Как сделать почерк ребенка красивым?

25
Аватар автора

Елена Кириллова

спросила в Сообществе

Сын учится в третьем классе. Любознательный, успевает по всем предметам, в целом проблем нет. Но есть одно но: у него ужасный почерк. Из-за этого учителя часто делают замечания — говорят, что устали разбирать каракули.

Раньше я не придавала этому значения: еще немного — и большую часть домашек сын наверняка будет сдавать в печатном виде. У всех компьютеры с принтерами, и никого это уже не напрягает. Я и сама забыла, когда последний раз писала от руки что-то длиннее трех строк. А тут как-то задумалась.

В общем, объясните, стоит ли исправлять детский почерк и зачем? А главное, как это сделать?

Аватар автора

Анастасия Хома

учитель русского языка и литературы

Страница автора

Почерк школьников — это то, что шокировало меня с первых дней работы учителем. Мелкий, крупный, небрежный, с сильным наклоном — он доставлял мне невероятные сложности. Помню, что, проверяя тетради одного из пятиклассников, который сильно наклонял буквы влево, я чувствовала легкое подташнивание — как от долгой езды на автомобиле.

Отчасти вы правы: без компьютерной грамотности школьнику не обойтись. Но хороший почерк тоже крайне важен. Объясню, почему именно, какой почерк считается красивым, а также что можно сделать, если ребенок пишет неразборчиво или неаккуратно.

Тот самый плохой почерк. С непривычки на расшифровку может уйти немало времени
Тот самый плохой почерк. С непривычки на расшифровку может уйти немало времени

Почему почерк — это важно

Дети начинают активно осваивать компьютер с начальных классов. И это правильно: обойтись без него не получится. Уже к третьему-четвертому классу педагоги просят учеников, например, подготовить и правильно оформить реферат или найти нужную информацию в интернете.

Но совсем не следить за тем, чтобы у ребенка сформировался хороший почерк, было бы ошибкой. Вот почему.

От почерка может зависеть оценка. Речь не только о гуманитарных предметах. Так, неразборчивые цифры в уравнении и задаче могут спровоцировать несправедливую оценку — сначала текущую, потом четвертную и годовую.

Отдельно отмечу итоговые испытания. В частности, заключительное задание на ЕГЭ по русскому языку — написание сочинения. Эксперты, проверяющие работы, могут, например, принять небрежно написанную а за о и снизить баллы. Это может даже изменить судьбу ученика, который не пройдет по конкурсу в желаемый вуз.

Учителя не снижают оценку за плохой почерк, хотя, признаюсь, такое желание порой возникает
Учителя не снижают оценку за плохой почерк, хотя, признаюсь, такое желание порой возникает

Аккуратное выведение букв стимулирует мозг. Почерк — это не только и не столько работа руки, сколько мозга. Судя по исследованиям, письмо активирует разные его участки, чтобы визуализировать буквы в уме, физически заставить руку писать, переключаться с одной буквы на другую, подключать навыки чтения и правописания, а иной раз проговаривать слова и предложения.

Иными словами, письмо от руки — сложная комплексная деятельность, которая развивает мозг и повышает его способность к обучению.

Мысль, написанная от руки, лучше запоминается. Информация, которую человек набирает на компьютере, быстро выветривается из головы. Так происходит потому, что этот процесс не включает нужные мозговые центры. Но это успешно делает письмо от руки. Когда человек пишет, его способность запоминать написанное возрастает. А еще мысль глубже осмысляется, включаются эмоционально-зрительные образы.

Именно поэтому я предпочитаю видеть в руках учеников письменные доклады. Так могу быть уверена, что в их памяти сохранилось гораздо больше информации, чем если бы ребята принесли напечатанный вариант.

Какой почерк считается красивым

Многие думают, что красивый почерк — каллиграфический. На самом деле каллиграфия — отрасль изобразительного искусства. И в школе от ребенка точно никто не ждет оформления букв в искусной манере.

Почерк должен быть читабельным, то есть легко восприниматься, — это главное.

Но правила красивого письма все же есть. Вот какие выделяет автор книги «Как научить ребенка писать красиво» и прописей для школьников Марьяна Безруких:

  1. Все буквы должны быть одинаковой высоты и ширины.
  2. Если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строку, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки вверх или вниз.
  3. Расстояния между элементами букв должны быть одинаковыми.
  4. Расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми.
  5. Все линии при письме должны быть параллельными.
  6. Прямые линии при письме должны быть ровными.
Примеры не идеальных, но хороших читабельных детских почерков
Примеры не идеальных, но хороших читабельных детских почерков
1/2
Примеры не идеальных, но хороших читабельных детских почерков
Примеры не идеальных, но хороших читабельных детских почерков

Что может мешать ребенку писать разборчиво

Неразвитая мелкая моторика. Чем лучше ребенок работает пальцами, тем быстрее он развивается, лучше говорит, думает и аккуратнее пишет.

Мелкую моторику можно развивать простыми, но действенными способами: раскрашивать, собирать из мелких деталей конструктор, заниматься любой ручной работой, например оригами, выпиливанием, забиванием гвоздей, бисероплетением, вышиванием. Элементарно соберите разбросанные по столу скрепки или переберите крупу — это уже пойдет на пользу.

Неудобное рабочее место. Неправильное или тусклое освещение, высокий или низкий стул, заваленный вещами, или маленький стол — все это не добавляет комфорта. Но от всего этого напрямую зависит правильная поза школьника за рабочим столом.

Неправильная поза при письме грозит не только корявым почерком, но и проблемами со здоровьем, в частности с позвоночником. Это, в свою очередь, приводит к нарушению кровотока и дыхания, повышенной утомляемости, головным болям, деформации внутренних органов.

Правильная осанка повышает работоспособность ребенка. В результате ему легче сконцентрироваться, он быстрее усваивает материал и аккуратнее ведет записи
Правильная осанка повышает работоспособность ребенка. В результате ему легче сконцентрироваться, он быстрее усваивает материал и аккуратнее ведет записи

Неподходящие принадлежности для письма. Ручка, которая толще указательного пальца, не помогает выводить аккуратные буквы: ребенку сложно ее держать, быстро устает рука. Бледный стержень заставляет сильно давить на бумагу, мажущий оставит неприятный след. Поэтому лучше выбирать обычную шариковую ручку с качественными чернилами.

Неправильный захват ручки или неверное положение запястья тоже могут негативно отразиться на почерке.

Чтобы буквы следовали друг за другом стройными рядами, нужно правильно взять ручку: положить ее на средний палец рабочей руки, держать подушечкой большого пальца и прикрывать указательным. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца — около 2 см, у левшей — чуть больше, иначе ребенок будет закрывать левой рукой написанное. Безымянный палец и мизинец скользят по бумаге в согнутом виде. Запястье почти полностью лежит на столе — в норме оно должно отрываться от поверхности только на несколько миллиметров.

Неверное положение тетради. Дети часто игнорируют требование учителей держать тетрадь под наклоном. А это крайне важно для формирования красивого почерка с правильным наклоном.

Тетрадь надо положить так, чтобы ее нижний левый угол касался края стола, а правый был приподнят примерно на 8 см.  После отодвинуть тетрадь от себя на комфортное расстояние. Это положение позволяет не только правильно сидеть, но и более свободно передвигать руку по строке от начала к концу.

Правильное положение листа при письме для левшей и правшей. Иллюстрация из книги «Скорописание» педагога Шамиля Ахмадуллина
Правильное положение листа при письме для левшей и правшей. Иллюстрация из книги «Скорописание» педагога Шамиля Ахмадуллина

Плохое настроение или усталость. Почерк может меняться под влиянием различных состояний. Я заметила, что, когда ученик злится, он сильнее давит на бумагу, и появляются помарки, когда торопится — буквы скачут по строчкам.

При длительной письменной работе пальцы и кисти рук перенапрягаются и начинают дрожать. Из-за этого линии становятся неровными, волнистыми, ребенок может не дописывать элементы букв.

Ученик торопился, поэтому писал вот так
Ученик торопился, поэтому писал вот так

Как улучшить почерк

Если обустроить комфортное рабочее место, купить качественные письменные принадлежности и научиться правильно держать ручку, высока вероятность, что почерк уже улучшится. Но если этого недостаточно, рекомендую попробовать следующее.

Выполнять простые упражнения. На первых порах достаточно:

  1. Выводить буквы в воздухе — эдакое «воздушное письмо». Так ребенок научится визуализировать буквы, а рука запомнит движения, которые он многократно повторял. Можно делать где угодно и когда угодно — для этого ничего не требуется.
  2. Рисовать в тетради прямые наклонные линии — обязательно одинакового размера и с одинаковым интервалом. Это основа букв. Линии можно соединять между собой, превращая в слова. Резонно даже использовать сначала тетрадь в клетку, потом перейти к линейке: так ребенку будет проще.
  3. Рисовать фигуры по точкам — это развивает пространственное мышление, заставляет ребенка продумывать свои действия наперед и, как следствие, помогает улучшать каллиграфические навыки.
Прямые наклонные — основа букв. Можно рисовать их в обычной тетради в клеточку или купить специальные тренажеры. Источник: wildberries.ru
Прямые наклонные — основа букв. Можно рисовать их в обычной тетради в клеточку или купить специальные тренажеры. Источник: wildberries.ru
Рисование по номерам не только интересно, но и полезно для улучшения почерка. Источник: ozon.ru
Рисование по номерам не только интересно, но и полезно для улучшения почерка. Источник: ozon.ru
1/2
Прямые наклонные — основа букв. Можно рисовать их в обычной тетради в клеточку или купить специальные тренажеры. Источник: wildberries.ru

Использовать прописи. Даже если вы собираетесь работать над почерком третьеклассника, я все равно рекомендую приобрести прописи для первого класса. Нет ничего зазорного в том, чтобы вернуться назад и устранить пробелы.

Уделите особое внимание выносным элементам, то есть хвостикам букв у, з, р, д, а также верхушкам букв б и в: по опыту, именно с ними у ребят часто бывают проблемы. Эти элементы не должны быть слишком маленькими, чрезмерно большими или витиеватыми: это затрудняет чтение текста.

Ребенку может быть скучно писать одни только буквы — это нормально. Предложите замену — есть много прописей с интересными заданиями. Например, можно выводить очертания знакомых предметов или необычные загогулины — на деле все это элементы букв. Источник: labirint.ru
Ребенку может быть скучно писать одни только буквы — это нормально. Предложите замену — есть много прописей с интересными заданиями. Например, можно выводить очертания знакомых предметов или необычные загогулины — на деле все это элементы букв. Источник: labirint.ru

Чтобы сэкономить на прописях, родители с хорошим почерком могут сделать прописи с обводками самостоятельно: написать текст карандашом, при этом надавливая слабо, но достаточно разборчиво. Можно найти прописи в интернете и распечатать.

Если у ребенка не получаются какие-то конкретные буквы и нет времени искать подходящие прописи, можно воспользоваться генератором письменных текстов для обводки — в интернете их много. Такой сервис создает уникальную пропись под ваши запросы, позволяя выбрать:

  1. Вид строки: косая, узкая, широкая, клетка.
  2. Шрифт: прописной или печатный.
  3. Вид линии: пунктир, серый, черный.
  4. Задание и текст.

После генератор формирует и выдает пропись, которую можно скачать на свой компьютер и распечатать.

Так может выглядеть пропись, сгенерированная под индивидуальные запросы ребенка
Так может выглядеть пропись, сгенерированная под индивидуальные запросы ребенка

Переписывать текст. Звучит просто, но чем больше мы практикуемся, тем лучше у нас получается. Это работает в любом деле, в том числе в улучшении почерка.

Что именно переписывать, решайте сами или предложите сделать выбор ребенку. Можно, например, переписывать отрывки из любимых книг — обычно это нравится детям больше, чем тексты, которые учитель предлагает на уроках.

Чтобы нужные строчки не терялись на большой книжной странице, можно перепечатать их крупным шрифтом — так вы облегчите ребенку задачу
Чтобы нужные строчки не терялись на большой книжной странице, можно перепечатать их крупным шрифтом — так вы облегчите ребенку задачу

Что в итоге

Плохой почерк редко бывает у детей только из-за лени или невнимательности. Чаще причины кроются в конкретной физической причине, которую можно устранить: неудобном рабочем месте, неподходящих принадлежностях для письма, неправильном захвате ручки.

Если это не помогло, начните с простых упражнений вроде рисования наклонных линий, и постепенно переходите к прописям. Они бывают разные, с интересными заданиями.

Закрепить навык поможет переписывание фрагментов текста, например, из любимых книг. При ежедневных занятиях по 10—15 минут первые результаты появятся уже через три-четыре недели.


Анастасия ХомаПомогали ребенку улучшить почерк? Поделитесь рекомендациями:
  • БолтоукладчикИсправляя детям почерк, вы лишаете страну будущих докторов!24
  • Забаненый за правдуУ меня такой же почерк) Не знаю чем он вам не нравится))) Но последние годы пишу от руки крайне редко. Раньше еще заявления на отпуск пару раз в год писал, а теперь и его в электронку перевели) Так что научить ребенка красиво писать вы конечно можете, только в жизни ему это не пригодится-скорее всего его почерк никто никогда не увидит)6
  • IvanСчитаю почерк несущественной проблемой, это уже давно не та область, которой следует уделять повышенное внимание. Я уже забыл, когда писал от руки. Врачам тоже плохой почерк никогда не мешал (хотя вот там, действительно, иной раз ничего не разберешь), и вот эти доводы, вроде возможного снижения оценки из-за неразборчиво написанной цифры, все это кажется каким-то надуманным.12
  • XeniaДля контрольных в средней школе освоила красивый почерк, после которого у меня болит запястье и писать которым занимает в 1.5-2 раза больше. В жизни пригождается очень редко - документы я предпочитаю заполнять печатными буквами чтобы их смогла считать машина. А вот взрослых которые делали замечание почерку как единственное или как равное с содержанием или намерением я исключала из списка людей у которых стоит именно учиться, а не только галочки получать.11
  • Даниил ПоповХороший почерк нужен только в университете свои конспекты читать. Ручку лучше брать роллер или перо которыми можно писать без нажима.1
  • LyolichУ меня в школе был плохой почерк, но разборчивый. Учитель русского языка всегда снижала оценку за почерк. Писала я много, занималась отдельно почерком, старалась писать красиво, но увы ничего не помогло. Однажды, один мальчик из другого класса сказал : Какой почерк, такой и характер) Действительно, характер был плохой. Плюс неблагоприятная обстановка в доме. Отец пил каждый день и дома не затихали скандалы. Когда я шла домой, у меня всё тело трясло. И только сейчас, мне 38, моя жизнь стала спокойной и вуаля почерк ,как у отличницы, без тренировок и правильного цвета перед носом. В любой комнате, в любом положении почерк прекрасен. изменился характер, над которым упорно работала. Кстати, в школьном возрасте я занималась долгое время бисероплетением, вязание крючком и спицами, получались отличные работы. Так, что все ваши советы пусты и безнадёжны, уж извините10
  • Наталья СавинаПочерком нужно в школе заниматься, учить этому детей, а не возмущаться, почему ученики плохо пишут. Конструктор тут совершенно ни при чем, вязание, собирание туда же. Они другое развивают, но никак не красивые буквы и их соединения. В 1 классе уже диктанты пишут в первом полугодии, интересно, где и когда шести-, семилетка может приобрести отличный почерк?!6
  • Кира ГандиМне не нравился мой почерк, но заметила, что у подруги очень красивый, в третьем классе попросила выписать мне весь алфавит её почерком, тренировала и исправила его. Ещё я с 5 по 11 класс учила китайский язык, скорее всего под воздействием иероглифов почерк тоже поменялся. Короче да, мне почти 29, и я очень люблю свой почерк4
  • namiВ моем понимании какая-то дикость - снижать оценки из-за почерка. Да, бывают совсем запущенные случаи, когда ничего не разобрать, но в целом почерк плюс-минус понятный у всех. А в современном мире, мне кажется, "красота" и разборчивость почерка вообще дело десятое. Меня в свое время ругали за сильный наклон влево и за то, что почерк очень мелкий, хотя на мой взгляд он был читаем. Я по прописям тренировалась, пыталась ставить руку прямо - толка не было. Может быть потому что я переученная левша, кто знает. Короче говоря, насиловать детей "красивым почерком" ерунда полнейшая. К тому же, я считала и считаю свой наклон влево и излишнюю округлость букв своеобразной "изюминкой" и в какой-то момент перестала слушать "доброжелателей", которые хотят каллиграфию как под копирку.6
  • krapiva krapivaМеня родители в 90е забрали на домашнее обучение в начале второго класса (не спрашивайте 🫨). Что-то где-то подучили, где-то перескочили, посчитав ненужным, в итоге только в возрасте за 30 осознала, что писала всю жизнь каким-то неудобным способом, который возник стихийно. Сейчас во время писания дневника вывожу соединения, ещё смотрю иногда видео, как писать то и то, пробую и мне это жутко нравится. Я буквально проживаю то, что пропустила в 6 лет и как будто цепочки нейронных связей тоже встают на место1
  • Alexandra P.У меня плохой почерк. В детстве писала с наклоном влево и с сильным нажимом, даже бумага рвалась. Оценки мне не снижали, но замечания делали регулярно. Кажется, мама даже ходила к учительнице беседовать по этому поводу. Мол, у нас в семье у всех почерк так себе, странно ожидать, что у меня будет хороший. До сих пор удивляюсь, почему учителя, особенно в начальной школе, так носятся с этим почерком. На знания и грамотность это никак не влияет, иногда даже обратную связь наблюдаю: безграмотные троечники могут иметь весьма красивый аккуратный почерк. Точно помню, что в начальной школе у нас был предмет "Каллиграфия", и это было для меня мучением. Сейчас почерк у меня тоже плохой, я сама его с трудом разбираю. Но в отличие от начальной школы, сейчас это никому не мешает.4
  • Фата-морганаДочь в 3 классе, левша, только месяц как почерк стал более ровным. В этом году учительница на выходные предложила списывать тексты, по тетрадному листу. Мы с дочкой выбрали детскую энциклопедию. Почерк стал гораздо лучше!1
  • АннаТолько прочитав комментарии, я поняла почему у детей такое наплевательское отношение к собственному почерку. Я преподаю математику в школе и всегда сочувствую учителям русского языка, как они сочинения проверяют? Когда ребенку говоришь: "Солнышко, я не могу разобрать это 4 или 9?.. а это 1 или 7?", он с неподдельным изумлением тебе отвечает: " Ну это Ваши проблемы, что Вы цифры не можете прочесть, ну очки купите!"... А статья полезная, спасибо!2
  • Mio moi MioСоседние школы стабильно гнобят за почерк, многие дети на районе ходят к нейропсихологу. Меня очень расстраивает невротизация детей в начальной школе, пытаюсь выработать для себя разумный подход..2
  • КонстантинРасскажу про свой случай. В первом -третьем классе писал как кура лапой, это была жесть, ситуация осложнялась тем, что я еще и левша, классная психовала потому что была правша. в общем, было очень печально. В пятом классе у меня что-то переклинило, я не знаю сам до сих пор что произошло, никаких истерик и кризисов, ничего такого, просто решил что вот буду стараться писать нормально. И знаете, стал писать нормально! А еще в восьмом классе у нас в новой школе был стенд с достижениями учеников царской России, там типа тетради брата Пушкина, Дельвига, а это ж были все голубых кровей. Тогда я открыл для себя что они пишут как то вообще по другому, мне что то так это зашло, копнул тему и узнал что русское письмо реформировали и упростили, а дворяне продолжали писать с каллиграфическим уклоном. Ну тут мне башню окончательно сорвало, я нашёл в этом дикую эстетику и теперь вертел эти ваши "р" в виде длинной палки с буквой "г", "т" как "м" с нижней прописью и "д" с нижним брейком. И знаете, счастью нет предела, а читаемость текста повысилась! Вывод: показывайте письмена дворян детям и говорите что приличные люди писали так)3
  • Helena WasserbergБлин, у меня почерк в разное время прям с разных картинок. Всех трех0
  • Helena WasserbergБолтоукладчик, не переживайте, в институте научат. Или пойдут в медсестры0
  • Надежда ТитареваУ меня отвратный почерк. Очень тяжело в принципе дается написание чего-либо. Не умею красиво и четко оформлять например конспект. Все выглядит как убогий черновик. Вот красиво вписать например график/таблицу/схему и текст на листе не выходит. Все коряво. Буквы пляшут. Очень его стесняюсь. Думаю, что на это повлияло недостаточное количество прописей в детстве. Мне нравилось их заполнять, но этого было очень мало. В общем мне с этим не повезло. Мне почему-то физически дискомфортно писать и часто я путаю элементы в буквах. Но у меня прекрасно развита мелкая моторика и я красиво рисую микроскопические вещи. Легко леплю из пластилина вещи размером 5х5 мм. И вообще я художник по образованию. Почему-то почерк и мелкая моторика в моем случае не связаны… можно было бы списать на леворукость, но знаю много левшей с хорошим почерком.1
  • Нина ЩербаковаАнна, ответ такого рода - это самое настоящее хамство ((( и мне совершенно непонятны те люди, которые вас заминусовали. По-хорошему, с некоторого возраста должно быть так: буква/цифра/слово написаны неразборчиво - минус балл0
  • Татьяна ВолодькоIvan, так и врачи многие уже не пишут от руки. Сейчас с ребёнком проходим комиссию для секции. Так все на компе напечатали и в карту вклеили.1
  • ДианаАнна, поддерживаю Вас. Учитель русского языка. Проверяю по 60- 80 тетрадей в день. Иногда плакать хочется. Мало того, что целый день работаешь с компьютером, в соцсетях с детьми, родителями, коллегами по работе решаешь вопросы, а вечером пытаешься прочитать, то что написано. И не просто грамотно или нет, а вообще, ЧТО там написано. Дети, чтобы им не снижали оценку за ошибку, стали писать мелко 2-3 миллиметра. А те, кто пишет негативные отклики, не прочитали статьи, там написано достаточно причин, хотя не все указаны, почему хороший почерк -это ХОРОШО. Дело не в почерке, а в вашем мозге. Вы в первую очередь развиваете его.1
  • Господин SlowpokeУ меня такой почерк, что я через две-три недели уже не могу разобрать что написано. В школе универе пользовался в основном чужими записями. Не могу сказать что после окончания обучения кому-то есть до этого дело.0
  • user1340480Надежда, понимаю, сама коряво пишу. Мало того, что трудно формулировать мысли на бумаге, так ещё и то, что записала непонятно 😅 мне помогли уроки на ютубе «красивый почерк by Alpabetman”, целый плейлист есть. Подход тот же, что и в статье: главное, чтобы буквы были одинакового размера и наклона) Прописала пару страниц упражнений и уже увидела улучшения. Главное — поняла принцип и сама стремлюсь писать аккуратнее☺️0