AMA
2K

Хотите стать репетитором и работать на себя? Задайте вопрос сообщнице, у которой получилось

AMA с Lera Kotova
32
Хотите стать репетитором и работать на себя? Задайте вопрос сообщнице, у которой получилось

AMA  — один из наших любимых форматов, ведь получать информацию и экспертные советы из первых рук бесценно. Среди сообщников Т⁠—⁠Ж столько людей с неповторимым опытом, что мы решили приглашать их в рубрику. Правила те же: в течение недели можете спрашивать что угодно по заданной теме, а гость попробует ответить на все в комментариях.

В первый выпуск мы пригласили Lera Kotova, которая построила успешную карьеру в любимом деле и активно делится мудростью в Сообществе. Она уже 27 лет преподает английский. В 2006 году она ушла из найма, а в 2011 стала преподавать онлайн.

Благодаря работе на себя и разумному подходу к тратам читательница приобрела жилье в Московской области, Москве и Краснодаре и продолжает идти к крупным финансовым целям. А еще воспитывает двоих детей. В течение недели она будет на связи, чтобы рассказать, как ей все это удается и какие профессиональные хитрости есть в преподавании языков.

Хотите стать репетитором, но не уверены, что ваших навыков хватит? Думаете, можно ли преподавать онлайн без профильного высшего образования? Уже работаете преподавателем, хотите уйти из найма, но волнуетесь? Испытываете трудности с поиском клиентов или организацией удаленной работы? Не знаете, как справедливо оценить свой труд и обсуждать оплату с учениками? Задавайте вопросы в комментариях и ждите совета из личного опыта.

Правила игры:

  1. Пишите вопросы в комментариях с 4 по 11 декабря — до 15:00.
  2. Героиня ответит только на вопросы с положительным рейтингом и на заданную тему. Если вам интересен вопрос, ставьте ему лайк. Если считаете, что вопрос не по теме или неуместен, ставьте дизлайк.
  3. Героиня начнет отвечать на вопросы в среду, 4 декабря, и закончит в среду, 11 декабря, в 19:00.
  4. Героиня оставляет за собой право не отвечать на самые каверзные вопросы, не раскрывать профессиональные и личные секреты.
Lera KotovaНачинаем:
  • IrziЕсть идеи по развитию репетиторской деятельности в онлайне. Как лучше её организовать в формате мини-групп (3-5 человек)? Где лучше всего искать клиентов: сарафан (иногда бывает, что ученики так приходят, но не массово), реклама, какие-то конкретные площадки?5
  • PirogueКак думаете, можно ли репетитору обойтись без ведения соцсетей, рекламы и полагаться только на сарафанное радио?3
  • редкая птицаздравствуйте, лера! это я удачно зашла :) как раз в последнее время часто задумываюсь о репетиторстве, но сомневаюсь в своих силах на этом поприще. дано: я профессиональный переводчик, за плечами 6 лет университета, перевожу и редактирую медицинские и фармацевтические тексты с английского и наоборот более 4 лет. в профессии сейчас всё нестабильно и с точки зрения потока заказов, и с точки зрения оплаты, соответственно. в какой-то момент я даже выгорела, когда бралась прям за ВСЁ, чтобы не снизился уровень жизни. или просто стало приедаться... тогда и подумала впервые о каких-то переменах, новых горизонтах. а вопросы такие: 1) нужно ли переводчику переквалифицироваться, получать доп. образование? (в годы учебы я никогда не подрабатывала репетитором, хотя предлагали, а многие преподаватели с кафедры не раз говорили, что из меня получится хороший преподаватель иностранного языка и в силу знания языка, и за счёт умения налаживать контакт и удерживать внимание аудитории) 2) с чего начать новичку? нужно ли сразу определить для себя, в каких категориях (дети/взрослые, общий/специальный английский, английский для школы/международных экзаменов/работы и т.п.) работать, или хвататься за всё, с чем обращаются, чтобы, так скажем, насмотреться и набить руку, а потом уже выбрать, что удобнее и приемлемее? 3) где и как искать учеников? 4) как организовать процесс? в каких форматах целесообразнее строить занятия? где искать материалы и советы (возможно, какие-то проф. сообщества репетиторов, проверенные площадки и проч.)? 5) как определить, с какой ставки стартовать?3
  • Север ДикийЯ репетитор, работаю онлайн. Очень не хватает нормального дружеского общения с коллегами, в том числе методического. Есть ли у вас такая проблема, ведь она, думаю, возникает у специалиста, если он варится в своем соку, работая индивидуально?3
  • Аглая ЕпанчинаКак принять финансовую нестабильность в работе репетитора? Летом и в другие каникулы, как правило, низкий сезон. Плюс ученик может заболеть, уехать в отпуск и т.п. Каждый месяц можно лишь примерно понимать, сколько заработаешь. Да и у самого репетитора никаких больничных и оплачиваемых отпусков.4
  • Lera KotovaIrzi, у меня с группами 3 варианта: фонетика(1), грамматика(2) и разговорный клуб(3). (1) У меня есть курс + к нему я записала аудио. 4 человека 2 раза в неделю вполне успешно его проходят. Обязательно с домашним заданием. Сам урок тоже записываю на видео и присылаю, чтобы можно было повторить материал. (2) Можно взять любой учебник грамматики (я предпочитаю грамматику для FCE) и проводить встречи в минигруппах. Первые пол урока вы рассказываете новую тему под запись, обсуждаете ее с учениками. Потом вместе делаете пару упражнений и просите их объяснить выбор того иного ответа, чтобы проговорить тему другими словами. Ну и потом ДЗ. (3) присылаю тему, 3 видео, 3 аудио, 3 статьи по теме, лексику по теме и штук 20 вопросов по теме. Потом мы собираемся вместе и обсуждаем. В зависимости от направленности группы после встречи даю обратную связь либо по фонетике, либо по грамматике. Хорошая идея завести свой канал в ТГ или инсте. Также добавиться в разные чаты изучающих английский и давать там какие-то советы, комментарии, но не впрямую рекламировать себя. Сначала приобрести репутацию человека, который разбирается в вопросе. У меня изначально была только инста, сейчас я больше в ТГ. Но, признаться честно, подутомилась я быть блогером. Ко мне часто приходят люди, которые купили мой предзаписанный курс фонетики. Они сначала проходят курс, а потом ходят индивидуальных занятий, по звукам или просто разговорные встречи.5
  • IrziLera, понял, спасибо!)1
  • Lera Kotovaредкая, (1) памятуя свои институтские годы, не могу сказать, что лекции по педагогике и психологии мне как-то очень помогли в дальнейшей работе. Скорее я смотрела на различных преподавателей в вузе, вспоминала учителей в школе. Они стали для меня примеров того, как я хочу или как я не хочу преподавать. Опять же, работать я начала с первого курса. Так что к пятому курсу уже имела неплохой педагогический опыт, набранный по ходу. (2) если вам комфортно работать с детьми, начинайте с них. Это проще всего. Просто подтянуть ребенка по программе, показать, что изучение язык мб интересным занятием, а не скучной школьной обязаловкой. Половина успеха - личность преподавателя. Ваша т.е. Но если вы хотите работать на официальных курсах, придется получить официальную бумагу. Раньше это была CELTA или что-то из этой серии. Сейчас - не знаю, если честно. (3) Искать учеников можно изначально на платформах типа профиру, репетиторру и пр. Найдете нескольких, которые будут вами довольны, они порекомендуют вас кому-то еще. Хорошая идея иметь видео пример того, как вы преподаете. Запишите видео минут на 10 с объяснением любой темы и высылайте его желающим. Наглядная демонстрация даст вам фору на фоне других преподавателей. Плюс к этому расскажите ближнему и дальнему кругу знакомых, что вы стали репетитором. Пусть направляют к вам своих знакомых. Определитесь, готовы ли на оффлайн занятия или только онлайн, хотите приглашать к себе или приходить к ученикам. С детьми младше 12 онлайн занятия проводить сложнее, потому что им тяжелее удержать концентрацию без физического контакта. Учебники можно нагуглить, какие сейчас популярны. Headway, English file, Matrix, всякое такое. Бессмертный Мерфи по грамматике - всегда хит. Необязательно покупать бумажную копию, можно по электронным версиям заниматься. (4) Я немножко бирюк. Варюсь в своей работе и своих учениках, особенно никуда не хожу. Общения мне хватает за глаза. Но регулярно проскакивает реклама разнообразных мастер-классов, где люди делятся своими наработками. Бесплатные вебинары - чаще всего вода и самореклама. Но если вам понравится лектор, у него мб интересные платные вебинары. (5) На тех же профиру и других подобных сайтах посмотрите преподавателей из своего города с опытом работы до 5 лет. Что предлагают, что пишут о себе, ориентируйтесь на них. Примерно так)3
  • Lera KotovaСевер, я, если честно, интроверт. Устаю от общения, хотя и люблю свою работу. Мне общения с коллегами хватает, когда я два раза в год приезжаю в родной город и общаюсь с близкими подругами, с которыми мы дружим с детствами. По забавному совпадению они преподаватели, все три)) Но я знаю, люди ходят на всякие онлайн встречи, конференции. Там заводят общение, дружбу с коллегами.5
  • Lera KotovaPirogue, раньше я только на сарафанное радио и полагалась. Но в 2019 завела себе соцсети и поняла, что они намного эффективнее. Например, в 2011 году, когда я взяла перерыв на полгода в связи с рождением старшей дочери, мои тогдашние ученики нашли себе других преподавателей, работы было критически мало. Мне тогда просто повезло. Моя ученица написала обо мне в корпоративной почте, а ее мнению многие доверяли. Так я на несколько стала одним преподавателей BBDO Group. Проводила там почти все вечера, переходя от одного ученика к другому. Сейчас я веду уроки только онлайн, также веду немножко соцсети, и благодаря этому люди меня знают, помнят, приходят и советуют.3
  • Lera KotovaАглая, когда я работала только с детьми, это была большая проблема. С взрослыми она не так ярко выражена, потому что они не уходят на каникулы на все лето. Но, конечно, приучаешься следить за своими финансами, откладывать финансовую подушку, понимая, что в декабре и январе денег будет меньше из-за праздников, в мае, июле и августе - из-за отпусков. Я знаю, что полгода в каждом году зарабатываю меньше, чем другие полгода. Но они раскиданы по году. Поэтому планирую заранее. Например, если хочу сделать большую покупку зимой, отложу ее, по возможности, до конца февраля, когда финансовый поток уже 100% восстановится.7
  • редкая птицаLera, спасибо за исчерпывающие ответы!2
  • Фаина ГовороваКакая у Вас ставка и загруженность? Отвечаете ли Вы за результат? Например, если ученик не смог достричь поставленной цели, чувствуете свою вину или недоработку?3
  • Имя ФамилияКак лучше всего пропиарить себя ? Как вы себя пиарили? Вы занимаетесь репетиторством только по сфере в которой сами имеете большой опыт или еще беретесь за что-то новое, изучаете это сами и потом объяснете клиентам ? И сколько времени обычно уходит на изучение ?3
  • MaraЕсть желание преподавать экономику. Нужно ли это школьникам или учащимся колледжа? Закончила вуз по специальности экономика и аспирантура тоже по специальности.2
  • Lera KotovaФаина, ставка, в смысле стоимость часа? 1500р-3500р/45мин с человека, зависит от разных факторов. В неделю у меня около 30 занятий, из них 3 - сдвоенные. Я обычно бьюсь за результат до последнего. Но случается иногда, что попадается ученик, которому просто не охота. Чаще всего подростки, которых мама заставила. Редко, когда это взрослые, которые пришли за волшебной таблеткой английского. Но даже и в таких случаях переживаю, что не додала, не подобрала ключ. Хотя надо быть объективной, я не колдунья, я учитель. И это танго танцуют двое.5
  • Lera KotovaИмя, в плане пиара я полный профан. Изначально вписывалась в разные чаты изучающих английский и давала советы и рекомендации, отвечала на вопросы, понемногу приобретая репутацию профессионала. Когда завела инсту, было дело, и рекламу у блогеров покупала, и в яндекс директе тоже. Обычно ко мне приходят клиенты с запросом на фонетику или на разговорные занятия. Это я знаю, умею, люблю, поэтому особо много нового не появляется. Хотя случаются вопросы, которые ставят меня в тупик, и я изучаю дополнительные материалы. Когда однажды пришли готовиться к ЕГЭ, я изучила разные сайты, книги, добавила туда подготовку к FCE, все вместе получилось отлично. Сколько времени, сложно сказать. Изначально базовое понимание получаешь за пару дней, но потом учишься чему-то вместе с учеником, находишь новые интересные статьи, сайты, материалы, т.п.3
  • Lera KotovaMara, про экономику я не подскажу, но вот преподавать экономику на английском - это вариант очень хороший. Таких специалистов у нас - по пальцам пересчитать.4
  • dreamfillet1 Насколько сложно перейти на онлайн и обучиться всей необходимой работе с инструментами и подготовкой онлайн материалов (по обучению англ языку), которые будут выглядеть интересно для учеников разного возраста? У профессиональных онлайн репетиторов уже наработанные свои программы, а если начинать с нуля? 2 Нужно открывать ИП?2
  • MaraLera, спасибо, я ограничилась кандидатским минимумом на английском. Но мысль хорошая.3
  • Lera Kotovadreamfillet, 1. Я немножко ретроград в этом отношении, поэтому, например, онлайн досками не пользуюсь. Мне проще в общем чате написать, что я хочу донести до учеников. В остальном нужно подобрать аналоги привычных учебников онлайн, постепенно набрать базу сайтов с упражнениями - и дальше работать так же, как вы привыкли работать оффлайн, но с учетом того, что заглянуть в тетрадку не получится. Самое сложное при работе с детьми отследить, когда они теряют интерес и начинают отвлекаться. В этом плане они очень умело пользуются гаджетами. Иногда чувствуешь, что ребенок хитрит и ответы ищет в интернете, или пользуется переводчиком, но на 100% определить невозможно. Был у меня один такой хитрец. Переводил как боженька. Но когда я начинала спрашивать отдельные слова - резался. Типа, где в этом предложении слово "морской", а где слова "лодка". И оппачки - в обратную сторону перевод не срабатывал. 2. Я завела ИП на патентной системе, но это было в 2019. Сейчас можно и просто самозанятым работать. Так и попроще.3
  • Нехетти ГринЛера, добрый день, рада возможности задать вам вопрос! Сколько учеников максимум вы считаете разумным для репетитора принимать за день? Считая все формы урока (онлайн и очно). Как лучше: комбинировать групповые и инд.занятия в течение рабочего дня либо группы в один день, частники - в другой? И еще. Вы говорите, что педагогика и психология в вузовском исполнении вам никак не помогли. Но наверное, остались какие-то представления о методиках, орг.моментах, которые вы впоследствии "узнавали" у собственных преподавателей и пытались применять сами? Лично меня смущает именно методическая сторона преподавания, обучения (это не про ин.яз.), если говорить о преподавании детям.4
  • Lera KotovaНехетти, максимум в день - это оооочень субъективно. Допустим, сегодня у меня самый загруженный день, 10 уроков, из них 3 - групповые. В то же время в пнд у меня всего 3 урока, вечером, все индивидуальные. Лично я не устаю особо ни в пнд, ни в чтв, но в чтв я только зарабатываю, а в пнд имею возможность заняться собственной жизнью: сходить в спортзал, к врачу, т.п. С другой стороны, моя подруга говорит, что для нее 5 уроков в день - это физический максимум, и больше она не тянет и тянуть не хочет. Каждому свое. То же самое могу сказать про группы и индивидуалки. Если у вас готовы программы для групп и индивидуалок и готовиться к каждому уроку не нужно, вообще не важно, как они у вас располагаются. Просто сделайте себе красиво. Если же нужно готовиться, имеет смысл сдвинуть более сложные во вторую половину дня, чтобы в середине была возможность передохнуть и что-то сочинить. Насчет методики. Я поступила в институт в 1996 году. Столько времени прошло, я уже навскидку не вспомню, что я откуда брала. Но мне кажется, я больше получила полезного во время двух школьных практики в институте, чем от всех институтских лекций. Я, если честно, изначально преподавала по наитию. Ну и учебник хороший помогает, когда идешь по его программе и добавляешь что-то еще, если видишь, что текстов маловато, грамматики не хватает. Плюс всякие аудиоматериалы или даже видео в них отсутствуют. Идеальный учебник не существует, но при этом в интернете этого добра масса.2
  • Полосаточка необыкновеннаяЗдравствуйте! Мне тоже интересны пара моментов, буду рада если просветите. Много лет увлекаюсь одним языком, недавно стала учить его еще и с репетитором. Мне очень нравится процесс погружения в язык, хотелось бы уделять этому больше времени и сил. В моем понимании это уже несет необходимость зарабатывать этим делом. А еще мне нравится помогать и объяснять что-то другим людям. Поэтому мне стало интересно: 1. Я слышала что репетиторство - единственный вариант зарабатывать на знании языка, потому что переводчики не востребованы и мало зарабатывают. Это действительно так? Переводчиком, думаю, приятнее работать для интроверта. 2. Если так, то хорошо зарабатывать можно только если становиться блоггером и все время изобретать как продавать свои услуги? 3. Возможно ли прийти в эту сферу без именно профильного высшего образования? Может, с какими-то сертификатами. 4. Вам не кажется что ваша деятельность становится/станет невостребованной с развитием современных технологий, искусственных переводчиков? 5. Как вы считаете, стоит ли вообще пытаться сделать из этого увлечения что-то большее чем хобби?3
  • Lera KotovaПолосаточка, (1) не соглашусь с мыслью, что переводчики не востребованы. Востребован любой профессионал. Вопрос в том, чтобы найти своего работодателя. В текущей ситуации англоязычных туристов и международных связей стало меньше, однако тот же английский не перестал быть языком международного общения. У меня было несколько случаев, когда я переводила для представителей иностранных компаний. Они приезжали из Израиля, Индии, откуда-то еще, но переводчика им проще всего было найти англоязычного. Кстати, хоть я и интроверт, заниматься письменным переводом лично мне надоедает до смерти уже примерно на второй день. Преподаватель всегда заработает на жизнь знанием языка, но и тут есть разные случаи. Как пристроишься. (2) Блогеры-преподаватели успешнее находят учеников, это правда. Если умеете из всего сделать шоу, это ваш путь. В блогерстве меня смущает только то, что слишком часто качество шоу идет в ущерб качеству даваемой полезной информации. Но есть версия, что я просто занудная училка)) (3) Сейчас стало все сложно с сертификацией в текущей политической ситуации, но в идеале, конечно, сдать язык на уровень С1, например, и потом получить сертификат CELTA или что-то из этой серии. Т.о. вы подтвердите знание языка, и вас научат методикам преподавания на базовом уровне. (4) Сколько я ни спрашивала моих учеников, они все безоговорочно считают, что харизму преподавателя и атмосферу живого общения невозможно заменить самым умным роботом. Склонна с ними согласиться. Так-то и по учебникам можно все выучить, без всяких преподавателей. (5) Пытаться надо всегда, если есть желания. Не получится - ну значит не судьба. Получится - может вырасти в нечто классное.2
  • Имя ФамилияLera, а что Вы делали в том случае , если клиент спрашивал вас о каком-то разделе материала , который вы могли забыть/пропустить/не до конца разобраться ? Думаю , этот вопрос многих волнует , ведь все мы сталкиваемся с тем , что нам во время выступления перед аудиторией (или других ситуациях , где нужно блеснуть своими знаниями)могут задать вопрос , который поставит нас в неловкое положение или вообще в тупик2
  • Lera KotovaИмя, я всегда честно говорю что-то вроде, "о, какой интересный вопрос, а давайте посмотрим, что нам говорит гугл!" Потому что учитель - не машина и не может знать вообще все, к тому же может что-то забыть. Но, конечно, наша задача, чтобы таких ситуаций не случалось слишком часто. И кстати, в этом плюс работы онлайн. Значительно удобнее быстренько подсмотреть, а потом объяснить простыми словами. Заодно и сам лучше поймешь. Как говорится, не стыдно не знать, стыдно не хотеть узнать.3
  • Полосаточка необыкновеннаяLera, спасибо большое за подробный ответ! Вы мне помогли)1
  • Имя ФамилияLera, Большое Спасибо Вам за скорую обратную связь! Все доходчиво объяснили! Вроде все что хотел - спросил, если что - напишу еще) Удачи в дальнейшем продвижении !1
  • Lera KotovaИмя, спрашивайте, конечно, я ж училка, я всегда рада помочь и научить) Иногда встречаются юные коллеги, которые переживают, что не смогут научить хорошо, потому что чего-то не знают. Я на это всегда отвечаю, что главное - они знают значительно больше чем их ученики. Важно выбрать правильную аудиторию. Ну и невозможно увильнуть от изучения чего-то нового, если учителю хочется развиваться профессионально.1
  • Герман СоветскийЗдравствуйте! Как думаете, можно ли стать репетитором по IELTS, основываясь лишь на своем опыте сдачи и знаний без образования и каких-то курсов от Кембриджа и т.д.?1
  • Lera KotovaГерман, едва ли. Преподаватель должен иметь намного более продвинутые знания чем ученик, в любом предмете. К сдаче IELTS готовят люди, которые знают специфика именно этого экзамена. Я сама, когда готовлю к нему, всегда предупреждаю, что могу поднять общий уровень языка, но натаскать именно на сдачу экзамена лучше всего могут на специальных кратких курсах. Это с одной стороны. А с другой, сдача IELTS сама по себе, даже на хороший балл, не гарантирует знание языка. Лично моё мнение, хороший балл показывает только то, что человек старательно следовал всем требованиям и знал нюансы. Тем не менее начать индивидуально преподавать на уровне А1-А2 вполне можно попробовать.2