Новости
149K

Как ИТ-компании получить аккредитацию

Главные условия — профильный код ОКВЭД и минимум 30% доходов от деятельности в сфере ИТ
37
Как ИТ-компании получить аккредитацию
Аватар автора

Лиана Липанова

разобралась в правилах аккредитации

Страница автора

Оформлять аккредитацию не обязательно, но с ней компании могут претендовать на налоговые и другие льготы.

Например, аккредитованная организация может получить льготный кредит, а ее сотрудники — отсрочку от армии, мобилизации и ипотеку по ставке 5%. Аккредитацию дают бесплатно — нет даже госпошлины за подачу заявления. Расскажу, что нужно для госаккредитации и что может измениться в правилах ее получения в ближайшее время.

Кто может получить аккредитацию

Получить аккредитацию может только компания, ИП это недоступно. Глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что крупные фирмы ради аккредитации могут выделить профильные подразделения в дочернюю ИТ-компанию — это не будет расцениваться как дробление бизнеса. Главное, чтобы новая фирма не возникла в ходе реорганизации, иначе она не сможет получить налоговые льготы.

Обязательных условий для получения аккредитации четыре  :

  1. У компании в ЕГРЮЛ — профильный код ОКВЭД.
  2. Минимум 30% доли выручки от ИТ-услуг.
  3. Информация об ИТ-деятельности есть на сайте организации.
  4. Компания подала в ФНС согласие на раскрытие налоговой тайны.

Профильный код ОКВЭД должен быть основным, но некоторые виды деятельности должны сопровождаться дополнительными кодами. Допустим, если основной код — 46.51.2, оптовая торговля ПО, то в качестве дополнительного должен быть указан, например, 62.01 — разработка компьютерного ПО, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги.

Еще одно общее условие аккредитации — по итогам предыдущего года доля выручки от ИТ-услуг не менее 30% от всех доходов. Перечень видов деятельности, относящихся к ИТ-услугам, Минцифры утвердило отдельным приказом — он отличается от профильных кодов ОКВЭД. В него входят, например, создание и обучение нейросетей, услуги в сфере кибербезопасности, прием электронных платежных документов и так далее — всего 35 видов деятельности.

Если компании меньше года, а доход за это время превышает 1 000 000 Р, то учитывают всю выручку с момента регистрации. На официальном сайте компании должно быть указано, в каких направлениях в сфере ИТ она работает и внесены ли ее продукты в единый реестр российских программ.

Помимо обязательных, есть дополнительные условия для получения аккредитации, которые делятся на три варианта. ИТ-компания должна соответствовать условиям хотя бы одного из них.

Первый вариант подходит компаниям с высокими зарплатами. Кроме обязательных требований есть еще одно условие: средняя зарплата сотрудников компании за последние три месяца должна быть не ниже средней по стране или региону.

Упрощенно, средняя зарплата в организации определяется так: сумма всех выплат и других вознаграждений делится на количество сотрудников — и так за каждый из последних трех месяцев по данным последнего сданного расчета по страховым взносам  . Среднюю зарплату Минцифры будет сравнивать со средней по стране или региону, в котором зарегистрирована компания, по данным Росстата.

Второй вариант подходит тем, кто разрабатывает и продает ПО, включенное в реестр отечественных программ. При этом доход компании за 2023 год должен быть более 1 000 000 ₽, а если она создана в 2024 году, то за истекшие до подачи заявления месяцы этого года.

Требования к зарплате в этом случае не учитываются.

Третий вариант — для стартапов. Аккредитацию могут получить ИТ-стартапы без выручки или с небольшой выручкой. Вот все условия:

  1. Средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону.
  2. Компания создана менее чем за три года до подачи заявления.
  3. Доход стартапа с момента создания ниже 1 000 000 ₽.
  4. В ЕГРЮЛ указан профильный код ОКВЭД.
  5. На сайте указано, чем именно компания занимается в ИТ-сфере.

Компаниям, зарегистрированным в регионах, где реестра стартапов нет, достаточно соответствовать перечисленным выше условиям. Но если реестр есть — нужно в нем зарегистрироваться. Тогда условие о доле доходов от ИТ-деятельности соблюдать не обязательно.

Если реестр в регионе есть, но стартап в нем не зарегистрирован, получить аккредитацию он сможет при выручке от ИТ-деятельности не менее 30%.

В июне 2024 реестр стартапов есть только в Москве, поэтому выписку должны предоставлять только столичные компании.

Аккредитацию также могут получить бюджетные и автономные учреждения в сфере ИТ. Условия такие:

  1. Основной код ОКВЭД — из списка профильных.
  2. Среднемесячная зарплата не ниже средней по стране или региону.
  3. На официальном сайте есть информация о деятельности в сфере ИТ.
  4. Выручка от ИТ превышает 30% от общей суммы доходов.

Казенные учреждения и автономные некоммерческие организации, созданные государством, тоже могут получить аккредитацию, если они соответствуют первым трем требованиям. Вместо последнего пункта — такой: расходы на деятельность в сфере ИТ должны превышать 30% всех затрат.

Как подать заявление

Подать заявление можно в личном кабинете на госуслугах. Для этого нужно открыть форму для аккредитации от лица компании.

Ее может заполнить руководитель или другой человек с доверенностью, которую тоже нужно прикрепить к заявлению. Руководитель или доверенное лицо должны подписать заявление усиленной квалифицированной электронной подписью. Информация о предприятии и руководителе подтянется из личного кабинета автоматически — ее нужно проверить и заполнить недостающие строки, например указать сайт компании.

К заявлению нужно приложить:

  1. Справку о доходах — она автоматически формируется на госуслугах при заполнении заявления, ее нужно только подписать. Для казенных учреждений и автономных некоммерческих организаций — справку о расходах.
  2. Выписку из реестра стартапов — для организаций, образованных менее чем за три года до подачи заявления, если в регионе такой реестр ведется. Пока это актуально только для Москвы.

Кроме того, до подачи заявления нужно направить в налоговую согласие на раскрытие налоговой тайны  .

Минцифры может потребовать у компании дополнительные сведения. После подачи заявления в министерстве проведут проверку — запросят в ФНС и МВД нужные данные. Если ведомство выдаст аккредитацию, то внесет компанию в реестр аккредитованных организаций и пришлет уведомление в личный кабинет на госуслугах. Об отказе уведомят тоже на госуслугах.

Вся проверка займет максимум 15 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок может затянуться, если Минцифры затребует у компании дополнительную информацию.

Что делать тем, кто уже аккредитован

Аккредитованные организации должны проходить процедуру подтверждения. Для этого ежегодно не позднее 1 июня компания представляет через госуслуги:

  1. Подписанное руководителем заявление о том, что по итогам предыдущего года доходы от ИТ-деятельности составляют более 30% всех доходов организации.
  2. Справку о доходах с общей суммой и расшифровкой доходов по каждому виду ИТ-услуг по кодам ОКВЭД из списка профильных.

При этом у компании должно действовать согласие на раскрытие налоговой тайны.

Если организация не подаст заявление, то лишится аккредитации.

Ежегодно до 1 июля Минцифры проводит плановые проверки аккредитованных компаний на основании сведений, полученных от ФНС и самих организаций. По запросу министерства нужно представлять дополнительные документы и сведения о деятельности в сфере ИТ. Компании, которые применяют пониженные тарифы взносов для ИТ, от проверок освобождены.

Когда аккредитацию могут аннулировать или отказать в ней

Получат отказ в аккредитации:

  1. Те, кто не соответствует требованиям.
  2. Компании, не давшие согласие на раскрытие налоговой тайны.
  3. Организации, более 50% уставного капитала которых прямо или косвенно принадлежит государству или муниципальному образованию, за исключением казенных, бюджетных, автономных учреждений и АНО.
  4. Госорганы, ГУП, МУП, госкомпании, госкорпорации, публично-правовые компании, государственные и муниципальные учреждения.
  5. Банки, кредитные и некредитные финансовые организации, страховые компании, операторы связи.
  6. Компании, у руководителей которых есть неснятая или непогашенная судимость.
  7. Акционерные общества из перечня правительства от 23.01.2003 № 91-р, например «Аэрофлот», «Алроса», «Газпром».
  8. Компании с налоговой задолженностью более 3000 ₽.

Компании могут подать заявление заново после того, как устранят причины отказа, либо обжаловать решение.

Раз в год Минцифры может провести внеплановую проверку уже аккредитованной компании. Для этого министерство направит запросы в другие органы и запросит справку о доходах у компании, чтобы убедиться, что она все еще соответствует требованиям. Проверять будут данные за последние три месяца.

Аннулировать аккредитацию могут, если компания:

  1. Сама подаст заявление об отказе от аккредитации.
  2. Закроется, и информация об этом появится в ЕГРЮЛ.
  3. Представит заведомо ложные сведения. Тогда компания и должностные лица будут нести ответственность.
  4. Отзовет согласие на раскрытие налоговой тайны либо срок его действия истечет.
  5. Перестанет соответствовать требованиям для получения аккредитации и в результате проверки об этом узнает Минцифры.

Отказаться от аккредитации можно в электронной форме на госуслугах. В течение пяти рабочих дней будет принято решение об аннулировании — и компанию исключат из реестра аккредитованных организаций. После этого заново подать заявление о предоставлении аккредитации можно минимум через шесть месяцев со дня аннулирования.

Какие льготы положены аккредитованным ИТ-компаниям

Аккредитованные ИТ-компании могут получить налоговые льготы. Вот основные:

  1. Ставка налога на прибыль для организаций на ОСН — 0% в 2022—2024 годах вместо 20%. С 2025 года будет 5%.
  2. Совокупный тариф страховых взносов — 7,6 вместо 30%.
  3. Мораторий на выездные налоговые проверки — до 3 марта 2025 года.

Аккредитация обязательна для получения льгот, но есть и дополнительное условие: доля профильной выручки — не менее 70% от общего объема доходов.

Аккредитованная ИТ-компания может получить льготные кредиты по ставке от 1 до 5%, если на период действия кредитного договора сохранит минимум 85% рабочих мест и будет ежегодно индексировать зарплаты сотрудников.

Аккредитация также дает:

  1. Упрощенный наем иностранных специалистов из визовых стран, то есть получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не нужно. Кроме того, иностранные специалисты в сфере ИТ могут трудоустроиться в аккредитованную компанию без патента или разрешения на работу.
  2. Льготы для сотрудников, например отсрочку от армии и мобилизации и ипотеку по ставке 5%.

После внесения в список аккредитованных ИТ-компаний на госуслугах можно заказать выписку из реестра — это могут сделать только юридические лица. Кроме того, в сервисе можно и без выписки проверить, есть ли у ИТ-компании аккредитация: для этого надо ввести ИНН или название компании. Эта услуга доступна всем. Так сотрудники ИТ-компаний смогут понять, есть ли у них право на льготы — отсрочку от мобилизации или ИТ-ипотеку.

Какие изменения предлагает Минцифры

Ведомство разработало поправки, после утверждения которых еще больше ИТ-компаний смогут претендовать на госаккредитацию, а процесс ее подтверждения станет удобнее.

Вот что, в частности, предлагают власти:

  • отменить критерий по доле выручки от ИТ-деятельности для стартапов с минимальным показателем выручки, включенных в реестр малых технологических компаний и созданных менее трех лет назад;
  • не проводить плановое подтверждение, если компания получила аккредитацию в год своего создания;
  • принимать заявления на ежегодную процедуру подтверждения аккредитации только через портал госуслуг;
  • проводить проверку по уровню зарплаты в отношении двух кварталов вместо пяти;
  • ввести новый критерий: максимальная доля зарубежных участников в уставном капитале фирмы — 50%.

В августе 2024 года эти поправки еще находятся на рассмотрении.

Новости, которые касаются бизнеса, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes

Лиана ЛипановаКакие плюсы и минусы вы видите в аккредитации ИТ-компаний?
  • Victor M"Средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону — в зависимости от того, какая сумма выше." Подскажите, пожалуйста, точно сумма которая выше? На вебинаре минцифры говорилось, что сумму выбирают как удобнее для компании..0
  • Лиана ЛипановаVictor, спасибо, что заметили. Поправили: подойдёт любая зп0
  • Konstantin Kuzminне могли бы поподробней рассказать про "Даст заведомо ложные сведения. В этом случае компания и должностные лица будут нести ответственность." - какая именно ответственность здесь может быть ?0
  • Boris ZabyvaevЛиана, "любая зп"!? Переформулируйте)0
  • Boris Zabyvaev"Сейчас реестр стартапов есть только в Москве, поэтому выписку должны предоставлять только столичные стартапы." А что это значит? Где этот реестр? Кто его ведет? Вы проверяли, что он есть? Как в него попасть?0
  • ИванПодскажите, верно ли то что можно создать ИТ-компанию, нанять штат, получить за месяц доход по контракту 1 млн. рублей и идти получать аккредитацию.? Т.е. минимальный срок получается месяц,главное миллион дохода? Или поясните какой минимальный срок для получения аккредитации с момента создания ООО.0
  • Boris ZabyvaevИван, чтобы получить льготы, нужно соответствовать требованиям. Требования иметь доход не ниже 1 млн. руб. при подаче заявления на аккредитацию нет. Как я понимаю, сегодня аккредитуют тех, кто действительно работает, а не создал компанию для получения льгот (нужно иметь работников с зп не ниже средней).0
  • Boris ZabyvaevИван, я оказался прав, только что Минцифры опубликовали уточнения: 📌 Об особенностях рассмотрения заявок на аккредитацию Попасть в реестр ИТ-компаний невозможно без подтверждения от ФНС соответствия средней зарплаты организации (в том числе стартапов) средней зарплате по региону или по стране.1
  • Дмитрий ГридасовСкажите ИП без работников может аккредитоваться?0
  • Boris ZabyvaevДмитрий, нет. https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/1/0
  • Семен КондратьевУказано о заработной плате по сотрудникам, а какое количество сотрудников должно быть в компании? Если например в ней числюсь только я сам, как ген. директор этого будет достаточно?0
  • mmmесли компания ранее была аккредитована, сейчас надо только дать согласие налоговой? никакие иные документы подавать не надо - документ об отсутствии судимости и пр.?0
  • Boris Zabyvaevmmm, иные документы подавать не надо, кроме согласия. Но соответствовать сегодняшним критериям аккредитации надо. Минцифры регулярно проводят сверку.0
  • MattyeПодскажите, пожалуйста насчёт справки о доходах. Недавно Минцифры выпустило Перечень видов деятельности в области IT и заявили, что: "В разрезе указанных видов организациям необходимо будет предоставлять сведения (в форме справки) о доходах от деятельности в сфере ИТ". Вопрос: если организация уже аккредитована, каким образом можно предоставить эту справку в Минцифры?1
  • Nikitaесть кто пробовал вывести ИП как стартап ООО и получить аккредитацию после изменений?1
  • lenaskomorohovaесли компании уже была аккредитована как ИТ компания и по новым правилам не проходит по требованию "средняя зарплата сотрудников не ниже средней по стране или региону", когда компания сможет снова подать данные на аккредитацию?0
  • Лариса АбрамоваNikita, Напишите мне0
  • K. B.Подскажите, пожалуйста, может ли аккредитоваться компания-стартап, основанная в текущем году? Есть требования по минимальному «стажу» организации?0
  • Rustam TravelerДобрый день! А сами учредители и/или руководители аккредитованных it-компаний имеют право на отсрочку? и должен ли учредитель иметь профильное айтишное образование?2
  • Rustam TravelerЛариса, а куда написать? )0
  • Эдвард КарапетянRustam, нашли ответ?1
  • АлексейBoris, Что он ответил, там два часа эфира?1
  • financeДобрый день. У организации основной ОКВЭД 62.01. При смене основного ОКВЭД 62.01 на ОКВЭД 63.11.1 нужно оповещать МИНЦИФРЫ? Если да, то каким образом?0
  • Марина ВладимировнаТак опять плюсы все только для верхушки, дешевые кредиты и они и земли скупят по дешёвке, и работают у них призраки IT пока отмывают деньги тд, только мы что то льгот не видим0
  • Ольга ЦиреньщиковаRustam, учредитель может себя оформить директором. Но на отсрочку этого не достаточно, нужно иметь профильное образование.0
  • Михаил ЗубковОльга, а есть ли список этих профильных образований? У меня диплом о высшем Строительство, в то же время я являюсь генеральным директором в своей it компании. Имею ли я право на отсрочку от мобилизации и айти ипотеку0
  • Богдан Д.Здравствуйте. ИТ компания 5 чел. Средняя зарплата за 2023 год - 73000 руб. За 1-й кв 2024 г. - 73000 руб. Средняя по РФ зарплата в ИТ отрасли соответствует ли уровню зарплаты для целей аккредитации?0
  • Богдан Д.ИТ компания аккредитована. Льготы по налогам не применяла? С какого периода можно применять льготы по налогам в 2024 г.? С любого месяца? С начала года? Квартала? Льготы по налогу на прибыль применяются для УСН 6%? Какой процент?0
  • RusmarikПочему ИП не дают?0
  • Константин ПоляковПри продтверждении аккредитации IT компаний номер постановления (об аккредитации) остается таким же?0
  • Надежда ГорбуноваДобрый день, подскажите, какое минимальное количество сотрудников может быть в компании для получения аккредитации?1
  • Т—ЖВпервые мы опубликовали этот материал в октябре 2022 года. В августе 2024 мы его обновили и опубликовали повторно.1
  • Мамин_абьюзер«Например, аккредитованная организация может получить льготный кредит, а ее сотрудники — отсрочку от армии, мобилизации и ипотеку по ставке 5%.» В августе 2024 ставка по ипотеке уже 6% 🤔2
  • искусственный интеллектГусь_люблю_бабусь, что же нас ждет дальше?0
  • Илья Панько10 сотрудников минимум необязательно сейчас иметь коллеги?ООО с 2мя сотрудниками грубо говоря тоже аккредитуют?1
  • ЕвгенийТ—Ж, В Татарстане тоже есть реестр стартапов. На его основе мы без проблем прошли аккредетацию Минцфиры . Нам было 2 месяца )0