По данным исследования «Юкассы» и «Нетологии», 8% российских интернет-пользователей учились чему-либо через интернет.

Еще 40% опрошенных не исключают, что будут получать дополнительное образование таким образом. В этой статье расскажем, зачем люди покупают онлайн-курсы, какие направления самые популярные и сколько денег тратят клиенты онлайн-школ.

Зачем покупают интернет-курсы

В 2019 году почти две трети россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, проходили какое-либо дополнительное обучение. Правда, сюда входят все разновидности курсов — от повышения квалификации и получения новой профессии до занятий с репетитором и тренингов личностного роста.

По оценкам авторов исследования EdMarket Research, российский рынок онлайн-образования последние пять лет растет примерно на 20%: в 2016 году он оценивался в 20,7 млрд рублей, а к 2021 году достигнет 53,3 млрд. Причем это были докоронавирусные прогнозы. А когда компании начали переводить сотрудников на удаленку, количество пользователей интернет-курсов выросло в разы. Например, как рассказали Т⁠—⁠Ж в образовательной компании «Нетология», количество регистраций слушателей в марте и апреле 2020 года выросло в 3,6 раза по сравнению с январем и февралем.

Всех, кто получает дополнительное образование — в том числе и в офлайне, — исследователи делят на две примерно равные группы. Около половины учащихся записываются на различные курсы, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию, открыть свой бизнес, — то есть имеют вполне прагматичные цели. Вторая большая группа — это те, кто учится не ради карьеры, а просто для удовольствия или расширения кругозора.

Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research

Как и чему учатся

Самые популярные направления дополнительного образования — те, что касаются повышения профессиональных навыков: их выбирают 17% всех студентов. Сюда относятся, например, курсы повышения квалификации на производстве, стажировки, получение сертификатов и допусков. На втором месте по популярности — творчество и хобби: 13%. Это, например, музыка, рисование, различные ремесла. На третьем — спорт и здоровье: 9%. Сюда же исследователи включают все, что связано с диетами и здоровым питанием.

Что касается конкретно онлайн-обучения, то, если верить EdMarket Research, крупнейшие сегменты рынка — иностранные языки, продажи и маркетинг, информационные технологии, дизайн.

Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research

Мы проанализировали запросы в Яндексе, связанные с онлайн-курсами и обучением, за октябрь 2020 года. Всего получилось почти 2 млн запросов. Самый популярный — изучение английского: 492,7 тысячи. Каждый четвертый интернет-пользователь, который интересовался курсами, хотел изучать именно иностранный язык. Кроме того, в пятерку популярных запросов попали курсы по математике, обучение маникюру, подготовка к ЕГЭ и курсы массажа.

По данным исследования российского рынка онлайн-образования, которое провел проект «Барометр», чаще всего дистанционные курсы длятся от одного до трех месяцев. Ситуация, когда пользователь бросает проходить купленный курс, — частое явление: до конца программы в среднем доходят всего 59% студентов.

Что касается формата обучения, то, по данным опроса, проведенного авторами EdMarket Research, наиболее популярны видеоуроки с сопровождением преподавателя в онлайн-режиме: им отдали предпочтение 37% респондентов. На втором месте — формат, когда ученик получает заранее записанную лекцию: 24%.


Сколько платят за онлайн-обучение

Средний чек за обучение в онлайне оценить тяжело: стоимость курсов даже по одному направлению может различаться в разы. Цена зависит от многих факторов: где именно человек учится — в маленькой школе или в интернет-академии, сколько длится курс, для новичка он или для повышения квалификации профессионала.

Авторы разных исследований пытались рассчитать затраты на оплату онлайн-курсов, но суммы везде сильно различаются. В исследовании «Барометра» средний чек по большинству учебных программ и онлайн-курсов не превышает 10 тысяч рублей, но авторы оговариваются, что все зависит от тематики, бренда школы и других факторов. Например, есть курсы и дороже 100 тысяч — их примерно 4% от общего числа образовательных продуктов у тех проектов, что попали в исследование.

По данным «Юкассы» и «Нетологии», в 2018 году средний чек колебался от 619 Р за услуги репетиторов до 9814 Р за курсы иностранных языков

А CloudPayments и «Нетология» приводят в совместном исследовании рынка онлайн-образования во время коронакризиса другие средние суммы. Минимальное значение средней стоимости покупки в категории «онлайн-образование» было в апреле: 1878 Р. Максимальное — в августе: 2764 Р. Но здесь речь о средней стоимости для курсов всех тематик.

Источник: «Юкасса»
Источник: «Юкасса»
Источник: «Юкасса»
Источник: «Юкасса»

Что влияет на цену онлайн-курса

Владелец курса строит бизнес-модель, где прописывает затраты на разработку, амортизацию, поддержку, маркетинг. Далее смотрит, при каком чеке и объеме продаж выйдет в прибыль — с учетом наценки. Например, при минимальном чеке мы можем выйти на безубыточность через пять лет, а увеличив цену на 200% — за год. В итоге выбираем подходящий сценарий. Его определяют не только наши хотелки, но и возможности целевой аудитории, предложения конкурентов, разогретость рынка.

Фильтров, которые влияют на цену, много. Но в конечном счете решение остается за владельцем продукта и той экономикой, какую он считает адекватной рынку.

Чтобы понять, адекватна ли стоимость курса, я советую выбрать программы от разных школ и обратить внимание на несколько критериев.

Основной спикер. Чем он известнее, тем дороже его время.

Объем курса в часах — сколько длится каждый из сравниваемых курсов. Чем дольше, тем дороже.

Наличие внутренних тренажеров, серверов, а также доступа к необходимому программному обеспечению — например Photoshop или JetBrains. Если доступ есть, это, скорее всего, тоже уже входит в стоимость курса.

Объем практики и наличие наставников — есть ли обратная связь по домашним заданиям, будут ли по итогам выполнены крупные проекты, которые можно потом включить в портфолио. Если проверку домашних заданий и круглосуточную поддержку студентов осуществляет большая команда, это тоже отразится на чеке.

Актуальность материалов. Проще всего открыть «Хедхантер» и посмотреть, какие требования предъявляют работодатели к специалисту, на которого вы учитесь. Чем больше компетенций дают на курсе, тем он будет дороже. Например, от программиста работодатель может ожидать знания алгоритмов, умения работать с базами данных. Этому тоже учат на некоторых курсах по программированию, но стоить такая программа будет дороже.

По моему опыту, то, в каком формате проходит курс — в записи или в режиме реального времени, — не так сильно влияет на цену. На первый взгляд, живые вебинары проводить дешевле, чем записывать в студии, а потом монтировать. Но заранее записанные лекции можно продавать без привязки к набору нового потока.

Портрет типичного ученика

Летом 2019 года исследовательская группа EdMarket Research опросила тысячу жителей российских городов с населением больше полумиллиона человек, которые учились или собирались учиться в ближайший год на платных онлайн-курсах дополнительного профессионального образования. В итоге получился портрет среднестатистического ученика, который хочет повысить квалификацию или освоить новую профессию.

Женщин среди учеников немного больше, чем мужчин: 53,5% в среднем по стране и 57,3% в Москве. Средний возраст взрослого слушателя онлайн-программ — 35 лет в столице и 33 года в регионах.

Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Чем крупнее город, тем выше шанс, что человек будет покупать курсы в интернете, а не искать бесплатное образование. Например, в Москве и Санкт-Петербурге за дополнительное обучение в 2019 году платили 34% респондентов, в городах-миллионниках — 31%, а в городах с населением меньше миллиона — 20%.

Средний доход типичного ученика онлайн-курсов в Москве — 70 400 Р, в Санкт-Петербурге — 59 200 Р, в регионах — 43 100 Р.

В 2019 году 43% респондентов обучались по одному направлению, 24% — по двум, 16% — по трем, 8% — по четырем, 9% — как минимум по пяти. При этом чем больше направлений выбрал человек, тем выше вероятность, что хотя бы одно из них будет платным. Женщины обучаются сразу на нескольких направлениях чаще, чем мужчины.

Самое популярное направление, которое выбрали опрошенные, — информационные технологии. Правда, авторы исследования отмечают, что в выборке была большая доля ИТ-специалистов. На втором месте — бизнес и управление, на третьем — маркетинг, реклама и пиар, на четвертом — дизайн. Другие направления почему-то в исследовании не упоминаются.

Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research
Источник: EdMarket Research

Как коронавирус повлиял на рынок онлайн-образования

Мне нравится, как сказал автор книги «Sapiens. Краткая история человечества» Юваль Ной Харари: «Пандемия и коронавирус ничего нового не принесли в нашу жизнь, они просто ускорили процессы, которые и без того бы произошли». Это очень четко описывает развитие онлайн-бизнеса и образования.

За 2020 год онлайн-образование прошло тот путь развития, что мы бы проходили в ближайшие два-три года точно. Пандемия катализировала пользовательскую активность, увеличила предложение на рынке, а вместе с ним и конкуренцию. А конкуренция рождает постоянное улучшение качества образовательного продукта и ценовую войну участников. Таким образом, цены сейчас снижаются, а не растут.

Дальше в образовании будет происходить все то же самое, только процесс развития ускорится еще больше. Новые курсы и направления обучения будут появляться пропорционально росту спроса, а он сейчас постоянно увеличивается.

Конкуренция будет расти особенно сильно в таких крупных сегментах обучения, как языковое, корпоративное, дополнительное профессиональное, дополнительное среднее и основное среднее обучение, которое сегодня стабильно развивается.

Поскольку сегодня онлайн-образование опирается на данные, для бизнеса его прикладная польза будет становиться еще более заметной. Компании должны развивать человеческий капитал, так как в нем и состоит их конкурентное преимущество.