Наши читатели регулярно рассказывают о том, как образование помогло им изменить жизнь, начать новое дело или повысить доход.

В прошлый раз своей историей поделился эффективный продакт-менеджер, прошедший 12 курсов и специализаций на «Курсере». Герой этой статьи однажды сломал ногу и от нечего делать прошел кучу курсов на платформе «Степик». В результате стал настоящим разработчиком и попутно разочаровался в родном вузе.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Я родился в Красноярске. Еще в школе понял, что математика с информатикой даются мне лучше, чем что-то другое, поэтому решил пойти в ИТ. На тот момент никто вокруг не знал, что это такое. Вот и я не понимал, куда иду. ЕГЭ сдал хорошо, но родители в столицы не отпустили, остался в родном городе. Хотя в Красноярске много вузов, для айтишника выбор небольшой: СФУ и СибГАУ. Выбрал второй, потому что он был ближе к дому, и пошел на кафедру с самым высоким проходным баллом. Так себе осознанность.

Если говорить про обучение в СибГАУ, то я вынес оттуда несколько действительно полезных вещей:

  1. Математика. Математический анализ, линейная алгебра и дискретная математика — это научная база всего программирования. Математика может описать, сколько будет по времени выполняться тот или иной алгоритм, как связать таблицы в базах данных и многое другое.
  2. Компьютерные сети. Это не только интернет, хотя и его было бы уже достаточно. Тут еще и вездесущий VPN, и общение сервисов друг с другом, и вайфай c блютусом — сложнее найти программу без сетевого взаимодействия, чем с ним.
  3. Операционные системы и архитектура компьютера. Сначала может показаться, что это только про персональные компьютеры с пользовательскими Виндоусом или Мак-ос. Но нет. Почти все веб-сервисы крутятся на том или ином подвиде Линукса, установленном на серверное железо. И это мы еще не упоминаем экзотику вроде спутников или робототехники.

А еще я научился пользоваться «Вордом» и уверенно говорить на неизвестные мне темы.

Как и в школе, в университете я был отличником. Самостоятельно делал все задания и ждал, когда же меня наконец всему научат. Так и прождал до третьего курса. Однажды на соревнованиях по тайскому боксу я повредил ногу и не мог ходить в универ примерно месяц. Оказалось, что эффективность обучения дома была на порядок выше. У меня даже появилось много свободного времени. Листая «Хабр», я наткнулся на пост о курсах по алгоритмам и устройству ЭВМ на платформе «Степик». Они были бесплатные, а делать мне все равно было нечего. Я записался на оба и начал их проходить без какой-то особой цели — они просто меня увлекли.

Как устроены занятия на «Степике»

Каждую неделю открывается новый модуль. В модуле есть лекции и задания. За задания даются очки. При получении определенного количества очков выдается сертификат о прохождении, а если очков набралось еще больше, то сертификат с отличием. Для каждого модуля назначалось два дедлайна:

Впрочем, сейчас большинство курсов стоят с открытой датой и без дедлайнов.

Задания делятся на несколько типов:

Впоследствии задания, требующие ревью другими, стали опциональными из-за технических и организационных проблем.

Задание с выбором правильного ответа
Задание с выбором правильного ответа
Видеолекция на «Степике»
Видеолекция на «Степике»

Под каждым заданием можно писать и читать подсказки к правильному решению. Публикация решения, естественно, запрещена.

После наступления жесткого дедлайна открывались видео с разбором задач и оказывалось, что задача, которую ты решал два часа и написал 30 строк кода, решалась за пять минут и две строки. Я восхищался каждый раз!

Сейчас, спустя несколько лет, система работает иначе: при успешной сдаче решения тебе открывается форум, где можно посмотреть решения других пользователей. Они иногда восхищают даже больше, чем ответы преподавателей.

Разочарование от высшего образования и польза онлайн-курсов

Так на восхищении я продержался несколько месяцев, нога восстановилась, и наступила сессия. В ней не было ничего необычного. Но поразил один момент: преподаватель должен был принимать у нас три зачета по, как мне казалось, важным предметам. Но вместо этого поставил автоматы всему потоку. Стандартная для вуза ситуация подвела меня к осознанию важного факта: перед работодателем я ничем не отличаюсь от всех других студентов с потока.

Чтобы понять, что нужно работодателям, я попробовал найти работу. Нашел место, где мне сначала платили 5000 Р в месяц за четверть ставки. Еще там дали понять, какие навыки нужно развивать. Например, C++. Проблема в том, что в университете этот язык преподавали по книге «C++ за 21 день».

Поэтому я решил обратиться к уже проверенному «Степику» и прошел еще два курса по C++. Результат впечатлил. Только за счет онлайн-курсов мой доход увеличился в три раза: с 20 тысяч — к этому моменту я перешел на полную ставку — до 60 тысяч. Затем в ход пошли книги, опыт, просмотр видео с конференций, и последующий рост уже был не за счет одних лишь курсов.

При смене работы оказалось, что некоторые работодатели любят давать алгоритмические задачи на написание кода на бумажке. Зачастую это некомфортно для многих программистов, так как у них нет привычной среды разработки. И тут мне на руку сыграло еще одно обстоятельство. Дело в том, что в вузе я ходил на военную кафедру, где пары проходили на секретном заводе. Телефонами пользоваться запрещалось, а занятия велись так себе, поэтому, чтобы не тратить время впустую, я проносил переписанные на листочек задачи по программированию и решал их в блокноте. Так ни разу и не спалили: курсант с блокнотом совсем не привлекает к себе внимания.

После смены работы и переезда в Москву доход увеличился более чем в два раза — до 140 тысяч. Меня это тогда тоже впечатлило. А потом выяснилось, что для ИТ в Москве это немного и я просто мало попросил. Но так как на следующие увеличения доходов онлайн-курсы повлияли уже слабо, будет справедливо остановиться на этой зарплате.

Курсы на «Степике», которые я проходил

Следует учесть, что мои рекомендации устарели на несколько лет. Например, когда я начинал, еще не существовало этой специализации по C++ на «Курсере» — а теперь она считается культовой.

Программирование на Python

От кого: Институт биоинформатики
В курс входят: 28 уроков, 4 часа видео, 27 тестов, 44 интерактивные задачи

Ультралегкий курс для совсем начинающих. Проблема только в том, что в качестве примеров обучения используют узкоспециализированные программы, которые никому, кроме биоинформатиков, не нужны.

Введение в Linux

От кого: Институт биоинформатики
В курс входят: 23 урока, 3 часа видео, 84 теста, 10 интерактивных задач

Тоже несложный курс, но благодаря ему я научился чуть лучше пользоваться терминалом.

Основы дискретной математики

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 24 урока, 7 часов видео, 89 тестов, 9 интерактивных задач

Люди в комментариях говорят, что курс не самый лучший, сравнивают его с аналогичным на «Курсере». Но для базового понимания, на мой взгляд, хватает.

Программирование на языке C++ и продолжение этого курса

От кого: Computer Science Center
В первую часть входят: 41 урок, 10 часов видео, 28 тестов, 45 интерактивных задач
Во вторую: 25 уроков, 7 часов видео, 34 теста, 31 интерактивная задача

Очень крутые и полезные, хоть и сложные, курсы. Многое оттуда узнал и применяю. Был бы крайне рад, если бы просто проходил эти два курса вместо соответствующих пар в университете.

Алгоритмы: теория и практика в двух частях. Методы и структуры данных

От кого: Computer Science Center
В первую часть входят: 47 уроков, 14 часов видео, 10 тестов, 21 интерактивная задача
Во вторую: 11 уроков, 6 часов видео, 17 интерактивных задач

По крутизне и полезности не хуже предыдущего пункта. Как и в случае с C++, с удовольствием бы заменил — именно заменил, не дополнил — университетские предметы по этим темам на прохождение этих курсов. Местами задания очень сложные или объемные, на предпоследнюю задачу последнего курса у меня ушло три вечера.

Java. Базовый курс

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 23 урока, 5 часов видео, 64 теста, 34 интерактивные задачи

Хороший курс. Вероятно, был бы очень полезен, если бы я программировал на Java, но это не так. Тем не менее полезно для расширения кругозора.

Python: основы и применение

От кого: Институт биоинформатики
В курс входят: 19 уроков, 5 часов видео, 25 тестов, 36 интерактивных задач

Двух первых модулей из трех достаточно, чтобы начать писать небольшие программы на Python, а дальше мне больше помогли книги.

Погружение в СУБД. Сезон 2017

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 66 уроков, 6 часов видео, 64 теста

Работать с базами данных я умею только благодаря этому курсу. Очень большой, девять модулей вместо привычных трех-пяти, и довольно продвинутая программа. Такого очень не хватало в универе.

Программирование на C++: многопоточное и углубленное

От кого: Mail.ru Group
В первую часть входят: 30 уроков, 14 часов видео, 36 тестов, 19 интерактивных задач
Во вторую: 12 уроков, 16 часов видео, 53 теста, 7 интерактивных задач

Оба забросил, даже не дойдя до середины. Из первого курса я узнал про то, как немного оптимизировать сетевое взаимодействие, из второго я вообще не узнал ничего. В первом еще к тому же очень отвратительный лектор: шепелявый, картавый, с отрицательной харизмой и без подготовленных примеров. Кошмар.

Постановка задачи на разработку ПО

От кого: Mail.ru Group
В курс входят: 27 уроков, 10 часов видео, 55 тестов, 12 интерактивных задач

Не прошел до конца, но узнал оттуда больше, чем на соответствующих лекциях в университете. В нем много полезного с точки зрения менеджмента, но тогда для меня техническая осведомленность была гораздо важнее, поэтому и не закончил. Кстати, я случайно встретил преподавателя этого курса лично и он сказал, что ему стыдно за этот курс.

Введение в архитектуру ЭВМ. Элементы операционных систем

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 23 урока, 3 часа видео, 84 теста, 10 интерактивных задач

Очень облегченная версия двух предметов, которые у меня в вузе преподавались хорошо. Не узнал ничего нового, но у людей в комментариях были сложности. Может, будет полезно другим.

Так выглядит сертификат, который дают после прохождения курса
Так выглядит сертификат, который дают после прохождения курса

Итоги

Резюмируя, я бы рекомендовал курсы как точку входа в ИТ. А от них вы уже сможете прийти к другим источникам информации: статьям, книгам, видео с конференций и так далее. Мидлом вас никакие курсы, конечно, не сделают, даже если это платные курсы, даже с наставником. Но полученные знания точно помогут найти работу и вырасти до мидла быстрее.

Любите учиться? Расскажите о курсах, которые вы прошли, и станьте героем нашего нового материала.