«Кто-то поступает, мечтая о богатствах»: сколько зарабатывает преподаватель ювелирного дела
Наши читатели много рассказывают о своих профессиях.
Героиня этого выпуска училась на ювелира в одном из сибирских колледжей, а теперь там же преподает. Она рассказала, за что любит свою работу вопреки бюрократии, кто из студентов становится хорошим мастером и почему не нужно мечтать о несметных богатствах, выбирая эту профессию.
Выбор профессии
Я всегда любила что-то делать руками, в детстве училась рисовать в школе искусств. Решила уходить из общеобразовательной школы после девятого класса: было скучно и я понимала, что до одиннадцатого класса придется готовиться к ЕГЭ, но понятия не имела, кем хочу стать, а следовательно, не знала, какие предметы сдавать. Я выбирала из творческих специальностей, связанных с работой руками. Тогда на сайте колледжей нашла профессию ювелира. И теперь обожаю свою работу.
Обычно при поступлении на подобные профессии обязательны творческие экзамены вроде рисунка или композиции, но в моем колледже абитуриенты поступают по баллам аттестата. Меня очень злит такой метод набора: многие творческие ребята не могут поступить на ювелира, потому что их места занимают те, кто не прошел на желаемую специальность и идет туда, куда взяли. Я не раз говорила о необходимости вступительных испытаний, но мне ответили, что это невозможно по закону, потому что мы единственная организация в регионе, обучающая профессии ювелира после девятого класса.
На ювелира учатся четыре года. Первые два — это общеобразовательная программа вперемешку с профильными теоретическими предметами. Потом изучают историю искусств, дизайн и композицию, живопись и рисунок, черчение, 3D-моделирование и 3D-проектирование. Весь процесс практического обучения построен от простого к сложному. Колледж выпускает ювелиров-универсалов, это значит, что выпускники умеют практически все: изготавливать изделия вручную, крепить камни, знают литье ювелирных изделий, могут делать 3D-модели. Самое полезное в образовании ювелира — это практика, 3D-моделирование и проектирование, дизайн и черчение.
Дипломная работа выпускника — это украшение. Каждый выбирает сам, что будет делать и в какой технике, сам продумывает дизайн. Я вручную изготовила колье из латуни, серебра и полудрагоценных камней, совмещая множество техник, также добавила горячую эмаль, а это очень сложная техника. Считаю, дипломная работа должна показывать все, что ты умеешь, но важно помнить и про внешний вид украшения. Кроме того, будущие ювелиры пишут текстовую часть для защиты: описание процессов, инструментов и расчет стоимости.
Во время учебы я много участвовала в конкурсах. Соревноваться в ювелирном деле трудно. Подготовка к соревнованиям занимает год, а то и два. Задания всегда очень сложные: за 21—24 часа участники должны сделать полноценное украшение из простых заготовок вроде проволоки и пластины металла. Могу сказать смело, что многие люди, называющие себя ювелирами, просто не способны выполнить такую работу.
Соревнования проходят три дня. Обычно работа начинается в 09:00 и заканчивается в 18:00, все это время на участника наставлены камеры, необходимо следить за таймингом. Это большая ответственность, возможности и реализация амбиций, поэтому весь день ты в сильнейшем напряжении — даже просыпаешься с мыслями о том, что и как ты должен сделать.
Участников около 20 человек, и все хотят победить. У каждого есть тренер, и он переживает не меньше. После конкурсного дня, когда уходят участники, все тренеры — на соревнованиях их называют экспертами — остаются до поздней ночи, чтобы выставить оценки. Каждый конкурсный день оценивается отдельно.
Я заняла первое место в чемпионате своего региона в 2018 году. Потом прошла отборочные на национальный чемпионат и в дальнейшем на нацфинале получила медальон за профессионализм. Это не призовое место, но такую награду дают, если участник выполняет задание выше мировых стандартов. Не всем удается его получить, поэтому медальон тоже ценный.
Так как я проявляла себя, еще на четвертом курсе мне предложили пойти в мой же колледж лаборантом, а в дальнейшем и преподавателем.
Летом после выпуска я решила, что не хочу преподавать в колледже. У меня было очень тяжелое эмоциональное состояние, и я хотела заниматься волонтерством по России и миру. Но в тот год случился ковид, и все мои планы стали неосуществимы. После уговоров я решила устроиться ненадолго. И меня затянуло.
Суть профессии
Профессия ювелира — одна из самых невероятных, это сочетание творчества, работы руками и головой. Ювелир — это человек, который всегда готов учиться, сообразительный и кропотливый, способный сидеть часами за одной работой, чтобы добиться идеала. Такая работа однозначно не подойдет очень активному, тому, кто хочет быстрых результатов, кому нужно много общения с другими людьми.
Самое сложное в ювелирном деле — поменять мышление. Многие хотят, чтобы все получалось сразу, студенты часто говорят: «Я понимаю, как сделать, а руки не делают». Самое важное, что я осознала и чему теперь учу своих студентов, — понимание, что ничего не приходит сразу и нужно прилагать усилия.
Моя должность в колледже — мастер производственного обучения, но каждый раз, когда я ее называю, люди морщатся, поэтому я привыкла сокращать до «я преподаватель».
У нас четыре курса, на каждом по 25 человек, но курсы редко бывают полностью укомплектованы, в среднем на каждом около 20—22 человек. К четвертому курсу остаются самые сильные — иногда их всего 12 человек. Часть студентов поступает без желания учиться. Часть представляет профессию совсем иначе, не понимает, что в этой работе нужно уметь концентрироваться. А есть те, кто поступает, мечтая о несметных богатствах, что принесет профессия. Кстати, именно по этой причине родители иногда отправляют своих детей учиться на ювелиров. По моей статистике, на каждом курсе есть как минимум один такой ребенок.
Я веду практические занятия у всех курсов в мастерской: на занятиях они пилят, паяют, креативят — в общем, учатся делать украшения. Еще я веду практику по 3D-моделированию ювелирных изделий.
Когда я училась, мне недоставало творчества в процессе, поэтому я стараюсь дать ученикам больше свободы, люблю видеть, как студенты кайфуют оттого, что у них получается делать свои украшения. Но без базы и понимания методов изготовления невозможно сделать украшение так, чтобы оно было качественным.
Самая первая работа — это всегда обручальное кольцо, самое быстрое и простое, что можно сделать сразу. В этом задании отрабатываются расчеты, разметка, отжиг и пайка, подгонка, опиливание, шлифовка и полировка. Далее по плану — квадратный кулон, здесь будущие ювелиры учатся работать ручными инструментами вроде надфилей и напильников, потом отрабатываем отдельно выпиловку лобзиком.
После изучения базы студенты делают свое самостоятельное украшение уже на первом курсе. Обычно оно неказистое, но уже в нем заметно, как каждый воспринимает мир, что он считает красивым и интересным, уже тогда начинает формироваться свой стиль. Не всегда точно, но все же можно предсказать, кто из студентов сможет достичь больших результатов. На практике это всегда те, кто занимается дополнительно и переделывает работу, пока не добьется желаемого результата.
С большей частью студентов у меня разница в возрасте два-три года, с некоторыми мы ровесники. Есть и те, кто сильно старше меня, например студентка, которой около 45 лет, она архитектор и решила пойти на ювелира. Вначале было очень тяжело выстраивать границы. Я сомневалась в себе, не знала, как объяснять, чтобы все поняли, как общаться со студентами, как найти баланс между строгостью и дружелюбием. Всему пришлось экстренно учиться, за это я благодарна своей работе, я хорошо прокачала личные качества. Несколько раз мне понадобилась помощь психологов, чтобы разобраться в себе, навести порядок в голове и работе.
Сейчас я научилась выстраивать границы, поняла, что можно совмещать требовательность и хорошие отношения со студентами. Каждый новый курс, приходя ко мне на практику, начинает меня испытывать. И это нормально! Обычно первая реакция:
«Она такая молодая, чему она может нас научить».
Постепенно они понимают, что могу. Сейчас я очень довольна своими отношениями со студентами. Они потрясающие, я ими очень горжусь. Многие преподаватели считают современных студентов глупыми. Думаю, они просто не могут увидеть способностей молодежи. Все ребята очень разные, к каждому нужен свой подход. Они творческие, старательные, не прекращают попыток, если не получается сразу. И этому стоит у них поучиться. Еще они не боятся пробовать и экспериментировать. Когда я не веду у студентов практику, они часто заходят: остаются со мной после занятий поработать, приходят поделиться своими переживаниями. Иногда они приходят в мастерскую в выходной, потому что знают: мастерская всегда открыта для них. Это делает меня счастливой.
Иногда мои студенты спрашивают, пригодился ли мне диплом и пригодится ли им. Я честно отвечаю: нет. Они расстраиваются, но я добавляю, что пригодятся знания. Это касается и колледжей, и высших учебных заведений.
Стать отличным ювелиром можно и без высшего образования.
В нашем городе есть вуз, где обучают ювелирному делу, но в колледже образование лучше и качественнее. Я хотела бы получить высшее по работе с металлом или стеклом, но не в России, сейчас изучаю информацию на эту тему.
Еще я дополнительно занимаюсь со школьниками восьмых и девятых классов по программе Worldskills, финансируемой правительством. На курсы они подают заявку через сайт-навигатор, потом эта информация попадает ко мне через центр дополнительного образования, я звоню родителям и приглашаю их детей на первое занятие. Иногда после нескольких уроков дети уходят, поняв, что это не для них. Оценки я не выставляю, ничего в аттестат не идет — это не школьный предмет. Школьники работают над упрощенными заданиями, учатся базовым навыкам, а потом на основе этих знаний мы работаем уже над изделиями по чертежам. Две девочки даже выполнили собственные изделия. Школьники занимаются два раза в неделю по три часа. Сейчас ко мне ходят восемь детей. Одна девочка, когда пришла, сказала, мол, не думала, что такая профессия вообще есть: да, украшения все носят, но она не задумывалась, что это делают люди.
Самое неприятное в работе — это частые смены срочных задач, интриги и сплетни в коллективе, бумажная волокита и отсутствие интереса у части студентов. Сразу вспоминается история начала моей работы. Мне нужно вести практику, звонок от руководителя: «СРОЧНО! Нужно прийти в другой корпус, чтобы обсудить еще один бессмысленный отчет для министерства». Оставила студентов и пошла. Оказалось, что это все можно было обсудить по телефону. В основном срочные задачи сводятся к отчетам, неожиданным собраниям на два часа или бессмысленным вебинарам.
Несмотря на все это, я наслаждаюсь своей работой, вдохновляюсь студентами, вижу, как у них горят глаза и как они радуются своим первым успехам. Чаще всего — когда они делают свое первое обручальное кольцо и полируют его. Недавно одна студентка была очень рада тому, что наконец научилась точить сверла. Другая — тому, что спустя несколько неудачных попыток смогла спаять детали. Это их маленькие победы.
Место работы
Я работаю в одном из лучших колледжей в моем городе. У нас учат на графического дизайнера, дизайнера одежды, сварщика и каменщика, столяра, парикмахера, обувщика.
У меня отличное рабочее место — просторная мастерская, которой я заведую. Как следствие, есть возможность работать на себя и делать украшения на заказ, что скорее не запрещается, нежели поощряется или разрешается в открытую. Но я работаю по большей части на своем инструменте, расходные только мои, поэтому у колледжа я не отбираю.
Про оборудование нашей мастерской скажу так: блага всегда ограничены, а потребности всегда бесконечны.
У нас две мастерских: первой уже около 20 лет, второй три года, в ней я и работаю. В первой мастерской гораздо больше оборудования, в ней 12 рабочих мест, есть маленький литейный цех, ЧПУ-станок для резки 3D-моделей и точечная сварка — типа лазерной, но немного другая. Моя мастерская оснащена попроще, но в ней гораздо комфортнее и вся техника новая, у каждого есть свое отдельное рабочее место, оборудованное самым необходимым. Еще у нас есть общая рабочая зона с горелками и общими инструментами.
У нас есть 3D-принтер. Но он не совсем подходит для ювелирных украшений, скорее для других аддитивных технологий. Для печати украшений больше подходят 3D-принтеры с жидким полимером, их точность печати гораздо выше. В следующем году буду надоедать руководству с принтером, считаю, что в наше время необходимо знать хотя бы основы моделирования, плюс студенты смогут создавать гораздо более сложные работы, улучшить качество и получать больше компетенций.
На занятиях мы не используем драгоценные металлы и камни: для студентов это слишком дорого и у колледжа нет таких средств. Все учатся на цветных металлах вроде меди, латуни, нейзильбера и мельхиора. У каждого металла есть свои особенности, к каждому нужно привыкнуть. Например, медь гораздо мягче латуни и выдерживает более высокие температуры, поэтому, когда ребята начинают работать с латунью, часто перегревают ее и случайно плавят. Что касается камней, чаще используются фианиты — искусственно выращенные камни, которые обрабатывают по типу бриллиантовой огранки.
Все учебные работы студенты отдают в фонд колледжа, но если очень попросить и договориться, можно заполучить одну-две обратно. Если ребята хотят сделать работу из своего металла, не важно — серебра или золота, они покупают сами и, конечно, забирают себе. Исключение — дипломные работы. Например, я в своей использовала серебро, купленное на собственные деньги, но работа осталась в колледже. Хотя покупать свой металл не обязательно: его и большинство расходных материалов предоставляет колледж.
Каждый месяц я сама что-то покупаю для колледжа на свою зарплату: литературу, инструмент, расходные, даже принесла свое газогорелочное оборудование, чтобы ребята могли не ждать долго очереди на горелки. Заказываю в магазине инструментов для ювелиров, иногда нахожу что-то на «Алиэкспрессе», «Озоне», иногда в местных хозяйственных магазинах — вот недавно купила отличный грубый напильник всего за 100 ₽.
Вообще, в моей работе много плюсов: хорошая зарплата, надбавки за дополнительное обучение. У нас есть возможность уйти на больничный, а также пройти переподготовку или повышение квалификации — правда, приходится очень долго просить и ждать, потому что преподавателей много, а деньги на всех одни. За счет колледжа я прошла переподготовку на преподавателя, повышение квалификации «История ювелирного искусства», а недавно вернулась с курсов по огранке цветных камней — сейчас хочу развиваться и расти в этом направлении.
Из недостатков колледжа — постоянно нужно отстаивать свои границы, иначе взвалят много работы. У нас токсичный коллектив — это 20% людей, которые создают 80% негатива. Однажды на меня донесли моему руководителю, потому что я выложила в интернет (!) сторис, где у меня на пальцах кольца — студенческие работы, и написала:
«Устроилась только для того, чтобы воровать колечки».
Хорошо, что у моего руководителя есть чувство юмора и он понимает, что стоит воспринимать серьезно, а что — нет.
Думаю, психологическая помощь и профилактика выгорания сотрудникам необходима, но вопрос в том, считают ли они сами это нужным для себя. Причин усталости и выгорания педагогов много, и они довольно глубокие. Вот одна из них: многие преподаватели работают даже на пенсии, хотя им это уже не интересно и не нужно, но понижать привычный уровень комфорта и жить на жалкую пенсию сложно. И я могу их понять.
Интересный факт: в моем колледже средний возраст педагогов больше 50 лет. Часто такие работники не дают развиваться учебному заведению, стопорят его, убивают мотивацию не только в студентах, но и в коллегах.
Благо есть хорошие коллеги, с некоторыми у меня сложились отношения еще с моего студенчества. Я очень благодарна и рада, что они тепло меня приняли в качестве преподавателя. Мы почти не общаемся за пределами работы, чаще просто заходим друг к другу в свободное от занятий время. У нас есть преподавательская, но я там не бываю, мне не нравится натянутая атмосфера. Но несколько раз в день я захожу к своему бывшему мастеру, чтобы поболтать. Считаю, очень важно для хорошей продуктивности хорошо отдыхать, в том числе и устраивать перерывы в рабочее время.
Рабочий день
Занятия начинаются в 09:00 и длятся до 15:30, с перерывом на обед с 12:20 до 13:00.
Несколько раз в неделю ко мне приходят школьники, мы занимаемся до 18:00, с ними попроще, поэтому я могу поделать параллельно свои заказы.
Два раза в неделю после работы у меня очные занятия по испанскому.
В общем, каждый день недели у меня отличается по графику, могут появиться неожиданные заказы, из-за которых мне придется задерживаться на работе.
Сейчас график примерно такой: встаю в 07:30—07:40, собираюсь и в 08:10 стою на остановке. Добираюсь до работы за полчаса, стараюсь сесть в «долгий» автобус, чтобы спокойно почитать перед работой. Возвращаюсь домой после 18—19 часов, иногда позже, в зависимости от загруженности. До дома я тоже добираюсь на автобусе. Вечером дорога занимает гораздо больше времени, и я читаю в пути.
После работы мне необходим час «на потупить», иногда я очень устаю и просто смотрю что-то вроде «Обмена домами» или «Четырех свадеб». После учусь на «Открытом образовании»: сейчас изучаю курс «Экономика для неэкономистов». Или слушаю лекцию по психологии. Иногда повторяю испанский. Потом мы отдыхаем вместе с парнем около часа-полутора и идем спать.
Раньше я думала, что моя работа и есть мое хобби, но сейчас понимаю, что и от нее мне нужно отдыхать.
Сейчас я бы сказала, что мое хобби — учиться. Мне очень нравится изучать новое, люблю открывать мир и расширять мое представление о нем. Я читаю, слушаю подкасты, особенно люблю «Психологию на дожде», прохожу курсы.
У меня чаще всего один выходной в неделю, поэтому я позволяю себе просто ничего не делать, много спать, есть, смотреть фильмы с парнем или гулять с ним.
Весной и летом я путешествую и волонтерю: в прошлом году ездила в Томск, где мы с волонтерами облагораживали родники, летом ездила на Байкал на две недели, строили там экотропу, сама ездила во Владивосток и Ергаки. Сейчас время от времени просматриваю волонтерские проекты на лето на сайте «Гудсерфинга».
Случай
Каждое начало практики у нового курса я провожу инструктаж по технике безопасности. У меня был третий курс, я отвлеклась, обсуждая работу студентки, слышу: «Ай!» Поворачиваюсь и вижу, что девочка не собрала волосы при работе на бормашине и их намотало. Хорошо, что совсем немного и ей удалось их распутать, не пришлось выстригать. Смеялись всей мастерской. Мою работу полностью характеризует этот случай.
Сколько студенту ни говори, он все равно накосячит.
Главное правило техники безопасности — слушаться меня. Если без шуток, ничего сложного: надевать защитные очки при работе за бормашиной и полировальным станком, собирать длинные волосы, пользоваться инструментом правильно и аккуратно, при пайке убирать зажигалки и легковоспламеняющиеся предметы.
Пожалуй, в ситуации, когда кто-то не соблюдает технику безопасности, единственный плюс — если можно так сказать — в том, что потом ее соблюдают все. Жаль, что это касается только конкретных моментов, а не всей техники безопасности.
Подработки
Подработки в среднем приносят около 20—25 тысяч в месяц. Я делаю украшения вручную, поэтому муфельных печей за 200 тысяч или 3D-принтеров мне не нужно. Самый стандартный набор инструментов для плавки, пайки, выпиловки, сборки и обработки — горелка, лобзик, вальцы, бормашина, флацанки, ригели, цанги, шперак и куча расходных: наждачки, пасты для полировки, фрезы, пилки и другое.
Часто делаю 3D-модели и прототипы украшений для самих ювелиров. Обычно 3D-моделью называют именно модель в цифровом виде, а прототипом — уже напечатанную на 3D-принтере или вырезанную на ЧПУ-станке модель. На принтере выполняют работу из полимера, на ЧПУ станке — из модельного воска. Цена за модель начинается от 1000 ₽ и не имеет потолка, все зависит от сложности, от того, какие программы используются, от квалификации и востребованности модельера, дизайна, наличия или отсутствия вставок, времени, необходимого на построение модели.
Мало кто из ювелиров делает 3D-модели самостоятельно. Если вы придете к ювелиру в ближайшую мастерскую, с вероятностью 70% он закажет модель у 3D-модельера. Дело в том, что освоение программ занимает много времени, как и само моделирование, поэтому ювелирам выгоднее просто заказать у специалиста. Есть несколько ювелиров, которые заказывают у меня 3D-модели и сразу прототип в воске, потому что не у всех есть возможности и навыки, чтобы эту цифровую модель превратить в физическую.
Еще я подрабатывала в мастерской авторских эксклюзивных украшений, где почти все изготавливается вручную. Я делала все: кольца, серьги, браслеты, кулоны, колье. За одно изделие получала немного — примерно 2500—3000 ₽ в зависимости от сложности. Делала украшения в этой мастерской скорее для души. Сейчас я решила уйти оттуда, чтобы иметь больше времени на свои проекты. Планирую летом начать развивать соцсети и продавать украшения через интернет.
Пока у меня не было заказов на сотни и миллионы тысяч, мой максимальный заказ — парные кулоны из серебра, за которые я получила 14 тысяч рублей. Сейчас я не ищу клиентов специально, люди приходят от знакомых и тех, кому я уже делала украшения. Недавно я сделала кольцо по просьбе своей коллеги, теперь меня ловят другие работники колледжа, чтобы заказать что-нибудь для себя. Сейчас не беру много заказов, потому что загружена на основной работе.
Сейчас материалы, конечно, дорожают. Хорошо, что я успела купить кое-что из металлов и камней еще до повышения цен. Дефицита металла нет, но так как я буду гранить камни, возникнут проблемы с покупкой сырья: наше подорожало, а зарубежное теперь будет сложнее купить из-за проблем с импортом. Сначала я думала, что никто не покупает украшения в такое время. Но сейчас понимаю, что спрос есть, люди все равно заказывают: за последние две недели пришло три заказа на золотые изделия — пора наконец начинать работать с золотом.
У меня большие подборки для вдохновения на «Пинтересте» и в соцсетях, я подписана на многих ювелиров. У кого-то нравится стиль, у кого-то — подход к работе и идеи. Пожалуй, сейчас любимые из известных ювелиров — это Ильгиз Фазульзянов, Герман Кабирски, JAR, Cindi Chao, Wallace Chan, Владимир Маркин, Hemmerle. Еще есть очень много малоизвестных художников-ювелиров, работающих с нетрадиционными материалами вроде пластика, фарфора, дерева.
Мой стиль украшений природный, я очень люблю совмещать фактуры, работать над крупными и заметными украшениями. Сейчас мне очень нравятся древнерусские украшения, я бы хотела поработать в этом направлении и перенять некоторые черты. За что точно не взялась бы, так это за религиозное украшение: считаю, что их созданием должны заниматься люди, хорошо разбирающиеся в религии и ее символике. Пожалуй, самое любимое для меня — это делать серьги и кольца. Очень люблю разрабатывать и делать украшения-трансформеры или конструкторы. Мне кажется, это позволяет клиенту побывать в роли создателя или собирателя такого лего.
Доход
Вначале зарплата в колледже после вычета налогов была около 33 тысяч, сейчас в среднем я получаю 50 тысяч рублей, а если есть надбавки и премии — 60—70 тысяч. На подработках зарабатываю в среднем 20 тысяч в месяц.
Надбавки начисляются, например, за дополнительное обучение. Так, я работала по договору на государственной программе «Содействие занятости населения». Это ежегодная и почти всегда бесплатная программа по разным направлениям обучения, созданная для безработных и тех, кто находится на грани увольнения, людей предпенсионного возраста. Очень советую следить за этой программой, я по ней год назад обучалась изготовлению мебели из дерева, теперь у меня есть свидетельство столяра.
Кроме надбавок, есть баллы. Например, за работу со школьниками мне ежемесячно платят шесть тысяч баллами: три тысячи от колледжа и три — от другой организации дополнительного образования, которая занимается набором детей.
Раз в квартал мы заполняем таблицу в «Экселе», где описываем наши достижения, достижения студентов, проведенные мероприятия и экскурсии, дополнительные задачи. Я знаю, что многие пишут в отчетах о том, чего не было на самом деле, но я так не могу, поэтому моя премия за них относительно небольшая — 10—15 тысяч рублей.
Премии также зависят от того, был ли у нас чемпионат или экзамен в этом месяце: за организацию тоже всегда есть надбавки, точно сказать их размер не могу. Благодаря баллам и дополнительным программам в декабре получила 270 тысяч рублей. Обычно в декабре всегда большая зарплата — как и стипендия, потому что бухгалтерия экономила весь год, а в декабре раздает сэкономленное. Если эти деньги не потратить, в следующем году сумма финансирования сократится. Важно помнить, что в январе всегда приходит мало и только в конце месяца. В этом январе мне пришло 12 тысяч, это на 3 тысячи больше, чем в январе 2021 года.
Казалось бы, где зарплата может быть стабильнее, чем в образовательной организации, но получается наоборот. Хотя меня это нисколько не смущает.
Расходы
В последнее время у меня были большие расходы: мне пришлось потратить около 100 тысяч на лечение зубов, точнее на исправление косяков прошлого стоматолога. Еще я болела и потратилась на лекарства. Вообще, довольно много уходит на медицину: у меня есть некоторые хронические заболевания, поэтому я частый посетитель аптек.
Я снимаю студию 14 м², плачу за нее 10 тысяч рублей. Одежду покупаю нечасто, иногда даже раз в два-три месяца, люблю рыться в секонд-хендах, но сейчас чаще смотрю онлайн.
Экономить не особо удается, но иногда хочется научиться контролировать себя и не заказывать суши и пиццу на дом, а просто пожарить картошки.
Финансовая цель
Завела привычку откладывать каждый месяц все, что не трачу. В зависимости от удачливости месяца это 20—30 тысяч. Сейчас у меня отложено 400 тысяч, но есть планы на некоторые суммы. В тему инвестиций сейчас только вникаю. Моя подушка безопасности во вкладах, наличные не держу вообще.
Моя большая и главная цель — открыть студию ювелирного искусства.
Еще на третьем курсе на экономике я написала бизнес-план. С учетом изменения цен и экономической ситуации, думаю, теперь понадобится около трех-четырех миллионов: на инструменты, расходные, аренду на первые полгода-год и зарплаты сотрудникам.
Есть и ближайшие финансовые цели.
Переподготовка или курсы по практической психологии. Давно хотела разобраться в себе и людях с научной точки зрения. Сейчас я периодически просматриваю различные вузы и сайты, где можно пройти обучение, пока не нашла подходящего. Посчитала, что в среднем мне понадобится на это около 80 тысяч в ближайший год.
Онлайн-курсы по 3D-моделированию в Zbrush. Нужно 32 тысячи. Я их уже накопила, жду разгруза на работе, чтобы оплатить и заниматься спокойно.
Продвинутые курсы по моделированию в Rhinoceros. Это еще около 60 тысяч в ближайший год.
Курсы по гравировке, чтобы потом пройти курсы по закрепке паве. Для этого нужно ехать в Москву. Потребуется около 80 тысяч — вместе с перелетом и проживанием на время обучения. Эту цель постараюсь выполнить летом.
Еще я бы хотела попробовать работу со стеклом, делать витраж Тиффани из кусочков стекла, но нужно сначала накопить денег на все необходимое.
Кроме того, этим летом я планирую отдохнуть в двух или трех местах. Точно это будет Киргизия на одну или две недели. Думаю, выйдет около 25 тысяч вместе с дорогой до Бишкека. Потом хочу пожить месяц в Грузии с молодым человеком — это около 100 тысяч. А если не удастся, поеду волонтером на Байкал строить тропы, как ездила в прошлом году, а потом заскочу в Монголию — на все понадобится примерно 30 тысяч рублей.
Будущее
Как только я начну работать над созданием и развитием своей студии, мне придется уволиться из колледжа: не смогу совмещать.
Бывает, хочется иметь более свободную в плане передвижения работу — это возможно, если заниматься 3D-моделями. Но ювелирка — любимое дело моей жизни. Иногда я не могу дождаться следующего дня, чтобы скорее начать работу с металлом, еду в автобусе и думаю, как сделать то или иное украшение. Пожалуй, ювелирка — моя страсть.
Моя основная идея — открыть свою ювелирную студию, в которой был бы коворкинг, курсы, ювелирный шоурум. Она стала бы местом объединения мастеров нашего региона.
Я не боюсь конкуренции, считаю, что она стимул для развития.
Не знаю, как скоро удастся накопить, скорее всего, придется привлекать заемные деньги, но пока что я не готова к такому шагу, как кредит. Я не хочу открывать дело совместно с коллегами, есть люди, которыми я очень дорожу, они не подведут меня, но никто не знает, к чему это может привести в бизнесе. Скорее, я готова буду взять их на работу за действительно достойную плату. Я не обладаю всеми компетенциями, кто-то из моих знакомых и друзей-ювелиров знает и умеет больше меня. Я не стесняюсь этого — пусть занятия и курсы ведут те, кто больше разбирается в конкретной области, а я буду вести что-то другое. В первую очередь студия — это про объединение и творчество.