Как я преподавал программирование в колледже

Вел уроки три часа в неделю и заработал за пять месяцев 120 000 ₽
24
Как я преподавал программирование в колледже
Аватар автора

Евгений Тригубов

преподавал программирование

Страница автора

Я работаю фронтенд-программистом уже больше трех лет.

За это время был наставником для стажеров в разных компаниях и преподавал экономику школьникам в частном образовательном центре. Мне всегда нравилось делиться своими знаниями с другими людьми. Поэтому в 2020 году я устроился преподавателем программирования в один из московских колледжей. Этот опыт помог мне самому глубже разобраться в предмете, а еще я улучшил навыки публичных выступлений, поработал в государственной организации и, естественно, заработал.

Расскажу, как все было.

Как и почему я стал преподавателем

О финансовой стороне вопроса я задумывался в последнюю очередь. Прежде всего я решил попробовать себя в роли преподавателя, чтобы закрепить собственные знания, а также прокачать так называемые софт-скиллы— например, навыки публичных выступлений и убеждения. Кроме того, мне в принципе было интересно оказаться на месте педагога перед полной аудиторией учеников.

Так как у меня уже была основная работа, я хотел преподавать дистанционно. В ИТ-отрасли с этим просто: программирование — востребованная сейчас сфера, поэтому в российском сегменте интернета много курсов, онлайн-школ и так далее.

Я понял, что мне было бы удобно делиться знаниями с другими людьми одним из трех способов:

  1. Записать свой курс для какой-нибудь образовательной онлайн-площадки — например, для «Курсеры», Udemy или «Степика».
  2. Стать педагогом или ментором в онлайн-школе, такой как Geekbrains, «Практикум» или «Толк».
  3. Устроиться преподавателем на дополнительные курсы в какой-нибудь университет или крупную компанию.

Последний вариант я считал оптимальным. Крупные компании часто организуют внутренние школы для молодых специалистов. Например, в «Т⁠-⁠Банк-финтехе» опытные сотрудники делятся знаниями с новичками. В результате педагог здесь работает с максимально мотивированными студентами.

Я обратился в свою компанию с предложением вести курс для программистов, но мне не ответили. Тогда я решил попытать счастья в одной из крупных онлайн-школ. Но там предложили лишь вакансию методиста, а мне хотелось работать напрямую со студентами. В итоге я начал просто смотреть вакансии в интернете и наткнулся на подходящее объявление: в один из московских колледжей требовался преподаватель программирования для школьников.

Несмотря на то что педагог требовался в колледж, учить предстояло школьников. Преподаватели требовались для государственного проекта «Профессиональное обучение без границ». Суть его в том, что любой московский школьник вместе с аттестатом может получить свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации или разряда.

В списке профессий есть и оператор ЭВМ. Здесь школьников учат навыкам работы с компьютером, а еще в рамках программы можно осваивать в том числе и программирование.

Профессии, которым могут учиться школьники: фрезерное дело и геодезия здесь соседствуют с фехтованием и искусством общения
Профессии, которым могут учиться школьники: фрезерное дело и геодезия здесь соседствуют с фехтованием и искусством общения
Профессии, которым могут учиться школьники: фрезерное дело и геодезия здесь соседствуют с фехтованием и искусством общения
Профессии, которым могут учиться школьники: фрезерное дело и геодезия здесь соседствуют с фехтованием и искусством общения
Профессии, которым могут учиться школьники: фрезерное дело и геодезия здесь соседствуют с фехтованием и искусством общения

Тестирование и трудоустройство

Вообще, требования к преподавателям прописаны в ст. 46 закона «Об образовании», но если коротко, то главное — это иметь диплом о среднем или высшем образовании, а также подтвердить свою квалификацию при трудоустройстве.

Я откликнулся на вакансию в начале 2020 учебного года. Через пару дней меня пригласили на собеседование в колледж. Оно состояло из двух частей: собственно разговора и проверки квалификации.

Я поговорил с заместителем директора колледжа по контролю качества образования. Вкратце описал, что делаю в веб-программировании, и рассказал про свой опыт преподавателя. Мы обсудили условия работы и обговорили, чему должны научиться дети, которые окончат курс.

Вторая часть собеседования — подтверждение квалификации. Для этого надо было пройти тестирование на сайте Московского центра качества образования. Тест оценивал мои компетенции именно в сфере ИТ.

Зарегистрироваться на сайте и пройти тестирование может любой человек, но это платно — я отдал 490 ₽. Из-за пандемии тест проходил онлайн, заняло у меня это 45 минут.

Это чек, который я получил после оплаты тестирования: услуга почему⁠-⁠то называется «Интенсив про ягодицы»
Это чек, который я получил после оплаты тестирования: услуга почему⁠-⁠то называется «Интенсив про ягодицы»

Подробнее расскажу о системе контроля «Проктор», которую используют организаторы теста. Перед началом проверки система просит доступ к веб-камере и микрофону ноутбука, а также к камере смартфона. Таким образом проверяющие следят, чтобы тот, кто сдает тест, отвечал сам и не пользовался шпаргалками или подсказками. Если система увидит в кадре лишнего человека, заметит, что вы перевели взгляд, или услышит подозрительные звуки, то об этом сразу узнает контролер, который тут же свяжется с экзаменуемым.

На мой взгляд, если захочется списать или еще как-то схитрить, сделать это будет несложно. Камера не показывает помещение полностью, а значит, помощник сможет спрятаться, например, за компьютером. Сама идея с «Проктором» не так уж и плоха, но в таком виде она не позволяет проконтролировать все на сто процентов.

Вопросы были не сложными, а скорее забавными и вводили в ступор своей нелепостью. Например, надо было выбрать из четырех ресурсов — Linkedin, Baidu, Bing и Yahoo — только социальные сети или ответить, можно ли назвать смартфон персональным компьютером.

На сайте можно пройти бесплатную демоверсию теста, чтобы примерно понять, какие будут вопросы. Перед этим придется зарегистрироваться
На сайте можно пройти бесплатную демоверсию теста, чтобы примерно понять, какие будут вопросы. Перед этим придется зарегистрироваться
На сайте можно пройти бесплатную демоверсию теста, чтобы примерно понять, какие будут вопросы. Перед этим придется зарегистрироваться
На сайте можно пройти бесплатную демоверсию теста, чтобы примерно понять, какие будут вопросы. Перед этим придется зарегистрироваться
На сайте можно пройти бесплатную демоверсию теста, чтобы примерно понять, какие будут вопросы. Перед этим придется зарегистрироваться

На мой взгляд, в тесте должно быть больше вопросов прикладного характера — например, про внутреннее устройство компьютера, работу интернета и сетей, языки программирования и так далее.

Итоги теста известны сразу же, но сертификат надо подождать несколько дней. Потенциальный работодатель может и сам посмотреть результат кандидата: документ о прохождении тестирования выкладывают на сайте. Я сдал на «высокий уровень» — по пятибалльной шкале это соотносится с оценкой «хорошо».

Так выглядит мое свидетельство
Так выглядит мое свидетельство

После того как кадровики из колледжа увидели на сайте сертификат, меня попросили принести документы, которые необходимы для оформления:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. ИНН.
  4. Справку об отсутствии судимости — ее я заказывал на сайте госуслуг.
  5. Справки из психоневрологического и наркологического диспансера, что я не состою там на учете.
  6. Диплом об образовании.
  7. Реквизиты карты «Мир» для начисления зарплаты.
  8. Копию трудовой книжки, заверенную сотрудником отдела кадров с основного места работы.
  9. Справку о том, что я не болею коронавирусной инфекцией.
  10. Медкнижку — ее я оформил в санитарно-эпидемиологическом центре, делают за четыре рабочих дня.

В отделе кадров спросили, как меня лучше оформить — по договору ГПХ или совместителем. Я выбрал работу по совместительству, поскольку тогда колледж компенсировал мои расходы на справки, тестирование и медкнижку. Сколько я на это потратил, уже не помню.

Уроки и студенты

Курс «Оператор ЭВМ» для школьников рассчитан на 120 академических часов и длится 20 недель. Обычный академический час — это 45 минут, но при дистанционном обучении он равен 25 минутам. Уроки я проводил через «Зум», каждое занятие длилось 180 минут: 25 минут учимся, потом 5 минут перерыв. Отдыхать надо было обязательно, руководство колледжа строго наблюдало за тем, чтобы дети не перенапрягались.

Кроме этого, я должен был контролировать посещаемость, заполнять журнал в гугл-таблице, а в конце каждого дня добавлять на общий диск онлайн-запись занятия и свою презентацию. Чтобы внести всю нужную информацию в журнал и выставить оценки, требовалось потратить после урока еще до получаса. То есть в целом я тратил на преподавание около трех с половиной часов раз в неделю.

3,5 часа
я тратил на преподавание в неделю

Для каждого занятия я готовил презентацию, практические задания и скрипт — шпаргалку для себя.

На каждый слайд презентации я выносил основные тезисы, чтобы ученикам было проще воспринимать информацию
На каждый слайд презентации я выносил основные тезисы, чтобы ученикам было проще воспринимать информацию
На каждый слайд презентации я выносил основные тезисы, чтобы ученикам было проще воспринимать информацию

На уроках я постоянно повторял ребятам: «Цель наших занятий — расширить ваши границы знаний». Для ее достижения я выбрал веб-разработку сайтов, так как, работая с этим направлением, можно прокачать очень много навыков, связанных с ИТ. Подробнее о веб-разработке я рассказывал в одной из статей в Т⁠—⁠Ж.

Если коротко, то все сайты состоят из двух главных частей. Первая — видимая, с которой пользователь взаимодействует в браузере, например нажимает кнопки или заполняет какие-нибудь формы на сайте. Вторая — серверная, она незаметна и отвечает за внутреннюю логику ресурса. Например, за хранение информации в базе данных или выдачу поисковых результатов.

На курсах я попытался познакомить студентов с профессией «фулстек-программист», который занимается разработкой в обоих направлениях: серверной части и пользовательского интерфейса веб-сайтов. Так ученики могли максимально познакомиться с ИТ-сферой и расширить границы своих знаний.

Конечно, я не мог на первом занятии сразу рассказывать о том, как устанавливать среду разработки и писать код. Начинал с более широких понятий, двигаясь от общего к частному. В целом план курса выглядел так:

  1. Компьютерные науки и их дисциплины.
  2. Компьютерные сети. Как работает интернет.
  3. Веб-программирование. Бэкенд. Фронтенд. Консоль браузера.
  4. Инструменты разработчика: редактор кода и система контроля версий.
  5. Языки программирования JavaScript и TypeScript. Среда исполнения Node.js.
  6. Создание бэкенд-приложения с помощью Express.

Когда я дал ребятам достаточное количество теории, то добавил в уроки немного геймификации: практические задачи представлял в виде ТЗ от заказчика или продакт-менеджера.

Такой подход, во-первых, позволял студентам узнать о разных областях программирования, бэкенде и фронтенде. Во-вторых, они получили представление, как этапы разработки выглядят в реальности: выявление потребности, техзадание, обсуждение, разработка и тестирование.

Программистские темы я старался объяснять простыми словами с аналогиями из жизни. Например, чтобы рассказать, как компьютер понимает код, приводил аналогию общения с иностранцами. Сравнивал язык программирования с любым иностранным языком, а компьютер — с жителем другой страны.

На практических занятиях мы писали код или отрабатывали теорию. Например, когда на занятии изучали устройство браузера, студенты работали с браузерной консолью и выполняли там задания. Практическая работа была всегда во второй половине занятия. Это позволяло держать студентов в тонусе и тут же закреплять пройденный материал.

Со студентами мы общались в «Телеграме», так как у этого мессенджера самое удобное десктопное приложение. Ведь во время занятия надо было много обмениваться скриншотами с ошибками и результатами работы программ. Кроме этого, у опросов в «Телеграме» есть режим «квиза», который я использовал для тестов.

В чате студенты часто помогали друг другу
Иногда мне требовалось быстро сообразить, глядя на скриншот, почему код не работает
В конце каждого занятия я проводил тестирование учеников прямо в «Телеграме»

Иногда мои мысли уходили глубоко в теорию, я хотел дать больше информации и забывал про тайминг. Например, когда на втором занятии говорил о том, как устроен интернет, не успел рассказать и половины из того, что задумал. После того занятия я стал четко продумывать план и расписывать подробный скрипт с тезисами урока. Я понял, что лучше иметь при себе подсказку, чем тратить драгоценные минуты на неумелую импровизацию.

Всех учеников можно было поделить на два типа: те, кто пришел по собственной инициативе, и те, кому требовался лишь сертификат. Первые старались выполнять домашние задания и серьезно относились к занятиям. Вторые часто пропускали уроки и хитрили: например, говорили, что у них не работает компьютер, поэтому они не смогли сделать домашку.

Поначалу я переживал, что не все ребята увлечены на сто процентов, но потом сосредоточился на тех, кто проявлял интерес. Один парень иногда даже писал в личных сообщениях поздно вечером по каким-то техническим вопросам. Мне было приятно.

В конце курса я провел экзамен, чтобы понять, как ребята все усвоили. Проверка состояла из теста и практической части: надо было написать код. Экзамен проходил онлайн и длился полтора часа.

Результаты оказались предсказуемыми: студенты, которые ответственно относились к занятиям, с экзаменом справились без проблем. Вообще, основная часть студентов получила «хорошо». Двоек не было, всем ученикам выдали сертификаты, что они освоили профессию.

Деньги

Моя зарплата напрямую зависела от количества учеников в группе. За каждого школьника мне платили 57,69 ₽ в час. Правда, час не обычный астрономический, в котором 60 минут, а академический — он, напомню, составлял в моем случае 25 минут, плюс 5 минут длилась перемена. В моей группе училось 20 человек. То есть с учетом 13% НДФЛ за один астрономический час я зарабатывал 2008 ₽, а за три часа занятий в день, соответственно, 6024 ₽.

Занятия проходили раз в неделю. Курс длился 20 недель. За весь учебный год на руки я получил 120 480 ₽.

120 480 ₽
я заработал в колледже за учебный год

На зарплату не влияло, посещает ребенок занятия или прогуливает. Правда, если ученика отчисляют или он отчисляется сам, то моя зарплата становилась бы меньше. Но в моей группе таких не было.

Важно учесть, что в среднем еще около четырех часов в неделю я тратил на подготовку к занятиям, так как у меня не было никаких методических материалов. Это время никто не оплачивал. С другой стороны, это работа на перспективу: если я буду вести такие же занятия и в следующем учебном году, то второй раз готовиться не придется.

Что в итоге

Плюсы от этой работы были не только финансовые. Во-первых, я стал более уверенно выступать перед аудиторией. Если раньше не всегда мог подобрать нужные слова, то сейчас доступно могу объяснить любой термин для людей, которые не имеют отношения к сфере ИТ.

Во-вторых, я закрепил свои знания в смежных областях с программированием. Я знал про некоторые вещи только поверхностно, а когда готовился к урокам, пришлось разбираться в тонкостях. Например, я представлял, как в теории работает интернет, но не знал, как конкретно он попадает ко мне домой от провайдера. Теперь знаю.

Естественно, в свои достижения я записываю и то, что мои ученики стали гораздо лучше разбираться в компьютерных технологиях. Более того, ребята фактически добавили себе в портфолио проекты по программированию. Это может стать преимуществом, если они пойдут куда-то на стажировку. Работодатель охотнее возьмет человека, который уже хоть что-то умеет.

Главный же вывод, который я сделал, — преподавание отнимает много сил. Уроки лучше проводить в несколько коротких подходов, чем сразу большим блоком. После трех часов занятий я уставал так же, как после полноценного восьмичасового рабочего дня. У меня создавалось впечатление, что на неделе стало на один выходной меньше.

Еще я понял, что к занятиям надо тщательно готовиться: импровизировать тяжело, поэтому заранее стоит иметь скрипт с четким планом урока. При этом подготовка к занятиям длится дольше, чем сами уроки, а это время не оплачивают.


Евгений ТригубовКак вам такая подработка?
  • Boris Köln13
  • Katerina GMКласс) Действительно, выгода от такой подработки наверное не столько в деньгах, сколько в полученном интересном опыте. А также в эмоциях от отдачи учеников) здорово!6
  • Алёна>Курс «Оператор ЭВМ» для школьников рассчитан на 120 академических часов и длится 20 недель Это точно был курс «оператор ЭВМ», а не «вэб-разработка»? (мб ошибка в тексте?) Операторов эвм надо учить как в ворде табуляцию делать и впры в экселе показывать, рассказывая попутно как не занести вирус на /ЭВМ/, а не «знакомить с профессией фулстек-программиста».8
  • Eugene TrigubovBoris, * для государственных учреждений нужно обязательно проходить ИКТ-компетенцию, от этого никуда не деться. Другой вопрос, почему это в принципе платно. * тесты для студентов, конечно же, упрощал. Цель дать базовые знания что и для чего нужно. Про Let's encrypt рассказал, если бы это нужно было. Например, если бы мы разворачивали свой сайт на голом сервере.3
  • Eugene TrigubovАлёна, "оператор ЭВМ" - это общее названия для профессий с компьютером. В её рамках можно изучать разные вещи, например, как вы говорите про ворд и эксель. У меня были мотивированные и умные ребята, поэтому я решил погрузить их в мир веб-программирования.5
  • АлёнаЕвгений, я исхожу из должностных инструкций оператора эвм (например, этой http://cps.krsnet.ru/svedenija/doc/uslovija-oplaty-truda/dolzhnostnye-instrukcii/DI%20operator%20EVM.doc/at_download/file), по которым надо работать с документооборотом (почта, ворд, таблички), менять картриджи в принтерах, да иногда сервера перезагружать. Алсо, таблички в экселе могут быть весьма сложными и интересными х) Которые умным и мотивированным тоже могут зайти очень хорошо. Впрочем, может и к лучшему что получилось так, как получилось.6
  • АлёнаАлёна, так, почитала подробнее на сайте МГОКа. Оператор это направление подготовки, а веб-разработка это что-то с демонстрационным экзаменом связанное, которое входит в оператора. Интересно-интересно… В таком случае всё и правда чётко.1
  • Boris Köln6
  • Eugene TrigubovBoris, здесь нет недостоверной информации, перечитайте ещё раз вопрос. Ваша логика не работает в обратную сторону. Если у сайта нет SSL-сертификата, то уже неважно, насколько надежен поставщик и владелец сайта. Даже, если бы это была ссылка Тинькофф-банка, то вводить данные карты я бы не стал.1
  • ТатьянаBoris, согласна! Этот вопрос перечеркнул всю статью!3
  • Малик ЛорсановАлёна, Не думаю, что какие то скучные таблички лепить ученикам будет интереснее, чем создавать что-то и после видеть результат. Тут дело в том, что заработать на веб-программировании весьма легче и возможнее, чем лепить таблички на заказ. Если конечно же это ещё в моде8
  • Малик ЛорсановМалик, я имею ввиду, что сейчас подростки стремятся за деньгами и возможностями.0
  • ТатьянаЕвгений, не понимаю, как за 60 часов удалось покрыть все вопросы из вашего плана? Бек, фронт, js, ts и тд. Такое ощущение, вы давали очень поверхностные знания :) Может, нужно было сузить круг и рассказывать подробнее про что-то одно? Например, отдельно фронт (+ api вы делаете им самостоятельно).2
  • Малик ЛорсановИльина, Все шло по тутору от ts. По ходу разьеснялось очень много вещей, а тутор занял всего часов 15. Так что времени вполне было достаточно, чтобы изучить каждую область2
  • Toad RashBoris, мда, с сертификатом вышел изрядный фейл. Но не будем слишком суровы к фронтендеру, даже несмотря на то, что он продолжает защищать свою точку зрения.2
  • GilmoregirlИнтересно. Спасибо за статью!3
  • Яна СедоваДавно заметила, что преподавать для школьников выгоднее, чем для студентов)2
  • Арсений ЩегловНичего себе, вы сразу им Ангуляр даёте) Достигли ли они за время курса заметных результатов? С высоким порогом входа Ангуляра0
  • Eugene TrigubovОлег, пишете будто создавать удобные интерфейсы для пользователей - это что-то несерьёзное) То ли дело перекладывать JSON'чики на бекенде... тут каждому своё Но можете не сомневаться в моей квалификации. Я бы не стал рассказывать то в чем не уверен и сделал это так, как посчитал нужным в тот момент времени. Вы тоже можете пойти преподавать или создать свои курсы, где сформулируйте вопросы именно так, как вы считаете нужным.3
  • Eugene TrigubovАрсений, количество занятий позволяло заняться Ангуляром. Пусть лучше мы вместе разберемся со сложным инструментом и тогда в будущем им будет проще разобраться с другими фреймворками. В целом, за курс мы успели полностью разобрать официальный туториал на сайте Ангуляра и подробно изучили основные возможности фреймворка0
  • Eugene TrigubovТатьяна, моя цель была охватить как можно более областей в веб-программировании, чтобы студенты увидели разные возможности. Затем они сами выберут наиболее интересное для них, а может и не выберут вовсе. В целом, мы делали несколько проектов. В каждом из них разбирали, как работает контроль версий, бекенд и фронтенд. Разумеется, некоторые вещи я не рассказывал досконально. Например, при рассказе про внутреннее устройство Node.js я не углублялся в микро и макротаски, потому что это не требовалось на начальном уровне студентов.3
  • Анна БудькоПуть из специалиста в преподаватели всегда получается интересный, и предмет тут не имеет первостепенной важности. Мне как переквалифицировавшемуся переводчику многие из ваших открытий знакомы (некоторые даже весьма болезненно🤣). На мой взгляд, опыт преподавания стоит набитых шишек, но, судя по статье, процесс выстроен не самым оптимальным образом. Спасибо, что поделились впечатлениями!1
  • АлександрТесты в статье некорректные. "Что произойдет, если обратиться к сайту напрямую по ip-адресу?" Вопрос на засыпку - а если на одном сервере сайты многих доменов, что он должен вернуть? Можете проверить на journal.tinkoff.ru, увидите такую интересную картинку, это явно не тот же ответ :)1
  • Eugene TrigubovАлександр, спасибо за замечание. В будущем проведу работу над ошибками и подготовлю тест с другими вопросами1