«В итоге я неплохо сдал ЕГЭ и поступил в Вышку»: 3 истории об учебе в предуниверсариях

Личный опыт читателей

3
Аватар автора

Аня Иванешкина

училась в лицее

Страница автора

У традиционной средней и старшей школы немало альтернатив.

Например, можно перевести ребенка на семейное обучение или помочь ему поступить в предуниверсарий. В таких школах при вузах программа построена на профильных для университета направлениях, а занятия ведут вузовские преподаватели. Мы поговорили с читателями Тинькофф Журнала об учебе в предуниверсариях и выяснили, как она повлияла на их образовательную траекторию.

Это истории читателей из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Лейбл заголовка
Специализированный учебно-научный центр НГУ

«Постоянно было ощущение, что все вокруг умнее меня»

Аватар автора

Фрол Сапронов

решил посвятить жизнь науке

Страница автора

О школе. Я родился и до 16 лет жил в Южно-Сахалинске. С детства увлекался животными и растениями, что закономерно переросло в интерес к биологии. Годам к 14 я уже понял, что в будущем хочу заниматься чем-то, связанным с естественными науками, и в восьмом классе попал в Сахалинскую летнюю школу для олимпиадников по направлению «биология и химия». Именно там я в первый раз услышал о СУНЦ — специализированном научно-учебном центре при Новосибирском государственном университете. Некоторые из преподавателей приехали в Южно-Сахалинск из Новосибирска, чтобы прочитать лекции и сразу же отобрать несколько человек в предуниверсарий.

Меня заинтересовала такая перспектива, потому что я никогда особо не видел своего будущего на Сахалине. Мне нравилась идея больших городов, покорения науки, хотелось заниматься чем-то важным. Подростковый максимализм постоянно говорил, что в родном городе это сделать невозможно. Так я загорелся идеей поступить в школу при университете, где готовят настоящих ученых. По крайней мере, тогда мне так казалось. Особого желания продолжать обучение в НГУ у меня не было, всегда хотелось в Москву. Я полагал, что школа при университете даст больше шансов на учебу в хорошем столичном вузе.

Поступление. В СУНЦ можно поступить в 9—11 классы по итогам вступительных испытаний по физике, математике и биологии или благодаря участию в различных школах вроде моей летней и олимпиадах. Попасть туда летом после восьмого класса у меня не получилось: подвело слабое знание математики. Но с того момента мысль о том, что я хочу переехать, буквально вросла в меня.

Я начал интенсивнее учиться, больше внимания уделял интересным и важным для меня дисциплинам, готовился к олимпиадам и участвовал в конференциях школьников. В итоге стал призером регионального этапа олимпиады по биологии и экологии, так что в любом случае получил бы приглашение в СУНЦ. По удивительному стечению обстоятельств в марте моего девятого класса меня нашли меценаты с Сахалина и предложили профинансировать обучение в школе-интернате. Видимо, так сошлись звезды.

Пока мой отец занимался выяснением деталей и заключением договоров, я получил заветное приглашение в Летнюю школу — трехнедельную смену от СУНЦ для школьников. Это что-то вроде лагеря, где в первой половине дня у тебя лекции и семинары, а во второй — всякие классные мероприятия от педотряда. В конце школы есть выпускные экзамены, по их результатам и зачисляют на дальнейшее обучение в интернате. Я сдал на отлично химию и биологию, но плохо справился с физикой и математикой. Тем не менее баллов для поступления мне хватило.

Я был очень воодушевлен переездом, поэтому с огромным удовольствием дополнительно учился перед школой и сам ходил за всеми документами: аттестатом, медицинскими справками, договором. Из-за этого почти не было волнения и страхов. Друзья меня сильно поддерживали, поэтому я смог справиться с грустью. К концу августа 2016 года все бумаги были подписаны, и все вещи упакованы. Начинались мои лучшие и самые насыщенные годы в старшей школе.

Учеба. Когда стартовала учеба, я сразу заметил огромное количество отличий интерната от обычной гимназии. Здесь все было как в университете: лекции, семинары и обязательные лабораторные работы. А еще сессия дважды в год, которая обязательно включала и письменный, и устный экзамен. Темы действительно казались сложными, по крайней мере мне.

Классы делились на две группы по 15 человек — в этих группах мы занимались на семинарах по математике, физике, химии и биологии.

Еще одна важная особенность заключалась в том, что учеба длилась целый день. В первой половине дня шли занятия по обязательным предметам, а во второй были спецкурсы — их посещение было обязательным, но выбрать их каждый мог самостоятельно. Все могли найти себе что-то интересное. Так, я посещал практикумы по органическому синтезу, молекулярную биологию и даже риторику. Даже вместо обычной физкультуры мы могли посещать любую секцию — от танцев до баскетбола.

Учеба мне показалась сложной. Постоянно было ощущение, что все вокруг умнее меня. Я первый раз в жизни получил единицу по математике. Понимал, что не тяну. Однако мне очень нравилась атмосфера, материал, который дают на любимых предметах. Еще я был в восторге от спецкурсов — практикумов по молекулярной биологии и органическому синтезу. Все это влюбляло меня в науку.

В одиннадцатом классе я начал плотно готовиться к ЕГЭ. У нас были специальные курсы после пар, где мы решали задания и разбирали самые важные темы.

В школе я стал заниматься культурной деятельностью: мы с ребятами организовывали мероприятия, режиссировали их, пиарили. В какой-то момент я уделял этому даже больше времени, чем учебе
В школе я стал заниматься культурной деятельностью: мы с ребятами организовывали мероприятия, режиссировали их, пиарили. В какой-то момент я уделял этому даже больше времени, чем учебе

Жили мы в общежитии, вместе со своими одноклассниками и параллельными классами. Общаги соединялись с учебным корпусом через подземный переход, так что можно было прийти на занятия прямо в тапочках.

Вставали по звонкам. В семь утра звонил будильник в общежитии, которой означал подъем. В каждом классе был человек, который ходил и будил весь класс. После подъема была зарядка на свежем воздухе — в любое время года. В классе был ответственный за то, чтобы всех собрать и вывести на улицу.

От зарядки из блока в общежитии освобождались два человека, которые с утра наводили порядок и мыли полы. За эту работу потом выставлялась оценка, и если она была ниже четырех, то к человеку могли применить санкции в виде выговора и уборки в учебном корпусе.

После зарядки мы шли на завтрак, а потом на пары. Кормили нас шесть раз в день: были еще второй завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Во второй половине дня, после пар, у нас были спецкурсы, а по вечерам — спортивные секции. Несмотря на такой график, мы находили способы халявить: кто-то пропускал занятия и делал домашку, а кто-то прогуливал просто так.

Отбой, насколько я помню, был в 23 часа. Ночные воспитатели контролировали, спим ли мы. Если не спали, приходилось писать объяснительные.

Несмотря на довольно жесткие правила жизни в СУНЦ, ты все равно сам планируешь свой день, сам выбираешь, чем заняться, самостоятельно ведешь свой быт. И параллельно учишься уживаться с другими людьми. Я жил в одном блоке с ребятами из Уфы, Улан-Удэ, Павлодара и Новосибирска, в то время как я сам из Южно-Сахалинска. Приходилось придумывать свои правила, договариваться о выносе мусора и уборке. Но при этом мы очень быстро подружились.

Первый месяц было действительно тяжело, бывало такое, что хотелось домой. Однако множество умных людей вокруг фасилитирует желание учиться и стараться, а еще помогает проще пережить сепарацию от родителей.

У меня была спонсорская программа, в рамках которой мне оплачивали проживание и дорогу до дома и обратно несколько раз в год. Насколько я помню, тогда учеба в СУНЦ НГУ стоила около 100 000 ₽ в год. Сейчас обучение там бесплатное: говорят, появилось финансирование. Родители высылали мне деньги на карманные расходы, так что я мог разнообразить столовское питание едой из кафе или чем-то еще. Сейчас я даже скучаю по возможности приходить и есть готовую еду несколько раз в день по расписанию.

Влияние на образовательную траекторию. В одиннадцатом классе у нас в СУНЦ началось обществознание. Преподаватель настолько интересно рассказывал про психологию и социологию, что его предмет вошел в топ моих любимых. Я читал дополнительную литературу, ходил на спецкурсы этого преподавателя. И понял: психология — это то, что совмещает биологию и знания о человеке. Так я решил, что хочу поступать на психфак.

В итоге я неплохо сдал ЕГЭ и поступил в Вышку на образовательную программу по психологии. Выбрал специализацию «когнитивная психология и нейронаука».

Думаю, что это было одно из самых правильных решений. Не могу сказать, что СУНЦ облегчил мне поступление, но благодаря учебе там я смог понять, чего хочу. Школа научила меня дисциплине и умению учиться. Показала, что надо не просто зубрить и решать задачки, а вникать в суть и в прямом смысле думать. У меня было погружение в настоящую науку, были практикумы, мои преподаватели были учеными, которые рассказывали про свою работу. Так я пришел к тому, что тоже хочу связать свою жизнь с наукой.

Сейчас я занимаюсь преимущественно когнитивными исследованиями в UX-лаборатории при ВШЭ и преподаю психологию школьникам. В будущем планирую развиваться в этих же областях, но также хотел бы попробовать себя в прикладных проектах, связанных с удобством интерфейсов.

Лейбл заголовка
Университетская гимназия МГУ

«Гимназия мне кажется хорошим социальным лифтом»

Аватар автора

Николь

уехала учиться за границу

Страница автора

О школе. Я родилась в Сыктывкаре и жила там до десятого класса. В восьмом классе начала активно участвовать в олимпиадах, в девятом стала призером Всероссийской олимпиады школьников по истории. Об Университетской гимназии при МГУ узнала, когда ездила на заключительный этап Всероса в восьмом классе.

Одна из моих подруг постарше, которая уже училась там, подробно рассказала мне об этой школе. Объяснила, что это инновационный проект в плане подхода к обучению, что гимназия довольно маленькая и новая: первый набор был, кажется, в 2016 году. Преподают там в основном аспиранты и профессора из МГУ — соответственно, качество образования в школе впечатляющее.

Меня привлекала возможность в дальнейшем выступать на Всероссийской олимпиаде школьников за сборную Москвы, так как в столице подготовка к олимпиадам организована прекрасно. Еще интересно было начать жить самостоятельно, вдали от родителей, чтобы стать более независимой.

Но в то же время я была не до конца уверена, что хочу учиться далеко от дома. Да и родителям не очень хотелось меня отпускать: все-таки мне было лишь 15 лет. Тем не менее заявку на поступление в десятый класс я подала.

Поступление. В гимназии пять направлений подготовки: математическое, инженерное, естественно-научное, историко-филологическое и социально-правовое. Каждое разделяется еще минимум на два, но внутри этих ответвлений на самом деле различия небольшие.

Я поступала на историко-филологическое направление и впоследствии могла выбрать между фокусом на истории или литературе. В гимназию можно поступить и до девятого класса, но тогда можно выбрать лишь из трех направлений: физико-математического, химико-биологическогo или гуманитарного.

Первым этапом отбора был пятичасовой экзамен по русскому языку, математике и истории. Задания по русскому и математике были очень похожи на вопросы из ОГЭ, история была сложнее. К отбору я не готовилась, потому что за день до первого этапа я как раз вернулась со всероссийской олимпиады по истории, — эти знания мне пригодились.

По результатам первого этапа экзаменов меня пригласили в Летнюю школу, во время которой проводился второй этап испытаний. Неделю мы жили на территории гимназии, слушали лекции и писали вступительные по МХК, английскому и истории. Второй этап показался мне более сложным: задания требовали креативности и эрудиции. Но к нему я тоже не готовилась, потому что на тот момент училась в школе с углубленным английским и в языке особо не сомневалась, а для истории и МХК хватило олимпиадных знаний.

Так как первый этап экзаменов проводился лишь в десяти городах России, полагаю, затраты на него были порядка 12 000 ₽ — на билеты и проживание. На второй этап экзаменов потратили 8000 ₽ — столько стоили билеты. Сама Летняя школа была бесплатная.

После прохождения всех этапов вступительных началась подготовка к переезду в общежитие. Москву я знала неплохо: там жили многие мои друзья и я часто бывала в столице.

А вот адаптация к учебе была сложной — особенно потому, что первые полтора месяца было почти невозможно покинуть стены гимназии: выходить можно было только по нотариальной доверенности от родителей. Нужно было подождать, пока они ее оформят. Когда появился документ и у меня стало больше свободы, я быстро ко всему привыкла.

Учеба. Важное отличие гимназии от обычных школ, которым она гордится, — мультидисциплинарные проекты, большую часть которых организовали не люди из гимназии, а ученые, сотрудники госкомпаний, телеканалов или театров. В начале десятого класса каждый ученик выбирал, над какой темой будет работать в команде других ребят: проектом занимались минимум десять человек.

В 10—11 классах вместо весенних и осенних каникул у нас были проектные сессии, когда мы с утра до вечера работали над своими идеями на факультетах МГУ или заводах организаций-партнеров. В конце одиннадцатого класса мы защищали работы перед комиссией из преподавателей и сотрудников гимназии. Свой проект я сделала в сотрудничестве с телеканалом «Наука»: мы снимали небольшие научно-популярные фильмы.

Тут нас учат обращаться с камерой
Тут нас учат обращаться с камерой

Большая сложность обучения в гимназии — сессии два раза в год. На каждой было минимум по три экзамена, часто устных. У меня было несколько друзей, которым приходилось эти экзамены пересдавать. Еще, в отличие от других предуниверсариев, у нас было немало часов по непрофильным предметам: астрономии, биологии, физике, химии. Это немного мешало сосредоточиться на более интересных дисциплинах.

В гимназии сильно отличается комьюнити. Огромная доля ребят, минимум половина с моей параллели, участвовала в олимпиадах. Конечно же, все были весьма целеустремленными, хотели поступить в лучшие вузы страны. Многие были из небольших деревень и сел — в этом плане гимназия мне кажется хорошим социальным лифтом.

Об учебе у меня остались лишь хорошие воспоминания. Там я встретила одну из самых близких подруг. В одиннадцатом классе мы даже жили вдвоем — это, конечно, сильно укрепило нашу дружбу.

Влияние на образовательную траекторию. Изначально я не хотела поступать в МГУ — рассматривала ВШЭ. В итоге после гимназии я прошла в Институт политических исследований в Париже. Мне кажется, предуниверсарий сыграл в этом важную роль, потому что после предыдущей школы поступить в престижный вуз мне бы было сложнее. Плюс имело значение то, что школа аффилирована с МГУ, — у университета все-таки есть какое-то имя за границей.

Кроме того, в гимназии я получила грант Российского фонда фундаментальных исследований. Меня и еще нескольких человек школа рекомендовала как претендентов на участие в гранте, потом было интервью с кем-то из МГУ — и я прошла. Получила 45 000 ₽. Это тоже стало хорошим кейсом в портфолио при поступлении.

Лейбл заголовка
Лицей ВШЭ

«Мы сидели на факультативах по экономике, и все действительно хотели учиться»

Аватар автора

Ivan Dedyukhin

поступил в университет по олимпиаде

Страница автора

О школе. Я родился в московском районе Митино, там же ходил в школу. В девятом классе захотел пройти профориентацию. Родители нашли мне лагерь «Мы вместе» от Вышки. Если я правильно помню, мама узнала о нем от моего знакомого, который туда ездил.

В лагере мы играли в разные деловые игры, они имитировали работу по определенной специальности. Благодаря им я заинтересовался экономикой.

Еще в лагере я познакомился с ребятами, которые учились в лицее ВШЭ. По их рассказам понял, что поступить туда в десятый класс — хорошая идея, ведь там неплохо преподают экономику. Учеба там казалась шагом в более взрослую жизнь. Вообще, у лицея своя программа под каждый факультет ВШЭ, но меня интересовал именно экономический трек. Кроме того, учеба в школе бесплатная.

Поступление. Самой серьезной подготовкой была моральная, так как мама была против моего поступления в лицей: ей не нравилось, что я ухожу с физмата на экономический трек. Я пошел на специальные курсы от факультета довузовской подготовки ВШЭ. Меня готовили к математике, русскому и английскому: такие вступительные экзамены тогда принимали в лицее на математико-экономическом направлении.

Плюсом стало то, что итоги финальной контрольной на курсах смогли зачесть вместо вступительных. Я не очень хорошо их написал и прошел как раз по результатам с подготовительных курсов.

Учеба. Лицей сильно отличался от моей школы в Митине. Например, там были пары, как в университете, а не уроки по 45 минут. Да и требовали от нас гораздо больше, чем в обычной школе.

Пришлось перестраиваться и начинать усердно учиться. Зато я встретил огромное количество мотивированных людей. Это был шок. Мы сидели на факультативах по экономике, и большинство действительно хотели учиться. Конечно, были и те, кто забивал на учебу и прогуливал, — лицей ни за кем не бегал, давал самостоятельность. Но многие ребята, наоборот, пользовались свободой, чтобы расставлять приоритеты и становиться взрослее.

Во многом благодаря лицею я взял всероссийскую олимпиаду по экономике. На математико-экономическом треке в целом очень развито олимпиадное движение: идет активная подготовка, есть много факультативов по разным предметам. К тому же я смог договориться с преподавателями и не ходить на некоторые предметы в период подготовки, а долги сдавал уже после. Я думаю, это хороший показатель того, насколько поощряют участие в олимпиадах.

Еще одна важная часть лицея — социальная деятельность. Я думаю, что она дала мне даже больше, чем учеба. Я был главой организации мероприятий: делал школьные дискотеки, квесты, кинопоказы — и получил очень важные, как мне кажется, навыки работы с людьми.

Вместо Eurovision у нас было Hsevision: по-английски ВШЭ — HSE. Было весело
Вместо Eurovision у нас было Hsevision: по-английски ВШЭ — HSE. Было весело

Плюс у нас была индивидуальная выпускная работа. Это что-то вроде диплома с большим количеством «но», потому что настоящий диплом в школе написать сложно. Вместо письменной работы можно было придумать проект, не обязательно связанный с треком обучения. Я организовал местное «Евровидение»: решил сделать то, что умел, ни на секунду даже не задумывался писать исследования. Плюс у меня уже была хорошая команда, которая мне помогала.

Влияние на образовательную траекторию. Когда я поступал в лицей при ВШЭ, у меня не было желания непременно получить там же высшее образование. После выпуска оно тоже не появилось. Взяв Всерос, я пошел в первую очередь на хорошую программу, а не в конкретный университет, пусть им в итоге и оказалась Вышка. Я поступил на совместный бакалавриат ВШЭ и РЭШ по экономике, его еще называют «совбак».

Лицей сыграл в этом прямую роль: я выучил экономику, познакомился с людьми, которые помогли мне прийти в экономическое комьюнити и подготовиться к олимпиадам. Если бы не лицей, я бы не взял всероссийскую олимпиаду, а значит, не поступил бы на совбак. И вряд ли прошел бы во ВШЭ: не верю, что в старой школе я смог бы хорошо подготовиться к ЕГЭ.

Теги: учеба
Повлияла ли школа на ваш выбор профессии? Расскажите в комментариях:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество