Посмотрите «Меню» — кулинарный триллер с Аней Тейлор-Джой, похожий на «Пилу» и «Адскую кухню»

Эстетская черная комедия, вызывающая голод и страх

12
Посмотрите «Меню» — кулинарный триллер с Аней Тейлор-Джой, похожий на «Пилу» и «Адскую кухню»
Аватар автора

Влад Шуравин

боится ходить по ресторанам

Страница автора

3 января на западных цифровых платформах вышел триллер «Меню». Фильм мастерски иронизирует над современным искусством.

Картину снял Марк Майлод, один из режиссеров сериалов «Наследники» и «Игра престолов». А среди продюсеров — автор «Не смотрите наверх» и «Игры на понижение» Адам МакКей. Кроме того, создателей консультировали именитые шеф-повара со звездами «Мишлен». Поэтому триллер вышел не только злободневным и напряженным, но и гурманским: после некоторых сцен у вас наверняка разыграется аппетит.

Рассказываем, чем удивляет история про инфернального шеф-повара и богачей на закрытом острове. Ее точно оценят фанаты кулинарных шоу и напряженных герметичных фильмов в духе «Пилы».

Что за «Меню» (The Menu)

Дата премьеры: 18 ноября 2022 года — мировой прокат, 3 января 2023 года — онлайн-релиз

Страна производства: США

Режиссер: Марк Майлод, постановщик нескольких эпизодов «Наследников» и «Игры престолов»

В ролях: Рэйф Файнс, Аня Тейлор-Джой, Николас Холт, Хонг Чау, Джанет Мактир, Пол Адельштейн, Джон Легуизамо, Эйми Карреро, Рид Бирни, Джудит Лайт

Жанр: триллер, комедия

Продолжительность: 107 минут

Где смотреть: HBO Max. Сервис официально недоступен в России

😳 «Меню» — жестокий клаустрофобный триллер

Группа богачей приплывает на закрытый остров, где расположен элитный ресторан гениального шефа Словика в исполнении Рэйфа Файнса. Среди гостей бизнесмены, актеры, критики, а также молодая пара Марго и Тайлер. Их играют Аня Тейлор-Джой из «Хода королевы» и Николас Холт из последнего «Безумного Макса». Билет на ужин стоит целое состояние, а повар держит программу вечера в секрете, обещая представить нечто неожиданное.

В итоге шеф запирает гостей в зале и угощает причудливыми блюдами: все они символизируют важные события из жизни повара. Только девушка Марго подозревает неладное и хочет поскорее покинуть остров.

Помимо трех главных звезд в фильме играют и менее заметные талантливые актеры: Джон Легуизамо из «Пути Карлито» и «Мулен Руж», а также Хонг Чау из «Большой маленькой лжи»
Оператор «Малхолланд драйв» Питер Диминг снимал много дублей с импровизациями. Режиссер Марк Майлод хотел, чтобы реакции героев были как можно более естественными
Мрачный фоновый шум — одно из достоинств фильма. К гнетущему саундтреку добавляются голоса гостей за соседним столиком и звуки из кухни

Разумеется, гости оказались здесь не просто так — все они стали частью хитрого плана шеф-повара Словика. Но что именно он задумал? И что общего у критиков, актеров и бизнесменов? Первая половина фильма постоянно держит зрителя в напряжении: вопросов больше, чем ответов.

Режиссер Марк Майлод признается, что вдохновлялся герметичным детективом Роберта Олтмена «Госфорд-парк». Там действие тоже происходило в замкнутом пространстве, но вместо кулинаров компанию богачей окружала прислуга особняка. Саспенс строился на диалогах: фразы персонажей скрывали что-то зловещее, с каждой минутой разговоров близилась беда.

Сходство не ограничивается сценарием. Майлод использует те же визуальные приемы, что и Олтмен: камера кружит вокруг героев в четырех стенах. Кажется, что зрителю также некуда бежать.

В «Меню» есть и жестокие сцены насилия. Местами фильм напоминает софт-версию «Пилы»: хитрый демиург собирает людей в одном месте, чтобы наказать их, и прибегает к разнообразным пыткам. Правда, работа Марка Майлода всегда вовремя останавливается. Ведь персонаж шеф-повара — не садист в духе Джона Крамера, а изысканный эстет. Его челленджи ломают скорее дух богачей, чем их тела.

В «Меню» много точечного освещения: лампы, камины и свечи. Сначала кажется, что это обычный атрибут дорогого ресторана, но источники света создают дополнительное напряжение
В «Меню» много точечного освещения: лампы, камины и свечи. Сначала кажется, что это обычный атрибут дорогого ресторана, но источники света создают дополнительное напряжение

🎩 Фильм иронизирует над богачами и высоким искусством

«Меню» чаще веселит, чем пугает. Режиссер Марк Майлод вместе со сценаристами Сетом Рейссом и Уиллом Трэйси не относятся к своей задумке слишком серьезно. Персонажи в фильме скорее карикатурные и шаблонные. Например, Тайлер в исполнении Николаса Холта — чванливый эстет. Он обожает высокую кухню, строит из себя гурмана, постоянно пытается заговорить с шефом и больше напоминает гика-неудачника.

У остальных гостей тоже хватает пороков. Джон Легуизамо в роли голливудского актера притворяется птицей высокого полета: врет, что водит дружбу с шефом, и рассказывает о прекрасных карьерных свершениях. Хотя на самом деле ничего толком не добился в жизни. А модная критикесса Лиллиан ищет скрытый смысл в каждом блюде и анализирует мельчайшие разводы на еде.

Если герой Николаса Холта — нелепый ценитель, то персонаж Ани Тейлор-Джой ничего не смыслит в кулинарии и считает шедевры шефа Словика претенциозными
Если герой Николаса Холта — нелепый ценитель, то персонаж Ани Тейлор-Джой ничего не смыслит в кулинарии и считает шедевры шефа Словика претенциозными

Героиня Ани Тейлор-Джой олицетворяет обычного зрителя, не разбирающегося в высокой кухне. И это тоже добавляет комичности. Все персонажи, общаясь с ней, раскрываются с худших сторон. Допустим, спутник Тайлер постоянно упрекает девушку в курении: якобы из-за табачного дыма рецепторы на языке притупляются, что мешает полностью прочувствовать уникальный вкус блюда.

Нелепым себя выставляет даже гениальный повар. Когда героиня смеется над его автобиографичными блюдами — вроде куска мяса с маникюрными ножницами — шеф неистово злится и даже проследует за ней в женский туалет за объяснениями.

Сатира «Меню» может показаться вторичной. В одном только 2022 году вышло несколько проектов на схожую тематику: от лауреата Каннского фестиваля «Треугольника печали» и сиквела «Достать ножи» до второго сезона «Белого лотоса». Злые богачи везде выставлены в неприглядном свете — они настолько наивны и глупы, что попадают в абсурдные ситуации на грани жизни и смерти. Эти образы уже кажутся неоригинальными: критика капитализма сама вышла на конвейер.

Обесценивается даже лоск декораций и костюмов: после «Достать ножи: Стеклянная луковица» наряды героев «Меню» выглядят блекло
Обесценивается даже лоск декораций и костюмов: после «Достать ножи: Стеклянная луковица» наряды героев «Меню» выглядят блекло

Однако «Меню» заходит дальше конкурентов. Оно не только смеется над глупостью зажиточных актеров и предпринимателей, но и критикует систему потребления. Шеф-повар, проучающий богачей, — такой же винтик механизма, как и гости в дорогих пиджаках. Герой Рэйфа Файнса ничем не лучше своих жертв.

Они живут друг для друга: потребители хотят отведать изысканное блюдо, а художник потакает им и готовит очередной претенциозный шедевр. А в обмен получает славу и деньги.

🧁 Не смотрите «Меню» на голодный желудок

Режиссер Марк Майлод ничего не смыслил в высокой кулинарии, поэтому обратился за помощью к Доминик Кренн, одной из пяти женщин шеф-поваров с тремя звездами «Мишлена». Она разрабатывала концепцию блюд и смыслы каждого из них. Вся еда в кадре — настоящая, а эмоции актеров — неподдельные. Они правда ели экспериментальные блюда и искренне реагировали на необычные вкусы. Заодно шеф помогала Рэйфу Файнсу — общалась с ним в перерыве между съемок и помогала вжиться в роль.

Также в создании поучаствовал автор документального сериала Netflix «От шефа» и поэтичного фильма «Мечты Дзиро о суши» Дэвид Гелб. Он помогал снимать кадры с едой так, чтобы она выглядела максимально эстетично.

Некоторые кадры с едой выглядят сюрреалистично и зловеще
Другие же напоминают блюда из научной фантастики
При всем желании еду из фильма не приготовить дома

Но создатели вложили и собственный опыт. Сценаристы фильма вдохновлялись посещением причудливого норвежского ресторана высокой кухни. Ужин оказался настолько торжественным, а декорации — настолько давящими, что у сценариста Уилла Трэйси начались приступы клаустрофобии.

Заведение из фильма чем-то напоминает ресторан Fäviken: он находится в глуши Швеции, а все продукты для него добывают из местной флоры и фауны. Также есть параллели с американским рестораном EL Ideas и закрытым чикагским заведением Grace.

«Меню» точно оценят фанаты кулинарии и шоу про шеф-поваров в духе «Адской кухни». Никаких инсайдов о внутренних рабочих процессах здесь не найти, зато сотни эффектных кадров еды гарантированы. Главный минус фильма в том, что от него не на шутку может разыграться аппетит. Это куда страшнее и богачей, и высокого искусства, и уж тем более герметичных закрытых пространств.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.

Какой ваш любимый фильм о еде?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество