Пока большинство из нас сходили с ума в четырех стенах, некоторым повезло провести период самоизоляции в путешествии.

Наши герои Ольга и Сергей оказались в Словакии и, пока весь мир замер, решили не терять время зря и осуществить давнюю мечту — попутешествовать в доме на колесах. Они любовались закатами в горах, готовили тирамису в фургоне и устраивали барбекю на берегу озера. Еще ребята бродили по пустынным улицам старинных городов, видели диких оленей и стада домашних овец.

В новой статье Т—Ж Ольга рассказывает, как организовать свою жизнь на шести с половиной метрах, успевать работать в дороге и почему такое путешествие — лучшее, что с вами может произойти.

Ольга не должна была ехать в Словакию, но все получилось куда лучше
Ольга не должна была ехать в Словакию, но все получилось куда лучше

С чего все началось

Я работаю в сфере организации путешествий, поэтому езжу по миру много и часто. За свою жизнь я посетила 45 стран, в 16 из них организовывала автомобильные пресс-туры. На 2020 год у меня было много задач по развитию моих тревел-бизнесов, но из-за пандемии их пришлось временно отложить.

Коронавирус нарушил все мои планы: весной я должна была уехать в Европу по работе. Когда в феврале стали отменять мероприятия из-за пандемии, я решила вместо Италии лететь в Словакию: там был Сергей. Я добралась до Братиславы 3 марта, а 13 марта Словакия закрыла границы. Мы с Сергеем решили: пока карантин, будем жить здесь.

С документами проблем не возникло. У меня есть туристическая шенгенская виза, которую я получила в консульстве Испании. Она заканчивается в конце мая, но власти Словакии разрешили иностранцам оставаться в стране еще месяц после отмены режима чрезвычайного положения, даже если срок действия визы истек.

Работать решила удаленно. Пока мои туристические проекты на паузе, я занимаюсь стратегическим бизнес-планированием, учусь, придумываю новые бизнесы.

Сначала мы с Сергеем снимали дом у друзей в Братиславе — столице Словакии. Но долго оставаться на одном месте для меня непривычно, поэтому мы стали думать, как разнообразить жизнь на карантине. В итоге вспомнили, что хотели попутешествовать в доме на колесах, и решили воплотить мечту в жизнь.

В мире есть целое движение путешественников в домах на колесах. Оно называется vanlife, от английского van — «фургон» и life — «жизнь». Движение вэнлайф популярно во многих странах, например США, Великобритании, Норвегии. Люди покупают и сами оборудуют машины, переделывая их под дом на колесах. Снаружи они выглядят как обычные фургоны, но внутри — дом с кухней, спальней, иногда с душем. При этом вэны компактные: их спокойно можно поставить даже на парковке у супермаркета.

Среди путешественников популярны разные модели автомобилей, например Фиат Дукато, Ивеко Дейли, Мерседес Спринтер и другие. На таких фургонах путешественники объезжают целые континенты.

В «Инстаграме» по хештегу #vanlife можно найти фотографии вэнов и красивых мест, куда ездят их хозяева и арендаторы
В «Инстаграме» по хештегу #vanlife можно найти фотографии вэнов и красивых мест, куда ездят их хозяева и арендаторы

Карантин оказался хорошим поводом попробовать вэнлайф. В тот момент в Словакии ограничения были мягче, чем во многих странах: все закрыто, кроме продовольственных магазинов, но можно выходить из дома и перемещаться по стране. Мы стали искать вэн в аренду.

Оказалось, в Словакии их не так много. Нам удалось найти человека, у которого два таких автомобиля, через «Инстаграм». Мы арендовали у него Фольксваген LT 35 2002 года на 11 дней. Обычно аренда этого вэна стоит 70 € (5460 Р) в сутки, но мы договорились с владельцем о скидке. За это мы вели его инстаграм во время путешествия. Размер скидки раскрыть не могу: владелец просил оставить это в тайне.

Так выглядел вэн Фольксваген LT 35, на котором мы проехали по Словакии
Так выглядел вэн Фольксваген LT 35, на котором мы проехали по Словакии
Наш фургон изнутри. За столом было вполне удобно работать вдвоем
Наш фургон изнутри. За столом было вполне удобно работать вдвоем
Это фотографии в инстаграм-аккаунте владельца вэна, которые мы делали во время путешествия
Это фотографии в инстаграм-аккаунте владельца вэна, которые мы делали во время путешествия

Быт

В вэне, который мы арендовали, была кровать и оборудованная кухня с раковиной, плитой, водонагревателем и холодильником. Под раковиной стоял бак с чистой водой на 30 литров. Вода качалась из бака с помощью электрического насоса и шла на приготовление пищи и мытье посуды.

Бака нам хватало на полтора дня. Чистую воду мы набирали на заправках или в горных реках, а питьевую — из родников или покупали в магазинах. В Словакии можно пить воду даже из-под крана.

В вэне был большой холодильник, поэтому мы купили продуктов на 100 € (7800 Р) еще в Братиславе. Мы ели их все путешествие и раз в два дня докупали овощи и молоко. За 11 дней путешествия потратили на продукты еще 50 € (3900 Р).

На кухне была установлена газовая плита на три конфорки. Газ подавался из 20-литрового баллона, которого достаточно на несколько месяцев путешествия. Он уже был в автомобиле, поэтому платить за него не пришлось.

Возможность позавтракать и поужинать на природе — еще один плюс жизни в вэне
Возможность позавтракать и поужинать на природе — еще один плюс жизни в вэне
Особых ограничений на кухне мы не испытывали — готовили в вэне и пиццу, и тирамису
Особых ограничений на кухне мы не испытывали — готовили в вэне и пиццу, и тирамису
С поиском продуктов не было проблем: магазины в Словакии работали даже в небольших деревнях
С поиском продуктов не было проблем: магазины в Словакии работали даже в небольших деревнях
Особых ограничений на кухне мы не испытывали — готовили в вэне и пиццу, и тирамису
Особых ограничений на кухне мы не испытывали — готовили в вэне и пиццу, и тирамису
С поиском продуктов не было проблем: магазины в Словакии работали даже в небольших деревнях
С поиском продуктов не было проблем: магазины в Словакии работали даже в небольших деревнях
Еда на карантине — едва ли не единственная радость, которую можешь себе позволить
Еда на карантине — едва ли не единственная радость, которую можешь себе позволить

В нашем вэне не было санузла. В этом плане мы жили как дикие туристы: ходили в туалет на заправке, а мылись в походном душе. Такие продаются в спортивных магазинах. Мы установили душ прямо в машине: наливали в баллон теплую воду, накачивали его под давлением и мылись, как дома.

В некоторых вэнах есть душ и туалет, но они дороже. Например, в Испании аренда Фиата Дукато c душем и туалетом обошлась бы нам в 307,65 € (23 997 Р) на три дня. В Словакии мы даже не смогли найти машины с таким уровнем комфорта.

Еще в нашем вэне был диван со столом, который трансформировался в кровать шириной 160 см. Автономный обогреватель работал на дизеле. Мы включали его время от времени: в городах было +20 °С, а в горах по ночам — 0 °С.

Кровать-трансформер — это очень удобно. Вот так она выглядела днем в сложенном виде
Кровать-трансформер — это очень удобно. Вот так она выглядела днем в сложенном виде
Ночью стол и диваны раскладывались во вполне комфортную кровать
Ночью стол и диваны раскладывались во вполне комфортную кровать

На крыше вэна была установлена солнечная панель, которая заряжала дополнительный аккумулятор. Он давал питание на USB-розетки в салоне. В салоне был инвертор — преобразователь постоянного тока в переменный — на 220 вольт. Мы заряжали компьютеры и телефоны как обычно. За все время возникли только две проблемы: не включался обогреватель и перестала играть музыка. В обоих случаях помогла перезагрузка устройств: пришлось отключить контакты питания и включить обратно.

Перед началом путешествия мы беспокоились из-за размеров нашего нового жилища: в Братиславе мы жили в доме площадью 100 м2, а в вэне должны были уместиться на 6,5 м2. Сначала думали: как будем жить? Оказалось, что это вопрос оптимизации пространства.

Перед поездкой мы вытащили из вэна все свои вещи и те, что в нем уже были: посуду, постельное белье. Затем распределили их в соответствии с возможными сценариями: приготовление еды, работа, сон. Нам удалось разложить вещи так, чтобы они занимали меньше места и в то же время всегда были под рукой.

Сначала жить в небольшом пространстве было непривычно. Но у вэна есть огромный плюс: всегда можно выйти на свежий воздух, открыть двери, сесть с ноутбуком или кружкой кофе и любоваться прекрасными видами. Возможность быть ближе к природе, но при этом в комфортных условиях — одно из главных преимуществ автопутешествий.

На небольшой площади поместилось все, что нужно для обычной жизни, кроме душа и туалета
На небольшой площади поместилось все, что нужно для обычной жизни, кроме душа и туалета

Дороги и вождение

В Словакии отличные дороги. Все регионы страны соединены автомагистралями. Для проезда по ним нужна электронная виньетка — подтверждение, что вы заплатили дорожный сбор. Ее можно купить на сайте Eznamka. Виньетка на 10 дней стоит 10 € (780 Р). В нашем вэне она уже была, поэтому мы ее не покупали.

Хоть наш Фольксваген был 2002 года, ездил он отлично. Чтобы водить такой автомобиль, достаточно иметь права категории B. Но управлять вэном немного сложнее, чем легковым автомобилем: есть отличия в поворотах и парковке. Радиус его поворота больше, чем у легкового авто. Это было особенно заметно на парковках у небольших супермаркетов.

Водил в основном Сергей. Я тоже иногда садилась за руль, но ощущала себя водителем автобуса: вэн размером как маршрутка. Неудобно, что в салонное зеркало заднего вида ничего не видно — ориентируешься только по внешним зеркалам.

Почти все путешествие за рулем был Сергей
Почти все путешествие за рулем был Сергей
Если съехать с трассы, дороги становятся чуть хуже, но не как в России
Если съехать с трассы, дороги становятся чуть хуже, но не как в России
Почти все путешествие за рулем был Сергей
Почти все путешествие за рулем был Сергей
Если съехать с трассы, дороги становятся чуть хуже, но не как в России
Если съехать с трассы, дороги становятся чуть хуже, но не как в России

Связь

У нас с собой были две местные симкарты. Оператор 4ka.sk предлагал мобильный интернет за 14 € (1092 Р) в месяц с включенным трафиком на 612 гигабайт. Один из телефонов выполнял в вэне функцию роутера. Он постоянно стоял на зарядке и раздавал интернет.

В один из дней мы планировали найти стоянку с красивыми видами на горы. Но сначала нужно было отыскать спокойное место с хорошим интернетом: днем у нас был назначен видеозвонок. Мы встали на поле за деревней Ясеново, но 3G-сигнал там был слабый. Встреча прошла не очень эффективно: мы поняли, что перед видеосозвоном нужно потратить больше времени на выбор точки с хорошим сигналом. Но больше подобных проблем не возникало. Во время путешествия мы даже провели прямой эфир для мурманского телеканала ТВ-21: рассказали, как нам живется в вэне.

Ночевки

Все 11 дней путешествия мы перемещались с места на место. Иногда задерживались где-то на две ночи, чтобы днем спокойно поработать и заняться другими делами. Например, в один из дней шел дождь, а в вэне было очень уютно и тепло благодаря автономному обогревателю.

Постепенно мы выработали свой ритм, в котором сочетались красивые виды, прогулки, просмотр фильмов по вечерам и наслаждение необычным форматом жизни.

У плохой погоды тоже есть свои плюсы, например яркая радуга после дождя
У плохой погоды тоже есть свои плюсы, например яркая радуга после дождя

Уже на второй день путешествия стало понятно: вэн — это не просто автомобиль, на котором ездишь по туристическим объектам. Это дом, который дает возможность оказаться в необычных местах с потрясающим видом из окна. Поэтому после поездки в популярный город Банска-Штьявницу мы решили искать красивые места на природе, а не ездить по городам. Их находили заранее: на этапе подготовки путешествия мы отмечали локации, которые понравились нам по описаниям и фотографиям из «Гугл-карт». Они очень пригодились.

Чтобы выбрать место для ночевки, мы приезжали в заранее выбранный район и смотрели, нравятся ли нам пейзажи. Самые красивые виды открывались, когда мы вставали на пригорке на краю леса.

На второй день поездки мы обнаружили такую местность на краю заповедника Велька Фатра у деревни Блатница. Оказалось, что мы нарушили правила. К нам подъехала лесная охрана и сообщила, что ночевать на территории национального парка запрещено. Они могли нас оштрафовать, но вместо этого дружелюбно объяснили по-английски, что стоять в заповеднике нельзя.

Мы выбрали несколько потенциально подходящих точек на краю леса, проехали вдоль парка несколько раз туда-обратно и нашли отличное место для ночевки
Мы выбрали несколько потенциально подходящих точек на краю леса, проехали вдоль парка несколько раз туда-обратно и нашли отличное место для ночевки

В итоге мы переночевали в районе горнолыжного курорта Вратна. Из-за карантина курорт не работал, и большинство лесных дорог вокруг него оставались перекрыты. Найти место для ночевки оказалось нелегко. Пришлось искать его в приложении Park4night. Оно создано специально для подобных путешествий.

Однажды мы остановились на ночевку в районе Высоких Татр, около деревни Бела. Утром мимо проезжал местный лесник и сказал нам, что это тоже территория национального парка.

Место очень красивое, но мы не знали, что в Словакии не везде можно останавливаться на ночевку
Место очень красивое, но мы не знали, что в Словакии не везде можно останавливаться на ночевку

В один из дней у Сергея был день рождения. Сережа очень любит Норвегию, и ему хотелось провести этот день с видом на заснеженную гору. Подходящее место для праздничного барбекю мы искали дольше, чем стоянку в любой другой день нашей поездки. Мы колесили несколько часов, заехали в пять мест, но так и не нашли ничего подходящего. В какой-то момент мы уперлись в закрытую дорогу, не обозначенную на карте, и решили, что там находится военная база. Пришлось ехать дальше.

Ближе к вечеру мы нашли потрясающее место посреди живописного холма с видом на горы. Проблема была только в том, что на холме не было ни одного ровного места. Пришлось подкладывать под одно из колес кусок дерева, чтобы машина встала ровно.

Все сложилось, как мы хотели. Я представляла, как завтра мы проснемся с видом на заснеженные горы. Просекко лежало в холодильнике, бокалы ждали своей минуты. Сергей хотел отказаться от запланированного барбекю: мы оказались посреди долины, которая просматривалась со всех сторон, но я его уговорила.

Когда Сережа разводил огонь, к нам подъехал внедорожник цвета хаки с двумя суровыми мужчинами.

Они выскочили из машины и направились к Сереже. Один из мужчин достал жетон с гербом Словакии и начал что-то быстро говорить по-словацки.

Я поспешила выйти из вэна, чтобы разрядить обстановку. Выяснилось, что мы в очередной раз оказались на территории заповедника, где категорически нельзя разводить костер и парковаться.

К счастью, словаки не стали выписывать нам штраф и даже посоветовали, где можно встать, не нарушая законов. Потом, чтобы объезжать запрещенные места для парковки, я нашла сайт Turisticka Mapa: там можно посмотреть статус места, где вы находитесь.

Вообще, быстро найти подходящее место для стоянки удавалось не всегда. Например, мы рассчитывали найти красивые виды на Высокие Татры в районе города Жилины. Мы приметили несколько потенциально хороших точек за чертой города. Пока их все объехали, наступил вечер. Найти подходящее место не удавалось: сказывалась близость большого города.

Чтобы сэкономить полчаса и не ехать снова через город, мы воспользовались небольшим паромом через реку Ваг. По пути заехали на заправку, и сотрудники АЗС набрали для нас свежей воды. Когда солнце почти село, мы добрались до деревушки Странави и остановились на ночевку около горного ручья.

Из-за карантина мы долго не могли найти место около Оравского водохранилища. В приложениях было отмечено много кемпингов, но они были закрыты из-за пандемии. Диких стоянок было обозначено совсем мало. Чтобы помочь другим путешественникам, мы добавляли в Park4night места, которые находили для ночевок.

Если это национальный парк, в нем запрещено парковаться и жечь костры. Зачастую можно спокойно найти место для ночевки в нескольких метрах от границы национального парка
Если это национальный парк, в нем запрещено парковаться и жечь костры. Зачастую можно спокойно найти место для ночевки в нескольких метрах от границы национального парка
Красивые виды были для нас главным ориентиром при выборе мест для ночевки
Красивые виды были для нас главным ориентиром при выборе мест для ночевки

Маршрут и достопримечательности

Словакия — небольшая страна, но здесь есть красивые города и горы — Высокие и Низкие Татры. Из-за карантина все музеи и классические туристические места были недоступны. Даже обычные кемпинги были закрыты. Поэтому мы решили сделать акцент на изучение природы и найти как можно больше красивых мест.

Перед началом поездки я изучала сайт про национальные парки Словакии, «Инстаграм» и «Гугл-карты». Маршрут мы составляли по ходу путешествия. Вот что удалось посмотреть за 11 дней.



Банска-Штьявница — городок 12 века, окруженный горами и внесенный в список Всемирного наследия Юнеско. Сюда мы поехали из Братиславы в первую очередь. Когда-то здесь добывали полезные ископаемые и драгоценные металлы, поэтому город всегда был богатым. Главные достопримечательности Банска-Штьявницы — замки 15 века и католические церкви.

Географический центр Европы — памятник, который обозначает гипотетический центр Европы. На это звание претендуют несколько мест, одно из них находится в Словакии, в деревне Крагуле. Ничего интересного на месте географического центра Европы нет. Кроме нас, там была еще пара туристов на мотоцикле.

Мне понравилась архитектура Банска-Штьявницы, но из-за карантина все было закрыто
Мне понравилась архитектура Банска-Штьявницы, но из-за карантина все было закрыто
Сюда стоит вернуться, когда туристические места снова откроются
Сюда стоит вернуться, когда туристические места снова откроются
Мне понравилась архитектура Банска-Штьявницы, но из-за карантина все было закрыто
Мне понравилась архитектура Банска-Штьявницы, но из-за карантина все было закрыто
Сюда стоит вернуться, когда туристические места снова откроются
Сюда стоит вернуться, когда туристические места снова откроются
Если ехать к географическому центру Европы, то только ради галочки
Если ехать к географическому центру Европы, то только ради галочки

Национальные парки. В Словакии много заповедников и национальных парков. Там хорошо развит хайкинг и другие активности, есть много подготовленных маршрутов разной сложности. На сайте Turistickamapa можно подобрать маршрут для похода или небольшой прогулки. Нам очень хотелось прогуляться по одной из троп, но то не было времени, то портилась погода.

Район заповедника Велька Фатра с буковыми и сосновыми лесами, пастбищами, скалами и красивыми долинами был местом нашей второй ночевки. Мы прогулялись к развалинам замка в нескольких километрах от места стоянки. На обратном пути встретили фотогеничное стадо овец, видели оленей и зайцев.

Заповедник Велька Фатра — часть горного массива Низкие Татры
Заповедник Велька Фатра — часть горного массива Низкие Татры

Низкие и Высокие Татры. Горы Низкие Татры невысокие — около 1500 метров. Высокие Татры примерно как горы в Сочи — 2600 метров. Они находятся ближе к границе с Польшей. По фотографиям этих мест мы поняли, что там очень красивые закаты и чудесно смотрятся долины внизу.

Самые красивые виды на фотографиях на «Гугл-картах» — с видовых точек пеших горных маршрутов. В один из дней путешествия мы хотели подобраться поближе к одной из них — Вышеграду, в районе деревни Ясеново. Но после неспешного движения по лесным дорогам развернулись и поехали в район более крутых гор в надежде встретить виды помасштабнее. В тот вечер мы не успели найти локацию, которая идеально бы нас устроила, но на следующий день обнаружили очень красивые места с отличным видом на заснеженные горы около деревни Бела.

Оравское водохранилище находится на месте слияния рек Чарна-Орава и Бьела-Орава, ближе к границе с Польшей. Это популярный летний курорт. По пути к водохранилищу мы подъехали к очень красивому Оравскому замку, который стоит на 112-метровой скале. Его построили в 13—17 веках, а сейчас это национальный памятник культуры Словакии. Обычно здесь наверняка много туристов, но в карантин мы прошлись по пустым улицам древнего городка. Сам замок, к сожалению, был закрыт.

Липтовска-Мара — крупнейшее в Словакии искусственное озеро. Мы попали сюда случайно. Планировали закончить путешествие в городе Липтовски-Микулаш, но дорога к нему шла через перевал. Наверху было пасмурно и дождливо, и мы решили спуститься к воде. На берегу озера устроили барбекю, пригласили друзей, которые живут неподалеку, в деревне Ваврисово.

На озере Липтовска-Мара наше путешествие закончилось. После этого нам нужно было отдать вэн владельцу в Братиславе. Из Братиславы мы вернулись в Ваврисово и сейчас живем у друзей. Здесь великолепно: дом в деревне, вокруг горы с заснеженными вершинами, в лесу бродят олени и медведи.

На берегу озера Липтовска-Мара мы провели последние две ночи нашего путешествияОт нашего последнего места стоянки до Братиславы — около 300 км путиВ Ваврисово, где мы гостим у друзей, очень красиво. Из окна видны горы

Что дальше

Изначально это путешествие задумывалось как тест заманчивого вэнлайфа. Мы оказались в небольшой восточноевропейской стране с закрытыми границами и не были уверены, что поездка нам понравится. Но 11 дней пролетели незаметно. Поездка на вэне оказалась, пожалуй, одним из самых ярких впечатлений от путешествий в моей жизни.

Благодаря путешествию на вэне мы смогли утолить жажду приключений. Оказалось, оно вдохновило не только нас: многие писали мне в «Инстаграме», что это очень здорово. Для кого-то путешествие в формате вэнлайф стало мечтой.

Пока мы путешествовали, в Словакии практически закончился карантин. Открылись торговые центры и уличные кафе. Уже сейчас видно, что посткарантинная жизнь выглядит иначе: правила социальной дистанции будут соблюдаться еще долгое время. Стало понятно, что формат вэнлайф становится актуальным для современных безопасных путешествий.

Тогда мы решили посчитать, во сколько обойдется строительство своего вэна. Мы взяли за основу длинную версию фургона Ивеко Дейли, чтобы была возможность разместить в нем кухню, рабочее место, спальню, душ и туалет. Подобный автомобиль 2008—2011 года выпуска стоит в Словакии около 5500 € (429 000 Р). На техническое обслуживание и оформление уйдет примерно 2400 € (187 200 Р). Исходя из опыта строительства вэна, который есть у Сергея, мы заложили около 750 рабочих часов на оборудование вэна и порядка 3000 € (234 000 Р) на закупку материалов.

На своем вэне можно отправиться в путешествие не на 11 дней, а на 2—3 месяца. Мне хотелось бы объехать Норвегию. Это дорогая страна, и вэн — отличный способ независимо перемещаться по ней. Еще хочу поехать в район Доломитовых Альп и на Адриатическое море.

Планируем строительство своего вэна. Сергей практикуется в обработке дерева: сделал стол
Планируем строительство своего вэна. Сергей практикуется в обработке дерева: сделал стол

Хотите рассказать о своем лучшем или худшем путешествии? Заполните анкету и станьте героем нашего нового материала.