«Классическая музыка — малоокупаемая история»: сколько зарабатывает скрипач

В Москве
44

У нас уже собралась неплохая коллекция историй наших читателей об их профессиях.

Аватар автора

Катя Прокудина

задавала наводящие вопросы

Страница автора

В новом выпуске скрипач Александр Кузавов рассказывает, как живется классическим музыкантам: зачем им учиться 16 лет, сколько нужно работ и подработок, чтобы хватало на жизнь, как заслужить репутацию и почему играть в клипах и телевизионных шоу иногда интереснее, чем в престижном оркестре.

Выбор профессии

Аватар автора

Александр Кузавов

скрипач

Моя мама очень хотела, чтобы я стал музыкантом. Отдала в детстве на скрипку — инструмент тоже выбирала она. Конечно, в подростковом возрасте были редкие моменты, когда я все это ненавидел. Но в какой-то момент стало понятно, что музыка — это то, чем мне хочется заниматься по жизни и дальше. В итоге окончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Работаю по специальности: играю на скрипке и преподаю в колледже.

До 25 лет перебивался частными уроками и разными подработками. В основном играл на свадьбах и корпоративах. То пару месяцев сидишь почти без заработка, то свалится золотая по тем временам халтура, за которую могут и 20—30 тысяч заплатить. Но это, конечно, исключение: обычно для студента 2—3 тысячи за выход — неплохо, 5 тысяч — хорошо, а всё, что больше, — сказка. Сейчас многие студенты-музыканты подрабатывают официантами, нянями и так далее.

5000 ₽
такая сумма считается хорошим гонораром для студента-музыканта

Потом появилась постоянная работа с мизерным, но стабильным доходом — в ансамбле, где оклад на тот момент был около 15 тысяч рублей, и в колледже, где первая зарплата была 3 тысячи. Уже 8 лет работаю на этих двух работах.

Последние четыре с лишним года еще играю в струнном квартете. Но там заработок есть только тогда, когда есть концерты. Обычно с октября по май бывает 3—4 выступления в месяц. С июня по сентябрь — очень мало.

Место работы

Даже в музыкальную школу сейчас непросто устроиться работать. В колледжи — еще труднее. Меня помнили как ответственного ученика и хорошего музыканта, поэтому с радостью взяли. Поначалу я работал не педагогом, а иллюстратором. У студентов-музыкантов есть дисциплина «камерный ансамбль», где они учатся играть друг с другом в формате «фортепиано плюс какой-то инструмент или два-три инструмента». Зачастую студентов-пианистов больше, чем других инструменталистов, поэтому есть должность иллюстратора, который играет с ними.

Сейчас я преподаю скрипку и читаю лекции по никому не нужному, откровенно говоря, предмету «инструментоведение». Рассказываю об устройстве и особенностях инструментов, на которых играют в симфоническом оркестре. Но я очень стараюсь, чтобы студентам не было скучно, разбавляю лекции разными историями и анекдотами. После окончания многие вспоминают, что им было интересно на моих занятиях, — это приятно.

Вторая моя работа — в ансамбле. При бюджетных концертных организациях, например филармониях, работают и отдельные солисты, и ансамбли, и оркестры. В одном из таких я играю. Там есть постоянный оклад и определенное количество концертов, которые надо сыграть.

Третья работа — квартет. Струнные квартеты обычно образовываются достаточно стихийно. Есть и коллективы с многолетней историей — как правило, они тоже прикреплены к какой-нибудь концертной организации. Там объявляется официальный конкурс, кандидатам высылается репертуар, они проходят прослушивание. Но таких коллективов единицы. Чаще всего это просто друзья, которые играют вместе со студенческих лет и решили подзаработать.

Бывает, что квартет собирается из людей, которые не очень хорошо знакомы — играют один раз на мероприятии и расстаются до следующей случайной халтуры. Но иногда из этого выходят серьезные проекты. Музыкальный мир очень тесен, все друг друга знают, поэтому хорошо работает принцип сарафанного радио. Меня так и позвали: друг знакомых друзей позвонил и сказал, что в один квартет нужен скрипач. Я пришел, сыграл. Все друг другу понравились, и вот уже скоро 5 лет, как мы работаем вместе.

Как правило, музыканты сами ищут, где заработать.

Плюс моих работ: я занимаюсь именно тем, чем хочу. Минус очевидный: небольшая зарплата. Впрочем, учитывая, что две из них — в бюджетных организациях, хотя бы не бывает перебоев с выплатами. Классическая музыка — это вообще малоокупаемая история.

Суть работы

Суть моей профессии — в творчестве. Звучит красиво, но на деле быть классическим музыкантом — это крайне тяжелый и зачастую неблагодарный труд.

Профессиональные классические музыканты с детства по несколько часов занимаются на инструменте. В их жизни в принципе отсутствует понятие «выходной».

Пока учишься, валом идут зачеты, концерты, конкурсы, все время новый репертуар. Выходной — это просто возможность позаниматься 5 и больше часов «чистого» времени: с перерывами выйдет часов 7—8, то есть почти весь день.

16 лет
нужно учиться, чтобы освоить профессию классического музыканта

В таком усиленном режиме музыкант проводит 7 лет школы, 4 года колледжа и 5 лет консерватории. Всего 16 лет. Получить удовольствие от занятий очень трудно. И это тяжело чисто физически: любой музыкант страдает от болей в спине.

Инструмент становится еще одной частью тела.

Надо все время быть в форме. Если не позанимался день-два — уже играешь хуже. После трех дней без занятий — почти новые ощущения для рук, нужно какое-то время, чтобы восстановиться.

Сейчас, к счастью, мне сложно потерять форму: все время надо играть, да и с учениками не выпускаю скрипку из рук. А после перерыва в несколько дней мне достаточно получаса-часа, чтобы уверенно себя чувствовать с инструментом. Правда, со студенческих времен завел привычку минимум 3 недели летом отдыхать без скрипки — это тоже необходимо. После такого отдыха мне нужно несколько дней, чтобы вернуться в рабочее состояние.

Я живу уже в более расслабленном графике, однако работа и репетиции никуда не деваются. А если запланирован концерт, к которому надо усиленно готовиться, то могу на пару месяцев совсем выпасть из жизни. Впрочем, я даже с близкими друзьями встречаюсь не чаще, чем раз в несколько месяцев. Они не обижаются — сами музыканты.

Эта профессия требует полного погружения. У классических музыкантов крайне мало времени на хобби.

Моим главным хобби была гитара: я люблю тяжелую музыку, даже играл в достаточно известной группе. Еще одно хобби — футбол. Люблю и смотреть, и играть. Как-то даже ездил в Строгино на тренировки по пляжному футболу. К тому же я заядлый футбольный геймер. Правда, FIFA 19 даже не стал покупать: совсем не понравилась, да и времени сейчас нет. В этом году еще увлекся настольным теннисом: в колледже поставили стол, после занятий много играем со студентами и другими педагогами.

Обычный рабочий день

По строгому расписанию я живу только два дня в неделю. По понедельникам с 9 утра три часа читаю лекции в колледже, потом после обеденного перерыва до 8 вечера преподаю скрипку. По четвергам с 10 до 15 преподаю, быстро обедаю и еду на вторую работу, где у меня репетиция с 16 до 19. Иногда бывают дополнительные репетиции. Их нельзя ни пропустить, ни перенести.

Остальное время занято проектами, поездками, записями, подготовкой к концертам и концертами один-два раза в месяц. Бывает такое, что у меня на протяжении двух месяцев в календаре нет ни одного выходного дня, то есть дня, когда я мог бы при желании весь день валяться на диване, смотря сериал.

Стандартные выходные — это когда всем удобно репетировать, праздники — когда надо где-нибудь поиграть. Помню свои веселые зимние каникулы в 2016 году: 2 января — концерт, 3, 4, 5 января — по два представления с квартетом и песочным шоу, 6 января — концерт в Ярославле, 7 января — закинуть вещи домой, помыться и поехать в Таллинн, где 9-го мы играли еще один концерт.

Бывают дни, когда мне, например, надо с утра позаниматься с частным учеником дома, потом съездить записать скрипку для какого-нибудь ролика, потом сходить на репетицию квартета, а потом ехать домой за вещами и на вокзал, чтобы сыграть концерт в другом городе на следующий день.

Поездки в другие города, в том числе зарубежные, случаются в среднем раз 7—8 в год. Почти всегда с квартетом, но иногда меня зовут куда-нибудь поиграть сольно.

Подработки

Для музыканта халтуры — это не столько способ заработать, сколько способ интересно провести время и съездить в интересное место, пообщаться с новыми людьми и поиграть новую музыку. Это образ жизни: концерты, частные ученики, записи для рекламы, съемки в клипах, написание аранжировок.

Такие предложения поступают только по знакомству. Тут опять же работает сарафанное радио. Кто-то услышал, что нужен скрипач, и позвонил мне. Меня приглашают, потому что знают, что я привык к съемкам, могу сымпровизировать и всегда готов играть любую музыку. Некоторые слегка брезгуют играть что-либо кроме академических произведений.

Я соглашаюсь практически на всё. Отказываюсь, только если понимаю, что работа мне не интересна, займет много времени и принесет совсем мало денег.

Когда я был студентом, соглашался на любые предложения, очень много играл бесплатно. Зато завел множество знакомств, хорошо себя зарекомендовал, так что теперь меня знают и предлагают неплохие гонорары. Увы, у меня нет деловой хватки, чтобы продвигать и пиарить себя. Был бы наглее и напористее, имел бы больше концертов.

Иногда предложения сыпятся одно за другим, иногда по месяцу можно просидеть практически без подработки. Тогда начинает угнетать не столько нехватка денег, сколько недостаток активной деятельности.

К сожалению, спланировать работу достаточно тяжело. Однажды позвонили утром:

«Саш, можешь сегодня к 15:00 быть там-то на съемках с гитарой?»

Смог.

Как правило, гонорары выдают наличными в день выступления. Иногда до выхода на сцену, иногда сразу после. С расценками все очень индивидуально. Если зовут играть сольно, то все зависит от амбиций солиста и от возможностей приглашающей стороны. Не припомню, чтобы получал за сольный концерт больше 30 тысяч рублей. Да и это очень большая редкость.

В нашей среде неплохим гонораром за выступление в квартете считается 5 тысяч. Для коллектива, где я работаю, это минимальная сумма: у нас фиксированный гонорар для музыканта — 7500 за выступление. Соглашаемся сыграть за 5000, если видим перспективу дальнейших приглашений.

30 000 ₽
максимальный гонорар за сольный концерт

Максимальный мой гонорар был, когда пару лет назад были гастроли квартетом с четырьмя концертами, за каждый из которых я получил 125 евро.

К тому же у меня обычно 1—2 частных ученика. Многие коллеги размещают объявления на тематических сайтах, но меня ученики находят сами. Например, в колледже есть дни открытых дверей, где можно позаниматься с любым педагогом. Некоторые после этого продолжают брать уроки.

Лет 10 назад я очень увлекся покером, много изучал теорию, активно писал на тематических форумах и играл в интернете. Периодически выводил небольшие суммы себе на баловство. Несколько лет назад вывел почти все деньги с покерного счета, они мне очень пригодились, когда надо было платить первый взнос по ипотеке. До сих пор очень люблю эту игру, иногда захожу поиграть по маленьким ставкам для души.

Доходы

Бывают месяцы, когда подработки почти нет и доход меньше 50 тысяч, а бывает, что квартальная премия в колледже совпадает с очень денежными гастролями, и может выйти до 150 тысяч в месяц.

Я много лет тщательно веду свою бухгалтерию в мобильном приложении Cash Droid. Правда, оно заброшено автором года с 2014, но я никак не могу решиться перейти на что-то другое и с ужасом жду, когда новые версии Андроида не захотят его запускать.

Благодаря приложению я могу вывести среднее арифметическое в месяц за последний год. Получается, что в колледже я получаю 30 тысяч. Сумма складывается из оклада — около 20 тысяч за ставку — и периодически прилетающих премий. В ансамбле — порядка 20 тысяч рублей. Это мой гарантированный доход каждый месяц.

Остальное зависит от предложений. За прошлый год вышло так: за выступления с квартетом в среднем я получал около 25 тысяч в месяц. Доходы от прочих концертов, записей, съемок — примерно 15 тысяч в месяц.

Итого выходит где-то 90 тысяч в месяц.

Можно сказать, что для скрипача я весьма неплохо зарабатываю. Оставим за скобками гастролирующих солистов — это отдельная каста небожителей. Больше 120—130 тысяч практически никто в моей профессии не получает.

Такое возможно, если играть в очень престижном оркестре, в который крайне тяжело попасть — только если ты хорошо играешь, в оркестре есть вакансия и ты знаком с кем-то из оркестра, — и преподавать. Буквально единицы, сидящие на месте первой скрипки, могут зарабатывать больше. Но это должности, на которые практически не бывает конкурса, потому что на таких местах сидят десятилетиями, а если концертмейстер уходит, в первую очередь объявляется конкурс внутри оркестра.

Насколько я знаю, у большинства моих коллег с учетом подработок доход в лучшем случае 60—80 тысяч рублей. Подавляющее большинство лет в 20 садятся в оркестры, где получают 40—60 тысяч.

Эти цифры плюс-минус справедливы для всех струнников: скрипачей, альтистов, виолончелистов, контрабасистов. У музыкантов, играющих в оркестрах на духовых инструментах, зарплаты больше — в районе 80—100 тысяч. В самых престижных оркестрах они могут получать от 120 тысяч и выше. Но и конкурс у них выше: в составе оркестра обычно бывает 20—30 духовиков и 60—70 струнников.

130 000 ₽
максимальный доход для большинства классических музыкантов

Конкурсы в оркестр проводятся обычно в два тура, иногда больше. Сначала ты играешь что-то из своего репертуара, показывая свой уровень. Потом, если ты прошел первый тур, тебе дают «читку» — ноты какого-нибудь симфонического произведения из репертуара оркестра — и несколько дней, чтобы их выучить. Иногда просто ставят незнакомые ноты — и вперед.

Мне однажды предложили хорошо оплачиваемую работу в престижном оркестре, где я получал бы больше, чем сейчас на всех работах вместе взятых. Но мне бы пришлось отказаться практически от всех моих проектов (прежде всего от квартета), меньше времени проводить с учениками, было бы мало шансов играть сольно. То есть я не ощущал бы никакого удовольствия от работы, получая приличную по музыкантским меркам зарплату.

Скорее всего, работа надоела бы мне через пару месяцев.

Я отказался и пошел по второму пути: делать упор на педагогику, искать разные музыкальные проекты и возможности, чтобы играть концерты. Это крайне нестабильный с финансовой точки зрения путь, однако здесь гораздо больше простора для самореализации и есть возможность заниматься именно тем, чем хочется.

Случай

Я участвую в самых разных проектах, в том числе меня мельком можно увидеть в кино или телешоу. Иногда в колледже студенты выдают что-нибудь из серии:

«А мы вас вчера по телевизору в „Камеди вумен“ видели!»

Самый удивительный для меня случай был, когда после концерта в Ярославле ко мне подошел молодой человек и попросил с ним сфотографироваться, потому что узнал во мне музыканта из телешоу.

Иногда играешь перед «большими людьми». Выступал перед патриархами — и перед Алексием, и перед Кириллом, — перед Медведевым, Собяниным, Лужковым. Путину, кажется, еще не играл.

Лет 7 назад мне позвонили с оригинальной просьбой: одна дама хотела эффектно прийти в ресторан на день рождения подруги — войти под звуки скрипки. В итоге я приехал в ресторан, встретился с дамой, получил заранее оговоренные 100 $, зашел с ней в ресторан, играя, дошел до столика. Она села, обнялась с гостями, улыбнулась мне, сказала спасибо, и я ушел. На скрипке я играл в общей сложности секунд 30.

100 $
удалось однажды заработать за 30 секунд игры на скрипке

Расходы

У меня почти никогда не вставал вопрос съема жилья, поэтому всё, что зарабатывал, я всегда тратил только на себя и семью. Два года назад я расстался с женой и выплачивал ипотеку после размена квартиры, уходило около 18 тысяч. Но, к счастью, ипотека уже погашена. Сейчас 15 тысяч перечисляю жене на расходы для нашей дочки.

На продукты в месяц трачу 10 тысяч, на еду в ресторанах и кафе — 12 тысяч. На развлечения в среднем уходит 2500 в месяц.

В основном хожу на концерты тяжелой музыки. Вряд ли многим о чем-то скажут названия групп Suffocation, Cannibal Corpse, Devourment, Dying Fetus, Rompeprop, iwrestledabearonce… На концерт Fleshgod Apocalypse я специально на один день ездил в Питер, потому что, когда они играли в Москве, у меня самого был концерт. Очень люблю бесподобную Ирину Богушевскую, на ее концертах удивительная атмосфера. За последний год сходил на группу Рекорд Оркестр, на Igorrr — один из самых лучших концертов в моей жизни! — и на Little Big — отличные ребята, поплясал от души!

На концерты классической музыки хожу достаточно редко.

Еще я болею за московский Спартак и, когда есть время, летом выбираюсь на стадион.

Отдельная строка — расходы на скрипку. Если считать среднее за год, то получается 2 тысячи рублей в месяц. Это прежде всего струны. Хороший комплект стоит около 10 тысяч, а менять их надо примерно раз в полгода, в идеале — еще чаще. Также примерно раз в полгода надо менять волос на смычке — это около 3 тысяч.

Все музыканты играют только на своих инструментах. Почти всегда они личные, иногда это дорогие инструменты, которые берутся в аренду. Я думаю, что хорошие скрипки стоят где-нибудь от 6000—7000 евро. А дойти может и до миллионов долларов за Страдивари. Хороший инструмент может прослужить всю жизнь. Это главная инвестиция музыканта, на этом нельзя экономить.

6 000 €
и больше стоит хорошая скрипка

Экономия

С тех пор как у меня появился стабильный заработок, я специально ни на что не откладывал. Так всегда получалось, что я тратил меньше, чем зарабатывал, поэтому сама собой накапливалась какая-то сумма. Ее хватало на покупки техники, на отдых.

К сожалению, с моим графиком работы отдыхать получается только раз в год, но отпуск достаточно большой, могу позволить себе 3—4 недели. Обычно отдыхаю на море. Беготни и разных впечатлений мне хватает в рабочий сезон. Меня устраивает найти хорошее местечко и максимально лениво проводить там время, периодически выбираясь покататься по окрестностям. Трачу на отпуск около 70 тысяч рублей.

К счастью, экономить до ближайшей зарплаты почти никогда не приходилось.

Но все равно я никогда не совершаю спонтанных покупок, не покупаю дорогих вещей, если только не уверен в том, что они мне на 100% нужны и что я не смогу найти более дешевый аналог.

Например, очень тщательно всегда подходил к выбору смартфонов, долго и скрупулезно изучал цены, модели — и никогда не жалел о покупках. Моему нынешнему Самсунг-гэлакси-эс-6 уже 3,5 года. Купил за неприличные, как мне тогда казалось, для смартфона 40 тысяч, но я до сих пор с ним и пока не вижу смысла его менять.

Также к относительно дорогим покупкам могу отнести принтер. Я печатаю и копирую много нот, поэтому год назад купил за 14 тысяч отличное лазерное многофункциональное устройство Brother с двусторонней печатью, работой по вайфаю и копеечными картриджами.

Продукты за исключением мяса и все необходимое для дома заказываю через интернет большими партиями: получается на 10—15% дешевле, чем отовариваться в ближайших «Перекрестках» и «Магнолиях».

Ну и ведение бухгалтерии очень дисциплинирует. Когда видишь, сколько получаешь, сколько на что тратишь — сразу лучше себе представляешь, что можно себе позволить, а что нет.

Финансовые цели

Сейчас мне надо подкопить денег на ремонт, поэтому надо будет пересмотреть статьи расходов. Очевидно, с легкостью могу ограничить себя в посещении кафе и ресторанов, меньше тратить на развлечения, пореже ездить на такси. А то обычная история: сыграл концерт, а гонорар за него в этот же вечер «просидел» с коллегами.

Будущее

В будущем хотелось бы видеть себя успешным педагогом и регулярно концертирующим исполнителем. В общем, чтобы всё, что я имею сейчас, длилось как можно дольше. Надо просто делать свою работу как можно лучше, и хорошие предложения будут находиться сами собой.

Чувство, что ты делаешь что-то, что людям доставляет искреннее удовольствие, — бесценно. Есть и чисто физические выражения удовольствия: аплодисменты, крики «браво». Особенно приятна похвала от незнакомых людей после концерта. Но еще бывает особая магия, когда на сцене прямо во время игры ощущаешь, как публика вместе с тобой увлечена процессом. Эдакий общий гипноз — вот это особенный кайф.

Катя ПрокудинаТоже профессиональный музыкант? Расскажите, как там у вас:
  • Максим ЮлинЯ почему-то сразу подумал, что у человека такой профессии обязательно должны быть расходы на страховку - инструмента, здоровья (палец, не дай бог, сломает или руку), а вот ни слова об этом. Как-то это непредусмотрительно.6
  • Алексей БашукКатя, Александр, спасибо за интересную статью! Скажите, а почему Александр перестал играть в группе, где он играл на гитаре? Были ли шансы с группой выйти на уровень гастролирующих групп?0
  • Роман ТихоновМаксим, это почти к любой работе относится, но никто ж не страхуется...1
  • Eva ShreiberКаждый раз удивляюсь, что классической музыкой можно зарабатывать. Моя хорошая подруга - композитор, и там целая история упорства и противостояния нищете. В итоге ситуация примерно как у автора, она пишет на заказ музыку, преподает, готовит к поступлению в консерватории Вены и Лондона, дает концерты и разрабатывают новую технику игры на пианино. По деньгам получается 140-170 тысяч. У композитора намного больше вариантов подработок, интересно, автор мог бы тоже писать музыку? Или это все-таки совсем другой вид деятельности, в который из музыканта не развиться?1
  • Евгения СоболеваEva, это изначально другой факультет в консерватории-композиторский. Вряд ли возможен переход, если уже автор не пишет музыки0
  • Анастасия КорзуноваКрутая статья! Я тоже академический музыкант, сейчас только учусь. Жаль, что в статье не рассказали о расходах на образование... Думаю, у поколения наших педагогов было иначе, но мы, сегодняшние студенты, платим за консультации и частные уроки перед поступлением, а если не повезет, то и после поступления продолжаешь заниматься на стороне или берешь дополнительные занятия у своего педагога (есть и такие скряги). Добавьте к этому расходы на взятку за поступление (да, много где так!) и на платное обучение (в Московской консерватории и по пол ляма в год стоят некоторые факультеты). Не все так сильно тратятся, но хоть с одним из этих зол точно сталкиваются. Вот и считай потом, когда окупится такое образование... Эх!2
  • Александр КузавовАнастасия, могу сказать, что сам за поступление в консу не заплатил не копейки в своё время. Сейчас да, многие ходят на платные консультации. Честно говоря, ни разу не слышал, чтобы кто-нибудь давал взятку за поступление. И знаю много историй, когда люди поступали совершенно без денежных затрат. Тут всё просто: чем лучше ты как профессионал, тем меньше денег тебе придётся заплатить за консультации, тем больше шансов у тебя пройти на бюджет, а не на платку :)4
  • Александр КузавовEva, некоторые исполнители действительно пишут музыку. Ну и на композиторский факультет в консерваторию поступают также люди, которые сами обучались игре на инструменте. Однако большинство (я в том числе) никогда не испытывали интереса к написанию музыки. Да, это совершенно другой вид деятельности, к которому у меня просто никогда не лежала душа.5
  • Александр КузавовМаксим, честно говоря, никогда не приходило такое в голову. Сломал руку или палец - да, остаёшься на пару-тройку месяцев без работы... Инструменты страховать? Интересная идея. Многие играют на хороших инструментах, взятых в аренду, они, естественно, застрахованы, но не слышал, чтобы кто-то из моих знакомых страховал собственный инструмент.5
  • Александр КузавовАлексей, если классическая музыка - это "малоокупаемая история", то тяжёлая музыка в России - это априори убыточная история. Тяжёлая музыка крайне малопопулярна, денег за неё не платят, заработать ей невозможно. Практически все российские "тяжёлые" музыканты, в том числе знаменитые, параллельно имеют "обычную" работу (многие работают звукорежиссёрами), которая приносит им деньги. Гастроли у нас были с группой, иногда катались в другие города, но с разовыми концертами, не в туры. С моей группой связана трагически-мистическая история: у нас за 3 года умерло 3 человека в группе, поэтому решили закрыть проект. Сейчас сотрудничаю с одним коллективом, примерно раз в год играю с ними концерт.8
  • Сергей МолодцовМаксим, проблема в том, что выбить из страховой компании деньги при страховом случае очень непросто. Очень много нюансов в договоре со страховой компанией, на изучение которых может уйти несколько дней. Лично я для себя решил, что лучше откладывать ежемесячно какую-то часть своего дохода и делать инвестиции в акции и ETF-фонды или хотя бы валютные вклады в банке, чем платить страховой компании за возможность потратить кучу времени на поиск подходящей страховой компании и изучение договора, и нервов при попытке выбить справедливую сумму при наступлении страхового случая. Лет за 5-10 можно скопить такой капитал, который застрахует тебя от всех несчастий куда лучше, чем любая страховка, которую вы можете позволить себе прямо сейчас. К сожалению, в России не страховые компании, а г0Bнищe одно, к которым обращаться не стоит.1
  • Анна ИвановаОтличная статья, спасибо, очень интересно!0
  • Максим Голяницкий> Моим главным хобби была гитара: я люблю тяжелую музыку, даже играл в достаточно известной группе. Что за группа, если не секрет? :)2
  • Галина ТарасоваEva, ну, "столичники" просто оборзели: 140-170 тысяч называется "противостоять нищете"! А как насчет 15-30 тысяч в провинции? И тоже, имея высшее образование и достаточную квалификацию? Иногда в провинциальной России просто по умолчанию невозможно заработать больше, потому что все деньги захапывают столицы... и сырьедобытчики. А людей-то в провинциальных окрестностчх живет куда больше - вот она, так нпзыванмая, бедность, а не ваша"нищета". А за статью автору отдельное спасибо, очень интересно.1
  • Максим РожковАлександр, добрый день! Музыкальные предпочтения (Suffocation, Cannibal Corpse и т.п), учитывая классическое образование, впечатляют)1
  • Лейсан ГильфановаМаксим, мне кажется, это вообще типично для музыкантов. Помню, когда сама училась в музыкальной школе, это вообще была нормальная тема - два часа поешь что нибудь классическое-высокодуховное, а в перерыве с товарищами обсуждаешь за тяжелую музыку))0
  • Лейсан ГильфановаГалина, да, меня про противостояние нищете тоже улыбнуло, в ближайшем регионе это общий доход семьи с очень хорошим достатком, причем считая пенсии бабушек-дедушек)))) Но судя по описанию, девушке эти деньги тоже очень не за просто так достаются.2
  • Валерия ПчелинскаяЯ арфистка, но стабильный заработок в 70000 мне только снится (чего уж говорить о 90000...) Расходы на инструмент, аксессуары, концертные платья и обувь просто огромные. Инструмент немобилтный, возможности заработать очень мало2
  • Валерия ПчелинскаяГалина, я в столице в музыкальной школе получала 11-17 т ! Как Вам такое? :-) плюс в ресторане играя тыс 7-10) да, противостояние нищете в 140 тыс меня тоже порадовало однако :-)0
  • Natalia MironovaМаксим, Третья строка выдачи гугла говорит, что "Фактор страха". К сожалению, на данный момент уже не играющая.1
  • Natalia MironovaТолько сейчас посмотрела на дату статьи и комментов. Почувствуй себя некропостером.1
  • Vika NedolugaРаз речь зашла о скрипаче, то провинциальным преподавателям скрипачам не позавидуешь. Слабый набор,берут всех подряд для зарплаты,в течении года может быть отсеивание,нет интереса у ребенка. Скажут,вот вы должны привить интерес,а кому,которого отдали лишь бы не бегал на улице,некоторые родители так к этому относятся. Несмотря на то,что не хватает преподавателей скрипачей в школах,в основном работают пенсионеры. И это в продвинутом и густонаселеном Краснодарском крае. В музучилище практически нет набора. Инструмент трудоемкий. Красивый. Ну и что с того в жизненом плане, финансовом, подрабатывают где придется. Получать зарплату 15тыс это еще хорошо,удобно лишь то,что работа почасовая,длиный отпуск,каникулы,есть такие плюсы. Если ученика подготовишь к краевому конкурсу и будет место или поступит в училище -за это одна тысяча руб.! Работаешь на чужого ребенка,преподаватель музшколы практически вводит его в профессию, столько дополнительных уроков,вот без которых ничего не получится,за 40мин.урока два раза в неделю, не получится ! Преподаватели общеобразовательных школ имеют заработки на репетиторстве, скрипачи в обычных городах не имеют,может изредка. О Москве молчу. Поэтому выгоднее за 4-5лет получить любое высшее образование, не музыкальное и шансов и перспектив в жизни больше.1
  • Igor PospekhinАлександр, В какой школе вы учились, Александр? ЦМШ, Гнесинка или что-то другое? И у какого профессора учились в Консе? Брали ли мастер-классы у знаменитых скрипачей? И кого из современных солистов считаете наиболее сильными скрипачами? Есть ли у вас какой-то конек? Например, барокко, Бах, романтизм, академизм, импрессионизм, классицизм? Участвовали ли вы в престижных международных конкурсах? Хотели бы стать гастролирующим солистом?2
  • Максим ГоляницкийNatalia, нормально, я вот только что увидел Ваш ответ ) "Фактор страха", видимо, широко известная в узких кругах - ни разу не слышал0
  • madina ulykpanЯ уже 10 лет в музыкальный школе Куляш Байсеитова.Я виолончелистка,я б тоже хотела зарабатывать сама и участвовать на концертах и тд.У нас в школе все учителя такие профессиональные и они мне нравится.0
  • madina ulykpanИ вот у меня в голове было такой вопрос:как я могу нормально зарабатывать как виолончелистка как музыкант.Мне уже 16 вот я хочу развиваться,зарабатывать сама как виолончелистка.Я поняла что виолончель вот это моё.0
  • ЕвгенияВ статье нет ничего о семье? С таким графиком и зарплатой наверно сложно поднимать семью?0
  • Илья ЗенченкоСпасибо за статью! Очень интересно узнать, как там все устроено в музыкальном мире 😊0
  • Ирина Плотниковаmadina, ездить по контракту в Корею или Китай или ещё куда зарубеж, если хотите заработать. Ну или совмещать и концертировать. Брать частные заказы за хорошую цену, предлагая хороший интересный продукт людям, то, что сейчас актуально. Давать частные уроки. Это самые высокооплачиваемые, хоть и не стабильные работы. Но на первое время подработка основником в оркестре с нормальным графиком и окладом и продажа себя как исполнителя на частные вечеринки, свадьбы, рестораны, предложения руки, детские мероприятия + репетиторство. Из этого должно что-то и здесь сложится. Главное, искать возможности, быть навиду, искать людей на свои услуги.0
  • Ирина Плотниковаmadina, рекомендую Вам познакомиться с дуэтом Николая и Александры Антикона, они есть в Инстаграме, и посмотреть, как это делают они. У них также есть своя онлайн-школа скрипки. Вы можете открыть свою онлайн-школу виолончели в интернете и зарабатывать на этом. Просто посмотрите пример, онлайн-школа скрипки "Антикона", есть в ВК и IG. Посмотрите, что нужно и интересно людям и дайте им это. Можете даже опрос у себя на странице провести.1
  • Ирина Плотниковаmadina, также можно быть сессионным музыкантом, играть в разных составах, записываться на радио-оркестры или просто быть постоянным гостем радио-рубрики. Поискать что-то здесь. Я сама скрипачка, но лет 5 назад захотела играть на виолончели, тоже поняла, что моё)). Сейчас тоже в поиске возможностей разных. Можно свой ютуб-канал развивать и продвигать, свой блог, привлекать клиентов там. Развивать страницы ВК, IG, TikTok. Записывать аудио и видео контент. Публиковать посты с текстами. Много всего интересного можно сделать. Есть ещё платформа, на которой можно бесплатно записывать и размещать видео уроки, а с дохода вроде как пополам с платформой делиться или если по ссылке кого приглашаешь, то 90 процентов дохода твои. Сервис Udemy называется. Можно также посмотреть в сторону формирования пассивных источников дохода, типа процентов с акций, облигаций, дохода с недвижимости, авто, либо с написания, размещения или продажи продукта, курса либо книги. Ещё можно сделать доходный сайт. Это, как я поняла, создать сайт и зарабатывать на нём с рекламы, которую другие размещают на нём и платят за это, либо за привлечение людей для продажи и т.д.0
  • Ирина Плотниковаmadina, можете меня найти в ВК или IG, если будет желание, под моим именем и фамилией. В адресе страницы ВК у меня violincellistirina. B IG ник irinacellist22. На обеих страницах есть ссылки на другие соц. сети. Можно перейти по ним.0
  • Анастасия БатраковаЗдравствуйте, меня зовут Анастасия, работаю в престижном оркестре, играю на духовом инструменте, могу рассказать свою историю, все тоже непросто, но интересно.2
  • Катя ПрокудинаАнастасия, здравствуйте. Это и правда интересно! чтобы рассказать свою историю, вы можете заполнить нашу анкету о профессиях https://journal.tinkoff.ru/profession-form/ или написать обо всем в свободной форме https://journal.tinkoff.ru/blank-form/0
  • Дмитрий ФоминАнастасия, где можно почитать вашу статью?0
  • Alek ModifyВалерия, а какой в среднем у арфисток заработок в Москве?0
  • Анастасия СередаМне мой педагог говорила, что в Большом театре зп от 100000 в месяц. Но нагрузка там очень большая и достаточно трудно попасть туда0
  • Sergey MarkosyanВалерия, сорри, в первый раз прочитал "я аферистка". 😂0
  • Алексей ЕфимовскийЯ в Архангельске зарабатываю примерно столько же , но это филармония на 1,5 ставки плюс Архиерейский хор ну и может халтура 1, 2 в месяц и получается 90 к, думал в Москве похлеще0
  • Илья КолотовкинРаботал контрабасистом в оперном театре. 6/1 50.000. За 4 года выгорел и не жалею что из этой богадельни ушел. Неблагодарное дело это все. А всю жизнь работать в профессии, где нет благодарности-путь в никуда. Прошу простить за мое ИМХО :) психологические травмы от этого еще не зажили.0
  • Игорь ПоспехинТут все пишут об оркестрантах, а меня больше интересует, какие гонорары предлагают солистам - пианистам или скрипачам - лауреатам конкурса Чайковского или другого престижного международного конкурса за одно отделение концерта, за сольный концерт, за 20-25 минут на сцене? Сколько ищу в сети - никакой конкретики. Пишут, что Госконцерт типа предлагает достойные контракты лауреатам "Чайки". Но что значит "достойные"? Сколько за концерт в сезоне 2024-25 года?0
  • Игорь ПоспехинМеня интересует примерный порядок гонораров, на которые может претендовать молодой скрипач-солист, который стал лауреатом таких конкурсов как Конкурс Чайковского, Конкурс Королевы Елизаветы или Конкурс Сибелиуса. Хотя бы примерная вилка - например, от 100 до 300 тысяч рублей за отделение концерта. Понятно, что это будет существенно выше упомянутых 30 тысяч, даже если говорить о городах-миллионниках РФ (тем более на начало 2025 года), не говоря уже о заграничных гастролях. Но насколько выше - на этот вопрос пока не могу найти ответ.0
  • Игорь ПоспехинМаксим, Страховка скрипки уровня Gagliano, Vuillaume, Bergonzi обычно стоит 1% в год от оценочной стоимости, а она может достигать 250 тысяч евро. То есть на одну страховку нужно выложить 2500 евро в год или 200-250 евро в месяц в зависимости от уровня инструмента.0