Как учатся в лучших школах Москвы

И какие преимущества они дают выпускникам
15
Как учатся в лучших школах Москвы
Аватар автора

Лада Кошман

окончила лицей № 1535

Страница автора

В 2017 году я поступила в 8 класс лицея № 1535. На тот момент он был лучшей школой Москвы по рейтингу департамента образования города.

Я окончила историко-филологический класс лицея в 2020 году. За время учебы я сильно расширила знания по литературе, истории и географии. Без помощи репетиторов стала двукратным призером Всероссийской олимпиады школьников по литературе, что позволило мне не сдавать ЕГЭ и поступить в МГИМО на бюджет.

В материале я расскажу о своем поступлении и учебе в лицее, а также поделюсь историями выпускников других топовых школ.

Выбор школы и поступление

С 1 по 7 класс я училась в школе № 1210 с углубленным изучением английского языка. В 2009 году, когда я туда попала, она считалась хорошей и, кажется, входила в 300 лучших школ московского рейтинга. Мама выбрала ее из-за сильных преподавателей английского и углубленной программы обучения в начальной школе.

Перед тем как поступить в первый класс, я проходила комплексное тестирование на логику и общее развитие и, по словам завуча, сдала его хорошо. Также я ходила на подготовительные курсы при школе, они стоили 5000 ₽ в месяц. Не у всех топовых школ есть началка — к примеру, ее нет у лицея № 1535 и Лицея НИУ ВШЭ. Поэтому к ним поступают из всех школ Москвы.

5000 ₽
стоили подготовительные курсы в месяц

Хотя в первый класс экзамены проводить нельзя, когда поступала я, школа хитрила. К примеру, на подготовительных курсах постоянно устраивали тесты, по результатам отбирая учеников, которые «потянут» углубленную программу. Остальным завуч объясняла, что они учиться нормально не смогут, убеждала как могла не подавать документы.

В год моего поступления правила приема были такие: кто первый подаст документы, того и должны были принять. Родителей учеников подготовительных курсов предупредили, что нужно стоять в первых рядах, поэтому они составили список и дежурили всю ночь по очереди, чтобы никто их не опередил.

По английскому в этой школе были прекрасные преподаватели, они с первого класса готовили нас к языковым экзаменам Cambridge English. Учительница начальных классов тоже дала хорошую подготовку, мы работали по углубленной программе «Школа 2100», но к нынешнему времени ее свернули.

Класса до пятого моих родителей устраивал уровень преподавания, но со временем, в средней школе, подготовка стала слабее, особенно по русскому и литературе. В целом я уже в начальной школе поняла, что я гуманитарий. А ретроспективно могу сказать, что хорошее знание этих предметов мне очень пригодилось. На мой взгляд, проблема школы была в том, что профессионалы в возрасте уходили на пенсию, а новые преподаватели, которых брали на работу, не были достаточно компетентными.

В 7 классе мы с мамой стали рассматривать школы с сильным гуманитарным профилем, высокими средними баллами ЕГЭ и большим количеством призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников — Всероса. Для нас эти критерии были показателем качества школы, потому что я участвовала во Всеросах по литературе и английскому уже с 7 класса, чтобы привыкнуть к формату, потренироваться и в 9 классе быть готовой ко всему. Как раз с 9 класса призерство или победа дает право поступить без вступительных испытаний. А высокие баллы ЕГЭ мы учитывали на случай, если бы я не выиграла олимпиаду и пришлось сдавать экзамены.

В первую очередь мы обратились к актуальному на тот момент московскому рейтингу школ — на первой строчке был лицей № 1535. Из школ с гуманитарным профилем тогда лидерами были Лицей ВШЭ, «Пятьдесят седьмая школа», гимназия № 1543, школа «Интеллектуал» и другие. Также я читала отзывы на «Школах мела» — это раздел на сайте образовательного медиа «Мел». Там можно найти новости образования, тематические подборки школ и неформальные характеристики преподавателей. В итоге выбор пал на 1535: там были неплохие отзывы об учителях и большой набор в 8 классы, новости о нем публикуют на сайте.

Еще одним плюсом лицея была близость к ЦПМ — Центру педагогического мастерства. Там к Всеросу готовятся все московские олимпиадники. Путь от 1535 до ЦПМ занимал всего 15 минут. Я посещала занятия с 7—8 класса, поэтому было очень удобно.

Вступительные проводятся в несколько дней, регистрация на них стартует 1 февраля. Количество мест ограниченно, то есть они могут закончиться за день. Кроме того, важно подтвердить участие в испытаниях — для этого нужно ответить на электронное письмо от школы и подтвердить явку. Сроки регистрации, подтверждения и вступительных опубликованы на сайте школы. Демоверсии заданий доступны там же — нужно кликнуть на кнопку «Программы и примерные варианты вступительных испытаний».

Расписание вступительных для всех классов. Источник: школа № 1535
Расписание вступительных для всех классов. Источник: школа № 1535

Для желающих работают платные подготовительные курсы, но я не знала о них, поэтому не была на занятиях. Задачи по русскому и английскому показались мне посильными — я не сомневалась в своей гуманитарной подготовке. К математике я готовилась с репетитором по примерам заданий, опубликованным на сайте школы, и тоже сдала ее хорошо. На это ушло около 3500 ₽.

15 600 ₽
стоит курс по расширенной математике для 7 классов

Я окончила 7 класс в старой школе с углубленным английским, отдохнула летом и 1 сентября пришла в лицей. Профилизация начиналась с 10 класса, до этого мы изучали все предметы по углубленной программе.

Но сейчас в лицее есть предпрофили в 7, 8 и 9 классах, то есть специализация и подготовка к профилям в старшей школе начинается сразу.

Учеба в 8 и 9 классе

Атмосфера лицея. В самом начале сентября все только что сформированные 7 и 8 классы едут на бесплатный тимбилдинг в образовательный центр «Команда» в Истринский район Московской области. Дорога от лицея заняла два часа. На тимбилдинге одноклассники лучше узнают друг друга и участвуют в различных сплачивающих активностях и командных играх. После мероприятия и началась полноценная учеба. Кстати, 10 классы на тимбилдинг уже не едут, потому что добор на свободные места в них небольшой.

19 октября, в День лицея, проходит посвящение новых учеников (19 октября по старому стилю открылся Царскосельский лицей, в котором учился Пушкин). Сначала проходят экскурсия и программа в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, стилизованная под пушкинские времена, где школьников учат бальным танцам и фехтованию, а также рассказывают про Царскосельский лицей и его выдающихся учеников.

Продолжение мероприятия, а именно само посвящение в лицеисты, проходит в парадном зале музея. Классные руководители по очереди говорят торжественные слова, потом весь зал исполняет гимн «Гаудеамус» на латыни — это средневековая студенческая песня. Его нужно было выучить заранее. Каждому выдавалось удостоверение лицеиста и подарки с мерчем лицея.

Одно из первых впечатлений от лицея — шкафчики для личных вещей как в американских сериалах. В 1535 при поступлении за каждым учеником закреплялся шкафчик с ключом — там можно было хранить все учебники, запасную обувь и физкультурную форму. Это позволяло ходить налегке весь учебный день.

Учеба в школе бесплатная, никаких сборов на ремонт не было, разве что скидывались на покупку учебников и пособий по английскому, разные атласы. Дорогие подарки учителям дарить было особо не принято, но родители собирали деньги на цветы, сладости, сертификаты в магазины. На все это суммарно уходило 5—10 тысяч рублей в год.

Еще одна особенность лицея — копии картин известных художников, которые висели повсюду
Еще одна особенность лицея — копии картин известных художников, которые висели повсюду

Преподавание. Как я упоминала, до 10 класса мы занимались по углубленной программе по всем предметам. Мне было сложно: я хотела делать акцент на гуманитарные предметы уже с 7—8 класса. Но было много учеников, которые еще не знали, чем хотят заниматься, им нравилось все — и углубленная математика, и углубленная литература. Для них обучение в непрофильном классе было приятнее, чем для меня.

Самый большой контраст с предыдущей школой я почувствовала в преподавании истории. В нашем классе ее вела завуч по собственной программе три раза в неделю. Иногда мы, конечно, пользовались учебниками, но основу наших материалов составляли распечатки, где информации было в 5—10 раз больше, чем в стандартном параграфе. Например, на тему «Крещение Руси» мы читали отрывки из «Повести временных лет» и «Истории государства Российского», а также изучали три разных взгляда на событие историков и ученых.

Преподаватель никогда не позволяла себе однобоких толкований какого-то исторического периода — мы изучали все точки зрения, и подходящую каждый ученик выбирал сам. Руководствовались пословицей, что истина всегда лежит посередине. К слову, уровень преподавания истории в лицее был выше, чем сейчас в университете.

Задания такого плана нам давали на контрольных
Задания такого плана нам давали на контрольных
К каждой теме прилагался словарь терминов
К каждой теме прилагался словарь терминов

Русский нам преподавали по учебникам лицейского автора и распечаткам учителя — уровень был высокий, мы постоянно писали сложные словарные диктанты и тесты. По информатике в 8—9 классах осваивали программирование. Для выполнения и проверки заданий была своя дистанционная система, где преподаватель комментировал работы и выставлял баллы.

Плюс у нас было пять уроков английского в неделю, занимались мы по учебникам Solutions сначала уровня Intermediate, а потом Upper-Intermediate. После английской школы мне было легко заниматься по учебникам В1, потому что я уже была готова сдавать кембриджский экзамен по английскому. Также я ходила на олимпиадные занятия по английскому в ЦПМ, весь год шла активная подготовка.

Но в преддверии того или иного этапа Всероса я договаривалась с учительницей об индивидуальном расписании, также преподавательница по моей просьбе иногда давала мне дополнительные задания. Индивидуальное расписание было такое: я могла прийти на одно-два занятия из пяти, а вместо остальных уроков сидеть в библиотеке и решать олимпиадные задания.

Вообще, в группе были ученики разных уровней, поэтому некоторым осваивать программу было очень просто, а некоторым — очень сложно. У нас было и домашнее чтение, где мы читали неадаптированные книги и обсуждали их.

Литература проходила трижды в неделю и даже в непрофильном классе захватила меня с головой. В программе 8 класса были «Илиада», «Одиссея», «Божественная комедия», «Царь Эдип», «Гамлет» и другие. На дом нам задавали смотреть лекции на «Арзамасе» или конспектировать статьи литературных критиков. Параллельно с этим я посещала занятия по литературе в ЦПМ.

Моя учительница, узнав, что я прошла на региональный, а потом и заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе, предложила встретиться перед уроками и бесплатно позаниматься, выполнить задания прошлых лет, проанализировать стихотворения и рассказы.

Помню, как «нулевым уроком» в 07:30 приезжала на дополнительное занятие по литературе, все кабинеты были еще закрыты, и мы занимались на диванах в коридоре. До сих пор я испытываю благодарность за эту помощь и поддержку. В отличие от английского, литературу я всегда посещала даже во время подготовки к олимпиаде, потому что она была очень интересна и полезна.

В конце 9 класса я все-таки стала призером Всероса по литературе — об этом я рассказывала в статье Т⁠—⁠Ж. До попадания на заключительный этап по английскому языку мне тогда не хватило одного балла, но, может, это было к лучшему, ведь у меня появилась возможность полностью сконцентрироваться на литературе.

Пара слов об ОГЭ. Мы в классе решали пробники ближе к дате, но поскольку сам экзамен простой, никакой паники по этому поводу не было. Я сдала на все пятерки, в классе было лишь несколько четверок.

На уроках литературы я делала столько же полезных записей, сколько на олимпиадных занятиях
На уроках литературы я делала столько же полезных записей, сколько на олимпиадных занятиях

Сложности. При всем этом я испытывала большие сложности с естественно-научными предметами, особенно с химией. В 8 классе старалась осваивать программу вместе со всеми, но уже в 9 классе, когда с сентября я активно готовилась к Всеросу, химия стала гораздо сложнее.

Учительница скептически отнеслась к тому, что я готовлюсь к олимпиаде: она считала, что участвовать в 9 классе рано и несерьезно. Проблемы с химией были не только у меня. Большинство родителей на собраниях просили учительницу химии быть более внимательной к лицеистам и учитывать то, что многие не понимают объяснения с первого раза, но она не особо прислушивалась к просьбам и утверждала, что дети должны «догонять».

Биология была менее экстремальным предметом, но троек в триместрах стабильно было много. Тогда я поняла, что я не хочу быть отличницей, моя цель — Всерос, и с тех пор относилась к оценкам спокойно. Учились мы по триместрам, каникулы были каждые 5—6 недель: в октябре, ноябре, январе, феврале, апреле. В конце семестра мы писали большие контрольные работы

Также в 8—9 классах всех нас ждала профильная математика, мы занимались по учебнику для углубленного изучения алгебры Макарычева, Феоктистова, Миндюка и Нешкова и по учебнику геометрии Атанасяна. Из последнего мы всегда решали задачи со звездочками, иногда занимались по распечаткам. В нашем классе оказалось очень много ребят, которые в будущем поступили на физику и экономику, они с удовольствием решали сложные задания. Гуманитариям было непросто, приходилось заниматься с репетитором, чтобы готовиться к контрольным.

Даже на профильной математике мы старались сохранять оптимизм
Даже на профильной математике мы старались сохранять оптимизм

Учеба в профильных 10 и 11 классах

Переводных экзаменов из 9 в 10 класс не было, но учитывались оценки по профильным предметам и дисциплинированность. А вот те, кто попадал в лицей по донабору в 10 классы, сдавали экзамены по профилю класса.

Преподавание. Была возможность выбрать из 8 профилей:

  1. Социально-гуманитарный с историей.
  2. Социально-гуманитарный с математикой.
  3. Информационно-технологический.
  4. Экономико-математический.
  5. Физико-математический.
  6. Историко-филологический.
  7. Естественно-научный с изучением латыни.
  8. Естественно-научный с профильной математикой.

Я выбрала историко-филологический профиль, потому что в нем преподавали, на мой взгляд, самые сильные преподаватели. Класс был гибридный: половина истфила и половина соцгума. У нас проходили общие уроки по русскому, географии, углубленной истории, но профильные предметы — литература и обществознание — шли отдельно.

Особенность учебного плана гуманитарных и экономических профилей была в том, что вместо естественно-научного блока предметов — физики, химии, биологии — был предмет естествознание, который занимал всего один урок в неделю. Это было большим облегчением после ударного изучения химии и позволяло сконцентрироваться на профильных дисциплинах. Информатика также заканчивалась в 9 классе.

История и литература преподавались по тому же принципу, что и в 9 классе, но их стало больше в расписании — пять уроков истории и пять уроков литературы. При этом работали бесплатные элективы по подготовке к ЕГЭ.

Расписание занятий появлялось каждый день на интерактивных стендах
Расписание занятий появлялось каждый день на интерактивных стендах

На самом деле пять уроков в неделю пролетали незаметно, так как зачастую они были сдвоены, проходили как полноценные пары.

Например, на истории мы за это время успевали читать исторические документы, анализировать причины и предпосылки событий, участвовать в дискуссиях и дебатах, писать тесты и контрольные.

Мой типичный день во время подготовки к Всеросу в 9 классе

06:25Подъем
07:30Дорога в лицей
08:30Начало уроков
15:15Окончание уроков
15:30Быстрый обед в соседнем кафе
15:50Дорога в ЦПМ
16:10Начало занятий в ЦПМ
19:30Окончание занятий и дорога домой
20:30Подготовка домашних заданий дома

Мой типичный день во время подготовки к Всеросу в 9 классе

06:25подъем
07:30Дорога в лицей
08:30Начало уроков
15:15Окончание уроков
15:30Быстрый обед в соседнем кафе
15:50Дорога в ЦПМ
16:10Начало занятий в ЦПМ
19:30Окончание занятий и дорога домой
20:30Подготовка домашних заданий дома

Также у нас была сильная география. Один из аспектов экономической географии запомнился мне больше всего. На занятиях мы сначала записывали все страны с их столицами, а потом учили их наизусть и писали по ним контрольные. Сначала это задание казалось мне нереально сложным, но я все же достаточно быстро смогла все выучить благодаря рифмам и мнемотехникам.

Следующим этапом нужно было запомнить расположение этих стран и уметь отмечать их на «слепой карте» — это когда не подписаны никакие страны и государства нужно различать по их форме и расположению. На этом моменте я уже вошла во вкус и даже ждала новых контрольных.

Я думала, что рано или поздно забуду эту информацию, но удивительно, что и сейчас я помню столицы самых разных государств: например, что Сент-Джонс — столица Антигуа и Барбуды, Порт-Вила — столица Вануату, Тегусигальпа — Гондураса и так далее. На мой взгляд, это безумно прокачивает общее развитие.

Успехи в конце учебы. В 10 классе я съездила на финалы Всероса по литературе и по английскому языку и получила второй диплом призера по литературе. В олимпиадах активно участвовала где-то половина класса, и к концу обучения у нас оказалось девять призеров заключительного этапа:

  • шесть — по литературе;
  • один — по английскому;
  • один — по МХК;
  • один — по истории.

В классе было много золотых медалистов. Большинство моих одноклассников очень старались ради оценок и в итоге получили золотую медаль. Я окончила школу с одной четверкой по математике в аттестате за 11 класс. Оценки по химии, физике и биологии не учитывались, ведь эти предметы закончились у нас в 9 классе, а в 10—11 нам преподавали лишь естествознание. Оценки по алгебре и геометрии за 9 класс тоже никуда не пошли, в 10—11 классе у нас был только предмет «математика». В общем, аттестат мне никак не пригодился, так как я поступила в МГИМО по олимпиаде.

Еще за время учебы я сдала два кембриджских экзамена — FCE в 8 классе и САЕ в 10 классе — и на обоих получила высшую оценку pass with distinction. На FCE высшая оценка означает подтвержденный уровень С1, а на САЕ — подтвержденный уровень С2.

Не знаю средний балл ЕГЭ по классу, но все мои друзья сдали экзамены больше чем на 85 баллов. Мой одноклассник, например, сдавал четыре предмета и получил 100 по обществознанию, 98 по русскому, 96 по истории и 95 по английскому. Это все на школьных знаниях и самостоятельных занятиях по книжкам.

На фото мы с подругой в лицее с заветными дипломами призеров Всероса по литературе
На фото мы с подругой в лицее с заветными дипломами призеров Всероса по литературе

Внеклассные активности и выпускной

Стоит сказать и о внешкольной жизни. Многие мероприятия я пропустила из-за подготовки к олимпиадам — иногда хотелось просто отдохнуть или заняться спортом после занятий в Центре педагогического мастерства, тем не менее событий за время учебы было достаточно много.

Одно из традиционных мероприятий 1535 — благотворительная ярмарка, которую проводят в конце весны. Для нее учителя и лицеисты готовят еду, игрушки и другие изделия ручной работы. Прийти на ярмарку в качестве покупателей могут все желающие. Я, например, каждый раз покупала домашние сладости от наших учеников и их родителей. В случае хорошей погоды ее проводят на улице. Все средства уходят благотворительным фондам и организациям.

В лицее множество творческих активностей, например функционирует медиацентр — школьники делают интервью с преподавателями и выдающимися учениками лицея, также готовят репортажи с мероприятий и поездок. Сейчас ведущие медиацентра даже ездят на всероссийские молодежные конкурсы и получают на них призовые места.

В лицее была традиция — поздравлять с днем рождения с шариками, цветами и подарками
В лицее была традиция — поздравлять с днем рождения с шариками, цветами и подарками
Так мои друзья поздравили меня в 9 классе
Так мои друзья поздравили меня в 9 классе
1/2
В лицее была традиция — поздравлять с днем рождения с шариками, цветами и подарками
У медиацентра есть свои группы в соцсетях, где выходят новые видео
У медиацентра есть свои группы в соцсетях, где выходят новые видео

Для тех, кто хочет проявить актерские способности, есть театр на французском языке — он даже гастролировал по миру до пандемии. Более регулярное локальное мероприятие — «поэтическая лестница»: на большой перемене все желающие могут прочитать стихотворения классиков или собственного сочинения. Как правило, было много желающих получить минуту славы и просто послушать хорошие стихи. Но я не читала, только слушала.

Пара слов о выпускном. Последний год обучения в школе пришелся на первую волну коронавируса, поэтому с марта по май мы занимались дистанционно, а проведение выпускного было под вопросом. Но его все же провели в конце июля в «Известия-холле». На подготовку праздника каждая семья потратила 40 000 ₽: в эту сумму входили подарки учителям и вся организация в концертном зале.

Атмосфера мероприятия была торжественной, а родители переписали песню «Сансара» и исполнили в качестве напутствия своим детям. Также нам подготовили подарки с мерчем лицея и провели традиционную для выпускных развлекательную программу.

Вручение подарков и напутствия руководства школы
Вручение подарков и напутствия руководства школы

Выпускники других рейтинговых школ об особенностях учебы

СУНЦ МГУ

О школе. Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) Колмогорова работает как интернат с различными техническими и естественно-научными направлениями.

Профили. Физико-математический, математический, физический, компьютерно-информационный, научно-инженерный, химический, биологический и естественно-научный.

Наборы в классы. 10, 11.

Сроки поступления. Новых дат набора на момент публикации не было. Поступающие могут зарегистрироваться в личном кабинете и подать заявку через личный кабинет для участия во вступительных испытаниях первого тура, расписание будет опубликовано позже.

Подробнее. На сайте.

Аватар автора

Илья Супрун

выпускник СУНЦ МГУ

Я родился и вырос в Москве, в СУНЦ учился в 10 и 11 классах.

Отбор туда проводится в два этапа. Первый этап до 2019 года проходил и очно в регионах, но последние два года был дистанционным. Нужно было написать два экзамена в зависимости от направления класса. Я поступал в химический класс и сдавал химию с математикой.

Тех, кто хорошо показал себя на первом этапе, приглашают на второй этап, который называется «Колмогоровская летняя школа (КЛШ)» и длится две недели. В это время абитуриентов обучают преподаватели СУНЦ МГУ, для них проводят контрольные и экзамены, по итогам которых определяются будущие ученики.

Первый этап не показался мне сложным: я был олимпиадником по математике и химии. На втором этапе преподавали химию, математику, физику, и он оказался сложнее, нужно было учиться, чего совсем не хочется летом. В КЛШ у нас сложился дружный класс, после уроков мы долго разбирали задания, чтобы подготовиться к экзаменам. По вечерам проходили разные досуговые мероприятия с вожатыми — квесты, «Что? Где? Когда?», «Минута славы», гитарный вечер, «Интуиция». Это было незабываемо. Абитуриентов, прошедших второй этап, приглашают на учебу. Для иногородних студентов в школе есть общежитие, то есть школа работает как интернат

Сначала я учился в химическом классе, но позже перевелся в естественно-научный. Там была самая большая нагрузка: больше практических работ и часов биологии. Еще в химклассе были уникальные предметы, которых не было больше нигде: биогеография, география и элективы по геологии и геоинформатике.

Преподаватели в основном окончили МГУ и учат студентов и школьников. Хотя учеников СУНЦ можно в полной мере назвать студентами, потому что школа — факультет МГУ. И обучение очень близко к университетскому: большая часть предметов разделены на лекции и семинары.

Наш класс. Учеба перемежалась с внешкольными мероприятиями вроде Дня учителя, Дня рождения интерната, Нового года и других праздников. Организацией занимался совет интерната, он же разрабатывал культурно-развлекательную программу к каждой дате
Наш класс. Учеба перемежалась с внешкольными мероприятиями вроде Дня учителя, Дня рождения интерната, Нового года и других праздников. Организацией занимался совет интерната, он же разрабатывал культурно-развлекательную программу к каждой дате

В СУНЦ много практических занятий: в учебных планах стоят практикумы, которые проходят в лабораториях физического и химического факультетов МГУ. Во многих школах нет лабораторий, и учащиеся видят эксперименты только в учебниках. В СУНЦ на этих практикумах можно «потрогать» химию, физику и провести много полезных экспериментов.

Также в школе было много дополнительных спецкурсов, которые неплохо готовят к олимпиадам. Плюс за два года обучения дают не только хорошую подготовку к ЕГЭ, но и рассказывают некоторые темы, которые преподаются только в университетах.

К примеру, по математике мы затрагивали такие темы, как определители матриц, интегралы, комплексные числа; по физике — добротность, декремент затухания. Часть программы первого семестра по математике я изучил еще в школе и, по сравнению с другими одногруппниками, в МГУ на факультете кибернетики мне учиться гораздо легче. Школьный бэкграунд сильно помогает.

Лицей НИУ ВШЭ

О школе. У учеников лицея есть возможность выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и самостоятельно составлять учебный план. Также можно выбрать уровень изучения предмета — базовый или профильный. Кроме того, по проекту «Распределенный лицей» классы лицея ВШЭ могут работать в других школах. Программа расширяется, на момент публикации в ней участвует около 30 школ по Москве.

Профили. Для 8—9 классов — универсальный и физико-математический. Для 10—11 классов — «Востоковедение», «Гуманитарные науки», «Дизайн», «Естественные науки», «Информатика, инженерия и математика», «Математика», «Психология», «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Юриспруденция».

Наборы в классы. 8, 9, 10.

Сроки поступления. Для 8—9 классов:

  • подача заявки с мотивационным эссе с 1 февраля по 15 марта в онлайне;
  • комплексный тест 8 апреля. Для тех, кто выбрал приоритетом физику и математику, в этот же день пройдет второй этап с углубленными вопросами.

Для поступления в 10 класс:

  • подача заявки с эссе с 1 февраля по 15 марта в онлайне;
  • комплексный тест: первая часть — 6 апреля, вторая — 13 и 20 апреля.

Подробнее. На сайте.

Аватар автора

Маша Сулимова

выпускница лицея НИУ ВШЭ

В лицей Вышки я поступила в 10 класс. Перед вступительными экзаменами нужно было создать личный кабинет абитуриента и выбрать два «приоритета»: первый — направление, на которое больше всего хочешь поступить, второй — на который меньше, это резервный вариант. В зависимости от выбранных приоритетов давали предметы для экзаменов.

Изначально я поступала на гуманитарный профиль и сдавала обществознание, математику и английский. Экзамены мы писали в лицее. Некоторые задания чем-то напоминали ОГЭ, некоторые строились по типу олимпиадных, но в целом уровень сложности был средним. Но вскоре после начала учебы я перевелась с гуманитарного профиля на юридический, потому что решила поступать в университет на юриспруденцию.

Мне очень нравился учебный процесс. По основным предметам были сильные учителя, особенно по английскому и по истории. Это помогло мне расширить кругозор и хорошо сдать ЕГЭ — суммарно на 270 баллов: 88 баллов по английскому, 88 баллов по обществознанию и 94 по русскому.

В лицее Вышки нет уроков, есть пары, как в университете, такой формат больше помогает разобраться в предмете, чем привычный школьный урок. В лицее мы сами формировали расписание. Большинство общеобразовательных предметов были обязательными, как и профильная дисциплина — право. Но из уроков естественного цикла нам можно было выбрать один из трех — биология, физика или химия. Это помогало не распыляться на непрофильные предметы. Я выбрала биологию и не пожалела.

По четвергам у нас был факультетский день, мы ходили учиться в Вышку, где пары вели университетские преподаватели. В рамках факультетского дня лицеист юридического профиля выбирает одно из трех направлений: основы международного права, уголовное право или основы осуществления правосудия. Я выбрала основы международного права, это помогло мне подготовиться к учебе на факультете международного права в МГИМО.

В лицее было много бесплатных элективов и дополнительных занятий вроде подготовки к олимпиадам по праву, дополнительного английского. Я ходила и в открытую правовую школу, это дополнительные юридические занятия для старшекурсников на факультете права НИУ ВШЭ. Были и внеурочные активности: я, например, состояла в волонтерской организации и помогала лицею проводить мероприятия по типу дня открытых дверей.

Также в лицее ВШЭ много клубов по интересам, например музыкальных. Из развлечений — лицейские дискотеки и «ночь в лицее». Плюс поездки, организованные учителями. С учительницей английского мы ездили в Армению, также успели попасть в Италию до пандемии, и сейчас я вспоминаю о путешествии с большим теплом.

Из поездки классом в Армению
Из поездки классом в Армению

Думаю, лицей сильно отличается от других школ, потому что он направлен на то, чтобы ученики пробовали все и развивались в той сфере, которая им интересна, чтобы они сами выбирали предметы, элективы, мероприятия. Так гораздо легче понять, чего ты хочешь от жизни. В лицее существует особая атмосфера дружбы и взаимопомощи. Сюда же отнесу хорошую подготовку и к олимпиадам, и к ЕГЭ.

Лицейские знания помогают мне и сейчас, в МГИМО, особенно на истории, иностранных языках. Я учусь на факультете международного права. Кроме того, я погрузилась в университетскую систему гораздо раньше, чем другие студенты благодаря формату занятий в лицее.

Школа № 57

О школе. Школа, известная математическим профилем. Поступить в нее можно со второго класса, но предпрофилизация начинается с седьмого. Также «Пятьдесят седьмая» проводит бесплатные для школьников Москвы вечерние школы по физике, экономике, биологии, математике и гуманитарным наукам. Они помогают погрузиться в атмосферу и подготовиться к вступительным.

Профили. Математический, математико-экономический, физико-математический, биологический, биомедицинский, гуманитарный, математико-информационный.

Наборы в классы. В 2023 году школа набирает 5, 8, 9 и 10 классы.

Сроки поступления. Для 5 классов регистрация на диагностические работы откроется в начале марта. Для 8 классов регистрация для первой волны — с 13 февраля по 11 марта, отборочные для нее — с 14 марта по апрель; регистрация для второй волны — с 20 марта по 2 апреля, отборочные — с конца марта по апрель.

Для 9 химического класса дат испытаний на момент публикации не было. Для 10 математического класса расписание появится в марте. В 10 биохимический класс принимают в феврале — марте.

Подробнее. На сайте и в телеграм-канале.

Аватар автора

Глеб Бизюков

выпускник школы № 57

Для меня школа № 57 — не школа в классическом понимании. Это институция, где крайне высок уровень свобод в учебной программе, мягкие дисциплинарные правила, адекватное и очень лояльное отношение преподавателей к ученикам и постоянные активности внутри школы вроде традиционных капустников или ярмарок. Некоторые из учеников уже учатся в школе во втором или третьем поколении. Да и в целом для всех, кто учился в «Пятьдесят седьмой», она превращается в большое сообщество.

Я поступал в 9 класс на гуманитарный профиль, вступительные экзамены состояли из трех этапов:

  1. Письменная и устная история, литература.
  2. Письменная математика.
  3. Собеседование у директора.

Для тех, кто хотел поступить, весь 8 класс работала ВГШ, Вечерняя гуманитарная школа. Я сам был только на нескольких занятиях в конце, но было интересно. Там не читали программу, а рассказывали какие-то отдельные аспекты, как на «Арзамасе». Например, мне удалось побывать на лекции «История процессов над животными в Средние века».

Экзамены не были сложными. Если на устной части ты не мог вспомнить какой-то факт — не проблема, важнее для проверяющих было то, как ты приходишь к решению. В спецклассах не было ребят по блату, были те, кто продемонстрировал необходимые качества при отборе.

Основными предметами были история и литература. Все негуманитарные предметы, кроме математики, нам срезали до минимума, зато ввели новые — мифологию, латынь. Списки литературы, которые мы читали, обычно берут на 1—2 курсах гуманитарных вузов. Помимо обычных уроков были добровольно-обязательные элективы по истории кино, где мы смотрели те фильмы, которые вряд ли бы выбрали сами, — «Царь Эдип» 70-х годов, «Броненосец Потемкин», «Одиссея». Это развивало культурную насмотренность.

Вообще, учебная программа сильно зависела от методов конкретного преподавателя. Не скажу за всех, но я считаю своих учителей лучшими из тех, что у меня были.

В школе организовывали обязательные поездки. У каждого профиля были свои, у меня — Греция, Узбекистан, Армения. Вот неделю назад мы сидели в школе и проходили историю Афин, а сейчас на Акрополе видим своими глазами то, что изучали на уроке. Поездки — обязательная часть учебного процесса, отказаться было нельзя. Если у семьи ученика не было денег, стоимость компенсировала школа.

Единственное, что можно отметить, — мы в большинстве своем средне сдали ЕГЭ. Знания у нас были прекрасные, но никто не «натаскивал» на формат. При этом школьная подготовка мне очень помогла в университете, я поступил в МГЮА им. Кутафина Я пришел туда с принципиально другим уровнем и подготовки и навыков мышления, чем многие другие ребята.

Главное об учебе в рейтинговых школах

  1. У многих школ, которые занимают лидирующие позиции в рейтингах, нет начальной школы. Набор может производиться в 5, 7, 8, 9 или 10 классы на основе экзаменов. Даты экзаменов лучше уточнять на сайтах школ, регистрироваться на них нужно заранее, а в ряде случаев через некоторое время необходимо подтвердить свое участие.
  2. Для сдачи вступительных экзаменов в рейтинговые школы часто нужна дополнительная подготовка: для этого учебные заведения организуют платные и бесплатные подготовительные курсы. Подготовиться можно и самостоятельно — некоторые школы публикуют примерные задания.
  3. Поступая в рейтинговые школы, нужно быть готовым к более высокой нагрузке. Например, в некоторых гуманитарных профилях в учебных планах присутствует латынь, два иностранных языка, углубленные литература и история.
  4. Часто в рейтинговых школах развита и внешкольная жизнь: это поездки, студии, ярмарки, тематические вечера. В 1535 это были тимбилдинги, торжественное посвящение в лицеисты, театр на французском, поэтическая лестница, медиацентр.
  5. Благодаря углубленной программе в лучших школах России множество призеров и победителей перечневых олимпиад и Всероссийской олимпиады школьников. Они могут поступить в университет без ЕГЭ и вступительных испытаний.

Лада КошманУчились в рейтинговой школе? Расскажите об этом опыте:
  • Alexandra OrlovaГеография из первой истории мне напомнила мои пары по истории США в универе, когда надо было выучить все штаты и их столицы. Я после экзамена все благополучно забыла :)2
  • Анастасия ПодлесныхAlexandra, а нас и в обычной школе заставляли учить столицы всех стран мира по регионам, тоже, как и героиня, до сих пор помню. Но в остальном география в нашей школе была ужасна, особенно в старших классах — мы просто переписывали параграфы в учебник.4
  • Alexandra OrlovaАнастасия, я Африку плохо знаю. А параграфы мы тоже переписывались. Брррр1
  • Alex FrolovОчень круто, спасибо за такой интересный рассказ)2
  • Natalia"Для меня школа № 57 — не школа в классическом понимании." В классической, то есть обычной школе, вряд ли стали бы 16 лет покрывать педофила.7
  • Натали КузнецоваЯ родом из посёлка на Урале. У нас была всего одна школа. Никаких суперучителей и программ, профильных классов. Вот такой старт. А лучшие школы района находились в райцентре в 15 километрах от поселка. В начале 90-х администрация райцентра создала колледж с профильными 10 и 11 классами: гуманитарно-юридический, экономический и технический. Было также профессиональное отделение, где обучали юристов, бухгалтеров и финансистов. Для поступления в колледж нужно было сдать два экзамена. Конкурс доходил до 4 человек на место. Приезжали поступать ребята из соседних районов. Шли в основном дети из посёлков и деревень, где не было 10 -11 классов. Это считалось элитное место, которое готовило к поступлению в вуз. У нас, профилей, был статус студентов. Учились по семестрам и в конце каждого периода сдавали сессию - три экзамена по нашему профилю. Я училась на гуманитарном. У нас была математика, физика и химия - по одной паре в неделю. И очень много истории, русского языка, литературы, английского. В 11 классе мы стали изучать основы политологии, философии и социологии. Учиться было интересно. Кто после окончания профильного отделения не мог поступить в вуз, возвращался в колледж на второе отделение. Принимали без экзаменов. Потом можно было здесь же заочно, но платно, получить высшее образование. Хорошее БЫЛО место. Благодаря нему я получила неплохую подготовку для поступления в Университет. Колледж закрыли в 2005 году. Его объединили с ПТУ сельхозпрофиля в техникум. Убрали профильные классы и одну специальность. Здание колледжа отдали под детский сад. Жаль!4
  • Ira BodrovaМиссКэнди, Меерсон же, громкое дело было. Ничем, кстати, так и не закончилось, до сих пор в розыске. Однако, соглашусь, что все недавние скандалы с учителями, десятилетиями развращающими учеников, связаны с рейтинговыми школами, с репутацией и традициями. Оборотная сторона закрытого элитного сообщества.7
  • Анна АйтыкинаАвтор, у вас есть мозги, а это уже преимущество. Думаю, что и с дипциплиной на уроках в таком лицее проблем нет, и книжки дети читают сами. Другое дело, когда учителю приходится работать в классе, в котором 30% четверок, остальное - тройки, в которых спрятано несколько двоек. Уж не до олимпиад. Но из вашей истории поняла, что вполне бы смогла работать в рейтинговом лицее.3
  • ОльгаАнна, в этом и суть. Что автор и лругие ученики- это умные, мотивированные дети,которые сами готовы дополнительные задания решать. А не те,которых надо заставлять,либо с разными проблемами, которым в принципе учёба не даётся...с такими сложно4
  • OxanaИнтересно, получается, у выпускников лицея 1535 в аттестате за 11 класс нет физики и химии? А так можно?) А слепая карта, вероятно, больше известна как контурная.1
  • Екатерина ЮрченкоOxana, так можно, у меня вместо этого стоит «естествознание»1
  • экспертдело в том, что обычно люди указывают на проблему, а не на путь решения. Ох, мне почему-то показалось, что здесь можно выражать свое мнение. Здорово, когда есть время читать ещё все мнения, извините меня пожалуйста, вообще времени нет - пишут каждый день сразу четверым из разных мест и то, времени не хватает все читать0
  • СветланаЗнаю лицей ВШЭ не понаслышке. Старший сын закончил его, младший сейчас учится в 11-м классе. В целом, лицей очень нравится, но он совершенно точно не для всех. Попробую объяснить. Если кто-то смотрел формат вступительных экзаменов, то наверняка задался вопросом, почему за за 2 часа нужно написать три экзамена. У многих возникают с этим проблемы, так как не могут переключиться с одного предмета на другой. Здесь уже проверяется первый Скилл, который просто необходим для обучения в лицее - гибкость мышления и скорость. Сами задания вступительных экзаменов вполне посильные для крепкого ученика из обычной школы. Оба моих ребёнка поступили без дополнительной подготовки по математике и русскому. Я сама преподаватель английского, поэтому к эссе подготовились сами. В общем, поступили в лицей без единого репетитора. Самым большим плюсом лицея является то, что дети реально могут попробовать себя в разных направлениях. Если в девятом классе они ещё не представляют, какой образовательный трек выбрать, то в 10-м 11-м классах они могут сменить направления три раза, и концу 11-го класса они совершенно точно знают, куда хотят пойти. Помимо основных уроков, в лицее пары, предлагается очень много дополнительных факультативов, бесплатных. Можно записаться хоть на 20 факультативов, были бы силы и время. Но в восьмом и девятом классе можно уже пробовать себя в разных направлениях. По поводу учителей - Нам с учителями везло, не могу сказать, что кто-то из учителей был слабый. Да, у всех разная методика преподавания, но все классы пишут одинаковые контрольные, поэтому учителя всё равно все движутся в одном направлении. Математика достаточно сильная, если говорить про универсальный класс, но не олимпиадная. Кому нужна олимпиадная, сразу поступают в математический класс. Младший ребёнок учился в математическом классе, 14 часов математики. В девятом классе мне нравилось преподавание истории и географии, детей не заставляли тупо заучивать даты и цифры, а учили рассуждать, аргументировать и искать причинно-следственные связи. После предыдущих школ дети полюбили эти предметы. Старший ребёнок ещё в девятом классе определился с профилем и усиленно занялся экономикой, в 10-м классе сразу пошёл в мат-эк, взял несколько олимпиад по экономике и поступил по БВИ в Вышку. Младший поступил в 9 математический класс, В 10-м классе ушел в мат-инфо, в 11 перешёл в мат-эк. Теперь точно знает, чем хочет заниматься. По поводу подготовки огэ и ЕГЭ - Почему-то часто читаю отзывы, что лицей не готовит к этим экзаменам. Ещё как готовят. В девятом классе пробники начинают писать в октябре - ноябре, все второе полугодие готовятся к огэ. В В 10-м классе тоже пишут Пробник по математике и русскому, учителя уже понимают исходные данные. Все второе полугодие 11-го класса чисто решают ЕГЭ. Собственно, именно это и стало основной причиной ухода в 10-м классе с направления мат-инфо, потому что там было 12 часов информатики, и на паре теоретической информатики они только решали ЕГЭ в 10-м классе, а ребёнок не собирается сдавать ЕГЭ по информатике, поэтому он ушел на мат-эк. У него уже два Всеросса по экономике, и он собирается идти в экономику, информатику хотел взять как дополнительный Скилл. Но ЕГЭшные задания его утомили. Тем не менее, многие ученики все равно имеют репетиторов по предметам ЕГЭ. Я так понимаю, это связано с тем, что в лицее очень быстрый темп (Собственно формат вступительного экзамена уже говорит о темпе обучения в лицее), и не все успевают работать в таком темпе. Здесь присоединяется ещё одна проблема. Лицей всегда говорит, что они дают детям свободу. Это действительно так. Дети могут пропускать пары, могут сидеть во время пар в коридоре, никто их не выгонит и слова не скажет. Учителя не будут бегать за ними и звонить родителям. Они просто поставят букву Н в журнале. Но придёт час расплаты. В лицее есть обязательные контрольные работы, без которых ребенок не будет аттестован за полугодие. И неважно, по какой причине он пропустил урок, контрольную написать всё равно придётся. Это как в университете, можешь ходить, можешь не ходить, но придёт сессия, и все встанет на свои места. многие ученики неправильно понимают значение слово свобода, которая предоставляется в лицее, в результате на помощь приходит репетитор. Именно поэтому я считаю, что лицей не для всех. Если ребёнок готов самостоятельно планировать свое время, то сюда. Если ребёнку нужен жёсткий контроль посещаемости и выполнения домашнего задания, то не сюда. Если есть вопросы, пишите в личку sveta-dvd@yandex.ru Надеюсь, что мой отзыв был полезным, в целом, очень рекомендую данный лицей.0