Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Свою первую работу я начала искать на четвертом курсе, это был 2021 год.

Я училась на программе «Реклама и связи с общественностью» в Финансовом университете. Нам часто ставили пары в первой половине дня и строго контролировали посещаемость, поэтому работать в таких условиях было практически невозможно. Кто-то, конечно, находил способ, но это часто заканчивалось дисциплинарным взысканием. Так что первые три года обучения я предпочитала не рисковать.

На четвертом курсе я уехала на семестр в Нидерланды по программе студенческого обмена, и у меня появилось больше свободного времени. Я решила посвятить его поискам удаленной работы в Москве, чтобы наконец-то набраться опыта. Приукрасила свои навыки, разместила резюме на «Хедхантере» и начала откликаться на джуновские позиции в рекламе и пиаре. В день просматривала вакансий по 30.

Ожидания от работы у меня были минимальные: я хотела устроиться по специальности, чтобы получить опыт, который не стыдно вписать в резюме. Зарплата для меня значения не имела.

Но все собеседования заканчивались ничем: компании хотели сотрудника в офис, а я находилась за тысячи километров от Москвы.

По возвращении я продолжила поиски и вскоре нашла вакансию менеджера по коммуникациям в пиар-агентстве. Все, что от меня требовалось, — искать онлайн-издания для публикации статей о наших клиентах, обзванивать их и предлагать сотрудничество.

Что будет рутинно и неинтересно, я поняла еще на интервью: на мой вопрос о том, что нравится в работе, будущая руководительница лишь глубоко вздохнула и перевела тему. Но как студентка без опыта я понимала, что на большее рассчитывать не могу. Поэтому когда мне предложили выйти, я согласилась и приступила к своим обязанностям 20 февраля 2022 года.

Что произошло дальше — всем известно. В течение нескольких недель большинство крупных иностранных компаний ушли с российского рынка, и наше агентство потеряло ключевых клиентов. Я успела отработать всего пару месяцев, и меня сократили. Так как мне предстояла защита диплома, я сосредоточилась на учебе, а вопрос с трудоустройством отложила до выпуска.

Выбор позиции и компании

К поискам работы я вернулась летом 2022 года, когда окончила вуз.

Перспективы трудоустройства были, прямо скажем, не самыми радужными. Зарубежные компании продолжали уходить с рынка, а российские сокращали отделы маркетинга и рекламы. Вакансий размещали мало и в основном искали мидлов и сеньоров, которые смогут разработать стратегию в условиях неопределенности.

Кроме того, привычные каналы продвижения умерли, и многие сосредоточились на работе с блогерами. Поэтому требовались в основном специалисты в сфере инфлюенс-маркетинга. Я, к сожалению, никогда не хотела этим заниматься, что осложняло мои поиски еще сильнее.

Но я не отчаивалась — в очередной раз подумала над тем, как подать свои навыки в резюме, чтобы оно выглядело привлекательнее, и вернулась на «Хедхантер». Мои ожидания выросли разве что совсем чуть-чуть: я искала позицию менеджера по пиару или рекламе с зарплатой в 50 000—60 000 ₽ и хоть сколько-нибудь интересными задачами.

Оказалось, моя планка была сильно завышена.

Вакансии для новичков предполагали рабство за копейки и право работать в «молодом дружном коллективе». Помню, наткнулась на позицию младшего пиар-менеджера в агентстве. Откликнулась и сразу получила на почту огромную анкету с кучей личных вопросов — от «какое образование у ваших родителей» до «с кем вы снимаете квартиру».

К анкете прилагалось тестовое: посмотреть блог директора агентства и поделиться мнением. Ради любопытства я перешла по ссылке и открыла портал в ад. В своих «экспертных» статьях директор поливал грязью бывшую жену и рассказывал, как заставляет сотрудников быть на связи в любое время суток.

Если дело все же доходило до собеседования, обычно оно заканчивалось плачевно. Например, как⁠-⁠то мне назначили интервью с СEO какого⁠-⁠то стартапа. Вместо рассказа о компании, директор начал объяснять, что гулять и развлекаться на работе не выйдет. А затем и вовсе стал отпускать едкие комментарии по поводу моей манеры говорить и жестикулировать. В итоге оффер мне предложили, но я предпочла отказаться.

Так прошло два с лишним месяца. Вся эта ситуация сильно давила на меня, и я начала отчаиваться. В одном из таких упаднических порывов откликнулась на помощника менеджера по рекламе в сеть аптек. По сути эта вакансия была секретарской, но я хотела уже устроиться хоть куда-нибудь.

Интервью и результаты

Сначала я поговорила с эйчаром по телефону и ответила на стандартные вопросы: почему откликнулась на вакансию, какой есть релевантный опыт.

После беседы с рекрутером последовала очная встреча с директором по маркетингу и главным менеджером по рекламе. Интервью прошло в очень комфортной атмосфере: меня спросили про учебу в вузе, тему дипломной работы, предыдущий опыт. Я увидела, что эти люди горят своим делом, и подумала, что могу чему-то у них научиться.

Мне не озвучили конкретные обязанности — только в общих чертах обрисовали маркетинговые задачи. Еще предупредили, что будет много работы с документами. Но я была готова делать что угодно, лишь бы не листать дома вакансии. Поэтому как только сделали оффер, сразу же согласилась.

Работа оказалась творческой: вместе с начальником мы разрабатываем маркетинговую стратегию для продвижения наших аптек. А документооборот занимает всего 30% от задач.

В конечном счете я рада, что согласилась на не самую привлекательную для себя вакансию. Сама атмосфера в компании показалась мне приятной, и я решила довериться своим внутренним ощущениям. И, как оказалось, не прогадала.

Советы

Дам несколько советов тем, кто находится в начале своей карьеры.

📎 Не откликайтесь на вакансии со странным описанием. Если работодатель с порога начинает говорить про переработки и многозадачность — это огромный красный флаг. Также советую с осторожностью относиться к «ироничным» требованиям. Если компания вместо важных вещей просит «не быть душными», скорее всего, тратить время на собеседование не стоит.

📎 Не бойтесь приукрашивать резюме. К сожалению, многие эйчары отвергают кандидатов без опыта — даже если отбирают на начальные позиции. Поэтому не вижу ничего плохого в том, чтобы добавить себе солидности, но, разумеется, без откровенной лжи. Главное — правильно подавать факты: даже если вы просто перекладывали бумажки на практике, опишите это так, будто ваша работа была одной из важнейших. Отметьте, что вы внесли свой вклад в рост и развитие определенной организации или компании.

📎 Проанализируйте поведение эйчара. Достаточно просто оценить, как рекрутер ведет с вами коммуникацию. Если разговор проходит в уважительном и доброжелательном тоне, скорее всего, с корпоративной культурой все неплохо. Другое дело, когда эйчар выглядит замученным или сидит с каменным лицом. На мой взгляд, это звоночек, что внутри компании что-то не так. Еще я обычно стараюсь аккуратно пошутить во время интервью и смотрю на реакцию собеседника: если контакт есть, значит, общение стоит продолжить.

📎 Спросите у будущего начальника, что ему нравится в его работе. Это поможет понять, как человек относится к своим обязанностям и какая атмосфера царит в его команде. Всегда приятнее работать с людьми, которым нравится, чем они занимаются.

Тэги: работа
Редакция
Редакция
Приходилось ли вам искать работу в кризис? Если да, то как вы в итоге трудоустроились?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Кукуся
Герой реалити

"Вакансии для новичков предполагали рабство за копейки и право работать в «молодом дружном коллективе» - вот-вот. Все так.

36
Злонравный морской окунь

Кукуся, не переживайте, после тридцати и туда тоже брать не будут)

43
Кукуся
Герой реалити

Pavel, на таких вакансиях нужно работать сильно до 30.

6
Злонравный морской окунь

Кукуся, на практически всех нужно до 30-35, максимум о ужас до 40) Правда еще опыт иметь лет 20, несколько языков, образований и кучу взаимоисключающих навыков)

14
Кис Кис Брысь

Pavel, нам нужны 25 летние работники с 30 летним опытом работы

22
Кукуся
Герой реалити

Pavel, Вы ошибаетесь))) И сильно)))
В 00-ых реально требования были "до 35", но не сейчас. Демография, она такая.

6
Злонравный морской окунь

Кукуся, такая иллюзия у вас возникла потому что по закону запретили указывать как причину. Но как говорится в "разговорах не под запись" никто не скрывает)

5
Кукуся
Герой реалити

Pavel, ну как бы я сейчас подбираю персонал, и знаю, что на очень маленькое количество вакансий реально требования "до 35"))))))
Молодые люди редко так уж необходимы.

5
Виалетта

Pavel, в чём-то вы правы(

0
Мария Мария

Pavel, есть программа наставничества в нормальных компаниях, когда сотрудник с опытом получает дополнительный доход за то, что учит новичков. А если компания хорошая и с хорошей системой мотивации, то не свалит.

32
0
Мария Мария

У людей с опытом тоже свои проблемы) найти ваансию где ЗП 250+ тот ещё квест

14
0
Кеfир-n-Коржик

Работа - это не моё. Я рождён для любви

14
Александр С.

juarhala, в Москва только аренда однушки 40к, ЗП 50 это выживание) ещё за проезд 2. На еду 8 тысяч. Я не думаю что автор много просит)))

13
Велена
Герой
22.08, 11:42
Отредактировано

Александр, Да, и в спб так же. и в других городах точно так же. Только всем по барабану. Не нравится- не работай. Впрочем, как мы выяснили, всегда можно пойти делать карточки на фрилансе)

0
0
Воинствующий котеист

> К сожалению, многие эйчары отвергают кандидатов без опыта
По моим наблюдениям, они также отвергают кандидатов с опытом более 10 лет — не знаю, видимо, ждут от редактора с опытом 13 лет того, что он должен был уже стать главредом (а я, например, уже была в этой роли и мне не понравилось). "Резюме просмотрено" — и тишина.

Зато рекрутЁры из Яндекса порадовали вчера:
— Алло, Антонина, здравствуйте, меня зовут Алексей, я представляю компанию Яндекс, звоню с предложением о работе. Вам удобно сейчас говорить?
— Здравствуйте, Алексей, да, слушаю вас.
— У нас открыта вакансия специалиста онлайн-поддержки, оформление по ТК РФ, удалённая работа. Скажите, вам было бы интересно?
— Алексей, а где вы нашли моё резюме?
— На Хедхантере.
— А что написано в заголовке этого резюме?
— (пауза, в панике ищет заголовок резюме) Здесь написано... специализация: редактор, копирайтер
— А указано ли там что-то про работу специалистом техподдержки?
— Нет
— Тогда почему вы решили, что я подхожу на эту вакансию?
— Ну у вас указано, что вы ищете удалённую работу...

Ооооукеееей

11
0
Алексей Тихонов

Насчёт пошутить абсолютно точно. Если собеседник не адекватно примет юмор, то что-то не так, он сильно напряжен, значит скорее всего в компании большие проблемы.

9
0
Велена
Герой
21.08, 18:40
Отредактировано

Мои ожидания выросли разве что совсем чуть-чуть: я искала позицию менеджера по пиару или рекламе с зарплатой в 50 000⁠—⁠60 000 ₽

Зашибись запросики) Нет, ну как бы так и должно быть, но неужели непонятно, даже чисто по поиску в ХХ, на какую зп ищут?) Именно так, как вы выложили на скринах, и есть.

8
Ekaterina

Велена, у меня 70 тысяч консьержка в доме получает, там ни опыт ни образование не нужно. Главный навык - уметь говорить "добрый день".

2
0
NevroZ Scorpio

Поверьте и сеньорам , если "выпал из обоймы" по личным причинам не слаще. Даже во многом хуже - половина боится брать того, кто знает больше , чем они вместе взятые , половина просто не понимает , что такое сеньор в PM и предлагают работу целого отдела за ЗП джуна. И все считают, что выпал из обоймы по причине выгорания...не виню их - страх, что я опять выпаду у них обоснован , так как по состоянию здоровья выпадал, хотя и на больничной койке и консультировал и изучал новое в своей профессии.
Сейчас придётся, хотя и есть опасения, создавать свою организацию , так как на рынке есть потребность в кризисном маркетинге и многих важных вещах, а 90% моих коллег, уехали из страны

8
Валерий Бромберг

NevroZ, а напишите мне в телегу, пожалуйста.
Может вам с работой помогу, может, даже, с интересной, особенно если вы в стратегическом маркетинге разбираетесь @vkrokodilov

2
0
Я из Миссури
21.08, 22:15
Отредактировано

Кризис здесь не сильно при делах - брать новичков для компаний всегда рискованно и накладно. По факту компания обучает тебя, платит тебе за это деньги и не имеет никаких гарантий, что обучившись у них ты не уйдешь в другую компанию, оставив их в минусе. Именно для новичков очень много вакансий - это текучка. Компании которые осознанно берут новичков с учетом, что через полгода-год те уйдут, и пытаются за это время выжать из них максимум.
Я сам так в свое время поступил и всем советую - на первую работу можно и нужно идти даже за копейки. За эти самые полгода-год вы научитесь большему, чем научились за несколько лет в вузе и получите в резюме заветную строчку "есть опыт работы".
По советам - "Не откликайтесь на вакансии со странным описанием" считаю ответил выше. "Не бойтесь приукрашивать резюме" - здесь вопрос того, кто вас будет собеседовать и на какую сделку вы готовы пойти со своей совестью. Хороший интервьюер быстро раскусит ваши "преукрашивания" и они пойдут уже в минус. "Проанализируйте поведение эйчара" - имхо, эйчар это последний человек, на которого стоит обращать внимание. Эйчары в большинстве компаний живут в отдельном своем мирке с единорогами и радугами. Попросите поговорить с людьми с проекта, с будущим начальником, с теми с кем вам непосредственно предстоит работать - вот там уже показательно. "Спросите у будущего начальника, что ему нравится в работе" - а что мне это скажет? Не скажет же он "ничего не нравится, беги отсюда". Я всегда спрашиваю о том как устроен рабочий процесс, "что если мне нужно уйти к врачу" и как решаются внеплановые ситуации. Вот тут уже "красные флаги" всплаывают - кто-то по пунктам расскажет процесс, скажет "ничего страшного, просто предупреди" и т.д. а кто-то будет растекаться пером по древу без точных описаний и "ну к врачу можно, но конечно мы ожидаем что в рабочее время ты на связи".
P.S. Сейчас работаю старшим разработчиком, первая должность по специальности оплачивалась меньше 20к. Ни о чем не жалею.
P.P.S Нет, то что я пишу это не только про IT.
P.P.P.S. Естественно, речь идет про подходящие сферы.

7
Дмитрий Петрунин

Я, тогда вопрос - а чем же наполнены образовательные программы в ВУЗах, если после него ещё пару лет доучивать на месте надо?!

0
Я из Миссури

Действительно, зачем вообще нужно что-то учить кроме вуза, почему они абсолютно все нужные знания и навыки не могут дать?
Во первых, программы вузов всегда устаревшие, какие-то меньше, какие-то больше.
Во вторых - вузы не учат работать. В реальном мире делать приходится как выгодно а не как правильно по учебнику. А также там не учат как взаимодействовать с заказчиком и соседними отделами и другим навыкам, которые напрямую со специальностью не связаны но необходимы в реальном мире. Я регулярно встречаю людей, которые все знают и могут ответить тебе как на экзамене, но задачу осилить не могут, потому что это не лабораторные условия и не как по учебнику.

4
Дмитрий Петрунин

Я, приветствую! То есть призываете делать "как хочет заказчик", а не как требуют нормы и правила - на кой тогда ВУЗ и ПИРы? Любая бригада шабашников сможет "Лахта-центр" построить, да? Вот и строят уже третий год... А может в ВУЗах надо практики больше в учебный процесс добавить - три дня из шести учебных, тогда и не будут на собеседованиях пальцы гнуть: "без опыта не берём"? И доучивать по паре лет после ВУЗа не потребуется.

0
Я из Миссури

Дмитрий, Если вы находите у меня то, чего я не писал. то не вижу смысла спорить)

0
0
Дмитрий Петрунин

Положение не поменяется, пока к МРОТ привязаны только штрафы, а разница в зарплатах от рабочего до министра - в 1000 раз и более. На того, кто соглашается работать за еду - смотреть будут как на раба и ничего ни завтра, ни через год не изменится. Никаких движений правительство и дума для улучшения - не делают и не хотят делать. Уверен, что этот коммент забанят - но ПРАВДУ никто не любит... Во развитых странах - есть минимальная часовая ставка (получая её шиковать не будешь, но можно есть досыта, одеться нормально и снимать квартиру - хотя бы очень маленькую) - а на МРОТ это невозможно, её хватит, чтоб от голода умереть через пару месяцев. То есть МРОТ - узаконенный геноцид.

4
0
Дмитрий Ра

Глядя на такую красоту, я сам за нее работал бы

1
Я из Миссури

Велена, А конструктив будет?)
1. Как я написал - я сам пошел на первую работу за копейки, меньше 20к. То было больше 10 лет назад, но все равно это было очень мало. Через год сразу нашел себе должность в разы лучше - во первых прокачиваешься сам, во вторых поиск работы со строчкой "есть опыт работы" и без - два совершенно разных поиска. На без опыта работы многие компании даже смотреть не будут, каким бы хорошим ты не был.
2. Сам собеседую людей, преподаю курсы и общаюсь с разными людьми в т.ч. разных спициальностей - даже когда человек очень смышленный, разрыв с теми у кого уже есть хотя бы год опыта - гигантский.
Конечно, можно найти "сразу хорошо", но вопрос сколько времени вы на это потратите, и найдете ли. Почему бы вместо этого не потратить это время на оплачиваемое обучение?

1
Велена

Я, На без опыта работы многие компании даже смотреть не будут, каким бы хорошим ты не был.

Без опыта работы вон, 40 к предлагают, как видите. А можно и выше найти при желании, даже мне удалось один раз.

Кстати, и тот факт, что у меня есть эта "волшебная строчка" по вашему мнению, никого не волнует. Есть и есть. Сейчас не СССР,этой строчкой не удивишь. Важно, КАКОЙ именно этот опыт и что именно ты умеешь.

0
Велена

Я, я сначала накатала целую простыню конструктива, потом подумала, что это лишнее, но сами напросились) Постараюсь коротко)
Перво-наперво, начнем с того, о чем мы говорим. Всегда надо определять, о чем.
Например, вы рассказали о своем опыте, а теперь я расскажу о своем. У меня было все вообще не так. И то, что меня может прокормить худо-бедно, я изучила именно в школе и в вузе, и самостоятельно. Работа мне не пригодилась ни разу, вообще, никак, абсолютно. На работе я мыла полы и огребала от коллег. И -да, сколько раз там говорилось, что вот ты сейчас только помой полочек, а потом станешь гигантом в специальности! Ой, сколько я этого наслушалась! Вот от таких же ,как вы) КОторым выгодно бесплатных поломойщиков находить, да) И это- не одно, не два, не три и не 10 мест работы. Сфера только одна. Я все никак только связи не уловлю, как это происходит, обычно, если ты моешь пол, то прокачиваешься только в уборщицкой деятельности...

Оговорюсь сразу: зп 20 тысяч мне бы тогда показалась раем. Я работала за 10 тысяч о тсилы,в суточном графике, иногда несколько суток подряд.

0
Я из Миссури

Велена, а чему вы хотите научиться моя полы?)
То что работа должна быть по непосредственной специальности, а не "что угодно" - само собой разумеется. Если хотите строить самолёты - идите на что угодно, до тех пор пока вы там будете строить самолёты а не сортировать гайки, это очевидно.

Про без опыта - вакансии всегда проходят несколько этапов отбора. И то что вы пишете верно, но если у вас этой строчки нет вообще, много компаний выкинут ваше резюме даже не читая его полностью. А вот если есть - уже будут разбираться что там за опыт и что вы из себя представляете.

Конечно можно без опыта найти сразу и хорошо. Есть вон и истории миллионеров со школы. Вопрос в том насколько это просто и быстро. Можно сидеть без денег и ждать ту самую работу, а можно за хоть какие-то деньги набираться опыта и когда та самая работа попадётся быстро туда перейти.

0
0
Maksi

Вахта всегда выручает, Достависта, Вентра, Вибедо

1
0
Виалетта

В кризис и не только помогал сайт hh.ru. С "Зарплатой.ру" один только раз получилось найти работу, больше эта компания мне никак не помогла..

0
0
LazyLady

Вашу специальность можно достаточно широко трактовать, попробуйте направление SMM-специалиста, это обычно удаленно.

0
0
Дмитрий Курочкин

Работа строго с 9 до 18 возможна в очень крупных компаниях, где любую задачу можно распределить среди 200 сотрудников отдела. Либо в компаниях, где сроки вторичны и любую задачу можно сделать завтра или через неделю.
А если компания маленькая, численность отдела маленькая, а задачи нужно решать на результат и время, то ненормированный график неизбежен. В любой компании, где работает меньше 50 человек они будут в той или иной мере.
Тут я бы смотрел на отношение работодателя к таким переработкам. Например, сталкивался с компанией, которая сходу говорила, что у них норма задерживаться до 10 вечера каждый день, но в конце года бонус в размере зарплаты за год, в конце второго года бонус в полтора раза больше, в конце третьего года две годовые зарплаты бонусом и далее тоже по две каждый год.

0
Дмитрий Петрунин

Дмитрий, и закопают в 35 лет с инсультом - до 10 вечера 3 года подряд работавшего. По ТК РФ: 8 часовой рабочий день 5/2; 10 часовой 6/1 (2/1 месяц вахта); макс. вахта 90 суток (с дорогой в оба конца).

7
Ekaterina

Дмитрий, скорее зависит от отношения руководителя к тайм-менеджменту.
Я работала и в маленькой компании и в большой, все уходили вовремя, за исключением нескольких форс-мажоров в году.
А моя подруга работала в этой же большой компании, но в другом отделе. У них руководитель скажем так негативно относился к сотрудникам, которые уходили вовремя. А вот если человек пол дня пил чай, а ближе к 18 только брался за работу и потом до 21 сидел, вот это молодец.

3
Велена

juarhala, считаться может что угодно, а список вакансий в той же Москве говорит обратное) Впрочем, в статье написано то же самое, автор к тому же выводу и пришел.

0
0
user2169815

Отличная стаття, автор, именнопо этим советам нашла свою лучшую работу!

0
0
Сергей Закирьянц

Работы валом людей нет....особенно у нас на Дальнем востоке

0
Я из Миссури

Велена, а про какую сферу, собственно, идёт речь? Кем вы устраивались?

0
Велена

Я, ассистентом ветврача.

0
Я из Миссури

Велена, так, блин, я же в самом первом сообщении, что речь идёт про подходящие сферы)
То, о чем писала автор - подходит. А вот медицина, образование, госучреждения, гораздо более консервативны и это совсем другая история.
Все что я писал к вам конечно не применимо. Написали сразу бы и не было бы недопонимания.
Но, хочу отметить, что такая ситуация - почти эксклюзив тех самых консервативных сфер. Это не тенденция и все новое от этого уходит.

0
Велена

Я, ой, а меня все время так триггерит просто от того, что все пишут, как легко и просто начать работать.
Я, видимо, действительно, половины не вижу уже) Это больная тема)

1

Сообщество