Повторение — мать учения. Или нет? Знаете ли вы, какие советы по учебе — на самом деле миф?

Зубрить все равно придется

36

Миллионы книг и курсов посвящены тому, как «научиться учиться»: быстро решать задачи, раскладывать сложные вещи на составляющие и запоминать.

Но работает ли старая добрая зубрежка на самом деле? Спать или учить в ночь перед экзаменом? Мешает ли запоминанию музыка? Мы обратились к современной когнитивной науке, чтобы проверить распространенные образовательные советы на конструктивность. Проверьте себя и вы.

Аня ИванешкинаПоделитесь своими учебными лайфхаками:
  • Маленький газлайтерСколько ни пыталась прибегнуть в разным формам подготовки к экзаменам и какими бы мифами не выставляли это сейчас. Меня спасало не обычная зубрежка, а реально понимание материала и фотографическая память. При прочтении билета первым делом приходил образ конспекта, быстро записать его, а потом уже то, что я действительно знаю по этому билету, а не то, что я зубрила, без какого-либо понимания. Про музыку тоже спорно, я могу писать научные статьи и другие работы под музыку, даже не самую спокойную, но разбираться в материале и соответственно учить его - требуется полноценная тишина.33
  • Полина АбрамоваЗубрежка мб и помогает запомнить, но практического применения эта информация, как правило, не имеет, потому что нет понимания. Если есть понимание базы, до остального можно логически дойти, это невозможно забыть15
  • Елизавета ИоноваЯ не согласна с половиной пунктов. И вот почему: да, вы ссылаетесь на исследования, но это как сферический конь в вакууме. Зубрежка один из самых отсталых и дремучих способов что-то выучить, есть море мнемонических техник. Актёры, к примеру, учат роли "в ногах", для кого работает графическая модель запоминания, для третьего пересказ и упрощение для кого-то (расскажите ребенку, чем вы занимаетесь). И если я выучила материал, воспроизвести его я смогу в любой обстановке, от вагона поезда до университетской аудитории. Музыка музыке рознь. Окей, вы эту оговорку сделали. А контекст рулит ВСЕГДА. Особенно в языках.19
  • Mary BrandybuckЕлизавета, как раз в языках старая добрая зубрежка помогает выучить неправильные глаголы. Других способов я не знаю6
  • Елизавета ИоноваMary, моя педагог по грамматике предлагала больше читать художественной литературы и запоминать в контексте.2
  • Mary BrandybuckЕлизавета, на уровне A1-A2 художественную литературу еще очень тяжело читать. И я в общем-то не про английский, а про другие языки, где у неправильных глаголов не три формы, а намного больше и основа меняется при спряжении2
  • Елизавета ИоноваMary, я пока учила три иностранных, в них было довольно просто. Вероятно, я недостаточно реформирована и есть много языков, где применима ваша версия, о заучивании.0
  • Mary BrandybuckЕлизавета, я про испанский и французский) Возможно, это субъективно2
  • Елизавета ИоноваЕлизавета, информирована. Боже, т9!1
  • Системный инженерЗасовываю под подушку записи с тем, что надо запомнить. Реально помогает. Конечно, если до этого учил, а не просто записал и под подушку)0
  • Иван ДрагоЕлизавета, ага, ссылаются на исследования аж 1885 года, всего то полуторавековой давности 🤦‍♂️ И вот с тех пор не сделали ни одного ни одного исследования, которое бы дало прямо противоположные результаты? Не верю.6
  • Антон БорисенковПо первому пункту - "стилю обучения" - категорически не соглашусь. Сам столкнулся с тем, что при изучении иностранного языка не бросить обучение и достичь хоть какого-то результата помогло ТОЛЬКО радикальное изменение стиля. Есть с чем сравнивать - освоить получилось только четвёртый по счёту иностранный язык, по первым трём удалось только убить своё время.2
  • irene.jayMary, честно - в английском никогда не зубрила неправильные глаголы, да и все остальное тоже, тем не менее, уровень английского у меня сейчас С1 - просто потому, что музыка на английском, игры на английском (суровое детство, когда локализация была далеко не везде, или была, но уровня промта и "охладите ваше траханье"), а дальше пошло-поехало - ютуб, инстач, сериалы. Сейчас учу немецкий, пошла по проторенному пути - ничего не записываю, ничего не зубрю, не читаю дополнительные материалы, просто играю в дуолинго, смотрю ютуб, подписалась на нескольких ребят из немеции, которые выкладывают разговорные сторис. Успехи пока что скромные, но для трех-четырёх месяцев ненапряжной развлекухи - вполне себе. Короче, если стоит цель именно выучить язык, причём быстро - то это сплошь пот и слёзы, а если чисто развлечься, а язык уже прицепом идёт - то совсем другое дело.0
  • Елизавета Ионоваirene.jay, я тоже ради фана ежедневно выгуливаю сову:)1
  • Mary Brandybuckirene.jay, в английском я тоже не зубрила, как тоже все само запомнилось, но там и всего три формы у глаголов) Я тоже примерно вашими методами английский до С1 добила без особых усилий. Но вот начинать изучать другие языки во взрослом возрасте оказалось сложно, английский то в нашу жизнь уже достаточно сильно в плетен с раннего возраста. А тут все новое, не знакомое, еще и эти дурацкие неправильные глаголы, изменяющиеся по лицам и числу2
  • АннушкаПлюшка, согласна, помниться в институте никак не могла запомнит таблицу значений синусов-косинусов для разных углов, каждый раз рисовала, иногда в голове, схематично круг и высчитывала.2
  • Антон БорисенковАннушка, "лучший способ" начисто лишён смысла, когда иностранный язык не самоцель, а инструмент для работы. Бросить работу ради приобретения вспомогательного инструмента более высокого качества (причём одного из множества нужных инструментов) - решение предельно странное. Для меня языки не являются ни целью, ни смыслом жизни, ни основным источником дохода - просто одна "отвёртка" из полутора десятков, которыми я пользуюсь. Пример я привёл только потому, что мы обсуждаем ОБУЧЕНИЕ, что касается "лучшего способа" изучения языка, моё мнение (после четырёх языков и >45 лет обучения) уже вполне сформировалось и пытаться его как-то менять, я думаю, совершенно бессмысленно))7
  • irene.jayMary, если честно, я даже не акцентирую особо внимание, правильные-неправильные, ну их нахер. Запоминаю так же, как артикли - просто запомнила по ходу пьесы, да и все. Если я ещё и во всю эту правильно-неправильную лабуду вникать стану - у меня глаз дёргаться начнёт) само как-нибудь со временем уляжется, в общем. Метод, наверно, не идеальный, но пока работает.2
  • irene.jayЕлизавета, вот жаль, что его не было, пока мы в школе учились) пс: у меня там такой же ник, как и тут)1
  • Елизавета ИоноваАннушка, покупаю знание иностранных языков в рассрочку с1989 года🤣 когда в 6 классе начали преподавать английский язык. Ваш способ действительно хорош с точки зрения целедостижения. Мой · учить языки в контексте жизни более доступен) Хотя вот если я решу выучить казахский, четыре часа и я там. С Европой из наших краёв все сложнее1
  • Mary Brandybuckirene.jay, мой мозг везде ищет логику и по этому неправильные глаголы отказывается сам по себе воспринимать)4
  • Smile)Mary, те же неправильные глаголы во французском и испанском легче заучивать не тупо зубрежкой, а мнемоническими приемами - рифмованными стишками, группировать по схожей парадигме спряжения и учить как стихи, ну и вариант с контекстом: заучивать сразу осмысленными фразами со временем нужную форму выдаешь не задумываясь1
  • Smile)Иван, вот меня тоже больше всего этот пример поразил, в каком архиве этот эксперимент вообще откапали2
  • irene.jayИрина, ой, а тот вы сами никогда слова не коверкаете) чего придираться-то.0
  • irene.jayMary, я, видимо, фаталист. Неправильные - ну и тоже хорошо, пусть будут 😁1
  • Mary BrandybuckSmile), заучивание мнемонических приемов и заучивание фраз с контекстом - тоже своего рода зубрежка (на мой взгляд). Мне намного проще давалось запоминание доказательств теорем, потому что там есть какая-то основная идея и из нее можно самому все вывести. А с неправильными глаголами наоборот: правило вроде бы есть, но пользоваться им для каких-то глаголов нельзя) В общем, хочется к языку какие-то математические приемы применить. Когда начинаешь изучать язык во взрослом возрасте, кажется, что во многих местах можно было бы сделать более логичные правила. Но с языками это не работает, к сожалению, их же не придумывал кто-то специально)2
  • Заясь, заясьСистемный, нравится шутка: перед экзаменом нужно класть учебник под подушку, тогда на вопрос экзаменатора, видели ли вы в глаза учебник, можно, не мучаясь совестью, ответить твёрдое "да" ;)0
  • ДарьяДля тренировки памяти и логики можно использовать специальные онлайн-тренажеры и приложения. Почему ответ что это миф, в вопросе нет ничего про видеоигры0
  • AliceЯ сколько себя помню - писала шпаргалки. При этом ни разу ими не воспользовалась, но так мне было спокойнее, я с одной стороны подстраховывалась, с другой - шпаргалка была очень сжатым конспектом ответа, и в моей голове все хорошо укладывалось. Сначала я поняла, что мне надо именно писать то, что учу, сжимать материал до плана ответа. Потом решила, что раз уж я пишу, то почему бы не превратить это в шпаргалки? Насчет музыки во время подготовки посмеялась : я закончила муз. училище . Могу себе представить наложение фоновой музыки на подготовку к экзамену по муз. литературе или анализу формы 😃 А еще у нас были экзамены по специальности. Тут увы, ничего не поможет ночью перед экзаменом, и даже неделя не спасет, и месяц. Над программой работают весь семестр, чтобы ее сыграть. Притом если вчера казалось, что готов, сегодня вдруг все плохо, какая- то лажа вылезает, и завтра снова лажа,а потом снова ок. И не факт что на экзамене будет ок. В силу вступают другие силы 😊 Концентрация, воля, и тд. Бывало, что психанешь и все разваливается. Или жарко, и руки не такие как надо. Или холодно. Или просто страшно вдруг. Даже сейчас ужасаюсь напряжению, которое нужно было для сдачи специальности. Снится часто как кошмар.1
  • Чай УлунПро зубрежку однобоко: она хороша для запоминания бессмысленной информации и на короткий срок. Вызубрить лекцию препода к экзамену - норм. А вот усвоить на всю жизнь азы предмета и наслаивать на эти азы другие знания - это только мнемотехники и погружение в контекст. Так что для начала с задачами определитесь, а потом уже клеймо мифа/правды лепите.3
  • Оттенки СинегоМаленький, аналогично про понимание смысла темы и визуальную память на текст/схемы. И в принципе не понимаю историю про зубрежку. Ну ок, какие-то небольшие важные куски информации можно по-настоящему вызубрить, но весь объем материала - нереально же!0
  • Raffaello AndyА я лучше всего делаю задания под Rammstein0
  • Andrey GareyevО вопросах в тестах Пятый, извините, не корректно поставлен - то же немного касается и четвертого. В вузах, сузах, школах мы обычно учимся понимать и потом воспроизводить информацию. Например, языки - мы можем зубрить слова за партой, как на экзамене, а можем пересмотреть сотни видосов и перечитать тонну книжек. Что лучше? Зависит от цели. Если надо просто сдать экзамен и потом гори оно все синим пламенем, то учитесь за пресловутой партой. Но если вам важно понимать материал, наработать навыки (говорения, понимания на слух) и вы представляете, где и как их примените в будущем, то максимум практики и в разных контекстах - решение на порядок лучше. А вообще, такие тесты в принципе слишком упрощают понимание того, как мы учимся, и поэтому только запутывают. Если вы развили память и концентрацию в детстве до предела человеческих возможностей, что у вас на столе или в какой форме будет экзамен большой роли не сыграет. Навыки для учебы у вас уже развиты, останется только впахивать Скромный к.пед.н.0
  • user2709840А я вообще не студент0

Сообщество