Как проверить качество образовательного продукта

Три шага, которые помогут отсеять сомнительные школы и курсы

36
Как проверить качество образовательного продукта
Аватар автора

Дмитрий Волошин

сооснователь компании Otus

Меня зовут Дмитрий Волошин, я сооснователь компании Otus, которая занимается онлайн-курсами для профессионалов.

Так как я занимаюсь онлайн-обучением, мне приходится сталкиваться с тем, что называют инфобизнесом. Это ругательное выражение для некачественных или даже шарлатанских образовательных программ.

Что такое инфобизнес

В массовом сознании инфобизнесмен компонует информацию из открытых источников, а иногда просто берет ее откуда-то целиком и продает по огромной цене. Таким образом, это бизнес «из воздуха», сомнительного качества и с высокой наценкой.

Но если отвлечься от эмоций и расхожих представлений, с точки зрения образовательного рынка по своей сути инфобизнес — чисто маркетинговый продукт. И это не просто слова, это находит отражение в распределении бюджетов. В университете на создание образовательного продукта уходит 60% затрат, в онлайн-школе — порядка 30%, в инфобизнесе — всего 5%. Остальные 95% уходят на привлечение клиента. Туда входят маркетинговые бюджеты и расходы на персонал отдела продаж.

Но пользователи образовательных программ не видят структуру расходов. Так что со стороны отличить инфобизнес от неинфобизнеса не так просто. Раньше можно было полагаться на отзывы. Сейчас фейковые отзывы не редкость. Тем не менее, проверить школу, программу обучения или курс на инфобизнес можно.

Вы сможете лучше оценить онлайн-курсы, если выполните следующие три шага.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Проверьте преподавателей

В большинстве случаев онлайн-обучение — навыковое. Школа или курс обещают, что при успешном прохождении и усвоении программы вы приобретете какой-то навык: от написания текстов до анализа данных. В этой ситуации преподаватель, во-первых, должен быть практикующим в конкретной области профессионалом. Во-вторых, обладать некоторой историей успеха: продвигаться по карьерной лестнице, проходить профильные обучения, выступать на конференциях, читать лекции. Проверить, подходит ли преподаватель под эти критерии, можно просто в интернете. Почитайте его социальные сети, поищите информацию на карьерных сайтах, в группах в «Телеграме», на форумах.

Стоит посетить открытые уроки и бесплатные вебинары, которые проводит преподаватель, чтобы проверить вашу совместимость. Можно быть разумным человеком с большим опытом, но абсолютно не уметь учить людей. При этом остерегайтесь автовебинаров — заранее записанных видео, в которых преподаватель рассказывает о курсе. Они выглядят как обычные вебинары, но на вопросы преподаватель отвечает не голосом, а в специальном чате. Проверить, кто же вам отвечает и насколько человек на записанном видео действительно вовлечен в образовательный процесс, возможности нет. Это повод сразу заподозрить неладное.

При оценке преподавателя стоит также остерегаться тех, кто работает в своей области только в формате консалтинга — коучем или советником. Я, например, и сам советник ректора Московского авиационного института. Но это не дает мне компетенций в сфере создания вузов. Если я создам подобный курс, ничего стоящего не выйдет.

Стоит обращать внимание на количество преподавателей курса. Если их, скажем, десять, то курс, скорее всего, обзорный. Если курс длится пять месяцев по два занятия в неделю, то каждый преподаватель получит за все время где-то четыре занятия. По моему мнению, реальный ценностный навык за такое короткое время сформировать нельзя. В результате на таком курсе вы получите только небольшой срез знаний от каждого из преподавателей. Преподавателей должно быть немного: примерно три человека на полугодовой курс, не считая ассистентов.

Вывод. Ищите информацию о создателях курса и преподавателях. Задавайте вопросы, гуглите и спрашивайте. Проверяйте онлайн-курсы так же, как вы проверяете предыдущих владельцев машины или квартиры перед покупкой.

ШАГ ВТОРОЙ

Обратите внимание на финансовые условия курса

Предположим, вы проверили преподавателя. Теперь обратите внимание на цену курса. Если видите, что на сайте висит баннер «Цены пополам» или «Скидка 50%», задумайтесь. Это означает, что рентабельность такого продукта очень низкая. Либо прибыль создателей больше 50%, то есть создание курса совсем ничего не стоит, либо они не заплатили кому-то из вовлеченных в его создание людей.

Безусловно, многие на рынке запускают скидки на Черную пятницу или Новый год — и это нормально. Но когда огромная скидка появляется, «потому что апрель», это повод задуматься
Безусловно, многие на рынке запускают скидки на Черную пятницу или Новый год — и это нормально. Но когда огромная скидка появляется, «потому что апрель», это повод задуматься

Обратите внимание на условия рассрочки на курс. Иногда указана стоимость в месяц, а маленьким шрифтом — количество месяцев оплаты, которое не совпадает с количеством месяцев обучения. Допустим, рассрочка — 10 000 ₽ в месяц, а платить 12 месяцев, в то время как курс идет всего пять.

Вывод. Остерегайтесь заманчивых посылов, внимательно изучайте финансовые условия продукта, читайте все, особенно то, что написано мелким шрифтом.

ШАГ ТРЕТИЙ

Проверьте, что «обещает» курс

В большинстве случаев современный EdTech нужен для двух вещей: для повышения квалификации — когда мы прокачиваемся в том, что уже знаем, получаем сертификаты и расширяем возможности, и для переподготовки, так называемого рескиллинга, когда мы осваиваем навык с нуля или даже получаем целиком новую профессию.

Те, кто идет на курсы для переподготовки, чаще всего идут за трудоустройством. Но вероятность того, что после этого рескиллинга студент получит высокооплачиваемую работу, невысока. В большинстве случаев трудоустройство, которое обещает или гарантирует онлайн-школа, попросту невозможно. Пятимесячный курс будет только началом обучения. Чтобы стать профессионалом и зарабатывать как профессионал, нужен практический опыт, стажировки, менторство и дополнительное обучение.

Создатели курсов могут гарантировать собеседование в компании, но трудоустройство зависит от самого студента
Создатели курсов могут гарантировать собеседование в компании, но трудоустройство зависит от самого студента

Успешные кейсы рескиллинга, конечно, есть. Они случаются тогда, когда на онлайн-курс идут замотивированные люди, они учатся ради самой учебы, прокачки себя в индустрии, да и просто ради удовольствия. В этом случае образование — не двигатель процесса, а его каркас. А обучение в конечном итоге зависит от ученика. Поэтому, если в рекламе курса вы видите обещание трудоустройства при получении новой профессии, почитайте внимательно соглашение. Иногда слово «обещание» в юридически значимых документах трактуется весьма вольно.

Какой в таком случае будет честная реклама онлайн-курса? Если набор навыков, который обещают на старте, будет равен набору навыков, который обучающийся сможет получить. Реклама должна содержать информацию о существенных особенностях образовательной услуги. Например, есть разница между записанным заранее видео и вебинаром: кому-то из студентов подойдет и первое, кому-то — только второе. Если обучение навыковое, в программе должно быть большое количество практической работы — и об этой практической работе, о возможности сделать итоговый проект, о том, как будут проверяться домашние задания, надо знать заранее.

Как раз где-то здесь и лежит ключевое отличие инфобизнеса от честного бизнеса. Инфобизнес обещает недостижимое и осознанно вводит в заблуждение. Обещания честных онлайн-курсов должны заключаться в подробном описании программы, образовательных тренажеров и методологии.

Вывод. Трезво оценивайте свои перспективы и не верьте курсам, которые обещают трудоустройство после окончания обучения. Возьмут ли вас на работу в желаемое место или нет — заранее никто не знает. Все зависит от вас самих.

Я думаю, что засилье инфобизнесменов и курсов, которые обещают миллионы после окончания обучения, в обозримом будущем закончится. В ближайшие два года отрасль существенно изменится, в нее активно будет вовлечено государство, но, с другой стороны, повысится и уровень осознанности клиентов. Люди станут подходить к выбору образовательных продуктов и ресурсов как к покупке каких-то материальных благ. Года через 3—4 будем с удивлением вспоминать некоторых лидеров текущей ситуации.

Дмитрий ВолошинА вы сталкивались с инфобизнесовыми курсами? Расскажите о своем опыте:
  • Andy ShaxОбразовательный продукт? Может все таки образовательные услуги?0
  • Анна Просто АннаВ последнее время я действую так: на одном известном сайте покупаю курс, просматриваю его и, если мне нравится содержимое, то покупаю его уже за полную стоимость. И схема пока не давала сбоев. Лучше потерять условные 300-500 рублей, чем 50-100 тысяч.16
  • Пфф1
  • С уважением к Дмитрию как предпринимателю, но не могу не выразить своего фи от услуг отуса, прошел 2 кура, остался недоволен. Слоган "не для новичков" себя не оправдал :(8
  • miss LeoКокарбоксилаза, с вашего коммента представилось, что скоро будут инфонаркоманы и все инфоцыгане переместятся в сегмент "научим за 7 минут в день слезть с инфопотребления", аланоны будут на манер "я не учусь уже 358 дней, но вчера опять вспоминал ютьюбчик", а доктора будут обсуждать проблемы инфотоксикации общества..... )))))5
  • ДаблГусьВсе достаточно просто - если вы узнали о курсе не из вездесущей рекламы - это хороший курс. А из всех платных курсов в интернете своих денег заслуживают лишь 2 (да и те начинались с бесплатных). Пользуйтесь степиком, оформляйте финпомощь на курсере, а гикбрейнс, скиллфактори и отус лесом шлите.30
  • Дмитрий ВолошинDmitriy, а можете поделиться, что именно не понравилось? какие курсы, что там не так? ну чтобы "фи" было хоть как-то конкретным10
  • Нек-ТоArman, известный сайт - это сливы, очевидно, и он покупает он один и тот же курс.23
  • Дмитрий ВолошинAndy, можно и так, и так0
  • Это Я95 % это инфоцыгане, даже без проверки это понятно.15
  • ШевальеДмитрий, инфоцыгане зло и рак рынка20
  • ArtemУ меня от одного из вебинаров отуса тоже были смешанные чувства, поэтому сначала был предвзят к статье, но после прочитки в принципе, согласился со всем сказанным. Курсы надо проверять, да.9
  • Ольга ГавриловаСогласна с тезисами, особенно, с количеством преподавателей. Еще от себя добавлю: и количеством тем для изучения в программе. Мой ближайший опыт был в Нетологии, курс "Копирайтер, коммерческий редактор". Он был запланирован на 3 или 4 месяца. Хорошо, что я выбрала вариант с рассрочкой и оплатила только один. На практике оказалось, что никакой линейной и последовательно проработки какой-то одной темы. В одну неделю несколько разных вебинаров, с серьезными домашними заданиями. Было ощущения хаоса, стресса и никакого навыка. При том, что я взрослый, мотивированный студент. Несмотря на много положительных моментов в Нетологи в целом, я отказалсь от продолжения курса и теперь всегда смотрю программу курса с точки зрения перегруженности темами. Я понимаю, что это накачивание ценности, чтобы оправдать те же 60000 р. Но толку не будет от того, что вы ночами будете метаться от написания статьи к созданию лендоса и обратно. Навык как таковой и суеты не сложится.4
  • Макс ТретьяковDmitriy, два курса? С первого раза не поняли?2
  • iris-kiskisЕщё хотелось бы отметить, что курс курсу может быть рознь даже в рамках одной образовательной платформы, плюс надо обязательно оценивать как давно был запущен курс. Первые потоки, хоть обычно и дешевые, но совсем не обкатаны в плане тем, заданий, преподаватели скачут от сверхпростого к сверхсложному и назад, меняя направление чуть ли не каждую минуту. Проходила в отусе 2 курса: один помог действительно хорошо поднять квалификацию и улучшить навыки, 5 из 5. Второй - никак, абсолютно не выстроена структура курса, никакая подача, 0 из 5. Какой для себя сделала вывод? Искать отзывы не про абстрактный отус, а конкретный его курс, искать инфу про преподавателей, оценивать проведение открытых уроков по этому курсу. p.s. Кстати, о провальном курсе не жалею: надеюсь, что они его всё-таки доведут до ума, и года через полтора можно будет его пройти (переводом в другую группу студентов, уже без оплаты)7
  • Сергей АрхангельскийГлавное не ошибиться и не идти ко всяким «молодостям» и уфимскому цыгану из лайка. Вот это настоящие цыгане)) вода водой, а пользы ноль)1
  • Иван ЯкунинДаже если курс ведут не инфоцыгане нужно очень подробно читать про что курс. К примеру, у гб есть курс «руководитель проектов в строительстве», но он нацелен на руками водителя проектов в структуре девелопера. А их мало и к ним с улицы кроме как на стажировку не попадёшь, хоть и обещают трудоустройство. Основной пул работодателей генподрядные организации, которым полученные навыки девелопера вообще не нужны.2
  • vichkПоделюсь своими наблюдениями как человек и специалист, который каждый день осматривает предложения по обучению от разных провайдеров: от онлайн-школ до крафтовых тренеров: 1. Обучение - это не волшебная таблетка и не панацея от всех проблем, не билет в лучшую жизнь со 100к в секунду. Вдумчивое и рефлексируемое прохождение курса - это только начало пути в профессии / специализации, специалиста красят его опыт и реализованные проекты. Обучение - то инвестиция, но проблемка в том, что оправдала она себя или нет, можно узнать только заскочив в вагон. 2. Обучение профессии достаточно скользкая штука, потому что каждому бизнесу от одного и того же условного аналитика нужно разное. Ни одна обучающая компания не знает, что реально происходит с профессией в полях, что от нее нужно малому, среднему бизнесу или корпорации. Поэтому выстраиваете свою траекторию обучения самостоятельно, делаете себе кастомный набор из курсов для закрытия навыков, лучший помощник в определении - это описания вакансий. Ну и ставьте себе измеримые и конкретные цели, каждый раз спрашивая себя, приближаюсь ли я к освоению фундамента профессии? 3. Спикеры. В корне не согласна с автором статьи по поводу карьерного продвижения, все-таки экспертиза в руках (если мы говорим о навыковом обучении), а не в позиции. При этом можно быть крутым экспертом, ярко продавать себя на конференции, но когда дело касается основного обучения, харизма рассеивается, и остается только унылое бла бла бла без связи с реальной профессией. Расспрашивать школу о том, как она занимается спикерами, как вычитывает их материалы, как обрамляет экспертизу спикера в обучающий продукт и как причесывает самого спикера. Иначе в платформе нет никакой ценности, и мы получим очередное видео в стиле "10 ошибок начинающего (подставьте любую профессию)" или "Как не надо делать что-то там" (мы все равно не знаем5
  • vichk...как надо, поэтому какой с нас спрос?) 4. Большое упущение любой онлайн-школы - это не давать демо-доступы к своим курсам. Под демо я имею в виду конкретный модуль курса, а не продающее видео о том, как участник заживет после или как востребована профессия. 5. Когда рескилингом занимается провайдер - жди беды. Счастье в руках учащегося, ни одна школа не причинит добра, если этим не готов заниматься сам учащийся. Внутренняя мотивация - единственный двигатель прогресса учащегося, а не обещание бренда о трудоустройстве. 6. Вчитывайтесь в программу и проверяйте ее на предмет накачанных модулей 7. Сертификация ничего не значит если это не DIPFR, ACCA и т.п. или техническая сертификация от поставщиков оборудования или по. В фокусе только навыки и софт скилы.6
  • Августина ПчелкинаАнна, на каком сайте вы покупаете курс за 300-500? .....4
  • Миллер ЕлизаветаОльга, согласна с вами. Я сейчас на этом же курсе учусь, очень много неприятных моментов, задания нормально не проверяют, просто для галочки ставят "зачёт".2
  • Даниил СилантьевArman, она пользуется ворованными материалами, а потом думает покупать ли легально.0
  • Виктория НикитинаРуслан, что даёт фин помощь от Coursera? И рассматривают ли они вообще такие заявки если ты работаешь? или только для студентов фин.помощь доступна?0
  • user1286548Александр, честно - не знаю кто этот Харари, но 500к за выступление - это вполне себе маркер инфоцыгана, они только так и зарабатывают)) или вы думали, что они по папертям побираются?0
  • Alexander PleshkovВиктория, вы можете пройти все курсы в специализации на Coursera по одному, но бесплатно останетесь без сертификата о пройденной специализации. Фин помощь позволяет забрать сертификат бесплатно, но сами знания можно получить бесплатно в любом случае.1
  • Сэр ИнкогнитоЕсли в вакансиях платформы (а в большинстве своем это тупо платформы,выкладывающие видеокурсы) вы видите запрос не на преподавателей с высоким уровнем, а на продавцов курсов - это разводняк. Посмотрите раскрученные и постоянно рекламируемые ресурсы. Вы поймете,что все это пирамида из продаванов,которые не несут ответственности ни за что. Почитайте их договоры: они считают свою работу выполненной с момента передачи вам доступа к их "платформе" (по сути - логина и пароль получили - вам ничего не должны). И не важно,что наполнения курса нет. В любом случае всегда читайте все оферты. Как говорил мой мудрый наставник,"учись,пока хрящи не срослись", а срастаются они к 35 годам. Если после этого срока вы замечаете снижение усваиваемости нового материала и начинаете плыть на скиле - вы не сможете начать что-то новое в кратчайшие сроки. Если только это новое не ваше хобби, на которое у вас отнимает время текущая основная кормящая вас работа. Идти за новыми знаниями птотму, что это сейчас модно,всегда считал глупостью. Мода быстротечна, потраченное время безвозвратно.0
  • PavelПо себе знаю, что главное при выборе курса - это собственная мотивация пройти его. Несколько раз записывался на бесплатные курсы, смотрел вебинары - толку ноль. Научился хоть чему-то на платных офлайн курсах. А ещё если онлайн курсы для детей - вообще бесполезно заставить их. Вспоминается та фотка из мема, гда сын с кастрюлей на голове делает уроки, а отец рядом с палкой...0
  • Сергей Самовольников1. Можете привести пример профиля преподавателя в социальных сетях? Этой информации не хватает для полной картины, чтобы был перед глазами пример из реальной жизни. 2. Вы пишите, что на полугодовой курс должно быть немного преподавателей, примерно три человека, я согласен. Но тогда почему на курсе JavaScript Developer. Professional — https://otus.ru/lessons/javascript-professional/ у вас заявлено 8 преподавателей на пятимесячный курс? При условии 4 академических часов в неделю, каждому преподавателю отводится 5 занятий на весь курс. В статье вы написали что 4 уже плохо, т.к. по вашему мнению реальный ценностный навык за такое короткое время сформировать нельзя. 3. Можете объяснить почему вы рекомендуете сомнительно относится к скидкам, но при этом сами снижаете стоимость своих курсов, мотивируя это просто окончанием недели (до 7 ноября): • JavaScript Developer. Professional (скидка 12 750 ₽) — https://otus.ru/lessons/javascript-professional/ • Java Developer. Professional (скидка 10 000 ₽) — https://otus.ru/lessons/java-professional/ • Data Engineer (скидка 9 000 ₽) — https://otus.ru/lessons/data-engineer/5
  • Макс МайлсPavel, А где вы проходили офлайн курсы? Я много учился в Специалисте, в совокупности от туда мало вынес даже с учётом практики. Мне кажется основная проблема там в преподавателях, которые говорят как можно поступить, а зачем так делать не приводят примеры или приводят, но они невнятные, запутанные (надо понимать, что человек за знаниями идёт не подготовленный, поэтому не каждый пример ему подходит); плюс тянут резину. Покупал как-то онлайн курсы на Udemy: сам поднял стенд на своём компьютере, максимально на нём практиковался, но преподаватель предоставлял свои ресурсы, отказался от них. Мотивация и практика - это очень важно.0
  • Валерия Райн"А вы сталкивались с инфобизнесовыми курсами?" ох, не только сталкивалась, но и работаю там)0
  • СергейДобрый день, онлайн школа фин ра, что можете сказать, это развод или стоящее дело0