Я учился в МГИМО на международных отношениях, отчислился и поступил на политологию в Вышку
Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Я из Москвы, учился в обычной школе — а в университет поступал по олимпиаде.
В десятом классе узнал про Всерос и начал усердно готовиться: ходил в Центр педагогического мастерства, где занимаются московские олимпиадники, вместо школьных домашек решал олимпиадные задания. В одиннадцатом классе стал победителем Всероса по истории и при поступлении выбирал из лучших вариантов: МГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО.
В 2016 году поступил в МГИМО, потому что большинство друзей со Всероса пошли именно туда. Плюс я думал, что стать чиновником и изнутри менять что-то в России к лучшему — хорошая идея.
Специальность выбирал, исходя из олимпиадных льгот: право поступить без вступительных распространялось на факультеты международных отношений и управления и политики. Остановился на первом варианте, потому что о факультете управления слышал не лучшие отзывы.
Учеба в МГИМО
В первые же месяцы обучения университет меня разочаровал. Во-первых, со студентами там обращаются хуже, чем со школьниками: есть «начальники», перед которыми ты должен отчитываться, почему опоздал на пару, не сделал домашку, не пришел на мероприятие от вуза, которое ты обязан посещать под страхом выговора.
Во-вторых, преподаватели относились к студентам неуважительно: могли опаздывать, не приходить, спать на парах. Часто занятия превращались в фикцию. А некоторые лекторы просто не знали предмет и терялись в материале. Например, на парах по истории преподаватель постоянно путал личности, даты и даже целые эпохи.
В-третьих, раздражал огромный перекос в сторону языков. При этом, когда к нам приглашали людей из МИДа — якобы замотивировать на изучение иностранного, — они рассказывали про ужасные условия труда и рутинную работу, давая понять: лучше заниматься чем угодно, но не оставаться тут. Да, на выходе ты идеально знаешь язык, но прочие знания нулевые, потому что во время учебы тебе рассказывали про масонские съезды.
Перепоступление
Разочаровавшись в МГИМО, я начал искать альтернативы — и почти сразу остановился на программе «политология» в НИУ ВШЭ благодаря отзывам друзей из олимпиадной тусовки. Они хвалили Вышку за то, что там можно легко сменить трек обучения, в отличие от МГИМО, где все строго: тебе «назначают» редкий иностранный язык — мне достался греческий — и весь твой карьерный путь завязан на нем. Кроме этого, приятели хвалили прозрачность выставления оценок и полезность самих предметов в Вышке.
Ушел после первого курса. Пришлось перепоступать: перевестись не получалось из-за разницы учебных планов. Более того, меня даже отчислили с боем: грозились внести в какой-то черный список абитуриентов, чтобы я никуда не смог поступить.
И в первый, и во второй раз поступил по диплому Всероса на бюджет, без вступительных испытаний.
Правда, при перепоступлении сгорела отсрочка от армии, но я был к этому готов. Решил, что окончу первый курс, вольюсь в учебный процесс и осенью второго курса возьму академ на год: по закону вуз обязан его предоставить.
В армии узнал много нового — например, как складывать документы и стоять по стойке смирно. На одном из прыжков с парашютом сломал колено и лег в госпиталь, где хорошо подготовился к универу: много читал, научился программировать на Python благодаря курсам на «Степике» и «Курсере», занимался теорией игр и статистикой, чтобы ориентироваться в политическом анализе. Ноутбук иногда приходилось прятать, но это не помешало мне провести время с пользой.
Через год вернулся в Вышку и спокойно продолжил обучение.
Учеба в ВШЭ
С первых курсов в Вышке запомнилось все об истории политической мысли и учениях: тема режимов и морали мне очень нравится. Но по жизни пригодились более прикладные курсы, связанные с математической статистикой и регрессионным анализом. Они заложили базу для работы с данными.
После первого года на политологии нужно выбрать направление: политическое управление или политический анализ. У управленцев больше прикладных дисциплин, а аналитики занимаются скорее исследовательской деятельностью: учатся строить регрессии, рассматривают математические модели политического взаимодействия. Я пошел на второе: хотелось работать с количественными данными.
Постепенно политическая наука для меня ушла на второй план: больше внимания обращал на программы по анализу данных. К примеру, в Вышке есть майноры — набор дисциплин по выбору, которые ты изучаешь два года, на втором и третьем курсах. Я взял майнор по анализу данных от факультета компьютерных наук и благодаря ему многое узнал о машинном обучении.
С третьего курса, кроме основных предметов, появляются курсы по выбору. Они связаны с профилем обучения, но есть лазейка: с разрешения академического руководителя можно заменить эти дисциплины на курсы других факультетов. Я много занимался на факультете компьютерных наук, чтобы развиваться в направлении машинного обучения.
А на четвертом году обучения я и вовсе заменил половину неинтересных мне предметов вроде политической географии курсами с предметами других факультетов и даже взял несколько дисциплин от Школы анализа данных «Яндекса». Это было очень круто, даже мечтать о таком не мог.
Достоинства и недостатки вуза
Во ВШЭ есть все стандартные плюшки: программы обмена, стажировки в вузовских лабораториях, клубы по интересам, различные мероприятия. На первом курсе я организовывал Vyshka Rhymes — рэп-батлы между студентами.
Факультет это поощрял, даже давал кредиты для зачета по проектной деятельности и как-то раз выделил деньги на покупку мерча и оборудования.
На моем факультете были мотивированные преподаватели, отличавшиеся интересной подачей материала. Например, преподаватель по машинному обучению объяснял свой предмет увлекательно и просто — так, что его понимали как студенты-математики, так и студенты-филологи.
Кроме того, в учебной части ВШЭ с тобой общаются как с равным — в отличие от МГИМО, где к тебе относятся как к рабу. А еще в Вышке я нашел много прекрасных друзей, с которыми очень близко общаюсь.
Из минусов отмечу только, что на факультете становится все меньше преподавателей, связанных с наукой, и все больше ставленников из госструктур.
Дальнейший путь
На втором курсе я понял, что не хочу заниматься исследованиями и пошел бы в бизнес. Вскоре на какой-то вечеринке познакомился с человеком, который искал джуна в аналитический отдел стартапа по оформлению ДМС. Прошел собеседование, устроился и проработал там почти два года. Учебу и работу спокойно совмещал, так как с самого начала подрабатывал репетитором по истории для олимпиадников.
Изначально в стартапе я занимался и аналитикой, и машинным обучением. Но благодаря упомянутому майнору в Вышке понял, что аналитика не очень меня интересует и я хочу заниматься только «машинками» — от написания до вывода в продакшен. Мне попался крутой тимлид: мы вместе проходили путь построения и разработки модели, ночами напролет что-то делали и постоянно учились, ходили на дополнительные курсы. Я получил богатый опыт и смог реализовать несколько хороших проектов.
Недавно я ушел из того стартапа и теперь работаю ML-инженером в проекте Сбербанка — по зарплате и обязанностям скорее на позиции сениора. Планы расплывчатые: потихоньку ищу вакансию с релокацией, не очень вижу себя в России сейчас.