Как пройти 11 курсов на платформе «Степик» и увеличить свой доход до 140 тысяч рублей

История программиста, который разочаровался в вузовском образовании, но не отступил

Как пройти 11 курсов на платформе «Степик» и увеличить свой доход до 140 тысяч рублей

Наши читатели регулярно рассказывают о том, как образование помогло им изменить жизнь, начать новое дело или повысить доход.

В прошлый раз своей историей поделился эффективный продакт-менеджер, прошедший 12 курсов и специализаций на «Курсере». Герой этой статьи однажды сломал ногу и от нечего делать прошел кучу курсов на платформе «Степик». В результате стал настоящим разработчиком и попутно разочаровался в родном вузе.

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Я родился в Красноярске. Еще в школе понял, что математика с информатикой даются мне лучше, чем что-то другое, поэтому решил пойти в ИТ. На тот момент никто вокруг не знал, что это такое. Вот и я не понимал, куда иду. ЕГЭ сдал хорошо, но родители в столицы не отпустили, остался в родном городе. Хотя в Красноярске много вузов, для айтишника выбор небольшой: СФУ и СибГАУ. Выбрал второй, потому что он был ближе к дому, и пошел на кафедру с самым высоким проходным баллом. Так себе осознанность.

Если говорить про обучение в СибГАУ, то я вынес оттуда несколько действительно полезных вещей:

  1. Математика. Математический анализ, линейная алгебра и дискретная математика — это научная база всего программирования. Математика может описать, сколько будет по времени выполняться тот или иной алгоритм, как связать таблицы в базах данных и многое другое.
  2. Компьютерные сети. Это не только интернет, хотя и его было бы уже достаточно. Тут еще и вездесущий VPN, и общение сервисов друг с другом, и вайфай c блютусом — сложнее найти программу без сетевого взаимодействия, чем с ним.
  3. Операционные системы и архитектура компьютера. Сначала может показаться, что это только про персональные компьютеры с пользовательскими Виндоусом или Мак-ос. Но нет. Почти все веб-сервисы крутятся на том или ином подвиде Линукса, установленном на серверное железо. И это мы еще не упоминаем экзотику вроде спутников или робототехники.

А еще я научился пользоваться «Вордом» и уверенно говорить на неизвестные мне темы.

Как и в школе, в университете я был отличником. Самостоятельно делал все задания и ждал, когда же меня наконец всему научат. Так и прождал до третьего курса. Однажды на соревнованиях по тайскому боксу я повредил ногу и не мог ходить в универ примерно месяц. Оказалось, что эффективность обучения дома была на порядок выше. У меня даже появилось много свободного времени. Листая «Хабр», я наткнулся на пост о курсах по алгоритмам и устройству ЭВМ на платформе «Степик». Они были бесплатные, а делать мне все равно было нечего. Я записался на оба и начал их проходить без какой-то особой цели — они просто меня увлекли.

Как устроены занятия на «Степике»

Каждую неделю открывается новый модуль. В модуле есть лекции и задания. За задания даются очки. При получении определенного количества очков выдается сертификат о прохождении, а если очков набралось еще больше, то сертификат с отличием. Для каждого модуля назначалось два дедлайна:

Впрочем, сейчас большинство курсов стоят с открытой датой и без дедлайнов.

Задания делятся на несколько типов:

Впоследствии задания, требующие ревью другими, стали опциональными из-за технических и организационных проблем.

Задание с выбором правильного ответа
Задание с выбором правильного ответа
Видеолекция на «Степике»
Видеолекция на «Степике»

Под каждым заданием можно писать и читать подсказки к правильному решению. Публикация решения, естественно, запрещена.

После наступления жесткого дедлайна открывались видео с разбором задач и оказывалось, что задача, которую ты решал два часа и написал 30 строк кода, решалась за пять минут и две строки. Я восхищался каждый раз!

Сейчас, спустя несколько лет, система работает иначе: при успешной сдаче решения тебе открывается форум, где можно посмотреть решения других пользователей. Они иногда восхищают даже больше, чем ответы преподавателей.

Разочарование от высшего образования и польза онлайн-курсов

Так на восхищении я продержался несколько месяцев, нога восстановилась, и наступила сессия. В ней не было ничего необычного. Но поразил один момент: преподаватель должен был принимать у нас три зачета по, как мне казалось, важным предметам. Но вместо этого поставил автоматы всему потоку. Стандартная для вуза ситуация подвела меня к осознанию важного факта: перед работодателем я ничем не отличаюсь от всех других студентов с потока.

Чтобы понять, что нужно работодателям, я попробовал найти работу. Нашел место, где мне сначала платили 5000 Р в месяц за четверть ставки. Еще там дали понять, какие навыки нужно развивать. Например, C++. Проблема в том, что в университете этот язык преподавали по книге «C++ за 21 день».

Поэтому я решил обратиться к уже проверенному «Степику» и прошел еще два курса по C++. Результат впечатлил. Только за счет онлайн-курсов мой доход увеличился в три раза: с 20 тысяч — к этому моменту я перешел на полную ставку — до 60 тысяч. Затем в ход пошли книги, опыт, просмотр видео с конференций, и последующий рост уже был не за счет одних лишь курсов.

При смене работы оказалось, что некоторые работодатели любят давать алгоритмические задачи на написание кода на бумажке. Зачастую это некомфортно для многих программистов, так как у них нет привычной среды разработки. И тут мне на руку сыграло еще одно обстоятельство. Дело в том, что в вузе я ходил на военную кафедру, где пары проходили на секретном заводе. Телефонами пользоваться запрещалось, а занятия велись так себе, поэтому, чтобы не тратить время впустую, я проносил переписанные на листочек задачи по программированию и решал их в блокноте. Так ни разу и не спалили: курсант с блокнотом совсем не привлекает к себе внимания.

После смены работы и переезда в Москву доход увеличился более чем в два раза — до 140 тысяч. Меня это тогда тоже впечатлило. А потом выяснилось, что для ИТ в Москве это немного и я просто мало попросил. Но так как на следующие увеличения доходов онлайн-курсы повлияли уже слабо, будет справедливо остановиться на этой зарплате.

Курсы на «Степике», которые я проходил

Следует учесть, что мои рекомендации устарели на несколько лет. Например, когда я начинал, еще не существовало этой специализации по C++ на «Курсере» — а теперь она считается культовой.

Программирование на Python

От кого: Институт биоинформатики
В курс входят: 28 уроков, 4 часа видео, 27 тестов, 44 интерактивные задачи

Ультралегкий курс для совсем начинающих. Проблема только в том, что в качестве примеров обучения используют узкоспециализированные программы, которые никому, кроме биоинформатиков, не нужны.

Введение в Linux

От кого: Институт биоинформатики
В курс входят: 23 урока, 3 часа видео, 84 теста, 10 интерактивных задач

Тоже несложный курс, но благодаря ему я научился чуть лучше пользоваться терминалом.

Основы дискретной математики

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 24 урока, 7 часов видео, 89 тестов, 9 интерактивных задач

Люди в комментариях говорят, что курс не самый лучший, сравнивают его с аналогичным на «Курсере». Но для базового понимания, на мой взгляд, хватает.

Программирование на языке C++ и продолжение этого курса

От кого: Computer Science Center
В первую часть входят: 41 урок, 10 часов видео, 28 тестов, 45 интерактивных задач
Во вторую: 25 уроков, 7 часов видео, 34 теста, 31 интерактивная задача

Очень крутые и полезные, хоть и сложные, курсы. Многое оттуда узнал и применяю. Был бы крайне рад, если бы просто проходил эти два курса вместо соответствующих пар в университете.

Алгоритмы: теория и практика в двух частях. Методы и структуры данных

От кого: Computer Science Center
В первую часть входят: 47 уроков, 14 часов видео, 10 тестов, 21 интерактивная задача
Во вторую: 11 уроков, 6 часов видео, 17 интерактивных задач

По крутизне и полезности не хуже предыдущего пункта. Как и в случае с C++, с удовольствием бы заменил — именно заменил, не дополнил — университетские предметы по этим темам на прохождение этих курсов. Местами задания очень сложные или объемные, на предпоследнюю задачу последнего курса у меня ушло три вечера.

Java. Базовый курс

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 23 урока, 5 часов видео, 64 теста, 34 интерактивные задачи

Хороший курс. Вероятно, был бы очень полезен, если бы я программировал на Java, но это не так. Тем не менее полезно для расширения кругозора.

Python: основы и применение

От кого: Институт биоинформатики
В курс входят: 19 уроков, 5 часов видео, 25 тестов, 36 интерактивных задач

Двух первых модулей из трех достаточно, чтобы начать писать небольшие программы на Python, а дальше мне больше помогли книги.

Погружение в СУБД. Сезон 2017

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 66 уроков, 6 часов видео, 64 теста

Работать с базами данных я умею только благодаря этому курсу. Очень большой, девять модулей вместо привычных трех-пяти, и довольно продвинутая программа. Такого очень не хватало в универе.

Программирование на C++: многопоточное и углубленное

От кого: Mail.ru Group
В первую часть входят: 30 уроков, 14 часов видео, 36 тестов, 19 интерактивных задач
Во вторую: 12 уроков, 16 часов видео, 53 теста, 7 интерактивных задач

Оба забросил, даже не дойдя до середины. Из первого курса я узнал про то, как немного оптимизировать сетевое взаимодействие, из второго я вообще не узнал ничего. В первом еще к тому же очень отвратительный лектор: шепелявый, картавый, с отрицательной харизмой и без подготовленных примеров. Кошмар.

Постановка задачи на разработку ПО

От кого: Mail.ru Group
В курс входят: 27 уроков, 10 часов видео, 55 тестов, 12 интерактивных задач

Не прошел до конца, но узнал оттуда больше, чем на соответствующих лекциях в университете. В нем много полезного с точки зрения менеджмента, но тогда для меня техническая осведомленность была гораздо важнее, поэтому и не закончил. Кстати, я случайно встретил преподавателя этого курса лично и он сказал, что ему стыдно за этот курс.

Введение в архитектуру ЭВМ. Элементы операционных систем

От кого: Computer Science Center
В курс входят: 23 урока, 3 часа видео, 84 теста, 10 интерактивных задач

Очень облегченная версия двух предметов, которые у меня в вузе преподавались хорошо. Не узнал ничего нового, но у людей в комментариях были сложности. Может, будет полезно другим.

Так выглядит сертификат, который дают после прохождения курса
Так выглядит сертификат, который дают после прохождения курса

Итоги

Резюмируя, я бы рекомендовал курсы как точку входа в ИТ. А от них вы уже сможете прийти к другим источникам информации: статьям, книгам, видео с конференций и так далее. Мидлом вас никакие курсы, конечно, не сделают, даже если это платные курсы, даже с наставником. Но полученные знания точно помогут найти работу и вырасти до мидла быстрее.

Любите учиться? Расскажите о курсах, которые вы прошли, и станьте героем нашего нового материала.

А помогали ли вам онлайн-курсы освоить новое дело и увеличить доход?

Курсы на степике (вставь любой другой аналог)- зашибись, на самом деле. Даже если это рекламный пост.

За интерактивом будущее

Единственное, степик как слово ну очень несерьёзно звучит. Надо же было так проиграть в битве за удачный нейминг!

36

Плюсую за курсы от института биоинформатики по Linux и Python. Сам я не проходил - я в основном шишки прям на практике в проде набивал, но девушка проходила, ну и как раз благодаря курсам и устроилась джуном в один из наших энтерпрайсов.

А так я проходил курсы некоторые только для получения сертификатов - например от Cisco или AWS. И да, онлайн-курсы помогают увеличить доход все же)

14

Ilya, сами курсы - бесплатные

13

О пользе онлайн курсов согласен. В школе и универе программирование не заходило вообще. Или преподаватель плохо давал материал, или темп обучения был слишком быстрый и сокурстники уходили вперед пока я тупил (что демотивировало).
С онлайн курсами оказалось, что можно спокойно заниматься в своем темпе, в удобное время. Если качество курса не нравится, меняешь на другой, пока не найдешь подоходящий.
Курсы, конечно, готовым специалистом вас не сделают, но для закрепления знаний - отличный инструмент.

12
Герой Т—Ж

Степик - одна из самых удобных платформ для онлайн-обучения, что встречал в рунете

11

проходила на Степике курс программирование на питоне и основы статистики. Очень понравилось. Интересно дается материал: кардинальное отличие от стандартного вуза. По сути, формируется среда и сообщество тех, кто проходил и проходит курс. Все друг другу помогают. Преподаватели всегда на связи. Курс можно проходить анонимно.

6

добавлю в список попробовать в самообразовании, а дальше посмотрим)

5

Mikhail, но проходить их я, конечно же, не буду)

10

Марат, конечно же буду, но когда-нибудь потом)

3
Отредактировано

курс по пайтону у института биоинформатики - для задротов, либо вчерашних выпускников с егэ по математике на 90+. для остальных курс покажется болью, и может оттолкнуть от изучения. в комментариях задачи лучше обьясняются, чем преподы в ролике.

5

Да задачки на курсе "Программирование на языке C++" просто мозгодробительные и нестандартные, можно пару дней потратить чтобы решить - люблю такое! И мне нравится сам Степик, тем, что там нужно писать код для заданий и проверять его. По сравнению с Юдеми, где просто смотришь видео и можешь не практиковаться.

Единственный курс который мне не дался, это "Natural Language Processing" он частично был на английском и мне показалось преподаватель не смог объяснить, или объяснял слишком сложно как на лекции в институте, хотя я уже был погружен в тему, мне все равно было не понятно.

5

Tatiana, от части справедливо по отношению к российским работодателям. И то не всем. В IT индустрии уже давно многие смотрят исключительно на практические навыки, которые преподаются в университетах не всегда хорошо (исключение "именитые" московские вузы.

5
Герой Т—Ж
Отредактировано

Насчёт выделенной жёлтым фразы. Так ведь ваш "доход" увеличили не курсы на степике, а то, что вы перешли с четверти ставки на полную. Цена вашего времени даже уменьшилась. Раньше за 2 часа работы в день вы зарабатывали 20 тысяч в месяц, а потом стали за 8 часов зарабатывать 60 тысяч. Если представить, что в среднем месяце 20 рабочих дней, то ваша ставка в час уменьшилась с 500 рублей до 375.

3

Artem, не совсем. Он получал 5 за четверть ставки, 20 за полную, а потом увеличил доход в три раза с 20 до 60 уже.

5
Герой Т—Ж

Kirill, а, да, неправильно прочитал. Спасибо.

1

Спасибо за рекомендацию, нашла там неплохой курс по испанской грамматике, отлично дополняет курс на Дуолинго :)
Я больше ради развлечения курсы прохожу, доход мне это не помогает повышать. Но я и не программист, увы, не дано мне.

2

Спасибо за шикарную подборку!

1

Освоить новое дело - да. Но в доходе просела. Пока. Только пока.
Пришлось учить HTML. Что-то меня это дело так зацепило, что пойду-ка я на веб-верстку.

1
Герой Т—Ж

Анастасия, верстка уже ничего не стоит

1

Анастасия, лучше сразу на web-разработку.

0

Так переезд в Мск сыграл решающую роль, а не курсы. Но Степик крут.

1
Герой Т—Ж

Теперь не понимаю, стоит ли идти на высшее. Курсы интереснее и быстрее обучают

0

RussianGirl, смотря назад, на свой опыт, я бы рекомендовала попробовать самостоятельно взяться за самообучение на подобных курсах, затем джуном устраиваться на практику за гроши ( а то и просто за опыт) нежели стараться сразу после школы поступить в нестоличные ВУЗ

2

RussianGirl, высшее образование ещё полезно знакомствами. Потом можно получить хорошее предложение по работе от бывшего однокурсника.

0

RussianGirl, надо понимать, что всё это, от Stepik до Яндекс.Практикум/Нетология/GeekBrains и т.п. - это ПТУ. Мощное, крутое - но ПТУ.

Базовый уровень образования в принципе другой - не "почему", а "как".

0

Евгений, ауровень ПТУ Вы на основании каких критериев устанавливаете?

1

Как мне говорили айтишники - программа в вузе отстает лет на 5... Сам вкатываюсь в айти. Мне половина знакомых айтишников говорит, что для миддла даже не везде нужна математика (не про фронтэнд даже). Не говоря уже про вышку в универе.

0

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю