БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как быть взрослым

Как я проехал вокруг Ладоги за 5 дней на велосипеде и электричках

Опыт читателя Тинькофф Журнала

Этот текст написал читатель в Сообществе. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.

В июне 2022 года мы с двумя приятелями отправились в поездку вокруг Ладожского озера на велосипедах.

На велосипеде я езжу с детства, но активно — с 2020 года. Накат к моменту путешествия — около 3000 километров. До Ладоги на большие расстояния ездил дважды весной этого года: 140 километров от Соснового Бора до Санкт-Петербурга за один день и 130 километров до берега Финского залива за два дня.

Расскажу о том, как объехать крупнейшее в Европе озеро на велосипеде, что нужно для путешествия и сколько все стоит. Но сначала немного терминов.

Глоссарий

MTB — mountain trail bike, или горный велосипед, он же велосипед для кросс-кантри.

Байкпакинг — формат велопутешествий налегке с минимальным количеством вещей в сумках, закрепленных на велосипеде без багажников.

Поджоры — углеводные перекусы, поедаемые во время движения между основными приемами пищи.

Гревел, или гравийный велосипед, — подвид шоссейного велосипеда с увеличенными грязевыми просветами, более агрессивной посадкой и прочной конструкцией для езды как по асфальту на высокой скорости, так и по легкому бездорожью.

BMX — небольшие прочные односкоростные велосипеды для трюкового катания либо специфических гонок.

26, 27,5, 29 дюймов — диаметр колес MTB-велосипеда. Чем он больше, тем выше скорость и проходимость, но хуже маневренность.

Полусликовые покрышки — вид покрышек с относительно гладкой центральной зоной и грязевыми зацепами по бокам. Благодаря такой форме можно развивать высокую скорость по плотной дороге и уверенно проходить повороты на рыхлом грунте.

Подготовка и маршрут

Я езжу на MTB в гравийном режиме. В путешествии со мной были двое друзей c разным бэкграундом и подготовкой:

  1. Человек, пересевший с BMX на MTB год назад, верхом на кросс-кантрийном велосипеде с колесами 27,5 дюйма, с багажником и велоштанами.
  2. Беговой полумарафонец, погружающийся в велосипедный мир два месяца, на прокатном 29-дюймовом MTB, упакованный по-байкпакерски, но с рюкзаком.

Физически мы были подготовлены отлично, но снаряжение и оборудование разношерстное.

Идея созрела за полгода до путешествия. Пять с половиной месяцев мы вяло обсуждали, накатывали километры и потихоньку покупали необходимое. Подробный план разработали во время семичасового брейншторма. В этом помогало приложение Komoot.

Мы проложили маршрут от Волхова до Кузнечного, отметили подходящие места для стоянки, супермаркеты и возможные сценарии. Их было три:

  1. «Люди». Не спеша проезжаем 200 километров за три дня до Ильинской. Садимся на электричку до Сортавалы и оттуда за полтора дня спокойно добираемся до Кузнечного.
  2. «Кентавры». Проскакиваем 300 километров за три дня до Салми. Там на электричку. Еще полтора дня до Кузнечного.
  3. «Кони». Весь маршрут от Волхова до Кузнечного, а это примерно 580 километров, — верхом.

Волхов выбрали, потому что ехать из Санкт-Петербурга по трассе неинтересно. На первое место поставили удовольствие, а не достижение в виде на 100% велосипедного маршрута. В Кузнечном был дедлайн: мы забронировали поход на байдарках по ладожским шхерам, поэтому никак не могли опоздать. Доехать до Санкт-Петербурга из Кузнечного на велосипедах не хватало времени.

Лазурным обозначены велосипедные участки пути, красным — на электричке
Лазурным обозначены велосипедные участки пути, красным — на электричке

На чем и в чем ехать

Велосипед. Идеально ехать на гревеле или циклокросс-байке. Аэродинамика и разнообразие посадок у таких великов комфортны для поездок на 100 и больше километров. Вот что важно:

  1. Исправные компоненты.
  2. Трансмиссия выше начального уровня. Карелия холмистая — это значит, что щелкать манетками придется только так. Если скорости переключаются медленно или нечетко, можно не покорить некоторые горки или потерять управление на спуске.
  3. Полусликовая резина. Предназначена как для езды по асфальту, так и для съезда на грунтовые дороги
  4. Если MTB, то лучше на 29-дюймовых колесах. Они обеспечат высокую скорость на трассе в отличие от 26 и 27,5 дюйма.

Я ехал на GT Aggressor Expert 29 дюймов 2020 года с полусликовой резиной Schwalbe Hurricane. Один из моих друзей — на Format с колесами 27,5 дюйма с подстертыми грязевыми покрышками, а другой — на прокатном 29-дюймовом Stinger. Держали примерно одинаковый темп.

Одежда и аксессуары. Вот что стоит взять в дорогу, чтобы комфортно чувствовать себя в пути и на стоянках:

  1. Шлем, очки, перчатки. Если вы скептически относитесь к идее ношения первых двух, останьтесь дома. В первый день я упал, перелетев через руль, и усиленный массой велосипеда проехался ладонями по грунтовке с мелкими камушками. Руки практически не пострадали благодаря перчаткам, которые смягчили удар и спасли от глубоких ссадин.
  2. Велотрусы с памперсом. В него нельзя писать, зато он оттягивает момент попоболи от длительного пребывания в седле.
  3. Спортивную футболку из синтетической ткани, термобелье или велоджерси. Синтетика отводит влагу от тела и быстро сохнет сама. Не стоит бросаться на такую нагрузку в хлопке или льне.
  4. Одежду для лагеря и утепления: тапочки, термобелье, ветровку, мембрану или дождевик.

Сумки. Существует два варианта автономных путешествий: классический велотуризм с багажником и сумкой-шортами на нем и байкпакинг. Суть байкпакинга в том, чтобы взять минимальное количество вещей и закрепить сумки так, чтобы ехать даже по серьезному бездорожью. У меня получилось собрать довольно бюджетный вариант байкпакинга:

  1. Пара кормушек с «Авито» за 1500 Р. В них лежал котелок, запас воды и еды на дорогу.
  2. Внутрирамная сумка с «Авито» за 2000 Р. Продавец сшил специально под мою раму. Получилась сумка примерно на 8 литров. В ней хранился каркас палатки, мембранный костюм, вело- и челоаптечки, необходимая мелочь.
  3. Два гермомешка с «Озона» на 10 литров за 500 Р и стропы. В одном гермомешке был тент и внутряк палатки, в другом — необходимая одежда. 10 строп сшил сам за полтора часа, потратив на материалы 500 Р.

Не советую ехать с рюкзаком: умрут не только ноги, но и спина. Еще и жарко.

Спальник и внутряк палатки лучше засунуть в раздельные гермомешки. У меня ехали в одном, но если бы пошел дождь, то спальник рисковал намокнуть от тента. Этот гермомешок тяжелый — 3 килограмма — даже с моим легким снаряжением. Поэтому лучше прикрепить его на руль.

Одежду удобно поместить в задний гермомешок — она легкая и хорошо сминается. Важно набить его плотно, чтобы не переламывался и крепко прилегал к седлу и подседельной трубе.

На дно внутрирамной сумки кладите необъемные тяжелые вещи: колышки от палатки, ножи и мультитулы, газовые баллоны, воду и тому подобное. Чем ближе к замку, тем легче содержимое. Иначе сумка будет толстой и помешает вам крутить педали.

Для крепления пенки есть два варианта: на руле под гермомешком и на вилке. Во втором случае максимально затягивайте стропы, иначе она попадет в спицы.

Вот как я закрепил сумки
Вот как я закрепил сумки

Снаряжение для лагеря. Вот что я взял для ночевок и приготовления пищи на стоянках:

  1. Палатку Naturehike Cloud Up 2 за 7800 Р с «Алиэкспресса». Стоит каждого потраченного рубля: легкая, компактная, продуманная до мелочей.
  2. Спальник Forclaz 900 из «Декатлона» на +10 °C. В компрессионном мешке занимает всего 4 литра.
  3. Пенку Outventure. Простая, дешевая, но сильно увеличивает лобовое сопротивление. Лучше потратиться на надувной коврик: он удобнее, компактнее, безопаснее.
  4. Титановый котелок из двух частей по 0,65 и 0,2 литра и ложку Widesea. Котелок легкий, отлично отмывается песком и руками, в нем можно готовить на горелке и на костре, совмещает в себе кастрюлю, кружку и тарелку.
  5. Газовая горелка, баллоны с газом и кастрюля. Горелка стоит от 800 Р в зависимости от количества человек и посуды. Газ — от 150 до 600 Р за 230 граммов. Такого баллона нам хватило на три дня ужинов и завтраков.
  6. Налобный фонарь. Необходим вне белых ночей.

Другие необходимые вещи:

  1. Велоаптечка: выжимка цепи, заплатки и клей, запасная камера, монтажки, хомуты, велосипедный мультитул, смазка для цепи.
  2. Аптечка для человека и спасательное одеяло.
  3. Мультитул Victorinox или нож.
  4. Гигиенические принадлежности: зубная щетка, паста, мыло, полотенце.
  5. Пауэрбанк и провода.

Как это было

День 1. Санкт-Петербург — Вахнова Кара, 103 километра. В 13:00 мы высадились из электрички в Волхове. Около часа выезжали на трассу «Кола». Дорога от Волхова до трассы покрыта слегка убитым асфальтом. Сама «Кола» окружена лесом. Ехали по узкой обочине, мимо проносилось много фур и автомобилей. Остановиться и пообедать негде, поэтому отдыхали в лесу недалеко от трассы.

На участке 55—75 километров от старта были ощутимые спуски и подъемы, но в целом «Кола» равнинная. В районе Паши увидели дикого кролика, щипавшего травку на обочине.

Остановились практически на строящемся дачном участке рядом с рекой Оятью.

День показался мне мерзким: сказывалась усталость после тяжелого полугодия и бесконечный встречный ветер.

Советы:

  1. Если цель путешествия — виды и наслаждение поездкой, езжайте до Лодейного Поля на электричке. Сэкономите силы для приятных участков пути.
  2. Не отправляйтесь в велопутешествие сильно уставшим. Крутить педали эмоционально и интеллектуально изможденным тяжело.
Вид с кухни будущего лагеря
Вид с кухни будущего лагеря

День 2. Вахнова Кара — мыс Дальний, 140 километров. День — разрушитель планов. До последнего оплота цивилизации перед Сортавалой — Лодейного Поля — добрались без приключений. В городе много магазинов и кафе. Мы хорошо отдохнули, зарядились и поели.

Въехать в Карелию хотели, сделав крюк через участок, который назвали «Горы». Komoot показывал перепады высоты, а спутник — гравийные дорожки через поля. Дойдя до нужного поворота, порадовались, как мало машин, и уверенно двинули дальше.

Покинули Лодейное Поле по красивому мосту
Покинули Лодейное Поле по красивому мосту

Но после пары поворотов нас ждала убитая в мясо грязевая дорога для лесовозов. Испугаются ли такого подготовленные парни на MTB? Нет. Пока мы стояли и прикидывали маршрут, один из кустов в 300 метрах от нас зашевелился и, пошатываясь, побрел куда-то. Это был огромный бурый медведь… Через пять минут мы уже были около выезда обратно на трассу.

К вечеру доехали до запланированной стоянки — города Олонца. Через два часа бесплодных поисков подходящего места для лагеря покинули его. Прелесть Олонца в том, что он стоит на берегах реки. Дома находятся у воды, и это длится 30 километров. В итоге мы проехали лишних 40 километров до пляжа за мысом Дальний и выехали наконец на берег Ладожского озера.

Ближайшее место для стоянки под Олонцом — мыс Дальний
Ближайшее место для стоянки под Олонцом — мыс Дальний

Увы, место оказалось популярным. Ночью в 100 метрах от нас пьяные бумеры решили, что им надоел плеск волн и стрекот птичек, и включили музыку на весь пляж. В 300 метрах в другую сторону школьники отмечали день защиты подростков от насилия за тупые поступки и решили запустить салют в 00:00, сбрызнув это рэпчиком из колонок в течение еще пары часов.

Если среди ваших знакомых есть такие люди, скажите им, пожалуйста, чтобы включали музыку сразу и громко шумели — так любители единения с природой и туристы сразу все поймут и объедут их стороной.

Советы:

  1. Лучше не ехать по диким дорогам на велосипеде. Оставьте их для более шумного и быстрого транспорта.
  2. Олонец планируйте на дневную часть пути. Там можно поесть, закупиться, но невозможно встать на ночлег.
  3. Сторонников того, что природа — это бар и концертная площадка, больше, чем туристов. Особенно в местах, куда несложно доехать на автомобиле. Лучше быть готовым к испорченному сну и брать с собой беруши.

День 3. Мыс Дальний — Салми, 72 километра. Вопреки всему, ночью мы хорошо отдохнули. Пролетев 4 километра по гравийке до трассы, выехали к удивительной деревянной ж станции.

Но больше нее удивил ветер. За два дня борьбы со встречным мы забыли о существовании попутного. Весь день летели с высокой для наших великов скоростью 27—32 км/ч.

А после обеда на берегу Ладоги началась горная Карелия! Вокруг дороги лежали огромные валуны, росли карликовые березы, перепады высот заставляли использовать весь диапазон доступных передач, машин почти не было. От цивилизации остались только редкие полузаброшенные деревни и ЛЭП.

Вид с самой высокой за день точки — 83 метра над уровнем моря. Вдали видно бесконечную Ладогу
Вид с самой высокой за день точки — 83 метра над уровнем моря. Вдали видно бесконечную Ладогу

Остановились на берегу бурной реки Салми в месте для пикников с удобным подходом к воде. Утром к нам спустился дедушка с детьми, спросил, не обижали ли нас ночью. Мы пожаловались на маленьких летающих вампиров. Он посмеялся и пожелал приятного пути. Милое место.

Советы:

  1. Магазины встречаются редко, а перепады высот — часто. Если поедете по этому участку в жаркую погоду, запаситесь питьевой водой.
  2. Проверьте стрессоустойчивость тормозов и трансмиссии. Отсюда начинаются почти что русские горки.
Моя палатка в хтоничном лесу на реке Салми
Моя палатка в хтоничном лесу на реке Салми

День 4. Салми — Лахденпохья, 47 километров. Из-за ограничений по времени трипа в Салми сели на деревянной железнодорожной платформе на электричку. Мы ожидали примерно такую же ветхую старушку, как до Волхова, но на угле. А приехал огромный брутальный двухвагонный «Орлан». В него комфортно вместились три велосипеда.

Наверное, проезжать этот участок по трассе тоже захватывающе. Но у «Орлана» два преимущества: отдых от рутины и виды с высоты электрички. А еще один участок маршрута прорублен сквозь скалы.

Вид из окна «Орлана»
Вид из окна «Орлана»

После обеда в Сортавале началась самая интересная часть пути — скалистая. Ровных участков не было вообще. Оставшийся день мы либо ехали вверх со скоростью 5 км/ч, либо летели, прижавшись к велику, на 60 км/ч.

В Лахденпохье пробрались на секретный пляж. Заплатили за него ледяной водой и пьяным офисным планктоном, который вывезли на природу, напоили и оставили в одном домике с микрофоном. В час ночи над озером разнеслось: «Ма-а-а-йа ба-а-абуш-ш-шка кур-р-рит тру-у-упку…». Надеюсь, когда-нибудь их съедят киты в форме вместе с организаторами подобных мест, бессовестно вторгшимися в величественный вайб карельской природы.

Советы:

  1. Вывезенный из офиса питающийся алкоголем планктон опасен для психического здоровья.
  2. Прокатитесь на «Орлане»! Его маршрут куда живописнее «Рускеальского экспресса» и гораздо менее популярен.
Секретный пляж в Лахденпохье
Секретный пляж в Лахденпохье

День 5. Лахденпохья — Березово, 79 километров. Самый тяжелый и интересный день. Стартанули в 09:30 с крутого затяжного подъема почти по голому песку. Подъемы — главная тема пятого дня. Хотя они были не сильно круче и чаще, чем до этого, но запомнились из-за двух факторов:

  1. Встречного ветра, который заставлял крутить педали вниз по склону. Вместо 50—60 км/ч мы ехали на спусках по 30—37 км/ч.
  2. Дикой жары. Покорять подъем при +30 °C — испытание.

Из-за жары доехали до Кузнечного без обеда. А уже в 16:00 расположились в Березове на туристической базе, откуда планировали отплывать на каяках. Вторую половину дня провели, наслаждаясь комфортом: душем, туалетом, кроватью, тенью, электричеством.

Советы:

  1. Многочасовые поездки без остановки на отдых и полноценную еду требуют контроля потребления углеводов. Рекомендуется съедать 30—60 граммов углеводов за час езды. Если упустить момент и проголодаться, наступает эффект педалирования в стену. Это когда изо всех сил крутишь педали, но едва-едва едешь.
  2. Поддерживайте водный баланс. Если поездка по жаре длится весь день, стоит запастись изотониками. Иначе наступает кажущаяся беспричинной усталость, с которой сложно бороться.
Карельские горки
Карельские горки

День 6. Ладожские шхеры. Утром вышли на байдарках смотреть на ладожские шхеры с другой стороны. После велосипеда было круто поработать руками. Но ближе к концу дня походы на байдарках показались скучными.

Приходится тратить довольно много сил, чтобы развить низкую скорость. Дневные расстояния маленькие, окружающее меняется медленно, погода сказывается куда сильнее. Опыт ценный и интересный, но как идея для походов мне не зашел.

Вид на шхеры со скалы на одном из островов
Вид на шхеры со скалы на одном из островов

Стоянки и питание

Как искать место для стоянки. Для нас определяющим было наличие воды, малолюдность и небольшое расстояние от супермаркетов. На этапе планирования мы отметили места, где есть магазины, и точки рядом с водоемами. Вода нужна, чтобы помыться, постирать и помыть посуду после еды. Супермаркеты рядом позволяют не везти запасы еды.

Если вы готовы мириться с немытостью, нестираностью и пользоваться одноразовой посудой, количество доступных мест увеличивается.

Запаситесь мешками для мусора. Место стоянки после вас должно остаться таким же чистым.

Как питаться. В сухие дни можно развести костер, но это долго и вонюче. Мы старались обедать в кафе по пути, а завтрак и ужин готовили на газовой горелке. Оборудование не занимает много места. Если ехать в одиночку и ненадолго, можно легко разместить в одной кормушке всю кухню.

Продукты покупали в магазинах. Из Санкт-Петербурга с собой везли только сушеный борщ, 3 килограмма сушеного мяса и поджоры на первое время.

В пути ели злаковые батончики, сникерсы, шоколадки и прочие углеводные прелести. Для водопоя прямо в седле лучше купить флягу для одной руки или пользоваться бутылкой с соской. На день пути при температуре +20 °C нужно 1,5—2 литра воды. Для приема пищи на троих мы расходовали 2—2,5 литра.

Сколько потратили

Если у вас есть снаряжение, траты минимальны: еда, вода и электрички. Мы потратили на это 20 750 Р — примерно 6900 Р на человека. Сюда вошла и ночевка на турбазе в конце пути.

Траты в поездке на трех человек — 20 750 Р

Еда 14 656 Р
Транспорт 3884 Р
Ночлег 1800 Р
Газовые баллоны 410 Р
Еда
14 656 Р
Транспорт
3884 Р
Ночлег
1800 Р
Газовые баллоны
410 Р

Если готовиться с нуля, путешествие перестает быть недорогим. Вот сколько потратил каждый из нас на покупку или аренду велосипеда и снаряжение, оборудование для стоянок, еду, воду, электрички и жилье:

  1. Я — 85 116 Р.
  2. Тот, кто раньше ездил на BMX, — 72 213 Р.
  3. Бегун — около 22 748 Р.

Велосипед и туристическую экипировку можно взять в прокат — это позволит значительно удешевить поездку. Например, аренда велика на неделю стоила нашему компаньону-бегуну 4000 Р. Покупка обошлась бы ему в 25 000—35 000 Р.

Но внимательно проверяйте велик. Лучше взять шарящего знакомого или найти прокат с разбирающимися консультантами. Палатку и газовое оборудование можно арендовать сразу на компанию. Купить придется одежду и велосипедные сумки. Приведу пример своих трат на покупку полной экипировки.

Траты на велосипед и снаряжение для одного человека — 78 200 Р

Велосипед GT Aggressor Expert 29 дюймов 2020 года 35 000 Р
Палатка Naturehike Cloud Up 2 7800 Р
Мембранный костюм 5750 Р
Покрышки Schwalbe Hurricane 5000 Р
Спальник Forclaz +10 °C 3900 Р
Шлем из «Декатлона» 2150 Р
Титановый котелок и ложка Widesea 2000 Р
Внутрирамная сумка 2000 Р
Сумки-кормушки 1500 Р
Веловетровка 1500 Р
Фонари для велосипеда, задний + передний 1400 Р
Очки велосипедные Splav 1200 Р
Монтажка-ключ для цепи 1100 Р
Смазка для цепи парафиновая Squirt Chain Lube, 120 мл 1000 Р
Велоштаны 1000 Р
Велотрусы Crivit 1000 Р
Гермомешок, 2 шт. 980 Р
Стропы и фурнитура 600 Р
Фляга Outventure, 0,75 л 500 Р
Выжимка цепи 500 Р
Сменная камера 500 Р
Велосипедный мультитул 500 Р
Перчатки Van Rasel 490 Р
Пенка Outventure 480 Р
Ремнабор для покрышек 350 Р
Велосипед GT Aggressor Expert 29 дюймов 2020 года
35 000 Р
Палатка Naturehike Cloud Up 2
7800 Р
Мембранный костюм
5750 Р
Покрышки Schwalbe Hurricane
5000 Р
Спальник Forclaz +10 °C
3900 Р
Шлем из «Декатлона»
2150 Р
Титановый котелок и ложка Widesea
2000 Р
Внутрирамная сумка
2000 Р
Сумки-кормушки
1500 Р
Веловетровка
1500 Р
Фонари для велосипеда, задний + передний
1400 Р
Очки велосипедные Splav
1200 Р
Монтажка-ключ для цепи
1100 Р
Смазка для цепи парафиновая Squirt Chain Lube, 120 мл
1000 Р
Велоштаны
1000 Р
Велотрусы Crivit
1000 Р
Гермомешок, 2 шт.
980 Р
Стропы и фурнитура
600 Р
Фляга Outventure, 0,75 л
500 Р
Выжимка цепи
500 Р
Сменная камера
500 Р
Велосипедный мультитул
500 Р
Перчатки Van Rasel
490 Р
Пенка Outventure
480 Р
Ремнабор для покрышек
350 Р

Что в итоге

Когда пересяду на гревел, съезжу от Лосева до Лодейного Поля или наоборот. На мой взгляд, это самый интересный участок: перепады высот, вид на шхеры, горная Карелия, качественные дороги и множество мест для стоянки. Ехать вокруг Ладожского озера 800 километров на велосипеде я бы не стал: трассы в Ленинградской области скучные и загруженные.

Если вы живете в Санкт-Петербурге и выбираете маршрут для, возможно, первого длительного велопутешествия, лучше Ладоги не придумаешь.

Редакция
Редакция
Путешествовали на велосипеде? Расскажите про маршрут и поездку:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Александр Побожий

Как я проехал вокруг Ладоги за 6 дней на велосипеде и без электричек :)

Изображение пользователя Александр Побожий
17
Александр Побожий

Александр,

Изображение пользователя Александр Побожий
6
Kirill Sadovnikov

Отличная статья. Сам планирую хотя бы до курортного района доехать. 😅

3
Ирина Кретушева

Отличная статья! Не мой уровень подготовки, но очень интересно.

1
Екатерина Лебедева

Могу написать, как мы с будущим мужем в 2014 году проехали на своих велосипедах от Ниццы (Франция) до Чинкве-Терре (Италия) по Лазурному побережью) Спали в палатках, в кемпингах) Вот времена то были!

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Лучшее за неделю