Этот текст написал читатель Т—Ж. Если вы тоже хотите поразмышлять о чем-то вслух и открыть свою дискуссию, заполните эту форму.

Мне 30 лет, и я всю жизнь живу в Люберцах.

Несмотря на все недостатки, до недавнего времени я находила прелесть в этом городе. Но то, что сейчас происходит вокруг, заставляет задуматься, а стоит ли продолжать здесь жить.

Бесконечные пробки и трасса посреди города

Я живу недалеко от метро «Котельники». Чтобы попасть домой, мне нужно проехать две остановки по шоссе в сторону области. Дорога, на которую уходит пять минут в ночное время, после работы занимает все сорок. Правда, последний год шоссе расширяют, но пока это только вредит трафику.

Люберцы находятся на юго-востоке Москвы. Железная дорога делит город на две части. Южную часть пересекает Октябрьский проспект, который забит транспортом и днем и ночью. Есть еще Новорязанское шоссе, которое огибает ту же южную часть, но и оно стоит намертво в часы пик. Узкие улицы северной стороны города тоже не справляются с большим потоком машин. При этом дойти пешком до дома также проблематично — часть пути проходит по проспекту с множеством полос, но без тротуаров.

Для борьбы с пробками на Октябрьском проспекте правительство города выбрало ужасающее решение. Проспект представляет собой четырехполосную дорогу, с обеих сторон которой росли старые большие деревья. Летом они обеспечивали тень, добавляли городу привлекательности плюс отгораживали близко стоящие к дороге дома от пыли.

В 2019 году было решено реконструировать проспект. Через старую часть города построят эстакаду — на уровне третьего этажа домов. Для этого вырубят деревья: половину уже убрали, несмотря на протесты жителей, которых просто никто не слушал. Таким образом, зеленый проспект превратится в двухуровневое шоссе, что испортит и без того неидеальную экологию города.

А люди будут смотреть из окон на шумоизоляционные экраны.

Жильцы уже начали продавать квартиры, окна которых выходят на Октябрьский проспект. Но о расселении домов речи не идет, хотя расстояние между ними и эстакадой составит всего пять метров. Часть домов вовсе в аварийном состоянии, и есть риск, что они могут обрушиться из-за близкой стройки. При этом проблема пробок все равно не решится, так как восемь полос новой трассы будут сливаться в четыре на выезде из города.

Общественный транспорт

Маршрутки. В городе практически нет нормального транспорта: 80% пассажиропотока перевозят маршрутные такси. Чтобы добраться до метро «Котельники» и обратно домой, я проезжаю две остановки и трачу 100 Р в день. Проезд от станции «Выхино» в одну сторону стоит на 5—10 Р дороже. Я ездила в Москву на учебу, теперь езжу на работу. В общей сложности 15 лет я пользуюсь маршрутками и потратила на проезд уйму денег. Тарифы повышают каждый год.

Метро. Знаменитая Таганско-Краснопресненская линия метро перегружена в любое время суток. Утром на станции «Котельники» нередко происходят скандалы. Однажды две женщины при мне не поделили место. Та, что осталась стоять, стукнула свою соперницу по голове и выбежала из вагона. Но двери вопреки ее ожиданиям не закрылись, и женщина, которая смогла занять место, выбежала на перрон догонять обидчицу. Некрасовская линия не сильно разгрузила ветку, хотя на «Выхино» по утрам стало гораздо свободнее. Но это не отменяет давки внутри вагонов с утра и до поздней ночи.

Помимо прочего, рядом с метро «Котельники» возводят все новые и новые многоэтажки, жители которых увеличат и без того предельную нагрузку Таганско-Краснопресненской линии и Новорязанского шоссе.

Электричка. В Люберцах есть железнодорожная станция. Я пользовалась ей во времена студенчества, чтобы добраться до института. Сейчас предпочитаю другие варианты, так как станция находится далеко от моего дома. Чтобы до нее добраться, придется постоять в пробках, ведь единственный маршрут проходит через Октябрьский проспект.

Поезда в сторону Москвы загружены сверх меры вплоть до станции «Выхино». После уже гораздо свободнее, можно даже сесть. Но до нее нередко приходилось добираться в жуткой давке в тамбуре. Устаревшие составы, духота и неприятные запахи тоже не способствуют желанию пользоваться электричками.

Жилье в новых и старых районах

Бывшие поля аэрации застроены сотнями однотипных высотных домов, между которыми почти нет деревьев. Как в любом новом районе, жители вынуждены гулять среди машин, запаркованных по обе стороны дороги. Проехать между ними тоже очень сложно, постоянно боишься задеть чей-то автомобиль. Если понадобится проехать скорой или пожарным, скорее всего, у них это не получится.

Стоимость однокомнатной квартиры в такой многоэтажке, которая находится в 25 минутах от метро «Некрасовка», начинается от 3 800 000 Р за 25 м². Средняя цена двухкомнатного варианта — 4 700 000 Р за 38 м². За эти деньги можно купить квартиру с отделкой и видом на соседские окна. Чем ближе к метро, тем выше цены. Например, в ЖК «Самоцветы» недалеко от метро «Жулебино» можно найти однокомнатную квартиру за 7 500 000 Р и трехкомнатную за 13 350 000 Р.

Я живу в двухкомнатной квартире в хрущевке. Здесь прописано два человека, поэтому за услуги ЖКХ плачу в среднем 6000—7000 Р. С учетом пандемии и резко сократившейся зарплаты это почти все мои деньги. Наш дом довольно крепкий. Трубы отопления спрятаны в стенах, поэтому зимой в квартире очень жарко. У нас регулярно проводят косметический ремонт, но я все равно не понимаю, за что плачу такие суммы.

Работа

В городе много вакансий продавцов-консультантов, администраторов, менеджеров. Средняя зарплата — от 35 до 50 тысяч рублей.

Моя мама работает в компании, которая производит кофе, и получает 50 тысяч рублей. Производство находится прямо в городе: мама не пользуется общественным транспортом и практически не ездит в Москву. Компания также оплачивает обеды для сотрудников. При таком формате работы ее зарплату можно считать приемлемой для Люберец.

Грязь и свалка

Улицы в старой части города приводят в порядок очень редко и делают это достаточно избирательно. В сырую погоду невозможно пройти по городу в хорошей обуви. Грязь, лужи и разбитые тротуары, а иногда и полное их отсутствие — это то, что ужасно бесит. Зимой же плохо убирают снег и лед. Единственное место, которое привели в порядок, — улица Кирова. Здесь оставили старые деревья, покрасили дома и даже проложили велосипедные дорожки.

Два года назад в промзоне на Котельническом проезде появилась свалка. Сначала это было неочевидно, но позже стаи чаек и неприятный запах стали привлекать внимание. Хотя компания, которая устроила это, обозначила свою деятельность как «сортировка и переработка мусора», факт остается фактом: администрация Люберец допустила организацию свалки в черте города.

Развлечения и зоны отдыха

В Люберцах есть две зеленые зоны — по одной на каждую сторону города. Центральный парк недавно привели в порядок, но весьма своеобразно. Большую часть деревьев вырубили, проложили через парк широкую дорогу, добавили пару детских площадок, но заняться здесь все равно нечем. Парк очень маленький, а единственный фонтан в центре зачем-то обнесли некрасивым забором. Зато по вечерам он «поет».

Наташинский парк на северной стороне Люберец чуть больше. Здесь есть развлечения для детей: этим летом обещали построить колесо обозрения и водные аттракционы на прудах. Складывается впечатление, что об этой части города заботятся больше, чем о южной стороне. Но один минус все же есть. Вокруг прудов собираются пьяные компании, которые отлично проводят время в местных кафе.

По вечерам парк затянут дымом от шашлычных.

Люберецкий дом культуры предлагает сомнительные спектакли, на которые пойдут разве что пенсионеры по бесплатным билетам. Местный дворец спорта «Триумф» «балует» программами посерьезнее: сюда приезжает Стас Михайлов и прочие «звезды». Еще есть три кинотеатра, что, конечно, плюс.

За культурными развлечениями приходится ездить в Москву. Но при кажущейся близости Люберец к столице эти поездки все же утомляют, ведь дорога занимает большую часть времени. Зато у нас есть два «Макдональдса», «Шоколадница», «Тануки» и «Якитория» — эти блага цивилизации добрались до Люберец и, к счастью, держатся здесь много лет. Все несетевые пабы и бары, которые открывались в городе, оказались нерентабельными, и их закрывали в течение пары лет.

Никакой культуры

Слухи о том, что Люберцы — криминальная столица Подмосковья, сильно преувеличены. Когда-то это было правдой, но сейчас здесь спокойно. Наверное, все преступники постарели, и теперь просто пьяные шатаются по улицам. Так что жить здесь не опаснее, чем в других подмосковных городах.

Но в Люберцах не покидает ощущение, что вас окружают маргиналы. Люди считают нормальным кричать под окнами днем и ночью, могут жарить шашлык прямо у подъезда и до сих пор развешивают белье во дворе.

Неподалеку от города есть два карьера, где все лето не прекращаются пикники, из-за которых берега и окрестный лес покрыты горами мусора. При этом мусор практически не вывозят, и жителям местных СНТ приходится убираться самостоятельно. Кстати, купаться здесь запрещено, но все купаются. Часто посиделки заканчиваются выяснением отношений и драками. Недавно мы с молодым человеком организовали пикник. Рядом с нами расположилась компания: за полчаса они успели напиться, оглушить всех музыкой и подраться с соседями по пляжу.

Итого

В Люберцах осталось совсем немного красивых мест, и я очень переживаю, что последний кусочек истории снесут в угоду новостройкам. Приятно гулять в больших зеленых дворах, но потом вы снова выходите в пыльный грязный город, который скоро превратится в трассу.