«Как будто меня отговаривали от вакансии»: 6 историй о странном приеме на работу
Бывает, в процессе поиска работы что-то идет не так.
Перед собеседованием могут попросить заполнить странную анкету, на самом интервью начинают запугивать, а после дают обескураживающую обратную связь. И это не преувеличение, а истории наших читателей, которые рассказали о необычных и поучительных случаях при приеме на работу.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Когда устроили отбор по знакам зодиака
Еще на заре своей карьеры — в надежде, что куда-то возьмут юриста без опыта — рассылала резюме в разные организации. Я писала о том, где проходила практику, какие навыки имею, указывала темы своих научных работ… В общем, заполняла пустоту. И вот на такое резюме клюнула одна строительная организация, позвали на интервью.
Собеседование проводил директор, вполне солидный мужчина лет 50. Посмотрел на резюме, потом на меня, произнес дату моего рождения, что-то подумал, хмыкнул и достал из стола огромную толстенную книгу гороскопов. Обслюнявил палец, полистал страницы. Видимо, нашел характеристику людей, рожденных в этот день, что-то почитал, посмотрел на меня. Ну и стандартно сказал, что перезвонит. Естественно, на работу меня туда не взяли.
Когда на собеседовании хорошенько запугали
Я окончила двухдипломную программу ДВФУ и НИУ ВШЭ в 2022 году по специальности «экономика». В конце четвертого курса намечалась производственная практика. Мне не хотелось проходить ее бесплатно, поэтому в марте 2022 я начала поиск места, где бы платили зарплату.
Из учебной конференции узнала о вакансии кредитного аналитика. На собеседовании руководительница рассказала об обязанностях: работа заключалась в оценке кредитоспособности юрлиц. Практического опыта у меня не было, и руководительница спрашивала о моей успеваемости, прошлых местах работы, личной жизни.
Больше всего ее интересовало последнее — я не местная, жила в общаге, и у меня не было молодого человека. И вот почему: ее волновало, насколько долго я смогу проработать там. А так как после окончания мне надо было снимать жилье за 25—30 тысяч одной при зарплате в 43 тысячи, то, скорее всего, я бы уволилась в скором времени.
Руководительница предупредила: повышения на этой позиции ждать не стоит, поэтому мне стоит быть готовой к трудностям. Рассказывала, что это неизбежно, так же было у нее и поэтому выбора у меня нет. Просила серьезно отнестись к работе, говорила, что надо выбрать ее раз и навсегда, а уволиться потом подобно преступлению.
Наверное, из всего собеседования диалог длился 40 минут, а потом был бесконечный монолог самой руководительницы. У меня сложилось впечатление, будто меня отговаривали от вакансии.
В конце собеседования она сказала, что готова предложить мне работу и ждет моего ответа в ближайшее время. В случае моего положительного ответа ей необходимо было, чтоб я вышла в следующий понедельник. Я не ожидала такого быстрого развития событий: у меня была поездка на следующей неделе. Когда руководительница услышала это, начала уверять меня, что позже никак нельзя: вакансию могут закрыть из-за надвигающегося кризиса после февральских событий и работу в апреле я уже не найду. Конечно, тогда на меня это произвело сильное впечатление.
В итоге я все-таки решила отказаться и не жалею. Скорее всего, она хотела избавиться от проблем с текучестью кадров в будущем.
Когда пришлось отвечать на много странных вопросов
В студенческие годы — году не то в 2008, не то в 2009 — очень захотела порадовать себя на Новый год духами мечты. Это был аромат Dior Hypnotic Poison. Поэтому я решила найти себе подработку.
Объявление нашла в интернете. Вакансия — сборщик календарей в небольшую частную типографию в старом центре Питера. Оплата сдельная, 30—35 ₽ за календарь. Созвонилась с работодателем и через пару дней пошла на первый этап собеседования.
В полуподвальном помещении, помимо меня, ожидали еще два человека. Нас встретила женщина, представившаяся специалистом по подбору персонала. Рассказала об условиях труда и оплате, а также о том, что нам предстоит пройти два этапа для трудоустройства. Первый — анкетирование и психологический тест, второй — устное собеседование с ней же. Собственно, раздала нам анкеты, сказала, где оставить после заполнения, и ушла. Анкета представляла собой четыре листа формата А4.
Первый блок вопросов был посвящен биографии, образованию и трудовому стажу соискателя. Второй был еще интереснее, но вопросы поражали странностью и разбросом от «Какие книги вы читаете?» до «Кого бы вы спасли из пожара в первую очередь?». Ну и тест. Психологический, проективный, любимый многими ДДЧ — «Дом, дерево, человек».
Потом мне позвонили и сказали, что я успешно прошла первый этап, поэтому меня ждут на собеседование со специалистом по подбору персонала. Та самая женщина сказала, что им понравилась моя анкета, хотя, судя по второму блоку вопросов и психологическому тестированию, у меня есть проблемы с коммуникацией. Но это не помешает мне собирать календари по 30 ₽ за штуку. Так я и приступила к работе.
За месяц насобирала тысяч на 5. На мой «Пуассон» хватало, поэтому я решила уволиться. Отпустили с миром, тем более что никакого официального трудоустройства не было.
Когда попросили написать текст по таймеру
После института я работала и развивалась в области интернет-маркетинга и контента. Однажды была на собеседовании на вакансию контент-менеджера — нужно было рулить контентом на сайте производителя торгового оборудования. Сфера не слишком веселая, но в той компании была совсем тоска.
Одноэтажное кирпичное здание в промзоне было их офисом. Внутри — 50 оттенков серого, в буквальном смысле. Там все было серое: полы, стены, потолки, на серых полках стояли серые папки, на серых столах — серые ноутбуки, серые кружки и серые карандаши в серых карандашницах.
Представители работодателя — в серых костюмах, ага — тоже были какими-то унылыми и захотели проверить мои навыки. Предложили написать какой-то текст. Завели таймер на 15 минут, дали ноутбук с открытым пустым файлом в «Ворде» — на, мол, пиши. Я уж не помню, заглядывали ко мне в ноутбук или нет, но было очень некомфортно. Получилась фигня, конечно.
Дальнейшего сотрудничества не случилось. Я еще на этапе собеседования поняла, что работать в этой серой компании не хочу.
Когда работодатель дал обескураживающую обратную связь
Я искала работу, и опыта у меня хватало: семь лет работала копирайтером в рекламных агентствах и отделах маркетинга внутри компаний, отучилась в Школе редакторов Бюро Горбунова.
Собеседование на позицию главного редактора было странным: у меня ничего не спрашивали. Сначала мы были в переговорке вдвоем с эйчаром, она рассказывала о вакансии и хвалила резюме. Потом пришел потенциальный руководитель и стал делать то же самое. В конце встречи сказали, что пришлют небольшое тестовое.
Задание оказалось крайне объемным: нужно было проанализировать и прокомментировать ошибки в четырех рассылках и еще четыре написать самостоятельно. Возилась неделю, делала на совесть.
Через пять часов пришла обратная связь: «В тестовом задании на редоктуру, к сожалению, были найдены не все ошибки». Не нашлась, что ответить на этот парадоксальный комментарий.
Когда отказали со словами «вы у нас заскучаете»
Я работала в торговле продуктами, и мне очень хотелось сменить сферу. Еда простая, понятная всем, а я думала, что способна на большее, чем торговать только ею. Там много работы и мало денег. Скучно, в общем.
И вот нашлось место рядом с домом — магазин сантехники. Пришла на собеседование в хорошем настроении, такая бодренькая, отвечала на самые обычные вопросы… Все прошло гладко, и я была уверена, что работа у меня в кармане.
Через неделю мне позвонили и сказали, что я им не подхожу. На мой вопрос «почему» ответили, что у них достаточно спокойная работа и я у них заскучаю. Ответ меня поразил. Но спасибо, что вообще сообщили об отказе.