Я живу в Перми и уже больше 20 лет каждый год провожу время на воде.
Еще в детстве я ездил с родителями на «Казанке», «МКМ» и «Оби-3» — советских моторных лодках. Потом вырос и купил два гидроцикла — сидячий и стоячий. Сейчас у нашей семьи есть еще катер. В сезон мы часто ездим на нем и отдыхаем на местных реках: Каме, Чусовой, Сылве, — а еще на Воткинском и Камском водохранилищах.
В 2023 году мы потратили больше 300 тысяч рублей на содержание катера. В статье расскажу, за что мы заплатили такие деньги и так ли сложно купить и содержать водный транспорт.
Траты на обслуживание катера в 2023 году — 312 500 ₽
Топливо | 80 000 ₽ |
Внеплановый ремонт | 70 000 ₽ |
Обслуживание перед сезоном | 60 000 ₽ |
Стоянка | 60 000 ₽ |
Консервация перед зимой | 30 000 ₽ |
Налог | 12 500 ₽ |
Траты на обслуживание катера в 2023 году — 312 500 ₽
Топливо | 80 000 ₽ |
Внеплановый ремонт | 70 000 ₽ |
Обслуживание перед сезоном | 60 000 ₽ |
Стоянка | 60 000 ₽ |
Консервация перед зимой | 30 000 ₽ |
Налог | 12 500 ₽ |
Каким бывает водный транспорт
Для обычного человека, который не слишком разбирается в водном транспорте, маленькое судно с мотором — это моторная лодка, большая лодка — катер, а большой катер — яхта. По сути, все так. Лодки, катера, яхты, гидроциклы — это все маломерные суда. В России эти термины определяет ГИМС — Государственная инспекция по маломерным судам, которая входит в систему МЧС. Она же выдает права, следит за безопасностью на воде и выписывает штрафы.
Разберемся в категориях, которые выделяет ГИМС:
- Маломерное моторное судно — мотолодка с одним или несколькими подвесными моторами либо катер со стационарным двигателем.
- Гидроцикл, или аквабайк, — бескорпусный водный транспорт с двигателем, внешне напоминает что-то среднее между обычным мотоциклом и лодкой.
- Аэробот — судно особой конструкции, способное передвигаться как по воде, так и по ровной поверхности: суше, снегу или льду.
- Судно на воздушной подушке — всю его массу или ее значительную часть на ходу или без хода поддерживают над водой силы избыточного давления воздуха. Он постоянно нагнетается под днище в полость, которую называют воздушной подушкой.
- Парусное судно — движется с помощью парусов. Выделяют подкатегории с площадью парусов до 12, до 22, до 60 и более 60 м².
- Парусно-моторные яхты — яхты и с парусами, и с установленным стационарным двигателем.
Сколько стоит катер
Катера бывают иностранного и отечественного производства. По материалам корпусов различают две большие категории:
- Металлические — чаще всего это российские лодки небольших размеров. При этом используют дюралюминиевый или алюминиево-магниевый сплав: он прочный и надежный. Например, российский производитель «Волжанка» делает алюминиевые лодки от четырех до 10 метров в длину.
- Стеклопластиковые — производятся и в России, например в компании Velvette Marine из Казани, и за рубежом. Большинство иностранных катеров стеклопластиковые. Их легче повредить, чем металлические.
По моим наблюдениям, новых иностранных катеров в Перми почти нет. Средний возраст катеров, которые я встречаю, — 18 лет. Хотя при желании можно купить новый катер. Например, цены на отечественные катера Velvette Marine стартуют от 1,7 млн рублей.
- 1 700 000 ₽
Ознакомиться с ассортиментом разных производителей и выбрать подходящий вариант можно на ежегодных профильных выставках. В разные годы я был на выставках «Московское боут-шоу», Moscow Yacht Show и St. Petersburg International Boat Show, и, хотя ничего не заказал, это был интересный опыт.
Обычно катера в Перми покупают на вторичном рынке, чаще всего — на «Авито». В 2023 году там можно найти около 200 вариантов катеров и яхт от 40 000 ₽ до 10 500 000 ₽ — мне кажется, для города-миллионника это не так уж и много.
Цены на иностранные пластиковые катера в Перми стартуют от 600 000 ₽ и доходят до 6,8 миллионов за 8,5-метровый Larson 2008 года выпуска. При этом иногда на Каме я вижу и большие моторные яхты длиной больше 10 метров — а это уже десятки миллионов рублей.
- 6 800 000 ₽
Выбирая катер, можно смотреть объявления не только в своем регионе: по всей России в сентябре 2021 года предлагают почти 10 тысяч вариантов. Цены — от 500 тысяч за небольшой катер до 2 млрд рублей за 54-метровую суперяхту. К этому нужно прибавить транспортировку катера до своего региона. Например, доставить катер автомобильным транспортом из Москвы в Пермь стоит 80 тысяч рублей.
Я заметил, что за последние два года цены на катера сильно повысились. В 2019 году мой друг присматривался к катеру длиной около 8 метров с каютой, керосиновой плитой и отдельной комнатой с туалетом и душем. Под такие требования подходил катер Bayliner 265 S: длина — 8,2 метра, 2005 год выпуска, 260 лошадиных сил. Тогда он стоил в районе 1,5 млн рублей. Сейчас, в 2023 году, такой же катер 2008 года выпуска стоит 5,5 млн рублей. Судно стареет, но его цена только растет.
У нашей семьи шведский катер Uttern D66 Verado с мотором Mercury Verado мощностью 250 лошадиных сил 2007 года выпуска. Покупали в 2012 году за 1,5 млн рублей. В 2023 году такой же продается на «Авито» за 3,5 млн.
- 1 500 000 ₽
Выбирать катер надо очень внимательно. Иначе в любой момент может неожиданно возникнуть необходимость серьезного ремонта, как это произошло у нас, — об этом я расскажу дальше в статье.
На что обращать внимание при покупке катера, в Т—Ж уже писали в отдельной статье.
Сколько стоит гидроцикл
Гидроцикл — это водный мотоцикл с водометным двигателем. Бывают сидячие и стоячие гидроциклы. Большинство моделей на рынке сидячие. Чтобы управлять таким гидроциклом, особых навыков не нужно, этому можно обучиться за несколько часов. А стоячий гидроцикл — это скорее спортивный снаряд для прыжков, серфинга, фрирайда. Даже чтобы просто встать на нем и поехать по прямой, придется тренироваться.
С гидроциклами в Перми проще: предложений о продаже много, выбор большой и можно купить как новый гидроцикл у дилеров, так и подержанный на «Авито».
Дилеры в Перми есть у марок Yamaha и BRP — Bombardier. Цены на новые гидроциклы — от 2 до 5 млн рублей в зависимости от марки и модели. На вторичном рынке в Перми около 50 вариантов, цены стартуют от 259 000 ₽. Причем среди предложений много старых гидроциклов, еще раньше 2000-х годов выпуска. На мой взгляд, это не слишком хорошие варианты: чем новее гидроцикл, тем лучше.
Как и в случае с катерами, гидроциклы можно искать не только в своем регионе. По всей России на «Авито» можно найти больше 2200 объявлений в категории «Гидроциклы». Перевезти гидроцикл можно просто транспортной компанией — габариты обычно около 1,2 на 3,3 метра, вес до 300 килограммов. Стоит такая услуга около 30 000 ₽. Главное, организовать ложемент — направляющие, на которых будет стоять гидроцикл, чтобы при транспортировке он не раскачивался и не повредился.
У нашей семьи два гидроцикла, которые мы купили в 2008 году. Сидячий гидроцикл BRP 2006 года выпуска стоил 500 000 ₽. Стоячий гидроцикл Yamaha Super Jet мы покупали новым за 350 000 ₽. Но уже несколько лет мы не спускались на воду на гидроциклах: сняли их с учета, — и сейчас они стоят просто как имущество.
- 500 000 ₽
Как получить права на управление катером
Чтобы управлять маломерным судном весом больше 200 килограммов и мощностью мотора более 10,88 лошадиной силы, или 8 киловатт, нужны права. Обучение проводит ГИМС — ее центры находятся в каждом водном регионе России. Она же принимает экзамен и выдает права.
Обучение обычно длится несколько недель. В 2023 году в Перми оно стоит около 20 000 ₽. После этого нужно сдать теоретический и практический экзамен — он один, но состоит из нескольких разделов: маломерное моторное судно, гидроцикл, маломерное парусное судно.
По результатам экзаменов ученику выдают права одной или нескольких категорий:
- Моторное судно.
- Гидроцикл.
- Парусное судно.
- Парусно-моторное судно.
- Судно особой конструкции.
- Судно на воздушной подушке.
В Перми проводят обучение, принимают экзамены и выдают права на управление моторными лодками, катерами, гидроциклами, а вот на управление парусными яхтами не выдают. И вообще ГИМС в Перми парусные категории не открывает. Даже больше: мой друг купил парусную яхту, прошел обучение яхтингу в парусной школе в Турции и получил там диплом — это стоило около 1500 € (129 384 ₽). Но в Перми он не смог легализовать в ГИМС эти документы.
При этом на тематическом форуме о катерах я читал, что в Москве и Санкт-Петербурге можно научиться ходить под парусами, сдать экзамен и открыть парусную категорию.
Где может стоять катер
Любой катер или яхту нужно хранить на охраняемой стоянке: летом — на воде в яхт-клубе или на лодочной базе, зимой — в гараже или в отапливаемом боксе.
В Перми самые большие организованные стоянки катеров и яхт находятся выше плотины, на Каме и на Сылве. Так сложилось исторически: большинство этих станций были там еще в СССР. И хотя «2ГИС» разделяет лодочные станции и яхт-клубы, фактически катера часто стоят рядом с яхтами, особенно в районе Камской ГЭС.
Главные стоянки в Перми: яхт-клубы «Волна», «Бриз», «Пирс», «Кабельщик», Marine Club, лодочные базы «Малые реки», «Бухта капитанов», «Вихрь».
Цены сильно разнятся в зависимости от раскрученности и местоположения стоянки. Там, где есть дополнительные услуги — штатный механик, топливная заправка, заправка водой, — цены тоже выше. Еще цены зависят от размера судна и от того, где именно оно хранится: на воде, на улице или в отапливаемом боксе.
Например, на лодочной станции «Бухта капитанов» годовая стоянка для 8-метрового катера стоит 60 000 ₽. А в яхт-клубе «Пирс» — 146 000 ₽: пять месяцев на воде по 18 000 ₽ в месяц и семь месяцев на улице по 8000 ₽ в месяц. Дело в том, что в «Пирсе» стоят только моторные катера, в том числе дорогие яхты, он считается более престижным, а еще здесь базируется техцентр BRP, — отсюда такая большая разница в цене.
Раньше мы держали катер в гаражном кооперативе на Каме и стоянка ничего не стоила, потому что мы были его собственниками. После этого переместили в яхт-клуб «Бриз», катер стоял там несколько лет на реке Гайве, но ездить туда оказалось не так удобно. А шесть лет назад мы выбрали «Бухту капитанов»: добираться до нее на машине из города нам удобнее всего. Сейчас за стоянку платим 60 000 ₽ в год.
- 60 000 ₽
В отличие от катеров, гидроциклы часто хранят на автомобильных стоянках и подземных парковках: гидроцикл в автомобильном прицепе занимает как раз одно стандартное машино-место. Но, на мой взгляд, это неудобно и требует много времени: нужно прицепить гидроцикл, ехать по дорогам с прицепом, искать пологий неглинистый слип — наклонную береговую площадку для спуска и подъема судов, а потом спускать гидроцикл с заездом автомобиля в воду. Единственный плюс хранения в прицепе — гидроцикл можно заправить прямо на автомобильной заправке.
Иногда гидроциклы хранят на лодочной базе или в яхт-клубе. Это стоит около 12 000 ₽ в месяц. Сидячий гидроцикл можно хранить прямо на воде: он плавает и не переворачивается при хранении. Стоячий гидроцикл нужно хранить у воды наполовину вытащенным на берег или на специальном плавучем понтоне, иначе он перевернется.
Вариантов стоянки парусных яхт мало, и все они сконцентрированы в Орджоникидзевском районе у Камской ГЭС — в яхт-клубах «Волна», «Бриз», «Кабельщик». Хранить парусную яхту без стационарного двигателя дешевле, чем катер. Например, в «Бризе» стоянка для небольшой парусной яхты длиной 5 метров стоит около 35 тысяч в год: 3500 ₽ в месяц на воде и 2500 ₽ в месяц на суше.
Налоги
За катера, гидроциклы, яхты с моторным двигателем начисляется транспортный налог. Он зависит от вида транспортного средства, его мощности и региона. Например, ставка транспортного налога на катер мощностью 250 лошадиных сил в Пермском крае — 50. Получается, что за катер мы платим 12 500 ₽ в год.
- 12 500 ₽
Дороже всего обходится транспортный налог владельцам мощных — свыше 100 лошадиных сил — гидроциклов. Чтобы не платить налог, очень часто гидроциклы или не ставят на учет изначально, или снимают с учета, подержав их официально зарегистрированными.
Но за последние несколько лет ситуация изменилась, и снять гидроцикл с учета стало невозможно. Единожды встав на учет, придется платить налог все время.
Иногда в объявлениях о продаже гидроциклов прямо указывают, что он никогда не стоял на учете. Мне кажется, покупать подобные варианты довольно рискованно: например, гидроцикл может оказаться угнанным.
Ремонт и содержание
Топливо. В случаях с катерами и гидроциклами главные затраты при полностью исправной технике — на топливо: дизель или бензин в зависимости от типа двигателя. У водного транспорта расход топлива измеряется не километрами, а часами.
Мы заправляем катер 95-м бензином. Точный подсчет топлива я не веду, но можно посчитать примерно.
Перед началом сезона мы всегда сбрасываем счетчик пути на эхолоте, и он считает по GPS-трекам путь за сезон — получается около 1500 километров. Для мотора нашего катера мощностью 250 лошадиных сил крейсерская скорость, то есть самая выгодная скорость с минимальным расходом топлива, — 50 километров в час. Расход на такой скорости — 35—45 литров в час.
Если ехать быстрее, то расход непропорционально увеличивается: при скорости 70 километров в час можно получить расход 120 литров в час. Обычно мы ходим со скоростью 40—50 километров в час и в целом за сезон тратим около 1650 литров бензина.
Правда, есть одна проблема: в Перми нет ни одной официальной заправки, которая стояла бы на воде. Если у катера бак объемом от 200 литров и выше, то с канистрами не набегаешься. Приходится заправляться в нелегальных точках продаж топлива для катеров, где стоимость топлива — плюс 15 ₽ за литр к стоимости на автомобильной заправке. На 1650 литров топлива в 2020 году мы потратили 100 650 ₽: цена за литр 95-го бензина тогда в среднем была 46 ₽, к ним добавляем наценку в 15 ₽.
- 80 000 ₽
Плановые затраты. Есть ежегодные плановые затраты, когда накануне зимы приходится тратиться на консервацию, а перед началом сезона — на техобслуживание и мойку. Это стоит около 30 000 ₽ для катера длиной 8 метров и 35 000 ₽ для гидроцикла.
Ремонт. Поскольку средний возраст катеров больше 10 лет, штатный механик на базе — это преимущество: какие-то мелкие неисправности он может устранить за вменяемые деньги и на месте. Мы просто оставляем заявку через директора, и проблема решается. Например, у нас клинила дверь каюты — мастер переделал крепление направляющих, и дверь снова стала легко закрываться и открываться. За работу взяли 2000 ₽.
За последние годы мы пару раз сталкивались с достаточно крупными проблемами — в итоге заплатили по несколько сотен тысяч рублей за каждый ремонт без гарантированного результата.
Первая проблема — трещина в кормовой части пластикового катера. На катере с завода установлен двигатель 250 лошадиных сил. Это максимально разрешенная мощность двигателя, который можно ставить на этот корпус. И, видимо, мощность все же чересчур велика для него: у нас один и тот же катер уже больше 10 лет и мы никогда не налетали на мели, коряги или пни, но трещина появилась.
Маленькую трещину заметили летом, а к осени она увеличилась. С трещиной катер не продать за хорошую цену, поэтому мы стали искать специалистов. В Перми их мало: в публичном доступе просто нет таких объявлений. По рекомендации нашли двух разных исполнителей. Один из них хотел полную предоплату в 200 000 ₽ и не гарантировал, что закончит работу к началу следующего сезона.
В итоге мы выбрали других ребят, которые согласились на оплату частями по факту выполняемых работ. Они нарастили корпус судна, а заодно заменили выцветшие бортовые наклейки и отполировали весь корпус. За все мы заплатили около 150 000 ₽. Прошло три года — новых трещин не образовалось, старая не вернулась.
- 150 000 ₽
Вторая проблема — замена нагнетателя турбины и датчиков. С ней мы столкнулись ближе к осени 2020 года: подвесной двигатель на ходу мог перейти в аварийный режим и не хотел дальше работать.
Съездили к единственному местному дилеру Mercury Marine — там сказали, что нужно заменить несколько датчиков и механический нагнетатель — устройство системы наддува двигателя. Оригинальный новый нагнетатель стоил почти полмиллиона рублей. К слову, в 2023 году его цена выросла до миллиона. Неоригинальных нагнетателей не существует. При этом стоимость нового аналогичного подвесного мотора в 2020 году была чуть больше миллиона рублей. Для сравнения: сейчас это 1 130 000 ₽. Мы сомневались, стоит ли платить столько за то, чтобы купить запчасть в мотор, которому уже более 10 лет.
Был другой вариант — отремонтировать нагнетатель. Я звонил в разные города — таким механическим нагнетателем не хотели заниматься даже специализированные фирмы по ремонту турбин. Тогда я стал рассказывать о проблеме всем подряд: на форумах, на канале в «Телеграме». И мне посоветовали организацию из Каширы в Московской области, которая могла делать что-то подобное. В итоге они согласились заменить подшипники в нагнетателе, хотя раньше ничего подобного не делали. Это стоило 150 000 ₽ и заняло примерно полгода — с трудом успели к началу июня.
Пока специалисты работали, я за зиму на замену неисправным датчикам заказал бэушные, но рабочие из США. Они стоили около 20 000 ₽ — это в пять раз дешевле, чем покупать новые у дилера.
В итоге весь ремонт в 2020 году обошелся примерно в 200 000 ₽, хотя дилер сначала насчитал 700 тысяч. Собирали все эти детали воедино в пермском сервисном центре, который специализируется на Mercury.
В июне 2023 года на двигателе неожиданно порвался ремень привода генератора, а в сервисе дилера Mercury сказали, что заклинило нагнетатель. Ремонт нагнетателя был в 2020 году, и новых не было в наличии в России. В магазинах США стоимость б/у детали составляла минимум 350 000 ₽, а доставки пришлось бы ждать несколько месяцев. То есть я бы целиком пропустил водно-моторный сезон, который длится с июня по сентябрь.
Проблема решилась неожиданно: местный механик на базе «Бухты капитанов» услышал мои жалобы, заинтересовался и решил заняться ремонтом. Сборка, восстановление роторов и последующий запуск нагнетателя заняли всего три недели. Механик сказал, что специалисты из Каширы наверняка видели проблемы с роторами, но проигнорировали их. Это и дало о себе знать спустя два года.
После ремонта снизился расход топлива и увеличилась мощность двигателя. С нас взяли 70 000 ₽.
Навигационное оборудование. Чтобы планировать маршрут и не налететь на мель прямо посреди реки, нужно позаботиться о навигационном оборудовании. И вариантов здесь немного:
- Бумажный атлас с картой глубин времен СССР — можно купить примерно за 5000 ₽ или просто скачать в интернете фрагмент с интересующим районом, распечатать на цветном принтере и заламинировать.
- Приложение для смартфона Navionics за 2100 ₽ в год или карты формата Ozi Explorer.
- Карты «Дороги России. РФ. ТОПО» для туристического навигатора Garmin. Сами карты стоят 3000 ₽, но надо иметь устройство Garmin, которое поддерживает установку карт, — стоит такое от 25 000 ₽.
В разные годы я пробовал все эти варианты. Сейчас я просто хожу по памяти: помню местность и где какие глубины.
ГИМС и штрафы
Я уже 20 лет выхожу на воду самостоятельно, а в детстве катался с родителями, и за все это время я общался с сотрудниками ГИМС всего около пяти раз. При этом почему-то каждый раз заканчивался тем, что мне выписывали штраф. Все время за разное и, как мне кажется, не всегда обоснованно.
Например, ГИМС в прошлые годы не могла зарегистрировать наш катер для речного плавания и по документам он подходил только для морской эксплуатации — при каждой встрече сотрудники выписывали штраф за эксплуатацию не в том районе плавания. Но штрафы были небольшие, около 300 ₽, и проще было заплатить.
Сейчас штрафы за нарушения увеличили. Например, за управление судном, которое не прошло техосмотр или на котором нет бортовых номеров, придется заплатить от 5000 до 10 000 ₽. За управление судном без прав — от 10 000 до 15 000 ₽. А если судно не зарегистрировано в установленном законом порядке или у него есть неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, — от 15 000 до 20 000 ₽.
Чем заняться на катере в Перми
Обычно сезон длится до выпадения снега в конце октября. Но в 2023 году он неожиданно оказался очень коротким. В сентябре уровень воды упал настолько, что уже к концу месяца катера на многих базах пришлось поднять. А те, которые не подняли, остались стоять в грязи на дне.
Чаще всего катер покупают, чтобы заниматься рыбалкой, охотой, водным туризмом или просто отдыхать на природе. Также катера и гидроциклы используют для водных развлечений: можно кататься на водных лыжах, вейкборде или ниборде — доске для катания на коленях.
Для кого-то катер — элемент красивой жизни: можно ужинать на нем или приезжать в прибрежный ресторан. Но недалеко от Перми есть только три места, где получится пришвартоваться с воды и сходить на ужин: яхт-клуб «Волна» в Шустовском заливе, санаторий «Демидково» и ресторан на Сылве напротив коттеджного поселка Русское Поле.
Чаще всего мы с семьей ездим в Демидково или выбираемся в маленькие путешествия на воде. Например, на Камское море выше Перми — там не видно другого берега и вода тянется до самого горизонта.
Самые удаленные точки, куда можно добраться не шлюзуясь, — это Соликамск в 200 километрах по воде на север, Верхнечусовские Городки в 100 километрах на восток и Серга на Сылве в 95 километрах на юг. Вообще в Перми маломерные суда обычно не шлюзуются, хотя технически такая возможность есть. Я ни разу не проходил шлюзование, хотя стоял и выше, и ниже плотины.
В любом речном путешествии нужно позаботиться о топливе: залить полный бак и взять с собой канистры, чтобы хватило и на обратный путь. Или на месте прибытия вас должны встречать с запасами топлива: даже нелегальные заправки есть только около Перми, а полного бака при средней скорости 50 километров в час обычно хватает часов на пять. И в целом путешествия на катере — удовольствие не из дешевых: чтобы съездить, например, из Перми в Соликамск и обратно, только на бензин легко можно потратить 30 тысяч рублей.
Запомнить
- Моторные лодки, катера, парусные яхты, гидроциклы — все это маломерные судна. Владение и управление ими регулирует Государственная инспекция по маломерным судам — ГИМС.
- Чаще всего катера покупают на вторичном рынке, их средний возраст — 18 лет. Цены начинаются от 600 тысяч рублей.
- Предложений о продаже гидроциклов много — как новых, так и подержанных. При покупке подержанного важно, чтобы раньше он стоял на учете: это подтверждает, что гидроцикл не угнанный.
- Чтобы управлять маломерным судном весом больше 200 килограммов и мощностью мотора больше 10,88 лошадиной силы, нужно получить права в ГИМС.
- Самая большая часть расходов — топливо и стоянка. Также важно консервировать водный транспорт перед зимой, а перед началом навигации проходить техобслуживание.
- С возрастом даже у исправно обслуживаемых катеров можно обнаружить поломки — к этому нужно быть готовым.