Нанимаетесь во французскую компанию, работающую в России. Смотрите, как там все устроено. Просите о переводе в штаб-квартиру. Бум — теперь вы живете в Париже.
В 2012 году я поступил на учебу в бизнес-школу во французском Дижоне с прицелом найти работу в одной из европейских стран. Во время обучения мне представилось много возможностей попасть на стажировку в крупную компанию. Но была проблема: везде требовалось гражданство ЕС. Поэтому после получения диплома мне пришлось вернуться в Россию.
Тогда я решил зайти с другой стороны: устроился на работу в представительство французского банка в Москве, немного там осмотрелся, узнал, как организованы процессы, какие требования для карьерного роста, и, когда подвернулся удобный момент, попросил о переводе в головной офис банка во Франции. Словом, мама, теперь я — парижанин!
Виза и переезд
Так как меня официально переводили из московского офиса нашей компании в ее штаб-квартиру в Париже, все документы на визы для меня, жены и ребенка помог оформить работодатель. Он сам заполнил за нас все анкеты, перевел нужные документы на французский и сделал для них апостиль.
Но сам процесс получения визы в визовом центре ничем не отличался от обычного: нам тоже пришлось брать номерок, сдавать пакет документов в окошко, а потом сканировать отпечатки пальцев. Единственное различие — время ожидания визы: мы получили ее только спустя полтора месяца после подачи документов. За всю семью заплатили 30 324 ₽ — эти деньги мне потом компенсировал работодатель.
Нам выдали визу типа D, которая действовала всего 3 месяца. За это время нам нужно было въехать во Францию, найти квартиру, а потом прийти в префектуру по месту проживания, чтобы подать документы на получение «титр-де-сэжур» (titre de sejour) — вида на жительство. Выглядит он как пластиковая карта и обычно делается за 1—2 месяца, но мне не повезло: по доброй французской традиции на заводе пластиковых карт была забастовка. В итоге я получил титр только спустя 4 месяца.
Французский ВНЖ действует 4 года с правом пролонгации. Он дает возможность негражданам Европейского Союза легально работать во Франции. Но так как меня в Париж пригласил работодатель, я считаюсь ценным высококвалифицированным специалистом и обладателем голубой карты. С ней я могу спокойно работать не только во Франции, но и в других странах ЕС.
Еще один приятный бонус такого статуса — возможность подать на французское гражданство уже через 5 лет жизни в стране. Но я получать французское пока не планирую.
Поиск жилья с агентством
Помимо помощи с оформлением всех документов для визы, работодатель предоставил мне так называемый приветственный пакет — это когда при переезде в другую страну компания оплачивает вам пребывание в отеле, пока вы не найдете себе жилье на длительный срок, а еще возвращает затраты на оплату визы, билетов на самолет и расходы на обустройство в новой квартире. По моим приблизительным подсчетам, эта штука сэкономила мне 5000—7000 € (436 250—610 750 ₽) расходов на переезд.
- 7000 €
Найти приличное жилье в этом городе — очень сложная задача. Сначала я рассуждал так: раз уж мы оказались в Париже, да еще и за счет банка, надо поселиться в самом центре, чтобы ходить на работу пешком, а по утрам совершать пробежки по набережной Сены с видом на Лувр, Эйфелеву башню и Нотр-Дам.
Чтобы я побыстрее нашел квартиру, работодатель нанял мне в помощь специальное агентство, которое сразу слегка остудило мой пыл, порекомендовав более спокойные и доступные районы города: 14-й, 15-й, 19-й и 20-й. Я решил, что эти ребята — профессионалы, поэтому полностью им доверился и делал все, что они мне говорили. Так я прошел через все круги французского гражданско-бюрократического ада.
Процесс поиска жилья здесь начинается с «досье» — специальной анкеты, к которой нужно приложить следующие бумаги:
- Копию документа, удостоверяющего личность.
- Копию документа об уплате налогов за прошлый год.
- Последний зарплатный лист, иногда — последние три.
- Трудовой договор — обязательно CDI, то есть бессрочный контракт. Кандидатов с временным контрактом даже не рассматривают.
- Документ об отсутствии или прохождении испытательного срока.
- Подтверждение того, что вы уже где-то живете во Франции.
- IBAN — номер счета во французском банке.
С пунктами 2 и 6 проблемы возникают не только у иностранцев, но и у местных, например тех, кто долго работал за пределами Франции. Если у вас нет этих документов, можно приложить мотивационное письмо с кратким описанием ситуации и парой фраз о том, почему сдать квартиру нужно именно вам. По моему опыту, почти никто из агентов не заморачивается прочтением таких писем, так как спрос от нормальных кандидатов и так превышает предложение.
Благодаря списку документов, агенту и собственнику квартиры ваша жизнь видна как на ладони. Во многом это связано с жестким законодательством в сфере аренды жилья. Во Франции закон хорошо защищает права квартиросъемщиков. Выселить их за неуплату очень сложно, а выгнать в зимние месяцы и вовсе нельзя.
Прекратить договор аренды можно, только уведомив жильца за определенное время, прописанное в документе. Если он не получил уведомления, то договор считается пролонгированным еще на такой же период. Срок обычно зависит от вида квартиры. Меблированные, как правило, сдаются на год, без мебели — на срок от года до 3 лет.
Но уже на этапе составления досье сотрудники агентства аккуратно намекнули мне, что я слишком сильно раскатал губу, надеясь получить просторную квартиру с полностью оборудованной кухней, ванной и балконом. Видимо, по их мнению, моего дохода не хватало, чтобы позволить снимать жилье такого уровня. В Париже принято, чтобы арендная плата не превышала 30% от чистой заработной платы жильца.
В итоге ни одна квартира из предложенных мне не понравилась. Поэтому я уволил агентство и занялся поисками жилья самостоятельно.
Самостоятельный поиск жилья в Париже
На него у меня ушло больше месяца, в течение которого поиски подходящей квартиры стали для меня полноценной второй работой. Каждый вечер я садился за компьютер, по 3—4 часа просматривал объявления на сайтах и составлял список для обзвона, которым занимался все следующее утро.
Самые популярные сайты с квартирами в аренду во Франции — это Leboncoin, Seloger и PAP. Но основная их проблема в том, что там довольно много объявлений о квартирах, которые уже сданы. Как мне объяснил один из агентов, сами сайты не дают убрать объявление раньше, чем через месяц с момента публикации. Часто агентства просто не успевают удалять закрытые варианты, потому что квартиры в Париже разлетаются как горячие пирожки. Спрос в ценовом сегменте до 1000 € (87 250 ₽) в месяц обычно многократно превышает предложение.
- 9 м²
Такого жилья много в центре города, но оно по-настоящему крохотное. Кажется, именно из Франции в российский обиход пришло понятие «студия» — маленькая однушка с кухней, которая никак не отделена от жилого пространства. Последняя парижская мода — это не просто студия, а «студэтка» (studette), то есть квартира микроскопичных размеров. Парижская мэрия — видимо, из гуманных соображений — ввела для такого жилья специальные ограничения: эти квартиры не должны быть меньше 9 м².
Когда откликаешься на одно из объявлений с этих сайтов, тебя сразу же просят прислать свое досье. Очень быстро я понял, что есть проблема: когда в нем указано, что ты иностранец, ответы на запрос просто не приходят — видимо, на сайтах стоит какой-то автоматический фильтр.
Тогда я начал обзванивать арендодателей по телефонам, указанным в текстах объявлений. В то время я еще практически не владел французским, поэтому общение у меня с ними не складывалось. Но постепенно я выучил несколько фраз, чтобы хотя бы договориться о просмотре нужной квартиры.
Через какое-то время стало ясно, что дальше просмотра дело не идет, но я никак не мог понять почему. Однажды коллега, прошедший через аналогичный процесс, объяснил мне, что в Париже настолько большой спрос, что собственники отбирают только идеальных, на их взгляд, кандидатов. А некоторые агенты намеренно сразу отфильтровывают ненадежные досье, да и просто не совсем понятные им истории.
Самый частый вопрос, который я слышал при общении с собственниками и агентами: «А у вас есть гарант?» Оказалось, для того, чтобы ваше досье хотя бы посмотрели, нужно представить человека, который в случае чего будет оплачивать вашу аренду. Например, у студентов гарантами выступают родители. Если вы уже неоднократно снимали жилье и в вашем досье накопилась солидная «арендная история», он может не потребоваться. Работодателя нельзя попросить быть гарантом, потому что гарантийное письмо подписывается один раз и на весь срок договора — за это время сотрудник может сменить несколько нанимателей.
Забавно, но гарантов требуют даже от местных. Мой коллега, занимающий солидную руководящую позицию в одном французском банке, долго не мог найти себе хорошую квартиру после того, как несколько лет проработал за пределами страны. В его досье не было данных о гаранте. Помню, как он возмущался: «Мне 40 с лишним лет! Я что, какой-то студент, чтобы, как раньше, просить родителей выступить моими гарантами?»
Моя квартира
В итоге мне повезло: моим гарантом выступил французский друг, с которым мы когда-то учились в бизнес-школе Дижона. Мне удалось арендовать квартиру в 10 минутах пешком от работы, в первом округе Парижа, возле проспекта Опера на улице Сурдьер. Рядом расположен бывший королевский сад Тюильри и здание Лувра, а с другой стороны — Опера Гарнье, знаменитый парижский театр оперы и балета.
Аренда моей квартиры площадью 35 м² стоит 1470 € (128 257 ₽) в месяц. Плата за вывоз мусора, холодную воду и канализацию уже включена в стоимость. По парижским меркам это очень даже адекватная цена за двухкомнатную квартиру, учитывая местоположение в центре и наличие небольшой террасы.
- 1470 €
Когда я въезжал, мне пришлось сразу же заплатить две месячные арендные платы — в сумме 2940 € (256 515 ₽). Мне удалось снять квартиру напрямую у собственника. Если вам помогает агент, то ему нужно будет заплатить 15 € (1308 ₽) за каждый квадратный метр арендуемой квартиры. То есть в моем случае это было бы еще 525 € (45 806 ₽).
Перед внесением денег мы с хозяином жилья подписали акт приема квартиры — «эта-дэ-льё» (état des lieux). Это очень важный документ и главное приложение к договору аренды. В нем прописывается буквально все: недостатки, поломки, трещины на плитке, вздувшиеся места краски на стенах и потолке. Составляется список мебели и техники, находящейся в квартире, — именно по нему вы будете сдавать жилье хозяину при выезде.
Обычно, если нет других договоренностей, за счет владельца ремонтируется все, что было включено в акт приемки квартиры, а также мелкие поломки вроде протекшей трубы, прохудившегося крана или неработающей розетки.
Дополнительно я плачу только за электричество: по фиксированному тарифу 60 € (5235 ₽) в месяц. Каждый год мой провайдер EDF — во Франции можно выбрать поставщика электричества, как интернет-провайдера в России, — пересчитывает мое фактическое энергопотребление и либо возвращает часть излишне уплаченных средств, либо выставляет счет на доплату.
- 60 €
Важная деталь при аренде квартиры в Париже, о которой не знают и многие французы: большинство домов в центре старинные. Они строились еще во времена, когда краска для отделки внутренних помещений содержала свинец. Причем она может быть скрыта под многими слоями современной краски. Поэтому у всех исторических зданий Парижа есть специальные сертификаты, в которых указаны замеры содержания свинца в стенах каждой комнаты, и там же прописана допустимая норма в подобных случаях. Как говорят специалисты, беспокоиться не нужно, если нет трещин в стенах.
Работа и зарплата
Минимальная зарплата во Франции называется SMIC — Salaire minimum interprofessionnel de croissance. По данным статистической службы ЕС, в первом полугодии 2020 года эта сумма составляет 1539 € (134 277 ₽) в месяц до вычета налогов.
Чтобы понять, насколько комфортно жить на эти деньги, нужно учесть, что недорогая аренда квартиры в пригороде Парижа будет стоить 600 € (52 350 ₽) в месяц, за электричество нужно платить примерно 100 € (8725 ₽), за мобильную связь — от 15 € (1308 ₽). Скромные расходы на еду — 400 € (34 900 ₽) в месяц, на транспорт — 70 € (6107 ₽). В итоге получается 1185 € (103 391 ₽) — даже неплохая сумма еще останется. Словом, парижане не бедствуют.
Примерные зарплаты на парижском рынке труда выглядят так:
- врач-терапевт — 4179 € (364 617 ₽);
- менеджер в крупной компании — 3134 € (273 441 ₽);
- школьный учитель — 1985 € (173 191 ₽);
- операционист в банке — 1930 € (168 392 ₽);
- пожарный — 1850 € (161 412 ₽);
- официант — 1638 € (142 915 ₽);
- рабочий на стройке и кассир в супермаркете, работа неполный день или посменно — 1480 € (129 130 ₽).
Для всех легально работающих людей во Франции существуют два вида трудовых договоров:
- бессрочный, он же CDI — contrat à durée indéterminée;
- срочный трудовой договор, или CDD — contrat à durée déterminée.
Срочный трудовой договор заключают вплоть до 18 месяцев, по истечении этого периода он должен либо стать бессрочным, либо прекратить свое действие.
У меня бессрочный трудовой договор, для него обычно характерно наличие испытательного срока в 2—3 месяца. Еще там оговаривается, сколько сотрудник обязан отработать перед увольнением: обычно до 3 месяцев. С точки зрения соблюдения прав работника, CDI — самый надежный трудовой договор: по нему очень сложно уволить сотрудника, проще сделать так, чтобы он сам ушел с миром, выдав ему хорошее выходное пособие.
К работе здесь относятся без фанатизма. Во Франции 35-часовая рабочая неделя и довольно свободный график, по крайней мере, у многих офисных сотрудников. Главное для них — успевать закрывать свои задачи и появляться на рабочем месте в промежутке с 10:00 до 16:00. Насколько я знаю, оплачиваемый отпуск придумали именно французы. Сейчас обычный работник в Париже отдыхает минимум 30 дней в году, не считая выходных дней и праздников.
Порой я просто восхищаюсь тем, как во Франции защищают права работников. Например, тут есть так называемый «творческий отпуск» (congé sabbatique). Его можно взять на срок от 6 до 11 месяцев — без выплаты зарплаты, но с сохранением трудового договора и возможностью в любое время вернуться на прежнее место. Насколько я понимаю, его ввели, чтобы можно было попробовать открыть собственное дело, пройти длительное обучение, написать книгу или отправиться в кругосветку, если всегда об этом мечтал.
Еще есть отпуск, который называют «сгорел на работе»: когда человек впал в депрессию и временно не может выполнять свои обязанности. Если врач поставит ему соответствующий диагноз, такой человек имеет право на отпуск, хотя это скорее больничный, продолжительностью до трех лет. Каждый месяц он будет получать зарплату: до 90% от месячного размера в первый год и до 50% — в третий.
Если человека с бессрочным контрактом уволили, то фонд соцзащиты платит ему бывшую зарплату в течение двух следующих лет. При этом нужно зарегистрироваться на бирже труда, быть уволенным не по собственному желанию и успеть отработать на последнем месте минимум 4 месяца.
Работу в Париже удобно искать через сайты indeed.com и monster.fr, а еще на «Линкед-ине». Также я знаю два специализированных агентства по поиску кадров: cadremploi.fr и apec.fr. Их услуги бесплатны для соискателей: все оплачивают фирмы, когда найдут подходящего работника. Как и в случае с жильем, начиная поиск работы в Париже, нужно настроиться на то, что он будет очень долгим. Готовьтесь к многочисленным собеседованиям: сначала по телефону, потом лично. Причем между каждой встречей может проходить несколько недель. Частая практика у местных работодателей — накопить определенное количество подходящих кандидатур и только потом начать процесс финального отбора.
Налоги и пенсии
Налоги во Франции считаются одними из самых высоких в мире, из-за чего в последнее десятилетие страну буквально лихорадит. Масла в огонь добавило решение правительства социалистов во главе с бывшим президентом Франсуа Олландом обложить все доходы свыше 1 млн евро (87 млн рублей) в год по ставке 75%. Французские богачи, мягко сказать, этого не оценили. И стали искать обходные пути: например, переезд в страны с более адекватной налоговой нагрузкой.
Одна из самых нашумевших историй связана с нашим соотечественником — ранее популярным французским актером Жераром Депардье. Он сильно поругался с властями и решил стать «гражданином мира». Актер получил паспорта России и Бельгии и намеревался стать гражданином еще пяти стран. Бернар Арно — главный миллиардер Франции, входящий в первую пятерку рейтинга «Форбс» и владеющий компанией Moët Hennessy Louis Vuitton, — тоже постарался вывести большинство своих активов за пределы страны.
В итоге новому президенту Эммануэлю Макрону приходится спешно реформировать французскую налоговую систему, чтобы вернуть богачей на родину и при этом не отказаться от щедрого бюджетного финансирования большого количества социальных программ поддержки населения.
Сегодня размеры налогов на доход физлиц во Франции выглядят так
Доход | Ставка налога | Сумма налога |
---|---|---|
До 9964 € | 0% | 0 € |
9964—27 519 € | 14% | 1395—3853 € |
27 519—73 779 € | 30% | 3853—22 140 € |
73 779—156 244 € | 41% | 22 140—64 060 € |
Более 156 244 € | 45% | 70 290 € и более |
Сегодня размеры налогов на доход физлиц во Франции выглядят так
До 9964 € | |
Ставка налога | 0% |
Сумма налога | 0 € |
9964—27 519 € | |
Ставка налога | 14% |
Сумма налога | 1395—3853 € |
27 519—73 779 € | |
Ставка налога | 30% |
Сумма налога | 3853—22 140 € |
73 779—156 244 € | |
Ставка налога | 41% |
Сумма налога | 22 140—64 060 € |
Более 156 244 € | |
Ставка налога | 45% |
Сумма налога | 70 290 € и более |
Налоги на доходы бизнеса тоже серьезные, они зависят от оборота: если меньше 250 млн евро (21,8 трлн рублей) в год — налог 31%, если больше — 33,33%. Хотя здесь есть небольшие послабления: на первые 500 000 € (43 600 000 ₽), заработанные за год, ставка налога составляет 28%.
Неудивительно, что французы вечно жалуются на высокие налоги. При этом они хорошо понимают, куда идут эти деньги: на те самые длительные отпуска и больничные, на социальные пособия и меры, обеспечивающие высокую защищенность трудовых прав населения.
Еще среди всех других стран ЕС Франция тратит больше всего на медицину: 11,5% от своего ВВП. Это приносит ощутимые плоды: средняя продолжительность жизни французов — почти 83 года. Это третье место в Европе — после Швейцарии и Испании — и пятое в мире.
Забастовки, протесты, «Желтые жилеты»
Франция — колыбель революций, поэтому местные любят и умеют бастовать. Даже в спокойные месяцы в центре Парижа легко наткнуться на какую-нибудь манифестацию в защиту климата, экологии, прав меньшинств и чего угодно еще. Обычно все проходит мирно и больше похоже на наши шествия в честь Первого мая: люди организованно идут по улице с самодельными плакатами и транспарантами, берут с собой детей и весело проводят время. Хотя всегда находятся те, кто надрывно кричат в мегафон.
Здесь очень сильные профсоюзы, которые защищают трудовые права своих участников: они могут требовать увеличения зарплаты, уменьшения рабочего времени, улучшения условий труда и качества страхования. И с этими требованиями приходится считаться и работодателям, и правительству, и другим жителям страны. Излюбленная и, кажется, самая эффективная мера их борьбы — забастовка. Это когда представители одной профессии по всей стране могут разом перестать выполнять свои обязанности.
Говорят, что здесь бастуют все, даже медики в отделениях экстренной помощи. Конечно, они не отказывают пациентам и не уходят со своих рабочих мест, но на каждой стене в госпитале в такие дни обычно висят плакаты, которые выражают их недовольство условиями труда. Тут бастуют даже школьники: за бережное отношение к экологии и разумное потребление под лозунгом «Взрослые, вы крадете наше будущее!».
В России в последнее время много говорили про демонстрации «Желтых жилетов»: они достаточно быстро переросли из мирных шествий в потасовки с полицией, строительство баррикад и нападения на дорогие бутики в центре Парижа. Люди вышли на улицы из-за серьезного повышения цен на дизельное топливо. Правительство Франции решило ввести на него дополнительные сборы, так как дизельные двигатели недостаточно экологичны.
Но многие небогатые жители из французской глубинки покупали себе дизельные автомобили именно потому, что такое топливо гораздо дешевле бензина. И больше всего их возмутило, что решение властей было неожиданным и безапелляционным по тону, — во Франции такого не любят.
В особенно активные периоды выступления «Желтых жилетов» больше напоминали боевые действия: протестующие блокировали какую-нибудь центральную площадь города, строили баррикады, жгли мусорные баки, закидывали полицию камнями. В ответ силовики блокировали еще большую зону в центре города, строили еще большие баррикады из своих бронированных автомобилей и стреляли в особо рьяных забастовщиков гранатами со слезоточивым газом или резиновыми пулями.
В реальности действия «Желтых жилетов» носили более локальный характер и затрудняли жизнь только в самом центре Парижа. Но в декабре 2019 года тут началась масштабная забастовка, затронувшая практически весь город. Бастовали все работники госсектора: от балерин до водителей автобусов и поездов метро. Они выступали против изменений в пенсионном законодательстве, которые должны привести к тому, что для получения полноценной пенсии французам придется работать до 64 лет, — сейчас нужно трудиться до 62.
- 62 года
И если «Желтые жилеты» устраивали манифестации в основном по субботам, то госслужащие отказывались выполнять свои обязанности больше 30 дней подряд. Это стало самой масштабной и продолжительной забастовкой за всю историю современной Франции.
В жизни это выглядело так: в городе практически не работало метро, открыты были только автоматические ветки, по которым поезда ходят без машинистов. Были отменены многие автобусные маршруты, каждый день становилось все меньше рейсов ж/д поездов. Люди не могли передвигаться по городу и заниматься повседневными делами.
Достигла ли данная забастовка каких-то результатов, пока непонятно. В стране продолжаются жаркие споры по поводу новой реформы. Я пишу эту статью в феврале 2020 года, и пенсионный возраст пока не подняли.
Городской транспорт
Париж, конечно, большой город, и в его 20 округах достаточно легко потеряться, но все же это не Москва. Французскую столицу в пределах кольцевой дороги Периферик можно пройти насквозь за 2,5—3 часа в быстром темпе. Да и заблудиться не так просто: на каждом шагу есть станции метро. В самом центре они расположены настолько близко друг к другу, что с перрона одной станции можно через тоннель увидеть перрон следующей.
От коллег я периодически слышу много жалоб на транспорт. Например, парижское метро не может похвастаться стабильной работой, как московское. Отчасти, наверное, это связано с тем, что в Париже метро — одно из старейших в мире, и его обслуживание осложняется разными конструктивными особенностями станций, путей и тоннелей.
Проезд в парижском метро стоит 1,9 € (165 ₽), десять билетов — нужно сказать в кассе «карнэ» — продаются со скидкой 25% за 14,9 € (1300 ₽).
Весь общественный транспорт в Париже объединен в сеть, для которой есть единые проездные, они называются Navigo. Если пробудете в городе хотя бы неделю, лучше сразу купить такой — с ним вы сильно сэкономите. Недельная карточка называется Navigo Semaine и стоит 22,8 € (1990 ₽). Оформить ее можно во всех кассах метро и автоматах по продаже билетов.
Туристам обычно предлагают приобрести проездной Forfait Paris Visite, который действует 5 дней и стоит 68,5 € (5976 ₽). Он в три раза дороже обычного недельного, потому что с ним у вас будет скидка на посещение музеев и других достопримечательностей Парижа.
Автобусная сеть в городе хорошо развита: есть много маршрутов, которые дублируют или дополняют все ветки метро. А еще очень удобно, что в городе есть разветвленная сеть ночных автобусов Noctiliens. Они помогают добраться даже далеко в пригороды, когда метро уже закрыто. Проезд в ночном автобусе стоит как в обычном транспорте: купить билет можно за 1,9 € (165 ₽) в кассе метро или автомате либо за 2 € (174 ₽) прямо у водителя. Карточка Navigo в нем тоже действует.
Городские электрички, или RER (réseau express régional), соединяют Париж с другими городами столичного региона Иль-де-Франс. Еще на них можно добраться до аэропорта Шарль-де-Голль, до парижского Диснейленда или до музея аэронавтики, расположенного в городе Ле-Бурже. Эти три точки находятся примерно на одинаковом расстоянии от центра города, билет в один конец стоит 10 € (872 ₽), время в пути — около часа.
- 10 €
В работе парижского общественного транспорта часто случаются сбои из-за забастовок. Еще больше проблем вызывает снег. В Париже это редкость, но при мне он зимой идет уже два года подряд. Обычно снег выпадает всего на пару сантиметров, а потом очень быстро тает, но в городе в такие дни случается настоящий транспортный коллапс: перестают ходить электрички RER, практически никто не садится за руль, дороги пустеют.
Такой же коллапс случается и во время «каникюль» (canicule) — не путайте с каникулами. Во Франции так называют дни, когда температура воздуха поднимается выше +35 °C и почти не падает даже ночью. В это время тариф на проезд в общественном транспорте снижается, а в метро раздают бесплатные бутылки с водой. Летом 2019 года я стал свидетелем каникюль. Около 2,5 недель не спадала такая жара, что можно было поставить сковородку на металлический подоконник и приготовить яичницу.
Своя машина
Удовольствие иметь собственную машину в Париже — дело довольно дорогое и глупое. Во-первых, из-за небольших расстояний и хорошо развитого общественного транспорта. А во-вторых, из-за очень дорогой парковки. Если у вас нет собственного постоянного парковочного места где-нибудь в подземном гараже, чего практически не встретишь в старинных парижских домах в центре, значит, у вас будут большие проблемы с парковкой. Уличные практически всегда заняты, а их цена составляет 2,5—20 € (218—1745 ₽) за один час.
Во французских городах, особенно в Париже, традиционно очень узкие улочки. Мест для парковки не хватает. Поэтому водители используют любой пятачок и паркуются буквально впритирку к другой машине. Здесь считается общепринятым во время парковки касаться бампером соседних машин: а что делать, выезжать же как-то надо. Никто не обращает на это особого внимания и не выбегает выяснять отношения. Когда парковке мешает стоящий рядом мопед или скутер, водитель просто выходит и сам его переставляет.
Бензин в Париже стоит 1,74 € (151 ₽) за литр. Много дизельных машин, потому что раньше топливо стоило дешевле: примерно 1 € (87 ₽) за литр. Сейчас литр дизеля стоит 1,45 € (126 ₽), то есть подорожал на 45% — вот «Желтые жилеты» и бастуют.
- 1,74 €
Самокаты и велосипеды
Я особо не пользуюсь общественным транспортом и по городу перемещаюсь либо на электровелосипеде, либо на самокате — что первое под руку подвернется. Благо мне до работы всего 10 минут пешком.
Электровелосипеды и самокаты разбросаны по всему городу. Процесс аренды очень простой: скачиваешь мобильное приложение нужной компании, привязываешь карту, сканируешь QR-код на велосипеде — и можно ехать. Сразу скажу, что дешевле, чем на метро, получается редко, зато очень часто этот вид транспорта экономит кучу времени, ведь не надо идти от станции пешком.
В Париже сейчас работают 5 крупных прокатных компаний. Тут даже «Убер» занимается арендой велосипедов и самокатов. Прокатчики ограничивают скорость таких аппаратов технически — ехать быстрее 20 км/ч у вас не получится. Тот же «Убер» через GPS контролирует ваше местоположение и не позволяет разгоняться в пешеходных зонах больше 8 км/ч.
Есть ограничения по парковке. Например, приложение «Убера» не даст закончить поездку в запрещенной зоне: на тротуарах, посреди дороги, в парках и т. д. Вас попросят переставить самокат и только потом дадут завершить поездку.
Экология
Париж — не очень зеленый город. Но в каждом его уголке есть прекрасные ухоженные парки с изящным ландшафтным дизайном, а в закутках и переплетениях улиц много маленьких уютных скверов. С запада к городу прилегает Булонский лес, с востока — Венсенский.
Это две большие лесопарковые зоны, которые еще называют «легкими» Парижа. Там очень хорошая инфраструктура, поэтому горожане любят проводить в парках выходные, кататься на лодочках по озерам, устраивать пикники и играть с малышами на детских площадках. А если отъехать от Парижа еще чуть дальше, можно наткнуться на маленькие тихие деревушки, окруженные лесами, в которых гуляют дикие олени и кабаны.
Но вместе с тем в Париже есть серьезные проблемы с экологией. Центр города находится в низине и окружен невысокими холмами, из-за чего он слабо продувается ветрами. Это плохо влияет на уровень загрязненности воздуха. В жаркие дни здесь можно даже увидеть небольшую дымку — смог. Иногда он бывает настолько плотным, что становится похож на туман. В такие дни мэрия призывает горожан не пользоваться автомобилями и для большей мотивации делает проезд на общественном транспорте бесплатным.
Еще администрация города запустила программу Paris Respire — «Дыши, Париж». Ее суть заключается в том, что некоторые части города постоянно или только на время, например каждое первое воскресенье каждого месяца, закрываются для проезда любых видов транспорта, чтобы хоть как-то очистить городской воздух от выхлопных газов. На сайте этого проекта всегда можно посмотреть состояние воздуха в любом районе города.
По моим наблюдениям, французы очень сильно озабочены вопросами экологии и изменения климата. Они активно сортируют и перерабатывают мусор и отказываются от изделий из пластика. Уже много лет все магазины Парижа используют только бумажные пакеты. Пластиковые запретили в большинстве магазинов еще в конце 2010-х.
Слышал, что уже в 2020 году всем кафе и ресторанам запретят использовать пластиковые трубочки для напитков. Уже сейчас много где можно встретить их картонные и металлические аналоги. В одном кафе я даже видел съедобные трубочки из яблочного пектина.
Борясь за чистоту городского воздуха, парижская мэрия в январе 2017 года ввела ограничение на въезд в Париж для некоторых машин, двигатели которых превышают норму выброса углекислого газа. Для классификации был создан специальный сайт, на котором в зависимости от типа двигателя и возраста автомобиля нужно приобрести специальную наклейку, указывающую, насколько «грязный» двигатель в вашей машине.
Всего есть 6 типов: например, 0 — электрокары и машины с водородными двигателями, 1 — гибриды, 5 — авто с дизельными двигателями. Каждая наклейка стоит 24,9 € (2172 ₽). Купить ее нужно один раз. Предполагается, что постепенно эта система ограничит въезд в Париж вообще любого неэлектрического транспорта.
Уже сейчас по улицам Парижа ездит много электросамокатов, электровелосипедов, электроавтомобилей и электромотоциклов. Многие из них выглядят так же, как их бензиновые собратья, поэтому понять, что этот Порше электрический, можно, только когда он бесшумно проедет мимо или когда увидишь его заряжающимся от розетки.
Прожив в Париже первый год, я тоже насквозь пропитался идеями передвижения по городу с минимальными выбросами CO₂, даже несколько раз арендовал электромобиль Renault ZOE. Делал это через сервис Ubeeqo, аренда обошлась в 50 € (4362 ₽) за целый день, что недешево даже по парижским меркам. Но мне уж очень хотелось попробовать прокатиться на электрокаре. К машине не придраться. У нее один из самых больших пробегов на одном заряде батареи из тех, на которые способны современные технологии: 200—250 км, в зависимости от батарейки и дорожной ситуации, — это как от Парижа до Лилля.
К сожалению, при такой «электросознательности» во Франции до сих пор нет единой системы зарядных станций. Спасает то, что многие бензиновые АЗС стали делать у себя быстрые зарядки высокой мощности — фаст-чарджи (fast charge). В отличие от государственных зарядных станций, которые расположены на городских парковках, фаст-чарджи платные: 30 минут зарядки, или 80% батареи, стоят 12 € (1047 ₽).
Тем, кто решил сменить обычное авто на электрическое, здесь положена государственная субсидия — 10 000 € (872 500 ₽). Звучит неплохо, но выплачивают такой бонус, только если до этого у вас был дизельный автомобиль старше 10 лет. И даже такие выплаты слабо помогают: электрическая Renault Zoe стоит 29 200 € (2 547 700 ₽) и с максимальной субсидией обойдется в 19 200 € (1 675 200 ₽). При этом ее бензиновый аналог Renault Twingo стоит 11 400 € (994 650 ₽).
Практически каждый француз понимает простые истины, которые неотвратимо влияют на экологию. Например, что продукты, которые производятся и растут в регионе, лучше, чем привозные, не только потому, что нужно поддержать отечественного производителя, но и потому, что снижается количество топлива для их доставки в магазин.
Покупатель также голосует кошельком. Сейчас в парижских магазинах можно найти яйца кур «свободного выпаса», которые спокойно гуляют по двору фермы, а не сидят в тесных клетках. Все больше французов выступают за более гуманное отношение к животным, поэтому покупают такие яйца из принципа. Но за них приходится платить в 2—3 раза больше: упаковка обычных стоит 2 € (174 ₽), а биояйца от кур свободного выпаса — 5 € (436 ₽).
- 5 €
К защите окружающей среды можно отнести и запрет на использование пестицидов — химических веществ, которые помогают бороться с вредителями, например с тлей или гусеницами. Было доказано, что некоторые из них наносят непоправимый урон птицам и пчелам. Поэтому подобные вещества больше не используются во Франции в лесах, общественных парках и скверах. А с января 2019 года и гражданам запретили применять их в своих садах.
Банки
Открыть счет во французском банке — это целое приключение, особенно для иностранца. Нужно принести контракт на аренду квартиры и счет за электричество за последний месяц. Штука в том, что для аренды сначала нужно предоставить реквизиты своего счета во французском банке.
Знаю, что некоторые местные банки, например HSBC и BRED, идут иностранцам навстречу и разрешают подтвердить проживание в стране уже после аренды квартиры. В целом такая парадоксальная ситуация связана с тем, что во Франции очень жесткие нормы регулирования банковской сферы и всех финансов в целом. Банки обязаны знать происхождение всех средств на вашем счете.
Если кто-то из родных или друзей в России переведет вам деньги, ждите звонка из банка. Вас пригласят в ближайшее отделение, где менеджер вежливо, но непреклонно потребует объяснить, почему этот человек отправил вам деньги, кем он вам приходится, откуда он сам взял эти средства. И пока вы не ответите, сумма перевода может быть заморожена на вашем счете.
Другой пример: моя коллега рассказывала, что однажды в течение месяца постепенно снимала с карточки деньги и к концу месяца обналичила довольно крупную сумму. Причина была простой — ремонт в квартире. Но ее банк начал задавать вопросы и просить подтверждение, на что именно пошли эти средства. Подобная ситуация здесь никого не удивляет и не возмущает. П — прозрачность.
Вообще, французы в отношении банков довольно консервативны. В Париже на кассах в продуктовых магазинах все еще можно встретить французских бабушек, которые расплачиваются банковскими чеками. Мне рассказывали, что, когда здесь начали выпускать карты с бесконтактной оплатой, это вызвало большой общественный резонанс.
Банкам пришлось отдельно спрашивать каждого клиента, хочет он иметь эту функцию или нет. Обычно французы на вопрос, почему они не пользуются, например, системой Эпл-пэй, отвечают: «Ну «Эпл» же не банк! Почему я должен доверять им свои деньги?»
Крупные банки с долгой историей и солидной репутацией обычно берут плату за пользование даже самой обычной картой. Например, я плачу за Visa Classic 50 € (4362 ₽) в год. По меркам российской банковской сферы многие местные банки живут в прошлом веке. У них есть интернет-банк и мобильные приложения, но операции, совершенные сегодня, появятся там только спустя 2—3 дня.
Есть более прогрессивные конторы, например Hello Bank, Boursorama, ING и Orange. Там обслуживание карт бесплатное, если клиент совершает минимум три операции в месяц, неважно, на какую сумму. Кэшбэка по обычным банковским картам во Франции практически не бывает. Если он и есть, то только у премиальных карт.
- 50 €
В целом французская банковская система еще живет в том веке, когда было необходимо иметь хорошие отношения с персональным банковским менеджером. Порой подобные люди здесь так же важны, как семейные врачи, которые знают все о здоровье членов вашей семьи. Именно через персональных менеджеров, а не через мобильные приложения, здесь до сих пор берут кредиты, ипотеки, открывают счета и повышают лимиты на снятия и траты с карт.
Продукты
В Париже продукты можно покупать на рынках, в небольших специализированных лавках или в супермаркетах. Рынки, как правило, работают несколько дней в неделю, обычно в среду и субботу, с 8 до 12 часов. К полудню на прилавках уже практически ничего не остается. Чаще всего на рынке будет дороже, чем в магазине, но и качество продуктов там заметно выше.
На французских рынках в основном торгуют не перекупщики, а сами фермеры, поэтому с ними можно поговорить про их товары, завязать знакомства и в будущем получать небольшие скидки.
Разные типы товаров в Париже традиционно продаются в отдельных специализированных лавках: мясо и колбасы — в лавке мясника, «бушери» (boucherie); рыба — в рыбной лавке, «пуасонри» (poissonnerie). Все эти знаменитые 500+ сортов французского сыра — в лавке сыроваров, «фромажри» (fromagerie). Свежий хлеб и выпечка — в булочной, «буланжри» (boulangerie). Сладости — в кондитерской, «патисри» (patisserie); ну а действительно хорошее вино — в погребках, «кав» (cave).
В городе полно супер- и гипермаркетов, но настоящие парижане хотя бы несколько раз в неделю заходят именно в традиционные местные лавки, где все друг друга знают, и перед покупкой долго болтают за жизнь. Больше всего такие места ценятся даже не за домашнюю атмосферу, а за то, что они работают уже очень много лет и у каждого сложилась своя особая репутация.
Обычно все крупные продуктовые магазины в Париже работают до 22:00 с понедельника по пятницу, до 20:00 в субботу, а в воскресенье вообще закрыты, потому что соблюдают права работников на достойный отдых. Если срочно нужно купить продукты, выручают мини-маркеты на углу, арабские, индийские и африканские лавки, которые работают круглосуточно, а еще продуктовые магазины в туристических районах. Товары там, конечно же, дороже — процентов на 20.
Есть и специализированные сети, которые занимаются продажей только био- или органических продуктов. Термин «биопродукты» во Франции закреплен на законодательном уровне. В первую очередь он означает четкую систему контроля за производством еды на всех стадиях: применение лучших практик в отношении охраны окружающей среды в местах производства, использование натуральных удобрений, почв, кормов и обеспечение высокого уровня жизни животных.
В последнее время в Париже наблюдается бум на биопродукты, даже крупные торговые сети стали открывать отдельные магазины. У «Карфура» это «Карфур-био» (Carrefour Bio), у «Ашана» — «Сердце природы» (Coeur de Nature), у «Монопри» — «Натуралия» (Naturalia).
Не обходится и без скандалов: в 2017 году после проверки во Франции выявили применение пестицидов в 5% всей биопродукции растительного происхождения. Кто-то из производителей пытался объяснить это тем, что биопродукты просто лежали на одной полке с обычными и пестициды «перепрыгнули» с одних на другие.
Парижане очень внимательно относятся к тому, что едят. Здесь практически все обеспокоены составом продуктов. Для проверки многие используют мобильное приложение Yuka. Оно выдает своеобразный рейтинг продукта, основанный на его ингредиентах, указывает, насколько они полезны или вредны для организма, и предупреждает об опасных компонентах.
А мобильное приложение TooGoodToGo следит за тем, чтобы ресторанам не приходилось выкидывать еду, у которой подходит к концу срок годности: оно помогает продавать несъеденные порции ближе к концу дня по сниженной цене. Так можно поужинать за 2,5 € (218 ₽), а не за 10 € (872 ₽).
В целом могу подтвердить: еда во Франции очень вкусная. Помидоры обычно пахнут помидорами, а курица при варке не дает пенку как у капучино: для меня это означает, что она не накачана неизвестно чем и мой ребенок внезапно не получит дозу не прописанных ему антибиотиков.
Французская кухня
Тут вы, наверное, ждете от меня вдохновенного рассказа обо всех прелестях французской кухни, но как вам такая история?
Когда я в первый раз решил сходить на бизнес-ланч в центре Парижа, то подумал, что все хваленые французские кафе, рестораны и бистро разом прогорели или куда-то съехали. Сегодня весь центр усыпан заведениями восточной кухни: японской, китайской, тайской, турецкой, арабской. И парижане с большим удовольствием едят все эти суши, димсамы, том-ямы и прочую шаурму с хумусом. Во многом это дань моде. Но, наверное, свою роль играет еще и то, что в Париж съезжаются настоящие японцы, китайцы и т. д., которые заказывают продукты с родины, поэтому еда у них мало чем отличается от блюд в ресторанах Токио или Пекина.
Вот моя кулинарная карта нефранцузской еды в Париже:
- Северный вокзал (Gare du Nord) — там вы без труда найдете прекрасные рестораны индийской кухни.
- Районы вокруг станций метро Opera и Pyramides — там традиционно селятся японцы, поэтому именно в этих местах нужно искать лучшие суши и рамены в Париже.
- 13-й округ наполнен китайскими ресторанами у метро Olimpiades и Porte d’Ivry.
- Районы станций метро Les Halles и Sentier — тут кучкуются итальянцы, поэтому там лучшая пицца и паста в городе.
- Восточный вокзал (Gare de l’Est) — вокруг него рассредоточились рестораны африканской кухни, там вообще очень колоритный район.
- Метро Sentier, Étienne Marcel и Arts et Métiers — если соединить эти три точки, то в получившемся треугольнике можно обнаружить рай для вегетарианцев и веганов.
Заведений французской кухни в Париже тоже хватает. Но это не все сплошь рестораны со звездами Мишлен. Как правило, это обычные кафешки или таверны — по-французски «брасри» (brasserie), — где можно быстро съесть блюда из стандартного набора: суп, салат, жаркое из мяса или что-то из птицы. Но главное, что приятно поражает: качество и свежесть продуктов даже в самой простой забегаловке не оставят никого равнодушным.
Советую посетить районы вокруг станций метро Vavin и Edgar Quinet: там расположились традиционные французские блинные с крепами (crêpes) и галетами (galettes). Крепы — это блины из пшеничной муки, галеты — из гречневой. Крепы обычно сладкие, и это больше легкий перекус или десерт. Они стоят 3—5 € (261—436 ₽). Галеты дороже — 12—15 € (1047—1308 ₽), но в них обычно заворачивают какую-нибудь сытную начинку, например грибы с яйцом или беконом, поэтому они сойдут за полноценный обед.
Статусные рестораны нужно специально искать. Сейчас это удобно делать на тематических сайтах, например lefooding.fr. В такие заведения еще нужно умудриться попасть: бронировать столик иногда приходится за несколько недель, а то и месяцев. Очереди в парижские рестораны давно никого не удивляют. Наоборот, обычно это считается знаком качества. Если парижане готовы 30 минут потоптаться у входа, ожидая своей очереди, значит, место действительно того стоит.
Обычно средний чек на одного в хорошем ресторане Парижа составляет 80—100 € (6980—8725 ₽). За эти деньги вы можете рассчитывать на главное блюдо, сырную тарелку, бокал вина, кофе и десерт.
В парижских барах действует простое правило: чем дальше от центра, тем дешевле. Но если прийти в «счастливые часы» с 17:00 до 20:00, можно попасть на значительные скидки. В это время многие парижане, выйдя с работы или учебы, отправляются пропустить по стаканчику с друзьями — тут это называют «аперо», от слова «аперитив». А аперитив — потому что потом вся компания пойдет ужинать в один из ближайших ресторанов.
- 100 €
Многие парижане редко готовят дома — обычно только завтраки и воскресные обеды, на которые они стараются собираться всей семьей.
В 2010 году французская кухня была внесена в список нематериального культурного наследия Юнеско. Этому способствовало хотя бы то, что ни в одной другой кухне мира настолько трепетно не относятся к созданию пары из блюда и вина, где одно не просто дополняет другое, а порой открывает новое измерение вкуса. Так французы превращают еду в настоящее искусство, в наслаждение, как опера для ушей, а балет для глаз. Чувствовать эти оттенки и тонкости французы учатся с самого детства.
Тем, кто вырос в другой культурной среде, такие кулинарные навороты кажутся чудачеством или просто умелым маркетингом. Позволю себе дать один совет: если приедете в Париж, наберитесь терпения и приложите толику усилий — постарайтесь «услышать» вкус, проникнуться им. И ваша — хотя бы кулинарная — жизнь уже никогда не будет прежней.
Путешествия
Париж — это один из логистических центров Европы, поэтому путешествовать из него легко, приятно и достаточно дешево.
Во Франции очень хорошо развито железнодорожное сообщение. По стране ходят скоростные поезда «Тэ-жэ-вэ» (TGV). В теории они разгоняются до 574 км/ч, но я быстрее 320 км/ч на них не ездил, да и отдельные пути, чтобы такие поезда могли набрать максимальную скорость и никакие пригородные электрички им не мешали, проложены не по всей стране.
На поезде из Парижа можно быстро добраться до большинства европейских столиц. До Брюсселя дорога займет 1,5 часа, а билет будет стоить от 10 € (872 ₽). Обычно такие дешевые билеты я ищу на сайте izy.com. Если решите отправиться в Лондон, поездка займет те же 1,5 часа, а билет будет стоить уже от 50 € (4362 ₽), потому что дорога идет по скоростному туннелю, проложенному под Ла-Маншем. До Цюриха поезд доедет за 4 часа, а билет можно взять за 30 € (2617 ₽), если покупать заранее.
Между крупными французскими городами передвигаться тоже очень удобно. Если захотите посмотреть север Франции — Бретань и Нормандию — и попробовать местных свежевыловленных устриц, отправляйтесь на поезде: время в пути — 2,5 часа, билет стоит от 16 € (1396 ₽). Проехать около 700 км до юга Франции — Марселя — можно за 3 часа 15 минут. Билет стоит от 10 € (872 ₽).
Если планируете часто путешествовать по Франции на поездах, советую приобрести одну из скидочных карт. Они есть на разные случаи и для разных категорий пассажиров, например для студентов или семей с детьми. Часто такие карты действуют в течение года и дают существенную скидку: до 30% от стоимости билета.
До тех мест, куда не доходят поезда, легко и удобно добираться на арендованной машине.
Во Франции очень хорошие дороги, а все крупные и не очень города связывают скоростные трассы, большинство из них платные. Если будете часто ездить по Франции на машине, вам пригодится сайт viamichelin.com. Там можно построить оптимальный маршрут поездки с учетом итоговой суммы, которую вы планируете на нее потратить. Система сама рассчитает траты на бензин и проезд по платным участкам дороги. Я несколько раз ездил так по Франции и обратил внимание, что, если сравнить длительную поездку на машине и билеты на поезд, ценовое преимущество чаще всего на стороне железных дорог.
Выгоднее всего брать машину в ближайшем аэропорту: там аренда обычно стоит почти в два раза дешевле, чем в городе. Например, прокат Fiat 500 на один день в аэропорту Шарль-де-Голль стоит 35 € (3053 ₽), а в центре Парижа — уже 43 € (3751 ₽).
Путешествовать по Франции и по Европе можно на автобусах. Из перевозчиков есть известные европейские компании Flixbus и Euroline, а также французская изюминка — сервис BlaBlaBus. Его создали те же ребята, что запустили BlaBlaCar. Оказалось, что это французский стартап.
Рядом с Парижем расположен городок Бове, где находится аэропорт, в котором базируются многие европейские лоукостеры, например Ryanair и Easyjet. Если покупать заранее, можно найти билеты от 19 € (1657 ₽) в одну сторону, например в Будапешт. Но проблема Бове в том, что от центра Парижа дорога туда занимает 2,5 часа, а билет на автобус обойдется еще в 10 € (872 ₽) в одну сторону.
Дети
Я переехал в Париж вместе с женой и дочерью. Мы почти сразу решили отдать ребенка в местный детский сад, хотя была уже середина учебного года и набор везде был давно закрыт. К нашему приятному удивлению, французские чиновники с большим энтузиазмом откликнулись на желание поскорей интегрировать ребенка во французскую среду и помогли подобрать государственный детский сад в центре Парижа. Правда, оказалось, что в центре города очень мало местных: в такие сады ходят в основном дети мигрантов или экспатов.
Детские садики здесь разные: частные и государственные, только на первую или вторую половину дня, на полный день. В среднем сад стоит 500—800 € (43 625—69 800 ₽) в месяц. Часть этих затрат компенсирует государство. Размер компенсации рассчитывается исходя из доходов семьи за прошедшие два года. Мы еще не прожили во Франции полный год и у нас нет местной налоговой декларации, исходя из которой рассчитывается стоимость детского сада, поэтому платим смешные по местным меркам 50 € (4362 ₽) в месяц.
- 800 €
В центре города детские сады обычно располагаются в жилых домах: их площадь не превышает размера средней московской квартиры и возле них нет уличных детских площадок. Зато детей там очень мало: на одного воспитателя приходится не больше двух малышей.
Частные детские садики зачастую отличаются от государственных только наличием внутреннего дворика с одиноким деревом в центре. Хотя бывают и интересные исключения, например детские сады, в которых полностью отсутствует пластик. Все вокруг только натуральное: из дерева, войлока и т. д. И обязательно никаких электронных устройств: ни телевизоров, ни телефонов даже у воспитателей.
Школа во Франции начинается обязательно с трех лет. Но это скорее старшая группа детского сада, просто она находится в другом месте и в просторном здании, которое больше похоже на учебное заведение. Там дети уже начинают изучать цвета, цифры и буквы. В Париже тоже есть развивающие кружки, куда ходят отдельно, но они не так популярны, как в России. Обычно туда берут детей от трех лет. Например, музыкальные кружки для самых маленьких стоят по 40 € (3490 ₽) за одно посещение, а упражнения на скалодроме — 210 € (18 320 ₽) за 12 занятий, которые проходят раз в неделю.
Мне бывает очень интересно наблюдать, как французы воспитывают своих детей. Обычно этот процесс носит длительную разговорную форму: отец может долго и спокойно объяснять своему ребенку, что нельзя брать чужое ведерко в песочнице, потому что сначала нужно вежливо попросить поделиться. А еще я ни разу не видел, чтобы здесь кто-то кричал на детей: ни на своих, ни на чужих.
Язык
Я приехал в страну с практически нулевым знанием французского, благо на работе мне нужен только английский. Но в повседневной жизни я каждый день убеждаюсь, что без французского в Париже очень тяжело, потому что с большинством местных вам придется общаться жестами, даже если они говорят по-английски.
Во французском языке практически не используется звук h, а ударение всегда падает на последний слог, поэтому английское слово happy («счастливый») они произносят как «апи», и это самая простая ситуация. Если хотите говорить с французами по-английски, приготовьтесь решать на слух сложные ребусы.
Еще до переезда в Париж я много раз слышал стереотип, что если во Франции вы заговорите по-английски, то местные просто вас проигнорируют: мол, хочешь говорить по-английски — езжай в Англию.
Но после постоянного общения с французами у меня возникла иная гипотеза. Они ужасно гордятся своим языком и хотят, чтобы с ними говорили только по-французски. Что в принципе понятно, если вы живете во Франции. Но по этой же причине местные сами не особенно усердно учат иностранные языки, в первую очередь тот же английский. И когда с ними начинаешь говорить не по-французски, они просто стесняются признаться, что другими языками владеют очень слабо. То есть тут скорее не высокомерие, а ранимость.
Я посещаю недорогие курсы французского при мэрии Парижа. Они проходят три раза в неделю с 18:30 до 20:30 и стоят всего 140 € (12 215 ₽) за триместр — это 12 недель, во Франции учебные курсы принято считать именно так. Главный минус таких курсов — в группе обычно 15—20 человек, поэтому на каждого учитель тратит мало времени. Хотя преподаватели там хорошие: они действительно хотят научить языку и ратуют за то, чтобы студенты говорили по-французски не только грамотно, но и красиво.
Если хотите более современных методик обучения и индивидуального подхода, можно пойти на курсы в «Альянс-франсэз» (Alliance Francaise). Занятия с той же самой учебной нагрузкой, но в более компактных группах будут стоить от 500 € (43 625 ₽).
Французы
По моему опыту, Париж и Франция в целом — это про то, как жить с наслаждением. Французское понятие «ар-дё-вивр» (Art de vivre), которое переводится как «искусство жить», незримо присутствует здесь во всем: в каждом бокале вина, в каждом блюде местной кухни, в тех самых круассанах, багетах, сырах и главное — в самих французах.
Через все их взросление и воспитание красной нитью проходит мысль: как бы бедно или богато ты ни жил, умей наслаждаться каждым днем. И они наслаждаются. Работа и карьера для них чаще всего стоят не на первом месте. В среднем один француз с полной занятостью 16,5 часов в сутки тратит на личные дела: сон, еду, отдых, общение с друзьями и хобби. Приоритетом в жизни, судя по результатам исследований, они считают здоровье. На втором месте для них — то самое удовольствие от жизни. А доходы занимают лишь десятую строчку.
Еще французы очень терпимы к людям, которые на них не похожи. Кажется, они даже получают удовольствие от знакомства и постоянного общения с другими культурами. По крайней мере, в Париже вы точно встретите настоящий калейдоскоп разных национальностей и не почувствуете себя чужаком. Сюда едут со всего земного шара, и поначалу кажется, что парижан в городе гораздо меньше, чем иностранцев. В избитых туристических местах это действительно так, но только потому, что большинство горожан устали от этой непрекращающейся суеты.
В повседневном общении французы, конечно, сильно от нас отличаются. Коллеги даже в дружеской беседе практически никогда не скажут вам, что на самом деле у них на уме. Они очень вежливые и улыбчивые, когда разговаривают с вами с глазу на глаз, но большие сплетники в отношении тех, кого сейчас нет рядом.
Когда же французы чем-то недовольны, они не скажут прямо, а передадут через кого-то третьего. А если в их присутствии кто-то ведет себя неприлично, например слишком громко разговаривает, они могут сделать замечание, но не прямо, а в обезличенной форме, как бы в сторону. Иностранцам кажется, что это верх французского высокомерия, но я считаю, что местные просто следят за тем, чтобы никто не нарушал их границы, и при этом сами стараются не переходить на личности, чтобы не обижать других людей.
Итоги
Мне в Париже очень нравится, хотя эти ощущения пришли далеко не сразу. Ко многому здесь приходится привыкать: к постоянным забастовкам, парализующим нормальную жизнь, к тягучей французской бюрократии, к высоким налогам и немного надменному отношению местных, если ты не говоришь по-французски.
Но город действительно очаровывает неспешным ритмом жизни, изысканной архитектурой и каким-то домашним уютом. А французы, если говорить с ними на одном языке, оказываются весьма приятными в общении ребятами: вежливыми, внимательными и открытыми всему новому.
Как и везде, в Париже много плюсов и еще больше минусов. Но хоть раз прогулявшись по набережной Сены и посмотрев, как вдали над городом возвышается шпиль Эйфелевой башни, ты забываешь про все эти минусы и в душе остается лишь желание неторопливо наслаждаться каждым днем своей жизни.