Авто
84K

Личный опыт: мы решили жить в городе без машины

Продали свою и теперь ездим на общественном транспорте

Мы обычная петербургская семья с двумя детьми. В конце 2017 года мы устроили эксперимент: отказались от машины и начали использовать другие виды транспорта.

Анна Седых

продала машину

В этой статье расскажу, почему мы решили продать машину, удалось ли нам сэкономить на транспортных расходах и сохранить привычный комфорт.

У нас была машина — Киа Соул 2011 года, но ездили мы на ней преимущественно по району, а за город выбирались крайне редко

Почему мы решили продать машину

В 2011 году у нас родился первый ребенок. Тогда же мы единогласно решили, что ездить в общественном транспорте с ребенком опасно для его здоровья и маминых нервов, и купили новую Киа Соул из салона. 200 тысяч рублей потратили из своих сбережений, еще 300 тысяч взяли в кредит. На этой машине мы семь лет возили сначала одного, а потом и двоих детей в сады, кружки, поликлинику, на дачу и к бабушкам. И с каждым годом поездки на этой машине становились все менее комфортными. Расскажу почему.

Сложности с парковкой. Мы живем в спальном районе Санкт-Петербурга. Со временем во дворе стало невозможно припарковаться. По вечерам на поиск парковки уходило 20 минут, еще 10 минут приходилось идти до подъезда. Летом 2017 в городе начали активно работать эвакуаторы: как-то нашу машину дважды за неделю эвакуировали с привычного места у метро «Приморская».

В центре города припарковаться стало еще сложнее. Чтобы просто погулять по центру и пройтись по магазинам, мы ставили машину на платную подземную парковку торгового центра. Час парковки — 100 ₽.

Машины напротив метро «Приморская». Отсюда наш автомобиль эвакуировали дважды
Среда, пять вечера, двор нашего дома. Свободных мест для парковки уже нет

Пробки. В начале 2017 года в нашем районе, на Васильевском острове, открыли въезд на платную трассу, огибающую город со стороны моря, — Западный скоростной диаметр. Это частично парализовало движение: новые развязки и дороги построить не успели, а поток машин, проезжающих через район, увеличился в 2—3 раза.

Выезжая из двора, мы сразу вставали в пробку. Теперь в час пик добраться до поликлиники на другой конец района было быстрее пешком или на метро. Чтобы везде успевать, я выезжала заранее. В центр все чаще ехала на метро, а обратно домой — на такси.

Как грамотно потратить и сэкономить
Рассказываем в нашей рассылке дважды в неделю. Подпишитесь, чтобы совладать с бюджетом

Дорогое обслуживание. Мы редко путешествовали на машине за город и ездили в основном в выходные. В 2017 году пробег нашего автомобиля составил всего 5 тысяч километров. Бывали месяцы, когда мы использовали машину всего 3—4 раза.

Но при этом тратить на содержание автомобиля мы стали больше. Кто-то «притер» нашу машину во дворе, пришлось ремонтировать ее за свой счет. Еще мы купили новые дворники и заменили лампы в фарах. Эти заботы всегда возникали неожиданно, а на их решение требовалось время.

Потратили на содержание Киа Соул, АКПП, 126 л. с. в 2017 году — 36 475 ₽

ГодЦенаПробегПотратили
201638 ₽8543 км32 464 ₽
201740 ₽5138 км20 552 ₽

Доступный и удобный общественный транспорт. Мы заметили, что стали чаще использовать общественный транспорт и такси. В интернет-банке нам доступна статистика по семейной карте: траты на транспорт в 2016 году составили всего 4 тысячи рублей, а в 2017 — уже 26 тысяч.

В конце 2017 года в Петербурге начали развиваться сервисы каршеринга. Мы решили попробовать вообще отказаться от собственной машины в пользу общественного транспорта, каршеринга и иногда такси.

В 2016 году мы потратили на общественный транспорт 4010 рублей
За 2017 год расходы на общественный транспорт выросли в шесть раз — до 26 244 рублей

Как продали автомобиль

К машине мы привыкли, и решиться на продажу было сложно. Разместили объявление, но все время откладывали просмотры.

Друзья и близкие были против. Они считали наш эксперимент блажью и предлагали больше зарабатывать, раз уж я начала считать траты на машину. На аргументы об экономии времени, пользе для экологии и собственном спокойствии они отвечали «а вдруг»: вдруг соберемся на машине на юг (никогда не ездили), вдруг надо будет везти в больницу больного ребенка (никогда не возили), вдруг мужу негде будет ночевать после домашней ссоры (бетонный аргумент холостого друга).

В общем, так мы откладывали просмотры почти четыре месяца, а потом продали машину всего за день: одновременно пришло время обновлять ОСАГО и поступило предложение о покупке. Мы решили перестать наконец вкладываться в машину, которая просто стояла во дворе, и тут же ее продали.

Первые дни без автомобиля

К резкому старту эксперимента семья оказалась не готова: наступили выходные, мы проспали электричку на дачу, пришлось просить друга отвезти нас. Внезапно нашлись мелкие повседневные дела, в которых мы привыкли использовать машину, и без нее было неудобно.

Чтобы съездить в магазин или забрать детей из сада, стали использовать такси и каршеринг. Они выручали не всегда. Однажды мы опоздали на свадьбу друга: шел дождь, такси предлагали ждать 40 минут, а каршеринга рядом не оказалось. Пришлось осваивать другие виды транспорта — в вечерних костюмах и с зонтиком мы поехали в центр на автобусе. Пропустили официальную регистрацию брака и успели только на торжественную фотосессию.

53 000 ₽
мы потратили на транспорт без автомобиля

За год без машины мы потратили 53 тысячи рублей на транспорт, открыли для себя пару полезных приложений и изменили образ жизни. Расскажу по порядку.

Как строим маршруты

В нашем районе хорошо развита транспортная инфраструктура: есть две станции метро, трамвай, троллейбус, маршрутки и автобусы. Здесь много светофоров, а остановки транспорта расположены через каждые 500 метров, поэтому средняя скорость общественного транспорта — примерно 20 км/ч.

Оставшись без машины, я составила список постоянных маршрутов на каждый день недели. Напротив каждого маршрута вписала варианты транспорта и примерное время на дорогу. По плану на поездку из сада до кружка на машине должно уйти 10 минут, а на автобусе — 20 минут. В реальности поездки на автобусе по этому маршруту занимают все 40 минут: я забыла учесть время на прогулку с ребенком до остановки и ожидание нужного автобуса.

Так выглядел мой изначальный план. В списке я отметила места, где сложно припарковаться, но не учла время на ожидание автобуса

Нам понадобилось полгода, чтобы изучить весь общественный транспорт района, научиться планировать свои поездки и никуда не опаздывать. У каждого появились любимые номера маршрутов, удобные остановки, чтобы подгадать под пустой автобус, и приоритетные станции пересадки в метро.

Сейчас свои поездки планируем так:

1. В зависимости от того, есть ли пробки по маршруту, выбираем метро или наземный транспорт. Наземный — в приоритете.
  2. Определяем ближайший автобус, стоимость такси, ближайший каршеринг.
  3. В метро спускаемся, только если пробки больше 8 баллов.

У меня ненормированный рабочий день. Дорогу с работы до дома я планирую так:

1. Если пробок нет, еду на наземном транспорте.
  2. Если автобус подходит и уже рядом, еду на нем.
  3. Если автобуса не ожидается, смотрю такси: часто оно стоит столько же, сколько и каршеринг.
  4. Если цена такси все-таки выше, ищу машину каршеринга.

Какой транспорт используем

Все маршруты мы планируем для наземного общественного транспорта, такси и каршеринга. Метро всегда остается вариантом на крайний случай, потому что для нашей семьи это самый некомфортный способ передвижения: там очень шумно и нам не нравится запах под землей. Расскажу, что мы используем, чтобы сделать каждый вид транспорта максимально удобным для поездок с детьми.

Автобусы и маршрутки. Проезд в автобусе я оплачиваю транспортной картой «Подорожник». С ней поездка в автобусе или троллейбусе стоит 31 ₽, а если платить наличными — 40 ₽. В маршрутках всегда расплачиваюсь наличкой, поскольку был печальный опыт оплаты «Подорожником»: за одну поездку с карты списали двойную сумму. Проверить это сразу невозможно: никаких чеков по транспортной карте не приходит.

Наземный транспорт я отслеживаю на сайте bustime.ru, он показывает время прибытия нужного автобуса к ближайшей остановке. Остановки маршрута показаны в виде таблицы со временем прибытия. Я поставила фильтр и вижу автобусы только своих маршрутов.

Видны все автобусы на линии и время прибытия к каждой остановке

За год автобус пару раз приходил раньше указанного на сайте времени, но в остальном этот сервис для меня незаменим, особенно в плохую погоду. С ним стало гораздо проще добираться на автобусе и маршрутках до детских кружков: достаточно посмотреть, когда и на какой ближайшей остановке будет автобус, чтобы спланировать путь. Если автобуса ждать долго, мы едем на такси или успеваем зайти за продуктами в супермаркет.

Автобусы в Петербурге ездят по выделенным полосам для общественного транспорта. Это экономит время. Такси с лицензией тоже могут передвигаться по этой полосе, а вот машины каршеринга на полосу пока не пускают.

На моем маршруте есть места, где часто и стихийно возникают пробки. Если я вижу затор, выхожу на остановке и спускаюсь в метро. Перед чемпионатом мира 2018 года спешно чинили мосты, перед ними всегда были пробки. В хорошую погоду я выходила из автобуса, переходила мост пешком и садилась на другой маршрут по ту сторону пробки. К тому же автобусы часто объезжают район извилистым маршрутом — пройти дворами иногда быстрее.

Электрички. Для поездок за город мы установили приложение «Пригород». В нем удобно смотреть расписание электричек и покупать билеты со скидкой 5%. Скидка пустяковая, а вот возможность не стоять в очереди за билетами — бесценна.

В приложении «Пригород» можно уточнить расписание и купить билет

Когда покупаете билеты в приложении «Пригород», важно, чтобы с собой был паспорт и был заряжен телефон. Удостоверение личности обязательно спрашивают контролеры в электричке. Если паспорта нет или его номер не совпадает с указанным в билете, придется купить бумажный билет и заплатить сбор за его оформление.

Однажды у меня сел телефон и я не смогла отсканировать электронный билет у турникета на выходе со станции. Мне предложили купить бумажный билет с ближайшей станции и заплатить штраф. Хорошо, что с собой было зарядное устройство и контролер разрешила мне занять розетку. Через пять минут я отсканировала билет и покинула станцию.

С электричкой мы точно знаем, сколько будем ехать. До поселка моих родителей дважды в день ходит электропоезд. Путь в 60 км он проходит за 1 час 10 минут, цена — 119 ₽ за взрослого. Для сравнения: за все годы наших поездок на машине в среднем в пути мы проводили 2 часа зимой и 3—4 часа с пробками летом.

Очередь за билетами на Балтийском вокзале в пятницу вечером. Удобнее покупать через приложение

Скоростные поезда. В Великий Новгород, Псков и Петрозаводск из Петербурга ходят скоростные поезда «Ласточка». В них удобные сиденья, есть туалет, можно купить чай и воду. Вполне комфортные условия для детей в трехчасовой поездке. Билеты с местами надо покупать заранее.

На «Ласточке» мы уже ездили в Псков и Великий Новгород. Прошлым летом дорога в Псков обошлась нам в 3000 ₽ в обе стороны, а на билеты в Великий Новгород мы потратили 2500 ₽. Платили за троих: младшему ребенку тогда еще не было 5 лет. На вокзале этих городов мы брали такси до отеля — это 50—70 ₽, а по городу гуляли пешком. Летом лучше ехать в будние дни: меньше туристов и свободнее в поезде.

До нашей деревни ходит такой поезд: еще не «Ласточка», но уже не обычная электричка

Такси и каршеринг. В 2018 году мы 91 раз вызывали такси и 43 раза пользовались каршерингом. На такси за год потратили 24 тысячи рублей, а на каршеринг — только 5 тысяч. После продажи автомобиля мы планировали активно использовать каршеринг, но оказалось, что чаще все-таки выбираем такси.

29 000 ₽
мы потратили за год на такси и каршеринг

В Петербурге много машин каршеринга, но они в плохом состоянии: часто горит лампа неисправности двигателя, на лобовом стекле трещины, нет омывайки и люфтит руль. У такси тоже есть недостатки, но нам кажется, что для детей такси безопаснее, потому что там есть детское кресло.

В марте 2019 в приложении каршеринга тоже появился фильтр по машинам с детским креслом, но пока таких машин мало: из 49 машин рядом с нами нет ни одной с креслом. Вне часа пик цены на такси и каршеринг различаются незначительно.

Это цена поездки на каршеринге
А это расчет поездки в такси. Разница всего 32 рубля в пользу каршеринга, и то только потому, что Яндекс применил тариф при повышенном спросе

Сколько сэкономили

Мы подсчитали, что, отказавшись от автомобиля, сэкономили 30 000 ₽ за год, или 2500 ₽ в месяц. Это два билета в аквапарк, или один семейный поход в кафе, или половина месячной платы в кружке фигурного катания.

Деньгами, полученными от продажи машины, мы закрыли ипотеку — больше не платим проценты банку и годовую страховку. Так мы получили экономию еще около 60 тысяч рублей в год. Но решение закрыть ипотеку мы приняли уже после продажи автомобиля, оно не влияло на отказ от машины. Поэтому ради чистоты эксперимента я упомяну эту сумму, но в таблице с расчетами ее учитывать не буду.

2500 ₽
мы экономим на транспорте в месяц, отказавшись от автомобиля

Расчет приведен конкретно по нашей ситуации: мы живем в районе, где много транспорта и магазинов, школа, кружки и работа — всё рядом.

Сколько потратили на транспорт

Расходы на свою машину
2017 год57 027 ₽
2018 год0 ₽
Расходы на такси и каршеринг
2017 год10 540 ₽
2017 год83 271 ₽
2018 год53 807 ₽

Результаты эксперимента

Вот какие изменения произошли в жизни нашей семьи, когда мы отказались от машины:

1. Сэкономили 30 тысяч за год на транспорте.
  2. Хорошо узнали район. Пройти дворами иногда оказывалось быстрее, чем объезжать на машине.
  3. Избавились от хлопот, связанных с автомобилем. Испытали ощущение свободы, когда в начале зимы все меняют резину и стоят в очереди на шиномонтаж, а нам это не нужно. Или когда весь двор завален снегом и заставлен впритык, а мы рады, что идем домой пешком.
  4. Стали больше гулять с детьми. Ушла мысль, что общественный транспорт — зло.

Не обошлось и без минусов:

1. Утратили мобильность. Теперь каждый выезд на природу или в другой город надо планировать заранее.
  2. Трудно объяснить младшему ребенку, что такое совместное потребление. Когда видит машину каршеринга, переживает, что забрали нашу машину.

Итоги

Жизнь без машины в большом городе требует больше планирования и дисциплины. За редким исключением, передвигаться на машине быстрее, чем на общественном транспорте.

Дети и общественный транспорт совместимы. В кружки и поликлиники мы ездим в будние дни и не в час пик. В это время в транспорте мало пассажиров и есть свободные сидячие места. От поездок в автобусе дети не стали чаще болеть или чувствовать себя менее счастливыми. В метро с детьми бываем редко, стараемся искать альтернативу.

Наши знакомые иногда интересуются, будем ли мы продолжать эксперимент. Но мы уже не относимся к отказу от машины как к временной мере. Несмотря на небольшой экономический эффект, без машины нам удобно. Мы научились использовать общественный транспорт и не отказываем себе в тратах на такси. Для нас отсутствие машины — это свобода, когда мы не связаны обязательством платить налог и ОСАГО, когда не надо волноваться о сохранности машины во дворе.

Редкие приступы тоски по собственному автомобилю, конечно, случаются. Чаще всего это происходит в душном, плотно набитом автобусе, который ползет со скоростью 20 км/ч. Но к старому варианту владения авто мы не вернемся. Купили себе самокаты и следим за развитием беспилотного транспорта.