Познакомьтесь: Boris Köln, который начал новую жизнь в Германии и счастлив
В новом выпуске рубрики «Познакомьтесь» — человек с невероятным опытом, который никогда не скупится на советы.
Boris Köln может рассказать, как стать пилотом, переехать в другую страну, путешествовать с комфортом и прийти к спокойной комфортной жизни. Легендарный читатель не любит говорить о себе, но мы рискнули поподробнее расспросить его о прошлом и планах на будущее.
Предисловие
Я математик по профессии, из-за этого текст будет суховатым, но структурированным. Это наилучшим образом характеризует меня.
Живу я скучно: необдуманных поступков не совершаю, пьяным за рулем не езжу — хотя имею право до 0,5 промилле, в крайности не впадаю. Автостоп-каучсерфинг считаю стыдным, швыряние денег — глупым.
Переезд в Германию
Хотел эмигрировать еще в прошлом веке, то есть в 90-е, после окончания МГУ. Тогда были материальные причины. Но так ничего для эмиграции и не сделал. В нулевых появилась семья-машина-дача-квартира — уже было не до переезда. Тем более что надувался пузырь доткомов, зарплата росла, денег хватало.
В десятых годах накопилось недовольство социально-политическими процессами в стране. Спусковым крючком послужило, что мой знакомый выиграл в лотерею грин-карт США с третьего раза и эмигрировал. Я тоже начал действовать: быстро нашел работу в Германии, получил голубую карту и свалил на красном тракторе. Считаю это лучшим решением в своей жизни.
Почему именно Германия:
- Для меня это оптимальная страна по балансу уровня жизни, зарплате, расходам, сложности переезда. В Северную Америку слишком сложно переехать, в Южной Америке слишком низкий уровень жизни, в Восточной и Южной Европе низкие зарплаты, в Северной Европе слишком высокие расходы.
- Я был в Германии пару раз туристом. Мне очень подходит местный менталитет ordnung muss sein, нравится логичность немецкого языка. Минусы тоже есть, но плюсы значительно перевешивают.
Некоторые знакомые назвали меня «предателем родины» и «фашистом» — я с ними спорить не стал, а просто вычеркнул из своей жизни. Даже хорошо, что это сразу и выяснилось. Большинство же знакомых были очень заинтересованы, как у меня дела. В Германии сначала многое было непонятно: как подать документы на ВНЖ, арендовать квартиру, купить мебель. Но я это рассматривал как прохождение квеста: поговорил с NPC, собрал лут, получил ачивки.
Вначале я писал небольшие отчеты в соцсетях для своих знакомых, например такие.
День первый. Прилетел прямым рейсом Победы Москва — Кельн, билет в одну сторону стоил 4,5 тысячи рублей, каждое место багажа — 1,5 тысячи. (Были же цены!) Доехал за 20 минут на S-Bahn — электричке — от аэропорта, поселился во временной квартире с Airbnb.
День второй. По объявлению купил б/у велосипед за 20 € (1915 ₽), чтобы ездить на работу: на небольшие расстояния так гораздо удобнее и быстрее, чем на общественном транспорте. Съездил на велосипеде в ратушу, прописался. Там же заодно получил ИНН. Спросили меня о религии — ответил «атеист», иначе с меня еще брали бы церковный налог.
В банке открыл счет. В страховой компании оформил медицинскую страховку, ничего не платил, взнос на нее будет платить работодатель из моей зарплаты. Оформил симкарту. Квест занял полдня. После обеда продолжил кататься на велосипеде по городу, но уже в свое удовольствие.
День третий. Со всем лутом пришел к моему работодателю, оформился, познакомился с коллегами и сразу же приступил к работе. Вечером пригласил всех в кафе.
Когда отчетов и другой полезной информации накопилось много, сделал сайт — «яжпрограммист», завел канал на «Ютубе». Монетизировать не собираюсь, просто делюсь информацией о переезде в Германию и жизни в стране. Потому что могу.
Немецкого языка я тогда не знал, везде разговаривал по-английски. Примерно в половине случаев мне тоже отвечали по-английски, в другой половине — звали других сотрудников, говорящих по-английски, а один раз даже и по-русски. Потом начал изучать немецкий язык в VHS, индивидуально с онлайн-репетитором и совой.
Поиск нового дома
Самым сложным на новом месте оказалось найти квартиру для постоянной аренды. Я договаривался о просмотре, после работы ехал на велосипеде — каждый день получалось по 50—60 км.
На сундук мертвеца — вернее, на каждую квартиру — было даже не 15 человек, а по 50—100 претендентов. Я проигрывал смотрины, потому что арендатора почти невозможно выселить и арендодатели подходят к выбору очень строго — предпочтут того, у кого высокий кредитный рейтинг Schufa, а у меня он был нулевым.
Пришлось расширить круг поисков до пригородов Кельна, где было меньше других желающих. В итоге через месяц арендовал половину дома с тремя комнатами за 570 € (54 583 ₽). Также плачу за коммуналку — воду, отопление, вывоз мусора — 180 € (17 237 ₽). Электричество по счетчику — примерно 70 € (6703 ₽). Плюс DSL-интернет 100 Мбит/с — 30 € (2873 ₽) в месяц. Итого 850 € (81 395 ₽) в месяц.
До центра Кельна 15 км. На велосипеде до него можно добраться за 45 минут, на общественном транспорте — 15 минут, если не считать времени ожидания.
«Котенок сначала боялся пылесоса, а потом втянулся». Так и я: пришлось ездить на велосипеде на работу круглый год, в любую погоду. Было трудно, но я привык.
Сейчас уже работаю из дома и обожаю его, а больше всего — вид с балкона. Ну и цена тоже приятная, в Кельне такое же сейчас стоит в два-три раза дороже.
Хобби
Мне работодатель в качестве соцпакета дал проездной JobTicket, а потом и Deutschlandticket, который действует по всей Германии, включая региональные поезда. Я люблю хайкинг, раз в неделю еду куда-нибудь на поезде, а дальше пешком по лесам-горам или хотя бы по красивым городам с фахверковыми домами. Обычно без ночевки, но в Северном Рейне — Вестфалии и Рейнланд-Пфальце уже все объездил.
Сейчас приходится выбирать: посещать места второй раз, переехать жить в другую землю, ездить с ночевкой или переключиться на Бельгию и Нидерланды — от Кельна до них лишь 70 км, на машине эти страны можно проехать максимум за три часа. Такие вот у меня проблемы.
Транспортные истории
Российские права действительны только полгода с момента переезда, а потом надо учиться в автошколе с нуля. Мне было очень долго и дорого отучаться от московского стиля, имея двадцатилетний стаж безаварийной езды. Потратил полтора года и 3500 € (335 156 ₽), сдал только с пятой попытки.
В Германии сложнее получить права, чем в России. Ошибок в вождении не прощают. Но я поддерживаю такой подход. Несмотря на всю строгость, экзаменаторы очень дружелюбные, пытаются шутить, чтобы разрядить обстановку. Если что-то непонятно, спокойно и внятно все повторяют или объясняют другими словами.
Купил машину. Использую ее только для поездок в магазин за продуктами и путешествий по Германии и в соседние страны. По городу нет смысла ездить на машине — хоть и почти без пробок, но ограничение скорости 30 км/ч, и парковки платные.
На работу ездил на велосипеде, а потом получил права на мотоцикл. Переключать передачи, крутить змейку и слалом стал за пару занятий, а главное — аккуратному стилю вождения я уже научился раньше на машине.
Пилотирование
Было как-то непривычно после работы не ехать в автошколу и нигде не учиться. После короны я решил получить еще какие-нибудь права. Выбирал между управлением моторной яхтой по реке, парусной яхтой по морю и легким самолетом. Выбрал последнее, но это не значит, что отказался от остального.
Это не коммерческая авиашкола, а клуб любителей легкомоторных самолетов. Я позвонил куратору, кратко рассказал о себе, и меня пригласили через неделю для начала обучения.
Вот так я попал на небо через семь дней после телефонного звонка.
Прошел летную медкомиссию. Для частных пилотов это очень просто, не то что ВЛЭК . Надо видеть — можно в очках, слышать — можно со слуховым аппаратом, иметь ноги — можно костыли, иметь руки — можно протез. Сдал ЭКГ, анализы мочи, крови, проверили зрение и слух. Суммарно провел в клинике час, заплатил 120 € (11 491 ₽).
Учил теорию. Одногруппники все усваивали легко, активно задавали вопросы учителю и обсуждали непонятное. В целом несложно, но у меня от терминов голова кругом. Надо выучить по-немецки тысячи слов типа «закрылки», «точка срыва», «точка росы», «угол атаки», «сваливание».
Сдал теоретический экзамен из 6 частей:
- Luftrecht — законы и правила. Воздушные зоны, чтение навигационных карт, юридические документы, план полета, световые сигналы, аэродромные знаки, правила захода на посадку и прочее.
- Navigation — навигация. Читать навигационную карту, прокладывать маршрут, знать географию и математику.
- Meteorologie — метеорология. Атмосфера, ветер, термодинамика, орографические ветровые системы, адиабатические системы, облака и туман, воздушные массы и фронты, метеорологическая информация, измерение высоты.
- Aerodynamik und Technik — аэродинамика и техника. Много новых терминов, для меня это самое сложное.
- Verhalten — поведение и Pyrotechnik — пиротехника.
- Flugfunk — радиопереговоры.
На первом практическом занятии сначала инструктор показал мне все органы управления, которые полностью дублируются: управлять самолетом может как инструктор, так и ученик. Во время первого полета инструктор взлетал и садился сам, потому что это наиболее опасный маневр, где надо все делать быстро и четко, а я к этому еще не был готов.
Взлетели до 1000 футов, или 300 метров, выровнялись, инструктор убрал свои руки и говорит: «А дальше сам поднимайся до 3000 футов и одновременно поворачивай на курс такой-то». Э-э-э?! Мы так не договаривались!
Судорожно наклоняю джойстик на себя для подъема вверх и влево для поворота на нужный курс. Спереди вижу небо, слева землю. Инструктор спокойно по-немецки: «Уменьши угол атаки, выровняй поперечную устойчивость». Фух, вроде выровнял! Дальше маневры «быстрее-медленнее», «выше-ниже», «левее-правее», покрутить восьмерку. К счастью, не фигуру высшего пилотажа, в горизонтальной плоскости развернуться в одну сторону, потом развернуться в другую.
Я уже немного освоился, спокойно все выполнял. По ощущениям летали часа два, но оказалось, что лишь 20 минут.
Сейчас летаю в основном по кругу: взлететь, убрать закрылки, развернуться, выпустить закрылки, приземлиться. Повторяю десятки раз за каждое занятие, чтобы отточить навыки до автоматизма. Инструктор не помогает, а только «мешает»: то требует заходить на посадку по более крутой траектории, то по более пологой, то скольжение на крыло, а то и вообще в воздухе выключит двигатель — вернее, поставит на холостые обороты, когда тяги почти нет. И приходится приземляться как планёр.
Кстати, планёр — это летательный аппарат, а планер — его конструкция. Может сделать сваливание в плоский штопор — надо вовремя выйти из него, пока не врезались в землю. Это не инструктор такой садист, а такая программа обучения, все это будут проверять на практическом экзамене. Ну и умение действовать в критических ситуациях всегда пригодится.
В качестве бонуса я стал совладельцем аэродрома и иногда работаю на нем авиадиспетчером — просто так выгоднее арендовать самолет по себестоимости 100 € (9576 ₽) за час полета, включая топливо.
На первый взгляд может показаться, что бешусь с жиру. Ну да, так и есть. Хотя для этого вовсе не обязательно быть айтишником, среди моих коллег-пилотов есть ландшафтный дизайнер, инженер, инструктор в автошколе, менеджер, автомеханик и пенсионер.
Знакомство с Т—Ж
Еще в 2009 году стал клиентом ТКС, ныне — Т-Банка, до сих пор считаю его самым удобным. Если бы его карты работали за границей, продолжал бы пользоваться до сих пор. В 2015 году банк предложил мне почитать «журнал про деньги». Ну, ок. Сначала просто изредка читал, с 2018 года начал активно комментировать и писать статьи.
Причина как и у моего блога: у меня есть полезная информация о Германии, которой я готов делиться со всеми желающими. Что-то, конечно, есть на разных сайтах и без меня — например, как составить резюме, найти работу, получить голубую карту. А о чем-то — например, как получить лицензию пилота-любителя в Германии, — в русскоязычном интернете никто не писал, а по-немецки не все умеют читать.
Сейчас так много материалов ежедневно, что все читать не успеваю. Дневники читаю только иностранные — а вдруг решу еще раз эмигрировать. И про путешествия — куда бы еще съездить. Остальные материалы просматриваю по диагонали.
С интересом читаю всякую жесть. Любимые авторы — Поющая в коровнике и Антон Крутов. С нетерпением жду, когда Антон выполнит свое обещание мне и напишет продолжение после выхода из американской тюрьмы. Редакция, предоставьте Антону такую возможность, bitte schön.
Планы
Где именно жить — пока мне все нравится, но, возможно, когда-нибудь переедем в другую землю — в лес, горы или на море.
Покупать недвижимость не хочу, она будет окупаться 50—60 лет, мне проще и выгоднее арендовать. Тем более что сейчас кредитный рейтинг у меня высокий, легко могу подыскать новую квартиру.
Становиться предпринимателем не планирую, мне и так хорошо. Движение FIRE не поддерживаю — мне ближе work-life баланс, планирую работать и отдыхать как сейчас, так и потом. После выхода на пенсию в 67 лет все равно буду работать или волонтерить.