Я полтора года учился в немецкой автошколе⁠ и получил права с пятой попытки

Опыт читателя с 20-летним стажем вождения

33
Я полтора года учился в немецкой автошколе⁠ и получил права с пятой попытки
Аватар автора

Эдуард Солодин

задавал вопросы

Страница автора

В рубрике «Читатели учатся водить машину» мы публикуем истории об обучении вождению, о выборе автошколы, инструктора и об экзаменах в ГИБДД.

Герой этого материала после переезда в Германию решил пойти в местную автошколу. Он рассказал, чем немецкие правила дорожного движения отличаются от российских, как долго длится обучение, сколько оно стоит и сложно ли сдать экзамен.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Boris Köln

получил немецкие права

Страница автора

Я 20 лет ездил на автомобиле по Москве без аварий. Когда переехал в Германию, оказалось, что по российским правам можно ездить только полгода. После этого нужно записываться в автошколу и получать немецкое водительское удостоверение.

Игнорировать это правило не получится: иностранный водитель обязан предъявлять полиции в Евросоюзе права и загранпаспорт с въездным штампом. Кроме того, сроки действия прав проверяют при оформлении страховки на машину.

Я пошел в автошколу в 2020 году, примерно через год после переезда. До этого занимался другими делами: работал полный день, искал квартиру, покупал мебель, оформлял ВНЖ и учил немецкий язык. Записаться в автошколу или купить машину может любой, даже турист, но получить немецкие права и госномера на машину — только человек с постоянной регистрацией в Германии.

Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Автошкола

Перед подачей документов в автошколу обязательно нужно:

  1. Пройти курсы первой помощи.
  2. Проверить зрение.
  3. Сфотографироваться.

Выгоднее делать все сразу по флаеру из автошколы, обычно по нему действует акция: курсы — 30 €⁣ (3000 ₽), тест на зрение — 8 €⁣ (800 ₽) и фото — 8 €⁣ (800 ₽) стоят 38 €⁣ (3800 ₽) вместо 46 €⁣ (4600 ₽). На восьмичасовых занятиях по оказанию первой помощи показывают, как наложить жгут или сделать искусственное дыхание. В тот же день — экзамен, который все успешно сдают.

Пройти тест на зрение можно на курсах первой помощи или в любой оптике за пять минут. Не проходят его только люди с очень плохим зрением или дальтоники. Если зрение не идеальное, можно носить очки или линзы за рулем. Тогда в правах об этом сделают отметку.

В Германии нельзя получить права без автошколы: она записывает ученика на экзамен. Обычно очные уроки стоят 400⁠—⁠500 €⁣ (40 000⁠—⁠50 000 ₽), но я заплатил автошколе 200 €⁣ (20 000 ₽). В эту сумму не входит ни обучение теории, ни практические занятия. Фактически я оплатил работу секретаря, а все остальное — прибыль автошколы.

Водительские удостоверения стран Евросоюза можно по желанию поменять на немецкие без экзамена, а можно оставить — они действительны без ограничений. Права всех остальных стран можно перевести на немецкий язык за 20 €⁣ (2000 ₽) и эвалюировать, то есть привести к соответствию категориям немецких прав за 20 €⁣ (2000 ₽). В этом случае можно будет не посещать теорию очно в автошколе и сэкономить. Так я и сделал.

После того как подписали договор с автошколой, нужно подать тот же пакет документов и сам контракт в офис водительских прав — аналог ГИБДД — или ратушу — аналог МФЦ — и уплатить пошлину 40 €⁣ (4000 ₽).

При этом надо указать:

  1. Категории прав. Можно выбрать сразу несколько, но после получения первой дают временные права, а постоянные — только для всех выбранных категорий.
  2. Тип коробки передач для категории B.
  3. Язык теоретического экзамена. Можно выбрать любой из нескольких десятков, в том числе русский.

Теория

Теорию изучал дома онлайн и тренировался в приложении. На немецком языке обучение бесплатное, но я пользовался три месяца доступом к сайту на русском языке за 60 €⁣ (6000 ₽). Он максимально похож на официальный теоретический экзамен. Можно найти аналогичные программы дешевле — от 10 €⁣ (1000 ₽), у каждой свои плюсы и минусы. Обычно к теоретической части экзамена готовятся месяц, но я работал полный день и учился на языковых курсах, поэтому потратил три.

Правила дорожного движения в Германии отличаются от российских. Приведу несколько примеров:

  1. В городе ограничение скорости — 50 км/ч, за городом — 100 км/ч. На автобане лимита нет, рекомендовано двигаться со скоростью 120—130 км/ч, но не меньше 60 км/ч. При хороших условиях можно ехать 150 км/ч и даже 180 км/ч, но всегда важно помнить о безопасности, не создавать аварийных ситуаций и контролировать дорожную обстановку.
  2. Штрафуют даже за превышение скорости на 1 км/ч, но из-за погрешности радаров до 3 км/ч есть нештрафуемый порог 4 км/ч. За грубые нарушения кроме денежного наказания начисляют баллы «Фленсбург». Тех, кто набрал восемь баллов, лишают прав и принудительно отправляют на «Идиотентест»  .
  3. Почти все знаки, кроме «стоп» и «уступи дорогу», продолжают действовать после перекрестка. Например, за городом можно ехать 100 км/ч, перед перекрестком знак «70 км/ч», но за перекрестком он действует, пока не встретится знак «конец 70 км/ч» или «конец всех ограничений».
  4. В городе знаки приоритета у перекрестка ставят редко, чтобы визуально не захламлять улицу. Приходится обращать внимание на разметку и «пониженный бордюр».
  5. В пробке знаки приоритета на перекрестке перестают действовать. Машины едут с главной и второстепенной дороги по очереди.
  6. Мигающего зеленого сигнала светофора нет, вместо него горит желтый. Ехать при этом можно, но лучше остановиться.
  7. Если рядом со светофором есть нарисованная зеленая стрелка, которая указывает направо, можно поворачивать даже на красный, но надо остановиться и всех пропустить.
  8. Опережение по правой полосе запрещено.
  9. Навигатором можно пользоваться только без обозначения радаров на карте. Если полиция остановит за какое-либо нарушение и случайно это заметит — оштрафуют. Даже выключенный и спрятанный в багажнике радар-детектор или антирадар конфискуют, водителя лишат прав и возбудят уголовное дело.
Различия правил дорожного движения Германии и России

Экзаменационные вопросы делятся на две части: общие и для категории B. В каждой по 500 вопросов. В билете 20 вопросов общей категории и 10 — из категории B. Каждый вопрос оценивают в 2—5 баллов, а максимально можно набрать 110. Чтобы сдать теоретическую часть экзамена, достаточно 100 баллов. При этом допустимо только один раз не ответить на пятибалльный вопрос. Например, ошибиться в трех вопросах на 5, 3 и 2 балла — зачет, а в двух пятибалльных — незачет. Я ответил на все вопросы без ошибок.

В 2020 году теоретический экзамен стоил 14 €⁣ (1400 ₽). Его сдавали в программе, похожей на тренировочную. Таймера во время экзамена нет, но фактически все заканчивают за 10—15 минут. После экзамена сразу же дают распечатку с результатом. Если были ошибки, показывают в приложении правильные ответы с объяснениями и ссылками на пункты ПДД.

В этом месте надо остановиться четыре раза: перед стоп⁠-⁠линией, переходом, велодорожкой, а потом перед дорогой
В этом месте надо остановиться четыре раза: перед стоп⁠-⁠линией, переходом, велодорожкой, а потом перед дорогой
Нарисованная зеленая стрелка означает, что можно поворачивать направо, даже если горит красный
Нарисованная зеленая стрелка означает, что можно поворачивать направо, даже если горит красный

Практика

Я хорошо управляю автомобилем, умею вовремя переключать передачи, вожу не задумываясь и ни разу не попадал в ДТП. Но когда я со своим московским стилем вождения стал ездить по Германии, инструктор был в ужасе и долго меня переучивал. По московским меркам я вожу идеально, а вот по немецким — агрессивно. Такая проблема часто возникает у тех, кто начинает ездить в Германии после нескольких лет практики в другой стране.

Почти все в Германии учатся на машинах с механической коробкой передач. Во многих автошколах даже нет машин с автоматом. Возможно, АКПП менее популярна из-за дорогого содержания и сложного ремонта. Раньше можно было сдавать экзамен на машине с АКПП, но в правах при этом делали отметку о том, что водить автомобили с механической коробкой передач запрещено. Сейчас появилась возможность учиться на механике, сдавать экзамен на автомате, а ездить на машинах с любым типом коробки.

За каждое полуторачасовое практическое занятие я платил инструктору 120 €⁣ (12 000 ₽). Новичкам нужно накатать минимум 20 часов для допуска к экзамену, а тем, у кого уже были права, — 10 часов. Инструктор самостоятельно решает, готов ли ученик к экзамену. Если водит плохо, он назначит дополнительные практические занятия. К его мнению прислушиваются, потому что пересдача стоит дорого.

Уличный дефибриллятор для оказания первой помощи
Правильный пешеходный переход: подсвечен, есть лежачий полицейский, сужение дороги и запрет парковки
Светофор в промзоне напоминает про ограничение скорости

Экзамен

На практическую часть экзамена записывает автошкола. Он проходит только по будням, и дату выбрать не получится. Но можно попросить не записывать на период отпуска.

Практический экзамен всегда на немецком языке, и переводчика взять с собой не получится. В исключительном случае экзаменатор или инструктор могут перевести отдельную непонятную фразу, если знают другие языки. Поэтому нужно владеть немецким хотя бы на уровне B1 и выучить основные команды экзаменатора.

Экзамен длится 25—40 минут. Первая часть проходит на парковке, где спрашивают про органы управления. Например, как проверить давление в шинах через маршрутный компьютер, как включить поворотники, аварийную сигнализацию и обогреватель. Еще инспектор задает вопрос из теоретического экзамена. Например, какая минимально допустимая глубина протектора должна быть у машины? Правильный ответ: 1,6 мм. Можно ли ехать на красный сигнал светофора, если есть нарисованная зеленая стрелка? Правильный ответ: можно, но надо остановиться и всех пропустить.

Маршрут экзамена проходит по дорогам с разными ограничениями скорости, знаками приоритета, перекрестками, а еще по автобану. Также во время экзамена проверяют элементы «параллельная парковка» и «экстренное торможение».

Пример маршрута я снял на видео и подробно все прокомментировал

На экзамене допустимо сделать несколько незначительных ошибок:

  1. При въезде в зону знака «30 км/ч» превысить скорость до 3 км/ч, но сразу это заметить и притормозить.
  2. Без необходимости ехать 40 км/ч в зоне знака «50 км/ч», но самостоятельно заметить это и ускориться до 45—49 км/ч.
  3. Заглохнуть в начале движения.
  4. Переключать передачи недостаточно плавно, из-за чего машина дергается.
  5. Выполнить параллельную парковку задним ходом со второй попытки.

Любые другие ошибки приведут к провалу на экзамене. Вот какие нарушения допускал я во время пересдач:

  1. Съехал с автобана на полосу торможения, посмотрел в зеркала, но не повернул голову направо. Несмотря на то что там отбойник и никого не может быть, надо перед любым перестроением поворачивать голову.
  2. Ехал в зоне действия знака «жилая зона» на первой скорости примерно 10 км/ч, а надо было 5 км/ч — со скоростью пешехода.
  3. Слишком быстро влетел на нерегулируемый перекресток в зоне действия знака «30 км/ч» — это было небезопасно. Я двигался со скоростью 20 км/ч, на второй передаче, а надо было на первой и со скоростью 10 км/ч. Если из-за забора не видно дороги, лучше вообще остановиться.
  4. Подъехал к пешеходному переходу, на котором были люди, со скоростью 30 км/ч. Пешеходов, конечно, пропустил, но тормозить надо было начать за 50 м до перехода, а не за 20 м. Это расценили как агрессивное вождение.

С 2021 года экзаменатор не принимает решение, сдал или не сдал, а просто заполняет на планшете опросник. Например, повернул ли экзаменуемый голову перед поворотом, с какой максимальной скоростью ехал в зоне знака «30 км/ч», на какой скорости подъехал к перекрестку и так далее. На основании его ответов программа считает штрафные баллы и выводит результат. Подробные результаты в цифровом виде доступны автошколе и ученику.

Практический экзамен стоит 130 €⁣ (13 000 ₽), и еще 200 €⁣ (20 000 ₽) нужно заплатить автошколе за аренду машины и работу инструктора. Я не знаю, почему инструктор за экзамен берет больше, чем за обычное занятие. Экзаменатор сидит сзади, а инструктор — спереди. В опасной ситуации он перехватит управление машиной, раздастся противный писк маршрутного компьютера, и экзамен остановят.

Если не получилось сдать с первой попытки, можно попробовать еще. При этом каждый раз нужно ждать минимум две недели и снова платить 330 €⁣ (33 000 ₽). Фактически приходится ждать дольше, до трех месяцев, из-за дополнительных занятий с инструктором. После этого он повторно записывает на экзамен. Мне удалось сдать только с пятой попытки.

Велодорожка, по которой можно ездить машинам
Физическое ограничение скорости при въезде в деревню
Так выглядит типичный автобан

Права для других видов транспорта

В 2021 году я решил научиться водить мотоцикл. Впервые сел на него только в немецкой автошколе. Общую категорию теоретической части экзамена мне засчитали, а для категории A пришлось дополнительно сдавать экзамен из 10 вопросов. На первом практическом занятии учился переключать передачи, на втором — ездить змейкой, на третьем уже был готов сдавать экзамен, хотя нужно откатать не менее 10 занятий. Остальное время пришлось просто кататься в свое удовольствие. Сдал с первой попытки.

В январе 2023 года еще решил научиться летать на самолете, чем сейчас и занимаюсь. Уже выучил и сдал теоретические экзамены, самостоятельно управляю легкомоторным самолетом, но еще не готов к соло — самостоятельному полету без инструктора. Пока он сидит рядом на всякий случай. В выходные иногда работаю авиадиспетчером на аэродроме. За это мне не платят, зато я не оплачиваю свои взлеты и посадки.

Мой мотоцикл и арендованный самолет
Мой мотоцикл и арендованный самолет
Мотоцикл автошколы
Мотоцикл автошколы

Итоги

В идеальных условиях получить немецкие права можно за полгода или год и потратить на это около 2000 €⁣ (200 000 ₽). В моем случае процесс затянулся на полтора года и обошелся почти в 3500 €⁣ (350 000 ₽). При этом я пошел в автошколу в 2020 году, а к 2024 году стоимость обучения выросла на 20—30%.

В Германии сложнее получить права, чем в России. Ошибок в вождении не прощают. Но я поддерживаю такой подход. Несмотря на всю строгость, экзаменаторы очень дружелюбные, пытаются шутить, чтобы разрядить обстановку. Если что-то непонятно, спокойно и внятно все повторяют или объясняют другими словами.

Расходы на получение водительских прав — 3482 €⁣ (348 200 ₽)

Занятия с инструктором1440 €⁣ (144 000 ₽)
Четыре пересдачи практического экзамена1320 €⁣ (132 000 ₽)
Практическая часть экзамена330 €⁣ (33 000 ₽)
Оплата автошколы200 €⁣ (20 000 ₽)
Доступ на сайт с билетами ПДД60 €⁣ (6000 ₽)
Госпошлина за права40 €⁣ (4000 ₽)
Курсы первой помощи30 €⁣ (3000 ₽)
Перевод российских прав20 €⁣ (2000 ₽)
Эвалюация20 €⁣ (2000 ₽)
Теоретическая часть экзамена14 €⁣ (2000 ₽)
Тест на зрение8 €⁣ (800 ₽)
Фото — по флаеру0 €

Расходы на получение водительских прав — 3482 €⁣ (348 200 ₽)

Занятия с инструктором1440 €⁣ (144 000 ₽)
Четыре пересдачи практического экзамена1320 €⁣ (132 000 ₽)
Практическая часть экзамена330 €⁣ (33 000 ₽)
Оплата автошколы200 €⁣ (20 000 ₽)
Доступ на сайт с билетами ПДД60 €⁣ (6000 ₽)
Госпошлина за права40 €⁣ (4000 ₽)
Курсы первой помощи30 €⁣ (3000 ₽)
Перевод российских прав20 €⁣ (2000 ₽)
Эвалюация20 €⁣ (2000 ₽)
Теоретическая часть экзамена14 €⁣ (2000 ₽)
Тест на зрение8 €⁣ (800 ₽)
Фото — по флаеру0 €
Тоже получали права за границей? Расскажите как:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество