Недавно мы спросили у читателей, считают ли они, что образование, полученное в престижном зарубежном вузе, действительно меняет жизнь к лучшему.

Читатели, которые учились или еще учатся за границей, поделились опытом и рассказали, к каким выводам пришли, анализируя свою жизнь и наблюдая за знакомыми и однокурсниками. Собрали девять лучших историй в подборку.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Вывод № 1
Для зарубежных вузов важнее мотивация, чем оценки

arnsae
рекомендует вовремя рассказывать детям о возможностях

Как человек, который получил диплом бакалавра в провинциальном российском вузе, где все недостатки нашей системы образования были возведены в абсолют, а затем поступил в магистратуру одного из престижных американских вузов, могу сказать, что это правда: образование действительно служит мощным социальным лифтом.

Ярмарки вакансий, летние стажировки по специальности и с упором на практику, карьерные центры, где учат писать CV и проходить собеседования, куча сообществ по интересам — все это очень помогает в будущем. Сразу скажу, что нечто похожее было у меня и в российском университете, но разница в подходе и реализации колоссальна.

Второй важный момент — окружение: разносторонние, умные, ищущие, открытые всему новому люди, причем не только студенты. Когда концентрация таких людей выше среднего, ты сам постоянно растешь, заражаешься общим энтузиазмом и не позволяешь душе лениться.

По поводу грантов и стипендий: обучение в том же Гарварде неподъемно и для большей части американцев, но Гарвард входит в число need-blind университетов с огромным endowment (прим. ред.: часть бюджета, сформированная за счет пожертвований), то есть если общий годовой доход семьи меньше 65 000 $, студент имеет право подать заявку на финансовую помощь, которая покрывает не только обучение, но и страховку, проживание, перелеты до дома. Need-blind — это система приема студентов, при которой финансовое положение не снижает шансы на поступление.

Говорят, что ребенок должен решать сам, но хочу добавить, что я была бы благодарна своим родителям, если бы они повлияли на меня в школе и посоветовали поступать в США на бакалавриат. Для таких студентов возможностей здесь еще больше, а кампусная жизнь еще ярче. Поэтому хочу посоветовать не давить на ребенка, а мягко наставлять и показывать, какие есть возможности в мире. Топовые вузы США практикуют holistic approach (прим. ред.: целостный подход) при приеме студентов. Не нужно, чтобы ваш ребенок закапывался в книги, руководил тридцатью благотворительными организациями и получал исключительно 100 баллов на экзаменах, — куда важнее, чтобы он был всесторонне развит, эрудирован, жаден до знаний и смог внятно объяснить приемной комиссии, почему именно он принесет что-то новое и ценное в сообщество университета.

Вывод № 2
Хорошее образование может сильно изменить жизнь человека из небогатой семьи

Natalia
начала с низкой базы

Я училась не в топовых вузах, но зарубежных, на грантах и стипендиях: в Чехии — PhD, в Англии — по программе «Эразмус». Мои родители живут в провинциальном городе вдвоем на зарплату 20 000 Р, мать работает на заводе 25 лет, отец работает урывками где придется, последние несколько лет вообще не работает: у него проблемы со здоровьем и обычная лень. У нас даже собственной квартиры не было, жили у бабушки. А мне удалось довольно далеко продвинуться.

Главное в топовых вузах — это окружение. Ты начинаешь по-другому мыслить, сравнивать, анализировать. После окончания у тебя остаются знакомства, ты постоянно мониторишь ситуацию на рынке труда: какая зарплата и условия в компаниях, где работают знакомые, как туда можно попасть. В зарубежных корпорациях всегда много реферальных программ: знакомые могут порекомендовать тебя и получить за это деньги.

Мне было тяжело, это правда. Сложно, когда все тусуются, а у тебя нет на это денег. Сложно, когда все наслаждаются жизнью, а ты думаешь, хватит ли тебе на следующую неделю. Все путешествуют, на выходные уезжают к семьям, а ты ходишь кругами по маленькому городу и сходишь с ума, пока еще не налажены связи и иностранный язык ты знаешь, мягко скажем, так себе. В общем, сложностей много, но окружение тянет вверх.

Вывод № 3
К поступлению нужно основательно готовиться, чтобы учесть все нюансы

Kirill Dolgin
советует налегать на английский

Сейчас как раз учусь в одном из таких вузов. Да, такое образование меняет жизнь к лучшему. Но есть множество нюансов. Начать можно с того, что большая часть грантов достается гражданам страны, в которой находится вуз. Вторая важная деталь — источник мотивации самого студента. Если он сам захотел уехать, выбрал программу, подготовился и сам поступил — это лифт. Если его «изнасиловали» родители и пропихнули в крутое место, где все как в сказке, — это бесполезно.

Мне еще далеко до своих детей, но думаю, что правильнее подготовить разные возможности для ребенка и в момент, когда он будет делать выбор, описать плюсы и минусы каждой и дать подростку самому решить, чего он хочет.

Лучше учить английский и начинать подготовку к поступлению в вуз или старшую школу за границей примерно с девятого класса, так как в топовые места нужен топовый английский. Большинство русских студентов, которые учатся в лучших американских вузах, до этого проучились в американских школах один-два года. Из российских школ в Гарвард практически не берут. Возможно, есть исключения — победители международных олимпиад и звездные спортсмены.

Вывод № 4
Отличники без амбиций не добиваются успеха в зарубежных вузах

Hedonist
не одобряет поведение некоторых родителей

Получила МВА в Европе. Если кратко: да, это послужило социальным лифтом. Но у всех разные представления об успехе: кто-то мечтает о С-уровне в международной корпорации, а кому-то будет достаточно обеспечивать основные потребности при работе 20 часов в неделю в стране со стабильной политико-экономической ситуацией.

Получить гранты и стипендии возможно, но удается это не столько проектам сверхамбициозных родителей, сколько тем, кто сам горит идеей, готов биться о стены, получать отказы и все равно идти дальше. Классические отличники, которых с детства натаскивали на успех, обычно сдуваются после первых неудач или выгорают от достигаторства родителей за свой счет. Предугадать, какой личностью ребенок вырастет и что будет нужно ему, представляется мне очень сложным.

Плюс на большинство программ МВА, которые как раз дают серьезный карьерный скачок, часто априори нет грантов. Обычно либо студенты сами оплачивают их в кредит, либо обучение спонсирует корпорация, где работает перспективный сотрудник.

На мой взгляд, гораздо эффективнее дать ребенку возможность развиваться в разных направлениях и показать ему мир с разными моделями успеха, чем с двух-трех лет натаскивать на Гарвард. В какой-то момент человек сам определится, чего хочет, и разберется, как туда попасть.

Вывод № 5
Поступить в вуз за границей легче, чем его окончить

Анна Малиновская
не считает престижный вуз залогом успеха

Мнение студента Лиги плюща: я считаю, что образование в зарубежном вузе не обязательно приведет к успеху. Если человек талантлив, то будет успешен и без престижного диплома, а если нет — то и престижный диплом не поможет.

Я видела очень много историй, когда люди поступают в престижный вуз, скажем, один из Лиги плюща, но потом бросают, или их отчисляют. А отчисляют в Лиге плюща очень легко. Еще знаю людей, которые уже окончили хороший вуз, но так и не смогли самореализоваться. Все всегда зависит от человека. Конечно, поступление в престижный университет может облегчить вашему ребенку жизнь, но только в том случае, если у него изначально были знания, умение мыслить и такое отношение к жизни и карьере, которое делает людей успешными.

Вывод № 6
Успех после обучения за границей гарантирован только детям из богатых семей

Альф
не видит особенной ценности в своем образовании

Я окончил программу двух дипломов, два года отучился в Лондоне. Дало ли мне это что-то? Скорее нет, чем да. Считаю тезис «учеба за границей = успех» выдуманным, потому что за границу в основном едут дети богатых родителей, а они априори в будущем будут успешней и богаче, чем дети из простых семей.

Помню из жизни два примера: две девочки-отличницы, одна из школы, вторая из вуза, обе у меня вызывали восторг своим умением учиться, обе бесплатно учились за границей. Одна теперь работает учителем английского в онлайн-школе, а вторая в банке кредитки пенсионерам втюхивает. Я за то, чтобы ребенок сам выбирал свой путь. Если он не станет миллионером, меньше я его любить не стану. Сначала спросите своего ребенка, хочет ли он добиваться успешного успеха, а то получится, что он реализует ваши мечты.

Вывод № 7
Зарубежные вузы дают бесценный опыт и практические навыки

Виктор Федяшев
освоил полезные навыки

Я получил высшее образование в иностранном вузе, если быть точнее — в одном не топовом финском университете, и я вижу в этом только позитив:

  1. Бесценный опыт жизни за границей, общение с различными интересными людьми, расширение кругозора и полноценная самостоятельная взрослая жизнь.
  2. Получение по большей части практических знаний, а не теоретических — по крайней мере, в моем универе. Да, в каких-то областях в российских средних университетах дадут больше знаний, но в работе они никому не нужны, нужны навыки: коммуникация, работа в команде.
  3. Если у вас в резюме есть строчка, что вы учились за границей, это визитная карточка на первое собеседование при приеме на работу. Дальше все, конечно, зависит от знаний и опыта.
  4. Если продолжать учебу за границей, то будет меньше сложностей с подтверждением и переводами документов.

Если сравнивать обучение в среднем вузе в России или за границей, то я определенно выберу второе. Но я говорю только про свой опыт в гуманитарной сфере и ничего не могу сказать про технические специальности.

Вывод № 8
После обучения за рубежом проще увидеть и использовать возможности для самореализации

Oksana Kanavina
рада, что училась в Англии

Я училась не в Гарварде, конечно, но в Англии. Есть знакомые, которые примерно в то же время учились там же. Не скажу, что я и мои знакомые несказанно богаты, но мы явно легче приспосабливаемся к жизни, видим, где можно извлечь пользы больше, чем другие, наш кругозор намного более богат, и такой багаж мы еще и своим детям передадим. А если к этому добавить количество связей, приобретенных во время учебы за границей, то и шансы на успех увеличиваются в сотни раз. И да, все знакомые — владельцы собственного бизнеса, как и я.

А мой папа заработал неплохое состояние в 90-х на фоне развала, у него было высшее советское образование, никаких оксфордов. Это везение.

Вывод № 9
Не обязательно стремиться в самый престижный зарубежный вуз

Daria Klementeva
ценит ум и находчивость

Скажу про Европу по своему опыту и опыту окружения. Если ваша цель — оказаться в другой стране и там закрепиться, то не так важно, какого уровня будет вуз. Хороший инженер может быть выпускником чего угодно, гораздо важнее иметь нужные навыки и подходить компании, а диплом будет скорее гарантией, что ты все-таки знаешь, какую шестеренку куда вставлять. С бизнес-школами становится чуть важнее окружение: с одной стороны, да, оно помогает, связи полезны, особенно когда из двух схожих кандидатов выбирают того, что с рекомендациями, но с другой — без этого топового окружения ты не будешь сильно хуже, вполне реально добиться того же.

Зарубежное образование не дает успеха в жизни. Добиваются те, у кого есть ум, находчивость и умение получать нужные навыки в нужный момент. Да, в топовых вузах больше концентрация таких людей, и поэтому кажется, что выпускники Гарварда более успешные, — просто туда отбирают тех самых находчивых ребят. Это опять же мои личные наблюдения: способный человек добьется успеха как после Гарварда, так и после бизнес-школы в каком-то никому не известном городке.

Что важно: после российской школы берут далеко не везде и не всегда, поэтому, если планы действительно серьезные, надо решать вопрос со старшими классами и, возможно, переводиться в зарубежную школу.