Две трети курсов, вебинаров и электронных книг в интернете — полная, запредельная туфта.

Почти все курсы саморазвития — это циничное кидалово, в котором вас еще и покалечат. При этом со стороны все выглядит очень гладко и красиво. Я десять лет наблюдаю эволюцию инфобизнеса в России, сам занимаюсь курсами и копирайтингом, видел и хорошие курсы с плохой рекламой, и наоборот. Вот на что надо смотреть, чтобы не повестись на уловки недобросовестных организаторов.

Отчего бугурт

Инфобизнес — это люди, которые продают в интернете обучающие продукты: серии рассылок, вебинары, онлайн-курсы и марафоны. Эксперт обещает вас чему-то научить за деньги: копирайтингу, маникюру, астрологии, форексу. Обучение либо дистанционное, либо через серию рассылок или заранее записанных видеоуроков.

При очень небольших затратах на инфобизнесе можно хорошо зарабатывать. Из-за этого в него тянутся не только хорошие ребята со знаниями, но и мошенники: они производят очень низкосортные учебные продукты и продают их через многообещающие промостраницы.

Отрасль настолько развита, что уже есть курсы по созданию инфобизнеса, даже целые академии для создателей курсов. К сожалению, вместо методов дидактики и психологии обучения там чаще учат маркетинговым ловушкам, чтобы впаривать свои продукты людям, которым они не нужны. В итоге у откровенно слабых специалистов появляется чертовски привлекательная реклама, люди платят и разочаровываются.

Я исхожу из того, что хороший инфобизнес — это когда глубокий, опытный специалист обучает своему ремеслу и дает качественный материал. Ему важно, чтобы ученикам этот курс оказался полезным и они не пожалели о потраченных деньгах. Его курсы могут подходить не всем, он это осознает и не хочет впарить их всем подряд. Хороший инфобизнесмен не только профессионально обучает людей, но и как-то задействован в индустрии — делает проекты, где-то работает по специальности. Если человек обучает бизнесу — у него либо есть бизнес прямо сейчас, либо был свой бизнес раньше.

Мошенник в моем понимании — тот, кто делает откровенно слабые и вредные продукты с целью продать их как можно большему количеству человек. Вот как его определить.

ПРИЗНАК 1
Съемки на фоне пальмы

Самый пошлый и распространенный штамп инфобизнеса — «Я живу на Бали, работаю два часа в день и зарабатываю столько-то тысяч. Пришлите мне сто долларов, и я научу вас, как делать так же!».

Востребованные специалисты не могут себе позволить подолгу сидеть на островах. Даже люди, которым на работе нужно сидеть за компьютером, не могут постоянно находиться в Азии в отрыве от головного офиса. Если человек заявляет, что он полгода проводит в блаженстве, будьте уверены: он либо приукрашивает, либо его профессиональные навыки никому не нужны.

Особенно аккуратно с тренерами, которые из-под пальмы обучают заработку в интернете. Если бы Сергей Мавроди написал книгу «Как разводить лохов», этот прием был бы на первой странице, рядом с сапогами жены Лёни Голубкова.

ПРИЗНАК 2
Основные темы: деньги, похудение, самореализация и секс

Халявщики в инфобизнесе хотят охватить как можно больше людей, поэтому им интересны только массовые темы. Делать курсы на узкие темы коммерчески неинтересно.

Поэтому вы найдете сотни курсов о том, как познать себя, стать счастливым, похудеть, флиртовать, соблазнять, воспитывать детей, быть стервой, быть лапочкой и заниматься трейдингом. Среди этих курсов будут толковые, но будут и курсы проходимцев-халтурщиков, и их — большинство.

Особенно осторожно с курсами о заработке и трейдинге. Если на странице написаны слова «заработок в интернете» — приготовьтесь бежать. Почти наверняка перед вами филиал финансовой пирамиды. Работает так: где-то в интернете разворачивают мошенническую схему, например подставного форекс-брокера. Чтобы привлекать к нему людей, организуют как бы курсы трейдеров, которые, конечно же, все построены на примере этого чудо-брокера. Студенты приходят к брокеру и сливают у него сбережения, а на курсах их убеждают, что это нормально и нужно просто еще занести.

Это не значит, что все авторы курсов на эти темы — мошенники или халтурщики. Есть очень глубокие и опытные ребята, которые хотят помогать людям. Просто именно здесь мошенников будет больше всего.

Работает и наоборот. Если вы встретили курс на узкую тему, например 3Д-моделирование, авторское право или тестирование программного обеспечения, — скорее всего, перед вами специалист, который решил поделиться знаниями. Он реально что-то умеет и настолько горит своим делом, что хочет привлечь в него новых людей. Часто такие люди открывают курсы, чтобы найти себе новых сотрудников, поэтому после курсов можно даже получить работу.

ПРИЗНАК 3
Долго мусолит проблему

Часто на страницах курсов вы встретите длинный рассказ о своих проблемах:

Вы годами работаете, едва сводя концы с концами.

Вы сидите на диетах, а ненавистные килограммы не уходят.

Вы замечательная женщина, а мужчины с вами не задерживаются.

Вы отличный парень, но девушки относятся к вам как к другу.

И одно дело, когда это сказано в двух абзацах, и совсем другое — когда автор делает из этого целый иллюстрированный рассказ. В нем он обязательно давит на эмоции, красит все в черный и максимально нагнетает, чтобы потом предложить свое решение.

Это признак, что над рассказом о курсе работал профессиональный копирайтер. Он использует уловку «нагнетание проблемы», чтобы эмоционально раскачать покупателей и заставить самых доверчивых скорее купить. Эмоциональная раскачка — это манипуляция.

Какие выводы:

  1. Автору очень важно продать продукт, как продавцу на рынке важно сбыть подгнивающие персики. Проще говоря, нам впаривают. Необязательно продукт плохой, но продают его именно так, как будто иначе его никто не купит.
  2. Автор не обращает внимания на то, что в жизни так не говорят, ему не очень важна репутация в отрасли и уважение коллег. Вероятно, автор не особо признан среди коллег. Надо проверить.
  3. Автор ориентируется на не очень образованную и опытную аудиторию. Более искушенных людей такие заходы скорее отпугивают.

Не исключено, что перед нами хороший специалист, который доверился циничному копирайтеру. А может быть, это и есть циничный копирайтер, которому главное — продать свои курсы, а результат учеников ему не так важен. Если почувствовали, что вам впаривают, — перепроверьте автора.

ПРИЗНАК 4
Невероятные результаты. Сложная вещь делается очень просто

Мошенники, халявщики и просто поверхностные люди будут убеждать, что нашли волшебный, чудодейственный и уникальный способ решить вашу проблему. Девушки будут ходить за вами строем, мужчины — укладываться штабелями, а деньги ворвутся в вашу жизнь полноводной рекой, достаточно три раза перед сном…

На страницах мошенников вы никогда не встретите оговорок, что для достижения мастерства потребуется много работать, вкладывать силы и время, тренироваться и трудиться. Их решения всегда будут простыми, безболезненными и без усилий — так они привлекают простаков. Если вы не простак, отнеситесь к этим обещаниям настороженно.

Если вы слышали, что на написание книги нужен год, а вам на курсах обещают, что вы напишете книгу за месяц, — это будет либо очень плохая книга, либо очень плохие курсы.

Если вы годами не можете победить лишний вес, а вам вдруг обещают, что он уйдет за неделю, — это просто вранье.

Психолог обещает за пять писем избавить вас от всех комплексов, которые мешают вам развиваться? Бегите.

Вам предлагают посадить монетку в землю, чтобы из нее выросло денежное дерево, которое будет приносить стабильный доход?

Истории известен только один способ простого заработка с невероятным результатом — продавать курсы о простом заработке с невероятным результатом. И то способ этот непростой.

ПРИЗНАК 5
Автор знает секрет

Халтурный инфобизнес часто эксплуатирует тему тайного знания: «У нас есть секретная методика, которая дает фантастические результаты, а у других ее нет. Но всего за сто долларов мы вам откроем…». Это откровенная чушь, рассчитанная на простака. Если автор действительно знает такой секрет, он не будет его раскрывать.

Часто заводят такую шарманку:

«Я успешный трейдер, поднялся с тысячи рублей до миллиона в месяц. Я больше не нуждаюсь в деньгах. Но я готов помочь зарабатывать тем, кто хочет стать успешным. Я помогаю простым трудящимся стать богатыми и независимыми, и мне за это ничего от них не нужно. Я сделаю это бесплатно, потому что я добрый и успешный. От вас нужно только…»

Если бы человек действительно делал доброе дело, он просто раскрыл бы свой секрет в интернете, не прося за это зарегистрироваться и заплатить.

Вариация:

«Я разработал систему трейдинга… Я настолько в ней уверен, что готов вложить деньги в ВАС, чтобы вы начали зарабатывать МНОГО. От вас — только депозит».

Все секретные схемы заработка, эксклюзивный доступ в тайные системы, скрываемый аптеками секрет похудения и прочие теории заговора — это способ раскрутить доверчивого гражданина либо на участие в финансовой пирамиде, либо на покупку доступа к несуществующему секрету.

ПРИЗНАК 6
Нет примеров самого продукта

Бывает, обучающий продукт сделан плохо: уроки записаны дома перед шкафом-стенкой, преподаватель не может связать двух слов, советы общие, нет никакой практики. Показывать такой продукт стыдно. Понимая это, автор просто его не показывает. Вместо демонстрации продукта — общие слова и фотографии счастливых людей.

Иногда самого продукта вообще нет или он будет делаться по ходу: например, эксперт будет проводить вебинары, параллельно их записывать и давать доступ к записям. Тут уже не угадаешь: есть блестящие спикеры, которые гениально импровизируют на ходу; а есть те, кто блестяще только продает свои курсы. Нужно искать другие вебинары и выступления человека в Ютубе и смотреть, насколько вам с ним будет интересно.

Если курс кажется интересным, но вы сомневаетесь в добросовестности автора, всегда можно связаться с ним лично и попросить показать какой-нибудь фрагмент из курса. Если автор действительно гордится своей работой и хочет приносить пользу, он покажет что-то из курса и ответит на вопросы. Если же цель автора — срубить денег, вам, скорее всего, не ответят.

ПРИЗНАК 7
Автовебинар

Распространенный способ продавать инфобизнесовые курсы — проводить затравочное занятие бесплатно, а остальное предлагать за деньги. Занятия часто называют вебинарами — как семинар, только в интернете. Хорошим тоном в инфобизнесе считается проводить вебинары вживую, отвечая на вопросы слушателей. Но мастера инфобизнеса придумали автовебинары — это когда автор курса один раз проводит занятие, оно записывается, а дальше эту запись крутят под видом живого мероприятия.

Нет проблемы в том, чтобы посмотреть семинар в записи. Проблема начинается тогда, когда автор выдает запись вебинара за живое мероприятие — то есть врет вам с первых же минут. Я не советую связываться с инфобизнесменами, которые промышляют автовебинарами.

ПРИЗНАК 8
Последний шанс, купи сейчас, скидка сгорит

Старый как мир копирайтерский прием — создание ажиотажа. Задача продавца — предложить колоссальную скидку на короткое время и пообещать ее отнять, если вы не купите продукт прямо сейчас. Вот разновидности этого приема.

Скидка исчезнет через 3 часа! На странице с курсами будет написано, что еще три часа действует специальная цена, успей купить сейчас, или проиграешь. Если зайти на эту страницу завтра, таймер будет тикать точно так же.

Скидка для тех, кто сейчас на вебинаре. На вебинарах часто говорят, что сейчас на курс скидка 80%, но действует она только до конца этого вебинара. Покупай сейчас.

Оба случая не означают, что перед вами шарлатан. Это означает лишь то, что автор очень хочет продать свой продукт, и продать со скидкой ему не будет в убыток. Если интересный вам курс замечен в таком скидочничестве, можно написать автору курса лично и попросить еще большую скидку. Или бесплатное участие в курсе за репост в Инстаграме.

ПРИЗНАК 9
Вип-комплект: 99 курсов по цене тертого хрена!

Еще один типичный способ раскрутить простаков — предложить им огромную коллекцию чего-либо с огромной скидкой. Например, продать не один курс за 5000 Р, а семь курсов сразу за 6250 Р плюс доступ к эксклюзивным вебинарам по увеличению члена силой позитивных аффирмаций.

Со стороны кажется, что это огромная экономия. В реальности человек просто повышает выручку, продавая то, что у него уже и так лежит и сделано. Если автор курсов замечен в вип-комплектовании и больших скидках, вы всегда можете получить еще большую скидку, достаточно написать и предложить.

Покупать что-то по такому предложению стоит только тем, кто уверен, что в ближайшие пару недель освоит весь объем. Например, если специалист предлагает купить пять курсов, каждый из которых проходится за три дня, а у вас как раз две недели отпуска — тогда это реалистично. Если же это 99 курсов и 1000 часов видео, а вы работаете по 10 часов в день, скорее всего, экономия не оправдается: вы посмотрите в лучшем случае два-три курса, после чего отложите обучение на попозже и никогда не вернетесь.

В делах саморазвития и онлайн-обучения очень важна срочность: если что-то несрочно, оно, как правило, не случается. А купленные с большой скидкой курсы как раз очень похожи на что-то несрочное.

ПРИЗНАК 10
Фотостоковые люди

Фотосток — это библиотека изображений, где за небольшую цену можно купить фотографии людей в разных жизненных ситуациях. Кидаешь 10 долларов, и вот у тебя уже есть фотография счастливой клиентки с ребенком на руках, которая счастлива оттого, что прошла ваши курсы.

Признаки, что фотографии на странице куплены:

  1. Эти лица вам смутно знакомы.
  2. Лица немножко неродные. Красивые, но у нас в стране их как будто нет.
  3. Все фотографии профессионально сделаны, качественно отретушированы, хорошо освещены.
  4. Если поискать эти фотографии в интернете, вы найдете множество похожих или таких же.

Специально для вас я купил на фотостоке несколько самых типичных изображений людей. Если на странице курсов эти люди делают вид, что они настоящие клиенты — вас пытаются обмануть:

Юридическая сторона вопроса

Автор онлайн-курсов должен быть фирмой или ИП, принимать оплату через эквайринг (а не переводом с карты на карту) и пробивать электронные чеки. Если чего-то из этого нет — повод насторожиться.

Обычно авторы курсов будут оказывать услуги на основании договора-оферты, то есть опубликованного договора, на условия которого вы можете подписаться. Могут заключить обычный бумажный договор, если курсы не требуют большой текучки.

Хорошим тоном считается писать в конце страницы реквизиты: например, имя ИП, номер ОГРНИП и адрес. Там же можно поискать ссылку на договор-оферту.

Если этого ничего нет и вы платите за курсы переводом с карты на карту, это то же самое, что просто кинуть кому-то денег на карту — закон вас не защищает. Возмущенные публикации в Фейсбуке и бурление в Телеграме вы не сможете приложить к судебному иску.

Сомневаетесь — берите на пробу

Если курс вам интересен, но у вас вызывает сомнение его качество — просто попросите у автора пробный урок помимо тех, что уже опубликованы. Автору будет приятен ваш интерес, а вы убедитесь в качестве.

Технологии продаж работают

Правда жизни в том, что все эти приемы, уловки и манипуляции типа «скидка сгорит» и «99 по цене одного» — всё это работает на больших массах людей. Конкретно вы, может быть, посчитаете эти приемы дешевыми и отвернетесь, но если показать такую рекламу тысяче человек, кто-то из них купит.

Не стоит думать, что описанные выше приемы неэффективны. Наоборот: на достаточно большой выборке неопытных посторонних людей эти методы работают лучше, чем интеллигентная, уважительная и подробная реклама. Другое дело, что этим людям курсы могут принести меньше пользы, но об этом обычно в инфобизнесе не принято думать.

Запомнить об инфобизнесе

  1. Чем сильнее пытаются продать — тем больше нужно насторожиться.
  2. Если продают с небольшой скидкой — можно попросить еще большую.
  3. Если продают с большой скидкой — можно попросить бесплатно, за репост.
  4. Под пальмой — это фу.
  5. Никаких секретов и тайных знаний нет.
  6. Никаких простых решений сложной проблемы — тоже.
  7. Всё это работает на массах.
  8. Дешевые приемы продаж — это признак, что над рекламой работал профессиональный копирайтер от инфобизнеса. Это не значит, что автор дилетант.
  9. Сомневаетесь — берите на пробу.