Как проверить качество образовательного продукта
Меня зовут Дмитрий Волошин, я сооснователь компании Otus, которая занимается онлайн-курсами для профессионалов.
Так как я занимаюсь онлайн-обучением, мне приходится сталкиваться с тем, что называют инфобизнесом. Это ругательное выражение для некачественных или даже шарлатанских образовательных программ.
Что такое инфобизнес
В массовом сознании инфобизнесмен компонует информацию из открытых источников, а иногда просто берет ее откуда-то целиком и продает по огромной цене. Таким образом, это бизнес «из воздуха», сомнительного качества и с высокой наценкой.
Но если отвлечься от эмоций и расхожих представлений, с точки зрения образовательного рынка по своей сути инфобизнес — чисто маркетинговый продукт. И это не просто слова, это находит отражение в распределении бюджетов. В университете на создание образовательного продукта уходит 60% затрат, в онлайн-школе — порядка 30%, в инфобизнесе — всего 5%. Остальные 95% уходят на привлечение клиента. Туда входят маркетинговые бюджеты и расходы на персонал отдела продаж.
Но пользователи образовательных программ не видят структуру расходов. Так что со стороны отличить инфобизнес от неинфобизнеса не так просто. Раньше можно было полагаться на отзывы. Сейчас фейковые отзывы не редкость. Тем не менее, проверить школу, программу обучения или курс на инфобизнес можно.
Вы сможете лучше оценить онлайн-курсы, если выполните следующие три шага.
Проверьте преподавателей
В большинстве случаев онлайн-обучение — навыковое. Школа или курс обещают, что при успешном прохождении и усвоении программы вы приобретете какой-то навык: от написания текстов до анализа данных. В этой ситуации преподаватель, во-первых, должен быть практикующим в конкретной области профессионалом. Во-вторых, обладать некоторой историей успеха: продвигаться по карьерной лестнице, проходить профильные обучения, выступать на конференциях, читать лекции. Проверить, подходит ли преподаватель под эти критерии, можно просто в интернете. Почитайте его социальные сети, поищите информацию на карьерных сайтах, в группах в «Телеграме», на форумах.
Стоит посетить открытые уроки и бесплатные вебинары, которые проводит преподаватель, чтобы проверить вашу совместимость. Можно быть разумным человеком с большим опытом, но абсолютно не уметь учить людей. При этом остерегайтесь автовебинаров — заранее записанных видео, в которых преподаватель рассказывает о курсе. Они выглядят как обычные вебинары, но на вопросы преподаватель отвечает не голосом, а в специальном чате. Проверить, кто же вам отвечает и насколько человек на записанном видео действительно вовлечен в образовательный процесс, возможности нет. Это повод сразу заподозрить неладное.
При оценке преподавателя стоит также остерегаться тех, кто работает в своей области только в формате консалтинга — коучем или советником. Я, например, и сам советник ректора Московского авиационного института. Но это не дает мне компетенций в сфере создания вузов. Если я создам подобный курс, ничего стоящего не выйдет.
Стоит обращать внимание на количество преподавателей курса. Если их, скажем, десять, то курс, скорее всего, обзорный. Если курс длится пять месяцев по два занятия в неделю, то каждый преподаватель получит за все время где-то четыре занятия. По моему мнению, реальный ценностный навык за такое короткое время сформировать нельзя. В результате на таком курсе вы получите только небольшой срез знаний от каждого из преподавателей. Преподавателей должно быть немного: примерно три человека на полугодовой курс, не считая ассистентов.
Вывод. Ищите информацию о создателях курса и преподавателях. Задавайте вопросы, гуглите и спрашивайте. Проверяйте онлайн-курсы так же, как вы проверяете предыдущих владельцев машины или квартиры перед покупкой.
Обратите внимание на финансовые условия курса
Предположим, вы проверили преподавателя. Теперь обратите внимание на цену курса. Если видите, что на сайте висит баннер «Цены пополам» или «Скидка 50%», задумайтесь. Это означает, что рентабельность такого продукта очень низкая. Либо прибыль создателей больше 50%, то есть создание курса совсем ничего не стоит, либо они не заплатили кому-то из вовлеченных в его создание людей.
Обратите внимание на условия рассрочки на курс. Иногда указана стоимость в месяц, а маленьким шрифтом — количество месяцев оплаты, которое не совпадает с количеством месяцев обучения. Допустим, рассрочка — 10 000 ₽ в месяц, а платить 12 месяцев, в то время как курс идет всего пять.
Вывод. Остерегайтесь заманчивых посылов, внимательно изучайте финансовые условия продукта, читайте все, особенно то, что написано мелким шрифтом.
Проверьте, что «обещает» курс
В большинстве случаев современный EdTech нужен для двух вещей: для повышения квалификации — когда мы прокачиваемся в том, что уже знаем, получаем сертификаты и расширяем возможности, и для переподготовки, так называемого рескиллинга, когда мы осваиваем навык с нуля или даже получаем целиком новую профессию.
Те, кто идет на курсы для переподготовки, чаще всего идут за трудоустройством. Но вероятность того, что после этого рескиллинга студент получит высокооплачиваемую работу, невысока. В большинстве случаев трудоустройство, которое обещает или гарантирует онлайн-школа, попросту невозможно. Пятимесячный курс будет только началом обучения. Чтобы стать профессионалом и зарабатывать как профессионал, нужен практический опыт, стажировки, менторство и дополнительное обучение.
Успешные кейсы рескиллинга, конечно, есть. Они случаются тогда, когда на онлайн-курс идут замотивированные люди, они учатся ради самой учебы, прокачки себя в индустрии, да и просто ради удовольствия. В этом случае образование — не двигатель процесса, а его каркас. А обучение в конечном итоге зависит от ученика. Поэтому, если в рекламе курса вы видите обещание трудоустройства при получении новой профессии, почитайте внимательно соглашение. Иногда слово «обещание» в юридически значимых документах трактуется весьма вольно.
Какой в таком случае будет честная реклама онлайн-курса? Если набор навыков, который обещают на старте, будет равен набору навыков, который обучающийся сможет получить. Реклама должна содержать информацию о существенных особенностях образовательной услуги. Например, есть разница между записанным заранее видео и вебинаром: кому-то из студентов подойдет и первое, кому-то — только второе. Если обучение навыковое, в программе должно быть большое количество практической работы — и об этой практической работе, о возможности сделать итоговый проект, о том, как будут проверяться домашние задания, надо знать заранее.
Как раз где-то здесь и лежит ключевое отличие инфобизнеса от честного бизнеса. Инфобизнес обещает недостижимое и осознанно вводит в заблуждение. Обещания честных онлайн-курсов должны заключаться в подробном описании программы, образовательных тренажеров и методологии.
Вывод. Трезво оценивайте свои перспективы и не верьте курсам, которые обещают трудоустройство после окончания обучения. Возьмут ли вас на работу в желаемое место или нет — заранее никто не знает. Все зависит от вас самих.
Я думаю, что засилье инфобизнесменов и курсов, которые обещают миллионы после окончания обучения, в обозримом будущем закончится. В ближайшие два года отрасль существенно изменится, в нее активно будет вовлечено государство, но, с другой стороны, повысится и уровень осознанности клиентов. Люди станут подходить к выбору образовательных продуктов и ресурсов как к покупке каких-то материальных благ. Года через 3—4 будем с удивлением вспоминать некоторых лидеров текущей ситуации.