Как я зарабатывала на маркетинговых опросах
Несколько лет назад я участвовала в маркетинговых исследованиях и за четыре года заработала 17 675 ₽.
Компаниям нужно узнать привычки и особенности поведения покупателя, чтобы побольше продать и заработать: кто этот человек, как он живет, чем увлекается, где обычно покупает, как проводит свободное время. Для этого представители брендов общаются с потребителями в интернете, в специально оборудованном офисе или даже у покупателя дома.
За четыре года я поучаствовала в восьми исследованиях и заработала 16 000 ₽. Еще за три месяца я прошла несколько коротких опросов по телефону и в интернете и получила за это 1675 ₽.
Меня приглашали в два проекта в год. Чаще нельзя: исследовательские компании устанавливают лимит для участников — один опрос раз в полгода. Мой самый высокий гонорар — 6000 ₽, а самый низкий — 300 ₽.
В статье расскажу, где в 2023 году найти такие опросы, как на них записаться, что делать в процессе и как получить деньги. И главное — за какие исследования заплатят больше.
Как стать респондентом
Где найти исследования. Сначала я искала их в интернете по запросу «платные опросы Москва». Потом у меня появились любимые сайты с постоянно обновляющимися базами опросов. Теперь я просто периодически проверяю, есть ли новые интересные исследования.
Участников подбирают рекрутеры. Они размещают объявления на сайтах, тематических ветках форумов, в соцсетях и мессенджерах, делают рассылки.
В рассылки включают тех, кто уже участвовал хотя бы в одном опросе. Иногда в сообщении о поиске респондентов размещают ссылки на группы в мессенджерах, куда можно вступить самостоятельно.
Я заметила, что раньше большинство исследований было для жителей Москвы и ближнего Подмосковья. Часто ставят условие, чтобы участник проживал в столице не менее 10 лет.
В Санкт-Петербурге в 2016—2019 годах, когда я участвовала в опросах, такого разнообразия не было. Найти их в регионах было еще сложнее. Ради интереса я изучала результаты выдачи по поисковым запросам «платные опросы — название города». Ссылки на сайты и группы в соцсетях были, но свежих объявлений там не оказалось.
В 2023 году большинство опросов проводят в форме онлайн-конференции в «Зуме» или в «Гугл-мит», поэтому предложений для жителей регионов стало намного больше.
Какие бывают опросы. В объявлении указывают, в каком формате будет исследование. Я встречала такие варианты:
- Онлайн-опрос.
- Опрос в форме онлайн-конференции.
- Фокус-группа — в офис приглашают 8—10 потенциальных покупателей, чтобы обсудить какой-либо товар.
- Холл-тест — это тоже очная встреча, но каждого респондента опрашивают отдельно.
- Визит на дом или поход в магазин.
Если в сообщении не обозначен вид исследования, но есть список с датами и временем проведения опросов в офисе компании, то речь почти всегда идет о фокус-группах.
На опросах вряд ли получится зарабатывать постоянно. Дело в том, что исследовательские компании следят, как часто респондент в них участвует.
Одни компании ведут общую базу данных, куда вносят информацию о каждом участнике. Такие организации и их проекты называют базовыми. Посещать базовые исследования можно не чаще, чем раз в полгода. Это нужно для того, чтобы респондент успел переключиться и забыть детали пройденного опроса. Считается, что только в этом случае результаты будут объективными. Иначе человек может привыкнуть к исследованиям и начнет халтурить, лишь бы побыстрее пройти опрос и получить деньги.
Другие компании ведут собственные базы данных. Такие исследовательские агентства и опросы, которые они проводят, называются небазовыми. Проекты каждой небазовой организации тоже можно посещать только раз в полгода.
Встречаются и исключения. Иногда от респондента требуют не проходить опросы три месяца. Иногда — чтобы он ранее участвовал в исследованиях не более трех раз и не на аналогичную тему. А для некоторых проектов вообще не важен предыдущий опыт.
Как оставить заявку. Рекрутеры подробно прописывают пожелания к участникам. Если исследование заказала кофейная компания, то выбирают людей, которые пьют кофе именно этого бренда. Могут искать целевую аудиторию без привязки к конкретному товару: например, владельцев собак и кошек.
Обычно просят отправить такую информацию о себе:
- Фамилия, имя, отчество.
- Возраст.
- Номер телефона.
- Образование, профессия, род деятельности.
- Опыт потребления нужного товара или услуги.
- Опыт участия в опросах.
С подходящими кандидатами рекрутер свяжется по телефону и расскажет, что предстоит делать.
Зачем указывать профессию. Информация об образовании и профессии нужна, чтобы отсеять респондентов, которые знают, как устроены стратегии продаж и как работает реклама. Как правило, к участию в опросах не допускают маркетологов, журналистов, психологов и социологов. Иногда даже спрашивают, трудятся ли в этих областях члены семьи или близкие люди. Исключение — специальные исследования, куда приглашают работников именно этих сфер.
На деле участвовать в опросах может и психолог, и маркетолог. Я педагог, но диплом об образовании и трудовую книжку не показывала ни разу: у меня проверяли только паспорт. В случае специальных исследований могут попросить дополнительные документы. Например, свидетельства о рождении детей на опросе по детским товарам, полис каско или ОСАГО в проекте для автомобилистов.
Опыт. Иногда требуют подтвердить, что человек действительно пользуется нужными товарами. К примеру, для участия в опросе по кормам для домашних животных меня просили сфотографироваться с питомцем и упаковкой корма. На опросе по маркам духов — сделать селфи с флакончиком туалетной воды. На опросе про бытовую технику — прислать фото кассового чека или скриншот из мобильного банка. На опросе о лекарствах от хронических заболеваний — показать фото медкарты с диагнозом.
Вознаграждение за участие можно получить несколькими способами:
- наличными в офисе компании, нужен паспорт;
- переводом на банковскую карту. Для этого просят прислать фотографию паспорта. Серию и номер документа нужно обрезать или закрыть;
- на онлайн-кошелек;
- сертификатом «Озон»;
- в виде подарочной карты Gift Pass. Это неименная карта, которую нельзя пополнить повторно. Как только вы потратите вознаграждение, карту можно выбросить.
Телефонные опросы
Что это. Это самый простой и малооплачиваемый вид опросов. Исследовательские компании обзванивают сразу много людей, а полученные данные анализируют и затем представляют в обобщенном виде. Упор делают на коллективное мнение, позицию конкретного клиента в расчет не берут.
Участнику нужно рассказать по телефону о своем опыте использования какого-либо продукта, а исследователю — все это выслушать, записать и заплатить. Гонорар небольшой: около 100 ₽ за 10—15 минут разговора.
Как было у меня. В ноябре 2019 года я прошла три телефонных опроса. Увидела объявления случайно: я искала очные исследования на форумах, но наткнулась на быстрые телефонные интервью.
Все три исследования были про программы медицинского страхования: ОМС, ДМС, страхование выезжающих за рубеж. У меня есть полисы ОМС и ДМС, а в путешествиях я всегда оформляла страховку, поэтому интервью было честным.
Нужно было рассказать, довольна ли я услугами, были ли страховые случаи, как работала служба поддержки. Беседы длились по 10—15 минут. За каждый опрос мне зачислили по 50 ₽ на счет мобильного телефона.
Онлайн-опросы
Что это. Маркетологи проводят исследования на специальных сайтах или создают темы на форумах, которые доступны только участникам. Когда проект завершится, вход на форум закроют и для респондентов — результаты будут доступны исключительно модераторам и заказчикам.
Я участвовала в опросах и на сайтах, и на закрытых форумах.
На сайтах. Я прочитала в Т—Ж статью про опросы в интернете и заинтересовалась историей автора. В итоге я тоже зарегистрировалась на сайте Internetopros.ru и заполнила 143 анкеты, но прошли отбор только 72. За них я получила 1525 ₽. Отсеивали обычно в самом начале, когда я указывала пол, возраст и доход. Видимо, не подходила под критерии целевой аудитории.
Самая низкая оплата была 5 ₽, самая высокая — 70 ₽. На дешевые короткие опросы уходило 5—10 минут, на дорогие, стоимостью от 50 ₽, — 20—40 минут. Но вывести деньги получится, когда заработаешь хотя бы 500 ₽. Причем перевести на карту не выйдет: можно или закинуть на телефон, или пожертвовать в благотворительный фонд Pomogi.org. На благотворительность можно перевести сумму без минимального порога.
Если решите выводить деньги на телефон, то попросят указать ИНН. Это нужно, чтобы один и тот же человек не смог создать миллион аккаунтов: ИНН на сайте нельзя ни изменить, ни повторить. А если вы заработаете больше 4000 ₽ за год, то сайт передаст эти сведения в налоговую. Возможно, попросят заплатить налог. Я получила только 1525 ₽, ко мне никаких вопросов не было.
Анкеты стоимостью 5—10 ₽ были очень короткими: обычно до 10 вопросов с фиксированными вариантами ответов. Например, спрашивали, есть ли у меня подписка на онлайн-сервисы для просмотра фильмов и сериалов, и если да, то на какие: нужно было поставить галочки в предложенном списке.
Опросы с вознаграждением 50—70 ₽ чаще были о продуктах. Я отмечала супермаркеты, в которых привыкла закупаться. Выбирала из предложенных вариантов или сама вписывала знакомые торговые марки. Указывала, как часто покупаю, например, сыр и каких производителей.
Мои любимые опросы — те, где нужно смотреть и оценивать рекламу продукта: слоганы, баннеры, ролики для интернета и телевидения, сценарии еще не отснятых видео. Чаще всего за такие анкеты предлагали немного — 15—40 ₽. Нужно было рассказать, насколько реклама понравилась, понятна ли она и захотелось ли мне купить продукт. Неожиданно и приятно потом увидеть по телевизору рекламные ролики чипсов и кредитной карты банка, которые я помогала обкатывать. Горжусь собой в такие моменты, хотя моя заслуга в происходящем крайне мала.
На форумах. С 2016 года я поучаствовала в трех крупных исследованиях и заработала 7100 ₽. Самые высокие гонорары — по 3000 ₽ — я получила за опросы про кисломолочные продукты и телепередачи. А самый низкий — 1100 ₽ — за опрос о том, как заказывала бытовую технику в интернет-магазине.
Приглашения на эти исследования я нашла на форуме «Билайна» в ветке «Опросы за вознаграждение в Москве». Я оставляла заявку и дожидалась звонка от рекрутера. Обычно он уточнял, действительно ли я пользуюсь тем или иным продуктом, как часто его покупаю.
- 3000 ₽
Иногда проверяют более тщательно. Например, перед опросом о телепередачах меня просили рассказать краткое содержание передач на определенном канале, в какое время они выходят в эфир и кто их ведет.
В конце разговора задают вопросы на креативность. Исследователи хотят удостовериться, что участник не впадет в ступор от необходимости творчески мыслить и писать развернутые ответы в темах форума. К примеру, меня просили порассуждать о том, какую бы я выбрала суперспособность. Я решила, что хотела бы перемещаться во времени в прошлое и будущее.
Еще спрашивали о сходствах между курицей и пчелой. Я ответила, что у них есть крылья и формы социальной организации, только в курятнике патриархат, а в улье матриархат. Рекрутеры предупреждают, что здесь нет правильных и неправильных ответов и что лучше сказать какую-нибудь глупость, чем промолчать.
Если интервьюера все устроит, вам отправят логин и пароль для входа на закрытый форум.
За такие опросы гонорар выше, чем за простые анкеты, поэтому будьте готовы потратить больше времени. В среднем исследование длится пять дней: каждый день появляются новые вопросы, и нужно сразу же на них отвечать. У меня это занимает 2—3 часа в день.
Я люблю порассуждать, детально описываю свой опыт, привожу примеры из жизни, добавляю идеи и предложения. То есть пишу даже подробнее, чем требуется, потому что слишком лаконичные ответы придется дорабатывать.
Вопросы касаются не только самого продукта, но и вас. В проекте про телепередачи я рассказывала о распорядке дня и о том, как провожу свободное время. Там же мне предлагали посмотреть трейлеры нескольких телешоу и подробно описать мысли об увиденном. Подробно описать — это не «понравилось / не понравилось»: организаторы ждут эссе как на выпускном экзамене. Но за 3000 ₽ можно и постараться.
В опросе про йогурт меня просили фотографировать каждый завтрак, обед и ужин и рассказывать, что это. Причем снимать нужно было не только молочные продукты, а всю еду. Еще просили выкладывать фотографии запомнившихся моментов уходящего дня. Йогуртовый проект длился четыре дня, на ответы я тратила по 2—3 часа. Мне заплатили 3000 ₽.
На исследование по тестированию интернет-магазина бытовой техники я потратила около часа, а получила 1100 ₽. Мне нужно было добавить в корзину определенные товары и рассказать, что я чувствую в этот момент. Ничего покупать не просили — это было просто тестирование. Процесс нужно было фиксировать с помощью программы для стриминга: одновременно записывать видео и звук. Я подробно проговорила возникшие мысли и эмоции. После этого я описала свой опыт в текстовом формате и развернуто ответила на вопросы анкеты.
Очные опросы
Что это. В таких исследованиях собирают детальную информацию о покупателе: его идеи, мысли, образ жизни, планы, восприятие себя и мира. Каждого потребителя рассматривают как личность с собственными пристрастиями, симпатиями и антипатиями.
В результате компании делают вывод, как человек принимает решение, как относится к рекламе и акциям бренда, когда и при каких условиях готов приобрести товар.
Сначала участников ищут в интернете. Тех, кто подходит под требования, приглашают в офис исследовательской компании. Перед началом мероприятия людей еще раз опрашивают: узнают возраст, уровень дохода, какие продукты и как часто покупают. Так отбирают 8—10 человек, которые ближайшие 2—3 часа проведут вместе, обсуждая, например, идеальную колбасу. Это называется «фокус-группа».
Если это холл-тест, то работать будут не все сразу, а по отдельности. Часто предлагают продегустировать новый продукт: например, шоколад или тушь для ресниц. Или могут попросить прогуляться по магазину в очках виртуальной реальности и рассказать, полки с каким товаром первыми бросаются в глаза.
Я заметила, что большинство очных опросов проходит утром и днем в будни. Думаю, это связано с графиком работы исследовательских компаний: он такой же, как и во всех организациях. Я стараюсь записываться на очные опросы в отпуске или подбирать проекты выходного дня. А моя подруга в таких случаях подсчитывает дневной заработок, сравнивает сумму с вознаграждением за опрос и берет отгул за свой счет, если за участие платят больше.
Как было у меня. За четыре года я поучаствовала в пяти очных исследованиях и заработала 8900 ₽. Самый высокий гонорар — 6000 ₽ — я получила за опрос про энергетические напитки, потому что проект предполагал два этапа участия: онлайн и офлайн.
Самый низкий гонорар — 300 ₽ — был за опрос про косметику. Правда, при этом каждой участнице выдали на тестирование две туши для ресниц.
- 8900 ₽
Я участвовала и в фокус-группах, и в холл-тестах: обсуждала энергетические напитки, тестировала косметику и выбирала корм для кошек в очках виртуальной реальности. Расскажу о каждом опросе подробнее.
Опрос про энергетические напитки. Это был комбинированный опрос: сначала я в течение пяти дней заполняла анкеты на форуме, а на шестой день приехала на встречу с другими участниками. Гонорар был 5000 ₽, но я получила 6000 ₽, потому что подробно и творчески отвечала на вопросы.
Чтобы попасть в этот проект, нужно было отправить анкету рекрутеру. В ней я указала бренд любимого энергетика и то, как часто его употребляю. Фотографии с напитками, чеки и другие доказательства того, что я их покупаю, у меня не попросили. Также не было задания пить энергетики.
Затем представитель исследовательской компании позвонил мне, уточнил анкетные данные и спросил, какой формат пищи я бы изобрела. Я сказала, что создала бы таблетку, которая заменит еду, напитки и витамины. Видимо, это было нужно, чтобы проверить, смогу ли я развернуто отвечать на образные вопросы, где нужно воображение. В итоге я стала участником исследования.
В онлайн-опросе были задания, где помимо письменных ответов нужно было загружать изображения. Например, просили найти в интернете картинки, которые ассоциируются со словами «энергия» и «бодрость».
После онлайн-опроса организовали очную встречу. Она длилась пять или шесть часов, но с перерывами: организаторы устраивали кофе-брейки с горячими напитками и печеньем и перерыв на обед с сэндвичами и овощами в индивидуальных ланч-боксах.
Участников разбили на четыре группы по четыре человека, объединив людей в зависимости от того, какую марку энергетиков они предпочитают. На стене над столами каждой группы вывесили те самые изображения, которые мы загрузили во время онлайн-тестирования.
Опрос был похож скорее на воркшоп, деловую игру или тренинг по командной работе. Респондентам предлагали задания, а не вопросы в классическом понимании. У нас был ведущий — сотрудник исследовательской компании, — который направлял ход дискуссии.
Нам предлагали посмотреть на упаковку энергетика, которого нет на полках магазинов, и представить, какой у него вкус. Или разработать упаковку «дорогого», «сладкого» или «безвредного» напитка. После этого проект нужно было защитить — результат презентовал один из участников группы.
Комната для исследования выглядела необычно: там было большое зеркало во всю стену. Во время перерыва я сделала вид, что ошиблась дверью, и заглянула в соседнее помещение: там стояли стулья, а смежная стена выглядела как затемненное стекло. Через это «зеркало» за нами наблюдали.
Тестирование туши для ресниц. Это был необычный опрос: я заработала всего 300 ₽, но вдобавок обзавелась косметикой.
Сначала в офисе исследовательской компании я получила два тюбика с тушью. В одном была тушь, которая уже продается в массмаркете, а в другом — новый продукт, качество которого нужно оценить. Оба тюбика были одинакового цвета и без этикеток, но различались формой и проставленным на них номером.
- 300 ₽
В течение недели я пользовалась то первой, то второй тушью. Потом меня попросили сравнить образцы и описать их преимущества и недостатки. Еще нужно было сфотографировать накрашенные глаза. Анкету и фотографии я отправила через интернет, приезжать второй раз в офис не пришлось.
Тушь, которая уже продавалась в магазине, мне понравилась больше: у нее была кисточка со щеточкой, а у второй — силиконовая. Я так и не поняла, какой эффект она дает: длину, объем или все сразу. К тому же к концу дня она осыпалась и под глазами появлялись темные круги. В итоге первую тушь я оставила себе, а вторую выбросила.
Выбор корма для кошек. За этот опрос я получила 800 ₽, при этом потратила на него всего час. Я записалась, потому что хотела узнать, что видит человек в очках виртуальной реальности.
В офисе компании я надела очки и рассматривала разные варианты выкладки кормов. Каждый раз мне нужно было подходить к полкам, изучать товары, цены и акции на них и говорить, что бы я купила.
- 800 ₽
После каждого осмотра я заполняла анкету. Вопросы были такие: на какой продукт я в первую очередь обратила внимание, что в товарной выкладке показалось удачным, а что — неудобным, выгодна ли акция.
Не прошла отбор, но получила деньги. Я записывалась в фокус-группы по вопросам здоровья: исследователи искали тех, кто принимает таблетки для пищеварения, и обладателей хронических заболеваний.
Рекрутер сказал, что я подхожу под требования, и пригласил в фокус-группу. Я приехала в офис, заполнила анкету, но в последний момент меня не утвердили на оба исследования.
Я не потратила пять часов и не получила 1700 ₽ за опрос про лекарства и 2500 ₽ за анкету про заболевания. Зато за 25 минут ожидания мне заплатили 600 ₽ в первом случае и 1200 ₽ во втором. Это компенсация за то, что я приехала в офис компании, но меня в последний момент не утвердили.
Такое бывает: исследователи набирают больше людей, чем нужно. Делают это для подстраховки на случай, если кто-то не придет, и чтобы выбрать участников, которые больше соответствуют критериям заказчика. Меня предупредили о возможном исходе, поэтому я не расстроилась.
В недопуске есть плюсы. Если человек не попал на опрос, то его данные не заносят в базу. То есть для участия в следующем проекте не нужно ждать шесть месяцев. Можно отправлять новые заявки хоть в этот же день.
Я сделала вывод, что записываться на очные опросы с такой схемой отбора лучше в тех случаях, когда вас устраивает сумма компенсации. Респондент ждет только 25—30 минут, пока опросят всех участников перед началом исследования, и не тратит 2—3 часа на интервью. А получает при этом почти половину вознаграждения.
Опрос в форме онлайн-конференции
В 2023 году очень популярны опросы в «Зуме» или в «Гугл-мит». Конференция заменяет очное интервью в сфере онлайн-продуктов — например, когда исследуют удобство интерфейса. Респонденты пользуются продуктом в режиме демонстрации экрана, а исследователь оценивает результат. Дистанционно сейчас проводят практически все опросы, в которых не требуется физический контакт с продуктом. И если тема опроса слишком объемная и сложная для онлайн-опроса через сайт.
Искать такие опросы нужно на тех же площадках, что и остальные. Я в них не поучаствовала, так как в 2016—2019 годах это было не очень популярно.
Домашние визиты
Это самый высокооплачиваемый вид опросов. За участие платят 5000—8000 ₽ за 2—3 часа беседы с интервьюером у вас дома. И около 4000—5000 ₽ можно получить за совместный поход в магазин.
Если респондента утвердили на опрос, но маркетологи не приехали, то заплатят компенсацию. Сумма зависит от размера вознаграждения: обычно предлагают до 3000 ₽.
Я часто видела приглашения на домашние опросы для жителей Москвы. В Санкт-Петербурге тоже проводят такие исследования, но гораздо реже. Для других городов я не смогла найти подобных предложений.
Но и москвичам непросто принять участие в домашнем опросе. Часто организаторы требуют, чтобы участник жил в пешей доступности от метро в пределах Третьего транспортного кольца. Иногда даже указывают конкретные станции: как правило, вблизи центра. Отдаленные районы города и ближнее Подмосковье не рассматривают.
В объявлениях есть пожелания к жилью респондента: нужна личная квартира, не съемная, не коммунальная. Иногда дополнительно пишут об аккуратном ремонте, чистоте и порядке.
Если речь идет о совместном походе за покупками, то нужно, чтобы респондент проживал недалеко от определенного магазина. Часто такие опросы комбинируют с домашними визитами. В этом случае исследователи сначала беседуют с покупателем у него дома, а потом все вместе отправляются в магазин.
Обычно на таких опросах работает не один интервьюер, а команда из 3—4 человек. Некоторым страшно приглашать домой толпу незнакомых людей, пусть даже за деньги. Чтобы обезопасить себя, спросите у рекрутера название исследовательской компании и поищите в интернете отзывы других респондентов. Еще лучше — уточните ФИО назначенных на визит сотрудников и проверьте их документы.
Я не участвовала в таких проектах. Несколько раз подавала заявки, но меня отсеивали, потому что я живу в Подмосковье.
Можно ли обмануть организаторов
Может показаться, что перед опросами участников особо не проверяют и исследовательскую компанию легко обмануть. Если человек поставит перед собой такую цель, то он, безусловно, сможет это сделать. Другой вопрос: стоит ли результат усилий?
Каждый день в интернете появляются разные приглашения на опросы: ищут молодых мам, пожилых руководителей, курящих мужчин 25—40 лет или любителей шоколада старше 50. При этом постоянно приходить на исследования не получится, потому что всех вносят в базу данных. И если участвовать в опросах всего два раза в год, то лучше выбирать проект с интересной темой: когда вы знаете этот продукт и вам есть что сказать.
В противном случае придется тратить время и силы на то, чтобы изучить характеристики незнакомого товара. На форуме это можно сделать в процессе работы, но на очной встрече отвечать надо сразу. Это слишком большие и неоправданные усилия. С тем же успехом можно спокойно рассказать про известный вам товар или услугу.
У респондентов проверяют только паспорт. Не просят предъявить диплом и трудовую книжку, чтобы отсеять тех, кто работает в запрещенных сферах. Если в будущем нужно будет показывать эти документы, то это все равно не защитит исследователей: человек всегда может сказать, что не успел взять книжку в отделе кадров, и принести поддельную копию.
Сейчас участников проверяют более тщательно, чем четыре года назад, в 2016. Однажды может случиться так, что на опросы заставят приходить с пакетом документов и набором справок.
Мне кажется, что большинству людей приятнее честно ответить на вопросы и принести пользу компании или бренду, а не навредить, получив за это деньги.
Запомнить
- Постоянно зарабатывать на очных опросах не получится. В исследованиях можно участвовать только раз в полгода.
- Чаще можно участвовать в телефонных и интернет-опросах, но за 50—100 ₽.
- Больше платят за домашние визиты. Но и попасть на них сложно, потому что приглашают в основном жителей центральных районов Москвы.
- Онлайн-форумы — оптимальный вариант опросов для занятых людей. Можно самостоятельно планировать время, когда вы сможете зайти на сайт и ответить на вопросы.