Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
Героиня этого выпуска росла в музыкальной семье и с раннего детства играла на фортепиано. Выбор профессии был для нее очевидным, рациональным и дался очень легко. Она рассказала о том, сколько приходится играть, чтобы зарабатывать больше прожиточного минимума, поделилась любимыми произведениями и советами при выборе пианино, а также объяснила, почему не готова обучать взрослых с нуля.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мой отец — пианист, сколько себя помню, в доме всегда играла музыка. Под классику и джаз мы танцевали, делали уроки и даже засыпали. С шести лет отец начал обучать меня игре на стареньком пианино «Октава», позже отдал в музыкальную школу. Мне там ужасно не нравилось. После занятий в школе приходилось садиться за фортепиано и учить ноты, практиковать игру. Я завидовала детям, которые гуляли во дворе, катались на качелях, веселились.
В музыкальной школе больше всего не любила сольфеджио. Абсолютным слухом природа меня не одарила, а на занятиях нужно было писать музыкальные диктанты: запоминать на слух короткие мелодии и записывать их нотами в нужном ритме и размере. Еще преподаватель проигрывал короткие гармонические цепочки, которые нужно было спеть, точно попадая в ноты. Если петь у меня более-менее получалось, то записывать на слух — с переменным успехом и очень большим трудом. Хор я вообще прогуливала, потому что часто получала там двойки за невыученные песни. На музыкальную литературу, напротив, ходила с удовольствием. Там ничего зубрить не заставляли. На уроках мы слушали музыку разных эпох, на дом задавали подготовить конспекты и рассказы про жизнь композиторов.
Самостоятельно я занималась мало и плохо: могла два раза проиграть заданные на дом пьесы и на этом закончить.
Конечно, от такой практики не было толку, и, когда со мной занимался отец, он очень нервничал и сердился. Если бы не его упорство и контроль, я бы, наверное, бросила это занятие. Осознанный интерес к музыке у меня появился только с восьмого, дополнительного класса музыкальной школы, когда моим преподавателем по фортепиано стал педагог, у которого когда-то учился мой отец. Тогда я уже сама захотела много и усердно заниматься, чтобы не ударить в грязь лицом.
После девятого класса средней школы я перешла в музыкальное училище и готовилась поступать в консерваторию. Изредка возникали мысли о том, чтобы пойти на журналиста или филолога, но конкретного представления об этих профессиях я не имела, а в музыке было все понятно и комфортно. Об училище у меня остались самые приятные воспоминания: я стала самостоятельнее, у меня появилась подруга-скрипачка, единомышленница и родственная душа, а тревог и забот еще не было.
Перед поступлением я ездила на дни открытых дверей в Нижний Новгород и Москву, но по итогу выбрала Казанскую консерваторию. Туда поступали многие знакомые из училища, и мне там понравился преподаватель по фортепиано. Время учебы в консерватории тоже вспоминаю с ностальгией: новые друзья, хорошие преподаватели, жизнь в общежитии и первая работа. В середине второго курса очень удачно подвернулось объявление о том, что в Центр детского творчества требуется концертмейстер на уроки хореографии. Я сходила на собеседование, и меня взяли.
Работа была несложной: я играла польки и вальсы, а дети под них делали разминку и танцевали. Платили 3500 ₽ в месяц — негусто, но я была рада, что начала зарабатывать первые деньги. Хореограф была очень строгая и опытная дама, с железной дисциплиной на занятиях, даже мне с ней порой было нелегко. Девочки из младших групп меня любили, подходили в перерывах пообщаться и пообниматься. Одна ученица как-то сказала: «Когда Р. М. — хореограф — ругается, я на вас смотрю, и сразу легче становится». Видимо, у меня доброе лицо.
После консерватории я хотела остаться в Казани или поехать с кем-нибудь из подруг в Москву, но перед пятым курсом забеременела. По совету педагога сдала все экзамены досрочно и уехала обратно в Чебоксары. Это было проще: там родители, жилье есть, отец ребенка тоже оттуда. Когда декретный отпуск закончился, решила, что останусь в Чебоксарах, и устроилась концертмейстером в Чувашский университет на факультет искусств.
Суть профессии
Выпускник консерватории получает сразу несколько квалификаций. У меня это «концертный исполнитель», «артист камерного ансамбля», «преподаватель» и «концертмейстер». Концертмейстер на фортепиано — это, по-другому, аккомпаниатор. Получается, я могу давать сольные концерты в филармонии, играть в ансамбле с другими инструментами и выступать, аккомпанировать, преподавать в музыкальных заведениях и обучать игре на фортепиано.
Сольно выступать я никогда не хотела, да и таланта для этого нет, это было понятно с детства. Те ребята, которые вырастают в концертирующих пианистов, выделяются мастерством уже в музыкальной школе. Они играют на порядок лучше других, виртуозно, выразительно, понимают музыку, поглощены процессом игры на инструменте. Я же в музыке «муравей»: то, что умею, — результат труда и практики.
Играть в ансамбле — это более реально для моего уровня, но тут возникают вопросы: с кем играть, что играть, где играть, для чего, где найти на это время. Вот и получается, что оптимальный вариант даже для очень талантливых музыкантов — кому-то аккомпанировать или преподавать. Такую работу найти несложно. Правда, зарплаты везде небольшие, поэтому часто концертмейстеры или работают в нескольких местах одновременно, или сочетают должности, или делают и то и другое.
Концертмейстер на занятиях хореографией играет ритмичную музыку, под которую дети двигаются и танцуют. В музыкальной школе аккомпанирует детям, когда те поют или играют на инструменте. В высшем учебном заведении играет для будущих профессионалов, поэтому произведения намного сложнее. В театре оперы и балета уровень еще выше, нужно аккомпанировать солистам или играть балеты в переложении для фортепиано на хореографических занятиях с артистами.
В профессиональном плане круче всего аккомпанировать вокалисту в филармонии, ездить с ним на гастроли и выступать. Еще престижно работать в консерватории. Чуть менее — играть в училище или театре. Ну и совсем обычной считается работа в музыкальной школе.
Аккомпанировать — это искусство сопровождать.
Концертмейстер всегда находится на втором плане, но от этого его работа проще не становится. Быть на второй роли не означает играть фоном, напротив — нужно держать баланс по звучанию, играть в ансамбле, слышать и слушать друг друга. По реакции аудитории всегда можно понять, получилось это или нет. Если удалось достичь целостности произведения, движения в музыке, слушатели сидят очень тихо, не переговариваются, их вниманием завладела музыкальная непрерывность развития.
В университете работа концертмейстера влияет на то, как прозвучит произведение у студента на зачете, экзамене или концерте: будет ли оно в нужном характере, темпе, получат ли слушатели удовольствие от исполнения. Я аккомпанирую разным инструменталистам — флейтистам, скрипачам, домристам, иногда просят сыграть на вступительных экзаменах.
Играю обычный классический репертуар, сочинения разных эпох, от барокко до современности. Очень не люблю играть переложения произведений на занятиях по дирижированию, где студенты учатся показывать музыку руками. Нотный текст в таких произведениях часто сложный и запутанный. Композитор создавал цельное музыкальное полотно, рассчитанное на разные инструменты и множество музыкантов, а ты должен сыграть это все только на фортепиано и в одиночку — это очень непросто.
Мне нравится, что каждый день я могу играть любимые произведения. Больше всего люблю медленную музыку, трагическую. Из нелюбимого могу назвать музыку Вагнера — наверное, я до нее еще не доросла.
Вот маленький список того, что мне по душе:
- соната для фортепиано си-бемоль минор Фредерика Шопена;
- средняя часть в «Траурном марше» Шопена;
- симфония № 40 Моцарта и его «Реквием»;
- «Аве Мария» Шуберта;
- «Гимнопедии» Эрика Сати — очень советую, прекрасная атмосферная музыка;
- балет «Щелкунчик» Чайковского;
- музыка Георгия Свиридова;
- Шнитке.
На факультете стоят хорошие пианино Kawai. После старых роялей «Красный октябрь», на которых играла в музыкальной школе и училище, любое современное пианино мне очень нравится.
Для меня главное, чтобы у инструмента работали все клавиши и педаль, а стоимость и общий вид не так важны. Кстати, это еще одна трудность профессии — играть на инструменте, который предоставили. Относительно недавно ездили со студентами в маленький город в Чувашии, выступали в педагогическом училище. Там стоял рояль «Красный октябрь», древний, с западающими клавишами и плохой педалью, которая шаталась в разные стороны при каждом нажатии. Еще такое было в одном из детских домов в Татарстане, куда мы приехали с выступлением: пианино было совершенно расстроено. В таких ситуациях ничего не поделать. Ты знаешь, что результат будет ужасным, но приходится подстраиваться и играть как можешь. Дома я играю на электронном пианино Casio, самом простом, за 15 000 ₽, его мне подарил отец, еще когда я училась в консерватории.
Физически работа концертмейстера не утомительна. Максимум — устает пятая точка от долгого сидения. Ну еще спина начинает побаливать с возрастом, иногда надеваю корсет для осанки, чтобы сидеть было удобнее. Главное — у меня с детства хорошо поставленные руки, за это я благодарна отцу: мышцы не зажаты, кисть свободная, есть опора на косточки пальцев — могу играть хоть целый день, не уставая.
Самое волнующее в профессии — выступления на публике, они требуют сосредоточенности и уверенности в себе. У меня пару раз вокалисты на сцене переставали петь, приходилось солировать. Один певец просто забыл текст, со вторым было интереснее. Ему что-то не понравилось в своем исполнении по ходу партии, и, махнув рукой, он до конца музыки не спел больше ни строчки. Хорошо, что это в тему пришлось: песня была про безнадегу, зрители ничего не заметили. Еще один вокалист пел про войну, родной дом и деревню, а у него совсем недавно мать умерла — он тоже не допел, просто стоял и плакал на сцене под мою игру, аплодисменты были бурные.
Место работы
Я работаю на факультете искусств Чувашского университета. Декан и его заместитель относятся ко мне очень хорошо. Могу к ним подойти с любым вопросом по работе, всегда выслушают и помогут. Могу отпроситься, если нужно уйти по уважительной причине. В высшем учебном заведении концертмейстеры помногу играют сложные произведения, а зарплаты невысокие, поэтому сотрудников уважают и ценят.
Больше всего сил и времени уходит на разучивание произведений. Студентов на факультете немало, и у каждого по две-три композиции для зачета, а я не такой мастер, который без подготовки может прекрасно сыграть с листа. Мне нужно заранее разобраться в сложных местах, подписать гармонии в нотах, поработать над звуком и штрихами — я так чувствую себя увереннее. Иногда студенты появляются перед самым зачетом — приходится брать работу на дом.
Переворачивать ноты, особенно когда играешь быстрое произведение, — это отдельный вид искусства. Я тщательно продумываю перевороты страниц, где и какой рукой лучше это сделать, загибаю края для быстрого захвата.
По своему опыту и от студентов знаю, что многие концертмейстеры в вузах довольно равнодушно относятся к своей работе — мол, это же просто учеба, — приходят на урок и стараются побыстрее отыграть и уйти. Я так не могу, мне важно общение, ощущение совместной работы.
Перед зачетами и экзаменами я переживаю, наверное, больше студентов.
Как ни боролась с этим волнением, не могу от него избавиться, даже если на маленьком выступлении перед школьниками играю, все равно переживаю.
Кроме работы концертмейстером мне уже второй год доверяют должность ассистента. Я веду пары по общему фортепиано, преподаю уроки игры на пианино вокалистам, дирижерам, а также студентам, для которых этот инструмент не профильный.
Рабочая неделя шестидневная. По воскресеньям уроки бывают крайне редко. Есть фиксированные пары, по расписанию, а есть занятия по договоренности со студентами. Мало кому из них концертмейстер нужен постоянно — в течение семестра может быть одна такая пара в день. Обычно меня приглашают поиграть вместе только ближе к сессии, когда студенты уже сами хорошо выучат произведения. Тогда занятий гораздо больше — работаю без перерывов до самого вечера.
График работы мне нравится. У меня двое детей, они еще маленькие и несамостоятельные. Было бы сложно с ними справиться, если бы не свободное расписание, слишком уж много времени на них уходит. Отпуск оплачиваемый, 56 дней летом. Его я провожу дома с детьми, мы ходим на местный пляж на Волге, в детские парки, много гуляем.
Минус работы вижу в том, что нужно постоянно практиковаться и разучивать новые произведения, приходится много заниматься самостоятельно, а этот труд не оплачивается. Да и вообще зарплата у концертмейстера маленькая, даже меньше, чем у преподавателей, хотя труда в профессию вложено немало.
Рабочий день
В университет я обычно прихожу ко второй паре, в 09:50, а иногда и позже. Многим студентам-музыкантам заниматься рано утром тяжело физически, особенно вокалистам и духовикам. Во время учебного семестра, когда уроков немного, я занимаюсь самостоятельно.
Концертмейстер как спортсмен: не будет заниматься — потеряет форму.
Дресс-код у нас свободный, по субботам даже в спортивных брюках могу прийти. На зачеты или экзамены одеваюсь более формально: белая блузка и черные брюки, а на серьезные выступления надеваю длинное черное платье и туфли на низком каблуке.
На парах в университете преподаватель работает со студентом, я аккомпанирую. Играем произведения небольшими частями, много раз повторяем то, что не получается. Я слушаю, что говорит преподаватель, обращаю внимание на замечания, стараюсь играть с каждым разом лучше, точнее, выразительнее. Иногда мы занимаемся отдельно от преподавателя, чтобы студент мог запомнить мою партию, а я — его, отлаживаем ансамблевую игру. Домой я ухожу не позже пятой пары, которая заканчивается в 16:20.
После работы почти все свободное время посвящаю детям. Каких-то хобби или увлечений, кроме музыки, у меня нет. Иногда читаю или смотрю кино, но больше всего люблю спать. Друзья разъехались в разные города: с кем-то мы встречаемся пару раз в год, когда они приезжают в Чебоксары, с другими только по телефону общаемся.
Подработки
Самый очевидный способ дополнительного заработка — найти учеников для частного обучения игре на фортепиано. В нашем городе такие уроки стоят от 500 до 1000 ₽ за час. Пока я не поняла, нужно ли мне это. Недавно разместила объявление, но откликнулись почему-то только взрослые люди, у которых даже пианино дома нет, а с такими я не вижу смысла заниматься.
Если хотите научиться играть, без самостоятельных домашних занятий не обойтись, придется покупать пианино. Можно узнать о списанных инструментах в музыкальных школах и училищах или посмотреть объявления на «Авито». Но тут возникают проблемы с транспортировкой, плюс такой инструмент обязательно нужно будет настраивать. Мне кажется, легче всего купить новое электронное пианино: оно легкое, его не нужно настраивать, можно заниматься в наушниках и никому не мешать. Самые ходовые марки — Casio и Yamaha. Для начала подойдут самые простые модели, без наворотов.
Еще один способ подработки — устроиться в музыкальную школу или в театр оперы и балета по совместительству, но пока у меня на это нет времени, да и сама перспектива не очень привлекательна. В музыкальных школах платят меньше, чем в вузе, потому что произведения не такие сложные, но мороки ведь от этого не меньше. Мне больше нравится работать с профессионалами и играть сложную музыку, поэтому если и буду брать дополнительные часы, то у себя в университете.
Доходы и расходы
Моя зарплата — 31 370 ₽.
По идее, есть квалификационные категории, которые присваиваются по итогам аттестации, но я на них не сдавала. Сумма от этого сильно не поменяется: может, рублей 500 накинут. За звания вроде «Заслуженного работника культуры» полагаются доплаты, но на это уйдут годы.
Из чего состоит мой заработок
Оклад (~90 часов в месяц) | 16 870 ₽ |
0,1 ставки ассистента преподавателя | 2500 ₽ |
Почасовые и надбавки (~40 часов в месяц) | 12 000 ₽ |
Из чего состоит мой заработок
Оклад (~90 часов в месяц) | 16 870 ₽ |
0,1 ставки ассистента преподавателя | 2500 ₽ |
Почасовые и надбавки (~40 часов в месяц) | 12 000 ₽ |
Перед Новым годом сотрудникам выплачивают премии. В прошлом году примерно 20 000 ₽ дали.
Мне помогают родители, каждый месяц дают по 10 000 ₽ на кружки для дочек. Мать отца детей переводит примерно такую же сумму. Плюс какие-то денежные подарки на праздники.
Пособий я не получаю. В соцподдержке считают все заработки за предыдущий год с учетом НДФЛ — такие правила. Получилось, что наш среднедушевой доход больше прожиточного минимума, и в пособии мне отказали. По уровню жизни наш регион где-то на последних местах находится, по-моему, хуже только в Мордовии.
Расходы — 40 800 ₽/месяц
Еда на себя и детей | ~15 000 ₽ |
Кружки | 15 000 ₽ |
Квартплата | ~5000 ₽ |
Одежда и обувь | ~2500 ₽ |
Транспорт | 2000 ₽ |
Интернет и связь | 1300 ₽ |
Расходы — 40 800 ₽/месяц
Еда на себя и детей | 15 000 ₽ |
Кружки | 15 000 ₽ |
Квартплата | ~5000 ₽ |
Одежда и обувь | ~2500 ₽ |
Транспорт | 2000 ₽ |
Интернет и связь | 1300 ₽ |
Расходы на одежду я посчитала приблизительно. В конце осени покупала верхнюю одежду для старшей дочери: зимнее пальто, сапоги и спортивный костюм обошлись примерно в 10 000 ₽. Ей же взяли купальник для гимнастики за 5500 ₽. Зимние сапоги для младшей дочери обошлись в 2900 ₽. На новогодние праздники покупала им платьица — 4000 ₽ за оба. Себе взяла брюки и кофту за 3000 ₽, а совсем недавно заказала трикотажный костюм за 3800 ₽.
Финансовой подушки у меня нет, накоплений тоже. Хорошим подспорьем оказалась квартира, которая досталась маме в наследство. Родители сначала ее сдавали, а сейчас отдали нам с детьми.
Финансовая цель
Хотелось бы свозить детей Москву, они там никогда не были. Остановиться планируем у брата. Билеты на поезд туда и обратно обойдутся в 15 000 ₽, еще столько же уйдет на развлечения, хотим сходить в зоопарк, цирк, посмотреть музеи и парки.
Из более серьезных целей — сделать ремонт в ванной комнате. Я прикинула, нужно около 100 000 ₽: 50 000 ₽ на сантехнику и материалы и еще столько же за работу. Как накопить такую сумму, я не знаю. С двумя детьми всегда находятся вещи, которые кажутся более приоритетными. Не помню, чтобы у меня когда-нибудь оставались свободные деньги, которые можно было бы отложить.
Я жду увеличения минимального размера оплаты труда, тогда и моя зарплата вырастет.
Хотелось бы зарабатывать 50 000 ₽ в месяц, тогда я смогла бы полностью обеспечивать себя и детей без чьей-либо помощи.
С кредитами и рассрочками связываться не хочу. Когда я была студенткой, нам с подругой впарили фитнес-абонемент в кредит. Мы поняли, что оформили кредит, только когда вышли на улицу из офиса фитнес-клуба. Конечно, мы тупанули, но исправить уже ничего не могли. Пришлось целый год выплачивать этот кредит и иногда ходить на фитнес и в бассейн — деньги-то заплатили, — хотя свободного времени из-за учебы и работы почти не было.
Будущее
Свое будущее я связываю только с музыкой, ничего другого просто не умею. Как-то давно, еще в училище, хотела устроиться официанткой в кафе. Выучила их меню наизусть, в первый день пришла на работу, а мне даже форму не выдали. Уборщица сказала, чтобы я стулья протирала. В чистой одежде стулья протирать? Ну уж нет. Я оттуда ушла и больше ничем, кроме музыки не занималась.
Когда дети подрастут и станут более самостоятельными, возьму больше концертмейстерских часов в университете. Возможно, устроюсь по совместительству в музыкальную школу. Подумывала о переезде в город побольше, но зарплаты у концертмейстеров низкие везде, даже в Москве, а расходы на жизнь в больших городах гораздо выше, чем у нас в Чебоксарах.
У меня друзья работают в Китае, там платное образование, преподаватели и концертмейстеры получают в разы больше, чем в России. Но я в другую страну переезжать никогда не планировала. Все-таки где родился, там и пригодился.