Мнение: крупные маркетплейсы изводят бизнес комиссиями и плохой поддержкой
Работаю с «Озоном», «Яндекс-маркетом» и «Вайлдберриз».
Последние два не то что «помогают бизнесу» — всеми силами пытаются его утопить регулярным обманом партнеров и принудительными скидками под угрозой повышенных комиссий. «Озон» в сравнении с ними выглядит куда более адекватным, они даже алгоритмы определения позиций в выдаче прописали в документации, — конечно, не без косяков, но их поддержка работает лучше.
Когда-то давно, где-то год назад, «Яндекс-маркет» был неплохой площадкой с быстрой и работающей поддержкой. Сейчас же хуже маркета только «ВБ»: в их практике — сломать собственную функциональность и чинить несколько дней, не удосужившись даже как-то оповестить партнеров. Худший service desk на сайте, который не отвечает месяцами, после чего просто закрывает запросы. В качестве альтернативы они придумали кучу чатов в «Телеграме», где «мильон» партнеров одновременно пытается добиться решения проблем.
Потерянные поставки, когда товар уходит в небытие целыми паллетами и не может быть найден месяцами. Регулярные каскадные скидки, когда для каждой следующей акции нужно снизить цену относительно цены на прошлой акции, и так два, три, пять раз подряд — им не важна окупаемость партнеров, они свою комиссию все равно заберут аки форекс-брокеры. А если откажешься снижать цену ниже рентабельной — получишь плюс 10% к комиссии. Забавно, что какое-то время назад требовали для участия в акции скидки вплоть до 20% и обещали снизить комиссию с 18 до 16%, например. При этом для тех, кто в акции не участвует, комиссия повышается до 22%. Путем нехитрых вычислений становится понятно, что выгоднее заплатить повышенную комиссию, чем поставить скидку: 20% + 16% — это снижение выручки на 36%, тогда как при бойкоте теряешь только 22% за счет повышенной комиссии.
Фактически это легальный способ отжать у продавца повышенную комиссию на ровном месте.
Я понимаю, что ни «Яндекс», ни «Вайлдберриз» — не благотворительные организации. Их задача — заработать как можно больше денег. Но это не повод лгать своим же партнерам и покупателям. «ВБ» решил установить наценку за оплату «Визой» и «Мастеркардом» — спустя пару дней их юристы смекнули, что это нарушает закон о защите прав потребителей, а это грозит миллионными штрафами. И переобулись, сказав, что это не наценка за «Визу», а скидка за «Мир». Но я поставщик, и я вижу, какая итоговая цена должна быть у моего товара после всех установленных скидок. Я вижу, что цена при оплате картой «Мир» — это не скидка, а ровно то, почем я готов продавать. А цена для «Визы» — то, с чего считается моя выручка плюс процент, который «ВБ» забирает себе просто так.
Про то, как «Яндекс-маркет» кинул партнеров, размещающихся по рекламной модели, — отдельная песня. В итоге витрина-маркет полностью перешел на формат работы маркетплейса. Плевать на партнеров, которые годами отдавали миллионы за продвижение своих товаров, использовали собственную логистику. Теперь ты не можешь быть независим от маркета, имея собственный SEO-оптимизированный за годы сайт.
Проблемы с маркетплейсами начинаются с верхушки, принимающей неадекватные решения, и заканчиваются разработчиками, которые не способны нормально оттестировать все изменения, а в случае поломки — откатить назад: сидите со сломанным кабинетом, пока мы свои же косяки не исправим.