Как ИТ-компании получить аккредитацию
Оформлять аккредитацию не обязательно, но с ней компании могут претендовать на налоговые и другие льготы.
Например, аккредитованная организация может получить льготный кредит, а ее сотрудники — отсрочку от армии, мобилизации и ипотеку по ставке 5%. Аккредитацию дают бесплатно — нет даже госпошлины за подачу заявления. Расскажу, что нужно для госаккредитации и что может измениться в правилах ее получения в ближайшее время.
Вы узнаете
Кто может получить аккредитацию
Получить аккредитацию может только компания, ИП это недоступно. Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что крупные фирмы ради аккредитации могут выделить профильные подразделения в дочернюю ИТ-компанию — это не будет расцениваться как дробление бизнеса. Главное, чтобы новая фирма не возникла в ходе реорганизации, иначе она не сможет получить налоговые льготы.
Обязательных условий для получения аккредитации четыре :
- У компании в ЕГРЮЛ — профильный код ОКВЭД.
- Минимум 30% доли выручки от ИТ-услуг.
- Информация об ИТ-деятельности есть на сайте организации.
- Компания подала в ФНС согласие на раскрытие налоговой тайны.
Профильный код ОКВЭД должен быть основным, но некоторые виды деятельности должны сопровождаться дополнительными кодами. Допустим, если основной код — 46.51.2, оптовая торговля ПО, то в качестве дополнительного должен быть указан, например, 62.01 — разработка компьютерного ПО, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги.
Еще одно общее условие аккредитации — по итогам предыдущего года доля выручки от ИТ-услуг не менее 30% от всех доходов. Перечень видов деятельности, относящихся к ИТ-услугам, Минцифры утвердило отдельным приказом — он отличается от профильных кодов ОКВЭД. В него входят, например, создание и обучение нейросетей, услуги в сфере кибербезопасности, прием электронных платежных документов и так далее — всего 35 видов деятельности.
Если компании меньше года, а доход за это время превышает 1 000 000 Р, то учитывают всю выручку с момента регистрации. На официальном сайте компании должно быть указано, в каких направлениях в сфере ИТ она работает и внесены ли ее продукты в единый реестр российских программ.
Помимо обязательных, есть дополнительные условия для получения аккредитации, которые делятся на три варианта. ИТ-компания должна соответствовать условиям хотя бы одного из них.
Первый вариант подходит компаниям с высокими зарплатами. Кроме обязательных требований есть еще одно условие: средняя зарплата сотрудников компании за последние три месяца должна быть не ниже средней по стране или региону.
Упрощенно, средняя зарплата в организации определяется так: сумма всех выплат и других вознаграждений делится на количество сотрудников — и так за каждый из последних трех месяцев по данным последнего сданного расчета по страховым взносам . Среднюю зарплату Минцифры будет сравнивать со средней по стране или региону, в котором зарегистрирована компания, по данным Росстата.
Второй вариант подходит тем, кто разрабатывает и продает ПО, включенное в реестр отечественных программ. При этом доход компании за 2023 год должен быть более 1 000 000 ₽, а если она создана в 2024 году, то за истекшие до подачи заявления месяцы этого года.
Требования к зарплате в этом случае не учитываются.
Третий вариант — для стартапов. Аккредитацию могут получить ИТ-стартапы без выручки или с небольшой выручкой. Вот все условия:
- Средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону.
- Компания создана менее чем за три года до подачи заявления.
- Доход стартапа с момента создания ниже 1 000 000 ₽.
- В ЕГРЮЛ указан профильный код ОКВЭД.
- На сайте указано, чем именно компания занимается в ИТ-сфере.
Компаниям, зарегистрированным в регионах, где реестра стартапов нет, достаточно соответствовать перечисленным выше условиям. Но если реестр есть — нужно в нем зарегистрироваться. Тогда условие о доле доходов от ИТ-деятельности соблюдать не обязательно.
Если реестр в регионе есть, но стартап в нем не зарегистрирован, получить аккредитацию он сможет при выручке от ИТ-деятельности не менее 30%.
В июне 2024 реестр стартапов есть только в Москве, поэтому выписку должны предоставлять только столичные компании.
Аккредитацию также могут получить бюджетные и автономные учреждения в сфере ИТ. Условия такие:
- Основной код ОКВЭД — из списка профильных.
- Среднемесячная зарплата не ниже средней по стране или региону.
- На официальном сайте есть информация о деятельности в сфере ИТ.
- Выручка от ИТ превышает 30% от общей суммы доходов.
Казенные учреждения и автономные некоммерческие организации, созданные государством, тоже могут получить аккредитацию, если они соответствуют первым трем требованиям. Вместо последнего пункта — такой: расходы на деятельность в сфере ИТ должны превышать 30% всех затрат.
Как подать заявление
Подать заявление можно в личном кабинете на госуслугах. Для этого нужно открыть форму для аккредитации от лица компании.
Ее может заполнить руководитель или другой человек с доверенностью, которую тоже нужно прикрепить к заявлению. Руководитель или доверенное лицо должны подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью. Информация о предприятии и руководителе подтянется из личного кабинета автоматически — ее нужно проверить и заполнить недостающие строки, например указать сайт компании.
К заявлению нужно приложить:
- Справку о доходах — она автоматически формируется на госуслугах при заполнении заявления, ее нужно только подписать. Для казенных учреждений и автономных некоммерческих организаций — справку о расходах.
- Выписку из реестра стартапов — для организаций, образованных менее чем за три года до подачи заявления, если в регионе такой реестр ведется. Пока это актуально только для Москвы.
Кроме того, до подачи заявления нужно направить в налоговую согласие на раскрытие налоговой тайны .
Минцифры может потребовать у компании дополнительные сведения. После подачи заявления в министерстве проведут проверку — запросят в ФНС и МВД нужные данные. Если ведомство выдаст аккредитацию, то внесет компанию в реестр аккредитованных организаций и пришлет уведомление в личный кабинет на госуслугах. Об отказе уведомят тоже на госуслугах.
Вся проверка займет максимум 15 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок может затянуться, если Минцифры затребует у компании дополнительную информацию.
Что делать тем, кто уже аккредитован
Аккредитованные организации должны проходить процедуру подтверждения. Для этого ежегодно не позднее 1 июня компания представляет через госуслуги:
- Подписанное руководителем заявление о том, что по итогам предыдущего года доходы от ИТ-деятельности составляют более 30% всех доходов организации.
- Справку о доходах с общей суммой и расшифровкой доходов по каждому виду ИТ-услуг по кодам ОКВЭД из списка профильных.
При этом у компании должно действовать согласие на раскрытие налоговой тайны.
Если организация не подаст заявление, то лишится аккредитации.
Ежегодно до 1 июля Минцифры проводит плановые проверки аккредитованных компаний на основании сведений, полученных от ФНС и самих организаций. По запросу министерства нужно представлять дополнительные документы и сведения о деятельности в сфере ИТ. Компании, которые применяют пониженные тарифы взносов для ИТ, от проверок освобождены.
Когда аккредитацию могут аннулировать или отказать в ней
Получат отказ в аккредитации:
- Те, кто не соответствует требованиям.
- Компании, не давшие согласие на раскрытие налоговой тайны.
- Организации, более 50% уставного капитала которых прямо или косвенно принадлежит государству или муниципальному образованию, за исключением казенных, бюджетных, автономных учреждений и АНО.
- Госорганы, ГУП, МУП, госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании, государственные и муниципальные учреждения.
- Банки, кредитные и некредитные финансовые организации, страховые компании, операторы связи.
- Компании, у руководителей которых есть неснятая или непогашенная судимость.
- Акционерные общества из перечня правительства от 23.01.2003 № 91-р, например «Аэрофлот», «Алроса», «Газпром».
- Компании с налоговой задолженностью более 3000 ₽.
Компании могут подать заявление заново после того, как устранят причины отказа, либо обжаловать решение.
Раз в год Минцифры может провести внеплановую проверку уже аккредитованной компании. Для этого министерство направит запросы в другие органы и запросит справку о доходах у компании, чтобы убедиться, что она все еще соответствует требованиям. Проверять будут данные за последние три месяца.
Аннулировать аккредитацию могут, если компания:
- Сама подаст заявление об отказе от аккредитации.
- Закроется, и информация об этом появится в ЕГРЮЛ.
- Представит заведомо ложные сведения. Тогда компания и должностные лица будут нести ответственность.
- Отзовет согласие на раскрытие налоговой тайны либо срок его действия истечет.
- Перестанет соответствовать требованиям для получения аккредитации и в результате проверки об этом узнает Минцифры.
Отказаться от аккредитации можно в электронной форме на госуслугах. В течение пяти рабочих дней будет принято решение об аннулировании — и компанию исключат из реестра аккредитованных организаций. После этого заново подать заявление о предоставлении аккредитации можно минимум через шесть месяцев со дня аннулирования.
Какие льготы положены аккредитованным ИТ-компаниям
Аккредитованные ИТ-компании могут получить налоговые льготы. Вот основные:
- Ставка налога на прибыль для организаций на ОСН — 0% в 2022—2024 годах вместо 20%. С 2025 года будет 5%.
- Совокупный тариф страховых взносов — 7,6 вместо 30%.
- Мораторий на выездные налоговые проверки — до 3 марта 2025 года.
Аккредитация обязательна для получения льгот, но есть и дополнительное условие: доля профильной выручки — не менее 70% от общего объема доходов.
Аккредитованная ИТ-компания может получить льготные кредиты по ставке от 1 до 5%, если на период действия кредитного договора сохранит минимум 85% рабочих мест и будет ежегодно индексировать зарплаты сотрудников.
Аккредитация также дает:
- Упрощенный наем иностранных специалистов из визовых стран, то есть получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Кроме того, иностранные специалисты в сфере ИТ могут трудоустроиться в аккредитованную компанию без патента или разрешения на работу.
- Льготы для сотрудников, например отсрочку от армии и мобилизации и ипотеку по ставке 5%.
После внесения в список аккредитованных ИТ-компаний на госуслугах можно заказать выписку из реестра — это могут сделать только юридические лица. Кроме того, в сервисе можно и без выписки проверить, есть ли у ИТ-компании аккредитация: для этого надо ввести ИНН или название компании. Эта услуга доступна всем. Так сотрудники ИТ-компаний смогут понять, есть ли у них право на льготы — отсрочку от мобилизации или ИТ-ипотеку.
Какие изменения предлагает Минцифры
Ведомство разработало поправки, после утверждения которых еще больше ИТ-компаний смогут претендовать на госаккредитацию, а процесс ее подтверждения станет удобнее.
Вот что, в частности, предлагают власти:
- отменить критерий по доле выручки от ИТ-деятельности для стартапов с минимальным показателем выручки, включенных в реестр малых технологических компаний и созданных менее трех лет назад;
- не проводить плановое подтверждение, если компания получила аккредитацию в год своего создания;
- принимать заявления на ежегодную процедуру подтверждения аккредитации только через портал госуслуг;
- проводить проверку по уровню зарплаты в отношении двух кварталов вместо пяти;
- ввести новый критерий: максимальная доля зарубежных участников в уставном капитале фирмы — 50%.
В августе 2024 года эти поправки еще находятся на рассмотрении.
Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes