Я полтора года учился в немецкой автошколе⁠ и получил права с пятой попытки

Опыт читателя с 20-летним стажем вождения
38
Я полтора года учился в немецкой автошколе⁠ и получил права с пятой попытки
Аватар автора

Эдуард Солодин

задавал вопросы

Страница автора

В рубрике «Читатели учатся водить машину» мы публикуем истории об обучении вождению, о выборе автошколы, инструктора и об экзаменах в ГИБДД.

Герой этого материала после переезда в Германию решил пойти в местную автошколу. Он рассказал, чем немецкие правила дорожного движения отличаются от российских, как долго длится обучение, сколько оно стоит и сложно ли сдать экзамен.

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Предыстория

Аватар автора

Boris Köln

получил немецкие права

Страница автора

Я 20 лет ездил на автомобиле по Москве без аварий. Когда переехал в Германию, оказалось, что по российским правам можно ездить только полгода. После этого нужно записываться в автошколу и получать немецкое водительское удостоверение.

Игнорировать это правило не получится: иностранный водитель обязан предъявлять полиции в Евросоюзе права и загранпаспорт с въездным штампом. Кроме того, сроки действия прав проверяют при оформлении страховки на машину.

Я пошел в автошколу в 2020 году, примерно через год после переезда. До этого занимался другими делами: работал полный день, искал квартиру, покупал мебель, оформлял ВНЖ и учил немецкий язык. Записаться в автошколу или купить машину может любой, даже турист, но получить немецкие права и госномера на машину — только человек с постоянной регистрацией в Германии.

Автошкола

Перед подачей документов в автошколу обязательно нужно:

  1. Пройти курсы первой помощи.
  2. Проверить зрение.
  3. Сфотографироваться.

Выгоднее делать все сразу по флаеру из автошколы, обычно по нему действует акция: курсы — 30 €⁣ (3000 ₽), тест на зрение — 8 €⁣ (800 ₽) и фото — 8 €⁣ (800 ₽) стоят 38 €⁣ (3800 ₽) вместо 46 €⁣ (4600 ₽). На восьмичасовых занятиях по оказанию первой помощи показывают, как наложить жгут или сделать искусственное дыхание. В тот же день — экзамен, который все успешно сдают.

Пройти тест на зрение можно на курсах первой помощи или в любой оптике за пять минут. Не проходят его только люди с очень плохим зрением или дальтоники. Если зрение не идеальное, можно носить очки или линзы за рулем. Тогда в правах об этом сделают отметку.

В Германии нельзя получить права без автошколы: она записывает ученика на экзамен. Обычно очные уроки стоят 400⁠—⁠500 €⁣ (40 000⁠—⁠50 000 ₽), но я заплатил автошколе 200 €⁣ (20 000 ₽). В эту сумму не входит ни обучение теории, ни практические занятия. Фактически я оплатил работу секретаря, а все остальное — прибыль автошколы.

Водительские удостоверения стран Евросоюза можно по желанию поменять на немецкие без экзамена, а можно оставить — они действительны без ограничений. Права всех остальных стран можно перевести на немецкий язык за 20 €⁣ (2000 ₽) и эвалюировать, то есть привести к соответствию категориям немецких прав за 20 €⁣ (2000 ₽). В этом случае можно будет не посещать теорию очно в автошколе и сэкономить. Так я и сделал.

После того как подписали договор с автошколой, нужно подать тот же пакет документов и сам контракт в офис водительских прав — аналог ГИБДД — или ратушу — аналог МФЦ — и уплатить пошлину 40 €⁣ (4000 ₽).

При этом надо указать:

  1. Категории прав. Можно выбрать сразу несколько, но после получения первой дают временные права, а постоянные — только для всех выбранных категорий.
  2. Тип коробки передач для категории B.
  3. Язык теоретического экзамена. Можно выбрать любой из нескольких десятков, в том числе русский.

Теория

Теорию изучал дома онлайн и тренировался в приложении. На немецком языке обучение бесплатное, но я пользовался три месяца доступом к сайту на русском языке за 60 €⁣ (6000 ₽). Он максимально похож на официальный теоретический экзамен. Можно найти аналогичные программы дешевле — от 10 €⁣ (1000 ₽), у каждой свои плюсы и минусы. Обычно к теоретической части экзамена готовятся месяц, но я работал полный день и учился на языковых курсах, поэтому потратил три.

Правила дорожного движения в Германии отличаются от российских. Приведу несколько примеров:

  1. В городе ограничение скорости — 50 км/ч, за городом — 100 км/ч. На автобане лимита нет, рекомендовано двигаться со скоростью 120—130 км/ч, но не меньше 60 км/ч. При хороших условиях можно ехать 150 км/ч и даже 180 км/ч, но всегда важно помнить о безопасности, не создавать аварийных ситуаций и контролировать дорожную обстановку.
  2. Штрафуют даже за превышение скорости на 1 км/ч, но из-за погрешности радаров до 3 км/ч есть нештрафуемый порог 4 км/ч. За грубые нарушения кроме денежного наказания начисляют баллы «Фленсбург». Тех, кто набрал восемь баллов, лишают прав и принудительно отправляют на «Идиотентест»  .
  3. Почти все знаки, кроме «стоп» и «уступи дорогу», продолжают действовать после перекрестка. Например, за городом можно ехать 100 км/ч, перед перекрестком знак «70 км/ч», но за перекрестком он действует, пока не встретится знак «конец 70 км/ч» или «конец всех ограничений».
  4. В городе знаки приоритета у перекрестка ставят редко, чтобы визуально не захламлять улицу. Приходится обращать внимание на разметку и «пониженный бордюр».
  5. В пробке знаки приоритета на перекрестке перестают действовать. Машины едут с главной и второстепенной дороги по очереди.
  6. Мигающего зеленого сигнала светофора нет, вместо него горит желтый. Ехать при этом можно, но лучше остановиться.
  7. Если рядом со светофором есть нарисованная зеленая стрелка, которая указывает направо, можно поворачивать даже на красный, но надо остановиться и всех пропустить.
  8. Опережение по правой полосе запрещено.
  9. Навигатором можно пользоваться только без обозначения радаров на карте. Если полиция остановит за какое-либо нарушение и случайно это заметит — оштрафуют. Даже выключенный и спрятанный в багажнике радар-детектор или антирадар конфискуют, водителя лишат прав и возбудят уголовное дело.
Различия правил дорожного движения Германии и России

Экзаменационные вопросы делятся на две части: общие и для категории B. В каждой по 500 вопросов. В билете 20 вопросов общей категории и 10 — из категории B. Каждый вопрос оценивают в 2—5 баллов, а максимально можно набрать 110. Чтобы сдать теоретическую часть экзамена, достаточно 100 баллов. При этом допустимо только один раз не ответить на пятибалльный вопрос. Например, ошибиться в трех вопросах на 5, 3 и 2 балла — зачет, а в двух пятибалльных — незачет. Я ответил на все вопросы без ошибок.

В 2020 году теоретический экзамен стоил 14 €⁣ (1400 ₽). Его сдавали в программе, похожей на тренировочную. Таймера во время экзамена нет, но фактически все заканчивают за 10—15 минут. После экзамена сразу же дают распечатку с результатом. Если были ошибки, показывают в приложении правильные ответы с объяснениями и ссылками на пункты ПДД.

В этом месте надо остановиться четыре раза: перед стоп⁠-⁠линией, переходом, велодорожкой, а потом перед дорогой
В этом месте надо остановиться четыре раза: перед стоп⁠-⁠линией, переходом, велодорожкой, а потом перед дорогой
Нарисованная зеленая стрелка означает, что можно поворачивать направо, даже если горит красный
Нарисованная зеленая стрелка означает, что можно поворачивать направо, даже если горит красный

Практика

Я хорошо управляю автомобилем, умею вовремя переключать передачи, вожу не задумываясь и ни разу не попадал в ДТП. Но когда я со своим московским стилем вождения стал ездить по Германии, инструктор был в ужасе и долго меня переучивал. По московским меркам я вожу идеально, а вот по немецким — агрессивно. Такая проблема часто возникает у тех, кто начинает ездить в Германии после нескольких лет практики в другой стране.

Почти все в Германии учатся на машинах с механической коробкой передач. Во многих автошколах даже нет машин с автоматом. Возможно, АКПП менее популярна из-за дорогого содержания и сложного ремонта. Раньше можно было сдавать экзамен на машине с АКПП, но в правах при этом делали отметку о том, что водить автомобили с механической коробкой передач запрещено. Сейчас появилась возможность учиться на механике, сдавать экзамен на автомате, а ездить на машинах с любым типом коробки.

За каждое полуторачасовое практическое занятие я платил инструктору 120 €⁣ (12 000 ₽). Новичкам нужно накатать минимум 20 часов для допуска к экзамену, а тем, у кого уже были права, — 10 часов. Инструктор самостоятельно решает, готов ли ученик к экзамену. Если водит плохо, он назначит дополнительные практические занятия. К его мнению прислушиваются, потому что пересдача стоит дорого.

Уличный дефибриллятор для оказания первой помощи
Правильный пешеходный переход: подсвечен, есть лежачий полицейский, сужение дороги и запрет парковки
Светофор в промзоне напоминает про ограничение скорости

Экзамен

На практическую часть экзамена записывает автошкола. Он проходит только по будням, и дату выбрать не получится. Но можно попросить не записывать на период отпуска.

Практический экзамен всегда на немецком языке, и переводчика взять с собой не получится. В исключительном случае экзаменатор или инструктор могут перевести отдельную непонятную фразу, если знают другие языки. Поэтому нужно владеть немецким хотя бы на уровне B1 и выучить основные команды экзаменатора.

Экзамен длится 25—40 минут. Первая часть проходит на парковке, где спрашивают про органы управления. Например, как проверить давление в шинах через маршрутный компьютер, как включить поворотники, аварийную сигнализацию и обогреватель. Еще инспектор задает вопрос из теоретического экзамена. Например, какая минимально допустимая глубина протектора должна быть у машины? Правильный ответ: 1,6 мм. Можно ли ехать на красный сигнал светофора, если есть нарисованная зеленая стрелка? Правильный ответ: можно, но надо остановиться и всех пропустить.

Маршрут экзамена проходит по дорогам с разными ограничениями скорости, знаками приоритета, перекрестками, а еще по автобану. Также во время экзамена проверяют элементы «параллельная парковка» и «экстренное торможение».

Пример маршрута я снял на видео и подробно все прокомментировал

На экзамене допустимо сделать несколько незначительных ошибок:

  1. При въезде в зону знака «30 км/ч» превысить скорость до 3 км/ч, но сразу это заметить и притормозить.
  2. Без необходимости ехать 40 км/ч в зоне знака «50 км/ч», но самостоятельно заметить это и ускориться до 45—49 км/ч.
  3. Заглохнуть в начале движения.
  4. Переключать передачи недостаточно плавно, из-за чего машина дергается.
  5. Выполнить параллельную парковку задним ходом со второй попытки.

Любые другие ошибки приведут к провалу на экзамене. Вот какие нарушения допускал я во время пересдач:

  1. Съехал с автобана на полосу торможения, посмотрел в зеркала, но не повернул голову направо. Несмотря на то что там отбойник и никого не может быть, надо перед любым перестроением поворачивать голову.
  2. Ехал в зоне действия знака «жилая зона» на первой скорости примерно 10 км/ч, а надо было 5 км/ч — со скоростью пешехода.
  3. Слишком быстро влетел на нерегулируемый перекресток в зоне действия знака «30 км/ч» — это было небезопасно. Я двигался со скоростью 20 км/ч, на второй передаче, а надо было на первой и со скоростью 10 км/ч. Если из-за забора не видно дороги, лучше вообще остановиться.
  4. Подъехал к пешеходному переходу, на котором были люди, со скоростью 30 км/ч. Пешеходов, конечно, пропустил, но тормозить надо было начать за 50 м до перехода, а не за 20 м. Это расценили как агрессивное вождение.

С 2021 года экзаменатор не принимает решение, сдал или не сдал, а просто заполняет на планшете опросник. Например, повернул ли экзаменуемый голову перед поворотом, с какой максимальной скоростью ехал в зоне знака «30 км/ч», на какой скорости подъехал к перекрестку и так далее. На основании его ответов программа считает штрафные баллы и выводит результат. Подробные результаты в цифровом виде доступны автошколе и ученику.

Практический экзамен стоит 130 €⁣ (13 000 ₽), и еще 200 €⁣ (20 000 ₽) нужно заплатить автошколе за аренду машины и работу инструктора. Я не знаю, почему инструктор за экзамен берет больше, чем за обычное занятие. Экзаменатор сидит сзади, а инструктор — спереди. В опасной ситуации он перехватит управление машиной, раздастся противный писк маршрутного компьютера, и экзамен остановят.

Если не получилось сдать с первой попытки, можно попробовать еще. При этом каждый раз нужно ждать минимум две недели и снова платить 330 €⁣ (33 000 ₽). Фактически приходится ждать дольше, до трех месяцев, из-за дополнительных занятий с инструктором. После этого он повторно записывает на экзамен. Мне удалось сдать только с пятой попытки.

Велодорожка, по которой можно ездить машинам
Физическое ограничение скорости при въезде в деревню
Так выглядит типичный автобан

Права для других видов транспорта

В 2021 году я решил научиться водить мотоцикл. Впервые сел на него только в немецкой автошколе. Общую категорию теоретической части экзамена мне засчитали, а для категории A пришлось дополнительно сдавать экзамен из 10 вопросов. На первом практическом занятии учился переключать передачи, на втором — ездить змейкой, на третьем уже был готов сдавать экзамен, хотя нужно откатать не менее 10 занятий. Остальное время пришлось просто кататься в свое удовольствие. Сдал с первой попытки.

В январе 2023 года еще решил научиться летать на самолете, чем сейчас и занимаюсь. Уже выучил и сдал теоретические экзамены, самостоятельно управляю легкомоторным самолетом, но еще не готов к соло — самостоятельному полету без инструктора. Пока он сидит рядом на всякий случай. В выходные иногда работаю авиадиспетчером на аэродроме. За это мне не платят, зато я не оплачиваю свои взлеты и посадки.

Мой мотоцикл и арендованный самолет
Мой мотоцикл и арендованный самолет
Мотоцикл автошколы
Мотоцикл автошколы

Итоги

В идеальных условиях получить немецкие права можно за полгода или год и потратить на это около 2000 €⁣ (200 000 ₽). В моем случае процесс затянулся на полтора года и обошелся почти в 3500 €⁣ (350 000 ₽). При этом я пошел в автошколу в 2020 году, а к 2024 году стоимость обучения выросла на 20—30%.

В Германии сложнее получить права, чем в России. Ошибок в вождении не прощают. Но я поддерживаю такой подход. Несмотря на всю строгость, экзаменаторы очень дружелюбные, пытаются шутить, чтобы разрядить обстановку. Если что-то непонятно, спокойно и внятно все повторяют или объясняют другими словами.

Расходы на получение водительских прав — 3482 €⁣ (348 200 ₽)

Занятия с инструктором1440 €⁣ (144 000 ₽)
Четыре пересдачи практического экзамена1320 €⁣ (132 000 ₽)
Практическая часть экзамена330 €⁣ (33 000 ₽)
Оплата автошколы200 €⁣ (20 000 ₽)
Доступ на сайт с билетами ПДД60 €⁣ (6000 ₽)
Госпошлина за права40 €⁣ (4000 ₽)
Курсы первой помощи30 €⁣ (3000 ₽)
Перевод российских прав20 €⁣ (2000 ₽)
Эвалюация20 €⁣ (2000 ₽)
Теоретическая часть экзамена14 €⁣ (2000 ₽)
Тест на зрение8 €⁣ (800 ₽)
Фото — по флаеру0 €

Расходы на получение водительских прав — 3482 €⁣ (348 200 ₽)

Занятия с инструктором1440 €⁣ (144 000 ₽)
Четыре пересдачи практического экзамена1320 €⁣ (132 000 ₽)
Практическая часть экзамена330 €⁣ (33 000 ₽)
Оплата автошколы200 €⁣ (20 000 ₽)
Доступ на сайт с билетами ПДД60 €⁣ (6000 ₽)
Госпошлина за права40 €⁣ (4000 ₽)
Курсы первой помощи30 €⁣ (3000 ₽)
Перевод российских прав20 €⁣ (2000 ₽)
Эвалюация20 €⁣ (2000 ₽)
Теоретическая часть экзамена14 €⁣ (2000 ₽)
Тест на зрение8 €⁣ (800 ₽)
Фото — по флаеру0 €

В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil

Эдуард СолодинТоже получали права за границей? Расскажите как:
  • Александр РязанцевУ меня коллега в армии ещё учился у немцев. И тут я его встретил на улице и решил подбросить до дома. Он долго удивлялся, что я перестраиваюсь на немецкий манер. Включил поворотник, посмотрел через плечо и потом перестраиваюсь. Меня просто так научили))19
  • Ева БорисоваАрендованный самолет на фото не обнаружен 🤔2
  • Ouser2881027, вы возмущаетесь или радуетесь?4
  • Андрейрекламирует5
  • Денис РоссошанскийЕва, на заднем плане между ангарами.2
  • Boris KölnДенис, раньше это была короткая заметка с парой фото, сейчас целая статья2
  • Влад АскеровПоздравляю! хороший результат, у нас тут и с 7 попытки можно не сдать4
  • Sergey AveryanovЖесть, получал ВУ в Канаде - теория чисто на самоподготовке, сдал без проблем. Для практики зачли российский стаж, так что ездить с ученическим ВУ не пришлось и сразу можно было практику сдавать, но я взял 5 уроков на всякий случай и сдал экзамен с первой попытки. Потом переехал в США и там канадское ВУ вообще без всяких экзаменов поменяли на американское.4
  • Boris KölnSergey, меня инструктор научил аккуратному вождению. Это того стоило7
  • Sergey AveryanovBoris, если бы я полтора года на общественном транспорте ездил я бы с горя тут умер. В Канаде он очень плох, а в США практически не существует, тут жить без авто нереально, так что водят все и требования в целом довольно разумные, а за всякие мелочи пересдавать экзамен не заставляют.3
  • Boris KölnSergey, я по городу ездил и езжу на велосипеде. Машину использую в основном для путешествий на выходных - например, съездить с Нидерланды или Бельгию.7
  • A. G.Правильно говорят, что проще научить с нуля, чём переучивать, у меня в Германии, с нуля, получилось сдать и теорию и практику с первого раза11
  • a bit of workЯ так и не подсчитала, во сколько мне это обошлось, страшно. Сдала со 2-го раза, но до сих пор считаю, что экзаменаторша придралась. Мол, я проехала слишком близко к припаркованной машине. Тоже Германия. Теорию сдавала на немецком. Не знаю, зачем, в рамках подготовки к практическому экзамену.0
  • Boris Kölna, теорию даже на иностранном языке сдавать сложно. Ведь даже на родном не сразу понятна разница между "снижается скорость реакции" и "снижается время реакции". Если что, это имеет противоположные значения: первое означает "медленнее", второе - "быстрее".4
  • a bit of workBoris, я сейчас вспомнила, у меня был опыт сдачи экзаменов на сертификат на английском. И этот же экзамен можно было сдавать на русском. Но перевод был не очень качественным, так что ещё больше времени утекало в попытках понять, о чём это вообще. Наверное, я боялась чего-то такого.0
  • СахалинкаАлександр, ну так и надо8
  • AlexВсегда было интересно, как в Германии по ПДД и на практике трактуется запрет опережения справа? Например: перекресток, 2 ряда, из левого можно прямо и налево, из правого - только прямо. В левом ряду машина решила повернуть налево и снижает перед этим скорость. Если параллельно с ней в правом ряду едет машина, должен ли ее водитель, который собирается проехать прямо, тоже снизить скорость, чтобы ненароком не опередить справа? Или есть какие-то исключения?2
  • Boris KölnAlex, исключения есть: на полосе разгона, торможения, при раздваивании полос (как в вашем примере на перекрестке), в пробке.9
  • AndyИнтересно, все ли в Германии всегда включат поворотники? И находятся ли те, кто паркуется на тротуаре/вторым рядом, ездит по обочине/тротуару, перестраивается с не своей полосы (например, обозначенной разметкой или просто со второго/третьего/десятого ряда слева направо)?2
  • Boris KölnAndy, ни разу не видел, чтобы обгоняли по обочине - никто не хочет отправиться на Идиотентест. Мелкие нарушения типа без поворотника или неправильное перестроение иногда бывают - думаю, что это иностранцы так ездят по привычке.0
  • AndyBoris, круто. У нас бы так. А всё из-за безнаказанности и отсутствия балльной системы.1
  • Dmitry"Подъехал к пешеходному переходу, на котором были люди, со скоростью 30 км/ч. Пешеходов, конечно, пропустил, но тормозить надо было начать за 50 м до перехода, а не за 20 м. Это расценили как агрессивное вождение." В России надо лишать прав кто не соблюдает этот пункт. 9 из 10 машин на пешеходном тратуаре не то что не сбавляет скорость а едут 60 километров в час и только если увидят пешехода не успевают затормозить и просто проезжают у тебя перед носом, а те что успели тормозят метров за 20 со скорости не меньше 50 километров в час и ты стоишь и ждешь пока он остановится так как не знаешь длину его тормозного пути, потому что может на тебя наехать пока он тормозит2
  • StanislavЯ учился и сдавал на права в Германии в декабре 2023 в небольшом городе в 40км от Кёльна. У самого права в России получены 12 лет назад, но стажа вождения 2 года по Москве и области, может поэтому мне было проще, ещё не выработался московский стиль вождения 😅. По тексту статьи есть пара пунктов, которые у меня были совершено противоположные. Во-первых, учился и сдавал на автомате, при этом права получил на все типы коробок, и механику тоже. Главное, чтобы автошкола подтвердила мои скиллы на механике (дают бумажку для экзаменатора, что с механикой всё норм) . Во-вторых, у меня немецкий максимум А1, всём основным вопросам перед практикой и командам экзаменатора меня инструктор научил и этого хватило для экзамена. Но опять же, в небольшом городе проще и в плане интенсивности движения, и в плане отношения экзаминатора. Пишу это не чтобы поспорить с автором, а подбодрить тех, кому только предстоит подтверждать права в Германии. Всё может быть и не так страшно 🙂4
  • Андрей БГрустно смотреть на аккуратной мотоцикл автошколы, вспоминая, как открывал категорию, обучаясь на еле живом китайце 😂 Было очень интересно. Даже не представляю, как может ездить в Германии тот, кто много лет колесил в РФ.0
  • Boris KölnStanislav, про автомат я так и написал в статье "Сейчас появилась возможность учиться на механике, сдавать экзамен на автомате, а ездить на машинах с любым типом коробки". Но учиться надо именно на механике. Если ездили только на автомате, а автошкола написала, что ездили на механике - это подлог. Достаточно выучить около 100 типовых фраз экзаменатора (я их указал на youtube в описании к видео про экзамен). Можно и с A1, но лучше хотя бы B1. Например, экзаменатор говорит "Езжайте прямо, пока это возможно, а потом (на последнем перекрестке, где прямо уже нельзя) направо", а с A1 понимаете "Езжайте прямо, потом (на первом перекрестке) направо". Это уже будет незачет.1
  • Boris KölnАндрей, когда большой стаж в России - переучиваться в Германии сложно.0
  • Boris KölnГеннадий, крутить головой все-таки надо перед любым перестроением. Даже при съезде с автобана справа в слепой зоне может оказаться мотоциклист.2
  • МартаBoris, а какие примерно вопросы в Идиотентест? В рунете гуляет байка, что там вопросы в духе "На какой куст садится ворона во время дождя", но слабо в это верится.0
  • Boris KölnМарта, Первая часть "Идиотентеста" - медицинская. Если было вождение в нетрезвом виде, то надо в течение 9 месяцев постоянно сдавать мочу на анализ. В это время употреблять даже бокал пива будет запрещено. Вторая часть - тест на скорость реакции. Например, поиграть в Тетрис или другую игру. Третья часть - психологическая. Самое сложное. Посетить не менее 40 н̶у̶ж̶н̶ы̶х̶ нудных лекций о вреде алкоголя, необходимости соблюдать правила, вести себя уважительно и пр. Сдать экзамен группе психологов. Про шуточные детские вопросы - это байка. Вопросы типа "Как вы поступите в такой ситуации ...". Например, на вопрос "Хороший ли вы водитель?" нужно ответить типа "Раньше я считал себя хорошим водителем, но это оказалось не так. За последний год с помощью психолога я осознал свою проблему и избавился от нее."4
  • МартаBoris, спасибо, что развенчали этот миф! Буду приводить ваш комментарий как аргумент в спорах с друзьями)0
  • LanaМне в Нидерландах просто обменяли российские права на голландские :-) есть такой бонус у экспатов :-)1
  • 4SkladchinaВ Португалии так же1
  • 4SkladchinaBoris, спасибо за статью! Не могли бы вы хотя бы кратко описать процесс сдачи практического экзамена на мотоцикле?0
  • Boris Köln4Skladchina, описал подробно на своем сайте, ищите "Limitchik Практический мото-экзамен"1
  • 4SkladchinaBoris, большое спасибо! На ваш Ютуб-канал я давно подписан, а про сайт не знал0