сажина. В исследовании, которое длилось четыре года, приняли участие студенты НИУ ВШЭ в Перми.

Учащихся попросили оценить 16 утверждений о роли семьи в процессе обучения, среди которых были такие фразы: «Мои родители помогали мне с выбором вуза», «Родители следят за моими текущими оценками», «Родители посещают сайт университета».

84% учащихся сообщили, что в семье проявляют интерес к их оценкам. Изучив отметки участников исследования, ученые подтвердили, что внимание семьи к результатам зачетов и экзаменов мотивирует к учебе. У студентов, чьи родители интересовались их успехами, результаты были лучше.

Но важно не переусердствовать с контролем. Оценки студентов, чьи родители следили за выполнением домашних заданий, были хуже. Ученые предположили, что избыточное внимание к учебе может блокировать самостоятельность. Другое возможное объяснение: родители контролируют детей, которые и так отстают по предметам.

Образование родителей. Связь между уровнем образования родителей и детей подтверждают ученые разных стран. Исследование успеваемости учащихся 12—19 лет в Куала-Тренгану, Малайзия, показало, что дети образованных родителей учатся лучше.

Сильную связь между образованием родителей и академической успеваемостью детей обнаружили в Университете Пакистана. Согласно результатам исследования, матери больше заняты контролем, а отцы — тем, чтобы обеспечить школьников технологиями, которые помогут лучше учиться. Менее образованные родители больше вовлечены в учебу, но и требования к оценкам детей у них выше.

То же исследование ученых НИУ ВШЭ Ольги Котоминой и Александра Сажина подтвердило, что на успеваемость больше влияет уровень образования матери, чем отца. Вероятно, это связано с культурным аспектом: в России матери зачастую больше вовлечены в учебу детей, чем отцы.

Материальное положение семьи. Чем выше доходы родителей, тем они меньше вовлечены в образование, что отрицательно сказывается на успеваемости учащихся.

Исследование НИУ ВШЭ показало схожий результат о влиянии материального положения семьи. Ученые предположили, что студентам из богатых семей надо прилагать меньше усилий, чтобы найти престижную работу, тогда как ученикам из менее состоятельных семей важно получить знания и диплом с хорошими оценками. Тем не менее это только тенденция, а на успехи могут влиять и другие факторы.

Круг общения. Социальная среда влияет на решения и поведение человека. Люди склонны перенимать поведение, социальные нормы и привычки друзей и сверстников.

Российские ученые подтвердили, что круг общения влияет на успеваемость. Исследование проходило в 2013—2014 годах, 117 студентов распределили на учебные группы по 30 человек. Лекции проводили для всех групп, а семинары — для каждой по отдельности, таким образом ограничив общение с сокурсниками. Студентов попросили назвать одногруппников, с которыми они проводили больше времени, и тех, к кому обращаются за помощью.

Ученые проанализировали оценки студентов и выяснили, что чем лучше успехи в учебе, тем больше склонность заводить друзей. Студенты, которые учатся примерно одинаково, часто помогают друг другу. А такая взаимовыручка может повысить успеваемость.

Исследователи предположили, что когда сразу несколько групп занимаются вместе, студенты лучше строят и поддерживают неформальные связи. К подобному выводу пришла международная группа ученых в более раннем исследовании. Правда, его провели на меньшей выборке — 75 студентах.

Почему важно следить за успеваемостью в вузе

Успешно пройти обучение и получить диплом. Если студент не освоил учебный план, его могут отчислить. Критерии неуспеваемости устанавливает вуз, вот самые распространенные:

  1. Не погашенные вовремя академические задолженности. Например, в локальном акте НИУ ВШЭ прописано, что наличие трех и более долгов по итогам промежуточной аттестации в течение одного учебного года ведет к отчислению. В МГУ могут отчислить, если академическая задолженность не погашена в течение года по итогам двух пересдач и комиссии по отчислению.
  2. Непрохождение государственной итоговой аттестации. Например, студент не сдал государственные итоговые экзамены или не защитил диплом. Если возможности пройти аттестацию не было из-за болезни или другой уважительной причины, отчислить не могут.

Получать стипендию. Самая распространенная стипендия — академическая, ее назначают студентам-бюджетникам очной формы обучения. Сумма, закрепленная законодательно, составляет 1484 ₽, но вузы вправе увеличивать выплаты. Например, в МГУ студенты, которые учатся на четверки, получают 2941 ₽ в месяц, на четверки и пятерки — 3382 ₽ в месяц, только пятерки — 3677 ₽ в месяц.

Повышенную академическую стипендию обычно получают старшекурсники. Ее назначают за достижения в учебной, научной, культурной, спортивной и общественной деятельности. Чем больше достижений, тем выше шансы ее получить.

Социальную стипендию получают несколько категорий студентов, например сироты, люди с инвалидностью первой и второй групп, ветераны боевых действий, студенты из многодетных и неполных семей, а также студенты из семей с доходом ниже прожиточного минимума в регионе. Базовая выплата не зависит от оценок, но ее могут увеличить за отличную учебу. Размер повышенной социальной стипендии устанавливает вуз.

На грант президента могут претендовать участники заключительных этапов школьных образовательных, спортивных и творческих олимпиад из списка Минпросвещения. Размер выплат — 20 000 ₽ в месяц, но нужно учиться без троек и задолженностей, а также регулярно показывать достижения в выбранной сфере. Если их будет недостаточно, выплаты могут отменить.

Именные стипендии назначают федеральные и региональные органы власти, компании, фонды или люди. Они устанавливают требования к участникам — в том числе и получать только отличные оценки.

Получить скидку на платное обучение. Вузы могут предлагать студентам на платных местах скидки за хорошие оценки. У каждого учебного учреждения свои правила, и смотреть их лучше на официальном сайте. За неуспеваемость скидки могут лишить.

Например, в СПбГУ скидки не предусмотрены, а в НИУ ВШЭ можно получить скидку от 25 до 70%. Но они положены тем, кто не нарушает дисциплину, не пропускает экзамены и зачеты без уважительной причины и получает на промежуточной аттестации не больше двух четверок и пятерок по десятибалльной шкале.

Сохранить договор и стипендию при целевом обучении. С 1 мая 2024 года организациям, которые заключают договоры о целевом обучении в вузах и ссузах, разрешили включать в них требования к успеваемости студентов. Правда, только по дисциплинам, изучение которых поможет работать по профессии. Перечень таких предметов определяет работодатель.

К примеру, если студент, обучающийся программированию, не сдаст нормативы по физкультуре, к нему вряд ли применят санкции. Но если завалит экзамены по информатике или математике на двух сессиях подряд, заказчик целевого обучения может урезать стипендию, пока студент не улучшит оценки.

За неуспеваемость могут и вовсе расторгнуть договор, но это крайняя мера. Сначала работодатель должен помочь студенту улучшить оценки: способы помощи закрепляются в соглашении. В случае расторжения договора придется компенсировать заказчику материальную помощь и выплатить вузу штраф, равный сумме расходов на обучение.

Пройти стажировку. Требования к соискателю указывают в описании к вакансии. Часто работодатели ищут только студентов последних курсов или выпускников, иногда указывают конкретные учебные заведения и специальности. В числе требований к кандидатам могут быть и оценки. Например, «Газпромнефть» принимает на стажировку студентов четвертого курса бакалавриата, четвертого-пятого курсов специалитета или первого-второго курсов магистратуры со средним баллом диплома не ниже 4.

Даже если такого требования нет, все равно нужно показать высокий уровень знаний, чтобы пройти отбор. Например, для стажировки в Т⁠-⁠Банке надо сдать онлайн-экзамен. Поэтому при плохой успеваемости велика вероятность не попасть на стажировку.

Пример стажерской вакансии от компании «Русал». Работодателя интересуют только студенты со средним баллом диплома не менее 4,5. Источник: hh.ru
Пример стажерской вакансии от компании «Русал». Работодателя интересуют только студенты со средним баллом диплома не менее 4,5. Источник: hh.ru

Как повысить успеваемость в вузе

Поставить цель. Целеполагание — это важный навык, который пригодится и в будущей работе. В другой статье для Т⁠—⁠Ж я рассказывала, как поставить цель в учебе. Важно, чтобы она вас мотивировала, но была достижимой: такой подход увеличивает производительность.

Аватар автора

Евгения Лубенникова

психолог и коуч, преподаватель английского НИУ ВШЭ

«Надо замечать, на каком этапе возникают трудности»

Эффективные стратегии обучения включают в себя стремление и настойчивость, планирование и способность управлять задачами. Эти качества проявляются в первую очередь в том, что студент берет на себя ответственность за обучение и использует все доступные ресурсы.

Американский психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил, что человек учится максимально успешно, когда ему не слишком просто и скучно, но и не слишком сложно и тревожно. Так достигается оптимальный уровень мотивации, при котором студент готов преодолевать сложности и двигаться вперед. Поэтому надо замечать, на каком этапе обучения возникают трудности, и активно искать ресурсы, чтобы их решить.

На успеваемость студента влияет, готов ли он взаимодействовать с другими учащимися. Например, объединяться в группы для сложных заданий или проектов: если есть проблемы с планированием, можно объединиться с тем, у кого хорошая самоорганизация.

Сконцентрироваться на конкретных задачах. Если постоянно думать о том, как вы не любите математику, это не облегчит подготовку к практикумам, а, напротив, будет только мешать сосредоточиться.

Лучше подумать, как изучение дисциплины поможет достичь вашей цели. Например, успешная сдача зачетов и экзаменов способствует получению стипендии или скидки на платное обучение.

Аватар автора

Алексей Сапкин

психолог, научный журналист, преподаватель МГУ

«Это такое испытание, которое вы выбираете пройти»

Нужно отдельно прокачивать профессиональные компетенции: посещать практические занятия и мастер-классы, устроиться на любую работу по специальности или вокруг нее, постепенно вливаться в профессиональное сообщество, самостоятельно знакомиться с практически ориентированной литературой.

Тогда успеваемость по неактуальным для профессионального будущего дисциплинам получится воспринимать как направление деятельности, где надо только сдавать зачеты, экзамены и письменные работы.

Перестать воспринимать нелюбимые дисциплины как мучение. Наоборот, есть смысл использовать их как практику принятия, толерантности к временному дискомфорту и развитию памяти. Вы изучаете этот материал не потому, что должны, а потому, что хотите получить диплом. Это такое испытание, которое само по себе вам не нравится, но чтобы стать дипломированным специалистом, вы выбираете его пройти.

Найти интересные материалы. Если лекции кажутся скучными — дело, скорее всего, в скучной подаче. Необходимый минимум фактов по предмету есть у всех преподавателей. Найдите действительно интересные материалы и ознакомьтесь с ними, а курс своего вуза рассматривайте с точки зрения уже полученных знаний. Это будет и приятнее, и эффективнее.

Поиск интересных лично вам фактов к темам, фигурирующим в лекциях, методичке и билетах, — универсальная и очень эффективная стратегия обучения. Во-первых, это полезно само по себе: активно работая с информацией, вы ее лучше запоминаете. Во-вторых, интересные факты выступают как своего рода кетчуп, с которым грызть гранит науки вкуснее. В-третьих, вместе с интересными данными легче вспоминать и неинтересные. Наконец, сам экзаменатор, скорее всего, оценит, что вы выдаете что-то сверх минимума.

Использовать различные приемы для обучения. Например, интервальные повторения. А если материал может быть переложен в карточки, то приложения для работы с ними вроде Anki или Quizlet вам очень помогут. Возможно, там найдутся и готовые карточки других студентов по вашей теме.

Поощрять себя за каждый этап подготовки. Возьмите жетоны из какой-нибудь игры и выдавайте себе по одному за каждый подготовленный билет или страницу реферата. Главное, чтобы на этот жетон можно было что-то приобрести, потому что сам по себе он недостаточно привлекателен. Эта методика известна давно и хорошо работает даже в сложных случаях.

Действовать, даже если нет желания. Если делать ничего не хочется, просто так это не изменится. Секрет в том, чтобы начать. Тогда мозг вознаградит вас соответствующей химией, и этого хватит на следующее действие, а потом на еще и еще одно. Сначала действие, и только потом мотивация, а не наоборот.

Научиться справляться с эмоциями. Когда студент не уверен в себе или боится получить плохую оценку, ему сложнее сконцентрироваться на новом материале. Хронический стресс сказывается не только на академической успеваемости, но и на здоровье.

Есть много техник, которые помогают успокоиться и справиться с тревогой. Но чтобы их использовать, надо понимать хотя бы основы того, как работает психика. Ранее мы писали о курсах, приложениях и чат-ботах, которые помогут в этом разобраться и научиться снимать напряжение.

Обратиться за помощью к преподавателю. Этот способ кажется очень простым, но часто о нем забывают. Преподаватель может просто не замечать, что студенту нужна помощь, поэтому надо не стесняться просить о консультации по сложной теме.

Преподаватель может не только объяснить сложную тему еще раз или посоветовать дополнительные источники для самостоятельного изучения, но и изменить подход к лекции, если поймет, что материал вызывает сложности у многих студентов.

Аватар автора

Мария Малышева

кандидат педагогических наук, основатель клуба преподавателей и репетиторов по английскому языку

«Мозг всегда ищет удовольствия»

Студент влюбляется в профессиональные качества преподавателя — любовь к своему предмету и заинтересованность в результатах учеников. Вот как преподаватель может проявлять эти качества.

Показывать ценность получаемых знаний. Когда я работала со студентами первого и второго курсов, обратила внимание, что они не занимаются репетиторством. Чтобы дать ребятам ощущение ценности их знаний и повысить их мотивацию, попросила каждого найти ученика, который готов учиться за символическую плату. Я помогала прописать цели занятий, подготовить программу и начать обучение. Так студенты начали нарабатывать педагогический опыт.

Учитывать физиологию мозга. Мозг всегда ищет удовольствия и избегает боли, поэтому важно учитывать это в обучении. Когда человек берется за сложную задачу и добивается прогресса, вырабатывается дофамин. Когда преподаватель выказывает уважение стараниям студента и радуется его достижениям, мозг студента получает серотонин. Удалось наладить плодотворное, эффективное, поддерживающее общение между одногруппниками — вот и окситоцин.

Использовать метафоры. Логика структурирует мозг. Преподаватель перечисляет «первый пункт, второй, третий, четвертый…», а дальше нужно дать мозгу паузу, чтобы отдохнуть или по-другому понять сказанное. Тут хорошо привести метафору, иллюстрацию, пример из жизни, кадр из фильма.

Обращать внимание на бытовые удобства. Это мало зависит от преподавателя, но администрация должна учитывать, чтобы те же туалеты были чистыми и комфортными, столовая вмещала всех учеников, а перерывов хватало на обед.

Мне довелось работать в вузе, где перерывы шли по десять минут, а буфет был очень маленьким, из-за чего студенты не успевали пообедать, были вечно голодные. Это отнюдь не способствовало успеваемости.

Итоги

  1. Академическая успеваемость — это то, насколько хорошо студент усвоил материал. Вузы проводят текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию — зачеты и экзамены, а в конце обучения студенту нужно пройти государственную итоговую аттестацию, чтобы получить диплом.
  2. Сильнее всего на нее влияет образ мышления студента. Также важны родительская вовлеченность, образование и материальное положение родителей, круг общения студента, его мотивация, эмоциональное состояние, самоэффективность и навыки саморегуляции.
  3. В России выделяют традиционную систему оценивания и балльно-рейтинговую. Во многих европейских странах принята система кредитов.
  4. Следить за успеваемостью важно не только для того, чтобы получить знания. Есть и материальные причины: стипендия за успехи, возможная скидка при платном обучении, сохранение договора при целевом обучении и места в вузе.
  5. Чтобы повысить успеваемость, можно использовать разные приемы. Например, применять полученные навыки на практике, поощрять себя и использовать техники запоминания. Помочь выстроить эффективную стратегию обучения или разобраться с когнитивными искажениями, которые мешают учиться, может психолог.

Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie

Юлия СкопичЧто помогало вам получать хорошие оценки в школе или вузе?
  • Артем«Что влияет на успеваемость студентов в вузе ?» Шта ? Я вам скажу, что нужно сделать: 1. Выкинуть треть ″дисциплин″ из учебного плана (вне зависимости от профессионального направления). Конкретно, убрать вообще всю гуманитарщину из технических ВУЗов или, наоборот, все технические специальности из гуманитарных учреждений. Это в среднем. 2. Ещё треть дисциплин (тоже в среднем) нужно сделать факультативными. Например, будущим IT-шникам не нужна физика в полном объёме или нужна, но не вся, а только конкретные её разделы. Или, например, речь об электротехнике и электронике. Будущим программистам FPGA-контроллеров она нужна будет обязательно, а тем, кто идёт в ML — нет. Вы понимаете, о чём я ? О нормальной дорожной карте (roadmap) или уч.плане, если хотите. 3. За счёт освободившегося времени увеличить количество учебных часов в действительно важных и профильных предметах. Например, 4. Наладить последовательность дисциплин. Грубо говоря, утром деньги, а вечером — стулья. Я о том, чтобы, например, высшую физику с дивергенциями и роторами не изучали, пока студенты не пройдут высшую математику, по крайней мере пока не закончат изучать теорию поля :) А то, я вижу сплошь и рядом ситуацию, когда первокурсники только начинали изучать производные высшего порядка, а им пихают по начавшейся механике (это раздел физики) определения с роторами и дивергенциями. Прямое следствие — никто ничего не понимает. С точки зрения логики здорового человека такое называется саботажем. 5. Потом, существует какие-то совершенно невнятные дисциплины, смысл которых даже сами преподаватели затрудняются объяснить. Если обладать некоторой долей здорового цинизма, то можно предположить, что они предназначены для отмыва бабла и изъятия полезного времени с той целью, чтобы студент как можно меньше научился чему-либо полезному и чтобы он же как можно больше находился в состоянии невроза и стресса. А отмыв бабла происходит примерно по следующей схеме: назначают человека, как правило своего, ему выплачивают, допустим 70 тысяч, а он возвращает 40. Простой пример, у меня в федеральном московском университете был предмет «Основы анализа данных», преподаватель которого понятия не имел о статистических выбросах. 6. Уволить с почётом и ко всем чертям старые кадры, которые впадают в маразм. Вне зависимости от их достижений. Уволить Не потому что, они впадают в маразм, а потому что они не могут обучать новым технологиям. А только читают методички 40-50-летней давности. Простой пример — у меня в том же федеральном московском университете обучали схемотехнике (это факультативная дисциплина для программистов, между прочим) на советских процессорах, которые перестали производить ещё в 80-ых годах 20 века. О них даже в Гугле была только одна строчка из какого-то каталога. В гугле!!! 7. Классическое: поднять заработную плату. В Китае средний преподаватель (без особых регалий и категорий) получает 150 тысяч российскими. Конкретно по этому пункту я своего мнения высказать не могу, но наслышан об этой проблеме. 8. Классическое: перестать мучать кадры отчётностью. Проблема не решена до сих пор. Это факт медицинский. 9. Это пункт важный — дать права студентам. Право выбирать преподавателей. Право менять преподавателей. Право отказываться от дискредитировавших себя преподавателей. Простой пример — какой-то человек может быть суперпрофессионалом в какой-либо области, но он НЕ УМЕЕТ объяснять материал. Он буквально мычит. Слышно, как такой человек пытается ДУМАТЬ на весь лекторий. Зачем он студентам ? Или бывали преподаватели со справкой из психдиспансера. И уже только потом, после реализации всех этих пунктов (это только в общем) уже имеет смысл давать какие-то советы студентам «Как улучить обучение ?» типа «Научиться справляться с эмоциями» :) То, что предлагается в статье - мёртвому припарки. В России и ряде стран бывшего СНГ в университеты идут строго по трём причинам: 1. Массовое нежелание идти в армию; 2. Необходимость наличия диплома для заработной платы; 3. Необходимость наличия диплома для получения визы. Про образование, обратите внимание, даже не заикаются. Привыкли.2
  • Артем(не дописал) 3. За счёт освободившегося времени увеличить количество учебных часов в действительно важных и профильных предметах. Например, важнейшая для ML теория вероятности пробегается галопом по Европам за полтора месяца. Или сложные для понимания нейронные сети тоже пробегаются по верхушечкам за те же полтора месяца, но зато 2,5 месяца изучаются подробно дико устаревшие экспертные системы, которые, простите за французский, обосрали все. Фамилии ? Ян Лекун, например. Не знаете ? Погуглите, кто это.0
  • Алексей ПетровЯ на младших курсах так себе учился, потому что мне было неинтересно. Просто не понимал, зачем нужны эти физика, химия и линейная алгебра. Тем более что (по совету родителей, но я их не виню, они хотели как лучше) с гуманитарным складом мышления я пошел учиться в технический ВУЗ, да еще и в Бауманку. Фактически, первый серьезный предмет, который я сдал на пятерку, был сопромат на 2 курсе. Но с третьего курса уже учился без троек, а потом стал круглым отличником, мэрскую стипендию получал, видимо, специальные предметы все же смогли меня увлечь :) Ну потом работа в оборонном НИИ, аспирантура, защита, и стал преподавателем на той же кафедре, на которой учился :) И я хочу сказать, что очень много зависит от преподавателя. Хороший руководитель (спасибо Вам, Игорь Васильевич, мы Вас помним) очень многое меняет в голове, заставляет задуматься даже в тех областях, которые с его предметом напрямую не связаны. И, к сожалению, наоборот тоже бывает. Ну, конечно, то, чего не хватает современным студентам - это самодисциплина. Серьезно, я понимаю, что все старперы любят ругать молодежь, но студенты пошли какие-то инфантильные. В наше время тоже были матерые хвостисты, я их помню, я был еще и старостой, так они были прошаренные до невозможности, все ходы-выходы в деканате знали, у преподавателей чуть не под дверью сидели, а сейчас часто попадаются какие-то придурки, которые полгода гуляют и ждут, что три хвоста сами рассосутся, не могут за неделю к экзамену на комиссии подготовиться, а потом удивляются и обижаются, что их отчислили.1
  • user2743856Я бы убрала физвос, и всяческие поощрения спортивных достижений на неспортивных специальностях. Хотите поощрить разумную физкультуру, сделайте бесплатную тренажерку и бассейн. И кстати, можно ввести небольшой факультативный курс какой-нибудь валеологии для популяризации здорового образа жизни и представления молодых людей о собственном здоровье.1
  • user2862952правильное планирование режима дня.сейчас много всяких заданий на дом-студенты перегружены.Убрать не профильные предметы.0